Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Определение экскурсионной методики

Определение экскурсионной методики

Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет и виды экскурсионной методики………………………………….….4
2.Методика подготовки экскурсии………………………………………………...6
2.1Критерии экскурсионного объекта ………………………………………….…6
3.Методика проведения экскурсии…………………………………………………7
3.1Методическиеприемы показа……………………………………………………7
3.2Методические приемы рассказа…………………………………………………9
4.Составление индивидуальных текстов…………………………….……………11
5. Техникаведения экскурсии………………………………………………..……12
5.1Экскурсоводческоемастерство………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………….....15

Введение
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательныхмест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализнаходящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с нимисвязанных.
Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймети воспримет увиденное и услышанное.
Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов кнеобходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.
Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядныйпроцесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранныхобъектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев,выставок, мастерских скульптора, художника и др.
Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

1. Предмет и виды экскурсионной методики
 
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,
связанных друг с другом частей:
— методики разработки новой для данного бюро темы;
— методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже
разработанной в данном бюро;
— методики подготовки экскурсовода к проведению очередной
экскурсии;
— методики проведения экскурсии;
— методики послеэкскурсионной работы.
Аспектыэкскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода,механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода входе подготовки и проведения экскурсии.
Экскурсионнаяметодика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос осоотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: отпоказа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных(осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методикаучитывает способность объекта привлекать внимание, использует различныесредства усиления внимания экскурсантов.
Ещеодна задача методики – подсказать наиболее эффективное использованиеметодических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитываетвопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.
 
Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

2.Методика подготовки экскурсии
 
(10пунктов для составления новой экскурсии)
            
            •Определение цели и задач экскурсии
            •Выбор темы
•Отбор литературы, составление библиографии и определение других источниковматериала
            •Изучение источников
            •Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме
            •Отбор и изучение экскурсионных объектов
            •Составление и обход/ объезд маршрута
            •Подготовка текста экскурсии
            •Комплектование «портфеля экскурсовода»
            •Выбор методических приемов проведения экскурсии
2.1Критерии экскурсионного объекта
            1.познавательная ценность
            2.известность (популярность) объекта
            3.необычность (экзотичность) объекта
            4.выразительность
            5.сохранность объекта
            6.месторасположение

3. Методика проведения экскурсии
Методикапроведения – это умение показать объект и умение рассказать о самих объектах исобытиях с ними связанных. Сам по себе методический прием внешне не различим,он является частью процесса проведения экскурсии. Механизм действияметодического приема может быть более или менее сложным. Неправильно строитьвсю экскурсию на применении одного методического приема. Важно представлятьсхему действия методического приема, его назначение.
 
3.1Методическиеприемы показа
 
Приемпредварительного осмотра используется, когдаэкскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называетпамятник, приглашая экскурсантов окинуть взглядом объект, познакомиться свнешним видом, выявить запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятниквпервые, этот прием дает возможность сопоставить свое представление опамятнике, составленное на основе его изображений на иллюстрациях, в книгах, стем, что он наблюдает перед собой. Предварительный осмотр продолжается не более1.5 – 2-х минут.
Приемпанорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдатьс высоты вид какой-то местности. Для активизации восприятия экскурсантами,открывшейся перед ними картины, необходимо выявить композиционный центр и обратитьна него внимание. Экскурсовод должен показать только основные объекты в заранееопределенной последовательности.
Приемзрительной реконструкции – это восстановлениепервоначального облика частично сохранившегося объекта. Этот прием используетсяв экскурсиях, где ведется показ памятников архитектуры и сооружений прошлого.Экскурсовод должен «нарисовать» такую картину, чтобы человек получил зрительноеобразное представление о памятнике или о событии. В тех случаях, когда зданиене сохранилось, или речь идет историческом событии, произвести зрительную реконструкциюпомогают уцелевшие детали и наглядные материалы. Использование этого приематребует от экскурсовода обширных и точных знаний об объекте или событии. Онобязан ясно представлять те события или объекты, о которых ведет рассказ.Большую роль в этом играют конкретные, запоминающиеся детали.
Приемлокализации событий. Этот прием дает возможностьограничить внимание экскурсантов, приковать их взгляды к конкретной территории,к тому месту, где произошло событие. Воссоздаваемое историческое событиелокализуется словами «здесь», «на этом месте», «в этом направлении» и т.д.Прием используется часто вместе с приемом зрительной реконструкции. Приемлокализации оказывает на экскурсантов сильное эмоциональное воздействие,вызывает чувство сопричастности.
Приемабстрагирования представляет собой мысленный процессвыделения из целого каких-либо его частей с целью их отвлеченного наблюдения.Этот прием позволяет экскурсантам «не видеть» того, что является несущественным для данной экскурсии. Делается это следующим образом, сначалапоказывается весь экскурсионный объект, только после того, как экскурсантыполучили представление об объекте в целом, следует показ одного нужногоэлемента: здания в архитектурном ансамбле либо окна, этажа или другой детали вотдельном здании.
Приемзрительного сравнения построен на зрительномсопоставлении различных предметов или частей одного предмета. Сравнение можетпроводиться как по сходству так и по контрасту. Сравнение должно бытьвыразительным, только тогда оно окажется эффективным и запомнится экскурсантам.
Приемзрительной аналогии построен на сравнении данногообъекта либо с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта, либо стеми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Задача экскурсовода привлечьэкскурсантов к поиску аналогии, вызвать в памяти образ аналогичного объекта.
 
3.2Методические приемы рассказа
Приемэкскурсионной справки. Экскурсовод сообщает краткие данные об объекте: датупостройки, авторов проекта, размеры, назначение.
Приемописания. Прием предполагает изложениеэкскурсоводом в определенной последовательности характерных черт, примет,особенностей внешнего вида памятника, которые не сразу выявляютсяэкскурсантами.
Приемхарактеристики построен на определении отличительных свойстви качеств предмета, явления, человека. Этот прием помогает лучше понятьсущность объекта. Если прием описания касается лишь внешних сторон, то данныйприем дает характеристику внутренних, невидимых для глаз свойств и качеств.
Приемкомментирования. Используется, когда экскурсоводомдается толкование каких-либо явлений, событий, критически оцениваются действияучастников этих явлений, исторических событий.
Приемцитирования. К цитированию прибегают для подтверждениясвоей мысли, для сохранения особенностей языка и колорита определенногоисторического периода, для воспроизведения картины событий, для ознакомления савторитетным мнением. Цитата направлена на то, чтобы вызвать зрительный образ.Иногда используется на основе этого приема прямая речь – экскурсанты становятсякак бы участниками событий.
Приемвопросов-ответов. Суть приема в активизации слушателей.Вопросы,    задаваемые экскурсоводом делятся на несколько видов:
1.вопросы,на которые экскурсовод сам дает ответы;
2.вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение в формевопроса;
3.вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты.
Приемотступления. Он состоит в том, что в ходе рассказаэкскурсовод как бы уходит от своей темы: читает стихотворение, приводит примериз своей жизни, рассказывает содержание фильма или книги. Этот прием не связан ссодержанием экскурсии. Его задача – снять усталость, усилить внимание вдальнейшем.
Помимометодических приемов рассказа и показа, на экскурсиях используют особыеприемы, которые так же помогают лучше усвоить содержание материала.
Например,в качестве дополнительного эпизода вводится встреча с участником событий, окоторых рассказывалось в экскурсии. Иногда используется прием исследования.Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листка бумаги,который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно колодца.
Также в экскурсиях используются различные приемы демонстрации наглядных пособий:иллюстрирующий, когда рассказ сопровождается показом фотографий по даннойтематике; комментирующий, когда рассказ является лишь пояснением к показу;прием контраста, когда фотография служит для того, чтобы экскурсанты моглиубедиться, как изменилось это место.

4.Составление индивидуальных текстов
 
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивид-го текста является контрольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.
Индивидуальность экскурсии состоит в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приёмы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

5. Техника ведения экскурсии
Эффективность любой экскурсии зависит от техники проведения. Отэтого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий длявосприятия материала. Техника состоит из следующего: знакомство экскурсовода сгруппой;
выход экскурсантов из автобуса;
движения от автобуса к объекту;
расстановка у объекта;
возвращение в автобус;
соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденныепроисшествия);
ответы на вопросы экскурсантов;
использование индивидуального текста в экскурсии;
работа с «портфелем экскурсовода»;
работа с микрофоном.
 
5.1Экскурсоводческое мастерство
Каждый экскурсовод, как любой другой специалист в любой отраслизнаний, должен владеть профессиональным мастерством. Мастерство экскурсоводанаходит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которыеобеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала. Слагаемыемастерства: культура речи, жесты и мимика, контакт с группой.
Культура речи. Рассмотрим несколько вопросов для раскрытия этойтемы. Речь экскурсовода – это речь устная, отличающаяся от письменной впервую очередь структурой и объемом предложений.
Строй предложений в устной речи отличается относительной свободой.
Правильное словоупотребление – один из важнейших элементов культурыречи оратора.
Правильность произношения так же является показателем культуры речи.Опасность для экскурсовода представляют штампы, профессиональные термины, иностранныеслова.Богатство и стилистическое разнообразие речи экскурсовода определяется его умениемпользоваться синонимами, включать в свою речь пословицы и поговорки. Краткостьи многословие как показатель культуры речи.
Неотъемлемойчастью речевой техники является сила голоса и темп.
Вречи экскурсовода важную роль играют паузы. Экскурсовод так же долженследить за дикцией, здесь подразумевается степень отчетливости в произношениислов и слогов в речи.
Жестыи мимика. В экскурсионной практике различаютжесты: указательные, реконструирующие и побудительные. Так же существуютбессмысленные жесты и жесты-паразиты, которые создают отрицательный фонвыступлению. Важным показателем чувств оратора является выражение лица, егомимика.
Контактэкскурсовода с группой. Успех экскурсии во многом зависит от установлениядолжного контакта экскурсовода с группой, от благоприятного психологическогоклимата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которогоявляется профессиональным делом экскурсовода. Установление контакта: появлениеэкскурсовода; вступительное слово экскурсовода; активность оратора, рассказ иречь экскурсовода.

Заключение
Подводяитог всему вышесказанному, можно сказать, что, методикапроведения экскурсии — это умение показать объект, умение рассказать о нем и связанных с ним событиях..
Методика проведения экскурсий включает в себясовокупность методических приемов, задача которых — обеспечитьнаибольшую действенность экскурсионного метода сообщения знанийаудитории.
Существует классификация методических приемовпроведения экскурсий, где выделяются группы, связанные с основными элементами экскурсии— показом и рассказом. Работники экскурсионного учреждения,отвечающие за методическую службу, должны помнить о том, что для проведенияполноценной экскурсии важным условием является четкость и конкретность методических указаний.
Эффективность любой экскурсии зависит оттехники ее проведения, от связи техники с методикой ведения. Техника проведенияэкскурсий направлена на обеспечение условий для восприятия экскурсионногоматериала аудиторий.
К технике ведения экскурсий предъявляетсяряд требований, в число которых входят: знакомство экскурсовода с группой,правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса,возвращение в автобус, использование экскурсоводом микрофона,соблюдение времени, раскрытие отдельных  подтем, ответы на вопросыэкскурсантов.

Список использованной литературы:
1.        ЕмельяновБ.В. Организация работы экскурсионного учреждения.- М.:  Высш. шк., 1987
2.        ЕмельяновБ.В… Экскурсоведение: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1992.
3.        Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.
4.        НемоляеваМ.Э., Ходорков П.Д. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М: Международные отношения, 1990.
5.        НожинЕ.А. Мастерствоустного выступления. Учебное пособие.-  М.: Высш. шк.,1978
6.        Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. М.: ЦРИБ «Турист»,1983.
7.        Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А.Основы экскурсионного дела.-  СПб.: «Паритет»,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.