РЕФЕРАТ
Курсоваяработа «Объективная оценка технического мастерства»,44 с., 22 источникалитературы, 2 таблицы.
Цельработы: рассмотреть методику объективной оценки технического мастерства напримере скоростно-силовых видов спорта.
Задачиработы: рассмотреть понятия – техническая подготовка, спортивная техника итехническое мастерство; определить основные критерии объективной оценкитехнического мастерства.
Объектисследования: техническая подготовка спортсмена.
Эффективноеуправление процессом спортивной тренировки предусматривает четкоеколичественное выражение значимости важнейших составляющих спортивногомастерства.
Следуетдифференцировать техническую, физическую, тактическую, психическую иинтеллектуальную стороны подготовленности. Каждая сторона подготовленностизависит от степени совершенства других ее сторон
Техническое мастерство спортсмена можно оценивать несколькимипутями. Наиболее простой — это визуальная оценка техники игры.
Рассматривая физическую подготовленность с точки зренияуправления процессом спортивной тренировки, следует подчеркнуть, что,во-первых, оценка уровня развития физических качеств может свидетельствовать осоответствии или несоответствии подготовленности спортсмена тем результатом,которые ему запланированы на данный этап тренировки. Во-вторых, колебанияфизической подготовленности позволяют судить об уровне тренированностиспортсмена, т.е. является важным объективным показателем общего состояния егоорганизма. Поэтому не случайно многие опытные тренера достаточно точнооценивают текущее состояние спортсмена по результатам нескольких контрольныхупражнений.
Введение
Бурно развивающийся спорт, неуклонно возрастающая конкуренцияна мировой спортивной арене при все повышающемся уровне спортивных результатоввыдвигают все новые и новые проблемы перед спортсменами.
Высокий уровень современных спортивных результатов требует отспортсмена не только высокого уровня физической подготовленности, но исовершенного владения рациональной техникой движений, а также способности внестандартных ситуациях действовать творчески, самостоятельно. Поэтому одной изактуальных проблем спортивной подготовки является проблема повышения техническогомастерства. Раньше этому вопросу не уделялось должного внимания. Разрозненностьисследований по спорту привела к узкому пониманию проблемы и различным взглядамна совершенствование и оценку технического мастерства. Исследования в областисистемы и методики спортивной подготовки (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев), обучениядвигательным действиям (В.Д. Мазниченко, М.М. Боген), физиологии и биомеханикив циклических видах спорта (Н.В. Зинкин, Д. Д. Донской, В.М. Зациорский, В. Б.Иссурин), психологии спорта (И.П. Ратов, А.Ц. Пуни) имеют во многомфундаментальный характер, но рассматривают проблему техническогосовершенствования с узкоспециализированных позиций.
Технику в любом виде спорта мы рассматриваем какспециализированную систему одновременных и последовательных движений, направленныхна рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил,участвующих в двигательном акте, с целью наиболее полного и эффективногоиспользования их для достижения более высоких спортивных результатов. Взависимости от специфики вида спорта понятие техники несколькоконкретизируется.
Под техническим мастерством обычно подразумеваетсясовершенство двигательного компонента, однако этого далеко недостаточно.Техническое мастерство — понятие более широкое, включающее в себя не толькодвигательную сторону действия, но и все те процессы, которые участвуют врегулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект(В.М. Дьячков, В.М. Клевенко, Н.А. Худадов).
Техническое мастерство спортсмена определяется не тольковозможностью показывать высокий результат, сохранять стабильностьбиомеханической структуры или, наоборот, вносить изменения в зависимости отусловий и сбивающих работу факторов, но и способностью найти тот неповторимыйиндивидуальный стиль исполнения действия, который соответствует ему самому(спортсмену) в данный отрезок времени, способностью находиться в состоянии«поиска» на протяжении всей спортивной карьеры.
Объективная оценка технического мастерства.
Раздел 1: Теоретические аспекты технического мастерства спортсменов
1.1. Понятия – техническаяподготовка, спортивная техника и техническое мастерство спортсменов
Техническая подготовка направлена наобучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства (Л.П.Матвеев, 1982: Н.Г. Озолин, 2002; В.Н. Платонов, 2004; В.П. Савин, 1990, 2003 идр.).
Спортивная техника – это способвыполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степеньюэффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизическихвозможностей.
Роль спортивной техники в различныхвидах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственнойим спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды(спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видахспорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные ибыстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во времяотталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финальногоусилия в метании копья, диска и т.д.
2. Виды спорта, характеризующиесяпреимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжныегонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расходаэнергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Виды спорта, в основе которых лежитискусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техникадолжна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
4. Спортивные игры и единоборства.Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность ивариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условияхсоревновательной борьбы (Ю.Ф. Курамшин, 1999).
Техническая подготовленностьспортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникойосвоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленностиназывают техническим мастерством.
Различают общую и специальнуютехническую подготовку.
Общая техническая подготовканаправлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками,необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи в процессе общей техническойподготовки решаются следующие:
1. Увеличить (или восстановить) диапазондвигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыковв избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений,применяемых в качестве средств ОФП.
Специальная техническая подготовканаправлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Онаобеспечивает решение следующих задач:
1. Сформировать знания о техникеспортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формытехники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки,необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формытехники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностямиспортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивнойтехники, не применявшиеся ранее.
Техническое мастерство спортсменов — интегральное понятие теории и методики спортивной тренировки. Оно, в своюочередь, базируется на таких фундаментальных понятиях, как спортивная техника итехническая подготовка. Техническое мастерство является результатом разработкиэффективной техники конкретного вида спорта и успешного проведенияпедагогического процесса собственно технической подготовки. Высокое качествотехники и процесса технической подготовки, как правило, приводит к тому, чтоспортсмены приобретают такой высокий уровень технического мастерства, которыйобеспечивает им достаточно высокую вероятность достижения рекордныхрезультатов.
Для того чтобы существенно повысить эффективность подготовкиспортсменов к крупнейшим соревнованиям необходимо, как минимум, решить всепроблемы, возникающие на пути совершенствования их технического мастерства.
Первая проблема состоит в том, что в теории и практикенедостаточно исследованы самые существенные аспекты разработки рациональныхобразцов спортивной техники в различных видах спорта.
Вторая проблема заключается в том, что в методическомобеспечении тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов вбольшинстве видов спорта основные акценты подготовки направлены, как правило,на увеличение функциональных возможностей спортсменов и практически отсутствуютспециальные разработки в области методологии совершенствования их техническогомастерства.
Таким образом, очевидно, что для кардинального улучшениякачества подготовки спортсменов высокой квалификации следует:
· значительноповысить уровень их технического мастерства в основном за счет повышенияэффективности исследовательской работы в этом направлении;
· идентифицироватьбиомеханическую структуру соревновательной деятельности в каждом конкретномвиде спорта;
· разработатьбиомеханические модели лучших образцов техники двигательных действий;
· создатьметодологию освоения этих моделей, основанную на технологии дидактическойбиомеханики и психомоторики, адекватную двигательным навыкам каждого видаспорта;
· обеспечитьсистему объективного педагогического контроля процесса технической подготовки иоценки уровня технического мастерства спортсменов;
· обеспечитьспортсменов такими техническими и тренажерными средствами, формой и инвентарем,которые соответствуют требованиям эргономической биомеханики.
Исходя из выше перечисленного, одним из основных направленийповышения качества тренировочного процесса можно считать разработку болееэффективных средств и методов совершенствования технической подготовкиспортсменов на основе объективных знаний о системно — структурной организациисоревновательных упражнений.
1.2. Значение уровняразвития двигательных качеств спортсмена для технического мастерства
Техническоемастерство спортсмена зависит от уровня развития двигательных качеств — силы,выносливости, гибкости, быстроты, координационных способностей. Соматическиеособенности занимающихся, топография мышечной силы, пропорции тела также влияютна технику выполнения соревновательных упражнений. Уровень проявлениядвигательных качеств, в частности, выносливости, тесно связан с экономичностьютехники, развитием психической устойчивости к преодолению тяжелого утомления,умением реализовать рациональную тактику в ходе соревнований. Каждый из этихфакторов, как показывают многочисленные работы, оказывает существенное влияниена спортивные достижения спортсменов. Правда, пластичность организма позволяеткомпенсаторным механизмам несколько сгладить отсутствие одного из них, но этодается очень дорогой ценой. Степень развития факторов компенсации должназначительно превышать средний их уровень развития, который обычно достаточен принормальном соотношении важнейших характеристик. В исследовании В. Г. Семеноваимеются данные о том, что несоответствие уровня развития качеств виду спортавсегда компенсируется чрезмерным развитием других качеств, которые позволяютвыполнить движение с необходимой для победы силой или быстротой. Однаконекоторые особенности спортсменов, являющиеся важнейшими для данного видаспорта, вообще не могут быть компенсированы. Например, отсутствие определенноймассивности тела у метателя молота или ядра вряд ли может быть эффективнозаменено какими-то функциональными или психическими факторами. «Толькокомплексный конституционально — педагогически — функциональный подход в еготриединстве позволяет объективно оценить индивида, его функциональныевозможности и прогнозировать дальнейшее развитие сомы и функций. Нетфункциональных изменений, которые бы не имели в своей основе морфологическихизменений, как нет морфологических изменений без изменения функциональныхпоказателей».
Раздел2 Показатели и критерии оценки технического мастерства
2.1 Показатели технического мастерстваспортсмена
Техническое мастерство спортсменов характеризуется тем, чтоумеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.
В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность;в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен.
Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.
2.1.1 Объем технической подготовленности
Объем технической подготовленности определяется числом техническихдействий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случаетехнику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил не выполнил, умеет — неумеет).
Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которыеосвоены данным спортсменом; соревновательный объем — числом различныхтехнических действий, выполняемых в условиях соревнований.
Техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшимчислом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя). Это, конечно, неозначает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; всхватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большойобъем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтениелишь излюбленным приемам
2.1.2 Разносторонность технической подготовленности
Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательныхдействий, которыми владеет спортсмен или которые он применяет на соревнованиях.Соответственно и здесь выделяют общую или соревновательную разносторонность.Технические действия, освоенные спортсменом, могут принадлежать к одной группе(например, в вольной борьбе — броски с захватом руками за руки и туловищепротивника) или к разным группам (броски с захватом руками за ноги противника,с действием ногами на ноги противника и др.). В последнем случаеразносторонность технической подготовленности спортсмена выше. У болееразносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична ифизическая подготовленность, в частности топография силы.
Объем и разносторонность технической подготовленности являютсяважными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, гдеимеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика,фигурное катание на коньках и др.).
2.1.3 Рациональность техники
Рациональность технических действий определяется возможностьюдостичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники —это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения,используемой разновидности техники. Та или иная техника может быть более илименее рациональной (например, при плавании вольным стилем самым рациональнымспособом оказывается кроль, хотя пловцу вовсе не возбраняется любой другойспособ). В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способоввыполнения движений другими, более рациональными.
Рациональность технических действий определяется следующимобразом. В прыжках в высоту результат (Я) зависит от:
H 1 —высоты центра тяжести (ЦТ) тела в момент отрыва от земли;
H 2—высоты подъема ЦТ тела в прыжке (высоты подпрыгивания);
H 3 — расстояния от ЦТ тела до планки в момент перехода через
h = h 1+ h 2- h 3
В способе «фосбюри» h 1 меньше, чем в других способах прыжка(главным образом, за счет маха не прямой, а согнутой ногой), но h 2 большеиз-за более выгодных условий отталкивания. В результате высота подъема ЦТ телав прыжке ( h 1 t + h 2 ) примерно одинакова во всех способах. Однако h 3 вперекидном и «фосбюри» мало и практически одинаково (6—8 см), а в прыжке«ножницами» недопустимо велико (до 25—30 см). Из-за этого, прыгая «ножницами»,нельзя показать высокий результат, этот способ нерационален. Перекидной способи «фосбюри» примерно одинаково рациональны.
В толкании ядра сильнейшие спортсмены используют сейчас дваосновных варианта техники:
1) с линейным махом ноги (без поворота),
2) с круговым махом ноги (с поворотом, примерно как в метаниидиска).
Какой из этих вариантов более рационален, пока точнонеизвестно.
Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена(объем, разносторонность и рациональность технических действий) говорят лишь отом, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения —как спортсмен выполняет движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь можетслучиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностямипобедит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой (например, хорошопрыгает «ножницами» или плывет баттерфляем), а не тот, кто разучил пусть ирациональную технику, но владеет ею плохо (прыгает способом «фосбери» неумело,плывет «дельфином» неправильно).
Поэтому при оценке технической подготовленности необходимоучитывать качественную сторону владения движением — эффективность и освоенностьего выполнения.
2.1.4 Эффективность владения спортивной техникой
Эффективностью владения спортивной техникой (илиэффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близостиее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие отрациональности) — это характеристика не того или иного варианта техники, акачества владения техникой.
В зависимости от того, как определяется рациональная техника(образец, стандарт), различают три группы показателей ее эффективности.
2.1.4.1 Абсолютная эффективность
Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость кобразцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники,определенный на основе биомеханических, физиологических, психологических,эстетических соображений.
В простейшем случае мерой эффективности техники может явитьсяпоказанный спортсменом результат. Таким способом часто оценивают эффективностьтехнических приемов в единоборствах и спортивных играх. Например, в баскетболеэффективность техники штрафных бросков естественно оценивать по процентупопаданий.
Однако, к сожалению, в большинстве случаев спортивныйрезультат не является убедительным показателем эффективности техники, так какпомимо техники он зависит еще от других факторов, в частности от развитиядвигательных качеств. Например, один райдер может победить другого в заезде прислабом ветре потому что он просто легче, а не из-за преимуществ в технике.
Поэтому описанный метод оценки эффективности техники пригоденв основном в тех случаях, когда технические действия не требуют предельного проявлениядвигательных качеств.
В большинстве случаев оправдан другой способ — сопоставлениехарактеристик выполненного движения с некоторым идеалом. Например, в прыжках сперехватом планки одним из показателей эффективности техники являетсярасстояние от ЦТ тела до планки в момент начала перехвата (отпускания руки).
В основе рациональной техники могут лежать разные критерии:
а) биомеханические (примеры приведены выше);
б) физиологические; при нерациональной технике нередковозникают резкие болезненные ощущения на во время приземления в коленях,голеностопе, пояснице. Так же подвержены перенапряжениям локтевые и плечевыесуставы.
в) психологические; техника в решающей мере определяетсястремлением выполнить движение так, чтобы оно было возможно более неудобным длясоперника (хотя оно может быть неудобно самому спортсмену). Например,желательно, чтобы технические действия были выполнены с максимальным powerчасто при этом спортсмен пролетает большое расстояние теряя высоту (по ветру) взоне соревнований, рискуя не приземлить элемент или получить травму. С точкизрения механики движений такие действия нерациональны (сила, скорость, а иногдаи точность движения при этом снижаются), однако именно они позволяют переигратьпротивника. Поэтому подобные способы выполнения технических действий являютсянаиболее рациональными;
г) эстетические; критерии этой группы являются определяющимив тех видах спорта, где красота движений — основа мастерства. К ним относится икайтбординг.
2.2 Сравнительная эффективность
В этом случае за образец берется техника спортсменов высокойквалификации. Те признаки техники, которые закономерно отличаются у спортсменовразной квалификации (т. е. изменяются с ростом спортивного мастерства),называются дискриминативными признаками. Такие признаки эффективности техникииспользуют в качестве основных показателей лишь тогда, когда техника движенийочень сложна и на основе биомеханического анализа не удается определить еенаиболее рациональный вариант. В других случаях дискриминативные признакидополняют показатели абсолютной эффективности, очень часто совпадая с ними.
При оценке эффективности техники с помощью дискриминативныхпризнаков надо помнить, что техника даже выдающихся спортсменов может быть невполне рациональной. Например, в несколько лет назад некоторые чемпионы имелизначительные ошибки в технике. К примеру в демонстрируя в учебных фильмахэлементы, эти ошибки копировали начинающие райдеры.
В современном спорте вероятность значительных ошибок втехнике у лучших спортсменов мира с каждым годом уменьшается. Поэтому вбольшинстве случаев показателями сравнительной эффективности можнопользоваться, особенно если все сильнейшие спортсмены применяют один и тот жевариант техники.
Для определения дискриминативных признаков используют один издвух исследовательских подходов:
а) сравнивают показатели техники спортсменов высокой и низкойквалификации, либо
б) рассчитывают коэффициенты корреляции и уравнения регрессиимежду спортивным результатом, с одной стороны, и показателем техники — сдругой.
Не всегда дискриминативные признаки легко видны. Например, у толкателей ядра обычно вфинальном усилии обе ноги отрываются.
2.3 Реализационная эффективность (эффективность реализации)
Идея этих показателей состоит в сопоставлении показанногоспортсменом результата либо с тем достижением, которое он по уровню развитиясвоих двигательных качеств потенциально может показать (вариант «А»), либо сзатратами энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения(вариант «Б»).
Вариант «А». В данном случае эффективность техникиоценивается по тому, насколько хорошо спортсмен использовал в движении своидвигательные возможности. При таком подходе опираются на существование связеймежду тремя показателями: спортивным результатом, уровнем развития двигательныхкачеств, эффективностью техники.
Практически это осуществляется путем сравнения результатовспортсмена:
а) в технически сложном действии (как правило, это тодвижение, в котором специализируется спортсмен);
б) в технически более простых заданиях, требующих развитиятех же двигательных качеств, что и основные.
Так, у прыгунов на батуте регистрировали время полета припростых прыжках («качах») и при выполнении сальто.
В простом прыжке высота полета зависит главным образом отскоростно-силовых возможностей спортсмена. При выполнении сальто спортсмендолжен эти возможности использовать максимально (в идеале на 100%). Данныепоказывают, что это удается только спортсменам высокого класса, у которых вышекак сам двигательный потенциал, так и степень использования его. Показателемпотенциальных возможностей спортсмена является в данном случае время полета впростом прыжке (оно тем больше, чем выше прыжок), а степень использованиядвигательного потенциала характеризуется коэффициентом эффективности техники.
Должный результат определяется обычно с помощью уравненийрегрессии. Показателем эффективности техники в этом случае является такназываемый регрессионный остаток, т. е. разность между действительным и должнымрезультатами. Например, у копьеметателей разной квалификации определили ихдостижения в метании копья и в распространенном тренировочном упражнении —метании ядра весом 3 кг с места, оно выполнялось из исходного положения — ядров. руке вверху, разноименная нога сзади; с шагом и постановкой ноги — замах ибросок. Метание ядра с места технически намного проще метания копья и поэтомуиспользуется для оценки скоростно-силовой подготовленности (двигательногопотенциала) метателей
Другой пример. Результаты в беге на 110 м с/б зависят отскорости бега и техники преодоления барьеров. Скоростные возможности можноопределить по времени бега на 100 м. Уравнение регрессии между временем бега на100 м и 110 м с/б покажет, какое время в беге на 110 м с/б демонстрируют всреднем спортсмены, имеющие определенный результат в спринтерском беге.Например барьеристы, имеющие в беге на 100 м время 11,0 с, в среднем имеютдостижение в беге на 110 м с/б 14,9 с. Если при результате 11,0 с в спринтеспортсмен будет иметь время в беге на 110 м с/б намного хуже (скажем, 16,0),это будет говорить о том, что унего очень плохая эффективность техники; привысоких результатах в беге с барьерами (допустим, 13,9 с) эффективность техникинадо расценивать как отличную.
В качестве показателей двигательного потенциала используют нетолько результаты двигательных тестов, но и другие характеристикифункциональных возможностей организма, в частности физиологические показатели,особенно часто такой информативный признак, как МПК. В этом случаерегрессионный остаток говорит о том, насколько эффективно спортсмен используетсвои функциональные возможности.
При оценке технического мастерства по уравнению регрессиинеобходимо иметь в виду, что все суждения об эффективности техники в такомслучае имеют относительный характер: вывод о том, что у данного спортсменатехника эффективна или, наоборот, неэффективна, делается на основе сопоставлениясо средним уровнем владения техникой, типичным для данной совокупностиспортсменов («хорошо» означает «лучше среднего», а «плохо» — «хуже среднего»).
Вариант «Б». В этом случае эффективность техники оцениваютопределяя энерготраты или проявляемую в движении силу при выполнении одного итого же задания, иными словами — определяя функциональную экономизацию.Например, величина потребления кислорода у конькобежцев разной квалификации вовремя бега с одной и той же скоростью будет различной. Похожая картина будетнаблюдаться, если регистрировать, например, силу отталкивания в беге с заданнойскоростью: спортсмены низкой квалификации часть усилий тратят непроизводительно(скажем, на излишний подъем ЦТ тела вверх), и поэтому при той же скорости бегаимпульс сил опорных реакций у них больше.
Экономичность спортсмена (т. е. умение выполнить работу свозможно меньшим расходом энергии) зависит как от его технического мастерства,так и от таких функциональных показателей, как МПК и порог анаэробного обмена(ПАНО). Из биохимии спорта известно, что к. п. д. анаэробных реакцийэнергопреобразования значительно ниже, чем у аэробных процессов. Поэтому, еслиу спортсмена уровни МПК и ПАНО низки (а эти две величины взаимосвязаны), он ужепри относительно низкой мощности упражнения начинает использовать энергетическиневыгодные анаэробные источники энергии. Это увеличивает энерготраты организма.
Поэтому показатели экономичности нельзя рассматривать толькокак показатели технического мастерства. Это комплексные показатели, зависящиекак от эффективности техники, так и от функциональных возможностей (МПК, ПАНО)спортсмена.
Все описанные показатели эффективности техники (абсолютные,сравнительные, реализационные), дополняя друг друга, характеризуют ее с разныхсторон. Обычно они соответствуют друг другу. Так, например, в беге на длинныедистанции спортсмены разной квалификации могут иметь примерно одинаковыефункциональные возможности (двигательный потенциал). Согласно реализационномукритерию (вариант «А»), следует признать эффективность техники бегунов, чьидостижения лежат выше линии регрессии (должного результата), хорошей, абегунов, достижения которых лежат ниже линии регрессии, — плохой.Действительно, при анализе техники бега выявляются четкие различия междуспортсменами с хорошей и плохой техникой (сравнительный критерий); в частности,технически слабые спортсмены не успевают завершить разгибание в тазобедренномсуставе в период опоры, из-за этого подъем ЦТ тела в каждом шаге у них выше, адлина шага меньше.
Разница в величинах работы, затраченной на перемещение ЦТтела вверх, у бегунов с хорошей и плохой техникой весьма велика — 8561 кгм; этаразница примерно соответствует работе по подъему тела весом 57 кг на высоту 150м(50—55 этажей). Ясно, что излишний подъем ЦТ тела представляет ненужнуюработу, которая требует дополнительных затрат энергии (абсолютный критерий).Поэтому при беге с заданной скоростью бегуны с неэффективной техникойзатрачивают больше энергии (реализационный критерий, вариант «Б») — их техниканеэкономична.
В практике можно пользоваться как критериями из всех трехгрупп, так и выборочно отдельными из них.
Оценку эффективности техники осуществляют несколькимиспособами (по (Ю.Ф. Курамшину, 1999):
а)сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка кбиомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
б)сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокойквалификации;
в)сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простыхзаданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой,скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затемвысокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техникинизкого старта;
г)сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнениидвигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичностьего движений, тем выше эффективность техники.
Эффективность спортивной техники оценивают по разному.
Различают три разновидности эффективности техники:
1. Интегральную, когда оценивается эффективность техникиупражнения в целом.
2. Дифференциальную, в ходе которой определяют эффективностьнекоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения. Так,оценка техники гребли проводится по соотношению времени проводки и проносавесла.
3. Дифференциально-суммарную оценку. В этом случае послеопределения эффективности техники каждого элемента упражнения оценкисуммируются и выводится общая оценка.
Наибольшее распространение в современном спорте получиладифференциальная оценка.
2.1.5Освоенность техники движений
Этоткритерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.
Дляхорошо освоенных движений типичны:
а)стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения приего выполнении в стандартных условиях;
б)устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнениидействия (при изменении состояния спортсмена, действия противника в усложненныхусловиях);
в)сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
г)автоматизированность выполнения действий.
Различают два основных метода контроля за техническиммастерством спортсменов: визуальный и инструментальный.
Первый является наиболее распространенным методом вообще иодним из основных в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и некоторыхдругих видах спорта.
Визуальный контроль проводится двумя способами:
1) в ходе непосредственных наблюдений за действиямиспортсмена;
2) с помощью видеомагнитофонной техники.
Инструментальный метод контроля предназначен для измерениябиомеханических характеристик техники. Регистрации подлежат время, скорость иускорение в целом и отдельных его фаз, усилия при выполнении движения,положение тела или его сегментов.
2.2Критерии оценки технического мастерства спортсменов.
Высокийуровень современных спортивных результатов требует от спортсмена наравне свысоким уровнем физической подготовленности совершенного владения рациональнойтехникой движений. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной тренировкиявляется проблема повышения технического мастерства.
Подтехническим мастерством следует понимать совершенное владение наиболеерациональными двигательными структурами спортивных упражнений при установке намаксимум — в условиях обостренной спортивной борьбы.
Приэтом техническое мастерство включает в себя не только двигательную сторонудействия, как физическое явление, но и все те процессы, которые участвуют врегулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечныйэффект.
Впрактике спорта бытует ошибочное представление и о понятии «критерии» как оконкретных данных, отражающих структуру технических приемов, т.е. о конкретноймодели образцовой техники. Правильно же под критериями понимать основныепризнаки, на основании которых оценивается то или иное явление, тот или инойпроцесс. С этих «позиций надо рассматривать и критерии в спорте, в частностикритерии высшего технического мастерства, как меру оценки уровня технического мастерствав целом и элементов, его составляющих».
Спозиций кибернетики, раскрывающей особенности поведения сложных систем, вдвигательной деятельности человека существенную роль играют категорииоптимальности и целенаправленности. Отсюда главным критерием техническогомастерства следует признать эффективность действий спортсмена, высокий уровеньспортивных результатов (особенно в технических видах спорта) и высокую ихустойчивость. Однако при этом надо учитывать и другой фактор — физическуюподготовленность, уровень развития специальных двигательных качеств, которыеопределяют потенциальные возможности спортсмена к достижению высокихрезультатов. Поэтому для правильной характеристики роли упомянутых двух сторонподготовки спортсмена (технической и физической) в достижении определенногоспортивного результата важно уметь определять их количественную взаимосвязь.
В общем виде уровень технического мастерства долженопределяться степенью эффективного использования двигательного потенциала.Здесь отмечается вполне четкая закономерность — обратно пропорциональнаязависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий,физических затрат на единицу показателя спортивного результата (например, на 1м результата в толкании ядра, на 1 кг поднятого веса и т. д.). При такомподходе к оценке уровня технического мастерства учитывается не толькодвигательный эффект суммарно в абсолютных величинах, но и, что очень важно,экономический показатель использования двигательного потенциала. Математически,в общем виде, его можно выразить формулой:
X = />
где, Х- показатель экономичности;
W— двигательный потенциал;
H—расчетный спортивный показатель.
Это уже вполне конкретный количественный критерий, точнохарактеризующий уровень технического мастерства в целом. Чем нижеколичественный показатель экономичности, тем выше мастерство.
Таким образом, основными показателями техническогосовершенства являются эффективность и экономичность действий.
Эффективностьдействий спортсменов зависит от совершенства применяемой техники. Изучениеособенностей кинематических и динамических характеристик позволяет судить отехническом уровне движений. Но более интегративным показателем,характеризующим этот уровень, является временной показатель, т. е. ритмдвижений. В нем отражается взаимосвязь многих факторов, которые определяютособенности выполнения движений. Характерный признак ритма спортивныхупражнений наличие акцентированных фаз с рациональным чередованием усилийразличной интенсивности в определенных интервалах времени. Кроме этогоотличительной особенностью хорошо налаженного ритма движений являетсяконцентрация усилий при росте их мощности в активных фазах и относительноеудлинение продолжительности пассивных фаз. Исходя из этого Л. М. Ойфебахом былразработан « ритмовой критерий» мастерства в беге с четкими количественнымипоказателями. В качестве показателя ритма бега были выбраны два отношения,отражающие особенности ритма полного шага и его опорной части.
Дляопределения ритмового коэффициента в упражнениях ациклического характера,например в прыжках в высоту, требуется несколько иной подход. Дляхарактеристики активности бега прыгуна более показателен ритмовой коэффициентопорной фазы, которая представляет собой отношение продолжительности фазыотталкивания к продолжительности фазы амортизации. В результате исследованийбыло определено, что высокая техника прыжка характеризуется резким снижениемактивности бега в последнем шаге разбега, в фазе переключения к отталкиванию.
Дляболее объективной оценки технического мастерства необходимо найти критериисовершенства и самой динамической структуры. Здесь важнейшим являетсяпоказатель эффективности узловых элементов кинематической цепи. Из биомеханикиизвестно, что в единстве действий внутренних и внешних сил исключительную рольприобретает рациональное использование пассивных внутренних сил, сил инерции, иособенно реактивных и внешних сил.
Отспособа взаимодействия описанных сил зависит эффект рабочих усилий и,следовательно, степень совершенства техники движений. поэтому одним из основныхпоказателей технического мастерства, особенно в скоростно-силовых видах спорта,является наличие элементов, активно направленных на развитие реактивных сил, содной стороны, и максимально полное использование внешних сил – с другой.
Переходяк критериям надежности и точности действий, прежде всего следует отметить, чтоточность и надежность заложены в самой структуре, в оптимальности построениядвигательных механизмов и определяются степенью владения рациональной техникой,прочностью автоматизированных движений.
Еслиразобрать структуру движений, то станет понятно, что решающим в их надежности,является усложнение функций систем, т. е. усложнение упражнений в результатеудлинения цепи элементарных движений в координационном отношении, повышения требованийк точности движений, усложнения внешних условий. Таким образом менее надежна тасистема движения, которая состоит разнородных по координации элементов сбольшим количеством переключений по направлению, скорости, усилию и т. д. поэтой причине виды спорта циклического характера имеют более безотказную системудвижений, чем виды спорта ациклического характера, а среди последних болеенадежны те, которые содержат в кинематической цепи меньшее количествопереключений с одного механизма на другой. Например система движений в метаниимолота, основанная на трех – четырех циклически повторяющихся поворотах спредварительным вхождением в ритм на месте путем вращения молота над головой,более надежна, чем в толкании ядра или в прыжке с шестом. Но критерий надежностиприменим также и при оценке различных вариантов техники внутри одного видаспорта. Исходя из принципа целенаправленности и оптимальности, в движенияхнеобходимо исключить все, что мешает в какой-то мере эффективному решениюзадачи и снижает точность действий.
Следующимкритерием надежности и точности является прочная автоматизация движений иустойчивость двигательных навыков против неблагоприятных воздействий внутреннихи внешних сбивающих факторов.
Наосновании исследований, важнейшей количественной характеристикой этого критерияможно считать наиболее оптимальное соотношение стабильности и вариативностидвигательного навыка с учетом особенностей и условий спортивной борьбы. Изэтого следует, что для оценки технического мастерства важно определить (применительнок каждому виду спорта) такие формы и диапазоны вариативности, которыеобеспечивали бы наибольшую стабильность и прочность действий спортсмена.
Врезультате проводимых в течении ряда лет специальных исследований в двухгруппах видов спорта, различных по условиям спортивной борьбы, были найденынесколько видов вариативности двигательных навыков. Высокая степеньтехнического мастерства характеризуется прежде всего двумя видамивариативности: приспособительной и компенсаторной.
Отличительнойособенностью первого вида является то, что с повышением технического мастерствадиапазон колебаний двигательных параметров навыка расширяется.
Кпервой группе относятся скоростно – силовые виды спорта. В них вариативностьпринимает четкую однонаправленность, которая проявляется в повышении скоростныххарактеристик движений под влиянием настройки спортсмена на более высокиерезультаты. Вместе с тем отмечается наличие индивидуальных скоростных потолковнавыка, стремление преодолеть которые приводит к резкому снижению эффективностидействий. Здесь критерием является широкий диапазон приспособительнойвариативности при высоком скоростном потолке. В оценке уровня скоростногопотолка количественным критерием может служить коэффициент использованияабсолютной скорости. Например, в прыжках в длину он представляет собойотношение скорости в разбеге к скорости, развиваемой прыгуном в спринтерскомбеге.
Ковторой группе относятся виды спорта с переменными условиями соревнований. В нихособенно широким диапазоном характеризуются предварительные действияспортсменов и довольно узким – атакующие действие (А. А. Новиков и В. М.Клевенко, 1963 – 1964).
Внаибольшей степени надежность и точность действия зависят от величины диапазонакомпенсаторной вариативности, эффективное действие которой возможно лишь приузких рамках отклонений.
Характернымдля высокого уровня технического мастерства является то, что на фоне узкихграниц компенсаторной вариативности происходит дальнейшее их сужение по мереприближения к решающему звену двигательного акта, в котором отклонения должныбыть наименьшими.
Последнийкритерий оценки технического мастерства, который необходимо отметить, — это егооценка с психологической стороны, исходя из роли сознания в руководствеавтоматизированными движениями.
Проводимыеисследования показали, что при становлении и дальнейшем совершенствованиидвигательных навыков в процессе развития технического мастерства, формируются исовершенствуются специфические двигательные установки, которые характеризуютсяпсихической готовностью и направленностью внимания спортсмена перед началом и впроцессе выполнения действий. Поэтому основным психологическим критериемтехнической зрелости спортсмена является наличие четкой, хорошо сформированнойнастройки, адекватной по содержанию, характеру и структуре ритмовымособенностям действий.
Раздел3 Оценка технического мастерства на примере прыжков в высоту
Эффективностьдействий прыгуна в высоту прежде всего зависит от совершенства применяемойтехники движений, устойчивости рациональных ритмов движений, умениямобилизировать и рационально использовать волевые и физические силы. Кромеэтого очень важное значение имеет оптимальная взаимосвязь технической ифизической подготовки в плане индивидуальной подготовки спортсменов.
Врезультате проводимых в свое время исследований, были выявлены особенностиколичественной взаимосвязи высокого уровня техники движений с даннымифизической подготовленности в конкретных видах спорта, в частности в прыжках ввысоту. Это способствовало отысканию таких интегральных показателей, которыемогут служить оценкой технического мастерства каждого спортсмена в отдельности,и на этой основе позволили бы проводить качественный и количественный анализиндивидуальной техники движений.
Висследованиях необходимо исходить из общего для скоростно-силовых видов спортаположения, что уровень технического мастерства может быть определен по степениэффективности использования двигательного потенциала спортсмена, которая в своюочередь, определяется величиной затрачиваемых усилий на единицу спортивногорезультата, при этом существует четкая, обратно пропорциональная зависимостьмежду уровнем технического мастерства и указанным уровнем усилий.
Пользованиеданным критерием представляет определенные трудности, и в первую очередь трудностьопределения двигательного потенциала спортсмена. Для решения этой задачи былиотысканы способы расчета двигательного потенциала, который в своемколичественном выражении наиболее полно отражает физические возможностипрыгунов в высоту.
Избольшого количества параметров были выбраны такие, которые в своей совокупностинаиболее интегративно отражают двигательный потенциал прыгуна. Эти показатели,названные «базовыми», отбирались на основе корреляционного анализа данныхфизической подготовленности и результатов в прыжках в высоту с разбега (табл.1).
Изтаблицы видно, что исследованию подвергались две группы показателей,характеризующих силовую и скоростно-силовую работу мышц: показателидинамического режима (в прыжке с места вверх и в приседании со штангой) ипоказатели статического режима (метод полидинамометрии).
Полученныекоэффициенты корреляции говорят о том, что почти все исследуемые показателифизической подготовленности тесно связаны с результатом прыжка. Однакобросается в глаза один особенно высокий коэффициент корреляции – q4 = 0,964, говорящий о почти полном сопряжениипоказателей силы стопы с результатом в прыжках в высоту с разбега. Такжевысоким является коэффициент корреляции, характеризующий степень связипоказателя скоростно-силовой пробы в прыжке с места вверх без помощи рук срезультатом в прыжке с разбега (q2 = 0,878).
Коэффициенткорреляции q4 = 0,964 говорит об исключительном значении силы мышцстопы для эффективного использования все двигательных способностей прыгуна вмомент отталкивания. Это закономерно, так как стопа является тем звеном вкинематической цепи движений в прыжке, в котором как бы фокусируются все усилияпрыгуна и реактивно и реактивно передаются общему центру тяжести его тела.Естественно, что при малейшем отставании показателей силы стопы какая-то частьработы будет непроизвольно поглощаться в отталкивании. Это позволяет говорить отом, что сила сгибателй стопы – основной фактор, лимитирующий возможностьреакции потенциала мощности опорно-двигательного аппарата прыгуна. Поэтомусовершенно очевидно, что показатели относительной силы стопы должны быть первымкомпонентом, определяющим двигательный потенциал спортсмена.
Выборвторого компонента исходит из того положения, что он должен быть связан соскоростно-силовой характеристикой опорно-двигательного аппарата прыгуна.Скоростно-силовая проба – прыжок с места вверх – в большей мере отражает этикачества и, как показывают многолетние опыты, может быть принята за основную.Причем из таблицы 1 видно, что второй вариант этой пробы – прыжок без помощирук – имеет более высокую связь с прыжком в высоту с разбега (q2 = 0,878), чем первый – прыжок с помощью рук (q1 = 0,600).
Дляокончательного решения вопроса о скоростно-силовой пробе как о втором расчетномкомпоненте, определяющем двигательный потенциал прыгуна, выяснена степень связискоростно-силовых показателей этой пробы с данными силовых показателейопорно-двигательного аппарата прыгунов (табл. 2).
Данныетаблицы говорят об очень высокой связи силовых и скоростно-силовых качествпрыгуна. Наибольшая степень связи отмечается между скоростно-силовой пробой ипоказателями относительной силы мышц-разгибателей бедра в приседании со штангой(q = 0,965).
Такаявысокая степень корреляционной связи силовых и скоростно-силовых качеств двигательногоаппарата прыгуна дает возможность (по данным скоростно-силовой пробы)опосредованно судить о силовой подготовке спортсменов и той роли, которуюиграет развитие силы в повышении мощности работы мышц в условиях большихвнешних сопротивлений.
Благодаряэтому, вторым компонентом, отражающим реактивные особенности силового развитиядвигательного аппарата прыгуна, используется показатель скоростно-силовой пробы(прыжок с места вверх без помощи рук).
Обавыбранные показателя характеризуют уровень двигательной подготовленностипрыгуна.
Дляполучения более полной картины двигательных возможностей прыгуна такжеучитываются данные его физического развития, рост и вес. Вес уже учитывался,когда определялась относительная статическая сила стопы. Что касается роста,то, поскольку более рослый спортсмен имеет определенные преимущества передменее рослым, в качестве третьего компонента берется показатель собственногороста прыгуна.
Дляполучения количественной характеристики двигательного потенциала перемножаютсявсе его компоненты:
W = — H2L = fcH2L,
гдеW – двигательный потенциал;
F –абсолютная статическая сила стопы;
P –собственный рост прыгуна;
H2 – высота прыжка с места вверх безпомощи рук;
L – собственный рост прыгуна;
fc – относительная сила стопы
Расчетныйпоказатель спортивного результата, был выбран исходя из того, чтовысококвалифицированные спортсмены, которые отличаются эффективной техникойдвижений, способны преодолевать в прыжке высоту, значительно превышающую ихсобственный рост.
Таккак в показатель двигательного потенциала введен ростовой компонент, то вкачестве расчетного показателя спортивного результата используется величина егопревышения над собственным ростом прыгуна (h).
Коэффициенттехнической эффективности (КТЭ) в относительных единицах можно получить отделения величины двигательного потенциала (W) на расчетный показатель спортивного результата (h). При этом расчетная формула КТЭимеет следующий вид:
/> = />
Приведеннаяметодика определения уровня технического мастерства позволяет сделать на основеобъективных данных прогностические расчеты для планирования индивидуальногопроцесса совершенствования физической подготовки спортсменов и роста спортивныхрезультатов, а также спроектировать модель прыгуна будущего.
Преждечем изложить метод расчета, следует установить для всех спортсменов желаемыйуровень технического мастерства. Перенося этот технический коэффициент надругих прыгунов (при соответствующем улучшении их технического мастерства),можно предсказать возможную величину повышения их спортивного результата.
Вычислительныедействия производятся в следующем порядке. Постепенно задаются все болеевысокие результаты и определяется для каждого прыгуна расчетная часть прыжка,превышающая рост прыгуна (h = H – L) по ступеням планируемых результатов. После этоговычисляется двигательный потенциал, необходимый для преодоления заданнойвысоты. Расчетная формула принимает такой вид:
W = />
Cпомощью этой формулы можно рассчитать, что, для того чтобы преодолеть высоту на40 см выше собственного роста при КТЭ = 11,0 отн. Ед., двигательный потенциалпрыгуна должен быть равен: W =0,40/>11 = 4,40 отн. ед.
Наследующем этапе расчетов, исходя из динамики развития параметров физическойподготовленности конкретного спортсмена, определяются один из «базовых»показателей (Н2; fc), его количественные изменения на каждой ступени предусматриваемогоспортивного совершенствования.
Экономическийпоказатель – стоимость затрат двигательного потенциала, приходящегося наединицу спортивного результата, — достоверно отражает уровень техническогомастерства в скоростно-силовых видах спорта, и его следует считать основныминтегральным критерием при оценке технического мастерства спортсменов.
Нодля того чтобы оценить уровень развития технических компонентов мастерства, атакже для проведения контроля в процессе их совершенствования, одногоинтегрального критерия недостаточно. Нужны критерии, определяющиерациональность действия спортсмена (с точки зрения техники их исполнения) пофазам движений и по степени их взаимосвязи в структуре двигательного акта вцелом. При этом необходимо помнить, что техническое совершенство движенийспортсмена зависит не столько от структурного совершенства отдельных частей ифаз двигательного акта, сколько от совершенства системы в целом, в которой всеее элементы, взаимодействуя, подчиняются решению основной двигательной задачи. Поэтомупри рассмотрении техники спортивных действий по фазам движений нужно преждевсего четко себе представлять элементарные задачи, которые должны решаться вэтих фазах, и учитывать субординацию и структурную связь всех элементовдвигательного акта.
Впрыжках в высоту техника движений направлена на сообщение телу прыгуна возможнобольшей начальной скорости вылета под оптимальным углом и на экономичныйперенос тела через планку. Поэтому критерием технического мастерства прыгунаявляется умение выполнять мощный толчок в сочетании с высокой скоростью разбегадля сообщения телу высокой траектории взлета с углом вылета 63 – 650.Другим важным критерием считается высокая степень реализации высоты взлета.
Основнымиструктурными фазами целостной системы движений в прыжке, являются: I – стартовый разгон, II – подготовка и переход к толчку, III реализация взлета (т. е. переходпланки). В каждой фазе решаются частные технические задачи, позволяющие в целомуспешно решать конечную основную задачу прыжка.
Поэтой причине оценка технических действий по фазам прыжка должна прежде всегоучитывать, насколько предшествующие действия в цепи движений способствуют успешномувыполнению последующих. Особое внимание следует обратить на два момента:насколько подготовительные действия в конце разбега обеспечивают эффективноевыполнение реактивно-взрывного толчка (с несколько рикошетирующим эффектом) инасколько выполнение толчка создает условия для эффективного выполнения прыжка.
Критерииоценки движений по фазам прыжка (перекидной способ):
1. Оценка стартовыхдвижений и предварительного разгона должна производится в соответствии срешением четырех задач: а) функциональной подготовки опорно-двигательногоаппарата; б) активного широкого бега в «накат»; в) оптимального наращиваниятемпа в фазе разгона со старта; г) придания телу удобной для перехода к толчкурабочей позы.
Технически все эти задачи решаютсяодновременно в начале разбега путем упруго активного бега со старта сподчеркиванием ведущего элемента в разбеге, обеспечивающего «накат»,маятникового выноса свободной ноги от бедра. Критерием оптимальности стартовоготемпа считается непрерывность наращивания темпа и удлинение шагов в течениивсего разбега. Удобство рабочей позы в разбеге оценивается по ее собранности идинамическому равновесию туловища при некотором наклоне плеч вперед. «Накат» — по дальности выноса ноги вперед и по способу постановки ее на грунт: голень следуетопускать движением вниз и чуть к себе, этим самым начиная сгибание коленанесколько раньше, чем нога коснется грунта.
2. Оценка подготовительныхдвижений к толчку производится по решению двух задач: а) предварительнойподготовки к толчку, которая оценивается по способу и своевременности пониженияпрыгуна в беге с учетом необходимости увеличения «наката»; б) непосредственнойподготовки к толчку, которая оценивается по тому, как прыгун приводит свое телов позу готовности к толчку, как и насколько своевременно выносит толчковую ногук месту толчка и как «сходит» с маховой ноги.
Решаютсяэти задачи на последних трех шагах разбега: а) предварительная подготовка –путем акцентированного увеличения амплитуды бегового (маятникового) выносасвободной ноги с одновременным уменьшением наклона плеч и понижением в процессе«наката» и особенно в процессе схода с толчковой ноги при переходе кпредпоследнему шагу; б) непосредственная подготовка – за счет активногоподтягивания таза под плечи ( а не путем отведения плеч назад, как это делалосьпри стопорящем толчке) при завершении предпоследнего шага, за счет болеераннего выноса бедра толчковой ноги и более раннего переката на упругой стопесильно согнутой в колене (до 900) маховой ноги.
Признак,определяющий совершенство движений в этой фазе разбега – это положение прыгунав момент прохождения им фазы вертикали на маховой ноге: вес тела передан напереднюю часть стопы, туловище в вертикальном положении, а бедро согнутойтолчковой ноги уже вынесено вперед.
Завершающаяфаза подготовки оценивается по широте амплитуды и способу выноса толчковой ногина место толчка, а также по степени снижения беговой активности при выполнениипоследнего шага разбега. Признаками, определяющими совершенство техникидвижений в этой фазе разбега, является: а) широкий вынос толчковой ноги беговымдвижением от бедра вперед с последующим посылом голени также вперед в моментпостановки ноги на место толчка; б) снижение беговой активности при выполнениипоследнего шага на 60 – 70% по сравнению с предпоследним шагом. Коэффициентбеговой активности последнего шага должен быть равен 0,5 – 0,7 отн. ед.
Ориентиромдля оценки готовности прыгуна к эффективному переходу к толчку служит положениеего в момент «схода» с маховой ноги: туловище имеет нужный наклон назад,маховая нога сильно согнута в коленном суставе (не «проталкивает» прыгунавперед), а толчковая широким движением от бедра выносится вперед.
3. Оценка техникитолчка проводится в соответствии с решением задачи эффективного выполнения«реактивно-взрывного» способа толчка, ведущим элементом которого является«активный наезд» тазом на толчковую ногу в сочетании с энергичным махомсвободной ноги. Кинематическая цепь «таз – маховая нога» является организатором«реактивно-взрывного» толчка. Поэтому его можно еще назвать«реактивно-маховым».
Основнымитехническими задачами при выполнении эффективного толчка являются: а)приведение тела в оптимальное исходное положение, обеспечивающее возможностьэффективного «входа в толчок»; б) развитие оптимального взаимодействия внешнихи внутренних на основании эффективной координации маховых и толчковых усилий;в) обеспечение эффективного положения тела на толчковой ноге; г) придание телувращательного момента в конце толчка.
Приоценке качества решения указанных задач нужно исходить из следующих техническихусловий, обеспечивающих наибольшую эффективность движений: а) в исходномположении толчковая нога должна быть вынесена вперед и поставлена на грунтбеговым движением от себя далеко впереди туловища (через пятку); туловищедолжно получить наклон назад (за счет продвижения таза) несколько меньший, чемнаклон толчковой ноги; угол между ними должен быть равен 165 – 175%; чтобыцентр тяжести тела был в плоскости действия силы толчка, во время заноса рукназад и выноса толчковой ноги; б) для развития оптимального взаимодействиямаховых и толчковых усилий и придания телу эффективного рабочего положения прыгундолжен «входить в толчок», имея ведущим элементом этого действия посыл тазавперед в момент касания грунта пяткой толчковой ноги в сочетании с широкиммахом свободной ноги от бедра в направлении вперед и вверх.
Отехническом совершенстве движений при выполнении толчка судят:
а)по своевременности перемещения таза вперед – «наезда» на толчковую ногу, атакже по активности и широте махового движения свободной ноги, в котором должнаучаствовать и одноименная сторона таза. Критерием здесь является криваянарастания скорости движения маховой ноги; наибольшее ускорение должно быть вначальном участке разгона при выносе из крайне заднего положения вперед мимотолчковой ноги;
б)по взаимодействию частей тела прыгуна в фазе наибольшего напряжения мышцтолчковой ноги – в фазе амортизации. В это время нижняя часть туловища и бедротолчковой ноги находится на одной прямой, неизменной до конца толчка, а маховаянога, далеко вынесенная бедром вперед, направляется вверх. Правильноевзаиморасположение частей тела прыгуна в этот момент может определятся последующему признаку: плечевая ось, тазобедренный сустав толчковой ноги,передняя часть стопы должны располагаться на одной прямой – линии действия силытолчка. Излом прямой линии «туловище – бедро» в тазобедренном суставе толчковойноги (положение сидя) и выход плеч вперед за линию действия силы толчкауказывают на недостаток техники толчка, являющийся следствием преждевременнойактивизации маха свободной ноги и, главное, отсутствия ведущего начала во входев толчок – ативного «наезда» таза на толчковую ногу.
в)по положению тела в конечной фазе толчка. Важные признаки совершенства техническихдействий в этой фазе это – вертикальное положение толчковой ноги и туловища (впрофиль движения) при высоком выносе плеча и руки, одноименных с маховой ногой;вынос вверх маховой ноги вместе с подемом вперед-вверх одноименной стороны таза– выполнение маха от тазобедренного сустава толчковой ноги.
4.Оценка техники движений в фазе реализации взлета производится в соответствии срешением задачи максимального повышения экономичности, которая определяется поспортивному результату и фактическому подъему общего центра тяжести телапрыгуна над планкой.
Техническойосновой перехода через планку является продольно-поперечное вращение тела,переводящее прыгуна в горизонтальное положение с поворотом лицом вниз в сторонупланки.
Повышениеэкономичности действий в фазе перехода через планку достигается благодаряпоследовательному переносу частей тела, осуществляемому с помощью: продольногоскручивания тела за счет активного поворота плеч в момент входа на планку содновременным посылом дальней руки через планку; продольного (по отношению кпланке) ныркового движения головой и плечами при переходе через планку иперекрестно-компенсаторного (по отношению к толчковой ноге) посыла плеча и руки(одноименной с маховой ногой) вниз-назад к маховой ноге в момент завершенияперехода. Это способствует переносу толчковой ноги, которая активноподтягивается коленом вперед и отводится в сторону одновременно с поворотомтаза.
Важнейшийпоказатель совершенства мастерства в этом прыжке – рациональная координацияработы рук, которая обеспечивает слитность и эффективность действий прыгуна вподготовительной фазе разбега, толчке и в момент перехода через планку. Ведущимпризнаком рациональной координации работы рук служит степень использованияэффекта перекрестной координации при одновременном их круговом движении в фазахподготовки и выполнения толчка.
Поэтой причине ведущее значение приобретает движение руки, одноименной столчковой ногой: в фазе заноса назад эта рука обеспечивает своевременностьвыноса толчковой ноги к месту толчка и нужную амплитуду этого движения; в фазетолчка она способствует выполнению широкого маха свободной ноги и удержаниювеса тела на толчковой ноге. Это дает возможность, регулируя амплитуду искорость движения рук, можно влиять на структурно — ритмовую организациюдвижений в подготовительной и финальной фазах разбега и добиваться этимповышения эффективности действия в целом.
Запоздалоеи затем поспешное укороченное движение рук приводит к убыстрению последнегошага и к акцентированной постановке толчковой ноги на грунт, в то время каксвоевременный занос рук обеспечивает плавную подготовку и переход от разбега ктолчку.
5. Оценка ритмапрыжка является результирующим показателем технического мастерства. В нем, какв фокусе, собраны и развернуты во времени характеристики всей системы движенийпрыгуна.
Вритме в первую очередь отражаются особенности структуры движений, соотношенияскорости выполнения отдельных элементов и соразмерность интенсивности усилий, скоторой они выполняются.
Наличиев движениях спортсмена узловых пунктов, в которых в процессе выполненияупражнения делаются нужные и соразмерные по усилиям акценты, и будутхарактерной особенностью рационального ритма и совершенства владения техникойдвижения. Эти акценты должны делаться на ведущих элементах подготовительной ифинальной фаз движений, т. е. в фазах непосредственной подготовки и выполнениятолчка.
Поэтой причине при оценке ритма движений учитывают: плавность нарастания темпа иамплитуды беговых движений до конца разбега; своевременность и четкостьвыполнения подготовительных действий до конца разбега; своевременность ичеткость выполнения подготовительных действий к толчку; своевременность,четкость и интенсивность выполнения «входа в толчок»; своевременность ипоследовательность действий при переходе через планку.
Однимиз количественных критериев для оценки ритма является соотношение длинныбеговых шагов в разбеге. Ориентиром могут служить оптимальные показатели этогосоотношения в последних трех шагах (в абсолютных величинах): предпоследний шагна 10 – 15 см длиннее первого, последний – на 25 – 30 см короче предпоследнего.
Временныехарактеристики ритма прослеживаются по изменениям характера бега на последнихтрех шагах; он становится более низким, стелющимся, с почти отсутствующимиполетными фазами.
Взаключение можно сказать о том, что у спортсмена, в процессе совершенствованиятехнического мастерства, формируются способности сознательно управлятьсобственными техническими действиями. Эта способность обусловлена выработкой всознании спортсмена двигательной установки, которая по существу являетсяобобщенной программой действия. Возникая под влиянием структурно оформленной иопределенным образом направленной двигательной деятельности, она в своюочередь, оказывает существенное влияние на технические характеристики движения.Поэтому первичным, проверочным критерием технического мастерства являетсяналичие четкой адекватной современным техническим требованиям установки всознании спортсмена.
Выводы
Подготовка спортсменов в олимпийском и профессиональномспорте чрезвычайно сложный и многофакторный процесс, в котором, как известно,реализуются различные функций организма человека, привлекаются буквально всеимеющиеся у него возможности. Ни в коей мере не умаляя какой-либо из известныхсторон подготовки спортсменов, во всех случаях при организации ихучебно-тренировочного процесса, по нашему мнению, все же необходимо поставитьво главу угла их двигательную или, как теперь принято называть, техническуюподготовку
В каждом конкретном виде спорта перед спортсменами, обычно,стоят особые специфические задачи, от эффективности решения которых, какправило, зависит тот или иной результат соревнований. Для тренеров испортсменов в таких условиях необходимо вначале определить общий круг этихзадач, а затем выделить из них те, решение которых наиболее полно игарантировано обеспечивает успех всей соревновательной деятельности. При этомважно не столько обязательное решение абсолютно всех их наилучшим образом,сколько важен оптимальный выбор наиболее значимых, первоочередных двигательныхзадач, решение которых может быть осуществлено при минимизации затрачиваемыхспортсменами ресурсов с максимальным конечным эффектом и наилучшим результатомдействий спортсменов.
Уровень технического мастерства спортсменов может бытьполностью объективно оценен только по результатам реализации определенныхмоделей техники в соревнованиях. В условиях соревнований реализуемаяспортсменами биомеханическая структура техники обычно отражает в себемногочисленные, так называемые, сбивающие воздействия той среды, в которойнаходится атлет. К числу наиболее существенных из них относятся разнообразныепсихологические воздействия, а также многие такие физико-химические внешниефакторы, предсказать воздействие которых на ту или иную структуру движенийзаранее, даже теоретически просто невозможно. Кроме того, необходимо помнить,что на этом фоне в организме соревнующегося спортсмена неизбежно развиваетсяутомление, которое также вначале непроизвольно, а затем, возможно, ипроизвольно вызывает адаптационную перестройку используемой им модели техники.
В приведенной работе рассмотрена методика объективной оценкитехнического мастерства спортсменов, занимающихся прыжками в высоту. Врезультате работы изучены объективные критерии оценки технического мастерстваспортсмена.
В заключение отметим, что комплексное решение рассматриваемойпроблемы имеет большое теоретическое и практическое значение. Кроме унификациивзглядов в оценке уровня технического мастерства, оно должно помочь разработкедиагностических и прогностических методов определения двигательного итехнического потенциала, что, в свою очередь, позволит на основе объективныхданных осуществлять планирование индивидуального процесса тренировки ируководство им.
Таблица№1.
Коэффициентыранговой корреляции между отдельными показателями физической подготовленности ирезультатами в прыжках в высотуПробы и режим работы Пряжок в высоту с места Приседание со штангой, Р
Подошвенное сгибание стопы, fc
Разгибание голени,fr
Разгибание бедра, fb Сгибание стопы + разгибание голени Сгибание стопы + разгибание голени и бедра
С помошью рук, Н1 Без помощи рук Скоростно-силовая проба Силовая проба Полидинамометрия (по Черняеву) 0,600 0,878 0,851 0,964 0,653 0,710 0,757 0,838
Таблица№2 Коэффициенты ранговой корреляции между отдельными показателями силовойподготовленности и результатами скоростно-силовой пробы в высотуПробы и режимы работы Приседание со штангой, Р
Подошвенное сгибание стопы,fc
Разгибание голени,fr
Разги
бание бедра, fb Сгибание стопы + разгибание голени и бедра
Толкание штанги, P1
Силовая проба (относит. показатель)
Полидинамометрия (по Черняеву) 0,965 0,894 0,780 0,890 0,935 0,595
Списоклитературы
1. Вихров К.Л., Догадайло В.Г. Педагогический контроль в процессе тренировки,ФФУ, 2000.
2. Войцеховский С.М.Книга тренера. М., ФиС., 1971
3. Годик М.А. Контроль впроцессе спортивной тренировки М., ФиС., 1971
4. Годик М.А. Контрольтренировочных и соревновательных нагрузок. М. ФиС., 1980
5. Дьячков В.И. Физическаяподготовка спортсмена. М., ФиС., 1967
6. Зациорский В.И.,Запорожанов В.А., Тер-Ованесян И.А. Вопросы теории и практики педагогическогоконтроля в современном спорте. ТиП, 1974 №4
7. Петровский В.В.Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивнойтренировке. 1985.
8. ДонскойД.Д. Теория строения действий // Теория и практика физ. культуры. — 1991. — №3. — С. 9 — 12.
9. ДьячковВ.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов (Педагогическиепроблемы управления). — М: Физкультура и спорт, 1972. — 230 с.
10. ПлатоновВ.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и еепрактические приложения. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
11.Лапутин А.Н. Совершенствование технического мастерства спортсменов высокойквалификации. — Наука в Олимпийском спорте. — 1997, К.: Олимпийская литература.- С. 78-83.
12.Зайцева В. М. Теоріяспортивного тренування з основами методик: Підручник для студентів IV курсу вищих навчальних закладів зфакультетами фізичного виховання. – Запоріжжя; ЗДУ, 2003 – 174 с.
13.ПлатоновВ.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. — К.:Олимпийская литература, 1997. – 584 с.
14.Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. – К.: Радянськашкола, 1988. – 288 с.
15.Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие, — Донецк: Изд-во ДонНУ, 2005, — 290 с.
16. Романов Н.С. Повышениеуровня надежности выступления квалифицированных прыгунов в высоту в процессе предсоревновательнойподготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991. — 22 с.
17. СтрижакА.П. Научно-методические основы управления тренировочным процессомвысококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: Автореф. дис. …д-ра пед. наук. — М.: ГЦОЛИФК. — 1992. — 32 с.
18.Зациорский В. М. связь между физическими качествами и техникой движенийспортсменов// Методическое письмо ГЦОЛИФК. – М., 1969.
19.Поатонов В. Н. общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К.:Олимпийская литература, 1997. – 584 с.
20.Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. –К.: олимпийская литература, 1999. – 320 с.
21.Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. – М.: Физкультура и спорт,1971. – 288 с.
22.Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура испорт, 1970.ние.