Контрольная работа
На тему: «Общие основытеории и методики физического воспитания»
Основные понятия теории и физического воспитания
Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большоезначение имеет правильное понимание основных понятий. Их по возможности четкоеи строгое определение является одной из важнейших проблем теории физическойкультуры, которая является относительно молодой и окончательно несформировавшейся областью знаний. В таких условиях предельная точностьпредставлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и пониманиепроблем, помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиямиспособствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.
Самым широким, собирательным и многогранным является понятие«физическая культура». Для более глубокого и правильного представления осодержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура»,который появился в период возникновения человеческого общества и был связан стакими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие»,«почитание». М.В. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие длятеории физической культуры определения культуры:
– культура – это мера и способ развития человека;
– культура – это качественная характеристика деятельностичело- века и общества;
– культура – это процесс и результат хранения, освоения,развития и распространения материальных и духовных ценностей. Каждое из перечисленныхопределений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическаякультура».
В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали такиевиды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самогосебя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентамкультуры относится физическая культура.
Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ейпризнаков, которые принято объединять в 3 группы:
• активная двигательная деятельностьчеловека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобыформировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствованиеприродных свойств организма, повышалась физическая работоспособность,укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физическиеупражнения.
• положительные изменения вфизическом состоянии человека – повышение его работоспособности, уровняразвития морфо- функциональных свойств организма, количества и качестваосвоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений, улучшенияпоказателей здоровья. Результатом полноценного использовании физическойкультуры является достижение людьми физического совершенства.
• комплекс материальных идуховных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности вэффективном совершенствовании физических возможностей человека. К такимценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексыупражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-техническиеусловия и др.
Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культурычеловека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданиюфизической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфическийпрогресс, а с другой, – результат человеческой деятельности, а также средство испособ физического совершенства (В.М. Выдрин, 1999).
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурнойдеятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальнойжизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда,повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное,образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение,способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение.
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – этосоциальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которогоразвертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению,приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)
В настоящее время общественные физкультурные движения приобретаютвсе больший размах во многих странах, хотя имеют свои национальные ирегиональные особенности. Примерами физкультурных течений могут быть «Спорт длявсех», «Фитнес-мувмент», «Активная Австралия» и др.
Особое внимание следует уделить понятию «физическое воспитание».Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективногоиспользования средств физической культуры осуществляется именно в процессефизического воспитания. Следовательно, этот процесс выступает как деятельнаясторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностейфизической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение вулучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств, двигательнойподготовленности, более гармоничном развитии и т.п.
Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной изчастей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух понятий не лишенасмысла, но, по мнению многих авторов недостаточна, корректна (Л.П. Матвеев,Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов, А.А. Исаев). Точнее говоря,физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столькочастью, сколько одной из основных форм функционирования в обществе, а именнопедагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей врамках системы образования. Физическому воспитанию присуще все признакипедагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста,организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии сдидактическими и педагогическими признаками, направленность деятельности нарешение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии сзакономерностями развития человека и т.д. Необходимо обозначить, что физическоевоспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежитпроцесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) ивоспитание физических качеств.
Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогический процесс,направленный на формирование здорового, физически совершенного, социальноактивного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательнымдействиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К. Холодов).
Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова)
– это вид воспитательнойдеятельности, специфической особенностью которой является управление процессомиспользования средств физической культуры с целью содействия гармоничномуразвитию человека (В.П. Лукьяненко).
Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическаяподготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым терминомпользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физическоговоспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.
/>Источники теории и методики физического воспитания
Источниками возникновения и развития теории и методики физическойкультуры являются (Б.А. Ашмарин):
– практика общественной жизни. Потребность общества в хорошоподготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физическоговоспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствомчеловека;
– практика физического воспитания. Именно в ней проверятся нажизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи,побуждающие теории и методики физического воспитания в разработке новыхположений;
– прогрессивные идеи о содержании и путях воспитаниягармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами,врачами разных эпох и стран;
– постановление правительства о состоянии и путяхсовершенствования физической культуры в стране;
– результаты исследований как в области теории физическойкультуры, так и смежных дисциплинах.
Социальная (общественная) потребность определить общие цели, конкретныезадачи и средства физической подготовки людей к жизни возникла в ходе развитиячеловека и общественного производства. На первых порах развития человеческогообщества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основепрямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее, по мереусложнения и развития общественных требований к физической подготовленностилюдей, появляются предпосылки к возникновению теории./>История возникновения и развития теории и методики физическоговоспитания
Во второй половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теориюфизического образования, которая была направлена на формирование знаний,умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы,методы и формы использования физических упражнений для физического иинтеллектуального развития человека.
В советские годы была разработана теория и методика физическоговоспитания. В 1967 году издан первый учебник для высших специальных заведений«Теория и методика физического воспитания» в двух томах под редакцией А.Д. НовиковаИ Л.П. Матвеева.
В 1970–1980 гг. в стране начинает разрабатываться и теорияфизической культуры. Основоположниками явились В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев,Н.А. Пономарев, В.И. Столяров, Ю.М. Николаев и др. Как учебнаядисциплина «Теория и методика физической культуры» является главной,профилирующей дисциплиной средних и высших учебных заведений. В учебные планыинститутов физической культуры этот предмет введен сравнительно недавно, в 1979году, но в конечном счете именно эта дисциплина определяет фундаментальностьвысшего физкультурного образования специалиста, педагогическую направленностьего деятельности и профессиональную компетентность. Она лежит в основе знанийлюбой конкретной специальности (тренер, учитель, инструктор и др.), создаетнеобходимые предпосылки для профессионального роста специалиста.
Теория физической культуры позволяет студенту понять сущность физическойкультуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи ивзаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ееструктуру (строение) и функции (способы деятельности).
Теория физической культуры связана с дисциплинами гуманитарногохарактера (социология, психология, педагогика, философия и др.), а также с медико-биологическимии естественнонаучными дисциплинами (морфология, анатомия, физиология,биохимия, биомеханика, врачебно-физкультурный контроль). Как наука, онаисследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы,цели, задачи и средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучаетцели, задачи, методы и содержание отдельных видов физической культуры. Онараскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областямидеятельности общества и всеми сторонами воспитания (трудовым, интеллектуальным,эстетическим, нравственным).
Значение теории и методики физической культуры для студентов и специалистовв области физической культуры велико. У любого человека, занятого трудовой илиспортивной деятельностью, есть три пути овладения мастерством (Ю.Ф. Курамшин).
Первый – идти путем проб и ошибок, учиться профессии на основесугубо личного опыта, самому «изобретать велосипед».
Другой путь – использовать не только свой, но и опыт других людей– коллег по профессии, родителей, друзей.
Наконец, третий путь – использовать исторический опыт человечества,закрепленный и представленный в научной, учебной, популярной литературе. Этотпуть – единственный, который ведет к профессиональной грамотности,компетентности, образованности. Именно теория, опираясь на исторический опытчеловечества в конкретной области, непрерывно развивается и обогащаетсясовременной информацией, раскрывает закономерные связи процессов и явленийданной сферы и предоставляет возможность предвидеть будущее.
Владение теорией физической культуры определяет уровень и степеньобразованности специалистов, также уровень их профессиональной компетентности.Специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, не владеядостаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо нетолько научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиямии категориями, но и уметь уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщениярезультатов своей практической деятельности, осмыслить ее с позиции теориипознания и теории физической культуры.
Важнейшее значение для специалистов имеет методика физической культуры,и в частности методика ее компонентов: базовой физической культуры, спорта,физической рекреации и двигательной реабилитации. Известны случаи, когдавеликие спортсмены, перейдя на тренерскую работу, не смогли добиться заметныхрезультатов. Это, прежде всего, объясняется тем, что они не владели теорией иметодикой физического воспитания, спортивной тренировки. Как говорится, онистроили учебно-тренировочный процесс «под себя», не учитывая того, что каждыйих ученик уникален, индивидуален и неповторим по своим физическим, психическим,интеллектуальным способностям.
С другой стороны, выдающимися тренерами современности становилисьлюди, не имеющие громких спортивных титулов (А. Гомельский, В. Растоцкийи др.). Это объясняется тем, что они постоянно изучали теорию и методикуфизической культуры, владели знаниями педагогики, психологии, биомеханики идругих смежных наук, искали и находили пути их углубления и совершенствования ивнедрения в практическую деятельность.
Теория и методика, раскрывая практически все стороны и способы совершенствованиячеловека, создает необходимые предпосылки для профессионального ростаспециалиста в области физической культуры./>Значение физической культуры для населения России
Российскоеобщество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которогосоциально-экономические и политические преобразования направлены на утверждениегуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивойдемократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы,связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни,о чем говорилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральномусобранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешнейполитики государства» на 2001 год.
Изсовокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферыжизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболееактуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт.Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций иохватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферыпроявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических,эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организацияобщественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний,воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация иреабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
Физическаякультура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образажизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, вбыту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных иоздоровительных задач.
Забота оразвитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальнойполитики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистическихидеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявленияспособностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизациичеловеческого фактора.
Огромныйсоциальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мереиспользовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболееэффективные средства форсированного морального и физического оздоровлениянации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта,морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.
Вфизкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форммаксимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, онаспособствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового,морально-психологического климата в различных социально-демографических группахи в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.
Развитиеспортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спортаспособствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическоезначение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсоммеждународного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны намеждународной арене. Победы российских спортсменов способствуют роступатриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордостиза страну, область, город, коллектив./>Мировые тенденции развития физической культуры и спорта
Всовременном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры какфактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни вцелом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальнымфеноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитиюсильного государства и здорового общества.
Во многихзарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельностьорганически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных,общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах,занимаются муниципальные органы, а на местах – коммуны и общины, которыерасходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают иосуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную икоммунальную спортивную политику.
Конец XXстолетия во многих странах стал периодом модернизации и строительствасовременных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовыхотношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения,активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Джонсон иДжонсон», «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь – будь в ней»,«Тримминг 130», которые направлены на формирования моральной и материальнойответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, чтоне в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическимипроцессами.
Общемировойтенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высшихдостижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре.Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитиемсовременного спорта, особенно олимпийского.
За рубежомспорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровлениялюдей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а такжесредством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годыместо спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировоеспортивное движение, составной частью которого является и российский спорт,стало одним из самых мощных и массовых международных движений. К олимпийскомуспортивному сообществу принадлежат более 200 стран мира.
Такимобразом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной ролифизической культуры и спорта. Она проявляется:
Ø в повышении роли государства в поддержке развития физическойкультуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
Ø в широком использовании физической культуры и спорта впрофилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
Ø в продлении активного творческого долголетия людей;
Ø в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциальногоповедения молодежи;
Ø в использовании физкультуры и спорта как важного компонентанравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
Ø в вовлечении в занятия физической культурой и спортомтрудоспособного населения;
Ø в использовании физической культуры и спорта в социальной ифизической адаптации инвалидов, детей-сирот;
Ø резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивнойиндустрии
Ø в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и ролителевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здоровогообраза жизни;
Ø в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивнойинфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
Ø в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынкефизкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
/>Заключение
Изложенныепонятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях,социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этихпонятий в первую очередь характеризует физическое воспитание какобщественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитанияв широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль вреализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательныхзадач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии наразвитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другимобщественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физическоговоспитания составляют физическое образование и воспитание физических качествчеловека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно сформированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второенаправлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма,относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе егодвигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т.д.) иопределяют в комплексе общий уровень физической работоспособности.
В процессесмены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемогочеловечеством рационального опыта использования двигательных возможностей,какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной меренаправленное физическое развитие людей. Общим прикладным результатомфизического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и другихвидов практической деятельности людей, является физическая подготовленность,воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. Вэтом отношении физическое воспитание можно определить как проце «с физическойподготовки человека к полноценной жизнедеятельности./>
Список использованной литературы
1.Учеб. пособие / Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004
2.Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина,Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.
3.Доклад рабочей группы президиума Государственного советаРоссийской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта вформировании здорового образа жизни россиян» / 30 января 2002 года
4.Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили.Екатеринбург УГТУ, 2004
5.Теория и методика физического воспитания. Учебник Л.П. Матвееви А.Д. Новиков / 1967
6.Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебник / Менхин Ю.В./ 2005