Тема: Общая физическая, специальнаяи спортивная подготовка в системе физического воспитания
Вопросы дляобсуждения
1. Методические принципы физического воспитания
2. Средства и методы физического воспитания
3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
4. Воспитание физических качеств
5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессефизического воспитания
6. Общая физическая подготовка
7. Специальная физическая подготовка
8. Значение мышечной релаксации (расслабления)
9. Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структураучебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятия
Основныепонятия темы: «методические принципы физического воспитания», «методыфизического воспитания и спортивной тренировки», «общаяфизическая подготовка», «специальная физическая подготовка», «спортивнаяподготовка», «двигательное умение», «двигательный навык»,«физические (двигательные) качества»,
Основноесодержание лекции
1. Методические принципы физического воспитания
Методические принципыфизического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибофизическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на негораспространяются общие принципы педагогики:
♦ сознательностьи активность,
♦ наглядность,
♦ доступность,
♦ систематичность,
♦ динамичность.
Однако в сфере физическоговоспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципыконкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.
Принцип сознательности и активности предусматривает формированиеосмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическимиупражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желаниемукрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивныхрезультатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть илиполучить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы былсформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развилсяустойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторыхстудентов возникает не сразу.
Принцип наглядности. Наглядность — необходимая предпосылкаосвоения движения. В процессе учебно-тренировочногозанятия главное — создать правильное представление, образ двигательного заданияили отдельного элемента перед попыткой выполнить его.
Непосредственная наглядность— это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболееподготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническимисредствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образнымивыражениями.
Тренировочное задание можетвосприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторыхспортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность»включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.
Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половыеособенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия вфизических и психических способностях занимающихся.
Доступность не означаетотсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильнуюмеру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся вэтом процессе — не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полноесоответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех силзанимающегося и означает оптимальную меру доступности. Индивидуальный подходучитывает возможности каждого занимающегося при определенииучебно-тренировочного задания
Принцип систематичности —это, прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок иотдыха.
Регулярность занятийпредполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любаянагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление,возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физическойкультуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именнонеобходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программноетребование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещениевсех занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Необходимо, однако,учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большойперерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается(редукционная фаза).
Фактор повторяемости вфизическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания.Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепленияумений и навыков, совершенствования форм и функций организма.
Принцип динамичности, илипостепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудныхзаданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнениидвигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (присоблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичностипредусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличиватьобъем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широкимкругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, болеесложных двигательных заданий.
2. Средства и методыфизического воспитания
К средствам физическоговоспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природнойсреды и гигиенические факторы. Физические упражнения — это двигательныедействия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания.Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественноедвигательное действие приобретает рациональные формы.
Оздоровительные силыприродной среды и гигиенические факторы также являются средствами физическоговоспитания. Такие природные факторы, как солнечнаярадиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепленияздоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.
Оздоровительные силы природыиспользуются в процессе физического воспитания в двух направлениях:
♦как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условияхгорного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
♦при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания,воздушные, солнечные и водные ванны).
Физические упражнения всочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общуюустойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.
В процессе физическоговоспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические,основанные на активной двигательной деятельности:
♦метод регламентированного упражнения;
♦игровой метод;
♦соревновательный метод;
словесные и сенсорные методы
Метод регламентированногоупражнения предусматривает:
♦ твердопредписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядокповторений);
♦ по возможноститочное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений,четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
♦ создание илииспользование внешних условий, которые облегчали бы управление действиямизанимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочногоконтроля за воздействием нагрузки).
Игровой метод К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная»организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающимдостижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальнойжизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет можетсоздаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания иликонкретных задач того или другого занятия, или как условная схемавзаимодействия играющих (современные спортивные игры).
Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствоватьдвигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развиватьтакие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость,самостоятельность.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способстимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельногоупражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качествеконтрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная чертасоревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условияхупорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Словесные и сенсорные методыпредполагают широкое использование слова и чувственной информации.
Благодаря слову можносообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставитьзадание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессомвыполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректироватьповедение занимающихся.
В учебно-тренировочныхзанятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:
- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
- инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
- словесного отчета и взаиморазъяснения;
- самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи(например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорныхметодов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимаетсявесьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные(проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:
♦ показасамих упражнений;
♦ демонстрациинаглядных пособий;
♦ предметно-модельнойи макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетовигровых площадок с фигурками игроков);
♦ кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино — кольцовок, специальныхучебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);
♦ избирательно-сенсорнойдемонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурныхустройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).
В общем перечне сенсорныхметодов могут быть представлены:
♦метод направленного «прочувствования» движений, прикотором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантахвыполнения двигательного задания;
♦метод ориентирования, т.е. введение в задания предметныхориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
♦методы лидирования и текущего сенсорного программирования, вкоторых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко собратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение междузаданным и фактическим темпами исполнения).
3. Основы обучениядвижениям. Этапы обучения движениям
При обучении двигательным действиямставится задача довести до определенной степени совершенства двигательныеумения, навыки и связанные с ними знания. Определим понятия «двигательноеумение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когдаэти термины ошибочно употребляются как синонимы.
Двигательное умение — этотакая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрациявнимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решениедвигательной задачи.
Определим понятия «двигательноеумение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когдаэти термины ошибочно употребляются как синонимы.
В процессе многократногоповторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операциистановятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются егокоординационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык — такаястепень владения техникой действия, при которой управление движением(движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навыксохраняется в течение многих лет. Классический пример; научившись ездить навелосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уженевозможно.
4. Воспитание физических качеств
Физическими качествамипринято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяютдвигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории приняторазличать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость,ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных системорганизма, от их подготовленности к двигательным действиям. Воспитание силы.Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способностьчеловека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать емупосредством мышечных напряжений.
Воспитание силысопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различныхмышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется узанимающихся атлетической гимнастикой.
Методы максимальных усилий
Метод повторных усилий (илиметод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением,составляющим 30—70% рекордного, которые выполняются сериями по 4—12 повторенийв одном подходе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов. Отдых между сериями2—4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с цельюнаращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечноймассы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться),выполнив 7—13 движений за один подход.
Метод динамических усилийсвязан с применением малых и средних отягощений (до 30% рекордного). Упражнениявыполняются сериями по 15—25 повторений за один подход в максимально быстромтемпе. За одно занятие выполняется 3—6 подходов, отдых между ними 2—4 мин. Спомощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества,необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.
Воспитание быстроты. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека,непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристикидвижений, а также двигательной реакции.
Между тем быстроту движенийнельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400—500м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движенийбольше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота»используется понятие «скоростные способности».
Воспитание быстроты простойи сложной двигательной реакции. Различаютпростые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ определенным движениемна заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрелстартового пистолета).
При воспитании быстротыпростой реакции наиболее распространен метод повторного, возможно болеебыстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. В каждом виде упражненийсуществуют частные методики, способствующие проявлению хорошей реакции назвуковой, слуховой или зрительный сигнал. Сложная реакция бывает различной, ночаще всего это реакция на движущийся объект и реакция выбора. В реакции надвижущийся предмет важно постоянно видеть предмет, передвигающийся с большойскоростью. Для этого используются упражнения с постепенно увеличивающейсяскоростью объекта, с его внезапным появлением в различных местах, с сокращениемдистанции наблюдения и т.п. Средства ее воспитания должны удовлетворять поменьшей мере трем следующим требованиям:
1)техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнятьна предельных для занимающегося скоростях;
2)степень освоения упражнения настолько высока, что усилиянаправляются не на способ, а на скорость выполнения;
3)продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концувыполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Выносливость как физическое качествосвязана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость— это способность противостоять утомлению. Общая выносливость — основа длявоспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости,которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работойсердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Ловкостью принятоназывать способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательныезадачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями,точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими,импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии сизменяющейся обстановкой. Гибкость — способность выполнять движения с большойамплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на неевлияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спортапо-разному воздействуют на воспитание гибкости.
Различают гибкостьдинамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позуи положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) ипассивную (проявленную за счет внешних сил).
5. Формирование психическихкачеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
В процессе физическоговоспитания формирование психических свойств личности происходит путеммоделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можнопосредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.Постоянное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культуройи спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха)воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя вколлективе.
Один из основоположниковтеории физического воспитания профессор А.Д. Новиков сформулировал важноеметодологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишьчерез деятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человекасмелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надоставить в условия, требующие проявления указанного качества».
6. Общая физическаяподготовка
Общая физическая подготовка(ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленныхна всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышениюфункциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой)для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельностиили виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
- достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующейсилы мышц; приобрести общую выносливость;
- повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростныеспособности;
- увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
- улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых,спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
- научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладетьумением расслабляться.
7. Специальная физическаяподготовка
Специальная физическаяподготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающийпреимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы дляконкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Специальная физическаяподготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее видыможно свести к двум основным группам:
♦спортивная подготовка;
♦профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка(тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов иусловий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена иобеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Структура подготовленностиспортсмена включает технический, физический, тактический и психический элемент.
Под техническойподготовленностью следует понимать степеньосвоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Онатесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностямиспортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований,использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержаниетехнической подготовленности спортсменов.
В структуре техническойподготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительныедвижения.
К базовым относятся движенияи действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта.Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена,специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятсявторостепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые ненарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальныхособенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность— это возможности функциональных систем организма. Она отражаетнеобходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависитсоревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленностьспортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствамиспортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми дляреализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной,контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Профессионально-прикладнаяфизическая подготовка (ППФП) — разновидность специальной физической подготовки,оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленнаяна психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.
8. Значение мышечнойрелаксации (расслабления)
Расслабление (релаксация)мышц — это уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Способность к произвольному снижению избыточного напряжения вовремя мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонистов имеет большоезначение в быту, труде и спорте, поскольку благодаря ней снимается илиуменьшается физическое и психическое напряжение. Мышечная напряженность можетпроявляться в следующих формах:
1.Тоническая (повышенная напряженность в мышцах в условиях покоя).
2.Скоростная (мышцы не успевают расслабляться при выполнении быстрыхдвижений).
3.Координационная (мышца остается возбужденной в фазе расслабленияиз-за несовершенной координации движений).
Чтобы овладеть расслаблениемв каждом из этих случаев, необходимо освоить специальные методические приемы.
Можно также использоватьспециальные упражнения на расслабление, чтобы правильно сформироватьсобственное ощущение, восприятие расслабленного состояния мышц; обучатьпроизвольному расслаблению отдельных групп мышц. Это могут быть контрастныеупражнения — например от напряжения сразу к расслаблению; сочетающиерасслабление одних мышц с напряжением других. При этом надо соблюдать общееправило: выполняя одноразовые упражнения на расслабление, сочетать напряжениемышц с вдохом и задержкой дыхания, а расслабление — с активным выдохом.
9. Формы занятий физическимиупражнениями
На основе государственных стандартов высшего профессиональногообразования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебнойпрограммы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся)определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используютсяобязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.
Учебные занятия — основнаяформа физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебнаядисциплина «Физическая Культура») на всех факультетах. Учебныезанятия могут быть:
♦теоретические, практические, контрольные;
♦элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
♦индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия(консультации);
♦самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретическийраздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях нагрупповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов:методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуетсяна учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении— на учебно-тренировочных занятиях.
Индивидуальные,индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся поназначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, несправляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить своизнания и практические навыки.
Самостоятельные занятиямогут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так иво внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущуюи итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольныезанятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделовпрограммы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделенийсдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса — экзамен.
Внеучебные занятияорганизуются в форме:
♦физических упражнений и рекреационных мероприятий в режимеучебного дня (утренней зарядки);
♦занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубомили другими внутривузовскими организациями;
♦самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
♦массовых оздоровительных, физкультурных и спортивныхвнутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования,физкультурные праздники).
Взаимосвязь разнообразныхформ учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентамиспользование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5часов Р неделю), необходимой для нормального функционирования организмамолодого человека студенческого возраста.
Построение и структураучебно-тренировочного занятия.
При построенииучебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную,подготовительную, основную, заключительную.
Во вводной части необходимосоздать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создатьчеткое представление о содержании основной части. Продолжительность вводнойчасти около 5 мин.
Подготовительная частьзанятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки —активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функцииосновных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенносердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяетсямедленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц.Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной частизанятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные покоординации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательнымидействиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной частиот 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характерапредстоящего задания).
Основная часть занятийбывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью(например, кроссовый бег на 3000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол,футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногдадополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовымупражнениям).
Основная трудность при проведениисложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядоквыполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной частиразучивать технику физических упражнений большей координационной сложности.Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразнопланировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силуи в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.
В заключительной частипостепенно снижается функциональная активность занимающегося и организмприводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощьюмедленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.
/>/>Принеобходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы,определяются задания для самостоятельной подготовки и др.
Вопросы и задания для самоконтроля и коллективногообсуждения
1. Методические принципы физического воспитания (сознательности иактивности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности и т.д.).
2. Методыфизического воспитания (равномерный, попеременный, нерегламентированногоупражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки и т.д.).
3. Общиеосновы обучения движениям (формирование двигательного умения, двигательногонавыка).
4. Общиеположения воспитания физических качеств.
5. Воспитаниесилы.
6. Воспитаниебыстроты.
7. Воспитаниевыносливости.
8. Воспитаниеловкости.
9. Воспитаниегибкости.
10. Формированиепсихических качеств личности в процессе физического воспитания.
11. Общаяфизическая подготовка, ее цели и задачи.
12. Спортивнаяфизическая подготовка, ее цели и задачи.
13. Интенсивностьфизических нагрузок.
14. Формызанятий физическими упражнениями.
15. Построениеи структура учебно-тренировочного занятия.
16. Общаяи моторная плотность занятия.
Литература
1. Выдрин,В.М., Зыков, Б.К., Лотоненко, А.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб.Пос. / В.М. Выдрин Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. –128с.
2. Евсеев,Ю.И. Физическая культура. / Ю.И. Евсеев. — Ростов-н/Дону: Феникс, 2003.– 384 с.
3. Матвеев,Л. П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев. – М: ФиС, 1991.–459с.
4. Федеральныйзакон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от29.04.99 N 80-ФЗ
5. Физическаякультура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардамирики, 1999.– 448с.
6. Физическая культура личности студента // Тез. научн. конф. – М.,1989. – 239с.