Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика

Министерство образования Российской Федерации
          Ставропольский ГосударственныйУниверситет
 
                          Контрольная работа
                         По дисциплине:Гимнастика
Тема: Общеразвивающие упражнения,их понятие, общая характеристика.
 
                                                                                         Выполнила:
                                                                                          Студентка 2 курса гр.1
                                                                                          ФФК и Сп      ОЗО
                                                                                          Долотова И.Н.
                                                                                         Зачетнаякнижка№049553 
                                                                                  
                                          Ставрополь 2007                                                                                                                                               

План:
1Общеразвивающиеупражнения, их понятие, общая характеристика…………………………………………………………..3
2. ОРУ на месте, без предметов. Технология составлениякомплексов ОРУ…………………………………………………………………………...6
3.Правила записи упражнений. Требования к рассказу упражненияи его показу…………………………………………………………………………8
4.Комплекс ОРУ для 4-х классов……………………………………………9

 
1. Общеразвивающие упражнениянаправлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности всуставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитиекоторых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной частитренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовкиорганизма к предстоящей работе. А в основной части при повторном илиинтервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служатсредством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшемувосстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления иразвития отдельных мышц.
Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационныеспособности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формыспортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы ихвыполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умениеи навыки владения своими мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой ирасслаблять после выполнения упражнения). Арсенал ОРУ всем известен: без них непроводится ни один урок физкультуры в школе. Однако, как показали нашинаблюдения, многие молодые спортсмены не придают им должного внимания,выполняют их вяло и в малом количестве. Дозировка же упражнений, направленныхна развитие гибкости и подвижности в суставах, должна постепенно возрастать,особенно в подготовительном периоде. Для получения необходимого эффекта каждоеупражнение должно выполняться не менее 10—15 раз. В тех случаях, когда бегуныпроводят равномерные, переменные темповые кроссы или фартлек, где разминкойслужит легкий бег 4—6 км, ОРУ выполняются обязательно после окончаниятренировки.
 К общеразвивающимупражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращенияв суставах, строевые упражнения.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно сдвижений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястныхсуставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам(мышцы рук, мышцы ног), а затем — к крупным мышечным группам (мышцы туловища).
Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцыплечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличениюмозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы,а также умственную и физическую работоспособность организма.
Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужновыполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста или склонным кголовокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание гемоглобина вкрови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.) целесообразновыполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с выраженнымизаболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отделапозвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует выполнять напряжения мышц шеибез осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку вкачестве сопротивления и надавливать на нее головой.
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняетзастойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствуетувеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови ксердцу, умеренно повышает тем Упражнения, используемые в комплексе, полезнопериодически менять, чтобы зарядка не превращалась в скучное и малоинтересноезанятие.
В комплексе физических упражнений можно использоватьупражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямымногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи супражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными,поэтому их целесообразно применять после предварительного «разогрева»мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако состорожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу послеупражнений на потягивание.
Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемыхмышцах, повышает кровообращение в них. В то же время упражнения на растягиваниене вызывают существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтомухорошо подходят для не полностью пробудившегося организма.
Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшаюткровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышцспины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлениемпитательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается нафункциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.
Использование в утренней зарядке упражнений на растягиваниеоправдано еще и спецификой биологических ритмов человека. Наибольшие показателигибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому именно утренние часыцелесообразно использовать для развития этого физического качества.
Классификация ОРУ: (воснову положен анатомический признак разделения упражнений на группы по ихвоздействию на отдельные части тела):
1.Упражнения для рукплечевого пояса.
2.Упражнения для мышц шеии туловища.
3.Упражнения для мышц ног.
4.Упражнения для мышцвсего тела.
Упражнения всех 4-х группмогут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты.
2.Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевогопояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых,локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение иприведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, вупоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).
Упражнения для туловища. Упражнениядля формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны изразличных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительныепружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз сразличными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа вупор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног отпола; круговые движения ногами (педалирование).
Упражнения для ног. Стоя —различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге,маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, подниманиена носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении,продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.
Упражнения для рук, туловища и ног.В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движенияногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движенияс большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателейпальцев рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременныесгибания и разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и поворотытуловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработкаупражнений утренней зарядки.
Общеразвивающие упражнения с предметами
С короткой скакалкой. Прыжки свращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, споворотами, в приседе и полуприсиде, с двойным вращением скакалки; бег соскакалкой по прямой и по кругу; эстафеты со скакалками.
С длинной скакалкой. Набегание подвращающуюся скакалку; прыжки на одной и обеих ногах, без поворота и споворотом, с различными движениями руками, прыжки вдвоем и втроем.
С гимнастической палкой. Наклоны иповороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговыедвижения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки; переносыног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой(с сопротивлением); сочетание движения рук с движением туловища.
Упражнения с теннисным мячом.Броски и ловля, из положения сидя, стоя, лежа, одной и двумя руками; ловля мячаотскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча вцель, мишень и на дальность; броски в цель (соревновательного характера).
Упражнения с набивным мячом (весмяча для мужчин — 3—5 кг, для женщин — 2—3 кг). Сгибание и разгибание рук,круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища,маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием;перебрасывание по кругу, друг другу стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине,на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от грудидвумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы,через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (впрыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнование на дальность броска одной идвумя руками (вперед и назад).
3. Строевые упражненияиспользуются для решения ряда педагогических задач, воспитания чувства ритма итемпа, формирования навыков коллективного действия и классифицируются следующимобразом:
1.Строевые приемы.
2.Передвижения.
3.Построения иперемещения.
4.Размыкания и смыкания.
Основные понятия: строй,фланг, фронт, шеренга, интервал, колонна, дистанция, направляющий, замыкающий.
ОРУ – движения руками,ногами, туловищем, головой, выполняемые с различными мышечными направлениями,разной скоростью и амплитудой, целью которых является общее физическое развитиеи подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Характерные особенностиОРУ:
1.Просты и доступны всемкатегориям занимающихся.
2.Оказывают относительноизолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.
3.Позволяют легкорегулировать нагрузку.

Основные методы ведения уроков: фронтальный,поточный, посменный, групповой и индивидуальный. Фронтальный способ. Упражнениявыполняются одновременно всеми учащимися, преимуществом которого являетсябольшой охват занимающихся, достижение высокой плотности урока и большойнагрузки.
 Поточный способ. Одно и то же упражнениеучащиеся выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком.Используется при наличии нескольких одинаковых снарядов (2-3 планок, бревен ит.п.) Преимущество: большая возможность наблюдать за индивидуальным выполнениемупражнений. Разновидностью поточного способа является поочередное выполнениенескольких последовательных упражнений (пройти по скамейке, перелезть черезбревно, прыгнуть через планку).
Подготовительные и подводящие упражнения(определение, назначение, технология применения).
Разучивая движения нарядус основными методами (разучивания упражнения в целом и по частям) используетсяряд вспомогательных методических приемов. Как правило, особенно если сложноедействие разучивают в целом, широко применяется так называемые «подводящие»упражнения, которые как бы подводят к освоению нового действия путем егоцелостной имитации, либо частичного воспроизведения и в упрощенной форме.
Метод подводящих упражненийзаключ-ся в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурносходных с новым упражнением.

4. Чтобы не потерять интерес к занятиям узанимающихся, названия, исходные положения упражнений  назывались не встрого     заданной терминологии (на мышцызадней поверхности бедра), а ассоциировались с названиями разных животных, предметов ит.д. Следует отметить, чтонепривычные формы проведения  занятийимели большой успех у детей.




Содержание
Дозировка
(раз)

Назначение,   ОМУ
1
На воспитание правильной осанки и дыхательную систему:
 И.п.-стойка, руки за голову
1-2 – левую в сторону на носок, руки вверх – наружу 3-4 – И.п.
5-8 – тоже правой ногой.

8-12
1. Проверить осанку в И.п. – спина прямая локти назад, голова прямо.
2. Выполнить в обе стороны по разделениям, уточняя положение рук и ног.
3. Нога прямая, носок оттянут (в сторону на носок).
4. Руки прямые
5. Смотреть на руки понимая их
6. Поднимая руки – вдох, опуская- выдох.
2
На косые мышцы туловища и воспитание координации:
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны
1-наклон влево, левую руку на пояс, правую – за голову.
2-И.п.
3-наклон вправо, правую руку на пояс, левую – за голову.
4-И.п.
8-12
1. Проверить правильное выполнение И.п. – спина прямая, руки точно в стороны, плечи опущены, голова прямо.
2. Выполнить упражнение по разделениям в обе стороны.
3. Наклон точно в сторону.
4. Локоть назад (рука за головой).
5. Наклоняясь – выдох, выпрямляясь – вдох.
3
На мышцы ног:
И.п. — сомкнутая стойка, руки на пояс.
1-пятки врозь.
2-опираясь на пятки, носки врозь, в стойку ноги врозь.
3-присед, руки в стороны.
4-встать, руки на пояс.
5-опираясь на пятки, соединить носки.
6-соединяя пятки, сомкнутая стойка.
7-присед, руки в стороны.
8-И.п.
8-12
1. Проверить правильность выполнения в И.п. – пятки и носки сомкнуты, спина прямая, локти точно в стороны, плечи опущены, голова прямо.
2. Выполнить упражнение по разделениям.
3. Присед., на всей ступне.
4. Дыхание не задерживать.
4
На развитие гибкости:
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1-наклон вперед, локти вперед до касания коленей.
2-И.п.
8-12
1. Проверить правильность выполнения И.п. – спина прямая, локти назад, голова прямо.
2. Ноги прямые.
3. Ниже наклон.
4. Наклоняясь — выдох., выпрямляясь – вдох.
5
На мышцы брюшного пресса:
И.п. – упор сидя сзади.
1-левую ногу согнуть до касания коленом груди.
2-правую ногу согнуть.
3-выпрямить ноги в упор сидя сзади углом.
4-опуская ноги, И.п.
8-12
1. Проверить правильность выполнения, И.п. – спина прямая, плечи опущены, голова прямо.
2. Руки прямые.
3. Ноги опускать мягко.
4. Дыхание свободно.
6
На сердечно-сосудистую и дыхательную систему, воспитание прыгучести:
И.п. – стойка, руки на поясе.
1-3 – три прыжка на месте
4-прыжок, сгибая ноги вперед и хлопок ладонями о колени.
8-12
1. Обратить внимание на осанку в И.п.
2.Прыгать на носках.
3.Дыхание не задерживать.
4.Перейти на ходьбу на месте
7
На закрепление правильной осанки и воспитание чувства равновесия:
И.п. – стойка руки на пояс.
1-3 – левую ногу в сторону – книзу.
4-И.п.
5-7-правую ногу в сторону — книзу.
8-И.п.
8-12
1. Обратить внимание на осанку в И.п. и во время выполнения упражнения.
2.После двух повторений выполнить задание с закрытыми глазами.
3.Отметить учащихся успешно выполняющих задание.
 

                  Списокиспользуемой литературы:

1. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры /под ред. А.Т.Брыкина; М., ФиС; 1971 г.
2. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры /под ред. А.И. Шлемина,  А.Т.Брыкина; М.,ФиС,1979 г.
3. Гимнастика в системе физического воспитания. Лекция длязаочников. В.А.Кузнецов, СГИФК, 1974 г.
4. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтовфизической культуры под ред. проф.В.М.Смолевского, М., ФиС, 1987 г.
5. Солодянников В.А. Технологии обучения гимнастическимупражнениям начального этапа подготовки гимнастов и программыобщеобразовательной школы. Уч.пособие – С-СПб ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999 г.
6. Селезнёв А.И., Селезнев В.А. Подарите детям радость.Учебное пособие – Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Ставрополь2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.