Начисление амортизации на примере автотранспортнойорганизации
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в ПБУ6/01 Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н. В статье рассматриваютсяправила начисления амортизации по транспортным средствам, действующие внастоящее время.
Изменения коснулись прежде всего условий принятия активов кбухгалтерскому учету в качестве основных средств, причем требованиеединовременного выполнения четырех условий сохранилось.
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качествеосновных средств (далее — ОС), если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производствепродукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нуждорганизации либо для предоставления организацией за плату во временное владениеи пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительноговремени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычногооперационного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данногообъекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды(доход) в будущем.
Поскольку п. «а» дополнен словами «дляпредоставления организацией за плату во временное владение и пользование иливременное пользование», объекты, предоставляемые организацией по договорамаренды, лизинга, проката и т.д. и учитываемые в качестве доходных вложений вматериальные ценности, теперь относятся к категории ОС.
Пункт 5 ПБУ 6/01 дополнен абзацем, определяющим особенностиучета этих ОС; теперь они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерскойотчетности в составе доходных вложений в материальные ценности, принятие их научет отражается записью:
Дебет 03, Кредит 08.
Кроме того, п. 5 ПБУ 6/01 дополнен абзацем, констатирующимвозможность отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности активовстоимостью не более 20 000 руб. за единицу в составематериально-производственных запасов (далее — МПЗ). Принятие данных активов научет отражается записью:
Дебет 10, Кредит 60, 71.
При переводе данных активов в эксплуатацию производится запись:
Дебет 20, 25, 23, Кредит 10.
В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве илипри эксплуатации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Одновременно с введением указанного абзаца в п. 5 ПБУ 6/01 в п.18 был исключен последний абзац, введенный Приказом Минфина России от18.05.2002 N 45н, согласно которому объекты основных средств стоимостью неболее 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политикеисходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры ит.п. издания разрешалось списывать на затраты на производство (расходы напродажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Данная нормапозволяла частично состыковать амортизационную политику в бухгалтерском учете стребованиями ст. 256 НК РФ, в абз. 1 п. 1 которой амортизируемым имуществомпризнается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев ипервоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Таким образом, правила амортизации в бухгалтерском учете иналогообложении различаются. В то же время в соответствии с последней редакциейПБУ 6/01 организация самостоятельно определяет, учитывать подобные объекты всоставе ОС на счетах 01 и 03 или в составе материально-производственных запасовна счете 10 «Материалы». Если организация решает учитывать активыстоимостью в пределах лимита в составе МПЗ, то в ее учетной политике долженбыть отражен не только факт этого выбора, но и размер данного лимита. Лимит стоимостиобъекта основных средств определяется организацией также самостоятельно, но егозначение не может превышать 20 000 руб. за единицу. Следовательно, можноизбежать несогласования в учете амортизации, выбрав в качестве лимита стоимостьобъекта ОС, равную 10 000 руб.
Изменения коснулись и порядка определения инвентарного объектаОС. В соответствии с предыдущей редакцией в случае наличия у одного объектанескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такаячасть учитывалась как самостоятельный инвентарный объект. Новой редакцией п. 6ПБУ 6/01 предусмотрено, что в качестве самостоятельного инвентарного объектаучитываются части, сроки полезного использования которых существенноотличаются. При этом решение организацией вопроса, является ли показательсущественным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретныхобстоятельств возникновения. Иными словами, существенность определяетсясовокупностью качественных и количественных факторов.
Изменения, внесенные в п. 15 ПБУ 6/01 в абзацы, описывающиеотражение в бухгалтерском учете результатов проведенной переоценки, обеспечилиполное соответствие данного раздела в ПБУ 6/01 и Методических указаний побухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Важным направлением в системе снижения себестоимости перевозокявляется политика формирования амортизационных отчислений.
В соответствии с Методическими указаниями и ПБУ 6/01 величинаамортизационных отчислений включается в себестоимость и соответственно влияетна величину прибыли и тарифа за произведенную продукцию или услугу, на ееоснове также рассчитывается остаточная стоимость объекта, отражаемая в балансе.
Величина амортизации определяется для:
— постепенного накопления средств на полное восстановление(приобретение нового имущества);
— расчета величины себестоимости, являющейся базой приформировании тарифа на перевозку;
— расчета остаточной стоимости для отражения в балансе — определения среднегодовой остаточной стоимости основных фондов при расчетеналогооблагаемой базы налога на имущество;
— оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.
Сроком полезного использования является период, в течениекоторого использование объекта ОС приносит доход организации. Для отдельныхгрупп ОС срок полезного использования определяется исходя из количествапродукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению врезультате использования этого объекта.
В соответствии с ПБУ 6/01 срок полезного использования объектаосновных средств определяется организацией при принятии этого объекта кбухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования производитсяисходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии сожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режимаэксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивнойсреды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды).
Согласно НК РФ амортизируемое имущество распределяется поамортизационным группам исходя из сроков его полезного использования. Срокомполезного использования признается период, в течение которого объект ОС и (или)объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельностиналогоплательщика.
Срок полезного использования для начисления амортизации вбухгалтерском учете по ОС, приобретенным до 1 января 1998 г., устанавливается всоответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полноевосстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденнымиПостановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 (далее — Единыенормы), а по ОС, приобретенным после 1 января 1998 г., — в соответствии с ПБУ6/01.
Исследования показали, что данное обстоятельство негативнопроявляется в амортизационной политике. Дело в том, что при формировании нормамортизационных отчислений в Единых нормах были использованы сроки службы ивеличина пробега транспортных средств (далее — ТС) до капитального ремонта ипосле него. В настоящее время капитальный ремонт ТС организации не производят иприходится эксплуатировать изношенные транспортные средства, так какамортизация еще полностью не начислена. Списание несамортизированных ТСотрицательно влияет на результаты финансовой деятельности организации. Исходяиз этого нам представляется целесообразным отменить необходимость использованияустаревших норм амортизации для ТС, приобретенных до 1998 г., установитьоставшийся срок службы ТС исходя из его технического состояния и вычислитьзаново норму амортизации. Определить норму амортизации можно путем деленияостаточной стоимости на оставшийся срок службы. Естественно, данный методнельзя использовать в бухгалтерском учете, поскольку соответствующая нормативнаябаза отсутствует, но он может быть применен экономистами при планированиистоимости перевозок.
Сроки службы объектов ОС при начислении амортизации длябухгалтерского учета по ОС, приобретенным после 1 января 2002 г., могутустанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых вамортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация). На основании Классификацииорганизациями на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемогоимущества самостоятельно определяется срок полезного использования.
Таким образом, сроки службы по амортизируемым ОС в бухгалтерскоми налоговом учете будут совпадать только по ОС, приобретенным после 1 января2002 г. Для налогового учета необходимо перегруппировать все основные средстваи установить им сроки службы в соответствии с Классификацией. На основеОбщероссийского классификатора основных фондов (далее — ОКОФ), утвержденногоПостановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (с изм. от 14.04.1998),был составлен перечень ТС в развернутом виде (см. ниже).
Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше3 лет до 5 лет включительно):
┌────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Номер │ Транспортное средство │
│ по ОКОФ │ │
├────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 15 3410010 │Автомобилилегковые │
│ │ │
│ 15 3410100 │Автомобилилегковые особо малого класса (с рабочим │
│ │объемомдвигателя до 1,2 л) │
│ 15 3410101 │Автомобилилегковые особо малого класса для │
│ │индивидуальногои служебного пользования │
│ 15 3410102 │Автомобилилегковые особо малого класса с кузовом │
│ │«универсал» │
│ 15 3410103 │Автомобилилегковые особо малого класса для │
│ │инвалидов │
│ 15 3410110 │Автомобилилегковые малого класса (с рабочим │
│ │объемомдвигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно) │
│ 15 3410111 │Автомобилилегковые малого класса для │
│ │индивидуальногои служебного пользования │
│ 15 3410112 │Автомобилилегковые малого класса с кузовом │
│ │«универсал» │
│ 15 3410113 │Автомобилилегковые малого класса такси │
│ 15 3410120 │Автомобилилегковые среднего класса (с рабочим │
│ │объемомдвигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно) │
│ 15 3410121 │Автомобилилегковые среднего класса для служебного │
│ │ииндивидуального пользования │
│ 15 3410122 │Автомобилилегковые среднего класса с кузовом │
│ │«универсал» │
│ 15 3410123 │Автомобилилегковые среднего класса такси │
│ 15 3410150 │Электромобилилегковые │
│ 15 3410151 │Электромобилилегковые общего назначения │
│ 15 3410152 │Электромобилилегковые грузопассажирские │
│ 15 3410160 │Автомобилилегковые специальные │
│ 15 3410161 │Автомобилилегковые специальные гоночные │
│ 15 3410162 │Автомобилилегковые специальные снегоходы │
│ 15 3410163 │Автомобилилегковые специальные вездеходы │
│ 15 3410164 │Автомобилилегковые специальные амфибии │
│ 15 3410165 │Автомобилилегковые специальные фургоны │
│ 15 3410166 │Автомобилилегковые специальные для медицинской │
│ │помощина дому (санитарные) │
│ 15 3410170 │Автомобилилегковые прочие, не включенные в другие │
│ │группировки │
│ │ │
│ 15 3410191 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюдо 0,5 т │
└────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
Четвертая группа (имущество со сроком полезного использованиясвыше 5 лет до 7 лет включительно):
┌────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ 15 3410114 │Автомобилилегковые малого класса для инвалидов │
│ 15 3410192 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюсвыше 0,5 до 1,5 т │
│ 15 3410193 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюсвыше 1,5 до 3,0 т │
│ 15 3410194 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюсвыше 3 до 5 т │
│ 15 3410201 │Автомобилигрузовые электромобили │
│ 15 3410202 │Автомобилигрузовые снегоболотоходы │
│ 15 3410221 │Автомобили- самосвалы грузоподъемностью до 2,75 т │
│ 15 3410222 │Автомобили- самосвалы грузоподъемностью свыше │
│ │2,75до 5 т │
│ 15 3410223 │Автомобили- самосвалы грузоподъемностью свыше 5 до│
│ │8т │
│ 15 3410224 │Автомобили- самосвалы грузоподъемностью свыше 8 до│
│ │15т │
│ 15 3410225 │Автомобили- самосвалы грузоподъемностью свыше 15 │
│ │до18 т │
│ 15 3410226 │Автомобили- самосвалы грузоподъемностью свыше 18 т│
│ │ │
│ 15 3410250 │Автобусыособо малые длиной до 5 м включительно │
│ 15 3410251 │Автобусыособо малые общего назначения │
│ 15 3410252 │Автобусыособо малые местного сообщения │
│ 15 3410253 │Автобусыособо малые маршрутные такси │
│ 15 3410254 │Автобусыособо малые туристские │
│ 15 3410260 │Автобусымалые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно│
│ 15 3410261 │Автобусымалые общего назначения │
│ 15 3410262 │Автобусымалые местного сообщения │
│ 15 3410263 │Автобусымалые городские и экскурсионные │
│ 15 3410264 │Автобусымалые туристские │
│ 15 3410265 │Автобусымалые пригородные │
│ 15 3410300 │Автобусыпрочие │
│ 15 3410301 │Автобусыс электродвигателем (электромобили) │
│ 15 3410302 │Автобусысанитарные │
│ │ │
│ 15 3410361 │Автоцистерныдля перевозки нефтепродуктов, топлива │
│ │имасел; химических веществ │
│ 15 3410362 │Топливозаправщики,маслозаправщики, │
│ │водомаслозаправщикина автомобилях │
│ 15 3410363 │Автоцистерныдля сжиженных газов │
│ 15 3410380 │Автомобилиспециализированные для лесозаготовок │
│ 15 3410381 │Автопоездаагрегатные лесовозные │
│ 15 3410382 │Автолесовозы(для лесопиления и лесозаготовки) │
│ 15 3410383 │Щеповозы │
│ 15 3410440 │Автомобилигрузовые специализированные прочие │
│ 15 3410441 │Автомобилигрузовые для перевозки баллонов со │
│ │сжиженнымгазом │
│ 15 3410442 │Автомобилигрузовые для вывозки радиоактивных │
│ │отходов │
│ 15 3410443 │Автокатафалки │
│ 15 3410449 │Автомобилиспециальные, кроме включенных в │
│ │группировку14 3410040, прочие │
│ │ │
│ 15 3420000 │Прицепыи полуприцепы │
│ │ │
│ 15 3420020 │Прицепыи полуприцепы для автомобилей и тракторов │
│ │ │
│ 15 3420130 │Прицепык легковым автомобилям и автобусам │
│ 15 3420131 │Прицепык легковым автомобилям всех видов │
│ 15 3420132 │Прицепык автобусам │
│ 15 3420133 │Прицепыслужебные │
│ 15 3420134 │Прицепыдля перевозки людей │
│ 15 3420140 │Прицепыодноосные к грузовым автомобилям и шасси │
│ 15 3420141 │Прицепыодноосные с бортовой платформой │
│ 15 3420142 │Прицепыодноосные роспуски │
│ 15 3420143 │Прицепыодноосные самосвальные │
│ 15 3420144 │Прицепыодноосные фургоны │
│ 15 3420145 │Прицепыодноосные специальные │
│ 15 3420146 │Прицепыодноосные шасси │
│ 15 3420149 │Прицепыодноосные прочие │
│ 15 3420150 │Прицепыдвухосные к грузовым автомобилям │
│ 15 3420151 │Прицепыдвухосные с бортовой платформой │
│ 15 3420152 │Прицепыдвухосные роспуски │
│ 15 3420153 │Прицепыдвухосные самосвальные │
│ 15 3420154 │Прицепыдвухосные шасси │
│ 15 3420159 │Прицепыдвухосные прочие │
│ 15 3420160 │Прицепытракторные │
│ 15 3420161 │Прицепытракторные одноосные │
│ 15 3420162 │Прицепытракторные двухосные │
│ 15 3420163 │Прицепытракторные бортовые │
│ 15 3420164 │Прицепытракторные шасси │
│ 15 3420169 │Прицепытракторные прочие │
│ 15 3420180 │Прицепысо специализированными кузовами, трейлеры │
│ 15 3420181 │Прицепысо специализированными кузовами │
│ 15 3420182 │Прицепыдля ветеринарной службы │
│ 15 3420190 │Прицепы- цистерны для перевозки нефтепродуктов и │
│ │воды(цистерны для нефтепродуктов, воды и сжиженных│
│ │газовна прицепах и полуприцепах) │
│ 15 3420191 │Прицепы- цистерны для нефтепродуктов │
│ 15 3420192 │Полуприцепы- цистерны для нефтепродуктов │
│ 15 3420193 │Топливозаправщики,маслозаправщики и водозаправщики│
│ │наприцепах и полуприцепах │
│ 15 3420196 │Цистерныдля сжиженных газов на прицепах и │
│ │полуприцепах │
│ 15 3420197 │Цистерныдля воды на прицепах │
│ 15 3420198 │Цистерныдля воды на полуприцепах │
│ 15 3420199 │Прицепы- цистерны прочие │
│ 15 3420200 │Полуприцепыавтомобильные общего назначения │
│ 15 3420201 │Полуприцепыавтомобильные общего назначения с │
│ │бортовойплатформой │
│ 15 3420202 │Полуприцепыавтомобильные общего назначения │
│ │самосвальные │
│ 15 3420203 │Полуприцепыавтомобильные общего назначения со │
│ │специализированнымикузовами │
│ 15 3420204 │Полуприцепыавтомобильные общего назначения. Шасси │
│ 15 3420209 │Полуприцепыавтомобильные общего назначения прочие │
│ 15 3420210 │Полуприцепыавтомобильные для строительных │
│ │конструкций │
│ 15 3420211 │Настиловозы,фермовозы, балковозы, плитовозы и │
│ │металловозы │
│ 15 3420212 │Панелевозы │
│ 15 3420219 │Полуприцепыдля перевозки строительных конструкций │
│ │прочих │
│ │ │
│ 14 3410040 │Автомобилиспециальные и оборудование навесное к │
│ │машинамдля уборки городов, кроме включенных в │
│ │группы14 3410330 — 14 3410335, 14 3410391, │
│ │143410421 │
│ │ │
│ 15 3599000 │Средстватранспортные прочие, не включенные в │
│ │другиегруппы, кроме включенных в группу 15 3599501│
└────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
Пятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше7 лет до 10 лет включительно):
┌────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ 15 3410130 │Автомобилилегковые большого класса (с рабочим │
│ │объемомдвигателя свыше 3,5 л) │
│ 15 3410131 │Автомобилилегковые большого класса для │
│ │индивидуальногои служебного пользования │
│ 15 3410140 │Автомобилилегковые высшего класса │
│ 15 3410141 │Автомобилилегковые высшего класса для служебного │
│ │пользования │
│ │ │
│ 15 3410195 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюсвыше 5 до 8 т │
│ 15 3410196 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюсвыше 8 до 15 т │
│ 15 3410211 │Автомобили- тягачи седельные с нагрузкой на седло │
│ │до3 т │
│ 15 3410212 │Автомобили- тягачи седельные с нагрузкой на седло │
│ │свыше3 до 5,4 т │
│ 15 3410213 │Автомобили- тягачи седельные с нагрузкой на седло │
│ │свыше5,4 до 7,5 т │
│ 15 3410270 │Автобусысредние длиной свыше 8 до 9,5 м │
│ │включительно │
│ 15 3410271 │Автобусысредние городские и экскурсионные │
│ 15 3410272 │Автобусысредние междугородные и туристские │
│ 15 3410273 │Автобусысредние пригородные │
│ 15 3410280 │Автобусыбольшие длиной свыше 10,5 до 12 м │
│ │включительно │
│ 15 3410281 │Автобусыбольшие городские и экскурсионные │
│ 15 3410282 │Автобусыбольшие междугородные и туристские │
│ 15 3410283 │Автобусыбольшие пригородные │
│ │ │
│ 15 3410040 │Автомобилиспециальные, кроме включенных в │
│ │группировку14 3410040 │
│ │ │
│ 15 3410340 │Автомобили- фургоны со специализированными │
│ │кузовами │
│ 15 3410341 │Автомобили- фургоны для перевозки промтоваров │
│ 15 3410342 │Автомобили- фургоны для перевозки скоропортящихся │
│ │продуктов(авторефрижераторы, изотермические) │
│ 15 3410344 │Автомобили- фургоны для перевозки хлебобулочных │
│ │изделий │
│ 15 3410345 │Автомобили- фургоны для перевозки почты │
│ 15 3410346 │Автомобили- фургоны медицинской службы и для │
│ │перевозкимедикаментов │
│ 15 3410349 │Автомобили- фургоны для перевозки прочих грузов │
│ 15 3410351 │Автомобили- фургоны ветеринарной службы │
│ 15 3410359 │Автомобили- фургоны специализированные прочие │
│ 15 3410364 │Автоцистерныдля воды │
│ 15 3410365 │Автоцистерныдля пищевых жидкостей (кроме │
│ │молоковозов) │
│ 15 3410366 │Автоцистерны- муковозы (в том числе на │
│ │полуприцепах) │
│ 15 3410367 │Автоцистерны- сахаровозы │
│ 15 3410368 │Автоцистерны- молоковозы │
│ 15 3410371 │Автоцистерны- автоцементовозы │
│ 15 3410372 │Автоцистерны- автобитумовозы │
│ 15 3410373 │Автоцистерны- автобетоновозы │
│ 15 3410374 │Автоцистерны- авторастворовозы │
│ 15 3410375 │Автоцистерны- автогудронаторы │
│ 15 3410376 │Автоцистерны- автозоловозы │
│ 15 3410379 │Автоцистерныпрочие │
│ │ │
│ 15 3410000 │Машиныпожарные и автомобили специальные для │
│ │коммунальногохозяйства (машины уборочные, машины │
│ │дляжилищного, газового, энергетического хозяйства │
│ │городаи машины специальные прочие, кроме │
│ │143410040) │
└────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
Шестая группа (имущество со сроком полезного использования свыше10 лет до 15 лет включительно):
┌────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ 15 3410290 │Автобусыособо большие (автобусные поезда) длиной │
│ │свыше16,5 до 24 м включительно │
│ 15 3410291 │Автобусыособо большие городские │
│ 15 3410292 │Автобусыособо большие пригородные │
│ │ │
│ 15 3410197 │Автомобилигрузовые общего назначения │
│ │грузоподъемностьюсвыше 15 т │
│ │ │
│ 15 3410214 │Автомобили- тягачи седельные с нагрузкой на седло │
│ │свыше7,5 до 12 т │
│ 15 3410215 │Автомобили- тягачи седельные с нагрузкой на седло │
│ │свыше12 до 18 т │
│ 15 3410216 │Автомобили- тягачи седельные с нагрузкой на седло │
│ │свыше18 т │
└────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
С 1 января 2006 г. изменен порядок определения амортизационныхотчислений способом уменьшаемого остатка. До утверждения изменений в ПБУ 6/01годовая сумма амортизации данным способом исчислялась исходя из остаточнойстоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленнойисходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициентаускорения, установленного в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Методическими указаниями, которые развивают правила,зафиксированные в ПБУ 6/01, установлено, что при определении годовой суммыамортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка по движимомуимуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активнойчасти ОС, может применяться коэффициент ускорения согласно условиям договорафинансовой аренды не выше 3. Субъекты малого предпринимательства могутприменять коэффициент ускорения, равный 2.
Однако в действующей редакции Федерального закона от 29.10.1998N 164-ФЗ (с изм. от 18.07.2005) «О финансовой аренде (лизинге)»конкретный коэффициент ускорения не определен. С 1 января 2005 г. утратила силуи ст. 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации», котораяпредусматривала возможность применения коэффициента ускорения малымипредприятиями.
Новой редакцией ПБУ 6/01 предусмотрено использование повышающегокоэффициента, устанавливаемого организацией самостоятельно. Годовая суммаамортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходяиз остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации,исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, икоэффициента не выше 3, установленного организацией.
Однако способ уменьшаемого остатка не обеспечивает начислениесуммы амортизации, равной первоначальной балансовой стоимости за нормативныйсрок эксплуатации автомобиля, и, следовательно, является замедленным. Очевидно,что при списании по окончании нормативного срока службы автомобиля, амортизацияна который начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на суммунедоначисленной амортизации.
Возможность использования коэффициента ускорения при расчетенормы амортизации, введенного с 1 января 2006 г., не устраняет основнойнедостаток способа уменьшаемого остатка. Анализ показал, что коэффициентускорения в формуле нормы амортизации не позволяет списать полностьюпервоначальную балансовую стоимость в амортизационные отчисления даже заудвоенный срок службы.
Исходя из изложенного, по нашему мнению, могут быть признаны дваварианта использования способа уменьшаемого остатка для начисления амортизации.
1. Ввести правила, аналогичные указанным в п. 5 ст. 259 НК РФ: смесяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объектаамортизируемого имущества достигнет 20% первоначальной (восстановительной)стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:
— остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целяхначисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейшихрасчетов;
— сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношенииданного объекта определяется путем деления базовой стоимости объекта наколичество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования,тогда амортизация будет полностью начислена за срок службы объекта.
2. Применять повышающий коэффициент не к норме амортизации, а ксумме начисляемой за год амортизации, тогда амортизация будет начислена приповышающем коэффициенте 2 за 0,78 установленного срока службы, а прикоэффициенте 3 — за 0,45 установленного срока службы объекта.
На выбор способа начисления амортизации ТС в бухгалтерском учетевлияет ряд факторов, которые определяются существенными особенностями ТС. Этиособенности проявляются при эксплуатации ТС и заключаются в том, что с увеличениемсрока службы и, следовательно, общего пробега:
— уменьшается среднегодовой пробег;
— падает годовая выработка в натуральном выражении;
— увеличивается продолжительность технического обслуживания иремонта;
— падает удельный годовой доход от одного ТС.
Величина начисленной годовой амортизации, включаемая всебестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленныеособенности.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции(работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя изнатуральных показателей (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетномпериоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемогообъема продукции за весь срок полезного использования объекта. Данный способначисления амортизации применим к ТС, для которых норма амортизационныхотчислений исчисляется в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега,что позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу ТС, определяемомуфактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретениянового автомобиля.
Норма амортизации (На) вычисляется по формуле:
Спб
На = ---,
Lн
где Спб — первоначальная балансовая стоимость,
Lн — нормативный пробег до списания.
Сумма амортизации (А) определяется по формуле:
А = Lр х На,
где Lр — пробег за расчетный период (годовой, месячный,квартальный).
Отметим, что при расчете норм амортизации в соответствии сЕдиными нормами используется сумма пробега ТС до и после капитального ремонта.В соответствии с ПБУ 6/01 в качестве Lн принимается пробег до капитальногоремонта, на котором основывается предполагаемый объем работ, выполняемый завесь срок полезного использования ТС.
Приведенный способ целесообразно использовать также и для остальныхтипов подвижного состава автомобильного транспорта, по которым амортизацияначисляется по нормам в процентах от стоимости, если они используются впочасовом режиме работы.
Целесообразность использования того или иного способа начисленияамортизации определяется исходя из поставленных перед организацией целей и еефинансового состояния, результаты исследований по этому вопросу представлены втабл. 1.
Таблица1
┌─────────────┬───────────────┬─────────────┬─────┬───────────────┐
│. Способ│ Линейный │ Уменьшаемого│ По │Пропорционально│
│ . │ │ остатка │сумме│ пробегу │
│ . │ │ │чисел│ │
│Цель .│ │ │ лет │ │
├─────────────┼───────────────┼─────────────┼─────┼───────────────┤
│Ускоренная │ ┌───┐ │ │┌───┐│ ┌───┐ │
│амортизация │ │ + │ │ ││ + ││ │+ │ │
│для │ └───┘ │ │└───┘│ └───┘ │
│накопления │ с │ │ │ │
│средств на │коэффициентом2│ │ │ │
│приобретение │в соответствии│ │ │ │
│новых │с нормативными│ │ │ │
│автомобилей │ документами │ │ │ │
├─────────────┼───────────────┼─────────────┼─────┼───────────────┤
│Приведение в │ │ ┌───┐ │┌───┐│ ┌───┐ │
│соответствие │ │ │ + │ ││ + ││ │ + │ │
│фактического │ │ └───┘ │└───┘│ └───┘ │
│и │ │ с │ │ │
│начисляемого │ │коэффициентом│ │ │
│износа │ │ до 3 │ │ │
├─────────────┼───────────────┼─────────────┼─────┼───────────────┤
│Замедленная │ │ ┌───┐ │ │ │
│амортизация │ │ │ + │ │ │ │
│для снижения │ │ └───┘ │ │ │
│себестоимости│ │ без │ │ │
│или улучшения│ │ повышающих │ │ │
│финансового │ │коэффициентов│ │ │
│состояния │ │ │ │ │
│организации │ │ │ │ │
└─────────────┴───────────────┴─────────────┴─────┴───────────────┘
Пример. Допустим, что легковой автомобиль имеет первоначальнуюбалансовую стоимость 61 599,69 руб. и срок службы — 9 лет. Рассмотримначисление амортизации на этот автомобиль с применением каждого из допускаемыхПБУ 6/01 способов: линейного, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет,пропорционально пробегу за весь срок службы (см. табл. 2, суммы начисленнойамортизации указаны в рублях).
Таблица2Годы
Уменьшаемый
остаток
Уменьшаемый
остаток с
коэффициентом 2
Уменьшаемый
остаток с
коэффициентом 3
Коэффициент 2,
примененный
к сумме
начисленной
амортизации
Коэффициент 3,
примененный
к сумме
начисленной
амортизации 1 6 844,41 13 688,81 20 533,22 13 688,81 20 533,22 2 6 083,92 10 646,85 13 688,81 12 167,83 18 251,75 3 5 323,43 8 280,89 9 125,87 10 646,85 15 970,28 4 4 647,44 6 440,69 6 083,92 9 294,87 6 844,41 5 4 055,94 5 009,42 4 055,94 8 111,89 6 3 539,56 3 896,22 2 703,96 7 079,12 7 3 088,90 3 030,39 1 802,64 610,27 8 2 695,62 2 356,97 1 201,76 9 2 352,41 1 833,20 801,17 10 2 052,89 1 425,82 534,12 11 1 791,51 1 108,97 356,08 12 1 563,42 862,53 237,38 13 1 364,36 670,86 158,26 14 1 190,65 521,78 105,50 15 1 039,05 405,83 70,34 16 906,76 315,64 46,89 17 791,31 245,50 31,26 18 690,56 190,95 20,84 19 602,63 148,51 13,89 20 525,90 115,51 9,26 21 458,94 89,84 6,17 22 400,51 69,88 4,12 Сумма 52 010,10 61 355,08 61 591,42 61 599,65 61 599,65
Как видно из табл. 2, за нормативный срок службы при способахуменьшаемого остатка и уменьшаемого остатка с коэффициентами 2 и 3 амортизацияне начислена в сумме первоначальной балансовой стоимости. Из столбцов 2 — 4следует, что даже за 22 года при применении способа уменьшаемого остатка безповышающего коэффициента и с коэффициентами 2 или 3 сумма начисленнойамортизации не равна первоначальной балансовой стоимости, тогда какиспользование повышающего коэффициента к сумме начисленной за год амортизациипозволяет начислить сумму амортизационных начислений, равную первоначальнойбалансовой стоимости, за 7 лет и 4 года соответственно (столбцы 5 и 6).
Литература
С.А. Харитонов. Настольная книгабухгалтера. Издание 6 переработанное. М, 2003.
Финансы. Учебное пособие / Под ред.А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2006.