Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания

Введение
Спорт вступает в тот этап развития, когда ростдостижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережнымкультивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки,ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Такимобразом, наука о спорте — закономерный результат многолетнейаналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в областиспортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки оспорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта испортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию ипрактику спорта. И только высококвалифицированный специалист, тренер-ученый,может воспитать спортсмена, готового подняться на спортивный Олимп.
1. Общая характеристика методов познания
Исследования в спорте подразделяются:
— на экспериментально-эмпирические, связанные срезультатами наблюдений и экспериментов, с зависимостями между отдельнымипредметами и явлениями, математико-статистической обработкой и описаниемполученных данных. Приобретенные знания составляют эмпирическую основу теории имогут использоваться для проведения исследований на теоретическом уровне;
— теоретические, когда предусматривается выявлениезакономерностей, формулирование принципов и законов, определение понятий,выдвижение перспективных идей и гипотез.
Проведение исследований связано с применениемразличных методов. Так, на эмпирическом уровне в основном используютсяобщенаучные и частные методы, позволяющие создать базу для теоретическогознания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявленияважнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов,теоретических принципов и законов.
Диалектика научного познания заключается в том, чтотеория оказывает влияние на экспериментальную работу, результаты которой приэтом воздействуют на теорию. Без предварительных идей, гипотез невозможеннаучный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.
Теоретическое исследование является видом научнойработы, которая основывается на абстрактном мышлении, когда необходимо широкоеприменение диалектико-материалистического и общенаучных методов, позволяющихобобщить накопленные факты.
В спортивной науке все более высокие требованияпредъявляются к обоснованию исследовательских работ, способов получениядостоверных и эффективных педагогических знаний. Характер такого обоснованиядолжен соответствовать направленности науки на объективное отражениедействительного положения дел и с учетом этого — на совершенствование ипреобразование спортивной практики.
Термин «методологическое обеспечение»означает знания особого рода, т.е. всей логической цепи характеристикпедагогического исследования, позволяющих оценить его качество:
проблему, тему, актуальность, объект исследования, егопредмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу, защищаемые положения,новизну, значение для науки и практики. Раскроем содержание этих понятий.
Проблема — что нужно изучить из ранее не изученного.Следует отметить, что низкий уровень спортивной педагогики часто объясняетсянедостаточно четкой формулировкой научной проблемы. Как известно, противоречиемежду реальной потребностью практики и необходимостью сделать эту потребностьдостоянием научного поиска является лишь отправным моментом для последующегоэксперимента. Необходимы синтез, теоретическое переосмысление методическихзапросов спортивной практики, выявление противоречий, каждое из которых находитпреимущественное выражение в спортивной деятельности. Как правило, именноглавные противоречия конкретно не формулируются при постановке проблемы иразработке гипотезы исследования.
Тема — как это назвать.
Актуальность — почему данную проблему нужно внастоящее время изучать.
Объект исследования — что рассматривается. Всовременном спорте объектами исследования могут быть структура и отдельныесоставляющие тренировочной деятельности, основные компоненты подготовленностиспортсменов, механизмы адаптации к нагрузкам, внетренировочные ивнесоревновательные факторы, повышающие эффективностьтренировочно-соревновательной деятельности, и др.
Предмет исследования — как рассматривается объект;
какие новые отношения, свойства и функции раскрываетданное исследование.
Цель — какой результат исследователь намерен получить;
каким он его видит.
Средства исследования — разнообразные датчики, приборыи оборудование, тесты и вычислительная техника.
Методы исследования — охват всей структурыисследовательской деятельности, теоретическая и практическая подготовка к ней.
Гипотеза и защищаемые положения — что не очевидно вобъекте; что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие. Этосистема взглядов на научный объект, основная мысль, или концепция,исследователя.
Новизна — что сделано из того, чего другие невыполнили;
какие результаты получены впервые.
Значение для науки — в какие проблемы, концепциивносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание.
Значение для практики — какие конкретно недостаткипрактической работы можно исправить с помощью полученных в ходе исследованиярезультатов.
Перечисленные характеристики взаимосвязаны, онидополняют друг друга и составляют единую систему. По степени их согласованностиможно судить о качестве самой научной работы. В этом случае системаметодологических характеристик исследования выступает интегральным показателемее качества.
Таким образом, теория и практика спорта базируются:
1. На исследовательской основе, когда получаемые вэкспериментах факты нуждаются в объяснении, теоретической аргументации иинтерпретации. Факт в научных исследованиях рассматривается как форма фиксацииэмпирических знаний. Совокупность фактов отражает исследовательскую основу длявыдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов и т.д.
2. Теории, что включает:
а) идеи — концентрированную форму отражения реальнойдействительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическоеприменение. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты,направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;
б) основные принципы — исходные положения, которыевыражают важнейшие закономерности, являющиеся основой в данной области знаний;
в) закономерности как проявление законов. В спортивнойтренировке закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связимежду факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе исоревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие врезультате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:
— причинно-следственная связь между тренировочныминагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности итренированности спортсмена;
— взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки:
общей и специальной физической, технической,тактической, психологической и т.д.;
г) гипотезы, представляющие собой суждения озакономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открываетновый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах егообъяснения.
3. Логике, которая содержит:
— понятия, характеризующие основные свойства явленийили предметов;
— суждения об этих свойствах, отражающие всю полнотузнаний;
— умозаключения, содержащие общие представления идогадки о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений, которымиопределяются гипотезы, принципы и другие результаты познавательнойдеятельности.
4. Теоретической части в виде совокупности следствий,утверждений и доказательств. Основанием могут служить факты или суждения о них,принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую информацию оспорте.
Подобные знания нужны не только исследователю, но итренеру, и преподавателю вуза. Уровень тренерско-преподавательской деятельностипрямо пропорционален их творческому, нестандартному мышлению. Например, всистеме подготовки спортсменов экстра-класса особое место принадлежит тренеру.Как правило, «мастером» становится тот, кто постоянно находится впоиске. Выдающиеся тренеры обладают высокой инициативой, выраженным чувствомноваторства, исключительным трудолюбием и нестандартным мышлением. Кроме того,тренер-преподаватель, не ведущий исследовательской работы, сам ни в чем несомневается и не научит сомневаться другого. А тот, кто не видит проблем, врядли может считаться творческой личностью.
Под методологией понимают учение о методах,совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учениео принципах построения, формах и методах научного познания. Методология — нетолько и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по ихнакоплению.
Диалектико-материалистическая методология как системаобщих принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общихметодах познания реализуется и конкретизируется применительно к каждой науке, втом числе и спортивной. Такое проявление общей методологии следуетрассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания— как составную часть общей методологии.
Под методами (гр. methodos — путь исследования,учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов исредств эмпирического или теоретического освоения действительности. На рисунке47 представлены методы научного познания в спорте.
Положения теории, основные закономерности и категорииматериалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности,выполняют важную методологическую функцию в теории спорта. Из положений диалектическогои исторического материализма вытекает методологическое требование: любойпредмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другимипредметами или явлениями.
Среди множества проблем спортивной науки этимтребованием предусматривается изучение вопросов собственно спортивнойтренировки в неразрывной связи с возрастными и половыми особенностямиспортсменов, их квалификацией, подготовленностью, спецификой видов спорта,организационными и материально-техническими условиями. Например, новныеположения тренировки взрослых спортсменов не могут применяться в методикефизического воспитания и тренировки детей, подростков и юношей.
/>
Положение материалистической диалектики о непрерывномдвижении, развитии материального мира требует изучения предметов и явлений в ихдинамике, из чего следует принцип теории познания. Теория и практика спорта —быстроразвивающаяся область знаний.
Основные положения диалектики являются методомпознания в теории и практике спорта и конкретизируются законами:
1. Единства и борьбы противоположностей, позволяющимраскрыть источники, причины движения и развития материального мира. Средипроблем спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимымусловием развития теории. Так, противоречивый характер имеет взаимозависимостьмежду объемом и интенсивностью тренировок, нагрузкой и отдыхом, стремлением куспешному выступлению в большом количестве соревнований и уровнем достижений восновных соревнованиях сезона и т.д. Изучение и преодоление этих противоречийпозволяет выявить резервы дальнейшего развития спорта.
2. Взаимного перехода количественных изменений вкачественные, который одновременно является и эффективным методом познания. Онуказывает путь к решению проблем — необходимость накопления информации дляочередного качественного скачка. Так, в начале 60-х годов широкорекомендовались «высокоэффективные» теории изометрического методаразвития силы и промежуточные отягощения. В 70-е годы рекламировалисьизокинетические упражнения и т.д. Однако новые теории не выдерживали проверкипрактикой. Например, развитие техники плавания брассом привело к качественноновому способу — баттерфляю. В процессе его совершенствования появился более быстроходный,стиль — дельфин. В свою очередь, дельфин 50—60-х годов значительно отличаетсяот сегодняшнего.
3. Отрицание отрицания, устанавливающим взаимосвязьмежду предшествующими и последующими ступенями развития. Этот закон проявляетсяв непрерывной и бесконечной последовательности отрицания одних утвержденныхнаукой положений и принятия других, более соответствующих накопленным фактам. Всвою очередь, новое явление, которое подвергло отрицанию прежнее, с течениемвремени устаревает и отрицается. Примером отражения этого закона являетсяпостоянная смена рекордов в спорте. Достижения, вчера казавшиесяфантастическими, сегодня доступны многим спортсменам. Действие этого законаобъясняется развитием спортивной техники и тактики, методики спортивной тренировки,совершенствованием спортивного инвентаря, оборудования, тренажеров.
Философские категории выступают в процессе научногоисследования в теории и практике спорта как важнейшие моменты познания и формымышления, что выражаются в целенаправленном протекании процесса исследования отединичного к общему, от количества к качеству, от явления к сущности. Этокатегории:
— количества и качества, которые обеспечиваютвзаимосвязь, например, между изучением системы спортивной подготовки и всейсовокупности ее компонентов;
— необходимого и случайного, что выявляются в процессеизучения причинно-следственных связей между организационными,материально-техническими и спортивно-педагогическими составляющими системыподготовки;
— содержания и формы, сущности и явления, части ицелого, связанные с изучением структуры объектов и относящиеся к спортивнойтренировке, тренированности, многолетней подготовке, макроциклу,соревновательной деятельности и др.;
— причины и следствия, когда предусматриваетсяизучение взаимозависимости между тренировочными нагрузками, утомлением ивосстановлением, технико-тактическими взаимодействиями соперников в играх иединоборстве и пр.
Таким образом, теоретические положения, законы икатегории составляют метод глубокого и разностороннего познания предметов иявлений объективной действительности. С одной стороны, критерий практикиприсутствует в виде выводов в процессе преподавания теории как учебнойдисциплины, с другой — все положения теории проверяются практикой спорта, еедостижениями.
2. Характеристика методов познания
Общенаучные методы, направленные на получение фактов,включают:
1) наблюдение — отбор впечатлений, активное,преднамеренное, целесообразное и целенаправленное восприятие объектов и фактов.Наблюдения проводятся визуально, непосредственно, а также при помощитехнических средств и приборов;
2) измерение — установление фактов путем их фиксации,упорядочения, группирования, генерализации, классификации и систематизации;
3) описание — выражение полученных данных естественнымязыком как переходный этап к общению. Описание может быть языковое,графическое, математическое, кодовое;
4) эксперимент — метод познания с выделениемопределенных сторон, искусственным воспроизведением объекта в соответствующихусловиях. Эксперименты носят естественный, производственный, педагогический,социологический и другой характер.
Эксперименту предшествует наблюдение, котороепроводится самостоятельно или в его процессе, например, в виде анкетирования.
В области спорта широко применяется частный методисследования — тестирование (англ. test — проба). Периодичность применениятестов определяется способом оценки состояния организма спортсмена —оперативного, текущего и этапного. По содержанию тесты могут быть направлены наоценку технического или тактического мастерства, физических, психическихкачеств, определение функциональных возможностей организма, изучениесоревновательной деятельности и пр. Полученные в результате тестированияпоказатели будут носить педагогический, психологический, биохимический,биомеханический, физиологический либо другой характер. Условия проведениятестов могут быть естественными и лабораторными. Как правило, исследования сприменением тестов направлены на комплексное решение задач. Подобный набортестов обычно называют батареей тестов.
Планируя эксперимент, необходимо учитывать численностьи контингент испытуемых, нужное количество наблюдений, порядок проведения,создание его математической модели.
При анализе результатов предусматриваются: сбор ипервичная обработка полученных данных, выбор методов математической обработкирезультатов и их интерпретация.
Эксперименты в спорте возможны следующие:
— естественные, когда исследователь не изменяетусловий деятельности, а лишь наблюдает и фиксирует ее. Подобный экспериментможет быть открытым, в котором исследования известны участникам, и закрытым,когда участники не знают о целях и характере их проведения;
— модельные, в которых, исходя из задач исследования,специально конструируются условия его проведения;
— лабораторные, когда условия строгостандартизируются, а испытуемые изолируются от побочных явлений.
Регистрация характеристик двигательной деятельности ифункциональных возможностей спортсменов производится с помощью инструментальныхметодов, заимствованных из медико-биологических и психолого-педагогическихнаук. Например, в изучении спортивной техники предусматривается регистрациякинематических и динамических характеристик, связанных с развиваемойспортсменом скоростью, темпом, ритмом движений, величиной и временем развитияусилия, количеством и мощностью выполняемой им работы, скоростью перемещениянекоторых частей тела спортсмена, эффективностью работы отдельных мышц,межмышечной координации в целом и др. Для регистрации перечисленныххарактеристик используются измерители скорости и временных интервалов,тензоустановки и усилители, моно- и полиплоскостные гониометры и акселерометры,электромиографические установки и пр.
В определении силовых качеств спортсменовпредусматривается измерение максимальной, взрывной силы, силовой выносливости,импульса силы и выявление других характеристик. С этой целью используютсяразличные динамометры, тензодинамографы в комплексе с усилителями ирегистрирующими приборами, тензометрические установки, оценивающие не толькоуровень максимальных силовых проявлений, но и их динамику.
Для регистрации углов сгибания и разгибания в суставахприменяются одно-, двух- и трехполостные гониометры и гониографы.
Тактические действия изучаются с помощью тестов,позволяющих определить правильность и время сложной двигательной реакции — надвижущийся объект, реакции выбора и т.д. Видеоигры дают возможностьмоделировать условия предстоящей соревновательной деятельности.
Психические возможности спортсменов оцениваютсяинструментальными методами, которые позволяют охарактеризовать силу психическихпроцессов, способность нервных клеток выдерживать длительное концентрированноевозбуждение, лабильность нервной системы. По этим показателям определяютсяспособности спортсмена к преодолению околопредельных и предельных нагрузок,стрессовых ситуаций, перспективы стабильности выступления в соревнованиях.
Реакция организма спортсмена на выполненную нагрузкуобычно связана с регистрацией физиологических характеристик: газоанализа(уровень потребления кислорода, минутный объем дыхания, кислородный долг,кислородный пульс, кислородная стоимость единицы работы и др.) и кровообращения(кислородная емкость крови, ударный объем крови, скорость кровотока и пр.).
Биохимические методы позволяют исследоватькислотно-щелочное равновесие крови, определить содержание в ней лак-тата,мочевины, липидов, глюкозы, что используется также для изучения динамикитренированности спортсмена, оценки его потенциальных возможностей, степениреализации двигательного и функционального потенциала, протекания адаптационныхпроцессов, готовности организма спортсмена к соревнованиям.
К частным методам познания относятся:
а) анализ литературы — выяснение изученности вопросапо уже имеющимся сведениям;
6) опрос — обобщение практического опыта и определениеточек зрения на перспективу путем анкетирования, бесед, интервьюирования и др.;
в) контент-анализ — качественно-количественный анализсодержания официальных и личных документов, материалов средств массовойинформации и пр.;
г) метод экспертных оценок — исследование сложных явленийс помощью группы специалистов. Важнейшим условием качественных результатовэкспертизы является четкость постановки вопросов, исключающая неоднозначностьих толкования.
3. Характеристика частных методов
3.1. Анкетирование
Анкетирование относится к той группе методов, котораяв социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». В эту группупомимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуютсяодним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, котораязаложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с однойстороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то,что не подвластно изучению другими методами) и, с другой,—делает эту группуметодов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, чтодаже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полнойдостоверности информации).
В отличие от других методов исследования эффективностьопроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет лиреспондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответитьна них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться иподчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то,чтобы побуить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленныевопросы.
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, чтоисследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они даютна поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различиюего форм, реже—к различию содержания вопросов.
Анкетирование—это метод получения информации путемписьменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Интервью—это метод получения информации путем устныхответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.
Беседа—это метод получения информации путемдвустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователявопроса.
В беседе и респонденты, и исследователь выступаютактивными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы толькоисследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.
Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно-получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, атакже уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверныеданные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое дляее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.
При беседе вопросы задаются и обсуждаются вочередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.
Из приведенных кратких характеристик видов опросаявствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнеевремя среди социологов, педагогов и психологов получают все большеераспространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. На стр. 143дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно являетсянаиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания;во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объемзнаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетированиеболее доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогическогои житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать в контакт слюдьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей;в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.
Анкетирование применяется для установления текущегосостояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующегоположений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования.Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобыузнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализрезультатов анкетирования не может быть конечным доказательством приустановлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается насубъективные мнения опрашиваемых.
3.2. Тестирование
Контрольные испытания помогают: выявить уровеньразвития отдельных двигательных качеств; оценить степень технической итактической подготовленности; сравнить подготовленность как отдельныхзанимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отборспортсменов для занятий тем или иным видом спорта и для участия в соревновании;вести в значительной степени объективный контроль за тренировками как отдельныхспортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемыхсредств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболееобоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.
Перечисленные возможности могут быть реализованытолько при критическом, творческом подходе к существующей методике контрольныхиспытаний и при тщательном соблюдении некоторых общих требований. Необходимопомнить, что нет стандартной, унифицированной методики. Объясняется это нестолько сравнительной «молодостью» научного подхода к разработке методикиконтрольных испытаний, сколько чрезвычайной сложностью проблемы. На современномуровне знаний трудно себе представигь одинаковое для всех случаев содержаниеконтрольных испытаний. И тем не менее этот метод исследований всегда будеттребовать от научных работников наибольшей самостоятельности в решенииметодологических вопросов.
Контрольные испытания проводятся с помощью контрольныхупражнений, или тестов. Определенная система использования контрольныхупражнений называется тестированием.
Контрольные упражнения — это стандартизированные посодержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые сцелью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения.Контрольные упражнения могут применяться и как обычные физические упражнения.
Весьма условно все контрольные упражненияцелесообразно разделять на тесты, определяющие уровень общей физическойподготовленности и каждого компонента специальной подготовленности в том илиином виде спорта; определяющие физическое состояние детей (отдельно повозрастным группам и полу), студентов (отдельно по профориентации и полу),военнослужащих (отдельно по родам войск) и др.
В исследованиях, как правило, применяют не одноконтрольное упражнение, а несколько. Например, при изучении специальнойподготовленности спортсмена применяют тесты, характеризующие уровни развитияспециальных двигательных качеств, технической, тактической подготовленности ит. п.
При том, что контрольные упражнения помогаютопределить физическое состояние человека, его готовность к физическимупражнениям через объективные показатели, нельзя переоценивать их роль. Еслинеправильно отбирать контрольные упражнения, неграмотно оцениватьрезультативность их выполнения, поверхностно анализировать результаты, тоневозможно получить объективные данные о физическом состоянии человека, оцелесообразности педагогического процесса.
Достоверность любых контрольных упражнений проверяетсятаким комплексным показателем подготовленности занимающихся, как оценочныерезультаты той деятельности, которая являлась предметом специальной подготовки(например, для выступления на соревнованиях).
Приступая к исследованию, следует предварительноразработать систему контрольных упражнений. Сложность разработки зависит отхарактера «основной» деятельности. Несколько проще создавать системуконтрольных упражнений для видов спорта, в которых результаты оцениваютсяметрическими единицами, поскольку при наличии объективных единиц измеренияможно использовать математические расчеты для установления избирательности и воспроизводимостиконтрольных упражнений.
Контрольные испытания должны отвечать требованиям,предъявляемым к любым методам исследования (см. «Выбор методов исследования»):стойкости, избирательности, емкости, воспроизводимости и т. п. Грамотнаяреализация всех этих требований помогает решать главную проблему любыхконтрольных испытаний — проблему стандартизации тестов, т.е. выбора техконтрольных упражнений, которые с наибольшим эффектом решат задачиисследования.
Из перечисленных требований для контрольных упражненийнаибольшее значение имеет избирательность. В теории стандартизации тестов онаназывается валидностью. Валидность, как объективная мера связи контрольногоупражнения с «основным» двигательным действием, являющимся предметомспециальной подготовки, характеризуется всеми признаками требованияизбирательности.
В теории тестирования различают два типа валидности:внешнюю и внутреннюю (Д. Канфменн, 1973). Внешняя валидность присуща тестам, неимеющим сходных компонентов с оцениваемой педагогической системой. Внутренняявалидность свойственна тем тестам, которые содержат в себе компонентыоцениваемой педагогической системы. Считается, что тесты с внешней валидностьюобладают большей доказательностью. Оба типа валидности разработанынедостаточно, а поэтому сравнительно редко учитываются в практике исследований.
Непременным условием валидности теста является еговоспроизводимость. Однако «нет правил без исключений». В данном случаеисключения, о которых будет сказано позже, объясняются не сущностью явления, а неточностьюрегистрации выполнения контрольных упражнений.
Мера валидности тестов определяется тремя способами:сравнением с тестом-эталоном; сопоставлением с более объективными показателями,полученными другими методами; высчитыванием коэффициента валидности.
Сравнение с тестом-эталоном —наиболее заманчивыйспособ, но и более сложный. Суть его заключается в следующем: результаты(предположим, уровень развития силы), полученные вновь созданным тестом(дублером), сравниваются с показателями, полученными с помощью ранеесуществовавших тестов-эталонов. Если данные теста-дублера соответствуют поабсолютным значениям (или динамике) тестам-эталонам, то первые считаютсявалидными.
Таким образом, могут быть созданы тесты-дублеры,расширяющие возможности экспериментатора в выборе тех, которые в наибольшеймере соответствуют условиям исследования. Однако создание подобных тестов—делодовольно сложное. Объясняется это тем, что каждый тест специфичен и подобратьдва или более тестов, характеризующих одно и то же состояние, бывает иногданевозможно. Например, два, казалось бы, одинаковых теста на силу (подтягиваниеи сгибание-разгибание рук в упоре лежа) лишь условно могут считаться дублерами,так как в одном случае нагрузка падает преимущественно на мышцы-сгибатели, а вдругом — на мышцы-разгибатели.
Сопоставление с объективным показателемпредусматривает сравнивание достижений в тесте с результатами, полученными спомощью более объективных методов исследования (например, динамики показателейтестов на выносливость с уровнем максимального потребления кислорода). Еслиполучены однотипные изменения обоих результатов, то считается, что первый тестобладает валидностью.
Валидность контрольных упражнений для видовдеятельности, имеющих Количественную оценку результатов, для большейобъективности определяется специально рассчитанным коэффициентом корреляции —коэффициентом валидности.
Можно пользоваться коэффициентами валидности,рассчитанными другими авторами, а можно рассчитать их самостоятельно. Для этогонеобходимо отобрать достаточную по количеству группу исследуемых (как правило,из числа тех занимающихся, с которыми будет проведен основной эксперимент),измерить результаты выполнения ими контрольного упражнения (например, прыжок ввысоту с места) и соревновательного (например, прыжок в высоту с разбегакаким-либо способом). Затем между полученными показателями рассчитатькоэффициент корреляции (см. «Корреляция»). Если он составляет 0,9 и больше, товалидность считается высокой, если меньше 0,7— низкой.
Несколько сложнее рассчитывается коэффициентвалидности контрольных упражнений в тех случаях, когда предметом исследованияявляется деятельность, состоящая из разнообразных двигательных действий(например, разносторонняя физическая подготовленность школьников, студентов идр.). Наиболее вероятным способом можно признать высчитывание несколькихкоэффициентов валидности. Для этого всю исследуемую деятельность следуетклассифицировать так, чтобы образовались группы упражнений, в каждой из которыхони характеризовались бы каким-либо одним ведущим признаком; затем в каждойгруппе выбрать упражнение, которое являлось бы наиболее характерным именно дляданной группы; наконец, к каждому характерному упражнению с помощьютеоретического анализа и расчета коэффициента валидности подобрать контрольныеупражнения.
Другой способ основан на выделении так называемоготеста-критерия, т.е. такого контрольного упражнения, которое обладаетнаибольшей степенью воспроизводимости и валидности по отношению к основнымдвигательным действиям. Следовательно, и в этом случае приходитсяклассифицировать все физические упражнения, входящие в основную двигательнуюдеятельность, на группы, выделять в каждой группе наиболее характерныеупражнения и к ним подбирать общий тест-критерий. Он и станет тем эталоном, покоторому будет впоследствии рассчитываться валидность любого новогоконтрольного упражнения. Разумеется, тест-критерий окажется действителен толькодля лиц, имеющих одинаковые характеристики.
Чаще всего за тест-критерий стараются принять простоедвигательное действие, нагрузка которого на организм легко поддаетсярегулированию и, что самое главное, которое позволяет судить об «общейготовности» к мышечной работе. Среди таких тестов широкое распространениеполучили различные варианты гарвардского степ-теста (Гарвардский колледж,1943). Основной его вариант был разработан для оценки физической подготовкистудентов к выполнению мышечной работы. Содержание этого степ-теста следующее.На четыре счета испытуемый наступает одной ногой на скамейку высотой 50 см, приставляетвторую ногу и выпрямляется, ставит «первую» ногу на пол, приставляет к ней«вторую». Под метроном за 1 мин. надо выполнить 30 циклов и продолжатьупражнение ровно 5 мин. Если исследуемый не в состоянии выполнять упражнение втечение 5 мин., то фиксируется по секундомеру точное время выполнения. Сразу жепосле выполнения упражнения исследуемый садится на стул. Пульс подсчитывается втечение 30 сек.: первый раз после 60 сек. отдыха, второй раз—между 120 и 150сек., третий раз — между 180 и 210 сек. Затем рассчитывается индекс физическойпригодно с-т и (ИФП) по формуле:
тлап = время выполнения упражнения (в сек.) Х 100
сумма трех измерений пульса X 2
На основании обследования более 8000 студентов былиопределены нормы ИФП: выше 90 единиц — отличная подготовка, от 80 до89—хорошая, от 64 до 79—выше средней, от 55 до 63 — ниже средней, 54 и ниже —плохая.
Проверка гарвардского теста показала не толькодостаточно высокую валидность, но и очень низкие коэффициенты корреляции с 27другими контрольными упражнениями на выносливость и силу. Последнеесвидетельствует об оригинальности теста. Модификации его касаются нагрузки,способа подсчета пульса и приспособления для • различных контингентов населения(старших школьников, девушек, женщин, выздоравливающих больных и др.). В одномиз вариантов теста помимо пульса определяется максимальное потреблениекислорода. Гарвардский тест применяется и самостоятельно, и в комплексе сдругими тестами.
Значение коэффициента валидности трудно переоценить.Только он может достаточно достоверно показать, что данное контрольноеупражнение определяет уровень развития именно этого двигательного качества, ане какого-то другого. Например, считалось, что показатели динамометрии кистипозволяют судить о силовых возможностях вообще. Коэффициенты валидностипоказали (Келог, Мартин, 1923), что динамометрия кисти характеризует толькосилу кисти. Еще один пример. До недавнего времени считалось, что бег на 100 мявляется тем контрольным упражнением, которое говорит о скоростных возможностяхчеловека. Рассчитанные же коэффициенты валидности на школьниках 7—16 лет испортсменах III и II разрядов показали, что результаты в беге на 100 м у этихконтингентов занимающихся лимитируются уровнем развития выносливости.Наибольший коэффициент валидности, если речь идет о скоростных возможностях,имеет бег на 20—30 м с ходу и бег на 40—60 м.
Стандартизация тестов имеет особое значение приразработке систем контрольных упражнений для детей разного возраста, длязанимающихся различного уровня физической подготовленности. Применять одно и тоже контрольное упражнение в занятиях с людьми различной физическойподготовленности можно только в тех случаях, когда коэффициент валидностиостается примерно одинаковым, т. е. когда валидность является параллельной (К.Мекота, 1966). К сожалению, коэффициент валидности с изменением уровняфизической подготовленности может не только увеличиваться, но и уменьшаться.Таким образом, коэффициент валидности бывает довольно высоким при низком уровнефизической подготовленности и явно недостаточным при ее высоком уровне.
Знание коэффициентов валидности контрольных упражненийважно не только для исследований. Любое тестирование в педагогическом процессене будет эффективным, если не учитывать степень валидности применяемых тестов.
3.3. Хронометраж
Определение времени, затрачиваемого на выполнениекаких-либо действий, и его графическое изображение составляют основноесодержание хронометрирования и хронографирования.
Обычно проводится хронометрирование какого-либо одногоэлемента целостного действия, например разбега в прыжках (для высчитыванияскорости разбега), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемогодействия, являющегося частью занятия, например, проплывания пятидесятиметровыхотрезков, либо хронометрирование всего занятия.
Хронометрирование используется и как самостоятельныйметод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей) и какдополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте,определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательныхдействий, оно необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоениеподводящих упражнений).
Хронометрирование занятия осуществляется путемнаблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности поднаблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам вбольшей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работыучителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником;если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которыеимеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученикаименно этой медицинской группы.
В случае снижения активности (например, пропусковочередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведетсянаблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтомуцелесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся.
Результаты хронометрирования деятельности учениковпозволяют судить — с какой-то долей вероятности — и о деятельности учителя. Нохронометрировать можно я деятельность только преподавателя (это зависит отзадач исследования), хотя это более сложно: в деятельности преподавателя напротяжении всего урока нет перерывов, поэтому исследователю приходится работатьс большим напряжением. Лучше, если ведется одновременный хронометраж идеятельности учеников, и деятельности учителя. Сравнительный анализ полученныххронограмм дает наиболее объективную картину.
Для определения общей и двигательной плотности урокахронометрируются следующие виды деятельности учеников:
1. Выполнение физических упражнений. Определяетсяточное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии.К ним могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах,игры, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения,но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типазаданий я т. п. Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационныхзадач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход отодного
•места занятия к другому и пр. Рапорт дежурногоученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касаетсяигры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: еслипо ходу
•игры ученик сравнительно часто и долго вынужден недвигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиватьсяфиксацией лишь начала и конца игры.
2. Слушание объяснений и наблюдение за показомупражнений, демонстрацией наглядных пособий. Команды я краткие указания,занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должензаметить,
•слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-топостороннее.
3. Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнениязадания. Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулированияфизиологической нагрузки, у время ожидания очередного заданияпреподавателя."
4. Действия по организации занятия. Фиксируетсядеятельность занимающегося по подготовке и разметке;. занятий, установке иуборке оборудования, раздаче уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитываетсявремя, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания,переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение покомандам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр.участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.
5. Простои. К ним относится все нерациональнозатраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опозданиегруппы к началу урока, приведение
Следует иметь в виду, что такое распределение видовдеятельности по группам имеет условный характер. Например, перестроения передвыполнением очередного задания, переход от одного места занятия к другому могутносить не только организационный характер, но и решать образовательные ивоспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могутбыть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организацииего. Можно допустить, что весь урок. дети будут ходить и бегать (двигательнаяплотность — 100 %), но никто не станет утверждать, что подобный урокцелесообразен и заслуживает положительной оценки.
Очевидно, что исследователь не может быть простым «фотографом»времени. Каждый вид деятельности должен быть проанализирован с педагогическойточки зрения. Именно поэтому хронометрирование целесообразно сочетать спедагогическим наблюдением.
Измерение и фиксация времени производятся с помощьюразличного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, нонаименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все ширеначинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющиеэлектрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записивремени.
3.4. Динамометр
Контроль силы осуществляется путем оценки силовыхкачеств спортсменов, проявляемых в статическом или динамическом режимах работымышц. Обычно регистрируют максимальную, взрывную силу и силовую выносливость,учитывают ее абсолютные и относительные показатели.
Контроль максимальной силы осуществляют в статическоми динамическом режимах. Однако статический режим мало приемлем для оценкисиловых возможностей спортсменов в большинстве видов спорта по двум причинам:
а) статический режим позволяет оценить силу мышц вопределенной точке движения;
б) силовые возможности, проявляемые при статической идинамической работе, слабо связаны между собой, и высокий уровень статическойсилы еще не означает, что она может быть проявлена спортсменом всоревновательных действиях
И все же об уровне силовой подготовки часто судят повеличине статического усилия, измеренного при различных углах в суставах. Так,для проявления максимальной статической силы пловцов брассистов оптимальным являетсясреднее положение голени между сгибанием и разгибанием сустава. В то же времядинамический импульс силы в пределах указанной амплитуды увеличивается лишь на26,3 %. Таким образом, показатели силы, измеренные в изометрическом режиме, неотражают динамической картины гребковых усилий и не могут в полной мере служитьоценкой специальной силы, проявляемой при выполнении основногосоревновательного движения.
Наиболее полно контроль максимальной силыосуществляется в изокинетическом режиме, что позволяет определять максимальныезначения силы в любой точке всего диапазона движения.
В спортивной практике накоплен опыт организацииконтроля за состоянием двигательной функции спортсменов в ходе тренировки.Например, для оценки специальной физической подготовленности пловцов используютпоказатели, отражающие специфические условия деятельности: регистрируютпоказатели силы тяги в воде и на суше.
Взрывную силу часто контролируют в комплексе спроявлением быстроты и технических возможностей. Например, оценивают эффективностьстарта (время от стартового сигнала до преодоления 10-метровой отметки вплавании, 30-метровой — в беге и т.п.), время выполнения бросков в борьбе и др.
Силовую выносливость определяют при выполнениидвижений имитационного характера, близких по форме и особенностямфункционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям,например: работа на велоэргометре для велосипедистов, броски манекена дляборцов, бег по стандартной трассе в гору для бегунов и т.д.
Выводы
Основные направления в системе научного обеспечениятренировочного процесса
Применение в тренировочном процессе достиженийнаучно-технического прогресса невозможно без участия в спортивной подготовкеспециалистов различного профиля: педагогов, психологов, биохимиков, врачей,инженеров, математиков и др. При сборных командах Республики Беларусь этифункции выполняют комплексные научные группы (КНГ).
В современной системе научного обеспеченияпредусматривается:
1. Тестирование и отбор на каждом этапе подготовкиспортсмена. Прежде всего это продиктовано тем, что в каждом человеке природойзапрограммированы его потенциальные возможности в развитии основных физическихкачеств. Иначе говоря, уровень силы, быстроты, выносливости спортсменапредопределен генотипом человека.
Одна из важнейших проблем отбора — одноразовая биопсиядля определения перспективы узкой специализации спортсмена, например, быть емуспринтером, средневиком или стайером.
2. Совершенствование плановой документации,организационных и материально-технических основ подготовки, когдапредусматривается совершенствование планово-организационной структуры в спортеот этапа начальной подготовки до уровня высшего спортивного мастерства. Так, наэтапе начальной подготовки, в продолжение которого при обучении детей в условияхДСШ ставится задача дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся,планы работы не должны ограничиваться именно 36 уроками. Их должно бытьстолько, сколько необходимо для полного и качественного освоения спортивнойтехники. Кроме того, в планах ДСШ часто предусматривается слишком большаятренировочная нагрузка, которая не соответствует возрастным особенностямзанимающихся. В связи с чрезмерным расходованием ресурсов активно растущегоорганизма 12—13-летних детей, они рано становятся бесперспективными мастерамиспорта.
Материально-техническая основа подготовки — эторазработка и внедрение в спортивную практику современных тренажеров испециального оборудования, приборов и аппаратуры, позволяющих объективнооценивать возможности спортсменов; применение в тренировочно-соревновательномпроцессе средств восстановления и стимулирования работоспособности; подготовкав условиях среднегорья и т.д.
3. Совершенствование процесса подготовки с учетомгетерохронности восстановления потенциала организма, оптимизации различныхструктурных образований в течение отдельных дней тренировки, микро-, мезо-,макроциклов, периодов и этапов многолетней подготовки с акцентом:
а) на обеспечение условий для возникновения ворганизме спортсмена ответных реакций на средства педагогического воздействия,способных вызвать наиболее эффективное протекание адаптационных процессов;
б) большие суммарные объемы тренировочной работы икачественное ее выполнение;
в) профилактику переутомления, перенапряжения иперетренированности с обеспечением соответствия между тренировочными исоревновательными нагрузками, отдыхом, питанием и восстановлением, оптимизациейрежима жизни и сочетанием вариантов профессиональной подготовки с учебойспортсменов;
г) соответствие различных компонентов процесса подготовки,средств и методов тренировочного воздействия специфике этапа многолетней илигодичной подготовки, индивидуальным и возрастным особенностям организмаспортсмена.
4. Прогнозирование спортивных достижений, выступленияотдельных спортсменов и команд. Оно служит важнейшим ориентиром при построениипроцесса подготовки, начиная от разработки модели подготовленности и заканчиваявыбором оптимальной тактики и путей ее реализации в основных соревнованияхсезона с учетом физической, технико-тактической и психологическойподготовленности главных конкурентов. Прогноз имеет огромное значение прикомплектовании команд, подборе участников для выступления в коллективныхномерах программы.
5. Моделирование и диагностика подготовленности исоревновательной деятельности, разработка рекомендаций по индивидуальнойориентации и коррекции тренировочного процесса. Это активизирует внимание,конкретизирует разработку и внедрение в практику спортивной тренировкиобъективных механизмов оценки и анализа важнейших сторон подготовленности,содействует качественному моделированию и управлению работоспособностью наоснове применения математических методов и ЭВМ.
Как правило, при обследовании каждого спортсменанакапливается множество протоколов, таблиц, графиков, осциллограмм и т.д.Ручная обработка полученной информации требует значительного времени.Недостатки существующей системы сбора данных с ручным выведением информацииобусловили необходимость ее совершенствования. Значительное сокращение объемаработ по ручной подготовке данных достигается через «безбумажные»устройства сопряжения датчиков диагностической аппаратуры с ЭВМ.
6. Оптимизация соревновательной деятельности какинтегральной характеристики подготовленности спортсмена, когда ставятся задачи:
— определения оптимального количества соревнований истартов;
— изучения структуры соревновательной деятельностизанимающихся и предполагаемых конкурентов;
— разработки моделей соревновательной деятельности какотдельных спортсменов, так и целых команд с учетом эффективных способов ведениясоревновательной борьбы, индивидуальных особенностей спортсменов, уровняподготовленности, путей управления работоспособностью и психическим состоянием;подготовки планов участия в соревнованиях и их корректировки в зависимости отситуации и т.п.
7. Совершенствование взаимосвязи основных компонентовв структуре подготовленности и соревновательной деятельности:
а) интегральных качеств, определяющих эффективностьдействий спортсмена при выполнении соревновательной программы. Например, поотношению к уровню дистанционной скорости такими показателями являютсяспециальная выносливость и скоростно-силовые способности;
б) основных функциональных параметров и характеристик,отражающих уровень развития интегральных качеств. Например, если говорить оспециальной выносливости, то названными характеристиками становятся показателимощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивостии подвижности в деятельности важнейших функциональных систем и др.;
в) частных показателей, определяющих уровень основныхфункциональных параметров и характеристик. Например, по отношению кмаксимальному потреблению кислорода — интегральной характеристике аэробнойпроизводительности — такими показателями являются процент красных«мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения,максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробныхферментов и т.п.
Подобный подход позволяет конкретизировать процессуправления работоспособностью, сбалансировать структуру соревновательной деятельностии подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностейспортсменов, модельными характеристиками соответствующих уровней, систем,средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентовподготовленности и соревновательной деятельности.
Таким образом, необходима определенная система, вкоторой комплекс избирательных воздействий и их взаимодействие приведет кдостижению высокого спортивного результата.
Список литературы
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений ифизиологии активности. — М.: Медицина, 1966.
2. Большая советская энциклопедия. — М.: БСЭ, 3-е изд.
3. Введение в философию. В двух частях. — М.:Политиздат, 1989.
4. Ведущие факторы онтогенеза (сборн.). — Киев:Наукова думка, 1975.
5. Верхошанский Ю.В. //Теория и практика физическойкультуры, 1998, № 7, с. 47-54.
6. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание всовременном мире. — М.: Политиздат, 1986.
7. Готт В., А. Урсул. Общенаучные понятия и их роль впознании //Коммунист, 1974.
8. Давыдовский И.В. Вступительное слово. — »Опроблеме причинности в медицине". — М.: Медицина, 1965.
9. Желязков Ц. Теория и методика на спортнататренировка. — София: Медицина и физкултура, 1981.
10. Завадский К.М., А.С. Мамзин. Философские проблемысовременной биологии. Л., 1970.
11. Идея развития в биологии (сборник).- М.: Наука,1965.
12. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чегоначинается личность. М., 2-е изд., 1984.
13. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.:Мысль, 1984.
14. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой:системность, адаптация, здоровье. — М.: ФОН, 1995.
15. Ламарк Ж. -Б. Философия зоологии. М.-Л., 1935, т.1.
16. Левшин Л.А. О природе явлений воспитания //Вопросыфилософии, 1968, № 6.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.М., 1977.
19. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельностии культуры. Ереван, 1973.
20. Маркарян Э.С. Интегративные тенденции вовзаимодействии общественных и естественных наук. -Ереван: АН Арм.ССР, 1977.
21. Маркс К., Ф. Энгельс. Соч. М., 2-е изд., т. 20.
22. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивнойтренировки. — М.: ФиС, 1964, 1965.
23. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.:ФиС, 1977.
24. Матвеев Л.П. Теория и практика физическойкультуры, 1991, № 12, с. 11-21.
25. Матвеев Л.П. Общая теория спорта.- М.: Воениздат,1997.
26. Матвеев Л.П., Ф.З.Меерсон. Принципы теориитренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам. — Вкн.: Очерки по теории физической культуры. — М.: ФиС, 1984.
27. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981.
28. Меерсон Ф.З., М.Г. Пшенникова. Адаптация кстрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988.
29. Миклин А.Н. Проблема развития в современнойфилософии //Вопросы философии, 1980,№1.
30. Новик И.Б. Синтез знаний и проблема оптимизациинаучного творчества. — В кн.: Синтез современного научного знания. М., 1973.
31. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русскийязык, 11-е изд., 1977.
32. Печчеи Аурелио. Человеческие качества (пер. сангл.). М., 1988.
33. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. — Киев:Здоров'я, 1988.
34. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменовв олимпийском спорте. — Киев: Олимпийская литература, 1977. — 583 с.
35. Проблемы развития в природе и обществе (сборник).- М.- Л.: АН СССР, 1958.
36. Российская педагогическая энциклопедия. — М.:Большая российская энциклопедия, 1993, т. 1.
37. Селье Г. Очерки по адаптационном синдроме (пер. сангл.). — М.: Медицина, 1960.
38. Селье Г. Стресс без дистресса (пер. с англ.).- М.:Прогресс. 1982
39. Советский энциклопедический словарь. — М.:Советская энциклопедия, 3-е изд., 1984.
40. Современная система спортивной подготовки. — М.:СААМ, 1995.
41. Сольвейра М., А. Урсул. Интегративно-общенаучныесредства познания //Общественные науки, 1978, №4.
42. Суслов Ф.П., В.П. Филин //Теория и практикафизической культуры, 1998, № 6, с. 50-53.
43. Суслов Ф.П., В.П. Филин //Теория и практикафизической культуры, 1998, № 12, с. 33-36.
44. Уилмор Дж.Х., Д.Л. Костилл. Физиология спорта идвигательной активности (пер. с англ.). — Киев: Олимпийская литература, 1997.
45. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении.М.-Л., 1926.
46. Управление процессом адаптации организмаспортсменов высокой квалификации (сб. науч. тр.). — Киев: КГИФК, 1992. — 188 с.
47. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Л., 1961, т. 3.
48. Философские проблемы теории адаптации (ред. Г.И.Царегородцев). — М.: Мысль, 1975.
49. Философский словарь. — М.: Политиздат, 1986.
50. Фролов И.Т. Перспективы человека. — М.:Политиздат, 1983. — 350 с.
51. Человек и его бытие как проблема современнойфилософии. — М.: Политиздат, 1978.
52. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принципи как предмет научного изучения //Вопросы философии, 1976, № 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.