Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Личность медика и физическая культура

План:
1. Введение
2. Основныепонятия
3. Методикаподбора средств ППФП
4. Профессионально-прикладнаяфизическая подготовка (ППФП)
5. Описаниеврачей
6. ЗадачиППФП врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача, педиатра, стоматолога,провизора, врача – лаборанта
7. Прикладныеспециальные качества врача и средства физической культуры для их развития
8. Прикладныепсихические качества врача и средства физической культуры для их развития
9. Здоровыйобраз жизни, здоровье, резервы человеческого организма
10. Заключение
11. Списоклитературы

1. Введение:
Врач должен бытьвсесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активнодействовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Это предполагаетпереориентацию целей и смысла физического воспитания студентов-медиков в вузе супором на роль этого предмета так как для медика на первый план выдвигаетсяпотребность во взятии ответственности на себя не только за свою судьбу, но и засудьбу многих людей.
Поэтому были измененыпланы и программы по физической культуре в медицинском вузе. Знания, умения инавыки, получаемые студентами имеют целью не только подготовку к выполнениюпрофессиональной деятельности в экстремальных условиях, требующих адекватнойсамоотдачи, но и формированию личностных качеств человека
На практике этовыглядит как отработка основных физических (выносливость, сила, гибкость,ловкость, быстрота), и профессионально-прикладных качеств, а такжепсихологических умений, включая устойчивость к перегрузкам, релаксацию,выдержку, самообладание и т. д. Осуществляется это не только на практическихзанятиях, тренировках и соревнованиях, но и путём овладения теорией физическогоразвития человека в единстве с его духовным ростом и совершенствованием.[1]

2. Основныепонятия
Прикладные знания- это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональнойдеятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятийфизической культурой и отдельными видами спорта, особеннопрофессионально-прикладными.
Знание опрофессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физическихупражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.
Прикладные качества- это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость,ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выборприоритетных физических качеств определяется на основании изученияпрофессиональной деятельности работников высокой квалификации инеквалифицированных людей той же возрастной группы.
Например, все видыоператорской работы требуют быстроты реакции, хорошей координации движений,развития внимания. В то же время представителям разных профессий длякачественного выполнения профессиональных видов работ требуется или повышеннаяобщая выносливость или сила отдельных мышечных групп, или ловкость. Прикладныепсихические качества и свойства личности. Каждая профессия предъявляет своитребования к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация,широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная,долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действиипомех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности;стойкости; общительности; умению ладить с людьми.
Всем психическимкачествам и свойствам личности присуща определенная подвижность, практическивсе психические качества можно развивать определенными физическими упражнениямии занятиями прикладными видами спорта.
Под прикладнымиспециальными качествами подразумеваются способности организма человекапротивостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышеннойтемпературы, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушнымвидами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др.Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки наоткрытом воздухе, дозированной тепловой тренировке физическими упражнениями, специальнымиупражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения вразличных плоскостях в гимнастике, акробатике и т.д.), специальным укреплениеммышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.
Прикладные умения инавыки необходимыво многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполненииопределенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание повертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.),другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализациипроизводственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п. ). Естественно,что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определеннымивидами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта ит.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессефизического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видовспорта для целого ряда профессий.
При решении конкретныхзадач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такаяподготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой (ОФП).ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любойспециальности. Другой вопрос, что соотношение ОФП и ППФП может изменяться всущественных пределах при освоении различных профессий.
Иногда хорошая ОФПрешает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности кбудущей профессии. В этом случае дополнительно нужны в основном лишь болееширокие прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физическойкультуры и спорта и навыке их самостоятельного использования в режиме труда иотдыха в зависимости от характера и условий труда и быта.
В других же случаях ОФПне может обеспечить необходимый уровень психофизической готовности кпрофессиональному труду. Здесь требуется специальная и объемная ППФП по всем еесоставляющим параметрам.
3. Методикаподбора средств ППФП
После определениясодержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физическиеупражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущегоспециалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.
Подбор отдельныхфизических прикладных упражнений или целостных видов спорта для решения задачППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологическоговоздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которыепредъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявлениявыносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта,которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинныедистанции, лыжные гонки и т.п.).
Если характерпрофессионального труда связан с необходимостью применять разнообразные способыпередвижения, то включаются элементы или целостные виды спорта, содержащие всебе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело имотоспорт и т.п.).
Целостное применениеприкладных видов спорта в целях психофизической подготовки ипрофессионального труда основано на положении о том, что занятия различнымивидами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенныйотпечаток на состояние их физического развития и функциональнойподготовленности.
Каждая спортивнаядеятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для неепсихофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.
Именноразнохарактерность различных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовыхпроцессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметрыпсихофизической нагрузки на человека в процессе труда.
Кроме прикладнойнаправленности отдельных видов спорта следует еще раз подчеркнуть значениезанятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышеннымифизическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования ивоспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств исвойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм ит.д.).
Современный специалистдолжен обладать самыми разнообразными умениями и навыками.
К дополнительнымсредствам ППФП относятся оздоравливающие природные факторы, а также условия, вкоторых осуществляется ППФП:
— температураокружающей среды;
— парциальное давлениекислорода в воздухе;
— солнце;
— вода и т.д.
 С помощьюдополнительных средств можно развивать механизмы неспецифической адаптации иподготовиться к работе с неблагоприятным метеорологическими условиями (жаркийили холодный климат, быстрая смена температур), к работе с повышеннойзагазованностью, радиацией, вибрацией, шумом.[5]

4. Профессионально-прикладнаяфизическая подготовка (ППФП)
Специальныеисследования показывают, что для успешной работы врача (независимо отспециализации) необходимы следующие профессиональные качества:
— высокий уровеньобщественной и профессиональной направленности личности, преданность делу,добросовестность, чувство коллективизма, товарищества, честности;
-знания, навыки, уменияи профессиональные привычки в использовании физкультуры в режиме труда иотдыха;
— организаторскиенавыки и умения рационально сочетать работу и отдых;
— высокая работоспособность,нормальное функционирование и надежность сердечнососудистой, дыхательной имышечной систем, а также системы терморегуляции, зрительного, слухового ивестибулярного анализаторов;
— физические качества:общая выносливость, быстрота реакции, ловкость и координация движений;
— специальныефизические качества: устойчивость к резким колебаниям температуры, устойчивостьк различным воздушным потокам (ветрам, сквознякам) и запыленности;
— специальныепсихические качества: наблюдательность, переключение и концентрация внимания,долговременная и оперативная память, мышление, эмоциональная устойчивость,инициативность, дисциплинированность, самообладание, смелость, решительность,стойкость.
Всесторонняя физическаяподготовка имеет существенное и первостепенное значение для сохранения ивосстановления умственной и физической работоспособности, специальнойпсихической подготовки к трудовой, учебной и другой деятельности, адаптации кфизическому и психическому утомлению, преодолению излишнего эмоциональногонапряжения.
Наиболеераспространенным средством ППФП (Профессионально-прикладная физическаяподготовка) будущих специалистов в условиях вуза являются прикладные видыспорта с их комплексным воздействием на личность студента.
Оздоровительные силыприроды и гигиенические факторы в целом ряде случаев выступают обязательнымисредствами ППФП студентов, особенно при воспитании специальных физическихкачеств, обеспечивающих продуктивную работу в условиях относительно низкой иливысокой температуры.
5. Описаниеврачей
Врач общей практики(семейный врач)
Этого врача ещеназывают семейным. По сути это тот же участковый терапевт, но с более широкимкругом знаний и возможностей. Он диагностирует и лечит больных с хирургическимии неврологическими проблемами независимо от их пола и возраста. Квалификацияврача общей практики дает ему право консультировать всех членов семьи в любойобласти медицины, привлекая узких специалистов для консультаций и координациилечения только в исключительных случаях.
Хирург
Профессия хирурга —одна из самых экстремальных в медицине. Они вправляют вывихи, «чинят» переломы,удаляют опухоли, вырезают аппендициты и проводят множество других операций, взависимости от своей специализации. Результат их труда реально ощутим и всемпонятен. В работе хирурга нередки внеплановые выходы на работу и в субботу, и ввоскресенье. Огромная ответственность за человеческую жизнь, к тому же этофизически тяжелый труд. Операция длится несколько часов, нужно не толькостоять, но еще и дело делать, и делать хорошо. Поэтому хирургдолжен быть здоровым, как физически, так и психологически.
Терапевт
Терапевт – специалистпо внутренним болезням, часто выполняет роль врача, ставящего первичный диагнози направляющего пациента к узким специалистам для дальнейшего обследования илечения. Работает в постоянном контакте с людьми, труд связан с сильнымифизическими и нервными стрессами. Необходимы профильные знания и навыкитерпение, аккуратность, ответственность, коммуникабельность,стрессоустойчивость.
Санитарный врач
Выполняют контроль завыполнением санитарно-гигиенических норм при производстве всех видов продукции,за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания,за сроками и условиями хранения и реализации пищевых продуктов и готовых блюд,изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработкамероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта с целью сохраненияи укрепления здоровья населения. Должен обладатьэмоционально-волевойустойчивостью, внимательностью, высокой ответственностью, наблюдательностью,большим объемом долговременной памяти, аналитическим умом, развитым практическиммышлением, принципиальностью.
Педиатр
Педиатр —врач-терапевт, который занимается лечением детей. Самое сложное в профессиипедиатра то, что ребенок далеко не всегда может объяснить причины беспокойства,описать свои ощущения: совсем маленькие еще не умеют разговаривать, а детипостарше часто пугаются посторонних людей или просто плачут из-за плохогосамочувствия. Должен обладать любовью к детям, эмоциональнойуравновешенностью. внимательностью, ответственностью
Стоматолог
Терапевт – ведетпервичный прием, ставит диагноз, лечит зубы, направляет на рентген,подготавливает полость рта под протезирование. Хирург – в его обязанностивходят челюстные операции, исправление челюстных дефектов, удаление зубов.Ортопеды стоматологи, которые занимаются протезированием: устанавливаюткоронки, мосты. Ортодонт занимается проблемами с прикусом. Должен иметь крепкиенервы, вы легко располагаете к себе людей; стремитесь узнавать новое.
Провизор
Провизор — этоспециалист, который досконально разбирается в лекарственных препаратах, ихприменении, составе и дозировках. Любой провизор, вне зависимости от местаработы, должен прекрасно знать фармакологию и химию, ориентироваться влекарственных препаратах, их видах и группах, исходном сырье и т.п.Должен обладать такими качествами как толерантность, вежливость ивнимательность.
Врач — Лаборант
Выполняетпроизводственную работу в объеме, необходимом отделению и определенном зав.отделением. Участвует в разработке, апробации и внедрении в практику новыхметодов лабораторной диагностики, а также в апробации новых реактивов,экспресс-тестов. Четко заполняет необходимую документацию по лабораторнымисследованиям. Обучение на рабочем месте лаборантов и санитаров лабораторииправилам безопасной работы с приборами и реактивами. Контроль за их работой.Врач -лаборант несет ответственность за качество диализного раствора,поступающего к больным во время диализа, что определяется постоянно передподключением больных к аппаратам. Врач-лаборант обязан выполнять санэпидрежимпри работе с кровью больных отделения, следить за чистотой своего рабочегоместа. Систематически повышать свой профессиональный уровень. Обязан соблюдатьтехнику безопасности и производственной санитарии.[4]

6. ЗадачиППФП врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача, педиатра, стоматолога,провизора, врача – лаборанта
физическийразвитие врач
ППФП основывается наглубоком анализе особенностей видов, условий и характера труда (хирурга,терапевта и т.д.), режима труда и отдыха, особенностей динамикиработоспособности.[2]
Для общей практики(семейныеврач):
1. преимущественноеразвитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости;
2. преимущественноеразвитие специальных физических качеств — концентрации и устойчивости внимания,быстроты зрительного различения реакции; подвижности нервных процессов;координации движений и мышечных усилий; умения расслаблять мышцы; устойчивостиорганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
3. развитиепсихических качеств — дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля,концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти,самообладания, решительности, стойкости.
Для врача-хирурга:
1.  развитиефизических качеств — общей выносливости, и статической выносливости, ловкости;
развитие специальныхфизических качеств — совершенствование функций двигательного и зрительногоанализаторов (точности пространственных и силовых дифференцировок, быстротызрительного различения; сохранение общей работоспособности при длительномпребывании в состоянии гипокинезии);
2.  развитиепсихических качеств — воспитание волевых качеств, самообладания, уверенности всвоих силах.
Для врача-терапевта:
1.  развитиеобщей выносливости;
2.  развитиеспециальных физических качеств — функции внимания; формирование правильнойосанки и устойчивости вертикальной позы; совершенствование умения расслаблятьмышцы;
3.  развитиеволевых качеств — уверенности в своих силах, выдержки и настойчивости.
Для санитарного врача:
1.  развитиефизических качеств — общей выносливости;
2.  развитиеспециальных физических качеств — устойчивости организма к неблагоприятнымвоздействиям внешней среды, особенно совершенствование механизмовтерморегуляции: совершенствование умения расслаблять мышцы и снимать утомление;сохранение работоспособности;
3.  развитиепсихических качеств — воли в принятии решений, самообладания и уверенности всвоих силах.[3]
Для врача-педиатра:
1. Развивать прикладныеосновные физические качества — общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.
2. Развивать прикладныеспециальные физические качества — устойчивость к гиподинамии и гипокинезии.
3. Развивать прикладныепсихические качества — внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества- самообладание, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость.
Для врача-стоматолога:
1. Развивать прикладныеосновные физические качества — общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.
2. Развивать прикладныеспециальные физические качества — устойчивость к гиподинамии и гипокинезии,устойчивость к прямостоянию, быстроту зрительного различения и подвижностьнервных процессов.
3. Развивать прикладныепсихические качества — внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества- самообладание, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость.
Для провизора:
1. Развивать прикладныеосновные физические качества — общую выносливость, силу (укрепление мышцтуловища), статистическую выносливость мышц спины, ловкость (координациюдвижения рук).
2. Развивать прикладныеспециальные физические качества — устойчивость к гиподинамии и гипокинезии,устойчивость к прямостоянию, быстроту зрительного различения и подвижностьнервных процессов.
3. Развивать прикладныепсихические качества — внимание, оперативное мышление.
Для врача-лаборанта:
1. Развивать прикладныеосновные физические качества — общую выносливость, силу, ловкость,статистическую выносливость мышц спины.
2. Развивать прикладныеспециальные физические качества — устойчивость к гиподинамии и гипокинезии,устойчивость к прямостоянию, быстроту зрительного различения и подвижностьнервных процессов.
3. Развивать прикладныепсихические качества — внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества- инициативность, выдержку и настойчивость.
7. Прикладныеспециальные качества врача и средства физической культуры для их развития
Регулярное ицеленаправленное применение средств физической культуры позволяет ускоритьвыработку специальных качеств врача и провизора.
Устойчивость кгиподинамии
— способность поддерживатьработоспособность в условиях пониженной двигательной активности.
 Устойчивость кгиподинамии достигается упражнениями на выносливость, специально подобраннымиупражнениями или комплексами упражнений.
Устойчивость кукачиванию
Способность переноситьвоздействие механических раздражителей при передвижении автомобильным,воздушным и водным транспортом.
Устойчивость кукачиванию развивается упражнениями на угловые и прямолинейные ускорения,воздействующие на вестибулярный анализатор: акробатические и гимнастическиеупражнения, упражнения на снарядах.
Устойчивость кнеблагоприятным воздействиям внешней среды
Устойчивость кперегреванию, действию антистетиков, заболеваниям – достигается бегом на2000-5000м; выполнением упражнений при высокой температуре в утепленныхспортивных костюмах; контрастное варьирование условий занятий «воздух-зал»,«зал – воздух».
Устойчивость прямостояния(вертикальные позы)
Достигается разнообразнымиупражнениями в спортивной ходьбе; бегом на средние дистанции и кроссовым; бегомна коньках; в равновесии и акробатических упражнениях; упражнениями на наклоннойгимнастической скамейке (ходьба на носках, боком приставным шагом, скрестнымшагом, спиной вперед, в полуприсиде, с поворотом на 180о, удерживатьравновесие на одной ноге); передвижение на лыжах; подвижных играх («борьба заруку», «бой петухов»); двухсторонние спортивные игры.
Быстрота зрительногоразличения и подвижность нервных процессов
Развиваются вспортивных и в подвижных («удочка») играх.
8. Прикладныепсихические качества врача и средства физической культуры для их развития
Развитие исовершенствование прикладных психических качеств врача: внимание, оперативноемышление, эмоциональная устойчивость, волевые качества.
Внимание
— отдельные качества:объем и распределение, переключение, концентрация и устойчивость. Ониформируются при одновременном выполнении нескольких действий.
Упражнения для развитиявнимания
— бег в среднем ибыстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног, бег под горумежду деревьями, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание легкоатлетическихснарядов;
— упражнения накоординацию движений рук и ног, жонглирование двумя и более мячами, езда навелосипеде по шоссе или в лесу.
Переключение внимания
Упражнения напереключение внимания с объекта на объект, спортивные игры.
Концентрация внимания
Развивается путемвоспитания и самовоспитания установки на внимание.
Устойчивость внимания
Развивается путемвыработки волевых качеств и тренировки на выносливость глазодвигательного аппарата.
Оперативное мышление
— упражнения наразвитие внимания, памяти, наблюдательности, воли и других психическихпроцессов;
— бег под гору междудеревьями;
— езда на велосипеде,скоростной спуск на лыжах;
— спортивные игры;
— игра в бадминтон,волейбол, теннис;
— ориентирование наместности;
— игра в блиц-шахматы.
Эмоциональнаяустойчивость
— упражнения наразвитие с элементами риска и опасности, с большой физической нагрузкой;
— упражнения нагимнастических снарядах;
— прыжки в глубину, налыжах, в воду;
— акробатическиеупражнения;
— бег с горы посложному маршруту, прыжки на батуте, занятия альпинизмом.
Волевые качества — упражнения на развитие самообладания, выдержку, настойчивость, уверенность всвоих силах тренируют физические упражнения, требующие определенных трудностей.
— инициативностьформируется выполнением физических упражнений по личной инициативе,самостоятельное проведение занятий с группой, соревнование на лучший результат,самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях,организация физкультурно-спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;
— смелость ирешительность достигается упражнениями преодоления чувства боязни и колебаний (бегпод крутую гору, соскоки с гимнастических снарядов, прыжки в глубину, в воду),ходьба и бег с закрытыми глазами, упражнение на батуте, игра в регби.[2]

9. Заключение
Физическая культураявляется частью общей культуры человечества и вобрала в себя не толькомноговековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития иуправления во благо человека заложенными в него природой физическими ипсихическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения изакалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных,нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки еедословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствованиисвоих как физических, так и в значительной мере психических и нравственныхкачеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыкипо их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры иопределяют физическую культуру личности как одну из граней общей культурычеловека .[6]

Список литературы:
[1] – «Личности медика и физическаякультура: смена приоритетов на рубеже столетий» В Чернышев, Е. Харламов, Л.Жаров, В. Мерклин, О. Грачёв.
[2] – Рабочая программа дисциплины«физическая культура». Профессор А. Г. Патюков.
Интернет ресурсы:
[3] – www.antonovayu.ru (Специальные задачи ППФП)
[4] — www.ucheba.ru/prof/136.html (Профессия)
[5] — ru.wikipedia.org/wiki/Физкультура(Физическая культура: общие черты)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.