Содержание
Введение. 3
1 Лицензирование туристскойдеятельности. 5
2 Сертификация как гарантия качества туристских услуг 15
Заключение. 29
Списоклитературы. 30
Введение
В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетныхнаправлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организациитуристской деятельности государственного управления туризмом Департаментатуризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию натуроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм,специализирующихся в основном на выездном туризме.
Россия как туристская страна, несмотря на свой высокийпотенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке.Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мировоготуристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, чтокультурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многихстранах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) внастоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающимитемпами, являются:
· экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила2002 г. годом экологического туризма;
· культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мировогопотока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянноищут новые туристские направления для путешествий;
· специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой,учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие видытуризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплексатуристских и смежных продуктов и услуг;
· круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следуетучитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенныеперспективы перед Балтийским морем.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризмав Россию, являются:
· образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемыйзарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;
· отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, втом числе посредством участия в международных выставках и деятельностифинансируемых государством загранпредставительств по туризму;
· неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим,заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
· неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный ифизический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничныхсредств размещения туристского класса («3 звезды»);
· отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций всредства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристскойиндустрии;
· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путемкачественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничногохозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки иповышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем приэтом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификациитуристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полноймере обладать этими знаниями.
1 Лицензирование туристской деятельности
Основой законодательной базы по лицензированию туристскойдеятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видовдеятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, который был принятГосударственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения,возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензированияотдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст.17 данного Закона.
Действие Федерального закона «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органыместного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В данном Законе используются следующие основные понятия:
· лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретноговида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований иусловий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальномупредпринимателю;
· лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, наосуществление которого на территории Российской Федерации требуется получениелицензии в соответствии с данным Законом;
· лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлениемлицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий,приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий иконтролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлениилицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований иусловий;
· лицензионные требования и условия — совокупность установленныхположениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований иусловий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемоговида деятельности;
· лицензирующие органы — федеральные органы исполнитель- Нойвласти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;
· лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
· соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением опредоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
· реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий,переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении ивозобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
· обеспечение единства экономического пространства на территорииРоссийской Федерации;
· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
· установление единого порядка лицензирования на территорииРоссийской Федерации;
· установление лицензионных требований и условий положениями олицензировании конкретных видов деятельности;
· гласность и открытость лицензирования;
· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществлениекоторых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследиюнародов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществлятьсяиными методами, кроме как лицензированием.
В целях обеспечения единства экономического пространства натерритории Российской Федерации Правительство Российской Федерации всоответствии с определенными Президентом Российской Федерации основныминаправлениями внутренней политики государства:
· утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;
· определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющиелицензирование конкретных видов деятельности;
· устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляетсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:
· предоставление лицензий;
· переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
· приостановление действия лицензий;
· возобновление действия лицензий;
· аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13настоящего Закона);
· ведение реестра лицензий;
· контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемыхвидов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органовустанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению сорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передаватьим осуществление своих полномочий.
На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17настоящего Закона, необходима лицензия.
Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осуществлятьсятолько получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальнымпредпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставленафедеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территорииРоссийской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензияпредоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, можетосуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условииуведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектовРоссийской Федерации в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации.
Срок действия лицензии — не менее 5 лет, и по его окончанииможет быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядкепереоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельностиможет быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответствующийлицензирующий орган следующие документы:
· заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования иорганизационно-правовой формы, места нахождения — для юридического лица;фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющеголичность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого видадеятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предпринимательнамерено осуществлять;
· копии учредительных документов и свидетельства о государственнойрегистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлениеморигиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридическоголица;
· копия свидетельства о государственной регистрации гражданина вкачестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае,если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;
· копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет вналоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверенанотариусом);
· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрениелицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
· сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретныхвидов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов,наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установленосоответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовымиактами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензиипредставления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными нормативно-правовымиактами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующийорган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которойнаправляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приемадокументов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискательлицензии несет ответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении илиоб отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дняпоступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимымидокументами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующегооргана.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении илиоб отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями олицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателялицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлениилицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается)соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковскогосчета и срока уплаты лицензионного сбора.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется(вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа,подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии,лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающийналичие лицензии.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа,которые предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной запредоставление информации, содержащейся и реестре лицензий.
Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:
· наличие в документах, представленных соискателем лицензии,недостоверной или искаженной информации;
· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или используемыхим объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величиныобъема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производствасоискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке,установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующегооргана в предоставлении лицензии или его бездействие.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличиелицензии документе указываются:
· наименование лицензирующего органа;
· наименование и организационно-правовая форма юридического лица,место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, местожительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуальногопредпринимателя;
· лицензируемый вид деятельности;
· срок действия лицензии;
· идентификационный номер налогоплательщика;
· номер лицензии;
· дата принятия решения о предоставлении лицензии.
В случае преобразования юридического лица, изменения его наименованияили местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуальногопредпринимателя, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат- юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предпринимательобязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлениидокумента, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов,подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающегоналичие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии,лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется втечение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующегозаявления.
Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований иусловий, определенных положением о лицензировании конкретного видадеятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующие органы имеютправо:
· проводить проверки деятельности лицензиата на предмет еесоответствия лицензионным требованиям и условиям;
· запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы припроведении проверок;
· составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) суказанием конкретных нарушений;
· выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленныенарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
· выносить предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензиив случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушениялицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатомнарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срокне может превышать 6 месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат неустранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд сзаявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующийорган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действиялицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимаетрешение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной формелицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления ипроверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановлениедействия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срокдействия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридическоголица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, заисключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства огосударственной регистрации гражданина в качестве индивидуальногопредпринимателя.
Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без обращенияв суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора запредоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основаниизаявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатомлицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам,законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае,предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачейзаявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указаннойлицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулированиилицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводитсялицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированнымобоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулированиилицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности,лицензирование которых они осуществляют.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытойдля ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписоко конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам заплату.
Информация из реестра лицензий органам государственной властии органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра лицензий не можетпревышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлениилицензии взимается лицензионный сбор.
За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор.
Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисляютсяв соответствующие бюджеты.
Финансирование лицензирования осуществляется в пределахсредств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующихорганов.
Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан перечень видовдеятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг(услуг средств размещения), на осуществление которых требуются лицензии всоответствии с настоящим Законом:
· перевозки пассажиров морским транспортом;
· перевозки грузов морским транспортом;
· перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;
· перевозки грузов внутренним водным транспортом;
· перевозки пассажиров воздушным транспортом;
· перевозки грузов воздушным транспортом;
· перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованнымдля перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если указанная деятельностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица илииндивидуального предпринимателя);
· перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильнымтранспортом;
· перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностьюсвыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятельностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица илииндивидуального предпринимателя);
· перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (за исключениемслучаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственныхнужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода нажелезнодорожные пути общего пользования);
· перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключениемслучаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечениясобственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и безвыхода на железнодорожные пути общего пользования);
· туроператорская деятельность;
· турагентская деятельность;
· деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Необходимо отметить, что деятельность, связанная струдоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации,также требует лицензирования.
Введение лицензирования видов деятельности, не обозначенныхв настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в предусмотренныйст. 17 перечень видов деятельности, на осуществление которых требуютсялицензии.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующиепорядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видовдеятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 настоящего Закона, действуют в части,не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в соответствие снастоящим Законом.
Лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящемЗаконе, прекращается со дня вступления его в силу.
Федеральные авиационные правила лицензирования деятельностив области гражданской авиации действуют до момента вступления в силуфедерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодексРоссийской Федерации.
В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Олицензировании отдельных видов деятельности», в котором предусмотренораздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности,Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. №95.
2 Сертификация как гарантия
качества туристских услуг
Не менее важен Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта и 31июля 1998 г.), который устанавливает правовые основы обязательной идобровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция)в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Объектами сертификации могут быть продукция производственно-техническогоназначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению ипредприятиям, а также иные объекты (далее — продукция). Объекты обязательнойсертификации определяются законодательными актами (актами законодательногооргана).
Объекты обязательной сертификации из числа товаров народногопотребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяются в порядке,установленном Законом РФ «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 5).
Сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредствомкоторой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя(покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукциясоответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
· создания условий для деятельности организаций и предпринимателейна едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом,научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
· защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца,исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни,здоровья и имущества потребителя;
· подтверждения показателей качества продукции, заявленныхизготовителем.
Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.
Сертификация является методом объективного контроля качествапродукции, ее соответствия установленным требованиям.
Наличие сертификата, выданного компетентным органом,облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара ислужит определенной гарантией его доброкачественности.
Обязательная сертификация является также средством государственногоконтроля безопасности продукции.
Добровольная сертификация способствует повышению конкурентноспособностипродукции.
Российская Федерация является участником ряда международныхсистем сертификации продукции: изделий электронной техники, электротехническихизделий, омологации дорожных транспортных средств, ручного огнестрельногооружия. При сертификации указанной продукции следует руководствоватьсяправилами соответствующей системы международной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительнойвласти в области сертификации в соответствии с рассматриваемым настоящимЗаконом:
· формирует и реализует государственную политику в областисертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведениюсертификации на территории Российской Федерации и публикует официальнуюинформацию о них;
· проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаковсоответствия, действующих в Российской Федерации;
· публикует официальную информацию о действующих в РоссийскойФедерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее вустановленном порядке в международные (региональные) организации посертификации;
· готовит в установленном порядке предложения о присоединении кмеждународным (региональным) системам сертификации, а также может вустановленном порядке заключать соглашения с международными (региональными)организациями о взаимном признании результатов сертификации;
· представляет в установленном порядке Российскую Федерацию вмеждународных (региональных) организациях по вопросам сертификации национальныйорган Российской Федерации по сертификации.
Полномочия по государственной регистрации системсертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, распространяютсяна системы обязательной и добровольной сертификации. Государственнаярегистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительнойкомпетенцией Госстандарта России.
Порядок государственной регистрации, согласно Закону,устанавливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объемполномочий регистрационного органа, характер и количество представляемыхдокументов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификациипринципиально различаются.
Системы обязательной сертификации создаются государственнымиорганами управления при реализации решений законодательного органа о проведенииобязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны бытьуполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работгосударственными органами. Некоторые из участников обладают контрольными иарбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный(лицензионный) порядок деятельности, который требует всестороннейпредварительной проверки и подтверждения компетентности определеннымидокументами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всемпредъявляемым требованиям. В отличие от этого, государственная регистрациясистем добровольной сертификации носит явочно-учетный характер. Закон непредусматривает возможности отказа в регистрации такой системы ни по какимоснованиям. Это объясняется тем, что работы по добровольной сертификацииосуществляются на договорной основе, не требуют специального правовогорегулирования, а подчиняются общим нормам гражданского законодательства.Однако факт регистрации в Госстандарте России наряду с регистрацией в качествеюридического лица является необходимым условием начала функционирования системы.
Госстандарт России как центральный государственный орган осуществляетобщегосударственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия вцелом, что дает им право функционировать. Как орган, создавший системуобязательной сертификации (так же как и другие государственные органы),Госстандарт России обязан вести реестр участников и объектов сертификации всозданной им конкретной системе сертификации.
Публикация официальной информации о действующих в РФ системахобязательной и добровольной сертификации и знаках соответствия, а такженаправление ее в международные (региональные) организации по сертификацииявляются обязанностью Госстандарта России. Информация составляется на основеданных государственной регистрации.
Право Госстандарта России представлять РФ в международных(региональных) организациях по, вопросам сертификации и заключать с нимисоглашения о взаимном признании результатов сертификации являетсяисключительным и не может осуществляться другими ведомствами.
Система сертификации создается федеральными органами исполнительнойвласти и организациями и представляет собой совокупность участниковсертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этойсистеме в соответствии с рассматриваемым Законом.
В систему сертификации могут входить предприятия, учрежденияи организации независимо от форм собственности, а также общественныеобъединения.
Таким образом, система сертификации может создаваться толькоюридическими лицами (форма собственности при этом не имеет значения).
Закон предусматривает две составляющие системы сертификации:совокупность участников сертификации и правила сертификации. Исходя из понятиясертификации как деятельности по подтверждению соответствия продукцииустановленным требованиям к участникам сертификации могут быть отнесены:государственные органы, организации, являющиеся создателями системысертификации, испытательные лаборатории (центры), центральные органы системсертификации.
Закон относит к участникам сертификации также изготовителей(продавцов, исполнителей) продукции.
Система сертификации создается для определенного вида (класса)однородной продукции, включающего большие группы товаров или услуг, имеющихединые функциональное назначение, принципы работы (применения), методы контроляи испытаний и т.д. Например, система сертификации пищевых продуктов и пищевогосырья, туристских услуг, радиоэлектронной техники, автомототехники и др. Конкретныйперечень товаров (услуг) определяется документами системы или общими перечнямипродукции путем ссылки на коды классификатора продукции (ОКП) или товарнойноменклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также путем указаниясоответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов.
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификацииоднородной продукции.
Отдельные системы сертификации однородной продукции могутобъединяться в единую, более крупную систему, все звенья которойруководствуются едиными принципами и документами, что не исключает возможностиучета специфики отдельных систем в их руководящих документах. Системаобязательной сертификации является именно такой объединяющей системой.
Системы сертификации подлежат государственной регистрации вустановленном порядке.
Для подтверждения соответствия сертифицированной продукцииустановленным требованиям предусмотрен сертификат соответствия -документ,выданный по правилам системы сертификации.
Обязательной составной частью сертификата соответствия являетсясертификат пожарной безопасности.
Порядок организации и проведения сертификации продукции иуслуг в области пожарной безопасности определяется Государственнойпротивопожарной службой федерального органа исполнительной -власти в областивнутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным органомисполнительной власти в области сертификации.
Для маркировки продукции и услуг применяются знаки соответствия- зарегистрированные в установленном порядке знаки, которым по правилам,установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствиемаркированной ими продукции установленным требованиям.
Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливаетсяспециально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в областисертификации.
Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретнойсистемой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специальноуполномоченным федеральным органом исполнительной власти в областисертификации.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренныхзаконодательными актами РФ.
При обязательной сертификации действие сертификата и знакасоответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.
Организация и проведение работ по обязательной сертификациивозлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных специальноуполномоченным федеральным органом исполнительной власти в областисертификации, законодательными актами Российской Федерации в отношенииотдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральнымиорганами исполнительной власти.
Формы обязательной сертификации продукции устанавливаютсяГосстандартом России либо другими государственными органами управленияРоссийской Федерации, уполномоченными на то в соответствии сзаконодательством, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.
Подтверждение соответствия может также проводиться посредствомпринятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в которомизготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая(продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечнипродукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией осоответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятияутверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке,регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне ссертификатом.
Участниками обязательной сертификации являются федеральныеорганы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательнойсертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры),изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органысистем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации икоординации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работы по обязательной сертификацииорганизации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) ипотребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии ихаккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ пообязательной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительнойвласти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительнойвласти, на которые законодательными актами РФ возлагаются организация ипроведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:
· создают системы сертификации однородной продукции и устанавливаютправила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
· осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукциитребованиям нормативных документов (формы сертификации);
· определяют центральные органы систем сертификации;
· аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории(центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ(лицензии на проведение определенных видов работ);
· ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
· устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаковсоответствия и результатов испытаний;
· устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий напроведение работ по обязательной сертификации;
· осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливаютпорядок инспекционного контроля соблюдения правил сертификации и засертифицированной продукцией;
· рассматривают апелляции по вопросам сертификации.
Центральные органы в структуре создаваемых систем сертификациипредусматриваются в тех случаях, когда более крупная система объединяетнесколько систем либо, когда система имеет большое количество участников сертификациии обширную номенклатуру продукции.
Центральные органы возглавляют систему сертификации и выполняютотдельные функции государственных органов: организуют работу в системе икоординируют деятельность всех участников, устанавливают правила процедурысертификации и управления системой, рассматривают жалобы заявителей(хозяйствующих субъектов) на неправильные действия органов по сертификации ииспытательных центров, аккредитованных в данной системе. Непосредственноработу по сертификации центральный орган, как правило, не осуществляет.
Решения центральных органов систем сертификации по апелляцияммогут быть обжалованы в соответствующий орган государственного управления.
Под апелляцией прежде всего следует понимать жалобу заявителяна действия органа по сертификации или испытательной лаборатории, нарушающиеправила, установленные в данной системе, либо законодательство, в результатечего ущемляются права и интересы заявителя.
Это могут быть жалобы на необоснованный отказ в выдаче сертификата,финансовые нарушения и т.п.
Закон не регламентирует права государственного органа по результатамрассмотрения апелляции. Очевидно, эти права могут быть определены исходя изправовой природы отношений между органом управления и участниками сертификации.
Орган государственного управления, выступающий в качествесоздателя системы сертификации, выдает разрешение — лицензию на выполнениеопределенных работ. При нарушении органом по сертификации или испытательнойлабораторией условий выдачи лицензии, установленном в результате рассмотренияжалобы, действие лицензии может быть приостановлено или аннулировано.
Документ «Требования к органу по сертификации и порядок егоаккредитации», действующий в системе ГОСТ Р, предусматривает возможностьобжалования решения Госстандарта России в комиссию по апелляциям приГосстандарте России. Аналогичное право имеют и испытательные лаборатории.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных центровсистем сертификации осуществляется по специальной программе и в порядке, установленномгосударственным органом при создании системы сертификации в соответствующихправилах.
При положительных результатах аккредитации государственныйорган выдает лицензию (разрешение) на проведение определенных видов работ(выдача сертификата или результатов испытания определенных видов продукции).Правила аккредитации и выдачи лицензий устанавливаются в каждой системеобязательной сертификации.
Орган по сертификации, являясь основным рабочим органомсистемы сертификации, непосредственно организующим всю работу по подтверждениюсоответствия продукции требованиям государственных стандартов по безопасности,осуществляет следующие виды деятельности:
· проводит идентификацию продукции и услуг, представленных длясертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;
· сертифицирует продукцию и услуги, выдает сертификаты и лицензиина применение знака соответствия;
· осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль засертифицированной продукцией, услугами.
· приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
· предоставляет заявителю по его требованию необходимую информациюв пределах своей компетенции.
Орган по сертификации и его руководители несут юридическуюответственность за нарушение правил сертификации.
Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленномпорядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные видыиспытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащейобязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации,обязаны:
· реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата,выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации осоответствии, принятой в установленном порядке;
· обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услуг только приналичии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
· обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услугтребованиям нормативных документов, на соответствие которым они былисертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;
· указывать в сопроводительной технической документации сведения осертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которымдолжны соответствовать услуги, и обеспечивать доведение этой информации допотребителя (покупателя, заказчика);
· приостанавливать или прекращать реализацию продукции, услуг, еслиони не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которымсертифицированы или подтверждены декларацией о соответствии, по истечении срокадействия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции,срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено илиотменено решением органа по сертификации;
· обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочийдолжностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукциии контроль за сертифицированной продукцией;
· извещать орган по сертификации в установленном им порядке обизменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесспроизводства сертифицированной продукции.
Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями(продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органамипо сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированнойпродукцией осуществляется Госстандартом России, иными специальноуполномоченными государственными органами управления РФ в пределах ихкомпетенции.
Непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдениемправил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностнымилицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдениемобязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лицаосуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил посертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях,установленных Законом РФ «О стандартизации».
Юридические и физические лица, а также органыгосударственного управления, виновные в нарушении правил обязательнойсертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную,административную либо гражданско-правовую ответственность.
В настоящее время осуществляется переход от обязательной системысертификации к добровольной.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей(изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствияпродукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и другихдокументов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договорамежду заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательнойсертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольнойсертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованнуюлюбым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствияв специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в областисертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическоелицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо,взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условияхдоговора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
· осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а такжена условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знакасоответствия;
· приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации,устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплатытаких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
Добровольная сертификация может проводиться также в системеобязательной сертификации, если это предусмотрено правилами данной системы ипри наличии в ней зарегистрированного в установленном порядке знакасоответствия добровольной сертификации.
Предметом добровольной сертификации могут быть:
· продукция производственно-технического назначения, товарынародного потребления, работы и услуги, не включенные в перечень продукции,подлежащей обязательной сертификации;
· продукция производственно-технического назначения, товарынародного потребления, работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, — по показателям, не относящимся к обеспечению безопасности;
· продукция, товары, работы и услуги в государственных стандартах,на которые отсутствуют требования по безопасности.
Формы добровольной сертификации конкретной продукции определяютсяпо предложению заявителя с согласия органа по сертификации и фиксируются вдоговоре.
В постановлении Правительства Российской Федерации «О внесенииизменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, переченьработ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции,соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» от 29апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг, подлежащихобязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги туроператорови турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не обязательной, адобровольной сертификации.
Гражданское законодательство определяет правовое положениеучастников гражданского оборота, основания возникновения и порядокосуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав нарезультаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности),регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные исвязанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономииволи и имущественной самостоятельности их участников.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами,осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя изтого, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свойриск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются в соответствии сКонституцией Российской Федерации составной частью правовой системы РоссийскойФедерации.
Международные договоры Российской Федерации применяются котношениям, указанным в ГК РФ непосредственно, кроме случаев, когда измеждународного договора следует, что для его применения требуется изданиевнутригосударственного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренныхзаконом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридическихлиц, которые хотя и не предусмотрены законом или подобными актами, но в силуобщих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские праваи обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанностивозникают:
1. издоговоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иныхсделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему:
2. из актовгосударственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотренызаконом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3. изсудебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4. врезультате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5. врезультате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений ииных результатов интеллектуальной деятельности;
6. вследствиепричинения вреда другому лицу;
7. вследствиенеосновательного обогащения;
8. вследствиеиных действий граждан и юридических лиц;
9. вследствиесобытий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступлениегражданско-правовых последствий.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации,возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное неустановлено законом.
Согласно ст. 12 защита гражданских прав осуществляетсяпутем:
· признания права;
· восстановления положения, существовавшего до нарушения права, ипресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
· признания оспоримой сделки недействительной и примененияпоследствий ее недействительности, применения последствий недействительностиничтожной сделки;
· признания недействительным акта государственного органа илиоргана местного самоуправления;
· самозащиты права;
· присуждения к исполнению обязанности в натуре;
· возмещения убытков;
· взыскания неустойки;
· компенсации морального вреда;
· прекращения или изменения правоотношения;
· неприменения судом акта государственного органа или органа местногосамоуправления, противоречащего закону;
· иными способами, предусмотренными законом.
Заключение
В силу своего географического положения Россия не является ине может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнегопляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциалстраны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а такжесовершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранныхтуристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.
Это является основанием для более четкой направленности иболее агрессивного маркетинга по основным направляющим странам, включая впервую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотнопостроенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющихтуристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходнойсоставляющей всей туристской сферы России.
Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны,если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартамуровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен грамотный икомплексный подход к лицензированию и сертификации туристской деятельности.
В ближайшем будущем количество туристских компаний,выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится (отдельноелицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к увеличениюконкуренции между ними, поэтому туристским организациям целесообразнообъединять усилия и капиталы.
Детальное проведение лицензирования и сертификации будетспособствовать более полному удовлетворению запросов современного потребителя кпредлагаемому ему турпродукту, который в настоящее время избалован изобилиемпредложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий,активен и самостоятелен.
Список литературы
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: АспектПресс, 2001.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – М.:Финансы и статистика, 2000.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый дом«Герда», 2000.
4. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме. – М.: Финансы истатистика, 2003.
5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.:Финансы и статистика, 2000.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание,2002.
7. Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 1998.
9. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. –М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
11. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. – М.:Финансы и статистика, 2000.
12. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина,Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000.
13. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89,1997.
15. Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: Инфра-М, 1996.
16. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. –М.: Инфра-М, 1998.
17. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансыи статистика, 2003.
Министерство образования РФ
Санкт-Петербургскийгосударственный инженерно-экономический университет/>КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент в туризме»на тему: «Лицензирование и сертификация
в туризме»
Выполнила:
***************************
***************************
Проверила:
КолодезнаяИ.В.
филиал г. Белгород
/>2003/2004 учебный год