Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Лицензирвование и сертификация в туризме

Содержание
Введение. 3
1 Лицензирование туристскойдеятельности. 5
2 Сертификация как гарантия качества туристских услуг 15
Заключение. 29
Списоклитературы. 30
Введение
В настоящее время в России туризм признан одним из при­оритетныхнаправлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организациитуристской деятельности государственного уп­равления туризмом Департаментатуризма Минэкономразвития Рос­сии, в Москве получили лицензию натуроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм,специализирующихся в основном на выездном туризме.
Россия как туристская страна, несмотря на свой высокийпотенци­ал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке.Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мировоготуристского потока. Это является весьма низким показате­лем, учитывая, чтокультурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многихстранах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) внастоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, рас­тущими опережающимитемпами, являются:
· экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила2002 г. годом экологического туризма;
· культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирово­гопотока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и ко­торые постоянноищут новые туристские направления для путешествий;
· специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой,учебный, спортивный, событийный, лечеб­но-оздоровительный туризм и другие видытуризма, а также обеспечи­вающий концентрированные продажи всего комплексатуристских и смежных продуктов и услуг;
· круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следуетучи­тывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает оп­ределенныеперспективы перед Балтийским морем.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного ту­ризмав Россию, являются:
· образ России как страны, небезопасной для туризма, создавае­мыйзарубежными и отдельными отечественными средствами массо­вой информации;
· отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей стра­ны, втом числе посредством участия в международных выставках и деятельностифинансируемых государством загранпредставительств по туризму;
· неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим,заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
· неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный ифизический износ существующей материальной базы, малое количе­ство гостиничныхсредств размещения туристского класса («3 звезды»);
· отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций всредства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристскойиндустрии;
· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путемкачественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничногохозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки иповышения квалификации соответствую­щих специалистов. Краеугольным камнем приэтом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификациитуристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полноймере обладать этими знаниями.
1 Лицензирование туристской деятельности
Основой законодательной базы по лицензированию турис­тскойдеятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видовдеятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, кото­рый был принятГосударственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения,возникающие между фе­деральными органами исполнительной власти, органамиисполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ли­цензированияотдельных видов деятельности в соответствии с переч­нем, предусмотренным п. 1 ст.17 данного Закона.
Действие Федерального закона «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органыместного самоуправления, юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей.
В данном Законе используются следующие основные понятия:
· лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретноговида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований иусловий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальномупредпринимателю;
· лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, наосуществление которого на территории Российской Федерации требуется получениелицензии в соответствии с данным Законом;
· лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлениемлицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий,приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий иконтролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлениилицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований иусловий;
· лицензионные требования и условия — совокупность установленныхположениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований иусловий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемоговида деятельности;
· лицензирующие органы — федеральные органы исполнитель- Нойвласти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;
· лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
· соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуаль­ныйпредприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за­явлением опредоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
· реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении ли­цензий,переоформлении документов, подтверждающих наличие ли­цензий, приостановлении ивозобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
· обеспечение единства экономического пространства на терри­торииРоссийской Федерации;
· установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;
· установление единого порядка лицензирования на территорииРоссийской Федерации;
· установление лицензионных требований и условий положения­ми олицензировании конкретных видов деятельности;
· гласность и открытость лицензирования;
· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле­ниекоторых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за­конным интересам,здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследиюнародов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществлятьсяиными методами, кроме как лицензированием.
В целях обеспечения единства экономического пространства натерритории Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации всоответствии с определенными Президентом Российской Фе­дерации основныминаправлениями внутренней политики государства:
· утверждает положения о лицензировании конкретных видов де­ятельности;
· определяет федеральные органы исполнительной власти, осу­ществляющиелицензирование конкретных видов деятельности;
· устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осу­ществляетсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:
· предоставление лицензий;
· переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
· приостановление действия лицензий;
· возобновление действия лицензий;
· аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13настоящего Закона);
· ведение реестра лицензий;
· контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицен­зируемыхвидов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органовустанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению сорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передаватьим осуществление своих полномочий.
На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17настоящего Закона, необходима лицензия.
Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу­ществлятьсятолько получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальнымпредпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле­нафедеральным органом исполнительной власти или органом испол­нительной властисубъекта Российской Федерации, может осуществ­ляться на всей территорииРоссийской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензияпредоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, можетосуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условииуве­домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектовРоссийской Федерации в порядке, установленном Прави­тельством РоссийскойФедерации.
Срок действия лицензии — не менее 5 лет, и по его окончаниимо­жет быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядкепереоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельнос­тиможет быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответ­ствующийлицензирующий орган следующие документы:
· заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования иорганизационно-правовой формы, места на­хождения — для юридического лица;фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющеголичность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого видадеятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предпринимательнамерено осуществлять;
· копии учредительных документов и свидетельства о государ­ственнойрегистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлениеморигиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридическоголица;
· копия свидетельства о государственной регистрации граждани­на вкачестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае,если копия не заверена нотариусом) — для инди­видуального предпринимателя;
· копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет вналоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверенанотариусом);
· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрениелицензирующим органом заявления о предоставлении ли­цензии;
· сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании кон­кретныхвидов деятельности может быть предусмотрено представле­ние иных документов,наличие которых при осуществлении конкрет­ного вида деятельности установленосоответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовымиактами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензиипредставления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными нор­мативно-правовымиактами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензиру­ющийорган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которойнаправляется (вручается) соискателю лицензии с от­меткой о дате приемадокументов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений со­искательлицензии несет ответственность в соответствии с законода­тельством РоссийскойФедерации.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении илиоб отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дняпоступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимымидокументами. Соответствующее решение офор­мляется приказом лицензирующегооргана.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении илиоб отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положе­ниями олицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соис­кателялицензии о принятии решения о предоставлении или об отка­зе в предоставлениилицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручает­ся)соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизи­тов банковскогосчета и срока уплаты лицензионного сбора.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется(вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента,подтверждающего уплату лицензионного сбора за предос­тавление лицензии,лицензирующий орган бесплатно выдает лицен­зиату документ, подтверждающийналичие лицензии.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного до­кумента,которые предоставляются лицензиату за плату, равную пла­те, установленной запредоставление информации, содержащейся и реестре лицензий.
Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:
· наличие в документах, представленных соискателем лицензии,недостоверной или искаженной информации;
· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или ис­пользуемыхим объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величиныобъема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производствасоискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке,установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющегооргана в предоставлении лицензии или его бездействие.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем на­личиелицензии документе указываются:
· наименование лицензирующего органа;
· наименование и организационно-правовая форма юридическо­го лица,место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, местожительства, данные документа, удостоверяю­щего личность, — для индивидуальногопредпринимателя;
· лицензируемый вид деятельности;
· срок действия лицензии;
· идентификационный номер налогоплательщика;
· номер лицензии;
· дата принятия решения о предоставлении лицензии.
В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менованияили местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуальногопредпринимателя, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат- юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предпринимательобязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлениидокумента, подтверждающего наличие лицензии, с приложением до­кументов,подтверждающих указанные изменения или утрату доку­мента, подтверждающегоналичие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии,лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.Переоформление документа, подтверждающего на­личие лицензии, осуществляется втечение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующегозаявления.
Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований иусловий, определенных положением о лицензировании конкретного видадеятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующие органы имеютправо:
· проводить проверки деятельности лицензиата на предмет еесоответствия лицензионным требованиям и условиям;
· запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы припроведении проверок;
· составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) суказанием конкретных нарушений;
· выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленныенарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
· выносить предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицен­зиив случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушениялицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицен­зиатомнарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срокне может превышать 6 месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат неустранил указанные нару­шения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд сзаявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующийорган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостанов­ление действиялицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимаетрешение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной формелицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления ипроверки устране­ния лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановлениедействия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срокдей­ствия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юриди­ческоголица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, заисключением его преобразования, либо прекращения дей­ствия свидетельства огосударственной регистрации гражданина в качестве индивидуальногопредпринимателя.
Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без об­ращенияв суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора запредоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основаниизаявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицен­зиатомлицензионных требований и условий повлекло за собой нане­сение ущерба правам,законным интересам, здоровью граждан, обо­роне и безопасности государства,культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае,предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачейзаявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие ука­заннойлицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулирова­ниилицензии или о направлении заявления об аннулировании ли­цензии в суд доводитсялицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированнымобоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулирова­ниилицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном за­конодательствомРоссийской Федерации.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятель­ности,лицензирование которых они осуществляют.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является откры­тойдля ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписоко конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридичес­ким лицам заплату.
Информация из реестра лицензий органам государственной влас­тии органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра лицензий не можетпревышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предос­тавлениилицензии взимается лицензионный сбор.
За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор.
Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов за­числяютсяв соответствующие бюджеты.
Финансирование лицензирования осуществляется в пределахсредств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующихорганов.
Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан перечень видовде­ятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг(услуг средств размещения), на осуществление которых требу­ются лицензии всоответствии с настоящим Законом:
· перевозки пассажиров морским транспортом;
· перевозки грузов морским транспортом;
· перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;
· перевозки грузов внутренним водным транспортом;
· перевозки пассажиров воздушным транспортом;
· перевозки грузов воздушным транспортом;
· перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудо­ваннымдля перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если ука­занная деятельностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица илииндивидуального предпринимателя);
· перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым авто­мобильнымтранспортом;
· перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемно­стьюсвыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятель­ностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридичес­кого лица илииндивидуального предпринимателя);
· перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (за ис­ключениемслучаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственныхнужд юридического лица или индивиду­ального предпринимателя и без выхода нажелезнодорожные пути общего пользования);
· перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключе­ниемслучаев, если указанная деятельность осуществляется для обес­печениясобственных нужд юридического лица или индивидуально­го предпринимателя и безвыхода на железнодорожные пути общего пользования);
· туроператорская деятельность;
· турагентская деятельность;
· деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Необходимо отметить, что деятельность, связанная струдоустрой­ством граждан Российской Федерации за пределами Российской Фе­дерации,также требует лицензирования.
Введение лицензирования видов деятельности, не обозначенныхв настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в предусмотренныйст. 17 перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуютсялицензии.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регу­лирующиепорядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видовдеятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 на­стоящего Закона, действуют в части,не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в соответствие снастоящим Законом.
Лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящемЗаконе, прекращается со дня вступления его в силу.
Федеральные авиационные правила лицензирования деятельнос­тив области гражданской авиации действуют до момента вступления в силуфедерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодексРоссийской Федерации.
В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Олицензи­ровании отдельных видов деятельности», в котором предусмотренораздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятель­ности,Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. №95.
2 Сертификация как гарантия
качества туристских услуг
Не менее важен Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта и 31июля 1998 г.), который устанавливает правовые основы обязатель­ной идобровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция)в РФ, а также права, обязанности и ответствен­ность участников сертификации.
Объектами сертификации могут быть продукция производствен­но-техническогоназначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению ипредприятиям, а также иные объекты (да­лее — продукция). Объекты обязательнойсертификации определяют­ся законодательными актами (актами законодательногооргана).
Объекты обязательной сертификации из числа товаров народно­гопотребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяют­ся в порядке,установленном Законом РФ «О защите прав потребите­лей» (п. 5 ст. 5).
Сертификация — процедура подтверждения соответствия, посред­ствомкоторой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя(покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукциясоответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
· создания условий для деятельности организаций и предпринимателейна едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом,научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
· защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца,исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни,здоровья и имущества потребителя;
· подтверждения показателей качества продукции, заявленныхизготовителем.
Сертификация может носить обязательный и добровольный ха­рактер.
Сертификация является методом объективного контроля качествапродукции, ее соответствия установленным требованиям.
Наличие сертификата, выданного компетентным органом,облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара ислужит определенной гарантией его доброкачественности.
Обязательная сертификация является также средством государ­ственногоконтроля безопасности продукции.
Добровольная сертификация способствует повышению конкурент­носпособностипродукции.
Российская Федерация является участником ряда международныхсистем сертификации продукции: изделий электронной техники, элек­тротехническихизделий, омологации дорожных транспортных средств, ручного огнестрельногооружия. При сертификации указанной продук­ции следует руководствоватьсяправилами соответствующей системы международной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­нойвласти в области сертификации в соответствии с рассматривае­мым настоящимЗаконом:
· формирует и реализует государственную политику в областисертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведениюсертификации на территории Российской Федерации и публикует официальнуюинформацию о них;
· проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаковсоответствия, действующих в Российской Федерации;
· публикует официальную информацию о действующих в РоссийскойФедерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее вустановленном порядке в международные (региональные) организации посертификации;
· готовит в установленном порядке предложения о присоединении кмеждународным (региональным) системам сертификации, а также может вустановленном порядке заключать соглашения с международными (региональными)организациями о взаимном признании результатов сертификации;
· представляет в установленном порядке Российскую Федерацию вмеждународных (региональных) организациях по вопросам сертификации национальныйорган Российской Федерации по сертификации.
Полномочия по государственной регистрации системсертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, распрос­траняютсяна системы обязательной и добровольной сертификации. Го­сударственнаярегистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительнойкомпетенцией Госстандарта России.
Порядок государственной регистрации, согласно Закону,устанав­ливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объемполномочий регистрационного органа, характер и количество представляемыхдокументов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификациипринципиально различаются.
Системы обязательной сертификации создаются государственны­миорганами управления при реализации решений законодательного органа о проведенииобязательной сертификации. Исполнители ра­бот в этих системах должны бытьуполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работгосударственными орга­нами. Некоторые из участников обладают контрольными иарбитраж­ными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разре­шительный(лицензионный) порядок деятельности, который требует всестороннейпредварительной проверки и подтверждения компетентности определеннымидокументами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всемпредъявляемым требованиям. В отли­чие от этого, государственная регистрациясистем добровольной серти­фикации носит явочно-учетный характер. Закон непредусматривает возможности отказа в регистрации такой системы ни по какимоснова­ниям. Это объясняется тем, что работы по добровольной сертифика­цииосуществляются на договорной основе, не требуют специального правовогорегулирования, а подчиняются общим нормам гражданско­го законодательства.Однако факт регистрации в Госстандарте России наряду с регистрацией в качествеюридического лица является необхо­димым условием начала функционирования системы.
Госстандарт России как центральный государственный орган осу­ществляетобщегосударственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия вцелом, что дает им право функционировать. Как орган, создавший системуобязательной сертификации (так же как и другие государственные органы),Госстандарт России обязан вести реестр участников и объектов сертификации всозданной им конкретной системе сертификации.
Публикация официальной информации о действующих в РФ сис­темахобязательной и добровольной сертификации и знаках соответ­ствия, а такженаправление ее в международные (региональные) орга­низации по сертификацииявляются обязанностью Госстандарта России. Информация составляется на основеданных государствен­ной регистрации.
Право Госстандарта России представлять РФ в международных(региональных) организациях по, вопросам сертификации и заклю­чать с нимисоглашения о взаимном признании результатов сертифи­кации являетсяисключительным и не может осуществляться други­ми ведомствами.
Система сертификации создается федеральными органами испол­нительнойвласти и организациями и представляет собой совокуп­ность участниковсертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этойсистеме в соответствии с рассмат­риваемым Законом.
В систему сертификации могут входить предприятия, учрежде­нияи организации независимо от форм собственности, а также об­щественныеобъединения.
Таким образом, система сертификации может создаваться толькоюридическими лицами (форма собственности при этом не имеет зна­чения).
Закон предусматривает две составляющие системы сертификации:совокупность участников сертификации и правила сертификации. Исходя из понятиясертификации как деятельности по подтвержде­нию соответствия продукцииустановленным требованиям к участ­никам сертификации могут быть отнесены:государственные органы, организации, являющиеся создателями системысертификации, ис­пытательные лаборатории (центры), центральные органы системсер­тификации.
Закон относит к участникам сертификации также изготовителей(продавцов, исполнителей) продукции.
Система сертификации создается для определенного вида (клас­са)однородной продукции, включающего большие группы товаров или услуг, имеющихединые функциональное назначение, принципы работы (применения), методы контроляи испытаний и т.д. Например, система сертификации пищевых продуктов и пищевогосырья, турист­ских услуг, радиоэлектронной техники, автомототехники и др. Конк­ретныйперечень товаров (услуг) определяется документами систе­мы или общими перечнямипродукции путем ссылки на коды классификатора продукции (ОКП) или товарнойноменклатуры внеш­неэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также путем указаниясоответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов.
В систему сертификации могут входить несколько систем серти­фикацииоднородной продукции.
Отдельные системы сертификации однородной продукции могутобъединяться в единую, более крупную систему, все звенья которойруководствуются едиными принципами и документами, что не исклю­чает возможностиучета специфики отдельных систем в их руководя­щих документах. Системаобязательной сертификации является имен­но такой объединяющей системой.
Системы сертификации подлежат государственной регистрации вустановленном порядке.
Для подтверждения соответствия сертифицированной продукцииустановленным требованиям предусмотрен сертификат соответствия -документ,выданный по правилам системы сертификации.
Обязательной составной частью сертификата соответствия явля­етсясертификат пожарной безопасности.
Порядок организации и проведения сертификации продукции иуслуг в области пожарной безопасности определяется Государствен­нойпротивопожарной службой федерального органа исполнительной -власти в областивнутренних дел по согласованию со специально упол­номоченным федеральным органомисполнительной власти в области сертификации.
Для маркировки продукции и услуг применяются знаки соответ­ствия- зарегистрированные в установленном порядке знаки, кото­рым по правилам,установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствиемаркированной ими продукции уста­новленным требованиям.
Порядок государственной регистрации знаков соответствия уста­навливаетсяспециально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти в областисертификации.
Правила применения знаков соответствия устанавливаются конк­ретнойсистемой сертификации в соответствии с правилами, устанав­ливаемыми специальноуполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти в областисертификации.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмот­ренныхзаконодательными актами РФ.
При обязательной сертификации действие сертификата и знакасоответствия распространяется на всей территории Российской Фе­дерации.
Организация и проведение работ по обязательной сертификациивозлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных спе­циальноуполномоченным федеральным органом исполнительной вла­сти в областисертификации, законодательными актами Российской Федерации в отношенииотдельных видов продукции, могут быть воз­ложены на другие федеральнымиорганами исполнительной власти.
Формы обязательной сертификации продукции устанавливаютсяГосстандартом России либо другими государственными органами управленияРоссийской Федерации, уполномоченными на то в соот­ветствии сзаконодательством, с учетом сложившейся международ­ной и зарубежной практики.
Подтверждение соответствия может также проводиться посред­ствомпринятия изготовителем (продавцом, исполнителем) деклара­ции о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в которомизго­товитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая(продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечнипродукции, соответствие которой может быть подтвер­ждено декларацией осоответствии, требования к декларации о соот­ветствии и порядок ее принятияутверждаются Правительством Рос­сийской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке,регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне ссертификатом.
Участниками обязательной сертификации являются федеральныеорганы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательнойсертификации, органы по сертификации, испытатель­ные лаборатории (центры),изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органысистем сертификации, опре­деляемые в необходимых случаях для организации икоординации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работы по обязательной сертифика­цииорганизации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,если они не являются изготовителями (продав­цами, исполнителями) ипотребителями (покупателями) сертифици­руемой ими продукции, при условии ихаккредитации в установлен­ном порядке и наличии лицензий на проведение работ пообязательной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­нойвласти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительнойвласти, на которые законодательными акта­ми РФ возлагаются организация ипроведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:
· создают системы сертификации однородной продукции и устанавливаютправила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
· осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукциитребованиям нормативных документов (формы сертификации);
· определяют центральные органы систем сертификации;
· аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории(центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ(лицензии на проведение определенных видов работ);
· ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
· устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаковсоответствия и результатов испытаний;
· устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий напроведение работ по обязательной сертификации;
· осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливаютпорядок инспекционного контроля соблюдения правил сер­тификации и засертифицированной продукцией;
· рассматривают апелляции по вопросам сертификации.
Центральные органы в структуре создаваемых систем сертифи­кациипредусматриваются в тех случаях, когда более крупная систе­ма объединяетнесколько систем либо, когда система имеет большое количество участников сертификациии обширную номенклатуру про­дукции.
Центральные органы возглавляют систему сертификации и выпол­няютотдельные функции государственных органов: организуют рабо­ту в системе икоординируют деятельность всех участников, устанав­ливают правила процедурысертификации и управления системой, рассматривают жалобы заявителей(хозяйствующих субъектов) на не­правильные действия органов по сертификации ииспытательных цен­тров, аккредитованных в данной системе. Непосредственноработу по сертификации центральный орган, как правило, не осуществляет.
Решения центральных органов систем сертификации по апелля­цияммогут быть обжалованы в соответствующий орган государствен­ного управления.
Под апелляцией прежде всего следует понимать жалобу заявите­ляна действия органа по сертификации или испытательной лабора­тории, нарушающиеправила, установленные в данной системе, либо законодательство, в результатечего ущемляются права и интересы заявителя.
Это могут быть жалобы на необоснованный отказ в выдаче сер­тификата,финансовые нарушения и т.п.
Закон не регламентирует права государственного органа по ре­зультатамрассмотрения апелляции. Очевидно, эти права могут быть определены исходя изправовой природы отношений между органом управления и участниками сертификации.
Орган государственного управления, выступающий в качествесоздателя системы сертификации, выдает разрешение — лицензию на выполнениеопределенных работ. При нарушении органом по серти­фикации или испытательнойлабораторией условий выдачи лицензии, установленном в результате рассмотренияжалобы, действие лицен­зии может быть приостановлено или аннулировано.
Документ «Требования к органу по сертификации и порядок егоаккредитации», действующий в системе ГОСТ Р, предусматривает возможностьобжалования решения Госстандарта России в комиссию по апелляциям приГосстандарте России. Аналогичное право имеют и испытательные лаборатории.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных цент­ровсистем сертификации осуществляется по специальной програм­ме и в порядке, установленномгосударственным органом при созда­нии системы сертификации в соответствующихправилах.
При положительных результатах аккредитации государственныйорган выдает лицензию (разрешение) на проведение определенных видов работ(выдача сертификата или результатов испытания опреде­ленных видов продукции).Правила аккредитации и выдачи лицен­зий устанавливаются в каждой системеобязательной сертификации.
Орган по сертификации, являясь основным рабочим органомсисте­мы сертификации, непосредственно организующим всю работу по под­тверждениюсоответствия продукции требованиям государственных стан­дартов по безопасности,осуществляет следующие виды деятельности:
· проводит идентификацию продукции и услуг, представленных длясертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;
· сертифицирует продукцию и услуги, выдает сертификаты и лицензиина применение знака соответствия;
· осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль засертифицированной продукцией, услугами.
· приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
· предоставляет заявителю по его требованию необходимую информациюв пределах своей компетенции.
Орган по сертификации и его руководители несут юридическуюответственность за нарушение правил сертификации.
Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в уста­новленномпорядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные видыиспытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащейобязательной сертификации и реализуемой на территории Россий­ской Федерации,обязаны:
· реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата,выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации осоответствии, принятой в установленном порядке;
· обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услуг только приналичии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
· обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услугтребованиям нормативных документов, на соответствие которым они былисертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;
· указывать в сопроводительной технической документации сведения осертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которымдолжны соответствовать услуги, и обеспечивать доведение этой информации допотребителя (покупателя, заказчика);
· приостанавливать или прекращать реализацию продукции, услуг, еслиони не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которымсертифицированы или подтверждены декларацией о соответствии, по истечении срокадействия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции,срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено илиотменено решением органа по сертификации;
· обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочийдолжностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукциии контроль за сертифицированной продукцией;
· извещать орган по сертификации в установленном им порядке обизменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесспроизводства сертифицированной продукции.
Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовите­лями(продавцами, исполнителями), испытательными лаборатория­ми (центрами), органамипо сертификации правил обязательной сер­тификации и за сертифицированнойпродукцией осуществляется Госстандартом России, иными специальноуполномоченными госу­дарственными органами управления РФ в пределах ихкомпетенции.
Непосредственный государственный контроль и надзор за соблю­дениемправил сертификации и сертифицированной продукцией про­водится должностнымилицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдениемобязательных требований государ­ственных стандартов. Указанные должностные лицаосуществляют го­сударственный контроль и надзор за соблюдением правил посертифи­кации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях,установленных Законом РФ «О стандартизации».
Юридические и физические лица, а также органыгосударственного управления, виновные в нарушении правил обязательнойсертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную,ад­министративную либо гражданско-правовую ответственность.
В настоящее время осуществляется переход от обязательной сис­темысертификации к добровольной.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите­лей(изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде­ния соответствияпродукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и другихдокументов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договорамежду заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязатель­нойсертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Добровольная сертификация осуществляется органами по добро­вольнойсертификации, входящими в систему добровольной сертифи­кации, образованнуюлюбым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствияв специально уполномоченном фе­деральном органе исполнительной власти в областисертификации в ус­тановленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридичес­коелицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а так­же юридическое лицо,взявшее на себя функции органа по доброволь­ной сертификации на условияхдоговора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
· осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а такжена условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знакасоответствия;
· приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной серти­фикации,устанавливает правила проведения работ в системе серти­фикации, порядок оплатытаких работ и определяет участников сис­темы добровольной сертификации.
Добровольная сертификация может проводиться также в системеобязательной сертификации, если это предусмотрено правилами дан­ной системы ипри наличии в ней зарегистрированного в установлен­ном порядке знакасоответствия добровольной сертификации.
Предметом добровольной сертификации могут быть:
· продукция производственно-технического назначения, товарынародного потребления, работы и услуги, не включенные в перечень продукции,подлежащей обязательной сертификации;
· продукция производственно-технического назначения, товарынародного потребления, работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, — по показателям, не относящимся к обеспечению безопасности;
· продукция, товары, работы и услуги в государственных стандартах,на которые отсутствуют требования по безопасности.
Формы добровольной сертификации конкретной продукции оп­ределяютсяпо предложению заявителя с согласия органа по серти­фикации и фиксируются вдоговоре.
В постановлении Правительства Российской Федерации «О вне­сенииизменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сер­тификации, переченьработ и услуг, подлежащих обязательной серти­фикации, и в перечень продукции,соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» от 29апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг, подлежащихобязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги туропера­торови турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не обязательной, адобровольной сертификации.
Гражданское законодательство определяет правовое положениеучастников гражданского оборота, основания возникновения и поря­докосуществления права собственности и других вещных прав, ис­ключительных прав нарезультаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности),регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные исвязанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, ав­тономииволи и имущественной самостоятельности их участников.
Гражданское законодательство регулирует отношения между ли­цами,осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя изтого, что предпринимательской является са­мостоятельная, осуществляемая на свойриск деятельность, направ­ленная на систематическое получение прибыли отпользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном за­коном порядке.
Общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются в соот­ветствии сКонституцией Российской Федерации составной частью правовой системы РоссийскойФедерации.
Международные договоры Российской Федерации применяются котношениям, указанным в ГК РФ непосредственно, кроме случаев, когда измеждународного договора следует, что для его применения требуется изданиевнутригосударственного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, пре­дусмотренныхзаконом и иными правовыми актами, а также из дей­ствий граждан и юридическихлиц, которые хотя и не предусмотрены законом или подобными актами, но в силуобщих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские праваи обя­занности. В соответствии с этим гражданские права и обязанностивозникают:
1.  издоговоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иныхсделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему:
2.  из актовгосударственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотренызаконом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3.  изсудебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4.  врезультате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5.  врезультате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений ииных результатов интеллектуальной деятельности;
6.  вследствиепричинения вреда другому лицу;
7.  вследствиенеосновательного обогащения;
8.  вследствиеиных действий граждан и юридических лиц;
9.  вследствиесобытий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступлениегражданско-правовых последствий.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации,возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное неустановлено законом.
Согласно ст. 12 защита гражданских прав осуществляетсяпутем:
· признания права;
· восстановления положения, существовавшего до нарушения права, ипресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
· признания оспоримой сделки недействительной и примененияпоследствий ее недействительности, применения последствий недействительностиничтожной сделки;
· признания недействительным акта государственного органа илиоргана местного самоуправления;
· самозащиты права;
· присуждения к исполнению обязанности в натуре;
· возмещения убытков;
· взыскания неустойки;
· компенсации морального вреда;
· прекращения или изменения правоотношения;
· неприменения судом акта государственного органа или органа местногосамоуправления, противоречащего закону;
· иными способами, предусмотренными законом.
Заключение
В силу своего географического положения Россия не является ине может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнегопляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциалстраны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а такжесовершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранныхтуристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.
Это является основанием для более четкой направленности иболее агрессивного маркетинга по основным направляющим странам, включая впервую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотнопостроенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющихтуристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходнойсоставляющей всей туристской сферы России.
Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны,если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартамуровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен грамотный икомплексный подход к лицензированию и сертификации туристской деятельности.
В ближайшем будущем количество туристских компаний,выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится (отдельноелицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к увеличениюконкуренции между ними, поэтому туристским организациям целесообразнообъединять усилия и капиталы.
Детальное проведение лицензирования и сертификации будетспособствовать более полному удовлетворению запросов современного потребителя кпредлагаемому ему турпродукту, который в настоящее время избалован изобилиемпредложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий,активен и самостоятелен.
Список литературы
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: АспектПресс, 2001.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – М.:Финансы и статистика, 2000.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый дом«Герда», 2000.
4. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме. – М.: Финансы истатистика, 2003.
5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.:Финансы и статистика, 2000.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание,2002.
7. Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 1998.
9. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. –М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
11. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. – М.:Финансы и статистика, 2000.
12. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина,Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000.
13. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89,1997.
15. Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: Инфра-М, 1996.
16. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. –М.: Инфра-М, 1998.
17. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансыи статистика, 2003.

Министерство образования РФ
Санкт-Петербургскийгосударственный инженерно-экономический университет/>КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент в туризме»на тему: «Лицензирование и сертификация
в туризме»
Выполнила:
***************************
***************************
Проверила:
КолодезнаяИ.В.
филиал г. Белгород
/>2003/2004 учебный год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Что любят СМИ
Реферат Выбор современной российской женщины семья или карьера на примере студенток и преподавателей
Реферат Япония страна чудес
Реферат Задачи и основные направления деятельности прокуратуры
Реферат Формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Реферат Налоговые реформы Российской Федерации
Реферат Юридический факт и правоотношения
Реферат У истоков новой педагогики: создание и деятельность 2-го МГУ в 1917-1930 гг.
Реферат Порівняльна характеристика українського роздрібного ринку з європейським та тенденції його розвитку
Реферат Организация обслуживания по месту работы
Реферат Полиуретановые материалы
Реферат Анализ и поиски путей совершенствования работы предприятия Фортуна
Реферат Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах
Реферат Концепция Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера земли" и ее значение в развитии философии истории
Реферат Державне регулювання розвитку книговидання в Україні