Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Лечебное плавание

Введение
 
Плавание является универсальным средством разностороннего во здействияна организм человека. Оно способствует укреплению здоровья: значительноулучшает функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показателифизического развития, способствует привитию прикладных навыков, закаливаниюорганизма и одновременно это одно из эффективных средств в комплексномконсервативном лечении больных сколиозом. Уже давно для людей страдающихсколиозом, в бассейне проводится лечебное плавание, накоплен опыт и изучена егоэффективность.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительноуменьшается вес тела, снижается асимметричная работа паравертебральных мышц засчет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия длявыполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тел позвонков,улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Необходимостьпреодоления сопротивления воды при движении во время выполнения плавательныхупражнений является средством укрепления и развития паравертебральных мышц ивсего опорно-двигательного аппарата ребенка, совершенствования координациидвижений, воспитания ощущения правильной осанки тела. Горизонтальное положениетела в воде во время плавания, равномерное давление воды на кожу, еемассирующее действие вызывает (повышенный обмен веществ, активизирует жизненныефункции организма, увеличивает частоту сердечных сокращений и улучшает легочнуювентиляцию. Лечебное плавание рекомендуется всем детям, страдающимсколиотической болезнью, кроме тех, у которых имеются обычные противопоказанияпо соматическим заболеваниям.
Плавание — вид спорта; методпрофилактики и лечения различных заболеваний. Различают плавание. наповерхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) иподводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др.В спортивном плавании. наиболее популярны четыре способа — кроль на груди ина спине, брасс, дельфин (баттерфляй).

Лечебное плавание
Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры,особенностью которой является одновременное воздействие на организм человекаводы и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа вособых, непривычных для человека, условиях водной среды является важнымкомпонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие воднойсреды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом.Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенныхчеловеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмовдвижения. Кроме того, преодоление сопротивления более плотной, чем воздух, средытребует больших усилий. Таким образом, облегчение (за счет уменьшения весатела) статических положений, а также медленных, плавных движений в водесочетается со значительным силовым напряжением для преодоления повышенногосопротивления среды при быстрых движениях. Влияние температуры воды, являющейсяосновным фактором разнообразных водолечебных процедур, имеет большое значение идля создания оптимальных условий проведения физических упражнений в воде. Приразнообразных движениях больной может переносить более низкие температуры воды(закаливающий эффект). Проведение занятий в более теплой воде (близкой ктемпературе тела) способствует существенному снижению рефлекторной возбудимостии спастичности мышц, а также уменьшению болевого синдрома. Имеет значение ихимическое действие водной среды, особенно при проведении занятий в бассейнах сминеральной и морской водой. Для правильного и дифференцированного применениялечебного плавания. необходимо учитывать комплексное влияние всех перечисленныхфакторов на организм в целом, а также на его органы и системы.
Основными показаниями к проведению лечебного плавания.являются: повреждения и заболевания нервной системы; травмы и заболеванияопорно-двигательного аппарата, состояния после оперативных вмешательств;заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни органов дыхания, пищеварения,эндокринные заболевания, нарушения обмена веществ и др. При показаниях клечебному применению физических упражнений в воде вопросы выбора той или инойметодики и допустимого уровня нагрузки решают индивидуально, с учетом характеразаболевания, возраста больного, его общего состояния, уровня физическойподготовленности, в частности умения держаться на воде. Однако если больной неумеет плавать, это не является противопоказанием для назначения процедур вбассейне.
Занятия лечебным плаванием должны проводиться в строгомсоответствии с дидактическими принципами, а именно:
— последовательности, т.е. за счет освоения и выполненияпростых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (отпростого к сложному);
— постепенности, характеризующимся постепенным увеличениемнагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых восновном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционногометодов;
— систематичности, обуславливающим систематический характерзанятий — не менее трех раз в неделю, для формирования двигательного навыка,укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств,совершенствования плавательной подготовленности занимающихся; — доступности,указывающим на то, что упражнения должны быть легковыполнимыми и несложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностьюреализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый долженполучить удовлетворение от достигнутого на занятии лечебным плаванием;
— наглядности, демонстрирующим правильность выполнениятехники изучаемых упражнений преподавателем, а также грамотное использованиеметода рассказа и показа на подобных занятиях;
— индивидуализации, выдвигающим требования учетаиндивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а такжеплавательной подготовленности занимающихся;
— всесторонности, направленном на комплексное воздействиелечебного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организмазанимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.
Противопоказаниями к занятиям физическими упражнениями в водеслужат наличие открытых ран, гранулирующих поверхностей, трофических язв;заболевания кожи (экзема, грибковые и инфекционные поражения); заболевания глаз(конъюнктивит, блефарит, кератит) и ЛОР-органов (гнойные отиты и др.); состоянияпосле перенесенных инфекционных болезней и хронической инфекции; трихомоноз;корешковые болевые синдромы, плекситы, невралгии, невриты в стадии обострения;острые респираторные вирусные инфекции; недержание мочи и кала, наличие свищейс гнойным отделяемым, обильное выделение мокроты; туберкулез легких в активнойстадии; ревматические поражения сердца в стадии обострения; декомпенсированныезаболевания сердечно-сосудистой системы и др.
Для занятий лечебным плаванием наиболее комфортной являетсятемпература воды 28—32°. При назначении процедур лицам с заболеваниямиопорно-двигательного аппарата и некоторыми заболеваниями нервной системытемпература воды может быть и более высокой (35—37°). Вода в бассейнах должнаудовлетворять требованиям. предъявляемым к питьевой воде. Фильтр следуетпромывать не реже 1 раза в сутки. Полностью воду сливают каждые 5—7 дней.Ежедневно производят дезинфекцию полов, стен, оборудования бассейна растворомхлорамина.
К занятиям в бассейне допускаются лица, прошедшие медосмотр.В процессе занятий любым видом плавания (особенно для оценки реакций организмабольных на дозированную мышечную работу в условиях водной среды) пользуютсяразличными приемами и методами исследования, входящими в систему врачебногоконтроля. При общем наружном осмотре особое внимание обращают на состояниекожи, особенно стоп (в частности, межпальцевых промежутков), кожных складок,волосистых участков с целью выявления грибковых поражений, гнойничковыхзаболеваний, экземы и других дерматозов. Кроме того, осматривают глаза дляопределения состояния конъюнктивы, уши с целью выявления дефектов барабаннойперепонки и пр. Общий наружный осмотр предполагает выявление дефектовтелосложения, пороков осанки, деформации позвоночника, что особенно важно дляназначения корригирующих упражнений и выбора их методики. Все занимающиеся П.перед входом в ванну бассейна принимают гигиенический душ, тщательно моются смылом без купальных костюмов. После выхода из бассейна душ принимают вторично(кратковременный, 1—2 мин, температура 33—35° с постепенным снижением до24—20°).
Инструктаж о правилах внутреннего распорядка в бассейне припроведении лечебного или оздоровительного плавания проводят врач, сделавшийназначение, и методист ЛФК. При этом необходимо выяснить, умеют ли больныеплавать (с неумеющими плавать допустимы лишь индивидуальные занятия). МетодистуЛФК и матросу-спасателю вменяется в обязанность немедленное личное участие вспасении утопающего и оказание первой помощи пострадавшему.Групповые ииндивидуальные занятия лечебным и оздоровительным П. проводятся подруководством методиста ЛФК и контролем врача. В процессе занятий необходим самоконтроль.
В лечении сколиоза плаванием основными задачами являются:воспитание и закрепление навыков правильной осанки; создание физиологическихпредпосылок для восстановления правильного положения тела; возможной коррекцииначальной деформации позвоночника; улучшение координации движений; формированиемышечного корсета; нормализация физиологии сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем; приобретение навыков плавания; обучение правильному дыханию; коррекцииплоскостопия; закаливания, в конечном итоге — стабилизация динамикипатологического процесса. Плавание обладает полезными свойствами по отношению ксердечно-сосудистой системе. Это одна из многих форм водных упражнений, которыезаставляют работать весь организм. Благодаря своей выталкивающей силе, водапредохраняет суставы. Водные упражнения особенно хороший выбор для людей сизбыточным весом, физическая активность которых ограничивается вследствиетравматизма и других физических ограничений. Плавание так же достаточнобезопасно для людей старшего возраста и беременных женщин. Плавание задействуетбольшую мышечную массу нашего тела, чем большинство физических упражнений.Работает как нижняя так и верхняя части тела, в отличие от езды на велосипеде идругих видов активности (например, теннис), в которых участвуют только ноги.Плавание это аэробная форма физической нагрузки. Доказано, что плаваниеоказывает влияние на чувствительность к инсулину, что приводит к снижению рискадиабета. Плавание улучшает и ряд других показателей, таких как кровяноедавление. Оно хорошо развивает гибкость. Таким образом, это один из лучшихвидов физической активности. У плавания имеется только один недостаток — оно несовсем хорошо сохраняет массу костной ткани.
Лечебное дозированное плавание включает разнообразныекомплексы специальных физических и плавательных упражнений, использованиеразличных стилей плавания и их элементов. Применение асимметричного стиляплавания в ластах (в зависимости от неодинаковой длины конечностей с различнойдлиной ласта), плавание со специальными лопаточками на кистях и т.д. Особоевнимание придается сохранению позы коррекции при выполнении всех упражнений.Для увеличения экскурсии грудной клетки, диафрагмы, функциональногосовершенствования основной и вспомогательной дыхательной мускулатурыприменяются разнообразные дыхательные упражнения в воде. В программудозированного плавания также включается проплывание отрезков с повышеннойскоростью и ныряние в длину. Занятия по лечебному плаванию часто проводятся ввиде игр, что придает им эмоциональную окраску. Методика проведения лечебногоплавания подробно описана в книге Г.В.Полеся и Г.Т.Петренко Лечебное плаваниепри нарушении осанки и сколиозе у детей» и принята за основу во многихсанаторных учереждениях для больных сколиозом.
При выборе методики индивидуальной методики лечебного плавания присколеозе следует принимать во внимание локализацию и величину искривления,степень тренированности мышечной системы, возраст. Огромное значение имееттакже дозирование лечебного плавания — при перегрузке больного — можно получитьотрицательные результаты
Основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей (у взрослыхтоже, но если в диагнозе исключены межпозвоночные грыжи) является брасс нагруди с удлинённой паузой скольжения, во время которой позвоночник максимальновытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевойпояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению,движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Возможностиувеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза,крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле минимальны.
При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во времягребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике идвижения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающиемобильность позвоночника и скручивающий момент. Поэтому в чистом виде этиспособы не могут применяться в лечебном плавании при сколиозе.
Однако кроль – наиболее физиологически приближен к ходьбе, и снего начинается обучение плаванию.
При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль(для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).
При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифозаимеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести взанятия работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без выноса рук из воды. Нестоит забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. Встиле баттерфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соединенывместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание впоясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим присколиозе).
При выраженном увеличении грудного кифоза желательно отдаватьпредпочтение плаванию стилем брасс на спине.
При подборе плавательных упражнений обязательно учитываетсястепень сколиоза.
При сколиозе I степени используются только симметричные плавательныеупражнения: брасс на груди, удлинённая пауза скольжения, кроль на груди дляног.
При сколиозе II – III степени задача коррекции деформации вызываетнеобходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позекоррекции (после освоения техники брасс на груди) должно занимать не меньшеполовины времени занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороныдуги позвоночника.
При IV степени сколиоза на первый план – так же, как и при выполнении позйоги — выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состоянияорганизма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.В связи с этим используются, как правило, симметричные исходные положения.Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Однако для тренировкисердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимоиндивидуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростныхотрезков. Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у техдетей (и взрослых), у которых почти постоянным симптомом являетсянестабильность позвоночника (большая разница между углом искривленияпозвоночника, определяемым по рентгенограмме в положении лёжа и стоя, требует максимальногоисключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении ивращений позвоночника).
Для людей со сколиозом II – III степени подбирается исходноеположение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.
Так, при грудном типе сколиоза для снижения компрессии с вогнутойстороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса:рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперёд (и фиксируетсяна пенопластовой доске).
При поясничном и грудопоясничном типе для коррекции дуги могутбыть использованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: приплавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза надоске.
При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами(грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.
При подборе плавательных упражнений учитывается и деформацияпозвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз): при плоской спине нерекомендуется плавание на ней, а при кифозе следует больше плавать на спине.
При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладываютпенопластовую доску.

Заключение
 
Лечебное плавание включает разнообразные комплексы специальныхфизических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания иих элементов. Применение асимметричного стиля плавания в ластах (в зависимостиот неодинаковой длины конечностей с различной длиной ласта), плавание соспециальными лопаточками на кистях и т.д. Особое внимание придается сохранениюпозы коррекции при выполнении всех упражнений. Для увеличения экскурсии груднойклетки, диафрагмы, функционального совершенствования основной и вспомогательнойдыхательной мускулатуры применяются разнообразные дыхательные упражнения вводе. В программу дозированного плавания также включается проплывание отрезковс повышенной скоростью и ныряние в длину. Занятия по лечебному плаванию частопроводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску. Методикапроведения лечебного плавания подробно описана в книге Г.В.Полеся иГ.Т.Петренко «Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей» ипринята за основу во многих санаторных учереждениях для больных сколиозом.

Литература
1.  .: Булатова М.М.,Сахновский К.П. Плавание для здоровья. Киев, 1988;
2.  Каптелин А.Ф.,Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии, М., 1986;
3.  Полеся Г.В.,Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей,Киев, 1980


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.