ВВЕДЕНИЕ
Лечебная физическая культура (ЛФК) –это применение различных средств физкультуры для лечения и профилактикинекоторых заболеваний. Она способствует восстановлению здоровья иработоспособности.
ЛФК стимулирует восстановлениенарушенных функций органов движения кровообращения, пищеварения, оказываетнормализующее действие на состояние центральной нервной системы. Онаспособствует совершенствования адаптационных систем организма и предупреждаетявления гиподинамии.
Основным средством ЛФК являютсяспециально подобранные, дозированные физические упражнения. Существуютиндивидуальный и групповой методы проведения ЛФК. Отдельным больным даютзадания для самостоятельных занятий некоторыми видами ЛФК. Самостоятельныезанятия предусматривают многократные повторения больными в течение дняспециальных упражнений. Основными формами ЛФХ являются утренняя гигиеническаягимнастика, лечебная гимнастика, терренкур (лечебная ходьба), занятия натренажерах, дозированный бег, спортивные игры. Для большинства людей каждыйдень должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики. Она является однимиз действенных факторов лечения и восстановления здоровья и помогает быстроперейти из состояния сна к состоянию бодрствования.
Во многих центрах в системе ЛФК используются различныетренажеры. Включение этих аппаратов повышает тонус пациентов к лечебнымфизическим тренировкам и дает возможность строго дозировать индивидуальныенагрузки. Занятия с тренажерами активизируют обмен веществ, повышаютэнергозатраты, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем,укрепляет и развивает скелетную мускулатуру. Многие пациенты продолжают занятияс тренажерами в домашних условиях, сделав их частью своего здорового образажизни, привлекая к этим занятиям членов семьи.
Физические упражнения с тренажерамирекомендуются с лечебной и оздоровительной целью для предупреждениягиподинамии, как здоровым, так и больным людям с различным уровнем физическойтренировки и различного возраста.
1.АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира,что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортныхпотоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановкии другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческихзнаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшегопрофессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственногоэкспертного совета по государственным образовательным стандартам ГоскомвузаРоссии от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностейвысшего профессионального образования новая специальность N 022500 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья(Адаптивная физическая культура)» (приказ № 1309 от 24.07.96).
Как видно из названия специальности, ее ядро — «Теория и методика адаптивной физической культуры», котораябазируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся поотношению к новой родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплиныобъект познания и преобразования в адаптивной физической культуре — нездоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще разподчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физическойкультуры будет осуществляться именно с той категорией населения, котораяутратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую –навсегда.
Все это требует значительной, а иногда принципиальнойтрансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач,принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов)базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культурыкатегории занимающихся. Отсюда название — «адаптивная физическая культура».
По сложившейся в нашем обществе системемировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями всостоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социальногообеспечения, образования, но не физической культуры.
Она же была ориентирована на здоровых или (какисключение) на временно утративших те или иные функции, а что касается наиболееразвитого как в теоретическом, так и в практическом аспекте раздела данноговида культуры — спорта, то он вообще предусматривает активную деятельность слицами не просто здоровыми, но и моторно-одаренными. Причем попасть в числопоследних было крайне трудно, так как в каждом виде спорта действовала довольножесткая система отбора перспективных спортсменов.
Сказанное позволяет заключить, что в России высшеепрофессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющембольшинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены,а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одареннымидетьми и взрослыми.
В силу целого ряда объективных условий и субъективныхфакторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которойсравнительно недавно зародилось самостоятельное направление — реабилитация. ВЭнциклопедическом словаре медицинских терминов она определяет ся как«комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий,направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма,также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов»[1]. Как видноиз определения, в понятие «реабилитация» входят функциональноевосстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление кповседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.Соответственно различают три основных вида реабилитации: медицинскую,социальную, (бытовую) и профессиональную (трудовую).
Важно отметить, что медицинская реабилитация включаетв себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного,и психическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации илипереквалификации[2]. При этом до настоящеговремени существуют различия в понимании сущности реабилитации теми или инымиспециалистами-медиками…
Таким образом, в отличие от адаптивной физической культурымедицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановлениенарушенных функций организма, а не на максималь ную самореализацию человека вновых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большейактивности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства,так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскуютехнику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не наестественные факторы — движение, здоровый образ жизни, рациональное питание,закаливание и др.
Правда, в последнем руководстве для врачей по лечебнойфизической культуре (ЛФК) в системе медицинской реабилитации[3]признается, что движение является важнейшим естественнобиологическимстимулятором организма, который стал первейшей потребностью современногочеловека.
Адаптивную физическую культуру нельзя сводить только клечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столькосредством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм,составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся врезультате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательнаярекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачимаксимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательнойили рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение,активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Если проанализировать современные технологииРоссийского института профилактической медицины — одного из лидеров данногонаправления: ингаляция различных лекарственных и растительных препаратов,гало-, аэрофито-, аэроионо-, фитотерапия; музыкальная, аудиовизуальная терапия;диетотерапия; биосауны; гидромассаж; солярий и другие, — то станет вполнеочевидной их эколого-медицинс кая направленность.
Для рассмотрения философии адаптивной физическойкультуры необходимо преодолеть терминологические трудности, возникающие прииспользовании упоминавшихся ранее понятий «здоровье» и«инвалид». Не имея возможности подробно освещать эту достаточносложную проблему, ограничимся тем, что введем понятие«жизнеспособность» (жизненность, жизнестойкость, жизнеактивность),под которым будем понимать все уровни бытия человека: от минимальногообеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека(установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии).
Потеря инвалидом жизнеспособности означает его смерть,а пока человек, даже с помощью медицинской аппаратуры, реализует витальныепроцессы, он имеет какое-то (хоть и минимальное) количество жизнеспособности.Одной из градаций жизнеспособности является состояние здоровья, которое, в своюочередь, тоже делится рядом авторов[4],[5] на последовательные уровни.
Таким образом, жизнеспособность позволяет любомучеловеку (здоровому, больному, инвалиду) в различной степени осуществлять своибиологические и социальные функции.
Такое разведение понятий «здоровье» (втрактовке ВОЗ) и «жизнеспособность» позволяет сформулировать цели ипринципы адаптивной физической культуры (ее философию).
Цель адаптивной физической культуры как видафизической культуры может быть определена так: максимально возможное развитиежизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья,за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой иимеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристики духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качествесоциально и индивидуально значимого субъекта.
Адаптивное физическое воспитание(образование). Содержание адаптивного физическоговоспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей сотклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно ипрофессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкогокруга основных физических и специальных качеств, повышение функциональныхвозможностей различных органов и систем человека; на более полную реализациюего генетической программы и, наконец, на становление, сохранение ииспользование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений)направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливоймолодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысшихрезультатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичныепроблемы со здоровьем.
Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреациинаправлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил,затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба,спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведениедосуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкостичерез удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации,основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта изаинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методови форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительнымитехнологиями профилактической медицины.
Адаптивная двигательная реабилитация.Содержание адаптивной двигательной реабилитациинаправлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенныхфункций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связис основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесенияразличных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений,возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненныхобстоятельств.
Основная задача адаптивной двигательной реабилитациизаключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то илииное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологическиоправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; вобучении их умениям использовать соответствующие комплексы физическихупражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термическиепроцедуры и другие средства.
2.ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯТРАВМА
Черепно-мозговая травма среди прочих поврежденийчеловеческого организма достигает 30-50%. По данным ВОЗ она ежегодно нарастаетна 2%. Актуальность проблемы видна из следующих статистических данных: черезгод после закрытой черепно-мозговой травмы у 81,43% людей обнаруживаются еепоследствия и при этом примерно 20% пострадавших в дальнейшем не могут приступитьк нормальной трудовой деятельности. Эта неутешительная статистика заставляетуделять максимальное внимание профилактике и лечению черепно-мозговой травмы улюдей.
Черепно-мозговая травма являетсяглавной причиной смертности среди молодых людей. Возникающие после первичногоповреждения головного мозга патофизиологические изменения приводят к вторичнымповреждениям. Предрасполагающие факторы, такие как гипоксия, гиперкарбия игипотония лишь усугубляют выраженность этих изменений. Интенсивная терапия причерепно-мозговой травме преследует цель не допустить вторичного поврежденияголовного мозга. Все анестезиологические препараты и методики проведенияанестезии нарушают внутричерепную гемо- и ликвородинамику. Лечебныемероприятия, проводимые с учетом патофизиологических сдвигов, значительноулучшают исход при черепно-мозговой травме.
Причина черепно-мозговой травмы частозависит от возраста человека. Так преобладающими причинами несчастных случаев удетей грудного и ясельного возрастов является падение со стола для пеленания,из кроватки, коляски, с рук родителей, Падение с большей высоты болеехарактерно для детей дошкольного возраста — из окон, с лестниц, деревьев, крыш.С увеличением возраста нарастает частота спортивного травматизма. Травмы у мальчиковнаблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Это объясняется своеобразнымвоспитанием первых, большим их озорством, «геройстве» и интересам кмашинам и технике. Возраст определяет уровень сознания и, следовательно,поведения. Вследствие этого люди различных возрастных групп в разной степениподвержены травматизму.
Черепно-мозговаятравма является основной причиной инвалидности и смертности у молодых людей.Подсчитано, что в Соединенных Штатах черепно-мозговая травма встречается счастотой 200 случаев на каждые 100,000 человек населения в год.Каждыйгод примерно 500,000 человек получают серьезную черепно-мозговую травму, причемиз них 450,000 попадают в стационар и 50,000 умирают до того, как попадают вбольницу. Среди тех 450,000 человек, которые направляются в стационар, случаизначительной утраты трудоспособности отмечаются примерно у 100,000 человек вгод. Черепно-мозговая травма чаще всего встречается у молодых людей в возрастеот 15 до 24 лет. По статистике мужчины получают такой вид травмы в два-три разачаще женщин во всех возрастных группах. Более 50% всех случаев черепно-мозговойтравмы и 70% смертельных исходов при черепно-мозговой травме приходится на долюдорожно-транспортных происшествий. В густонаселенных городах применениеогнестрельного оружия определяет большой процент случаев черепно-мозговойтравмы. Второй основной причиной является падение с высоты. Более чем у 50%пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой отмечаются множественныеповреждения, которые приводят к значительной потере крови, системной гипотониии гипоксии.
Прогноз при тяжелой черепно-мозговой травме во многомзависит от своевременности первой медицинской помощи. Лечебные мероприятияначинаются обычно на месте происшествия или в машине скорой помощи (отсюда яснароль специализированной бригады). Людей с черепно-мозговой травмойцелесообразно направлять в специализированные нейрохирургические илитравматологические стационары, где возможно всестороннее обеспечениеадекватного лечения.
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
Вся черепно-мозговая травма делится на открытую изакрытую. К первой относятся те повреждения, когда ранение мягких тканейголовы проникает глубже апоневроза. Дном этой раны служит надкостница иликость. Открытое повреждение нередко сопровождается переломами костей свода илиоснования черепа и тогда дном раны служит твердая мозговая оболочка. В случаеее ранения повреждение уже называется проникающим. Иными словами, инфекциялегко проникает не только в полость черепа, но достигает мозга. Возникаетугроза инфицирования, что резко утяжеляет течение травматической болезни мозга.Закрытой травмой головного мозга считают случаи с отсутствием ран на головеили с поверхностными ранами не глубже апоневроза.
В свою очередь закрытая травма делится на сотрясениеголовного мозга (без деления на степени), ушиб легкой, средней и тяжелойстепеней и, наконец, сдавление мозга. Последнее, как правило, бывает на фонеушиба и крайне редко без него. Причинами сдавления мозга чаще всего бываетвнутричерепная гематома, но сдавить мозг могут и отломки черепа при такназываемом вдавленном переломе. Сотрясение головного мозга и его ушиб легкойстепени объединяются под общим названием легкая черепно-мозговая травма.Тяжелые ушибы мозга порою имеют форму диэнцефальную или мезенцефалобульбарную.
2.2 ЛЕЧЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
Лечение черепно-мозговой травмы любой степени тяжестидолжно проводиться в стационаре. Наиболее эффективно его можно организовать внейрохирургическом отделении (специализированная помощь).
Сотрясение головного мозга лечат, прежде всего,покоем. Назначают постельный режим на 10 суток. Человек должен лежать не читая,без магнитофона, плейера и телевизора. Кроме указанных выше препаратов нужноназначить что-нибудь из сосудорасширяющих: ксантинол никотинат или кавинтон,или трентал, или сермион и им подобные в соответствующих возрастных дозах.Медикаментозное лечение длится только в стационаре — 14 дней. Затем человеквыписывается, но еще 2 недели он должен находиться на постельном режиме. Вобщей сложности лечение длится 30 дней. Что же касается питания, то при этомособой диеты не требуется.
Ушиб головного мозга легкой степени — тоже легкаячерепно-мозговая травма и лечится аналогичным способом, но удлиняются сроки иуглубляется медикаментозное лечение. Постельный режим длится 14 дней, а встационаре человек находится 21 день. Амбулаторное лечение после выпискипродолжается еще 30 дней. К фенобарбиталу и димедролу в тех же дозахдобавляются большие дозы витамина В-1 и В-6, которые чередуются через день. Этипрепараты лучше усваиваются при приеме внутрь и принимать их нужно не менеемесяца, таким образом, курс лечения заканчивается уже дома.
Лечение тяжелой черепно-мозговой травмы начинают вмашине скорой помощи. Прежде всего следует побеспокоиться о нормализациидыхания. Для этого освобождают верхние дыхательные пути от крови, слизи ирвотных масс. Если атония мышц дна ротовой полости привела к западению языка — вводят воздуховод. Но если эти мероприятия не нормализуют дыхания и необеспечивают санации верхних дыхательных путей, то уже в больнице в приемномпокое прибегают к интубации трахеи. При необходимости пострадавшего переводят на управляемое дыхание (ИВЛ).
С целью восстановления системного мозговогокровообращения, а следовательно и метаболизма мозга, необходимо нормализоватьартериальное давление.
Профилактика легочных осложнений суммируется изсанации верхних дыхательных" путей вплоть до бронхоскопии, массажегрудной клетки, перемени положения больного в постели не менее 8 раз в сутки,назначению на 1-2 суток антибиотика широкого спектра действия.
Спустя 1-2 суток, если человек остается вбессознательном состоянии его начинают кормить по зонду, введенному в желудок.Пищу вводят дробно 5-6 раз в сутки в виде питательных смесей. Зондовое питаниепродолжается до появления акта глотания, и тогда переходят на кормление сложки.
3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вариабельность форм повреждения больших полушарий иретикулярных структур ствола мозга у людей при закрытой черепно-мозговой травменередко сопровождается серьезными нарушениями дыхания в самых разнообразныхклинических проявлениях, что существенно осложняет течение травматической болезни.Наибольшее число травм отмечается в тех видах спорта, где имеет местоединоборство (бокс, футбол, хоккей), а также в случаях падения (увелосипедистов, мотоциклистов, гимнастов, акробатов, прыгунов на лыжах страмплина и т.п.). По данным разных авторов, почти в 75% случаев страдают черепи важнейшие структуры головного мозга, что ведет к очень серьезным нарушенияммногих функций организма, и в том числе к развитию функциональнойнеполноценности дыхания у пострадавшего.
Известно, что дыхательная функция, обеспечиваемаятрудноразделимой работой дыхания и кровообращения, контролируется сопряженныммеханизмом нервно-гуморальной регуляции и направлена на снабжение тканейкислородом и удаление углекислого газа. Конечный результат дыхания — обеспечение тканевых процессов, создание и накопление энергии дляжизнедеятельности. При закрытых черепно-мозговых травмах одним из ведущихпатогенетических факторов является кислородное голодание — гипоксия, котораянередко обусловлена нарушением внешнего дыхания, особенно если это нарушениецентрального типа вследствие дисфункции дыхательного центра, и зависит от того,какие отделы полушарий и ствола мозга пострадали.
У пациентов с черепно-мозговой травмой могутразвиваться разнообразные формы гипоксии, и ведут они к развитию остройдыхательной недостаточности или неадекватности внешнего дыхания, когда функцияаппарата дыхания не обеспечивает организм необходимым количеством кислорода, апути достижения адекватного газообмена отличаются от естественных.
Лечение пациентов с черепно-мозговой травмойкомплексное в зависимости от формы поражения мозга и направлено в первуюочередь на борьбу с различными проявлениями гипоксии, на регуляцию функцийорганизма, кислотно-щелочного состояния, водно-солевого и других видов обмена.Вместе с тем некоторые методы восстановительного лечения имеют существенныенедостатки, вызывают депрессию дыхания, отрицательно влияют на процессыгомеостаза, подавляют иммунологические процессы, приводят к функциональнойнеполноценности легочного газообмена, не обеспечивают больным необходимую дляданного периода активность. Учитывая положительные и отрицательные стороныпроводимых мероприятий, уместно отметить тот факт, что в системе восстановительноголечения людей с черепно-мозговой травмой до сего времени все еще мало вниманияуделяется использованию средств лечебной физической культуры, и прежде всего наранних этапах реабилитации пострадавших.
Современные достижения в области ЛФК, анализлитературных данных, наблюдения в сфере изучаемых явлений требуют изменениятрадиционно сложившихся сдержанных подходов к режиму ранней активизации у этойкатегории больных.
Физические упражнения в восстановительном лечениилюдей с черепно-мозговой травмой обладают глубокой естественностью ибиологичностью, широким спектром воздействия и возможностью сознательногоучастия больного в процессе лечения, что позволяет предупредить многиеосложнения, недавно считавшиеся неизбежными, борьба с которыми требовалазначительных усилий и времени.
Под наблюдением находились пациенты с нарушениемфункции внешнего дыхания, причиной которого явилась черепно-мозговая травма.
Ранним применением процедур лечебной гимнастики (ЛГ) сиспользованием дыхательных упражнений динамического и статического характерадостигается улучшение легочной вентиляции: условий кровообращения в легочнойпаренхиме, а также периферического кровотока. Контролируются показателигазового состава крови и кислотно-щелочное равновесие, напряжение кислорода вартериальной крови.
Дыхательные упражнения сочетаются с общеукрепляющимикак 1:1, 1:2 и 1:3 с паузами отдыха, что способствует восстановлению функциивнешнего дыхания и общему тонизирующему эффекту на организм пострадавшего[6],[7].
С больными, переведенными на искусственную вентиляциюлегких (ИВЛ), проводится ЛГ с использованием пассивных упражнений, причем ихвыполнение осуществляется методистом ЛФК в такт движения респиратора. Приулучшении общего состояния важно установить у больного способность кспонтанному дыханию без респиратора. Не выключая респиратор, проводят разгерметизацию,после чего предлагают пациенту дышать в ритме аппарата самостоятельно до 2минут, определяя при этом частоту пульса (П), артериальное давление (АД) ичастоту дыхания (ЧД). При положительной реакции больного на нагрузку ивозможность самостоятельно дышать рекомендуют подобные отключения 4-5 раз втечение дня с самостоятельным дыханием до 3 минут, постепенно учащая периодыотключения от аппарата ИВЛ, пока больной не сможет дышать самостоятельнопродолжительное время. В этих условиях возникает возможность использованияактивной дыхательной гимнастики с применением статических дыхательных упражненийс удлиненным выдохом. Этим достигается равномерная и глубокая вентиляция снаименьшими нарушениями легочного кровообращения.
По мере улучшения общего состояния больного инормализации функции внешнего дыхания длительность процедуры ЛГ возрастает,количество повторений упражнений увеличивается, темп ускоряется.
Таким образом, подобные восстановительные мероприятияне только позволяют улучшить функцию внешнего дыхания и снизить число легочныхосложнений, но и создают благоприятные предпосылки для дальнейшей реабилитациибольных с черепно-мозговой травмой на более поздних этапах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание изадачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциалвозможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый изкоторых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере нетолько максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но ивсестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной,бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональнойдеятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни. Показаны цель,содержание и место в системе знаний о человеке адаптивной физической культурыкак нового направления в лечебной физической культуре.
Также выявлено, что травмы и повреждения головногомозга оказывают значительное, если не сказать больше – существенное влияние нажизнь, деятельность и трудоспособность человека. Дано понятие черепно-мозговойтравмы, её классификация и лечение, и физические упражнения, которые могутоказаться полезны при заболеваниях такого рода и место лечебной физической культурыв системе медицинской реабилитации.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баронов В. А. Закрытые травмыголовного мозга. М., 1966.
2. Захаров В. П., Тетерин А. В.,Синичина О. А. Переломы верхней челюсти и черепно-мозговая травма. – М.,Медицина, 1986.
3. Кузин В. В., Никитюк Б. А. Очеркитеории и истории интегративной антропологии. – М., ФОН, 1995.
4. Лечебная физкультура в системемедицинской реабилитации. Руководство для врачей / Под ред. А. Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М., Медицина, 1995.
5. Матвеев Л. П. Введение в теориюфизической культуры: Учебн. пос. для инс-тов физ. культ., М., ФиС, 1983.
6. Сборник материалов к лекциям пофизической культуре и спорту инвалидов / Ред. и сост. В. С. Дмитриев, А. В. Сахно.Т. Iи II. – М., МОГИФК, ВНИИФК, 1993.
7. Спифаков В. А., Зверев В. В.Применение ЛФК у больных с тяжёлой черепно-мозговой травмой. М., 1985.
8. Франке К. Спортивная травматология.М., 1981.
9. Щедрина А. Г. Здоровье и массоваяфизическая культура. Методологические аспекты // Теория и практика физическойкультуры, №4, 1989.
10. Энциклопедический словарьмедицинских терминов. – М., Советская энциклопедия, 1984.
[1] Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советскаяэнциклопедия, 1984.
[2] Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов(Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. — М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993.Т I. — 272 с. Т. II. — 292 с.
[3] Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство дляврачей. /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995. — 400с.
[4] Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов(Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. — М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993.Т I. — 272 с. Т. II. — 292 с.
[5] Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очеркитеории и истории интегративной антропологии. — М.: ФОН, 1995. — 174 с.
[6] Франке К. Спортивнаятравматология. М., 1981.
[7] Спифаков В. А., Зверев В. В.Применение ЛФК у больных с тяжёлой черепно-мозговойтравмой. М., 1985.