Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование динамики специальной работоспособности бегунов на средние дистанции в полугодичном цикле подготовки

Кафедра теории и методики циклическихвидов спорта
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «Исследование динамики специальнойработоспособности бегунов на средние дистанции в полугодичном цикле подготовки»

Содержание
Введение
Глава I. Обзор литературных источников
1.1 Эволюция системы подготовкибегунов на средние дистанции
1.2 Основные средства и методыподготовки бегунов на средние дистанции
1.3 Построение и содержаниетренировочного процесса подготовки бегунов на средние дистанции
1.4 Виды и основные формы контроля
1.5 Заключение по обзору
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
Глава III. Исследование специальной работоспособности вмакроцикле подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции
Глава IV. Обсуждение полученных результатов
Выводы
Список литературы
Приложение

Введение
Актуальность.Данные многолетних исследований, богатый опыт тренеров и специалистов, а также сильнейшихспортсменов, специализирующихся и беге на средние дистанции, позволили создать совершеннуюсистему тренировки на всех этапах развития спортивной формы.
Установлено,что процесс спортивной подготовки идет по трем взаимосвязанным направлениям — воспитание,обучение и повышение функциональных возможностей организма легкоатлета и реализуетсяна практике через общую и специальную физическую подготовку, а также техническую,тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку.
Подготовкубегунов на средние дистанции высокого класса специалисты рассматривают как сложный,многосторонний процесс целостного и целесообразного использования всей совокупностифакторов: т.е. средств и методов, а также условии, обеспечивающих направленное развитиеспортсменов и необходимую степень их готовности к спортивным достижениям. При этомрациональность построения тренировочного процесса во многом определяется направленностьюна сформирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, учитывающейиндивидуальные особенности занимающихся. Для этого необходимы правильные представленияо дифференцированных нагрузках, их направлениях, соотношения основных средств подготовкина отдельных этапах и периодах круглогодичною цикла учебно-тренировочного процесса.Эффективность такого подхода во многом связана с необходимостью четкого количественноговыражения нагрузок, выполняемых в различных зонах интенсивности.
Ведущие специалистыобращают внимание на сущность и построение этапов предсоревновательной подготовки.Ошибки в содержании данного этапа часто служат причиной не только неудачного выступления,но и замедленного роста спортивного мастерства.
Предмет исследования– подготовка квалифицированных бегунов на средние дистанции в полугодичном циклеподготовки.
Объект исследования– упражнения специальной физической подготовки, выполняемые в различных зонах интенсивности.

Глава I. Обзор литературных источников
1.1 Эволюциясистемы подготовки бегунов на средние дистанции
Бег на средниедистанции пользуется огромной популярностью у любителей легкой атлетики во всеммире.
Интерес квопросам подготовки высококвалифицированных спортсменов со стороны тренеров, ученыхвполне закономерны, так как в этих видах на Олимпийских играх разыгрывается немалоеколичество медалей. В настоящее время накоплен значительный опыт, который можетслужить основой для принятия решения при управлении подготовкой бегунов на средниедистанции.
Известно,что родоначальники системы тренировки в беге на средние дистанции, английские бегуны,основывались на развитии общей выносливости и поэтому тренировались на медленныхскоростях и средних темповых. Приблизительно 60 % километража составлял медленныйбег и 40 % — темповый. Большая часть темпового бега проводилась в форме прикидокна какой-либо из соревновательных дистанций.
Основныепринципы английской беговой школы разделялись и американскими бегунами, но в отличииот Англии, в США наибольшей популярностью пользовался бег на коротких отрезках от100 до 880 ярдов. И не случайно, что методику тренировки американские полумили-википозаимствовали у спринтеров.
Специалистысчитают, что дистанция 880 ярдов по своим требованиям, а, следовательно, и по методамтренировки ближе к 440 ярдам, нежели к 1 миле. В связи с этим тренеры рекомендовалидля развития скорости пробегать короткие отрезки в полную силу, а для повышениявыносливости — дистанции более длинные, чем соревновательная.
И американскоенаправление на скорость, и английское на выносливость оказали сильное влияние наразвитие методики в беге на средние дистанции в Европейских странах.
БольшинствоЕвропейских специалистов по бегу во все времена придерживались точки зрения, чторезультаты на средних дистанциях в большей мере зависят от выносливости, чем отскорости.
Шведскимиспециалистами был найден и широко использовался новый метод тренировки, получившийназвание фартльтлек, т.е. бег по пересеченной местности с периодическим изменениемскорости.
Смена однойформы работы на другую, а также чередование скоростей позволило выполнить большиенагрузки без значительного утомления нервной системы.
Научные исследования,проводимые австралийскими тренерами, показали, что первой и основной задачей являетсяразвитие специальной выносливости, но только через общую выносливость. Такая методикаявляется лучшим средством развития внутренних органов и систем организма.
Под влияниемтакой тренировки общее количество микроскопических кровеносных сосудов (каппиляров)увеличивается в несколько раз. Такая система предполагает три этапа подготовки.Только начальный этап, длящийся 4 месяца, в объеме составляет 2560 км (160 км в1 неделю). Далее 3 месяца развитие специальной выносливости и 1 месяц — скорости.
Значительнымвкладом в развитие современного метода, применительно к средним дистанциям, былиисследования немецких ученых, обосновавших интервальный метод (продолжительный переменныйбег на коротких отрезках). Но бессистемное применение этого метода отдельными бегунамипривело в конечном итоге к отрицательным результатам.
Кроме того,выяснилось, что в большом объеме и с высокой интенсивностью интервальный метод полезентолько хорошо подготовленным бегунам, да и то недолго. И, наконец, оказалось, чтосвязанное с гипоксией, нарушение белкового обмена было причиной значительной частитравм опорно-двигательного аппарата.
С точки зренияотечественных специалистов такое мнение не соответствует истинному значению интервальногометода для бегунов на средние дистанции. Практика показала, что наилучших результатовможно достичь, лишь применяя комплекс методов, в котором определенное место занимаетинтервальный бег.
Все эти направленияи методики зарубежных специалистов 30-60х годов оказали сильное влияниена развитие отечественной школы средневиков. Выдвигаются идеи о том, что специализацияв беге должна предшествовать многоборная подготовка, кругло годичность в тренировке.Придается большое значение бегу с соревновательной скоростью, как лучшему средствувыработки чувства темпа специальной выносливости.
На протяжениимногих лет в подготовке отечественных бегунов на средние дистанции основное вниманиеуделялось совершенствованию качества выносливости. При этом предполагалось, чтотренировка в подготовительном периоде должна быть главным образом направлена навсемирное развитие общей выносливости.
Таким образом,эволюцию методов тренировки можно разделить на 3 периода.
Первый периодхарактеризуется сравнительно небольшим объемом тренировочных нагрузок и преимущественнымприменением непрерывного бега, бега на соревновательной дистанции несколько превышающейсоревновательную.
Во второмпериоде произошла дифференциация методов тренировки, появилось понятие «объем»и «интенсивность» нагрузок, было разработано большинство средств и методовтренировки, которые взяты на вооружение современной системой подготовки высококвалифицированныхбегунов на средние дистанции. И в тоже время разрозненность в использовании передовыхметодов доказано их однобокость.
Третий период- период совершенствования методов в беге на средние дистанции, комплексность ихиспользования. Это период научного обоснования методов тренировки, интернационализациии унификации различных тренировочных систем. Он начался в конце 60-х годов и продолжаетсяпо настоящее время.
К настоящемумоменту специалисты высказывают мнение, что дальнейший путь повышения спортивногомастерства бегунов на средние дистанции будет тесно связан с варьированием средстви методов подготовки.
Однако вэтом направлении имеются немногочисленные научные данные. Для выработки стройнойи более четкой системы подготовки бегунов на средние дистанции необходимо проводитьдополнительные исследования.
1.2 Основныесредства и методы подготовки бегунов на средние дистанции
Высокие спортивныерезультаты в беге тесно связаны с многолетней подготовкой, слагаемой из множествакомпонентов: средств, методов, условий, форм, принципов, контроля, обуславливающихи составляющих комплексность современной системы подготовки бегунов высокого класса.
Большинствобегунов мира тренируются в настоящее время на основе комплексных систем, в которыхпредставлены все основные средства и методы тренировки. Принципиальные различиязаключаются лишь в преобладании тех или иных средств и методов тренировки, планированияи т.п., что скорее связано с местными условиями, а не с научными обоснованиями тренировочногопроцесса (20, 24, 25).
Практическимопытом последнего десятилетия доказано преимущество направления «от выносливостик скорости». Окончательно установлено, что объемная работа в подготовительномпериоде, направленная на развитие общей выносливости, «не убивает» скоростьбезвозвратно, чего боялись многие бегуны. При включении в тренировку соответствующихупражнений, скоростные способности довольно быстро восстанавливаются.
В связи сэтим рекомендуется в подготовительном периоде выполнять большой объем длительногонепрерывного бега, а также бега на длинных и укороченных отрезках со скоростью значительнониже соревновательной.
К соревновательномупериоду объем нагрузки снижается, а интенсивность возрастает (14, 29).
Бег на средниедистанции относится к работе субмаксимальной мощности, и аэробное обеспечение занимаетзначительное место (55 %).
Развитееанаэробной производительности должно строится на основе высокоразвитых аэробныхпроцессов (14, 23, 30). Биоэнергетические возможности спортсмена являются главнымфактором, имитирующим проявление выносливости. Образование энергии при мышечнойработе осуществляется аэробным или анаэробным путем. Существует 2 обобщенных свойстваорганизма, составляющих основу специальной выносливости бегуна: 1 — алактатная аэробнаяспособность; 2 — гликолитическая анаэробная способность (29).
Большое значениев подготовке средневиков имеет тренировка в условиях недостатка кислорода, т.е.среднегорья и высокогорья. Прежде всего, следует сказать, что в этих условиях требуетсявысокая функциональная подготовка вообще. Перед выездом в горы должен быть достигнутвысокий уровень работоспособности и хорошее состояние здоровья.
Исследованияпоказали, что после тренировки в среднегорье значительно улучшаются функциональныепоказатели спортсменов, что, в конечном счете, сказывается на результат на основнойдистанции.
Средстваи методы тренировки бегунов на средние дистанции, применяемые в настоящий моментв спортивной практике и рекомендуемые в спортивной литературе, не всегда обеспечиваютдостижение необходимого для показа планируемого результата, основного качества — уровня специальной работоспособности.
Порой тренерамочень сложно разобраться в том потоке новых предложений, новых исследований и поисковнаилучших средств подготовки, что очень часто приводит к нежелательным результатам.Поэтому на современном этапе совершенствования тренировки бегунов на средние дистанциии методы были подразделены на два вида, в зависимости от воздействия их на развитиеаэробных и анаэробных возможностей организма. Развитие этих систем осуществляетсянепосредственно в тренировке.
Все циклическиеупражнения, применяемые в тренировке, выполняются: методами непрерывного упражнения(однократно) дистанционные методы, методами непрерывного выполнения упражнений (многократный)- интервальный метод (29).
В подготовительномпериоде чаще всего используется равномерный метод. Он характеризуется тем, что выполняетсянепрерывно с относительно постоянной (равномерной) скоростью (отклонение 3 %)(2).
Метод равномерноговыполнения упражнений способствует совершенствованию аэробных процессов в организме,совершенствует технику бега, ритмичность и упругость шага. Нагрузка при этом выполняетсяв зоне умеренной и большой мощности.
Переменныеметоды тренировки используется и для повышения уровня общей выносливости и для тренировкиосновного качества бегуна на средние дистанции скоростной анаэробной выносливости.
Вторую разновидностьциклических упражнений составляют прерывные методы, которые состоят из интервальногои повторного.
Интервальныйметод характеризуется неоднократным выполнением упражнения с регламентированнымотдыхом.
С одной стороныинтервал отдыха может дозироваться временем или дистанцией восстанавливающего бега,с другой стороны готовностью физиологических систем организма, определяемой, например,ЧСС, концентрацией локтата, мочевины в крови и т.д. (11).
При использованииинтервального метода существенное значение имеет не только выполнение самого упражнения,но и тренирующее воздействие интервала отдыха. Поэтому время отдыха должно бытьдостаточно для восстановления, в отдельной степени, отдельных систем организма,иначе от повторения до повторения степень недовосстановления увеличивается.
Интервальнаятренировка включает и бег на коротких отрезках с околопредельной скоростью, такназываемая «спринтерская тренировка» (15, 24).
Данный видтренировки применяется для развития и совершенствования скоростных качеств бегунов,а также скоростной выносливости.
В настоящеевремя в практике широко применяется контрольно-соревновательный метод, который относитсяк обеим группам методов. Соревнования, прикидки, контрольные упражнения могут проводитьсяоднократно (на соревновательной, более короткой или более длинной дистанции) илимногократно (на отрезках с целью тестирования состояния тренированности).
Бег с соревновательнойскоростью заключен в последней зоне интенсивности (96-100 % от максимальной). Педагогическаянаправленность работы в этой зоне является развитие и поддержание специальной выносливости,совершенствование темпа и ритма у средневиков, овладение быстрым финишем, развитиескоростных способностей. Физиологическая направленность работы заключается в максимальномгликолитических процессов, у верхней границы зоны алактатных процессов.
В общем объеметренировочных средств подготовки бегунов на средние дистанции не последнее местозанимают дополнительные средства: упражнения на развитие силы, силовой выносливостии гибкости.
Таким образом,общепринятое мнение, что интервальная тренировка развивает только выносливость,спринтерская тренировка — скорость, а повторная и то другое — является слишком упрощенным.
Ориентировочноможно сказать, что относительное воздействие различных методов на скорость и выносливостьоценивается примерно следующими соотношениями в процентах:
спринтерскаятренировка – 95 % и 5 %;
повторнаятренировка – 85 % и 15 %;
быстрая интервальная– 40 % и 60 %;
фартльтлек– 30 % и 70 %;
метод непрерывногодлительного бега – 5 % и 95 %.
При существующемразнообразии методов тренировки, их разновидности, перед тренерами стоят очень нелегкиезадачи: умело подобрать методы для системы тренировки, выбор самой системытренировки, так как специфическая физиологическая адаптация организма спортсменадостигается благодаря воздействию сочетания различных методов тренировки.
Комплекснаясистема тренировки возникла не сразу. Как показал анализ литературы, до ее появленияспециалисты по бегу в основном отдавали предпочтение одному методу тренировки. Длякомплексной системы тренировки характерными являются сочетание различных методовтренировки в отдельных периодах, месячных и недельных циклах, а также применениеодного метода в структуре отдельного тренировочного занятия, т. е. для комплекснойтренировки характерными является малая вариативность тренировочной нагрузки в отдельномзанятии.
Однонаправленнаявариативная система тренировки для бегунов на средние и длинные дистанции была впервыеразработана и опробована на практике в Московском государственном институте физическойкультуры Якимовым В.М., Хоменковым, П.Н. Хоменковым А.П., под руководством профессораВоробьева А.Н.
Сущностьсистемы заключается в развитии различных качеств, как скорости, так и выносливостив программе одного занятия. Для однонаправленной вариативной системы тренировкибегунов характерным является сочетание нескольких различных методов, применяемыхв одном тренировочном занятии. Следовательно, тренировочная нагрузка не будет одинаковойпо объему и интенсивности, уменьшается возможность адаптации к однообразной тренировочнойнагрузке.
За последнеедесятилетие в мире ведется поиск путей и средств повышения эффективности обучения.В связи с этим широкое распространение получил метод программного обучения. В настоящеевремя установлена возможность широкого использования программного обучения в учебно-тренировочномзанятии.
Программируятренировочный процесс бегунов, специализирующихся на средних дистанциях, следуетучитывать функциональные возможности организма спортсмена.
Тренировочнуюпрограмму следует составлять по 5 основным параметрам определяющим нагрузку:
1. Длинатренировочных отрезков.
2. Скоростьих пробегания.
3. Количествоотрезков, пробегаемых в занятии.
4. Длительностьинтервалов отдыха.
5. Характеротдыха между отрезками.
Руководствуясьданными параметрами, легко создать модель тренировочного занятия, направленногона получение заранее известного тренировочного эффекта.
Управлениеподготовкой бегуна требует в первую очередь получения и обработки определенногообъема информации, изучения и анализа конкретных показателей, подготовки различныхвариантов решений.
Принятиерешение — ведущая фаза в цикле управления, т.к. представляет собой элемент обратнойсвязи, который носит организующий
характер,учитывает фактор времени, предусматривает определенную степень риска и в значительнойстепени определяет и уточняет программу подготовки высококвалифицированных бегуновна средние дистанции.
1.3 Построениеи содержание тренировочного процесса подготовки бегунов на средние дистанции
Установлено,что оптимальное построение тренировочного процесса во многом связано с рациональнымпланированием годичного цикла. Характер планирования исходит из объективных закономерностейразвития спортивной формы, времен года и календаря соревнований. Анализ подготовкисильнейших бегунов мира в беге на 800 м показывает, что годовой цикл в основномсостоит из 4-х периодов: втягивающего, базового, предсоревновательного и соревновательного.Специалисты подразделяют их на этапы, продолжительность которых от 2-х до 8-ми недель,на которых решаются основные задачи тренировки (1, 2, 9).
Втягивающийпериод (3 недели, сентябрь).
Основныезадачи: восстановление функциональных возможностей, повышение общей физической подготовки,укрепление опорно-двигательного аппарата, поднятие аэробных возможностей организма.
Основныесредства тренировки: упражнения ОФИ (круговой метод), кроссы, спортигры, специальныебеговые упражнения. Бег в аэробном режиме — 80 км (89,8%) Бег в смешанном режиме- 8 км (8,9 %) Бег в анаэробном режиме — 1 км (1,3%).
Базовый период(19 недель, октябрь — серединамарта).
Состоит из3 этапов:
1. Подготовительный(4 недели, октябрь).
Задачи: дальнейшееповышение уровня функциональных возможностей, развитие выносливости (аэробной),совершенствование техники бега, повышение уровня ООП.
Средства:упражнения ОФП (с мячом, прыжки), фарльтлек, бег по холмам, специальные беговыеупражнения. Бег в аэробном режиме — 51 км (79,5 %). Бег в смешанном режиме — 13км (17,8 %) Бег в анаэробном режиме — 2 км (2,7 %).
2. Подготовительный(7 недель, ноябрь-декабрь).
Задачи: повышениеработоспособности в смешанной зоне совершенствование техники бега, повышение уровняОФП.
Средства:бег по пересеченной местности, специальные беговые упражнения, прыжковые упражнения,темповый бег. Бег в аэробном режиме — 85 км (80,1 %). Бег в смешанном режиме — 18км (16,1 %) Бег в анаэробном режиме — 3 км (3,8 %).
3. Подготовительныйэтап (8 недель, декабрь — март).
Задачи: повышенияработоспособности в смешанном и анаэробном режимах энергообеспечения, совершенствованиетехники бега, повышение уровня ОФП.
Средства:аэробный длительный бег, беговые тренировки на технику, бег с горки, бег на горку,ОФП (круговая тренировка), прыжковые упражнения. Бег в аэробном режиме — 75 км (74,8%). Бег в смешанном режиме — 28 км (22 %) Бег в анаэробном режиме — 4 км (3,2 %).
Предсоревновательныйпериод (8 недель VII марта — VI мая).
Задачи: повышениеработоспособности в смешанном режиме и анаэробном режиме энергообеспечения, совершенствованиятехники бега, совершенствование скоростных способностей.
Средства:повторный бег на отрезках 200 м, спринтерский бег, ОФП (круговая тренировка), темповыйбег, бег на горку. Бег в аэробном режиме — 70 км (73,7 %)э Бег в смешанном режиме- 20 км (21,1 %). Бег в анаэробном режиме — 5 км (3,2 %).
Соревновательныйпериод (14 недель, 1/2 мая- август).
Подразделяетсяна 2 этапа:
1. Этап раннихсоревнований (6 недель 1/2 мая — июнь).
Задачи: достижениемаксимального уровня работоспособности в смешанном и анаэробном режиме энергообеспечения,достижение высокого уровня психической устойчивости.
Средства:бег в гору, повторный бег, интервальный бег, специальные беговые упражнения. Бегв аэробном режиме — 95 км (79 %). Бег в смешанном режиме — 16 км (13,4 %). Бег ванаэробном режиме — 8 км (7,6 %).
2. Соревновательныйэтап (8 недель, июнь — август).
Основныезадачи: достижение максимального уровня работоспособности в анаэробном режиме энергообеспечения,совершенствование техники бега, успешное выступление на соревнованиях, повышениепсихологической устойчивости.
Основныесредства тренировки: интервальный и повторный бег, спринтерский бег, специальныебеговые упражнения, контрольные тесты, контрольный бег. Бег в аэробном режиме — 80 км (76,9 %). Бег в смешанном режиме — 14 км (13,4 %). Бег в анаэробном режиме- 10 км (9,7 %).
Литературныеданные цикла тренировки в соревновательном периоде не в полной мере могут быть оптимальными,т.к. они во многом зависят от индивидуальных особенностей, уровня подготовленности,климатогеографических условий и других факторов. Также на данном этапе очень многостартов на соревнованиях и часто недельный цикл является восстановительным (1, 9,21, 22).
В настоящеевремя ведущие бегуны мира в беге на 800 м используют контрольные тесты, контрольныйбег, бег на смежных дистанциях (400, 1500, 1 миля) по которым определяют уровеньготовности к соревнованиям.
1.4 Видыи основные формы контроля
Специалистысходятся во мнениях (14, 17,22,24, 26), что для успешной подготовки бегунов на выносливостьважно уметь оценить итоги не только соревновательной деятельности, но и текущегофункционального состояния спортсмена. Всё это и составляет целевую программу комплексногоконтроля. В настоящее время в программу контроля включают:
1 — контрольза соревновательной деятельностью,
2 — контрольза тренировочной деятельностью,
3 — контроль за уровнем развития спортивнойформы,
4 — контрольза состоянием здоровья.
Установлено,что для комплексной оценки состояния подготовленности спортсмена используется педагогическая,медико-биологическая и психологическая информация на основе которой принимаетсярешение об оценке состояния подготовленности бегуна и о путях его дальнейшего совершенствования.Анализ литературных данных показывает, что контроль за соревновательной деятельностьюосуществляется на основе показанных результатов, а контроль за состоянием подготовленности- с помощью этапных, текущих, оперативных и углубленных медицинских обследований.Ниже в таблице 1 представлены основные параметры и методы комплексного контроля(по данным Ф.П. Суслова, 1983 г.).
Всоответствии о типами состояний спортсменов специалисты выделяют триразновидности контроля: оперативный, текущий и этапный.
Таблица 1Параметры контроля и единицы измерения Методы или инструментальные методики В каких видах л/а были использованы В каких видах обследований обычно используется Педагогический контроль Время прохождения дистанции и ее отрезков м/с Хронометрия, фотоэлектрохронометрия Беговые виды ОСД, ЭК Скорость преодоления дистанции и ее отрезков, м/с Спидография, хронометрия, электрохронометрия Беговые виды ОСД, ЭК Темп (частота) шагов, шаг/с Видеомагнитоскопия, подометрия, электрохронометрия Во всех видах ОСД, ЭК Длина шагов, м _____ Во всех видах ОСД, ЭК Максимал. произвольная сила различных мышечных групп, кГс Динамокорпометрия (полидинамометрия по методу Д. Иванова, В. Черняева) Во всех видах ЭК, ТК Результаты в контрольных прыжках-тестах (например, 3-й прыжок с/м, м Педадогическое тестирование Во всех видах ЭК, ТК Биомеханический контроль Динамика усилий при воздействии с опорой (Н) Тензодинамометрия Во всех видах ЭК Угловые перемещения в суставах (тазобедренном, коленном и др.), град. Гониометрия Во всех видах ЭК, ОСД Линейные перемещения ОЦМТ и его звеньев по горизонтали Кинематография, стереофо-тограмметрия, видеомагни-тоскопия Во всех видах ЭК, ОСД Медико-биологический контроль ЧСС уд/мин Пульсометрия Все виды ОК, ТК, ЭК Артериальное давление мм. рт. ст. Сфигмоманометрия Все виды ОК, ТК, ЭК Электробиопотенциалы сердца мВ Электрокардиография Все виды ОК, ТК, ЭК Параметры внешнее дыхания, вдох/мин, л. Пневмотахометрия, спирометрия Беговые виды ОК, ТК, ЭК Параметры ЦНС-биопотенциалы мозга, мВ, гц, и др. Электроэнцефалография Все виды ОК, ТК, ЭК Параметры НМА тонус мышц, усл. ед. упруго-вязкие свойства мышц, гц Миотонометрия, сейсмото-номпография, электрости-муляционная электромно-графия Все виды ТК, ОК Длительность рефлек. М-ответа на электростимуляцию, мс Параметры внутренней среды организма: содержание молочной кислоты в крови, м/г% Метод Баркера-Саммерсона Беговые виды ОСД, ТК, ЭК Мочевина в крови моль/м кислотно-щелочные равновес. крови усл. ед. Микрометод Аструпа Беговые виды ЭКО ВЕ-излишки кислот или оснований, МЭКВ/л Микрометод Аструпа Беговые виды ЭКО Психологический контроль Время простой или осложненной сенсомоторной реакции на усл. разд, м/с Хронорефлексометрия Все виды ТК, ОСД Амплитуда тремора конечности, мВ Сейсмография Все виды ОК, ТК, ОСД Критич. частота слияния световых мельканий, гц Частотометрия Все виды ОК, ТК, ОСД Величина электро-кожного сопротивления, Ом Потенциометрия Все виды ОК, ТК, ОСД
Примечание:ОСД — оценка соревновательной деятельности ЭК -этапный контроль, ТК — текущий контроль,ОК — оперативный контроль, ЭКО — этапное комплексное обследование.
Оперативныйконтроль (ОК) — оценивает состояние спортсмена после выполнения физического упражнения,серий упражнений или тренировочного занятая в целом. По результатам ОК определяетсяоптимальная пауза отдыха между выполнением упражнений или серии упражнений, величинатренировочной нагрузки в серии физических упражнений или тренировке в целом.
Текущий контроль(ТК) — решает задачу сбора информации, позволяет оценить повседневные колебанияв состоянии спортсмена под влиянием выполненной тренировочной нагрузки и другихфакторов. Текущий контроль может осуществляться на основе систематической самооценкидо а после тренировки.
Этапный контроль(ЭК) — решает задачу оценки изменений в состоянии спортсменов, наступивших вследствиесуммирования следов многих тренировочных занятий за относительно законченный циклподготовки. Периодичность проведения ЭК составляет одни раз в 4-6 недель и проводитсяв конце среднего цикла (мезоцикла) подготовки. На основании результатов ЭК делаетсявывод о кумулятивном эффекте заполненной тренировочной нагрузки, и в случае необходимостипроводится коррекция планов тренировки в следующем мезоцикле.
Специалистамивыделяются два основных этапа медицинского контроля:
— 1-й — функциональныепробы (тесты),
— 2-й — клинико-биохимическийконтроль (сюда также входит и оценка физиологических показателей: ЧСС, АД, ЖЕЛ,частота дыхания, состояние нервной и мышечной систем).
1) При разныхформах медицинского контроля проводятся различные функциональные пробы и тесты,позволяющие оценить влияние занятий на организм спортсмена и уровень его подготовленности.Основными из них являются: а) тест РWС170 — это функциональная проба, основанная на определении
мощностимышечной нагрузки, при которой ЧСС повышается до 170 уд/мин;
б) тест Новаки.Идея теста состоит в определении времени в течение которого испытуемый способенвыполнять нагрузку определенной, зависящей от его веса продолжительности;
в) тест Мюллера.Идея теста, выражаемого в виде индекса «работа — пульс», заключается вопределении прироста ЧСС при изменении мощности мышечной работы (5, 11, 14).
Помимо тестовприменяются также различные функциональные пробы основными из которых являются:проба Летунова ортостатическая проба, проба с повторными и дополнительными нагрузкамии т.д.
2) Клинико-биохимическиеметоды используются на всех разновидностях контроля: оперативном, текущем и этапном.К ним относятся: определение содержания уровня молочной кислоты в крови, что достаточноточно характеризует направленность тренировок, поэтому определение ее в процессезанятий — один из важнейших методов оперативного управления нагрузками.
Определениесодержания мочевины в крови позволяет судить об адаптации к нагрузкам в оперативныхи текущих обследованиях.
Для оценкиэффективности скоростно-силовой тренировки определяется содержание неорганическогофосфата в сыворотке крови. Он определяется при этапных обследованиях с целью оценкиизменения «взрывных» силовых качеств.
Также приклинико-биологических исследованиях в процессе контроля определяют кислотно-щелочноеравновесие, оксикортикостероиды, глюкозу и др.
В то же время,специалисты ориентируют на то, что наиболее доступным и информативным методом оценкиреакции организма на физическую нагрузку является определение ЧСС (5, 11, 14).
Исследованиеизменений ЧСС позволяет оценить рациональность построения занятий и интенсивностьнагрузок. Сопоставляя характер и интенсивность нагрузки с изменениями частоты пульсаи быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния организма.Важным показателем функционального состояния организма является быстрота восстановленияпульса. У хорошо тренированных спортсменов ЧСС уменьшается в течение 60-90 сек со180 до 120 уд/мин. В этом случае они бывают готовы к повторному выполнению упражнения.Измерение артериального давления позволяет выявить сдвиги, которые хорошо отражаютприспособляемость организма к физическим нагрузкам.
При оценкесдвигов АД учитываются изменения максимального (степень увеличения), минимального(направленность) и пульсового давления. По изменениям максимального АД судят о величиненагрузки и реакции на нее сердечно-сосудистой системы. Эти данные особенно важныв динамических наблюдениях.
1.5Заключение по обзору
Подводяитог по изложенному материалу в первой главе, следует отметить, что специалистырассматривают процесс подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанциикак целостный с использованием всей совокупности факторов, т.е. средств иметодов, условий, обеспечивающих направленное развитие спортсменов и необходимуюстепень их готовности к спортивным достижениям. При этом рациональностьпостроения тренировочного процесса во многом определяется направленностью наформирование оптимальной структуры соревновательной деятельности. Для этого необходимыправильные представления о дифференцированных нагрузках, их направлениях,соотношения основных средств подготовки на отдельных этапах и периодахкруглогодичного цикла тренировочного процесса.
Эффективностьтакого подхода во многом связана с необходимостью четкого количественноговыражения нагрузок, выполняемых в различных зонах интенсивности. Однако в этомнаправлении имеются не многочисленные научные данные. Для выработки болеечеткой и стройной подготовки бегунов на средние дистанции необходимыдополнительные исследования.

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель квалификационнойработы состояла в изучении динамики специальной работоспособности квалифицированныхбегунов на средние дистанции в полугодичном макроцикле подготовки.
Для достиженияцели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучитьсовременную систему подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции.
2. Изучитьметоды этапного контроля специальной работоспособности квалифицированных бегуновна средние дистанции.
3. Выявитьспецифику динамики работоспособности квалифицированных бегунов на средние дистанциив макроцикле подготовки.
Для решенияпоставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Анализлитературных источников. 2. Опрос и собеседование. 3. Педагогическое наблюдение.4. Тестирование. 5. Математическая статистика.
Анализ литературныхисточников.
При анализенаучно-методической литературы основное внимание уделялось изучению взглядов специалистовна подготовку бегунов на средние дистанции.
Анализу подверглисьнаправления средств и методов, используемых в процессе проведения тренировок в режимесреднегодичного цикла. Обобщение литературных данных позволило конкретизироватьисследовательские задачи и направить их на решение вопросов теории и методики спортивнойподготовки бегунов на средние дистанции.
Опрос и собеседование.
Данный методбыл применен для выяснения актуальности вопроса в спортивной практике. Работа проводиласьс тренерами, работающих с бегунами на средние дистанции. Всего было опрошено 3 тренера*****.
Педагогическоенаблюдение.
Наблюдениеосуществлялось за группой спортсменов (5 человек II-I р.). Исследование проводилось на 5 этапахполугодичного цикла (2009-2010 уч. г.). Были собраны и проанализированы результатыконтрольных испытаний, выполненных в процессе подготовки, что позволило определитьиндивидуальную динамику уровня скоростных, скоростно-силовых качеств, специальнойи общей выносливости.
Тестирование.
В качествеметода изучения функционального состояния спортсменов проводилось определение реакциисердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку (бег 1000 м за 3 минуты 00 секунд).Определялась ЧСС после нагрузки ЧССн и через 1, 2 и 3 минуты восстановления.Вычислялась пульс-сумма восстановления (ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3).
Математическаястатистика.
Изучаемыепоказатели были представлены в абсолютных и относительных величинах (в % по отношениюк результатам предыдущего спортивного сезона). Изучение среднегруппового, максимальногои минимального прироста изучаемых показателей позволило выявить динамику специальнойработоспособности бегунов на средние дистанции.
Этапы выполненияработы:
1 этап –2008-2009 уч. г. — разработка исходных заданий на проведение исследования. Анализлитературных данных. Сбор практической документации. Составление аналитическогообзора по интерисующей проблеме.
2 этап –2009-2010 уч. г. — проведение исследования. Сбор практической информации по материаламисследования.
3 этап — 2010-2011 уч. г. — обработка полученных данных. Написание квалификационнойработы. Защита работы в ГАК.

Глава III. Исследование специальной работоспособностив макроцикле подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции
Изучениединамики специальной работоспособности бегунов на средние дистанции проводилосьв течении полугодичного макроцикла подготовки.
Группа спортсменов- 5 человек (2-1 разрядника, и 3-2 разрядника), принимавшая участие в исследовании,выполняла тренировочную программу без коррекций с нашей стороны, при этом в качествеконтрольных показателей использовались лучшие результаты, показанные на протяженииопределенного этапа подготовки в следующих упражнениях:
— тройнойи десятикратный прыжки с места;
— бег на100 м;
— бег на400 м;
— бег на800 м;
— бег на1500 м;
— бег на3 км;
— бег на15 км.
Так как этитренировочные упражнения присутствовали в тренировочном процессе и систематическиприменялись в качестве контрольных, нам не потребовалось вносить изменений в подготовкуспортсменов.
В качествеметода изучения функционального состояния спортсменов дополнительно проводилосьопределение реакции сердечно-сосудистой системы по показателям ЧСС на стандартнуюнагрузку — бег 1000м за 3 минуты 00 секунд, что соответствовало приблизительно 88% максимальных возможностей спортсменов в беге на эту дистанцию. Определялась ЧССпосле нагрузки и через 1, 2 и 3 минуты восстановления. Вычислялась пульс-сумма.Восстановление (ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3).
Всего наблюдениепроводилось на 5 этапах.
1. Исходныеданные — были получены в соревновательном периоде предшествующего года подготовки.
2. Общеподготовительныйэтап (8 недель).
3. Специально-подготовительныйэтап (6 недель).
4. Соревновательныйэтап — период не основных соревнований («предсоревновательный этап») (4 недели).
5. Соревновательныйэтап — период основных соревнований («соревновательный этап») (4 недели).
Результатыисследований представлены в таблицах №№2-11 (см. приложение), что позволяет выявитьиндивидуальные и среднегрупповые изменения изучаемых показателей.
На общеподготовительномэтапе отмечена тенденция к снижению всех изучаемых показателей, по сравнению с исходнымуровнем (таблица №№2, 4 см. приложение). В наибольшей степени ухудшились результатыв десятикратном прыжке (на 4,9 % — в среднем, до 6,3 % в одном случае) и в бегена 400 м в среднем на 3,1 % (до 4,1 %). В то же время у отдельных спортсменов наблюдалосьпонижение результата в тройном с места на 4,2 %, в беге на 100 м на 3,3 %, в бегена 800 м — 3,8 %, в беге на 1500 м — на 3,4 % в беге на 3 км показатели снизилисьв среднем на 2,2 %, у одного испытуемого на 3,5%. В наименьшей степени снизиласьскорость беге на 15 км (на 0,7 %) при этом у 2 спортсменов она даже незначительновозросла (на 0,2 %), наибольшее снижение результата — 1,6 %.
За исключениемотмечено в одном случае повышение результата в десятикратном прыжке (на 1 %) можноконстатировать, что на общеподготовительном этапе специальная работоспособностьна 2-4 % ниже, чем в предшествующем соревновательном периоде подготовки, и в наименьшейстепени снижаются скоростно-силовые качества и скоростная выносливость.
Изучениереакции на стандартную нагрузку (1000 м — за 3 минуты 00 секунд) выявило (таблица№№3, 5 см. приложение) некоторое повышение ЧСС (приблизительно на 2 уд/мин, в отдельныхслучаях на 4 уд/мин), при этом, через 1 минуты восстановления величина ЧСС соответствовалатаковой в соревновательном периоде (в среднем 132 уд/мин), через 2 минуты показателиЧСС были практически идентичны.
Незначительноповысилась ЧСС в среднем на 2 уд/мин через 3 минуты восстановительного периода.
Пульс-суммавосстановления практически не отличалась от данных исходного тестирования. Такимобразом, анализ реакции на стандартную нагрузку не выявил существенных различийфункциональной подготовленности группы спортсменов по сравнению с предыдущим этапомподготовки.
В то же времяв одном случае наблюдалось повышение пульс-суммы восстановления на 3,5 %. Вероятно,на всех спортсменов нагрузка оказала одинаковое воздействие.
В то же время,выполнение больших объемов работы на данном этапе не сказалось отрицательно на функциональномсостоянии спортсменов.
Необходимоучитывать, что максимальные возможности спортсменов в беге на 1000 м были в среднемна 3 % меньше, чем при исходном тестировании, то есть нагрузка теста была на 3 %выше, поэтому полученные данные можно расценивать как показатель положительноговлияния проделанной работы на специальную работоспособность атлетов. Рассматриваярезультаты тестирования на специально-подготовительном этапе необходимо отметить,что хотя в целом результативность в тестах была на уровне несколько ниже исходногоисследования (приблизительно 1-2 %), отдельные испытуемые, уже на этом этапе показывалиболее высокие результаты (таблица №№4, 6 см. приложение), причем наибольший разброснаблюдался в тройном и десятикратном прыжках. Спортсмены показывали результаты впределах от +5,2 % до -4,4 % от личных достижений.
В то же времянаметилась тенденция к улучшению показателей в прыжковых тестах, беге на 3000 м,и 15 км, наименьшая результативность была продемонстрирована в беге на 400 м и на800 м (на 1,7 %).
Реакция настандартную нагрузку (таблица №№5, 7 см. приложение) при ЧСС в среднем такой жекак при 1-ом контрольном испытании, уменьшилась пульс-сумма восстановления на 2,6% (до 4,4 %), что говорит о улучшении процессов восстановления.
Для предсоревновательногоэтапа подготовки характерен прирост практически по всем изучаемым показателям (таблица№№6, 8 см. приложение).
Уровень скоростныхкачеств (бег на 100 м) практически соответствовал лучшим результатам прошедшегосезона (от -0,8 % до +1,6 %), отмечено повышение скоростно-силовой подготовленностиу всех спортсменов. В тройном и десятикратном прыжках прирост результатов по сравнениюс исходным уровнем составлял от +0,6 % до +4,5 %. В среднем +3,1 % — в тройном ив +1,4 % — в десятикратном, что свидетельствует о положительном влиянии применяемыхсредств тренировки.
В то же время,в беге на 400 м пи незначительном разбросе (+/-0,4 %) исходный уровень еще не былдостигнут. Таким образом, можно предположить, что на данном этапе, при сниженииобщей нагрузки и интенсификации средств наблюдается опережающее развитие скоростныхи скоростно-силовых качеств, при менее выраженном приросте скоростной выносливости.
В тестах,характеризующих работоспособность на более длинных дистанциях отмечена следующаятенденция: практически во всем диапазоне (от 800 м до 15 км) группа спортсменовимела уровень подготовки незначительно отличающийся от лучших результатов, показанныхв прошедшем сезоне (от -0,5 % до +2,2 %). В среднем, на дистанции 800 м -+0,6 %,1500 м — +0,9 %, 3000 м — +1,2 %, 15 км — +0,9 %.
Изучениереакции на стандартную нагрузку не выявило существенных отличий ЧСС при нагрузке(179 уд/мин) ни от показателей специально-подготовительного этапа, ни от исходноготестирования (таблица №№7, 9 см. приложение). Индивидуальные различие до 4 уд/минскорее всего не превышают естественный разброс при пальпаторном методе определенияЧСС после нагрузки. По нашему предположению пульс-сумма восстановления позволяетболее точно характеризовать уровень функциональной подготовленности спортсменов.Этот показатель улучшился по сравнению как с исходным уровнем (на 4,6 %), так ис результатами, полученными на специально-подготовительном этапе (на 21 %). Приэтом положительная динамика отмечена у всех спортсменов (от +3,7 % до +5,5 %).
Можно сделатьзаключение, что снижение нагрузки после выполненной работы обеспечило в период передначалом основной серии стартов повышение функциональной подготовленности спортсменов.
Тестирование,проведенное на этапе основных соревнований, выявило (таблица №№8, 10 см. приложение)дальнейшее улучшение спортивной формы бегунов. При общей положительной динамикев группе, индивидуальные достижения спортсменов были различны. Так прирост за макроциклподготовки по сравнению с уровнем предыдущего сезона в тройном прыжке с места былв среднем на +2,5 % (от -0,6 % до +5,8 %), в десятикратном — от +1,1 % до +3,9 %(в среднем — 2,3 %), в беге на 100 м — +1,0 %, при этом у одного испытуемого результатне изменился.
В беге на400 м при среднем приросте +0,9 % индивидуальные показатели от +0,2 % до +1,5 %.В беге на 800 м и 1500 м средний прирост был примерно одинаков +1,5 % и 1,4 % соответственно,но разброс на дистанции 800 м был большим: от +0,3 % до +2,5 %, а на 1500 м от +0,8% до +1,8 %.
На дистанции3000 м улучшение результатов было практически таким же, как на 800 м и 1500 м — в среднем +1,7 %, от +0,7 % до +2,4 %.
В контрольномбеге на 15 км наблюдался наименьший разброс в индивидуальных показателях спортсменовпо сравнению с показателями предшествующего сезона. Прирост составлял от +0,5 %до +0,9 %.
Реакция настандартную нагрузку выявила некоторое снижение ЧСС по сравнению с исходным уровнем(у 2-ч спортсменов ЧСС была таким же, а у 3-х — на 4 уд/мин меньше). Показательпульс-суммы восстановления был несколько хуже, чем на предсоревновательном этапе(на +0,7 %), но лучше, чем в прошедшем сезоне на 3,9 % в среднем (таблица №№ 9,11 см. приложение). При этом у одного спортсмена данный показатель не изменился,хотя на предыдущих этапах подготовки был на 2,6 % и 3,7 % лучше исходного. А у одногоулучшился на 8,9 %. Перед этим, на протяжении 2-х последних этапов подготовки, наблюдаласьположительная динамика (+3,3 % и +4,5 %).

Глава IV. Обсуждение полученных результатов
Изучениеспециальной работоспособности, проведенное на различных этапах подготовки, позволиловыявить определенную закономерность развития спортивной формы квалифицированныхбегунов на средние дистанции.
Посколькурезультат в тесте определялся по лучшему достижению в контрольном упражнении, продемонстрированномна каждом этапе макроцикла, по полученным данным (таблица №№ 12 13 см. приложение)можно судить о максимальных возможностях спортсменов на данный период времени.
Естественно,они меняются не столь значительно, как работоспособность в течении макроцикла илив отдельном занятии.
В то же время,полученные данные позволяют более точно планировать объем и интенсивность тренировочныхнагрузок.
При соотнесенииосновной направленности тренировочного процесса на этапах макроцикла и измененииотдельных показателей подготовленности бегунов можно проследить, как изменение тренировочногопроцесса отражается на текущем состоянии спортсменов.
Таблица 11
ДинамикаЧСС при стандартной нагрузке и в восстановительном периоде (соревновательный этап)
ЧССН
ЧСС1
ЧСС2
ЧСС3 ПСВ 1 180 124 108 96 328 2 172 120 108 96 324 3 188 132 116 104 352 4 176 124 108 96 328 5 176 132 116 100 348

Таблица13
ДинамикаЧСС при нагрузке и в восстановительном периоде на различных этапах макроцикла (средниеданные)\
ЧССН
ЧСС1
ЧСС2
ЧСС3 ПСВ ПСВ% Исходные данные 180,8 132,0 114,4 103,2 349,6 100 Общеподготовительный этап 182,4 132,0 113,6 105,6 351,2 100,5 Специальноподготовительный этап 180,0 128,0 110,8 101,6 340,4 97,4 Предсоревновательный этап 179,2 124,8 109,6 99,2 333,6 95,4 Соревновательный этап 178,4 126,4 111,2 98,4 336,0 96,1
Таблица 12
Сводная таблица(итоговая таблица) результатов исследований
Динамикапоказателей в контрольных упражнениях и ЧСС при стандартной нагрузке и в восстановительномпериоде по этапам макроцикла (средние данные)Этапы/тесты
3нойс/м м
10нойс/м м 100 м с 400 м мин, с 800 м мин, с 1500 м мин, с 3 км мин, с 15 км мин, с ЧСС нагрузки Пульс-сумма вос-ния Исходные данные 8.04 28.06 12.24 53,9 2.04.0 4.08.2 9.05.4 53.42 180,8 249,6 Лучший резул. в сезоне 7.70-8.40 27.4-28.8 12.0-12.4 53.0-54.5 2.00.5-2.06.5 4.05.3-4.12.0 8.53-9.15 52.45-54.20 176-178 328-364 Общеподготов. этап 7.86 27.40 12.50 55,6 2.70.3 4.13.5 9.17.2 54.03 182,4 351,2 Прирост резул. в % -2,2 -4,9 -2,1 -3,1 -2,7 -2,1 -2,2 -0,7 -0,9 -0,5 Максимальный % -0,6 +1,1 -0,8 -2,2 -2,1 -1,6 -0,7 +0,2 +1,1 Минимальный % -4,2 -6,3 -3,3 -4,1 -3,8 -3,4 -3,5 -1,6 -2,3 -3,5 Спец.-подготов.этап 8.10 28.13 12.38 54.8 2.06.1 4.09.5 9.05.2 53.23 180,0 340,4 Прирост резул. % +0,7 +0,2 -1,1 -1,7 -1,7 -0,5 +0,6 +0,4 +2,6 Максимальный % +5,2 +2,6 -0,8 -0,7 +0,2 +1,5 +1,6 +2,2 +4,4 Минимальный % -4,4 -1,7 -2,4 -2,4 -2,9 -1,5 -0,4 -0,6 -2,2 -0,6 Предсоревн. этап 8.29 28.38 12.22 54.0 2.03.3 4.06.1 8.58.8 53.14 179,2 333,6 Прирост резул. % +3,1 +1,4 +0,2 -0,2 +0,6 +0,9 +1,2 +0,9 +0,9 +4,6 Максимальный % +4,5 +1,8 +1,6 +0,4 +1,4 +1,1 +2,2 ±2,21 +2,2 +5,5 Минимальный % +0,6 +0,7 -0,8 -0,4 -0,5 +0,6 +0,4 +0,2 -2,8 +3,7 Соревнов. этап 8.24 28.70 12.12 53,4 2.02.1 4.04.7 8.56.4 53.18 178,4 336,0 Прирост резул. % +2,5 +2,3 +1,0 +0,9 +1,5 +1,4 +1,7 +0,8 +1,3 +3,9 Максимальный % +5,8 +3,9 +1,7 +1,5 +2,5 +1,8 +2,4 +0,9 +2,3 +8,9 Минимальный % -0,6 +1,1 +0,2 +0,3 +0,8 +0,7 +0,5
+ — улучшениепоказателя в процентах к исходному
— — снижениепоказателя в процентах к исходному
Таблица 10
Результатыконтрольных упражнений (соревновательный период)№\тесты
3нойс/м м
10нойс/м м 100 м с 400 м мин, с 800 м мин, с 1500 м мин, с 3 км мин, с 15 км мин, с 1 8.35 29.30 11.9 53,5 2.02.0 4.05.9 8.58 53.35 2 8.45 29.40 11.8 52.2 1.58.9 4.00.9 8.49 52.30 3 8.20 28.20 12.3 54.0 2.03.2 4.08.1 9.02 53.45 4 8.15 28.00 12.3 53.8 2.03.1 4.02.6 8.56 53.00 5 8.05 28.60 12.3 53.7 2.03.4 4.06.2 8.57 53.40 Средние данные 8.24 28.70 12.12 53.4 2.02.1 4.04.7 8.56.4 53.18
На общеподготовительномэтапе по сравнению с соревновательным периодом предшествующего макроцикла измененияв тренировочном процессе:
— повышениеобщего объема работы (примерно на 40 %);
— повышениеплотности в занятии и меньшее количество тренировочных дней со сниженной нагрузкойв недельном макроцикле (в соревновательном периоде — 1 день полного отдыха и 2-3дня с малой нагрузкой, на общеподготовительном этапе 1 день — отдых, 1-2 дня сосниженной нагрузкой);
— преобладаниесредств тренировки аэробной и силовой направленности, по сравнению с соревновательнымпериодом, где доминировали нагрузки, направленные на развитие скорости и скоростнойвыносливости.
В результатетаких изменений в подготовке, в значительной степени снизились скоростно-силовыеи скоростные показатели (в отдельных случаях до 6 %), а так же скорость в беге на400 м, характеризующая мощность гликолитического режима энергообеспечения (в среднемна 3 %). При этом высокая нагрузка оказала депрессивное воздействие в первую очередьна анаэробные механизмы, что можно проследить по динамике достижений на отдельныхдистанциях.
В диапазоне400 м, 800 м, 1500 м, 3000 м, 15 км наблюдался меньший спад результативности с увеличениемдлины контрольного отрезка (-3,1 %;
-2,7 %; -2,1%; -2,2 %; -0,7 %).
В то же время,несмотря на повышенный объем работы, функциональное состояние бегунов практическисохранилось на уровне соревновательного периода, что выявлено при изучении реакциина стандартную нагрузку со стороны сердечно-сосудистой системы.
На специально-подготовительномэтапе в тренировочном процессе не изменилась плотность воздействия в макроцикле(не менее 4-х занятий с высокой нагрузкой), но интенсифицировались средства подготовки,и снизился общий объем (примерно на 20 %), что привело к росту скоростно-силовыхкачеств на 2-5 %, скоростных качеств 1 %, улучшению на 1,4 % результата на 400 м.Положительная динамика в беге на соревновательной дистанции (800 м. 1500 м, 3 км)1-2 % и выход в беге на 3км на уровень личных достижений свидетельствует о том.Что к этому времени спортсмены адаптировались к нагрузкам и их физические возможностиповышаются. На данном этапе отмечено так же более высокое функциональное состояние,чем на общеподготовительном этапе и в соревновательном периоде предыдущего макроцикла.Это так же подтверждается более высокими результатами в беге на 15 км.
Предсоревновательныйэтап (не основных соревнований в плане построения и содержания тренировки характеризовалсяменьшей плотностью нагрузки в макроцикле (2-3 занятия с высокой нагрузкой, одноиз них — контрольный бег, 2-3 дня — со средней и малой нагрузкой, 1-2 дня — отдых).Интенсивность выполнения отдельных тренировочных заданий была близка к максимальной.При некотором индивидуальном разбросе все показатели спортсменов превысили исходныйуровень достижений.
Незначительноеотставание наблюдалось в основном на дистанциях 100 м-400 м.
Общефункциональноесостояние на этом этапе подготовки было наивысшим за весь период наблюдений.
Так, пульс-суммавосстановления, в среднем снизилась на 2 % по сравнению со специально-подготовительнымпериодом, и на 4,6 % по сравнению с исходными данными.
Можно сделатьзаключение, что перед началом серии стартов бегуны приблизились к состоянию наивысшейспортивной формы и достигли более высокого функционального состояния, чем в предыдущеммакроцикле.
Исследования,проведенные в соревновательном периоде, позволили подвести итог выполненной в макроциклеучебно-тренировочной программы.
Спортсменыулучшили результаты на основных соревновательных дистанциях 800 м и 1500 м.
В беге на800м на 0,4-3,1 секунды (0,3-2,5 %) на 150 0м на 1,9-4,4 секунды (0,8-1,8 %).
На вспомогательныхдистанциях 400 м и 3000 м результаты так же повысились на 0,2-0,8 секунд (0,2-1,5%) и на 4-18 секунд (0,7-2,4 %)
Скоростныеи скоростно-силовые качества спортсменов (бег на 100м и прыжковые упражнения) возрослив среднем на 1-3 %.
Относительнонебольшой прирост приблизительно 1 % (24 секунды) в контрольном беге на 15км, возможноне в полной мере показывает возможности бегунов в данном режиме, так как аналогичныепо длине дистанции не пробегались с максимальной мобилизацией.
Реакция настандартную нагрузку (1000 м за 3 минуты) в соревновательном периоде характеризоваласьразличиями.
У трех изпяти спортсменов показатель пульс-суммы был хуже, чем на предсоревновательном этапе,но лучше, чем на общеподготовительном этапе и в предыдущем макроцикле. У одногоспортсмена пульс-сумма восстановления была ну уровне исходных данных, а у одного- значительно улучшился (на 4,4 % по сравнению с предсоревновательным этапом и на8,9 % по сравнению с исходными данными).
Анализ среднегрупповойдинамики реакции на нагрузку по этапам подготовки, несмотря на имеющиеся индивидуальныеотклонения, позволяет выявить (таблица № 13) определенные тенденции, характерныев большинстве случаев.
1. Рост спортивныхдостижений сопровождается улучшением реакции на стандартную нагрузку, которое проявляетсяв снижении ЧСС непосредственно после нагрузки в среднем со 181 уд/мин до 178 уд/минв течении макроцикла.
2. Через1 минуту восстановительного периода ЧСС более значительно изменяется в процессеподготовки (приблизительно 132 уд/мин в исходном состоянии и на общеподготовительномэтапе, 128 уд/мин — на специально-подготовительном, на этапе вхождения в спортивнуюформу 125 уд/мин, и в соревновательном периоде 126 уд/мин. Наилучшие показателиПСВ (пульс-суммы восстановления) отмечаются по окончании специально-подготовительногоэтапа.
3. У спортсменовможет наблюдаться колебания общефункционального состояния. В течении макроциклаподготовки, количественно это может быть характеризовано пульсовой реакцией на стандартнуюспецифическую нагрузку. Непосредственно после бега вариативность ЧСС составляет2,2 пульс-сумма восстановления (ЧСС на 1,2,3 минутах восстановления) варьирует убегунов в течении полугодичного цикла на 2-10 %.
Приведенныеданные основываются на наблюдениях 5 спортсменов, и, возможно, не позволяют проводитьболее глубокие обобщения, в то же время, методология исследования может послужитьосновой для изучения тренировочного процесса квалифицированных бегунов на средниедистанции.

Выводы
1. Анализлитературных источников, изучение опыта ведущих специалистов показывает, что дляэффективного управления тренировочным процессом, необходимо контролировать уровеньспециальной работоспособности спортсменов на протяжении всех этапов подготовки.Динамика результатов в контрольных упражнениях и пульсовая реакция бегунов на стандартнуюнагрузку (с учетом ЧСС непосредственно после бега и пульс-суммы восстановления через1, 2 и 3 минуты отдыха) позволяют контролировать физическое и общефункциональноесостояние спортсменов.
2. В качествестандартной нагрузки для бегунов I-II разрядов, специализирующихся на дистанциях 800 м и 1500 м предлагаетсявыполнение бега на 1000 м за 3 минуты, что соответствует 85-90 % на данном отрезке.
3. В процессенаблюдения за уровнем достижений в тестах, отражающих скоростно-силовые, скоростные,анаэробные, анаэробно-аэробные и аэробные возможности бегунов на средние дистанциии их реакцией на стандартную нагрузку прослеживаются определенные закономерностиизменения состояния спортсменов на протяжении макроцикла подготовки.
Так, выполнениеобъемов нагрузки приводит, в первую очередь, к снижению скоростно-силовых показателейи скорости бега на 400 м (отражающих мощность анаэробного механизма энергообеспечения).
В то же время,на более длинных отрезках, даже при повышенной общей нагрузке, наблюдается болеевысокая степень сохранения спортивной формы. Интенсификация тренировочных средствна специально-подготовительном этапе сопровождается повышением скоростно-силовыхи скоростных качеств бегунов, а так же приближением их результатов в беге на 1,5км, 3 км, 15 км и уровню максимальных достижений. На этом этапе более низкие показателизарегистрированы на дистанциях 400 м и 800 м, что очевидно свидетельствует о недостаточномуровне специальной скоростной выносливости.
Снижениенагрузки в предсоревновательных и соревновательных макроциклах способствует повышениюуровня всех изучаемых показателей, но в большей степени — скорости бега на 400 ми 800 м.
Можно предположить,что развитие максимальных гликолитических способностей успешнее проходит при меньшейобщей нагрузке и использовании достигнутого уровня аэробных возможностей.
И, наконец,динамика общефункционального состояния в макроцикле подготовки, хотя и имеет индивидуальныеотличия, но подчиняется тенденции к повышению по окончании специально-подготовительногоэтапа. При этом в большей степени варьируется на показатель ЧСС непосредственнопосле беговой нагрузки, а динамика ЧСС на 1-3 минутах восстановительного периода.

Список литературы
1. Аросьев Д.А. Исследованиянекоторых форм построения соревновательного этапа тренировки. Автореферат диссертациик.п.н. М.: 1969.-27 с.
2. Архипов В.Н. Значениепоследовательности распределения в тренировочном процессе нагрузок различной продолжительностидля развития специальной работоспособности бегунов на средние дистанции. Авторефератдиссертации к.п.н. Клев: 1978. с.48-49.
3. Баранов В.Н. Исследованияобъема специальных средств в тренировке бегунов на средние дистанции Авторефератдиссертации к.п.н. М.: 1969.-16 с.
4. Болдырев А.Г. Экспериментальноеисследование средств и методов воспитания общей выносливости у юных бегунов. Авторефератдиссертации к.п.н. М.: 1971.-24 с.
5. Вайцеховский С.М.Оперативное управление процессом спортивной тренировки //Теория и практика физ.культуры, 1979, №1. с.47-50.
6. Вануров С.А. Бег насредние и длинные дистанции. М.: Физкультура и спорт. — 1981., С.5-7, 17-26, 29-30.
7. Верхошанский Ю.В.Некоторые предпосылки к оптимальному управлению процессом становления спортивногомастерства //Теория и практика физ. культуры, 1966. № 4. с.21-23.
8. Верхошанский Ю.В.Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт,1985.-176 с.
9. Верхошанский Ю.В.Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.-331с.
10. Вокзблейн Ю.Н., КушейниковН.М. Руководство по легкой атлетике. М.: 1985. с. 18-36
11. Венков Н.И., ЗациорскийВ.М. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок // Теория и практика физ. культуры,1969, №6. с. 20-24.
12. Воробьев А.Н. Некоторыевопросы спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры, 1974, №10. с.56-59.
13. Воробьев А.Н., ЧерновК.Л. Принципы управления подготовкой спортсменов. Малаховка: 1987.-67 с.
14. Годик М.А. Контрольтренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1998.-136 с.
15. Дорошенко Н.И. Исследованиетренировочных и соревновательных нагрузок в системе подготовки высококвалифицированныхбегунов на средние дистанции. Автореферат диссертации к.п.н. М.: 1976. — 12 с.
16. Жуков И.Н.,Пыхтин В.Н., Якубович М.А. Сотворение бега // Легкая атлетика. – 1987. – № 5. –С. 31.
17. 3ациорский В.М. Физическиекачества спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1970.-200 с.
18. 3ациорский В.М., ЗапорожановВ.А., Тер-Ованесян И.А. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современномспорте // Теория и практика физ. культуры. – 1971. — №4. — С. 59-64.
19. Коробов А.В. Школалегкой атлетики. – М.: Физкультура и спорт, 1962. – 175 с.
20. Кулаков В.Н.Гармония подготовки // Легкая атлетика. – 1987. – № 6. – С. 11-14.
21. Макаров А.Н. Бег насредние и длинные дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1973.-150 с.
22. Макаров А.Н. Бег насредние и длинные дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1966.-10 с.
23. Матвеев Л.П. Основыспортивной тренировки // Учебное пособие для ИФК. М.: Физкультура и спорт. 1977.с. 18-34.
24. Матвеев Л.П. проблемыпериодизации спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1964.-244 с.
25. Матвеев Л.П. Основыспортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.-271 с.
26. Михайлов В.В. Некоторыепроблемы выносливости спортсменов в циклической работе // Теория и практика физ.культуры, 1968, №1, с. 55-62.
27. Озолин Н.Г. Современнаясистема спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970.-479 с.
28. Платонов В.Н. Подготовкаквалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.-287 с.
29. Платонов В.Н. Управлениетренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов, специализирующихсяв циклических видах спорта // Основы управления тренировочным процессом спортсменов:Сб. науч. тр. Клев: 1982. с. 5-26.
30. Рыбаков В.В. Исследованиеструктуры недели «ударных» макроциклов при воспитании специальной выносливости //Актуальные проблемы спортивной тренировки. Л.: 1979. -44 с.
31. Смирнов Ю.Н. Основныесвойства и показатели спортивной подготовленности. Малаховка: 1987. -48 с.
32. Суслов В.П. Бег насредние и длинные дистанции. Классификация тренировочных средств // Легкая атлетика,1970, №7. с. 10-11.
33. Сушов Ф.П., ПоповЮ.А., Кулаков В.Н., Тихонов С. А. Бег на средние и длинные дистанции. М: 1992. С.5, 39-40, 44.
34. Юшкевич Т.П.Силовая подготовка // Легкая атлетика. – 1977. – № 8. – С. 13.
35. Юшко Б.Н.,Бушалова Ю.К. Как развивать скорость // Легкая атлетика. – 1989. – № 10. – С.11-12.

Приложение
Таблица 2
Результатыконтрольных упражнений (исходные данные)№\тесты
3нойс/м м
10нойс/м м 100 м с 400 м мин, с 800 м мин, с 1500 м мин, с 3 км мин, с 15 км мин, с 1 8.40 28.80 12.1 53.8 2.04.2 4.07.8 9.03 53.50 2 8.35 28.30 12.0 53.0 2.00.5 4.05.3 8.53 52.45 3 7.80 27.50 12.4 54.5 2.05.4 4.12.0 9.14 54.20 4 7.70 27.40 12.3 54.0 2.03.5 4.05.5 9.02 53.25 5 7.95 28.30 12.4 54.2 2.06.5 4.10.2 9.15 54.10 Средние данные 8.04 28.06 12.24 53.9 2.04.0 4.08.2 9.05.4 53.42
Таблица 3
ДинамикаЧСС при стандартной нагрузке и в восстановительном периоде (исходные данные)№/показатели
ЧССН
ЧСС1
ЧСС2
ЧСС3 ПСВ 1 184 136 116 108 360 2 176 124 112 100 336 3 188 140 120 104 364 4 176 124 108 96 328 5 180 136 116 108 360
ЧССН — сразу по окончании нагрузки
ЧСС1 — через 1 минуту
ЧСС2 — через 2 минуты
ЧСС3 — через 3 минуты
ПСВ — пуль-суммавосстановления (ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3)

Таблица4
Результатыконтрольных упражнений (общеподготовительный этап)№\тесты
3нойс/м м
10нойс/м м 100 м с 400 м мин, с 800 м мин, с 1500 м мин, с 3 км мин, с 15 км мин, с 1 8.15 27.00 12.4 55.0 2.06.8 4.16.3 9.15 54.20 2 8.00 27.50 12.4 54.8 2.04.2 4.11.0 9.12 53.35 3 7.75 27.80 12.6 56.0 2.10.2 4.16.0 9.30 54.30 4 7.60 27.00 12.6 56.2 2.07.0 4.10.0 9.10 53.20 5 7.80 27.70 12.5 55.8 2.08.5 4.14.0 9.19 54.30 Средние данные 7.86 27.40 12.50 55.6 2.07.3 4.13.5 9.17.2 54.03
Таблица 5
ДинамикаЧСС при стандартной нагрузке и восстановительном периоде (общеподготовительнй этап)№/показатели
ЧССН
ЧСС1
ЧСС2
ЧСС3 ПСВ 1 184 136 116 112 364 2 180 132 112 104 348 3 188 140 116 104 360 4 180 120 108 100 328 5 180 132 116 108 356
Таблица6
Результатыконтрольных упражнений (специально-подготовительный этап)№\тесты
3нойс/м м
10нойс/м м 100 м с 400 м мин, с 800 м мин, с 1500 м мин, с 3 км мин, с 15 км мин, с 1 8.35 28.30 12.2 54.2 2.06.0 4.09.5 9.05 53.40 2 8.40 27.90 12.2 54.3 2.04.0 4.06.5 9.01 53.05 3 8.05 28.15 12.4 55.1 2.07.7 4.12.5 9.10 53.50 4 8.10 28.10 12.6 55.1 2.06.2 4.09.2 8.59 53.00 5 7.60 28.20 12.5 55.5 2.06.5 4.09.8 9.11 53.20 Средние данные 8.10 28.13 12.38 54.8 2.06.1 4.09.5 9.05.2 53.23

Таблица 7
ДинамикаЧСС при стандартной нагрузке и в восстановительном периоде (специально-подготовительныйэтап)№/показатели
ЧССН
ЧСС1
ЧСС2
ЧСС3 ПСВ 1 180 132 112 104 348 2 180 124 114 100 338 3 188 136 112 104 352 4 176 120 104 96 320 5 176 128 112 104 344
Таблица8
Результатыконтрольных упражнений (предсоревновательный этап)№\тесты
3нойс/м м
10нойс/м м 100 м с 400 м мин, с 800 м мин, с 1500 м мин, с 3 км мин, с 15 км мин, с 1 8.45 29.00 12.0 53.9 2.02.8 4.05.7 9.01 53.30 2 8.45 28.80 12.0 53.1 2.00.2 4.03.0 8.48 52.40 3 8.25 28.00 12.5 54.6 2.04.5 4.10.5 9.08 53.55 4 8.05 27.50 12.4 53.8 2.04.1 4.04.0 8.55 53.05 5 8.25 28.60 12.2 54.6 2.04.8 4.07.4 9.02 53.00 Средние данные 8.29 28.38 12.22 54.0 2.03.3 4.06.1 8.58.8 53.14
Таблица9
ДинамикаЧСС при стандартной нагрузке и в восстановительном периоде(предсоревновательный этап)№/показатели
ЧССН
ЧСС1
ЧСС2
ЧСС3 ПСВ 1 180 128 112 104 344 2 176 116 108 96 320 3 184 132 112 100 344 4 180 116 104 96 316 5 176 132 112 100 344


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Э Фромм Бегство от свободы
Реферат Налоговый учет представительских расходов
Реферат Культура как результат человеческой деятельности
Реферат Финансы предприятий 4
Реферат Проект программы деятельности ГУП "Управление по эксплуатации зданий Федеральной службы государственной статистики"
Реферат Японо-Китайские экономические отношения в 80-90 годах
Реферат Виды доказательств в уголовном процессе
Реферат Аристотеля по тексту Лондонского папируса №131
Реферат Разделение смеси бензол – циклогексан – этилбензол – н-пропилбензол экстрактивной ректификацией
Реферат Химическая промышленность мира
Реферат Компьютерная модель СГ в координатах d, q, 0 в режиме ХХ
Реферат Кареев Николай Иванович
Реферат Профконсультирование школьников
Реферат Имущественные отношения между супругами
Реферат Мир символов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: несколько разъяснений