Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


История паломнического туризма

Министерствообразования и науки РФ
Гуманитарныйуниверситет
г.Екатеринбург
Контрольнаяработа
Дисциплина
Историясоциально-культурного сервиса и туризма
ИСТОРИЯПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Екатеринбург– 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Определение паломничества
Глава 2. История паломническоготуризма
Параграф 2.1 Центры паломничествамировых религий
Параграф 2.2 Европейскиесредневековые традиции
Параграф 2.3 Паломничество в древнейРуси и России
Заключение

Введение
Человечеству напротяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление кмиропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания иосвоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. К числунаиболее ранних путешественников следует отнести, прежде всего, паломников,которые внесли значительный вклад в развитие путешествий.
Паломники различныхконфессий, устремленные целями распространения своей религии, поклонениямсвятыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные, по тем временам,путешествия.
Всенародное верование вто, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то илииное отношение к божеству или святилищу, было принято уже у народов античногомира (и даже ранее). Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленнымхрамам, например к Оракулу в Дельфы, германцы стекались к священным рощам.Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианскоммире паломничество в страну, где совершались божественные деяния Спасителя (в Палестину),вошли в традиции в IV в., главнымобразом – под влиянием примера св. Елены, матери императора Константина,путешествие которой к святым местам привело к воздвижению Креста Господня иустройству храма в Иерусалиме. К концу IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображенийнравственного свойства запрещали паломничество, но, тем не менее, со временемпаломничество по высочайшему благословению было признано церковью деломбогоугодным. Все восемь крестовых походов, по существу, были грандиозным,массовым паломничеством с различной степенью успеха предприятия.
В настоящее время основурелигиозного туризма составляют паломничество и богомолье, имеющие огромнейшиемасштабы своей деятельности. Например, массовое паломничество приверженцев исламав Мекку или христиан к Гробу Господню в Иерусалим, посещение святых мест врелигиозные и другие праздники.

Глава 1. Определениепаломничества
Паломничество – хождениеили путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями.[1]Паломничество известно с древности, в той или иной форме принято практически вовсех религиях и языческих культах. Известно также светское и политическое паломничество,путешествия в около- или псевдопаломнической сфере – событийный туризм нарелигиозные праздники и церемонии, а также обычный туризм на культовые объектыс познавательными целями, более точно характеризуемый каккультурно-религиозный. В настоящий момент паломники всех видов широко пользуютсяуслугами туристской индустрии, создаются специальные туристические фирмы,организующие такие туры с обслуживанием и экскурсиями на местах. Потокипаломников, интенсивно возрастающие в дни религиозных событий и праздников,оказывают влияние на формирование индустрии перевозок.
Религиозноепаломничество, в отличие от культурно-религиозных познавательных (а часто иразвлекательных) или культурно-исторических путешествий, имеет свои цели,адекватные устоям, столпам, догмам и канонам религии, традиции, сложившиесявеками, и несет определенный верованием глубоко духовный смысл совершенияобряда. Религиозным паломничеством исторически занимались и занимаются внастоящее время специальные паломнические службы, создаваемые религиознымицентрами той или иной конфессии. Религиозное паломничество как вид особойдеятельности регулируется, прежде всего, религиозными правовыми нормами,поскольку по существу духовного содержания это религиозный обряд. Одновременнотакое паломничество – это и путешествие, часто достаточно дальнее, и сам паломник,и организаторы паломничества руководствуются и обязаны соблюдать правовые нормыи правила бытия, как данного государства, так и международные и национальные(других государств), если это путешествие связано с посещением святынь в другихстранах, пересечением государственных границ.
Паломничество – наиболееранний вид организованного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничествапо своим общим признакам, несомненно, относятся к путешествиям и ранним формамтуризма и на этапе последних 200 лет – к туризму. Они содержат все единообразноопределяемые признаки туризма и туристического продукта: планирование,перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. Следуетотметить, что моральные принципы и образ поведения паломника значительноотличаются от более свободных моральных устоев и образа обычных туристов.
Религиозное паломничествостоит несколько обособленно и учитывает национальные особенности правовогопространства и соотношение взаимосвязи религии и конкретного государства. Естьгосударства, в которых религия тесно и неразрывно связана с государственнымустройством, например исламские республики, в других государствах религия можетбыть отделена от государства, таким государством является Россия. Новые реформыэкономики и власти в России существенно изменили отношение государственнойвласти к религии и ее место в жизни общества. Паломничество к российскимсвятыням, а также и великое паломничество, обретают масштабность. Здесь тесносмыкаются правовые концепции современного общества и древние религиозные устои.Возникают коллизии налогового регулирования, трудности определения и отделениярелигиозных паломников от обычных туристов, которые наравне с первыми посещаютсвятые места, причем все подряд (иудейские, христианские, мусульманские) дляудовлетворения познавательных и развлекательных устремлений, воспринимаярелигиозную церемонию как шоу. В результате чаще всего люди, истинно верующие,терпят неудобства, притеснения, ущемления своих прав на объектах, принадлежащихих религии, затруднения в отправлении обрядов. Наблюдается столкновениеинтересов крупного туристического бизнеса, использующего объекты культурногонаследия как туристические ресурсы, и интересов религиозных общин, в ведениикоторых эти объекты переданы и находятся, восстанавливаются и содержатся на ихсредства и средства верующих.

Глава 2. Историяпаломнического туризма
 
Параграф 2.1 Центрыпаломничества мировых религий
Общей основойпаломничества является верование, достаточно общее для всех культов и религий,что молитва или обряд должен увязываться с определенным местом, природным илирукотворным объектом, имеющим какое-либо отношение к божеству или иным образомпочитаемому явлению. Это могут быть вершины гор, камни и скалы, реки и озера, источникии родники, деревья, рощи. К рукотворным объектам в первую очередь относятсяжертвенные места, храмы, захоронения. Особое место занимают захоронения илимощи высокочтимых людей, причисляемых к божествам, канонизированным святым,национальным героям, вождям и др.
Что касается основныхчетырех мировых религий, то тут сомневаться не приходится: христиане,мусульмане и евреи за Святую Землю почитают территорию древней Палестины –центр и сосредоточение святынь находится в Иерусалиме, где один из храмов мирно(сегодня) одновременно делят несколько религиозных конфессий. Для евреевИерусалим – Земля Обетованная – был центром паломничества задолго довозникновения христианства и остается таковым и в наши дни. Здесь есть СтенаПлача, священное место, посещение которой обязательно для евреев. Стенасимволизирует память разрушения в 70 г. города и Второго храма римлянами внаказание за восстание иудеев. Она сложена из камней, составлявших основу храмаИрода и храма царя Соломона. Для евреев в современном Иерусалиме есть объектыпаломничества новейшей истории. К таким следует отнести Йод-Ва-Шем – обительскорби, зал памяти шести миллионов евреев, зверски убитых нацистами. Залсооружен в 1957 г. и является важным объектом паломничества евреев всего мира.
Для мусульман истинныйцентр паломничества находится в Мекке. Согласно канонам ислама в числоморальных принципов мусульманина положены пять основ (столпов), в которыевходит обязательное паломничество в Мекку. После этого мусульманин становитсяна другую, более высокую, ступень общественной иерархии и всеобщего уважения,причем состоятельные люди в силу немощи или иных уважительных причин могутпослать в хадж слугу или поверенного. Святое место – мечеть Аль-Хараам, вкоторой находится Кааба – святилище в виде большого куба из серо-зеленыхгранитных блоков. В основе положен квадрат, одна диагональ которого направленас севера на юг, а другая с запада на восток. В одном из углов Каабы укрепленчерный камень. Главное действие в кульминации паломничества – совершениеобхождения Каабы в направлении против часовой стрелки и прикосновение к черномукамню. Аль- Хараам – одна из самых больших мечетей в мире. Сюда собираетсяежегодно на первые десять дней месяца зуль-хиджра до 2 млн. паломников. Есть идругие не менее важные составляющие ритуала хаджа, например, побивание дьяволакамнями, стояние на горе Арафат, жертвоприношение. Вторым по значению длямусульманского паломничества является город Медина, где похоронен сам пророк.Здесь есть мечеть, где выгорожено место глинобитной хижины, в которой жилпророк Мухаммад и находится его могила. Значительное количество святых местислама есть и в Иерусалиме. Это храм, именуемый Купол Скалы, восьмиугольнаямечеть, святое место, куда был принесен пророк Мухаммад во время своеголегендарного ночного путешествия из Мекки в иные отдаленные мечети.
Сикхи совершаютпаломничество в Золотой храм в городе Амристсаре на севере Индии. В храмехранится священная книга Гкуру Грант Сагиб, в которой записаны основныеположения учения сикхизма. Буддисты в паломнических целях совершают повторныепути странствий Будды. Приверженцы индуизма посещают святые места в храмДжагдиш Шивы в Раджастане, другие храмы Шивы, святые места Кришны и Вишны, атакже совершают омовение в водах реки Ганг. Также совершается паломничество кистокам Ганга.
В христианствепаломничество на Святую Землю, где совершал свои деяния Спаситель, относятся кпериоду IV в. В сфере паломничествакатолическая церковь различала великое и малое паломничество. К первомуотносили паломничества к Гробу Господня в Иерусалим, в Рим, в Сантьяго деКомпостелу (испанская Галисия) и Лорето. Паломнический путь (великоепаломничество) и святыня для христиан-католиков всего мира объявлены папской буллойв XII в. – папа римский Александр III провозгласил Компостелу святымгородом наряду с Иерусалимом и Римом. Для совершения обрядов и отпущения греховследовало (и следует в настоящем) пройти паломнический путь, в древностисовершенный св. Иаковом, и посетить город Компостела (центр Европы дляхристиан). Это паломничество ближе и доступнее для северных и западныхевропейцев, чем Иерусалим и Рим.
В православии к великомупаломничеству относились путешествия на св. Землю, посещение Константинополя(Царьграда), Афона. К малым относили паломничества к местным святыням, мощамсвятых. В 1087 г. мощи св. Николая Мирликийского, архиепископа и чудотворца,участника первого Вселенского Собора, канонизированного церковью, чтимого у всеххристиан, были перенесены в г. Барии в Италии. 9 мая почти 1000 лет празднуетсядень св. Николая (Угодника). Он считается покровителем путешествующих, вособенности мореплавателей. Малое паломничество признают все конфессии,поскольку абсолютно всем совершать великое просто невозможно. Был разработан иреализуется до настоящего времени институт традиций обмена между религиознымицентрами частичками мощей, священных атрибутов, икон.
Параграф 2.2 Европейскиесредневековые традиции
 
Великое и малое паломничествоцерковь стала налагать как епитимью, а с XIII в. и светские суды Западной Европы сталиприговаривать к паломничеству убийц, но в XIV и XV вв.светские суды отказались от наложения большого паломничества, ограничиваясьмалым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения– знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались дажесветские цехи профессиональных наемных паломников, которые вскоре сильноразмножились, так как этот «божий» промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. общины снаряжали на свой счетпаломников.
В древней Русипрофессиональных паломников именовали калики или калеки перехожие. Сначалатакой калика перехожий ходил в Иерусалим, в Царьград, на Афон, потом странствовалпо отечественным святыням.
Калики перехожие былиизвестны значительно ранее первых русских паломников, так о каликах-странникахупоминается в писании о хождении в Иерусалим игумена Даниила и в запискахСтефана Новгородца. Их знают и наши былины, в которых упоминаются целыебратчины калик, снаряжающиеся из Волынца-Галича, или из пустыни Ефимьевы, измонастыря Боголюбова в путь к «славному городу Иерусалиму». Калека КарпДанилович являлся предводителем отряда молодых псковичей в стычке с немцами (в 1341 г.).
Паломничество особенноусилилось в XIV в., когда выяснилось, чтомусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая сних лишь известную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляливозможность в 6-8 месяцев совершить паломничество, которое до тех пор считалосьпредприятием весьма продолжительным и крайне опасным.
В средние века, чтобыпредпринять паломничество, требовалось предварительное разрешение духовныхвластей, которое в конце XV в.давалось под условием платежа известной пошлины в пользу Папы Римского. Пунктомотправления отрядов паломников служила Венеция (впоследствии – и Марсель), гдепаломники запасались путеводителем. Они отпускали бороду и облачались впаломническую одежду – калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу свесьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами, снаряжались клюкой,сумой и бутылкой (выдолбленная тыква). К плащу и шляпе паломники прикрепляликрасный крест. В Венеции, где ежемесячно организовывались такие экспедиции,паломник заключал контракт с судовладельцем, который обязывался осуществитьперевозку паломников туда и обратно, сопровождать их в путешествии, охранять,организовывать питание и ночлег, уплачивать все подати. Это все обеспечивалобезопасность путешествия и исключало необходимость каждому паломнику нести ссобой большие суммы денег. При посещении святых мест западные паломникипредпринимали на горе Сион процессии и ходы, во время которых пели духовныепесни, совершали молебны.
Исторически, составпаломников однородным не был, и цели были всегда достаточно разными. Среди нихбыли дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, политические ивоенные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника,авантюристы, икавшие истоки оккультических знаний на чудодейственном Востоке,ученые, исследователи, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Длязащиты паломников стали организовываться воинствующие монашеские рыцарскиеордена, например, Орден тамплиеров или храмовников.
Паломничество утратилосвое значение в XIX в. Тем неменее, и в это время известны организованные путешествия в паломнических целях.Церковь во Франции и Германии с 1881 г. ежегодно организовывала путешествия насв. Землю паломнических групп единым караваном численностью до 400 верующих. ВоФранции придавался характер приношения покаяния за преступленияреспубликанского правительства против церкви. В состав такого каравана входилилица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца1870-х гг. такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене иМюнхене.

Параграф 2.3 Паломничествов древней Руси и России
Паломничество на Русиможно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историейхристианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничествопо святым местам на территории Руси, как центре мирового православия.Паломничество на Святую Землю началось на Руси в первые времена христианства.Историки относят первых документально подтвержденных паломников к XI веку. Так в 1062 г. Палестину посетил дмитриевский игумен Варлаам. К паломничеству назначались духовные лица,владеющие грамотой и способные донести свои впечатления для церкви. По существупервым русским паломником, который оставил достаточно детальные записки остранствовании на св. Землю, был игумен Даниил. Он оставил записки, известныекак «Хождение» (1106-1107гг.), которые были переписаны в большом количестве,сохранились и многократно издавались в XIX в., а также и ранее. Другой известный паломник –новгородский архиепископ Антоний, совершивший паломничество по русским святымместам в конце XII в. Имсоставлены уникальные описания Софийского собора и его сокровищ, которыепозднее были утрачены в результате войн и разорения. В 1167 г. паломничество в Иерусалим совершила преподобная Евфросиния Полоцкая (дочь князя полоцкогоСвятослав-Георгия Всеславовича). В 1350 г. паломничество на св. Землю совершил новгородский инок Стефан, оставивший подробнейшие описания царьградскихсвятынь. Известно, что он также посетил Иерусалим, но письменные описанияутрачены. В 1370 г. паломничество в Иерусалим было совершено архимандритомАгрефенья, который оставил уникальные описания святынь Иерусалима (изданные в 1896 г.). далее в этот период конца XIV в. известны путешествия в Иерусалим,Константинополь и Афон диакона Игнатия Смолянина и новгородского архиепископаВасилия. Известно «хождение священноинока Варсонофия к святому градуИерусалиму», открытое в рукописи первой четверти XVII в. в 1893г. Н. С. Тихонравовым. Оно содержит в себеописание двух паломнических ходов: в 1456г. – в Иерусалим из Киева черезБелгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и в 1461-1462гг. – черезБелгород, Дамиетту, Египет и Синай. Варсонофий – первый из русских паломников,описавший достаточно подробно и точно св. гору Синайскую.
С середины XV в. в истории русского паломничестванаступает новый этап. После взятия Константинополя турками окончательно былиутрачены многие христианские святыни Востока. Паломничество стало делом трудными небезопасным. Формируется институт и традиции паломничества к местнымсвятыням. Русское паломничество на св. Землю в период XV- XVI вв.малозначительно по численности, описаний путешествий мало. К известным следуетотнести хождение в 1558-1561гг. купца Василия Познякова, который дал уникальноеописание иерусалимских и синайских святынь. Официальному поручению обязан своимпроисхождением и известный «Проскинитарий» Арсения Суханова – иеромонаха,строителя Троице-Сергиева Богоявленского монастыря и келаря Троице-Сергиевойлавры. В 1649г. он побывал на Афоне, а в феврале 1651г. он посетилКонстантинополь, Хиос, Родос и др. острова Греческого архипелага, проник вЕгипет и Иерусалим, через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653г. в Москву.Благодаря богатой «милостыне», которой снабдили его, Арсению удалось вывезти изАфона и других мест 700 уникальных рукописей, которые считаются украшением Московскойсинодальной библиотеки.
Позднее в XVIII в. известно паломничествопутешественника Василия Киевского, который посвятил себя изучению православногоВостока. На Руси складывается твердое убеждение в том, что православная верасохраняется в чистоте своей только здесь, что Святая Русь остается единственнымправославным царством. Многие церковные деятели того периода призываютсовершать паломничество в предела Руси, черпать благочестие и воспитыватьнациональными истоками. Наступают времена массового паломничества по русскимсвятым местам. В XVI-XVII вв. Русь была признана центромПравославного мира уже и за пределами государства. Представители поместныхправославных церквей посещали Московское государство с паломническими целями.Центрами паломничества стали Валаам, Соловки.
Иногда в паломничествоотправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничества очиститься от греха.Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богув болезни или скорби житейской. Еще чаще к святыням шли болящие, чающиеисцеления от телесной или душевной немощи через прикосновение к святыне.
Имеет место паломничествопо призванию, когда Сам Господь или какой-либо святой во сне или видениипризывал человека отправиться туда-то. Русские паломники чаще всего ходили вКиев, желая посетить «Матерь городов русских», с ее святынями, прежде всегоКиево-Печерскую лавру, ее Ближние и Дальние пещеры с многочисленными мощамисвятых подвижников. Важнейшим российским центром паломничества в XV в. являлась Троице-Сергеева лавра,куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традициидаже русские цари. В XIX-началеXX вв. Особенно посещаемыми центрамипаломничества стали также Саров и Оптина пустынь. Последняя из них стоитнесколько особняком. В Оптину совершались паломничества исключительно с цельюобщения со старцами.
В паломничество обычноотправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникамполагалось идти к святым местам пешком, дабы потрудиться во славу Божию.Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западныхпилигримов), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями исосуд для воды.
XX в. – время массовых паломничеств посвятым местам России. После 1910г. московский священник храма Воскресения вКадашах отец Николай (Смирнов) начал приходские паломничества по окрестностямМосквы и по дальним обителям. Его примеру последовали и другие. Известно,например, что и после революции в 1920-е годы приход храма святого МитрофанияВоронежского под руководством своего настоятеля отца Владимира Медведюкасовершал ближние и дальние паломничества (в том числе в Саров). Сегоднявозродилась эта благочестивая традиция. Почти каждый храм имеет свой опытпроведения паломнических поездок или походов по российским святыням: этоТроицкий храм в Останкине, Храм апостола Филиппа, Церковь Вознесения (Малая) идругие приходы. В Санкт-Петербурге имеет свою паломническую службу Валаамскиймонастырь, который организует паломнические путешествия на острова Валаам иКоневец. В июне 1997г. глава Православной Церкви России патриарх Алексий II совершил паломничество в Иерусалим.

Заключение
Паломническаядеятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозныхорганизаций, как христиан, так и мусульман, иудеев и других конфессий. По своейсущности это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее всепризнаки туристической деятельности, но в определенных отношениях стоящие внетаковой, вне массовых видов туризма, принятых в светском обществе.
Большой вклад в развитиепутешествий внесло паломничество. Оно в значительной мере способствовалораспространению географических знаний, знакомству с культурой других народов.Проходя через множество земель и стран, паломники приносили в устной и, нередков письменной, форме легенды, песни, сказания. Паломники несли дары ипожертвования церкви, монастыри и местное население предоставляло им кров ипищу.
Важная роль паломничестваопределена как миссионерская и несение просвещения и укрепления веры. В основепаломничества лежит именно любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищутдушевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевногосостояния именно в паломничестве.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :