Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование природных факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся общеобразовательных школ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО«ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выпускнаяквалификационная работа
По Теории иметодике физического воспитания
Исследование природных факторов, влияющих на уровеньздоровья учащихся общеобразовательных школ
ТОТЬМА
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретическийанализ применения природных факторов, влияющих на уровень здоровья учащихсяобщеобразовательных школ
1.1      Физическоеразвитие
1.2       Здоровье
1.3      Естественныесилы природы
1.4      Закаливаниев семье
ГЛАВА 2. Организация и результатысобственных исследований
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты собственных исследований
Заключение
Литература

Введение
Применениеприродных, факторов на уроках физической культуры стало актуальным уже давно,так как все человечество заинтересованно в воспитании здорового населения.
Впоследнее время экологическая обстановка намного ухудшилась в связи сувеличением промышленных предприятий, которые выбрасывают в атмосферу игидросферу большое количество вредных веществ, отравляющих человека, с помощьюприродных факторов можно не только улучшить здоровье учеников, но и дажевылечить от некоторых болезней или укрепить иммунитет к ним.
Такимобразом, применение природных факторов оказывает большое влияние на развитиефизических качеств ученика, так как здоровый ученик не пропускает занятия илучше успевает программу.
Выносливость организмаи его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней средыповышаются под влиянием ЗАКАЛИВАНИЯ — воздухом, водой, рассеянным солнечнымсветом: закаливание способствует правильному обмену веществ, оказываетположительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию егоорганизма к новым условиям жизни.
Закаливание — ведущийметод повышения сопротивляемости детского организма. При любых закаливающихмероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка, ииндивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенноувеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведениюзакаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все жезаболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторыепроцедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придетсяпо выздоровлении начать все сначала. Любое закаливающее мероприятие следуетпроводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускатьплача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающимипроцедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен,плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить:положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся. Устойчивостьк воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, нонепрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур кболее сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличенияпродолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно этоважно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающихгипотрофией, аллергическими заболеваниями).
Объект:уровень здоровья учащихся общеобразовательной школы
Предмет:природные факторы
Цель:исследование влияния природных факторов на уровень здоровья учащихсяобщеобразовательных школ.
Задачи
1.    Определитькакие природные факторы влияют на уровень детей общеобразовательных школ.
2.    Проанализироватьлитературу по данной проблеме.
3.        Выявитьвлияние природных факторов на уровень здоровья детей.
4.        Проследитьдинамику изменения уровня здоровья детей.
Гипотеза:предположим, что используя природные факторы, здоровье учащихсяобщеобразовательных школ улучшается.

ГЛАВА1. Исследование природных факторов, влияющих на уровень здоровья учащихсяобщеобразовательных школ
1.1 Физическое развитие
Физическое развитие –это естественный процесс измерения форм и функций организма под влияниемокружающей среды, наследственности, двигательной активности.
Основу двигательныхспособностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относятся силовые,скоростные, скоростно-силовые, двигатель, но координационные способности, общуюспецифическую выносливость.
У каждого человекадвигательные способности развиты по-своему. В основе каждого развития способностейлежит иерархия разных врожденных анатомо-физических задатков:
Ø  анатома– морфологические особенности мозга и нервной системы
Ø  биологические
Ø  телесные
Ø  хромосомы(генные)
Для двигательныхспособностей необходимо создать определенное условия деятельности, используясоответствующие физические упражнения на скорость и силу, т.д.
Этопроцесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизнииндивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на нихфизических качеств и способностей.
Физическоеразвитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1.        Показателителосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частейтела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всегобиологические формы, или морфологию, человека.
2.        Показатели(критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные измененияфизиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровьечеловека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной ицентральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмовтерморегуляции и др.
3.        Показателиразвития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости идр.).
Примернодо 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологическихпоказателей увеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма.Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенномуровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организмапостепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечнаямасса и т.п.
Характерфизического развития как процесс изменения указанных показателей в течениежизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей.Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, еслиизвестны эти закономерности, и они учитываются при построении процессафизического воспитания.
Физическоеразвитие в известной мере определяется законами наследственности, которыедолжны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот,препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, вчастности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей иуспехов человека в спорте.
Процессфизического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиватьсяв процесс физического развития человека с целью управления им можно только наоснове учета особенностей и возможностей человеческого организма в различныевозрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развитияего форм и функций, в период старения.
Процессфизического развития подчиняется закону единства организма и среды и,следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Кусловиям жизни, прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда,воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическоесостояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма.Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большоезначение для управления физическим развитием в процессе физического воспитанияимеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организмав его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методовфизического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбираяфизические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно законуупражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки ворганизме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует какединое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественноизбирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороныих влияния на организм.
1.2Здоровье
Здоровье– это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологическихфункций, оптимальная трудоспособность, социальная активность при максимальнойпродолжительности жизни., Таким образом, наше определение содержит цель:обеспечение максимальной продолжительности активной жизни при оптимальныхусловиях трудоспособности и социальной активности, при сохранении и развитии биологических,психологических физиологических функций.
Здоровье– это процесс жизненного цикла (витальной жизнедеятельности) с адекватнойприроде человека реализацией физиологических, психических, биологическихпотребностей личности в оптимальной социально – трудовой активности,репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни. Здоровьерассматривается как процесс, как валеологический процесс формирования организмаи личности. Анализируются факторы, определяющие уровень здоровья (психофизиологические,биологические, социальные, духовные причины здоровья).
1.3Естественные силы природы
Естественныесилы природы имеют два направления.
1)        Сопутствующийфактор создающий благоприятные условия для процессов физического воспитания. Дополняетэффект воздействия физических упражнений на организм человека.
2)        Используется,как самостоятельное средство оздоровления и закаливания.
Естественныесилы природы – это:
Вода– применяется для очищения кожи, для закаливания, обтирания, очищенияорганизма.
Закаливание водой
Вода — мощное средство,обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость итеплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуревода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающихпроцедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое времябледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии,следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются сохлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ееотсутствует — это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизитьтемпературу воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи,чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этомслучае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды илисократить время процедуры.
Обтирание — начальныйэтап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой,смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затемвытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтираютноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.
Обливание — следующийэтап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду стемпературой около +30°С, в дальнейшем снижая ее до +15°С и ниже. Послеобливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.
Душ — еще болееэффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна бытьоколо +30 – 32°С, а продолжительность — не более минуты. В дальнейшем можнопостепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин.,включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно приниматьконтрастный душ, чередуя 2 – 3 раза воду 35 – 40°С с водой 13 – 20°С напротяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувствосвежести, бодрости, повышенной работоспособности.
Для закаливаниярекомендуется, наряду с общими, применять и местные водные процедуры. Наиболеераспространенные из них — обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, таккак при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма.Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном, водой с температуройсначала 26 – 28°С, а затем со снижением до 12 – 15°С. После обмывания стопытщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый деньутром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23 – 25°С,постепенно, каждую неделю она снижается на 1 – 2°С и доводится до 5-10° С.
Одним из наиболеедейственных природных средств закаливания является вода. Не слишком знакомых сметодиками закаливания людей часто поражает тот факт, что привычные нам сдетства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но иоздоровительным целям, однако это именно так. При грамотной организации водныхпроцедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличениивремени воздействия прохладной воды привычное выполнение незамысловатыхдействий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильныйоздоровительный эффект.
Закаливающие процедурыисключительно полезны для детей первого года жизни, но — с двумя оговорками.Во-первых, ни о каком закаливании не может быть речи до конца адаптационногопослеродового периода (т.е. до 1 месяца), когда организм ребенка, испытавшийзначительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни вовнешнем мире, приспосабливается к новым для него условиям. Во-вторых, преждечем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимообязательно посоветоваться с врачом.
Для детей первого годажизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) иобщими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этомдля закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры —мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различныеигры с водой. Эффект водного закаливания основан на постепенном понижениитемпературы воды и увеличении времени процедуры.
Сильно действующимсредством закаливания является душ, к нему, как правило, прибегают, когдаребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его ираньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно сплохим аппетитом).
Закаливание — системапроцедур, направленных на повышение устойчивости организма к действиюнеблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание невозможно рассматриватьвне связи с общим режимом дня, питания, двигательной активности школьника, егообразом жизни.
Закаливаниеосуществляется естественными природными факторами (воздух, его движение,температура, вода, солнце, атмосферное давление). Закаливание влияет надеятельность желез внутренней секреции, нервной системы и отражается насостоянии всего организма на клеточном уровне (изменяется активность клеточныхферментов). Для состояния организма важны и специфический (устойчивость краздражителю) и неспецифический (общая устойчивость) эффекты закаливания:совершенствуется температурный гомеостаз, повышается противодействиевозбудителям заболеваний, увеличивается физическая и умственнаяработоспособность.
Наибольшимоздоровительным эффектом обладает холодовое закаливание, которое имеет тренирующеезначение для сбалансирования процессов образования тепловой энергии в организмеи ее отдачи в среду.
Охлаждение вызываетсокращение кожных сосудов для поддержания температурного гомеостаза тела, азатем их расширение вследствие компенсаторного увеличения образования тепла. Помере роста закаленности сокращается период спазма сосудов и быстрееактивизируются внутренние источники теплообразования. Эти процессы являютсяоднонаправленными с тренирующим воздействием мышечной работы, т. к. в обоих случаяхимеет место активизация энергообразования в организме. Вместе с тем прихолодовом воздействии в мышцах образуется больше красных мышечных волокон, амышечная деятельность сопровождается увеличением количества белых волокон. Вэтом проявляется противоречие в эффекте закаливающего и тренировочноговоздействия на организм. Из этого следует, что необходимо разумно сочетатьхолодовое воздействие и двигательную работу, четко координировать их сочетаниев перспективном планировании тренировочной деятельности. Длительная иинтенсивная мышечная нагрузка замедляет адаптацию к холоду, поскольку требуетувеличения отдачи тепла организмом, чтобы предупредить его перегревание.Следовательно, их нужно развести по времени, и строго учитывать спецификуспортивной специализации и индивидуальные особенности организма.
Закаливание может бытьуспешным только при правильной методике его проведения, которая строится наоснове известных гигиенических принципов: постепенность, комплексность,разнообразие форм закаливания, сочетание с движениями, положительныйпсихоэмоциональный настрой.
В условиях современнойшколы с ее скудной материально-технической базой, с учетом обостренияэкономических проблем общества, его все более явного социального расслоенияследует широко использовать закаливание как средство неспецифического,экономически не затратного оздоровления детского организма. Необходимоиспользовать в школьной практике некоторые нетрадиционные формы закаливания(хождение босиком по полу, по асфальту в теплый сезон года, полоскание горлапрохладной водой, влажные обтирания ног и пр.). Одной из задач воспитанияшкольников является выработка у них потребности в систематическом применениизакаливающих процедур в соответствии с указанными гигиеническимирекомендациями.
Закаливание может бытьпассивным и активным. Проживание в холодном климате само по себе тренируетмеханизмы терморегуляции и повышает устойчивость к холоду. Пассивноезакаливание отмечается также у людей, профессия которых связана с длительнымохлаждением организма (холодильные установки, моряки, лесорубы и др.). Активноезакаливание — специальное воздействие закаливающего фактора в видесистематических дозируемых процедур. Для закаливания используют солнечный,воздушный, водный факторы и их сочетание, которые применяются в соответствии сопределенными правилами:
— учет особенностейорганизма каждого конкретного школьника и условий его проживания;
— сочетание закаливанияс положительными эмоциями;
— комплексноевоздействие разных закаливающих факторов (вода, солнце, воздух);
— приниматьзакаливающую процедуру надо спустя 1,5 часа после еды или за 1,5 часа до нее;
— в конце процедурыдолжно сохраняться хорошее самочувствие;
— закаливание сочетатьс умеренной мышечной нагрузкой;
— для поддержаниязакаленности нужно использовать разнообразные закаливающие мероприятия:температура помещений, одежда и пр.
Очень важную роль длязакаливания школьника играют термозащитные свойства одежды. Излишне теплаяодежда угнетает терморегуляцию. Поэтому одежда должна соответствовать сезону года,возрасту, здоровью ребенка, активности его поведения. Закаленность организмавозрастает при длительных прогулках, играх на воздухе, при использовании бани,ходьбе по росе, по мокрому асфальту, гальке в вечернее время в теплый сезонгода.
Наиболее щадящей формойзакаливания являются воздушные ванны. Их можно широко использовать длязакаливания ослабленных детей и в домашних, и в школьных условиях (на урокахфизкультуры, в группе продленного дня). При этом для школьников нерекомендуется принимать более двух различных процедур в день и обязательноучитывать самочувствие ребенка. При появлении признаков передозирования(значительное покраснение кожи, обильная потливость при тепловой процедуре или«гусиная» кожа — при холодовой), следует прекратить воздушную ванну.
Воздушные ванны современем можно сочетать с солнечными, обеспечив постепенность их совмещениячерез световоздушные процедуры (в тени деревьев с разреженными листьями).
Хорошим оздоравливающимэффектом обладают водные закаливающие воздействия — обтирания, обливания,ванны, души (табл. 39). Водная процедура обладает большим (в сравнении своздушной) стрессовым воздействием на организм и поэтому индивидуализация ееприменения особенно важна. С нее не следует начинать закаливание, а лучшеподготовить организм к этому воздействию с помощью воздушных ванн.
Наиболее доступными вбыту являются полоскания носоглотки прохладной водой, обтирание шеи; не следуетукутывать шею слишком теплыми шарфами. Для закаливания носоглотки у частоболеющих школьников можно применять ходьбу босиком по увлажненному полу илисочетать ходьбу по сухому полу с ходьбой по увлажненному коврику. Подобнуюпроцедуру можно практиковать в период школьных уроков физкультуры и в домашнихусловиях, и в группе продленного дня. Очень важно не прекращать закаливание и вканикулярное время. Летом и зимой можно организовать ходьбу и бег по сыромупесочку (в песочнице, в специальном домашнем манеже или на берегу водоема) илипо утренней траве, увлажненной росой. Все это простые увлекательные для ребенкаи достаточно эффективные формы оздоровления, которые наряду с закаливаниемукрепляют мышцы и связки стоп и голеней, обеспечив профилактику и, в рядеслучаев, коррекцию плоскостопия. Можно рекомендовать также ходьбу босиком поскошенной траве, по опавшей хвое в лесу, по земле после летнего дождя и т. д.
При этом не надозаканчивать перечисленные формы закаливания искусственным согреванием ногребенка путем растирания, поскольку этим существенно снижается естественныйтерморегуляционный эффект. Следует лишь следить за рациональным дозированномтакой процедуры и предотвращать переохлаждение организма.
Обливание стоп делаетсячаще в домашних условиях. Над тазом на ноги ребенка льют из лейки, кувшина водукомнатной температуры, снижая ее каждые 10 дней на 1-2 °С. Ноги промокнутьполотенцем, особенно тщательно между пальцами. Конечная температура воды — неменее 10 °С.
При необходимости применяютножные ванны, начиная с 30°-й температуры воды, которую наливают в таз иливедро и снижают ее каждые 10 дней на 1-2 °С, а длительность ванны постепенновозрастает от 1 до 5 минут. Рекомендуется выполнять движения ногами в воде,пританцовывая.
С ростом закаленностиребенка можно применять обливание туловища в следующей последовательности:спина, грудь, живот, левая и правая рука и в том же порядке ноги. Начинают стемпературы 30 °С (зимой) и 28 °С летом, снижая ее каждые 10 дней на 1-2 °С,время воздействия — 1-1,5 минут. После процедуры сухим полотенцем следуетобсушить ребенка.
Если ребенок ослабленили недавно перенес тяжелое заболевание, то лучше применить обтирание. Дляэтого смочить в воде махровое полотенце (температура равна 30-32°С зимой и26-28 °С летом) и протереть руки, ноги, грудь, живот, спину от периферии кцентру каждой части тела. Указанный порядок присоединения обтираемых частейтела желательно сохранять, а температуру воды снижать каждые 10 дней на 1-2°С.Как правило, закаливающие процедуры доводятся до температуры воды 14-16°С.
Очень высокимзакаливающим эффектом обладают бани и купание в открытых водоемах, но этипроцедуры подвластны лишь достаточно крепким организмам. За детьми надоследить, обеспечивая их безопасность, не разрешать заходить в воду потными,разгоряченными, а в воде обеспечить активную деятельность, т. к. вода обладаетвысоким охлаждающим эффектом.
Таким образом,закаливание — мощный фактор оздоровления детского организма, не требующийбольших временных затрат, экономически доступен даже малообеспеченным семьям.Закаливание способствует также воспитанию силы воли, упорства в достижениицели, самоорганизации школьника и существенно увеличивает резервы здоровьядетского организма.
Воздух – чистый,способствует уничтожению некоторых видов микробов, обогащению крови кислородом,развитию дыхательных систем.
Закаливание воздухом
I способ — проветриваниепомещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого.Лучший способ проветривания — сквозное, его можно устраивать в отсутствиеребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижениетемпературы на 1-2О С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальнаятемпература воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, — +20-22 С.Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост иразвитие ребенка задерживаются.
II способ — прогулка,включающая и сон на воздухе. Желательно как можнобольше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразнопитание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время годаполезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайтеребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуревоздуха не ниже -5О С надо выносить на улицу. Продолжительность первойпроцедуры — 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должныбыть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.
В первые 1,5 года жизниребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание,спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплыеконечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то естьнаходится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегреванииребенок спит беспокойно. Холодный нос, холодные конечности являютсяпоказателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют отом, что ребенку жарко.
III способ — воздушныеванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощениекислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояниенервной системы ребенка — он становится спокойнее, лучше ест и спит.
Для детей 1-го годажизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании ипереодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одеватьребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должнапостепенно снижаться до +18-20О С. Время воздушных ванн следует постепенноувеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать смассажем и гимнастикой.
В течение первогополугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза вдень. Начинать надо с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте.
В течение второгополугодия — 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительностьванны на 2 минуты.
Во время и послевоздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошеенастроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имеливозможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении«гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а вдальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать вниманиена сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятноговлияния воздушной ванны. Наиболее распространенная и доступная формазакаливания — использование свежего воздуха. Такие закаливающие процедурыдоступны людям различного возраста и широко могут применяться не толькоздоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, приряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) этипроцедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение дляукрепления здоровья имеют прогулки.
Закаливающее действиевоздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем.Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуетсядеятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяетсяморфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровеньгемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствиеорганизма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувствободрости, свежести.
Закаливающий эффектвоздуха на организм является результатом комплексного воздействия рядафизических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения.Кроме того, особенно на берегу моря, на человека оказывает влияние и химическийсостав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.
По температурнымощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30°С), теплые(свыше 22°С), индифферентные (21 – 22°С), прохладные (17 – 21°С), умереннохолодные (13 – 17°С), холодные (4 – 13°С), очень холодные (ниже 4°С).
Надо иметь в виду, чтораздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче,чем больше разница температур кожи и воздуха.
Более выраженноедействие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая сцелью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируеморганизм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторныхмеханизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливанияв первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в ролизащитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешнейтемпературы.
Теплые ванны, необеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают положительное влияние наорганизм, улучшая окислительные процессы.
Влажность воздуха всочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние напроцессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависитинтенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухечеловек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном.Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.
Немаловажное значениепри приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветервоздействует на организм за счет своей силы и скорости, имеет значение и егонаправление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличиваетохлаждающую силу воздуха.
Воздушные процедуры сцелью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека наоткрытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн,при которых происходит кратковременное действие воздуха определеннойтемпературы на обнаженную поверхность тела человека.
Прогулки на воздухепроводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулокустанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состоянияего здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводитьсяпостепенно, с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированностиорганизма, а также температуры воздуха.
Пребывание на воздухецелесообразно сочетать с активными движениями: зимой — катанием на коньках,лыжах, а летом — игрой в мяч и другими подвижными играми.
Воздушные ванны
Закаливание воздухомподготавливает организм к последующим закаливающим процедурам, например кзакаливанию водой.
Дозировка воздушныхванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха иувеличением продолжительности процедуры при той же температуре.
Начинать приемвоздушных ванн надо в комнате, независимо от времени года, при температуре нениже 15 – 16°С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытыйвоздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следуетоставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3 – 5 минут (вдальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ваннрекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу,бег на месте.
После соответствующейпредварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытомвоздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей исильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо синдифферентной температурой воздуха, т.е. 20 – 22°С. Первая воздушная ваннадолжна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна бытьпродолжительнее на 10 – 15 минут.
Холодные ванны могутпринимать только закаленные люди. Их продолжительность — не более 1 – 2 минут,с постепенным увеличением до 8 – 10 минут.
Прием воздушных ванн наоткрытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды изаканчивать за 30 минут до приема пищи.
Важным условиемэффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды,соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляциювоздуха.
Солнце. Закаливаниесолнечными лучами
Необходимо помнить, чтосолнечные лучи — сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребываниепод прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, непоказано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете. Ребенкулучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одетв рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24О С. В серединебодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколькоминут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышунужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался вманеже, на площадке, играя с игрушками.
При хорошем общемсостоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев,можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затемпостепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить этупроцедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Необходимоследить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлениираздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев илииз-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Еслиребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должнопроводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядомвзрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом иливрачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.
Солнечные инфракрасныелучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуютобразованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливаетсядеятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи:происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливаетсякровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн во всех тканяхорганизма. Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности ксолнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степеньюкровоснабжения кожи и ее способностью к пигментации.
Солнечные ванны
Солнечные ванны с цельюзакаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесутвред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всегоутром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе квечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в среднейполосе — 9 – 13 и 16 – 18 часов; на юге — 8 – 11 и 17 – 19 часов. Первыесолнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18°С.Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3 – 5минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать!Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.
1.4     Закаливаниев семье
Физические упражненияявляются одним из важнейших закаливающих факторов. Физические упражнениязначительно расширяют функциональные возможности всех систем организма,повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффектсвязан с повышенной физической активностью, усилением функцийопорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Для занятийзакаливанием и физическими упражнениями используют специальную одежду, ккоторой применяется ряд требований.
Для обеспечения гигиенытела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одеждабыла изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность,вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Летом одежда состоитиз майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный илишерстяной трикотажный спортивный костюм. Зимой используется спортивная одежда свысокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обувь должна быть удобной,прочной и хорошо защищать стопу от повреждений, легкой, эластичной и хорошовентилируемой. Нужно следить, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми исухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха —обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающаявысокими теплозащитными свойствами.
Закаливание — этокомплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействиюнеблагоприятных погодно-климатических условий.
Кандидат медицинскихнаук Н.А. Гукасова рекомендует при закаливании придерживаться следующих правил:
Ø Начинатьлюбую закаливающую процедуру с комфортных температур, которые не предъявляютповышенных требований к организму.
Ø Интенсивностьзакаливающих процедур наращивать постепенно.
Ø Проводитьзакаливание систематически, продолжительный срок и без значительных перерывов.
Ø Закаливаниежелательно сочетать с выполнением физических упражнений. Выбор физическойнагрузки (утренняя гигиеническая гимнастика, производственная гимнастика,занятия теми или иными видами спорта, лечебная физкультура и т. д.), время еевыполнения (до, после, во время процедуры закаливания) подбираютсяиндивидуально для каждого человека, как и сами закаливающие процедуры.
Закаливание — этосвоеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременноймобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы,делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость,улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливостьорганизма. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но ирезкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силыорганизма.
Закаливание — этоумелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологическихмеханизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытыевозможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самымустранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.Закаливание необходимо осуществлять по следующим механизмам.
Закаливание организмадолжно проводиться систематически, изо дня в день, в течение всего годанезависимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, еслипользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня.Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция наприменяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода,развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняютсялишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижаютприобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этомслучае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведениезакаливающих процедур в течение 2 – 3 месяцев, а затем их прекращение приводитк тому, что закаленность организма исчезает через 3 –недели, а у детей через 5– 7 дней. В случае появления признаков заболевания закаливание временнопрекращают, после выздоровления следует возобновить его с начального периода.
Закаливание дастположительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действиязакаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинатьзакаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такоезакаливание может принести вред здоровью.
Переход от менеесильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетомсостояния организма и характера его ответных реакций на применяемоевоздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, атакже людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких ижелудочно-кишечного тракта.
В начале применениязакаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция состороны дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной систем. По меренеоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенноослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающегоэффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающихпроцедур на организм.
Последовательность впроведении закаливающих процедур
Необходимапредварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно собтирания, ножных ванн, и уже затем приступить к обливаниям, соблюдая при этомпринцип постепенности снижения температур. При проведении закаливания лучшевсего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражителиспособствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные —губительны. Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья
Прежде чем приступать кприему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу, так как закаливаниеоказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервыеприступающих к нему. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможетправильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять,чтобы предупредить нежелательные последствия.
Врачебный контроль входе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либообнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможностьпланировать характер закаливания в дальнейшем. Важным фактором оценкиэффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтролезакаливающийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этогоможет изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится сучетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит,сон.
Основными средствамизакаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическимиупражнениями повышает эффективность закаливающих процедур. Выбор закаливающихпроцедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья,климатических и географических условий места жительства. Наиболее эффективнымявляется использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих веськомплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека.Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающихпроцедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человекнаходится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.
Наиболее благоприятнымдля закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий,микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянномуровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо кбыстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такаякомплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработаетсябиологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивоститолько на узкий диапазон воздействий холода.
Эффективность действиязакаливающих процедур значительно повышается, если сочетать их с выполнениемспортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок наорганизм была также различной. Обязательным элементом физического воспитания всемье, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышенияработоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.
Сущностьзакаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитиизащитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителейвнешней среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма кнеблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод,жара, сырость и других, которые плохо влияют на работоспособность и могутпривести к заболеваниям. Все виды закаливания обладают общим благоприятнымвоздействием на организм, улучшают деятельность всех его систем и органов.Процесс закаливания является специфичным, то есть холодовые процедуры повышаютустойчивость к холоду, воздействие высоких температур — к жаре. При закаливанииорганизма используют обычно природные факторы: воздух, воду и солнце. Недаромодин из выдающихся деятелей нашей медицины М.Л. Мудров говорил: «Вся природадолжна быть аптекой». Наиболее важным видом закаливания для нашей страны,многие районы которой характеризуются суровым климатом, является воспитаниеустойчивости к холоду. Общеизвестна роль охлаждения и переохлаждения ввозникновении простудных и многих других заболеваний. В то же время включение врежим дня активных закаливающих процедур значительно снижает вероятность ихвозникновения. При организации закаливающих процедур необходимо твердо усвоить,что успех возможен лишь в том случае, когда они проводятся систематически,непрерывно, длительное время. Нежелательны пропуски даже в 2—3 дня, а еслиперерыв длился 2—3 нед., то закаливающие процедуры приходится начинать с менееэффективных воздействий. Должна также соблюдаться постепенность в нарастанииинтенсивности процедур. При выборе закаливающих средств и дозировке процедуробязательно учитывается состояние здоровья, выносливость и другиеиндивидуальные особенности членов, семьи.
Воспитываяустойчивость к холоду, нужно сочетать общее закаливание с местным закаливаниемнаиболее чувствительных к охлаждению частей тела (ежедневные обмывания стоп,полоскание горла холодной водой).
Закалятьсяследует не только к кратковременным сильным и резким охлаждениям, но и кдлительным, менее выраженным по силе Холодовым воздействиям. При этомзакаливающие процедуры рекомендуется проводить как на фоне согревающей мышечнойразминки, так и в состоянии мышечного покоя. Считается, что состояниезакаленности формируется значительно быстрее, если охлаждение предшествуетмышечной работе. Помните! После чрезмерного физического или эмоциональногонапряжения, бессонной ночи, употребления алкоголя интенсивность и длительностьзакаливающих процедур снижаются.
Организациязакаливающих процедур. Наиболее уместны и необходимызакаливающие процедуры при занятиях утренней гимнастикой. Речь идет, прежде всего,о закаливании воздухом. Костюмы членов семьи, выходящих на утреннюю зарядку,должны быть легкими (обычно трусы и майка). Интенсивность охлаждениярегулируется температурой воздуха в помещении. В течение большей части года еелегко регулировать, открывая форточку или окно. При наличии коммунальных условиии благоприятной погоде закаливание лучше проводить вне помещения (во дворе, наулице), регулируя степень охлаждения соответствующим костюмом. Для молодыхздоровых членов семьи по мере их закаливания нижняя ступень температуры воздухапрактически не ограничивается. Достаточно закаленные могут заниматься утреннейгигиенической гимнастикой полуобнаженными даже при минусовой температуре. Важнолишь не допускать переохлаждения организма, появления озноба, синюшности кожи(появление «гусиной кожи» вполне допустимо). Кроме закаливания воздухом, послеутренней гигиенической гимнастики рекомендуется проведение тех или иных водныхпроцедур по выбору членов семьи в зависимости от степени их закаленности. Оправилах проведения водных процедур говорилось выше.
Успехзакаливания во многом обязан отношению членов семьи к этим процедурам.Организатору закаливания в семье необходимо обеспечить возникновениеположительных эмоций, связанных с процессом закаливания, вызватьзаинтересованность его результатами.
Присистематических занятиях физическими упражнениями на открытом воздухенадобность в специальном закаливании воздушными ваннами отпадает. К тому жеорганизм занимающихся получает достаточную дозу солнечной радиации, поэтому нетнеобходимости принимать дополнительно солнечные ванны. Более того, при занятияхв жаркое время года следует применять специальные меры для предупреждениясолнечных ожогов и перегревания организма: проводить занятия в более прохладноевремя дня, в затененных местах, использовать гипотермические паузы (пребываниев перерывах между упражнениями в прохладном, затененном месте). Совместныезанятия физкультурой в семье создают особенно благоприятные условия дляпроведения закаливающих процедур, открывают большие возможности длякомплексного использования всех основных средств закаливания (воздух, вода,солнце), так как занимающиеся свободны в выборе места и времени занятий.Большая эффективность закаливания при самостоятельных занятиях физкультуройобусловлена также возможностью индивидуальной дозировки закаливающих процедур взависимости от состояния здоровья человека в данный момент, что достаточнозатруднительно при групповых занятиях. Всестороннее использование природныхфакторов для оздоровления и закаливания семьи осуществляется во время массовыхспортивных мероприятий, «дней здоровья», «дней бегуна», туристских мероприятий.Максимальное приближение к природе во время организованных выездов за город дляотдыха или массовых мероприятий в выходные дни, в период каникул, отпусковважно не только для непосредственно процесса закаливания, но и дляпопуляризации закаливания.
Особенностизакаливания детей. Лето — самая удобная пора длязакаливания малышей. Начинать лучше с «щадящих» процедур — воздушных ванн.Вначале их проводят в комнате, а затем и на открытом воздухе. В теплыйбезветренный день при температуре воздуха не ниже 22—23 °С ребенка раздевают допояса или оставляют совсем голеньким на несколько минут. Увеличиваядлительность воздушной ванны каждые 3 дня на 2 мин, время процедуры доводят до30 мин. В конце лета проводить воздушные ванны можно уже и в более прохладныедни.
Оченьэффективны также влажные обтирания и обмывания. Обтирания проводятся смоченнойв воде и слегка отжатой махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки отпальчиков до плеча, через 3 дня еще и грудь, затем спину, потом все тело.Начальная температура воды 32 С, через 7—10 дней можно постепенно снижать еекаждые 3 дня на 1°С до 27СС. Зимой детей после полугода рекомендуется купатьчерез день, а летом ежедневно в воде температуры 35—36 С. Обтирание лучшеделать утром, а ванну — перед ночным сном.
Закаливающийэффект плавания детей в домашней ванне можно усилить с помощью так называемогометода холодного пятна. Это делается следующим образом: ребенок сидит в концеванны, противоположном кранам; пустив холодную воду и взяв ребенка под мышки,проводят его из теплого края ванны к холодному сначала вперед грудью, а затем испиной. Число проводок и размер «холодного пятна» зависят от настроения исамочувствия ребенка (от 4—6 до 10—12 раз).
Всечлены семьи должны знать правила оказания первой помощи при тепловом исолнечном ударах. При тепловом ударе нужно сразу же перенести пострадавшего впрохладное место на свежем воздухе, раздеть или расстегнуть на нем одежду иуложить, приподняв ноги с помощью валика из одежды, подложенного под колени. Наголову следует положить смоченное холодной водой полотенце, можно использоватьи прохладный душ. Рекомендуется также дать крепкий охлажденный чай или слегкаподсоленную холодную воду. Полезны все меры, снижающие температуру тела(обертывание мокрой простыней, обмахивание, использование вентилятора и др.). Присильной головной боли и высокой температуре тела пострадавшему дают 1—2таблетки анальгина, амидопирина или ацетилсалициловой кислоты. Если человекпотерял сознание, нужно поднести к его носу ватку, смоченную нашатырнымспиртом. В тяжелых случаях вызывается скорая помощь.
Присолнечном ударе меры первой помощи те же, но к ним добавляются против ожоговыемероприятия. Неглубокий обжиг, симптомами которого являются покраснение и отеккожи, боль и жжение, особенно при прикосновении, нужно смазать вазелином илилюбым растительным маслом. При более глубоком ожоге на покрасневшей кожепоявляются пузыри. Их нельзя вскрывать, а следует прикрыть сухой стерильнойповязкой или на 2—3 ч наложить повязку с синтомициновой эмульсией. Затемнеобходимо обратиться за врачебной помощью.

Глава2. Организация собственных исследований
2.1 Методы исследования
1. Метод анализанаучно-методической литературы
Используя метод анализаи обобщения литературных источников, мы изучили 20 литературных изданий. Намиосвещены результаты трудов наиболее известных авторов: Холодов Ж.К., ХрипковаА.Т., Фарфель В.С., Вайнбаум Я.С. Теоретической основой данной выпускнойквалификационной работы послужили источники «Теория методика физическоговоспитания и спорта», «Возрастная физиология» и т.д. А практической основойслужили «Примерные программы по физической подготовке».
2. Метод анализа исравнения
Относится к методамтеоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого начасти, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношенияявления, процессов, с целью их всестороннего изучения.
Сравнение – этопознавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различииобъектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественныехарактеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали примерныепрограммы по шестиминутному бегу.
3. Метод анализапродуктов деятельности
В этом методе идетанализ уровня здоровья детей.
2.2 Организация и результатысобственных исследований
В нашем исследовании мыпровели анкету, где базой исследования была «Чушевицкая средняя школа», ванкете принимали участие 35 учащихся, из них 21 девочка, 14 мальчиков. В ходеанкеты мы предложили им ответить на 3 вопроса:
1) Часто ли выпропускаете уроки без уважительной причины?
2) Часто ли вы болеете?
3) Нравятся ли вамуроки физической культуры на улице?
Из анкеты учеников мывидим, что 23% пропускают уроки без уважительной причины, 24% учеников частоболеют, 45% учеников уроки на улице не нравятся.
В своей работе мыпредложили ответить учителей, так как учителя и ученики утвердительно ответили,что не все любят и систематически посещают уроки физической культуры на улице.На вопрос часто ли учащиеся пропускают, уроки по болезни ответы учителей былиразные: Мария Сергеевна ответила «нет», а Валентина Ивановна ответила «да». Навопрос нравится ли Вам проводить уроки физической культуры на улице: МарияСергеевна ответила «да, мне легче проводить уроки на улице, у детей вышеработоспособность и они меньше болеют», а Валентина Ивановна ответила наоборот:«мне не нравиться проводить уроки на улице, дети редко посещают уроки на улице,так как много простудных заболеваний».
Для выявления уровняздоровья мы выполнили анализ пропущенных уроков из классного журнала «Сведенияо количестве пропущенных уроков обучающимся», наши результаты следующие:
За 2007 – 2008 учебныйгод
9 класс 18 человек 10класс 17 человек
146:440*100%=33% 136:220*100%=61%
За 2008 – 2009 учебныйгод
9 класс 18 человек 10класс 17 человек
126:540*100%=27% 136:340*100%=40%
По результатам мы можемсказать, процент заболевания за 2007 – 2008 год больше, чем за 2008 – 2009 год.
При сравнениипропущенных уроков в 9 и 10 классах мы можем сказать, процент заболевания в 10классе выше, чем в 9 классе.
Это мы можем доказатьпо формуле Филера. Нет эффекта Есть эффект 9 класс 126 23% 394 77% 10 класс 136 40% 194 60%
1) 77% = 2,141
2) 60% = 1,772
(2,141 – 1,772)*√540*340/540+340=0,369*√20,8=0,369*4,56=1,68
Чтобы узнать, сколькоуроков проводилось учителями на улице, мы проанализировали планирование 10 и 9классов, за 2007 – 2008 учебный год: 1,2 и 3 четверти и получили следующие результаты:
В 10 классе было 52урока из них 14 уроков легкой атлетики,14 уроков лыжной подготовки:
28/52*100%=53%
В 9 классе 62 урока 14уроков легкой атлетики, 20 уроков лыжной подготовки:
34/62*100%=79%
Проанализировалипланирование 10 и 9 класса, за 2008 – 2009 учебный год:
В 10 классе было 52урока из них 14 уроков легкой атлетики,14 уроков лыжной подготовки:

28/52*100%=53%
В 9 классе 62 урока 14уроков легкой атлетики, 20 уроков лыжной подготовки и 10 часов здоровья:
44/62*100%=79%
При сравнениирезультатов уроков физической культуры на улице за 2007 – 2008 и 2008 – 2009учебные года.
И тем самым мы можемсказать, что чем больше проводим уроков физической культуры на улице, темменьше процент заболеваемости детей.
Уровень развития общейвыносливости мы проверили, используя тест шести минутный бег:
9 класс – 18 человек.
1)        АлексейА.– 1350 средний
2)        СветланаК. – 1000 средний
3)        ЕленаМ. – 900 низкий
4)        ИванК. – 1100 низкий
5)        КристинаМ. – 900 низкий
6)        МарияЧ. – 1100 средний
7)        ИгорьК. – 1500 высший
8)        ИринаС. – 1100 средний
9)        ОльгаЕ. – 900 низкий
10) Ирина С.– 900низкий
11) Сергей К. – 1350средний
12) Татьяна Ш. – 1100средний
13) Алена К. – 800низкий
14) Анастасия Ш. – 1150средний
15) Николай К. – 1300средний
16) Артем К. – 1400 средний
17) Денис Ц. – 1500высокий
18) Михаил Ц. – 1500высокий
Высший уровень – 3человека – 17%
Средний уровень – 9человек – 50% — 67%
Низкий уровень – 6человек – 33%
/>Сравнениеуровень общей выносливости
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашегоисследования мы пришли к следующим выводам:
Во–первых природные игигиенические факторы влияют на здоровье детей.
Во–вторых закаливаниеявляется одним из важнейших этапов формирования здоровья.
В–третьих природные игигиенические факторы благоприятно влияют на сердечно – сосудистую, дыхательнуюи др. системы.
В–четвертых природные игигиенические факторы поднимают уровень иммунитета.
Учитывая эти факторыможно сказать, что большинство детских простудных заболеваний связано с процессомзакаливания в школах.
Таким образом, назанятиях физической культуры необходимо уделять большое внимание процессузакаливания, проводить уроки на свежем воздухе, в хорошо проветренныхпомещениях, соответствующих санитарно – гигиеническим нормам. Еще отметим, чтозакаливание — важное средство профилактики неблагоприятного воздействияпогодно-климатических условий на организм. Систематическое применениезакаливающих процедур повышает общий уровень здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА
1.  АксеевС.В. Усенко В.Р. Гигиена труда. — М., Медицина,1888
2.  АлданевА.А Физическая активность человека – Киев, 1987
3.  АнтоновЮ.Е. Здоровый школьник – М.,2000
4.  БасовА.В. Образ жизни и наше здоровье – Ярославль, 1989
5.  БельцевД.И. Биосфера, питание, здоровье – Львов, 1982
6.  ВайбаумА.С. Гигиена физического воспитания – М.,1989
7.  ГабовичР.Д. Гигиена – М., 1990
8.  ГабовичР.Д. Познайский С.С. Гигиена — Киев: Высшая школа, 1984
9.  ДубровскийВ.И. Валеология. Здоровый образ жизни – м.,2002
10.     ДубровскийВ.И. Лечебная физическая культура — .,2004
11.     ДубровскийВ.И. Спортивная медицина – м., 1989
12.     ЗацепинаТ.Н. Физические свойства и структура воды – М, 1987
13.     КуценкоГ.Н Основы гигиены – М.,, 1980
14.     МинхА.А. Малышев И.Н. Основы спортивной гигиены – М., 1972
15.     МурововИ.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта – Киев., 1898
16.     ПодшебекинА.К. Закаливание человека – Киев, 1989
17.     ПокровскийВ.А. Гигиена – М.,1989
18.     ПраздниковГ.С. Здоровый образ жизни – М., 2006
19.     РумянцеваГ.И. Учебник Гигиена – М., 1994
20.     СимирновВ.М. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта – М., 2002
21.     СорокаН.Ф. Питание и здоровье – Минск.,1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.