Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Инновационная интерпретация физической культуры и спорта: от проблем к решению

Несмотряна то что термин «инновация», как утверждают специалисты [5], впервыеиспользуется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика какотражение объективных потребностей в сфере управления обществом исамоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическомоформлении) еще в классической древности. Отношение к новому былопринципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов иСократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.
Однакообъективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентациясубъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И есливо второй половине XX века эстафету разработки инновационной проблематики изрук теоретиков социально-политических преобразований принимают эксперты вобласти научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом ифизической культурой не торопятся последовать их примеру. Это не обнаруживаетсядаже у чутких ко всему новому американцев, если судить по достаточно серьезномус фактологической точки зрения обзору А.В. Серебрякова и Н.И. Пономарева [6].Что же говорить об отечественной науке, где даже в общей постановке вопросасоциология спорта и физической культуры на один-два порядка уступает в темпахстановления и развития спортивной науки стран-лидеров?
Справедливостиради необходимо отметить, что у советской теории и практики физической культуры(по крайней мере в разделах, касающихся спорта высших достижений) был шансстать лидером инновационных исследований в стране, опережающим весьадминистративно -управленческий, идеологический, научный, организационныйкомплекс. Речь идет о периоде подготовки к московской Олимпиаде, когда на базеКиевского института физической культуры была сделана попытка методологическогопрорыва в подготовке тренерских и научно-исследо вательских кадров высшейквалификации [8]. Но Олимпийские игры миновали, и несмотря на то что Киевскийинститут вплоть до конца восьмидесятых годов пополнял ряды методологовсистемно-деятельностной ориентации, магистральные линии развития методологииинноватики уходили все дальше от проблемных полей физического развития.
Принимаявызов, брошенный творцами инновационного бума 70 — 80-х годов [4],инновационную проблему начинает разрабатывать коллектив авторов, группирующихсявокруг ведущих специалистов ВНИИСИ ГКНТ АН СССР (проф.Н.И. Лапин и др.) [2], ноинтересы и этого научного сообщества не пересеклись с волнующей нас сферой.Положение мало изменилось и в постсоветский период, чем бы это ни объяснялось:особенностями российской ментальности, трудностями переходного периода илиотносительной молодостью спорта как потенциального заказчика исследований,свидетельствующими о социально-культурной зрелости субъекта (коллективного илииндивидуального).
Междутем актуальность исследований инновационных аспектов физкультурной и спортивнойдеятельности обусловлена всем комплексом вне- и внутрисистемных еевзаимодействий с иными областями общественной жизни. Какие бы акценты нирасставлялись в дискуссиях о путях развития современной России, совершенноочевидно, что она, дрейфуя отчасти естественно-исторически, отчасти подвлиянием искусственно-историчес ких воздействий [7], переходит в качественноновое состояние. И сколь бы ни был велик соблазн все и вся сводить к сетованиямпо поводу недостаточного финансирования, бороться против ухудшения генофонданации надо сегодня. Олимпийские игры и чемпионаты мира надо выигрывать сегодня,превращать физическую культуру и спорт из дотационной сферы в отрасльдеятельности, обеспечивающую не только самофинансирование, но и прибыль вместные, региональные и федеральные бюджеты, надо сейчас. Для этого необходимаинновационная переориентация, как говаривали в былые времена, «сверхудонизу и снизу доверху».
Еслииметь в виду теоретико-методологическую основу данного процесса, то начинать,как было упомянуто выше, приходится не с нуля.
Посути дела, физическая культура и спорт — имманентно инновационные явления.Вспоминаем ли мы этимологию базового понятия, останавливаем ли свое внимание наважнейшей социально-адаптационной функции испытания человека (его организма,психики, личных качеств) в экстремальных, пограничных ситуациях, констатиру емли неразрывную связь рассматриваемой сферы с экономикой, политикой,образованием и т.д. — всюду обнаруживаем возможность не только абстрактно-теоретическогоанализа диалектики старого и нового, функционирования и развития,традиционализма и модернизма, консерватизма и революционности (хотя бы вконтексте НТП), но и практической реализации инновационно-управ ленческихтехнологий.
Правда,в инновационной трактовке процессов спортивного единоборства и физическогоразвития есть по крайней мере один пункт, требующий методологической решимости.Он связан с привычным для общенаучного и философского анализа различением ростаи развития. Новое, как оно трактуется сегодня большинством исследова телей,связано с переходом изменяющейся (становящейся, прогрессирующей и т.п.) системыв иное качественное состояние [1]. Привносит ли указанное изменение достижениеболее высокого спортивного результата? Во всяком случае определения физическогоразвития, имеющиеся в базовых учебниках для студентов институтов физическойкультуры и иных специальных изданиях [3 и др.], дают много поводов длякритически ориентированных размышлений. Но это не снимает проблемы, а лишь заостряетее.
Внынешних условиях возможно и необходимо использование всего арсенала,накопленного отечественной и зарубежной инноватикой за последние десятилетия.Для реализации замысла данной статьи, в целях компактности и цельности,воспользуемся в качестве основы лишь одним источником [5], достаточно адекватноотражающим тенденции развития данного научного подхода. На наш взгляд,полноценная разработка инновационных проблем физической культуры и спортапредусматривает осуществление следующих программ:
1.Теоретико-методологический анализ инновационных компонентов данной сферытворческой активности.
Дляпояснения здесь можно привести еще один пример. А.И. Пригожин, определяяпредмет инноватики как форму управленческого развития, целенаправленногопроцесса перехода управляемой системы в качественно иное состояние, при которомсреда внедрения обогащается новыми, относительно стабильными элементами [тамже], при этом подчеркивает, что кадровые перестанов ки (например, в составесборной команды или назначение ее нового тренера. — А.Г.), как и ремонтоднотипного оборудования, в собственном смысле нововведением не являются. Нотогда значительная часть творческой активности субъектов управления в сферефизической культуры и спорта (в первую очередь — тренеров) заведомо лишаетсявозможности инновационной интерпретации. Значит, надо, начиная с азов, — определения, что есть новшество, инновация, инновационный процесс в даннойсфере, — адаптировать устоявшийся тезаурус (или создать новый) на основеспециально разработанных концептуальных схем.
2.Осуществление паспортизации наиболее существенных по значимости инновационныхпроектов регионального и федерального уровня, как реализованных в недавнемпрошлом, так и принимаемых к внедрению. Типовая методика такой паспортизации инновационныхпроцессов разработана и неоднократно апробирована энтузиастами отечественногоинновационного движения первой волны. В результате ее применения к сферефизической культуры и спорта были бы возможны экспертиза инновационногопотенциала отрасли в целом, отдельных субъектов управления, создание картыинновационных потоков, локализация «мертвых» с точки зрения развитиязон.
3.Создание отраслевого (регионального, фирменного, клубного и т.д.) банкаинновационных идей и нереализованных проектов с целью формирования базы дляразработки инновационной стратегии развития физической культуры и спорта вконкретных локусах, оказания помощи субъектам инновационных инициатив.
4.Проведение конкретных социологических, социально-психологических,педагогических и т.д. исследований с целью диагностики инновационногопотенциала различных профессиональ но-деятельностных групп, представленных вотрасли. Так, по наблюдениям автора статьи, совпадающим с констатацией другихисследователей (например, З.Т. Усмановой, КамГИФК, 2000 г.), инновационнаяориентация студентов и выпускников вузов катастрофически падает по мереувеличения стажа работы по специальности, особенно среди специалистов, успешнореализующих свой карьерно-административный потенциал.
5.Разработка спецкурсов лекционных, практических занятий для студентовспециализированных учебных заведений и системы повышения квалификации попроблематике: «Инноватика и спорт», «Инноватика и физическаякультура», «Инноватика и спортивная педагогика»,«Инноватика и спортивный менеджмент» и т.п., а также тренинговыхпрограмм, нацеленных на актуализацию и развитие творческого мышления, овладениеэвристическими технологиями, формирование инновационно-творческой мотивации. Ксожалению, опыт научно-педагогической деятельности автора показывает тревожнуюдинамику в изменении указанной мотивации у студентов физкультурного вуза. А этообещает обострение инновационно-управленческих проблем в недалеком будущем.
Фронтальныйпрорыв в разработке научно-исследовательских и социально-технологическихпрограмм инновационной ориентации возможен, если не надеяться на спорадическиевспышки местечкового энтузиазма. Как показывает опыт отечественной и зарубежнойинновации, он возможен только тогда, когда возникает заказчик, обладающийдостаточно солидным инновационным потенциалом. Речь идет не столько офинансовых возможностях, сколько о наличии стратегически ориентированнойорганизационно-управленческой воли к запуску процессов обновления.
Конечно,возможно наличие перспективных инновационных проектов, но еще более значимостремление к их разработке или заимствованию для внедрения.
Еслине один из ведущих спортивных клубов, то, может быть, редакция журнала«Теория и практика физической культуры» в союзе с ведущимиорганизациями учебной и научно-исследовательской направленности возьмет на себяуказанную миссию?
Списоклитературы
1.Гайков А.В. Старое и новое как философские категории //Теоретические ипрактические аспекты профессиональной подготовки специалистов физическойкультуры: Межвуз. сб. научн. тр. — Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 1998, с. 99- 104.
2.Инновационные процессы: Труды семинара. — М.: ВНИИСИ, 1982. — 161 с.
3.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ.культ… — М.: ФиС, 1991. — 543 с.
4.Перлаки И. Нововведения в организациях. — М.: Экономика, 1981. — 186 с.
5.Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемыинноватики). — М.: Политиздат, 1989. — 271 с.
6.Серебряков А.В., Пономарев Н.И. Социология спорта США на службе капитализма. — М.: ФиС, 1987. — 223 с.
7.Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности: Системно-структурное строение, смысли содержание //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник,1986. — М.: Наука, 1987, с. 124 — 146.
8.Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новаяформа организации и метод развития коллективной мыследеятельности//Нововведения в организациях: Труды семинара. — М.: ВНИИСИ, 1983, с. 33 — 53.
9.А.В. Гайков, кандидат философских наук, доцент. Инновационная интерпретацияфизической культуры и спорта: от проблем к решению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Clerk
Реферат «Пути реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в период с 23 по 25 марта 2011 года
Реферат Налоги, сборы и другие поступления как источник пополнения местных и территориальных бюджетов
Реферат Ancient Egyptian Ways Of Life Essay Research
Реферат Date Rape Essay Research Paper Date Rape
Реферат Does The UK Political System Tend Towards
Реферат Методичка по дипломному проектированию
Реферат Разработка бренда для организации
Реферат Социально-криминологические особенности женских правонарушений
Реферат Великая Отечественная война. Что было и что должно было быть
Реферат Timber Rattlesnake Essay Research Paper Crotalus horridusTheTimber
Реферат Законодательство Украины относительно рекламы
Реферат Эмоциональный опыт как теоретический конструкт
Реферат Автореферат разослан апреля 2009 г
Реферат Формування мотивації здорового способу життя з використанням ігор драматизацій