Н.Р. Локалова (Россия)
Урокифизической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющееподчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература идр. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметниковк урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегаютими. Да и родители, порой не имея на то достаточно серьезных оснований, стараютсяосвободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако настало времяпереосмыслить роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитииучащихся.
Традиционносчитается, что цель физического воспитания состоит в развитии физическихкачеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо спедагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мыхотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения.Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроковфизического воспитания.
Сэтой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств — это внешнийрезультат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важныйвнутренний — психологический результат, существование которого в практикефизического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленнаяпедагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случаеотсутствует.
Общепринятоепредставление о том, что физическая культура в основном должна быть направленана развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучестии др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет самосодержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, безкоторых невозможна подлинная культура физического воспитания.
Кним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физическойкультурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролироватьсвое физиологическое состояние, владение приемами и методами восстановления сил,потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса истремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Средиэтих компонентов особо хотелось бы выделить культуру выполнения движений иовладения любым новым двигательным действием. С нашей точки зрения, формированиеи развитие психологических механизмов этого компонента должно составлять однуиз главных психолого-педагогических задач физического воспитания в школе.
Остановимсяна двух психологических аспектах физического воспитания; первый отражает активизирующеевлияние занятий физической культурой на протекание различных психическихпроцессов человека, второй связан с формирование психологических основдвигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этомаспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферыучащихся к овладению любыми новыми двигательными навыками в будущей трудовойдеятельности, что в некоторой реализуется на уроках. Однако с целью повышенияэффективности уроков физкультуры в процессе их проведения необходимоосуществлять более целенаправленное и осознанное психомоторное развитиеучащихся.
Рассмотримподробнее первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно,какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятныхусловий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает каксредство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомленияи в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.
Врезультате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение,активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку ивоспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что подвлиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышаетсяустойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряютсязрительно-двигательные реакции.
Надоотметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизацияпсихических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различнымитеориями физического воспитания. А ведь она особенно важна для уроковфизкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление.Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системышкольников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно,первоочередной задачей.
Следуетотметить, что во всех проведенных исследованиях показатели психическихпроцессов изучались до и после выполнения физических упражнений. Наш подходнесколько иной: он состоял в сравнительном изучении особенностей протеканияпсихических процессов после физической нагрузки и после умственной. С этойцелью мы исследовали продуктивность выполнения простейшей мыслительнойдеятельности (по показателям выполнения корректурной пробы) у третьеклассниковпосле уроков физкультуры и математики. Оказалось, что после обоих уроков числоправильно просмотренных знаков увеличилось приблизительно в равной степени**.Вместе с тем было выделено специфическое влияние урока физкультуры напротекание мыслительных процессов. Так, при одинаковом исходном уровне доуроков после урока физкультуры мыслительная деятельность школьников протекалаактивнее, чем после урока математики: возросла точность выполнения задания, количествопросмотренных знаков увеличилось на 21%, скорость мыслительной деятельностивозросла на 6%, в то время как после урока математики она снизилась на 3%.
Такимобразом, наши результаты относятся к числу полученных разными исследователямиданных, свидетельствующих о том, что под влиянием физических упражненийпроисходит активизация психических процессов, которая положительно сказываетсяна осуществлении умственной деятельности в целом.
Всвязи с этим представляют интерес и результаты изучения особенностей протеканияпсихических процессов у учащихся III классов, освобожденных от занятийфизкультурой, а именно у тех, кто:
1)не присутствовал на занятиях в спортивном зале, а находился в классе;
2)присутствовал в спортивном зале и наблюдал за своими одноклассниками.Показатели мыслительной деятельности у второй группы оказались лишь на 2, 5%хуже соответствующих показателей у занимавшихся физкультурой школьников, а упервой группы — на 19, 4% хуже.
Такимобразом, даже только присутствие на уроке физкультуры и наблюдение зазанимающимися одноклассниками активизируют психическую деятельность учащихся.Аналогичное влияние на процессы внимания найдено у освобожденных от физкультурыучеников VIII-XI классов [10].
Таковаобщая закономерность влияния занятий физическими упражнениями на активизациюумственной деятельности учащихся. Однако имеется ряд данных, свидетельствующихо том, что достижение такого положительного влияния требует дифференцированногоиспользования физических упражнений, различающихся по виду и длительностивыполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степенифизической подготовленности учащихся. Так, экспериментально установлено [9], чтодлительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемомкратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах 1, 5 мин), тем большеобъем памяти.
Привыполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15-45с. оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разныхпериодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти.
Например,упражнения по перетягиванию каната в течение 30 с. положительно сказываются наувеличении объема кратковременной памяти, однако через 45 с. после начала этогоупражнения показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношениипроцессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результатевыполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другимпредметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое втечение не более чем 30 с., или непродолжительные вольные упражнения (в течение1, 5 мин) могут способствовать активизации внимания.
Конкретныерезультаты получены и при изучении динамики процессов внимания под воздействиемуроков физкультуры различного характера и интенсивности [10]. Оказалось, чтонаиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали урокифизкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парныеупражнения), самое неблагоприятное — интенсивные (бег в полную силу на 500 и 100 м).
Промежуточноеположение заняли уроки с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений(выполнение строевых упражнений, разучивание.элементов техники прыжка в высоту,бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). В течение таких уроковучащиеся некоторое время находились без действия, ожидая своей очереди.Аналогичные данные, свидетельствующие о дифференцированном воздействиифизической нагрузки на умственную работоспособностью внимание, оперативноемышление, объем переработанной информации, получены на студентах и спортсменах[1], [5], [8].
Такимобразом, задача активизации психических процессов и повышения умственнойработоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощьюфизических упражнений, с нашей точки зрения, является одной из психологическихзадач школьных уроков физкультуры.
Другойпсихологический аспект школьной физкультуры состоит в том, что она должна бытьнаправлена на двигательное развитие учащихся.
Основоположникнаучной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт [6] считал, что, длятого чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматьсяфизическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую системупсихических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движенияи управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательнойдеятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализасвоих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий.
Принципиальноважное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развитиядвигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и дляумственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени истепени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в егопсихологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственногоразвития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.
Невдаваясь детально в содержательную сторону двигательного развития, остановимсяна наиболее важной с психологической точки зрения его составной части, связаннойс психомоторным развитием субъекта. По своему психологическому содержаниюразвитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательногодействия, с совершенствованием механизмов произвольного управлениядвигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта.
Надоотметить, что психомоторное развитие (на микроуровне) в определенной степениимеет место и на других школьных уроках, где используется двигательнаядеятельность, — на уроках труда, рисования и даже письма. Однако на урокахфизкультуры, объектом которой становится сама двигательная деятельность, создаютсянаилучшие возможности для развития психомоторики.
Рассмотримболее подробно составляющие психомоторного развития. В психологии спортаизвестно, что высокое качество исполнения двигательного действия в значительноймере обусловлено характеристиками сформированного образа этого действия — егоадекватности, полноты, дифференцированности. Анализ психолого-педагогическойлитературы показывает, что передовые учителя физической культуры это хорошопонимают и пользуются при обучении новым двигательным навыкам специальнымиприемами, направленными на формирование адекватных образов двигательныхдействий.
Важнуюроль в этом процессе играет всесторонняя активизация мыслительной деятельностиучащихся на уроках физкультуры при усвоении учебного материала. С этой цельюряд учителей используют технические средства обучения, нестандартное спортивноеоборудование, наглядные пособия [4], [12]. Так, например, при обучении учащихсяV-VII классов лазанию по отвесному канату использование в качестве наглядногопособия плакатов с изображением нескольких основных элементов упражненияспособствует формированию адекватного образа данного двигательного действия ипоэтому более быстрому и точному усвоению учебного материала [2].
Крометого, созданию у учащихся правильного представления о выполняемом действииочень помогает прием установления сходства и различия. Например, чтобы учащиесяпоняли зависимость полета тела от скорости, получаемой при отталкивании, учительпредлагает определить разницу длины прыжка с места и с разбега [12]. И наконец,в процессе формирования образа двигательного действия велика роль слова, спомощью которого раскрывается сущность предлагаемого упражнения, техника изучаемыхдвижений. От правильности и точности обозначения словом основных элементовдвижения зависит и точность выполнения самого движения.
Передучителем физкультуры должна стоять задача не только формировать у учащихсяадекватный и точный образ каждого усваиваемого двигательного действия, но инаучить учащихся формировать образы и планировать выполнение новых двигательныхдействий самостоятельно. А это возможно, когда учащиеся хорошо усвоили всепсихологические приемы формирования образа двигательного действия.
Далееперед учащимся стоит задача выполнения данного двигательного действия на основесформированного образа. Здесь основное внимание должно быть направлено насовершенствование механизма произвольного управления двигательным действием, котороеявляется одним из факторов психомоторного развития. Важным моментом здесьявляется умение учащегося осознавать свои движения. Научить этому — одна иззадач школьных уроков физкультуры. После того как субъект научился изолированноосуществлять отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательноуправлять ими с целью приспособления к конкретным условиям их выполнения, дляего дальнейшего физического развития, считал П.Ф. Лесгафт, необходимо упражнятьмышцы путем увеличения числа выполняемых движений и скорости их осуществления.Основываясь на своих теоретических представлениях, он разработал системуупражнений, цель которых состояла в том, чтобы научить ребенка сознательнопроизводить различные движения, начиная с самых простых и постепенно переходя кболее сложным.
Принципиальноважным в этой — системе является постоянная умственная активность, сопровождающаявыполнение движений различной сложности и направленная на сравнение как самихвыполняемых движений, так и возникающих при их осуществлении мышечных ощущений.
Большоезначение придавал П.Ф. Лесгафт развитию способности к точному различениюпространственных отношений и распределению работы по времени. С этой целью онпредложил исполнять простые и сложные упражнения в соответствии с точнымобозначением как пространственных, так и временных параметров. И наконец, применяявсе описанные упражнения, необходимо подготовить учащихся к самостоятельномувыполнению любого вида работы на основе только словесного описания.
Психологическийанализ данной системы упражнений показывает, что она нацелена на развитие исовершенствование процесса произвольного управления двигательными действиями.Именно в этом и видел П.Ф. Лесгафт основную задачу физического воспитанияшкольников.
Вэтой связи отметим, что широкое использование учителем физкультуры различныхприемов, направленных на повышение умственной активности учащихся при усвоенииучебного материала, одновременно может положительно повлиять и на осознаниеучащимися своих двигательных ощущений.
Наконец,психомоторное развитие учащихся тесно связано с развитием их познавательныхпроцессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ,обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнениетого или иного двигательного действия с заданными параметрами требует преждевсего четкого дифференцированного отражения его в сознании и в формировании наэтой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессыанализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становитсявозможной необходимая степень расчлененности восприятия.
Процессанализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленномее расчленении на отдельные элементы между ними и интегрировании результатовэтого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного. При изучениикакого-либо двигательного действия его структура в сознании первоначальновыступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведениетакого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случаезатруднено. Лишь по мере осуществления анализа составляющих это движение, егоэлементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи междуэлементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.
Всвязи с этим физкультура в не меньшей степени, чем другие школьные предметы, предоставляетвозможности для развития познавательных процессов учащихся посредствомсовершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтомувключение в программу по физическому воспитанию специальных упражнений, способствующихосознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложно-координированныхдвижений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степенидифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождение выполнения этихдвижений их вербальным описанием должно в конечном счете привести кформированию у учащихся способности к четкому, дифференцированному восприятиюотдельных элементов любой двигательной структуры.
Мыполагаем, что эта способность, тесно связанная с уровнем развитияаналитико-синтетической деятельности мозга, непременно проявится и приовладении учеником материалов других школьных дисциплин, что положительноскажется на общей успеваемости учащегося и умственном развитии в целом. Так, впроведенном нами эксперименте было выявлено, что первоклассники, лучшеусваивающие и запоминающие последовательность из 32 движений, имеют и болеевысокий средний балл школьной успеваемости [7].
Итак,физическое воспитание, традиционно непосредственно направленное на развитиефизических качеств субъекта, необходимо должно быть направлено и на повышениеосознания субъектом выполняемых им движений. от чего зависит совершенствованиемеханизма произвольного управления движениями. Именно в подготовке учащихся к трудовойпрофессиональной деятельности, связанной с овладением различными двигательныминавыками, мы видим роль физкультуры в школе. Мы не акцентируем внимание наоздоровительном эффекте занятий физическими упражнениями, так как считаем, чтоон не требует специальной постановки такой задачи, а является закономернымследствием реализации программы двигательного развития учащихся. Безусловно, постановкаперед физической культурой в школе психологических задач требует достаточновысокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самогоучителя.
Ксожалению, в современных учебных и методических пособиях по физическомувоспитанию не уделяется должного внимания двум вышеобозначенным психологическимаспектам физического воспитания в школе. Даже в новейшем учебном пособии попсихологии физического воспитания [3] эти задачи не нашли отражения в числецелей физического воспитания школьников. Мы считаем, что взгляд на школьнуюфизкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитиеличности учащегося, отражает новое, зарождающееся направление на гуманизациюфизкультурно-спортивной деятельности.
Обсуждениевопроса о задачах физического воспитания в школе тесно связано с проблемойопределения содержания уроков физкультуры, нам представляется, что решение ссовременных психолого-педагогических позиций вопроса «Зачем нужна школьнаяфизкультура?» должно определять решение вопроса «Какой быть школьнойфизкультуре?», который сейчас активно обсуждается на страницах прессы[11]. Конечно, рассмотренные нами задачи ни в коей мере не отменяют другиепроблемы, стоящие перед учителем физической культуры, — формированиенравственности, волевых, коллективистических качеств учащихся и др. Важно чтобыучитель физкультуры ясно их осознавал, в том числе и те задачи, которыерассмотрены в данной статье. С нашей точки зрения, развитие школьной физическойкультуры должно идти не по линии полиспортивной подготовки, а в направленииформирования и всестороннего развития у учащихся сенсорной культуры.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/