Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Дополнительныетуристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия»

Содержание
Введение
1.Туристское предприятие и его конкурентоспособность
2.Дополнительный туристский продукт: понятие и особенности
3. Анализрынка дополнительных туристских продуктов
Заключение
Списоклитературы

Введение
В современном мире туризм выступает как сложноемногогранное социальное явление. Его основой является историко-культурныйпотенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями иобычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Одними из важнейших действующих лиц в сфере туризмаявляются туристские предприятия. Туристское предприятие – это хозяйственнообособленная производственная единица в системе туристского хозяйства,выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта,создания объектов туризма. А целью деятельности любого туристского предприятияявляется реализация потребителю качественного туристского продукта и получениякоммерческой выгоды.
Туристский продукт – одно из важнейших звеньев вдеятельности любого туристского предприятия. Он представляет собойпредварительно организованную туроператором комплексную туристскую услугу,включающий, как минимум, услугу по перевозке туриста в страну (место)временного пребывания и услугу по размещению туриста; продаваемую илипредлагаемая к продаже по единой паушальной цене. Выделяют основной и дополнительныйтуристский продукт. К первому относятся услуги, включенные в комплексноеобслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристомзаранее, второй приобретается туристом до или во время путешествия сверх ранееоплаченного комплексного обслуживания.
Дополнительный туристский продукт разрабатываетсятуристскими предприятиями (туроператорами, турагентствами, транспортными ит.п.) и является одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности фирмына рынке туристских услуг. Поэтому цель данной работы — рассмотретьдополнительный туристский продукт как средство повышения конкурентоспособноституристского предприятия.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1. Дать определение и охарактеризовать туристскоепредприятие как необходимый элемент рынка туристских услуг.
2. Рассмотреть дополнительный туристский продукт,определить его роль как средства повышения конкурентоспособности туристскогопредприятия.
3. Проанализировать рынок дополнительных туристскихпродуктов, определить основные тенденции рынка данного виды услуг.

1. Туристское предприятие и его конкурентоспособность
Туристское предприятие — хозяйственно обособленнаяпроизводственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну илиболее функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектовтуризма. В системе организованного туризма туристское предприятие предназначенодля оказания услуг, производства товаров, выполнения работ, необходимых длярекреационного, транспортного, коммунально-бытового, культурно-зрелищного и др.видов обслуживания туристов и экскурсантов.
К туристским предприятиям относят как учреждениянепосредственного обслуживания туристов и экскурсантов (туристско-экскурсионныепредприятия) — гостиницы, турбазы, пансионаты, кемпинги, бюро путешествии иэкскурсии и т.д., так и автотранспортные, строительные, подсобные,промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, действующие в составетуристско-экскурсионных организаций. Одни из них предоставляют клиентамисключительно туристские услуги, а для других туризм — это одно из несколькихвторостепенных направлений их коммерческой деятельности.
Предприятия, существующие только за счет туризма,называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия,получающие доходы не только от туристской деятельности, — туристскимипредприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятийслужат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услугивторой группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристскогоспроса, так как туризм для них — лишь один из многих источников существования иих услугами пользуются не только туристы. Следует, однако, иметь в виду, чтонекоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременнопринадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы итуристские агентства всегда оказывают только первичные туристские услуги, аресторан или кафе в санатории или в доме отдыха — это предприятия первичныхуслуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственнотуристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.
Рассмотрим типы туристских предприятий.
Туроператор — туристическая организация, имеющаясобственные или арендованные средства туристского обслуживания и предлагающаясвоим клиентам комплекс услуг. Туроператор комбинирует свои собственные и чужиеуслуги в новый самостоятельный туристский продукт. Этот новый продуктназывается паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает клиентукомплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.
Турпосредник — предприятия и учреждения, которые в своейосновной и дополнительной деятельности выступают как посредники. В ролитурпосредников чаще всего выступают туристские агентства, бюро путешествий иэкскурсий, экскурсионные бюро и т.п. организации. Пожалуй, ни в одной другойотрасли посреднической деятельности не придается такое большое значение, как втуризме. Это объясняется большой территориальной удаленностью междупроизводителями и пользователями услуг (например, между гостиницей иотдыхающим), отсутствием представлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениямистраны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительногобронирования при ограниченных мощностях производителя услуг.
Третья группа туристских предприятий первичных услуг —гостиницы. Гостиничные комплексы существуют исключительно за счет прибыли,полученной от размещения туристов. К группе гостиничных предприятий относятсякрупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкиехозяйства гостиничного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).
Кроме вышеуказанных туристских предприятий существует ещецелый ряд, которые также относятся к туристским. Важнейшими из них являютсякредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря илодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламныеагентства и др.
Типичными предприятиями вторичных услуг являютсяпредприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а такжепроизводственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг. Общимпризнаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможностьточного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы.Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильноколебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степенипричастности предприятия к туризму важную роль играет место расположенияпредприятия.
У любого предприятия существуют цели деятельности. Целитуристского предприятия можно условно разделить на две группы — экономические исоциальные.
Экономические цели — основа всей системы целей, посколькуони направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночнойэкономике (см.табл.1).
Социальные цели многообразны, но все они связаны синтересами людей, работающих на предприятии, ориентированы на созданиеатмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно —увеличению его прибыльности и конкурентоспособности.
Таблица 1.
Экономические цели туристского предприятияЭкономические цели Предметные Результативные Финансовые Вид и структура производства и реализации Объем и структура оборота Платежеспособность Количество производимого и реализуемого товара Прибыль и рентабельность Объем и структура ликвидных ресурсов Производственные мощности Величина и структура издержек производства Оставляемая прибыль Качество Размер вновь созданной стоимости Структура капитала (собственный – заемный) Местоположение и каналы реализации Распределение прибыли. Структура и объем инвестиций и финансирования
В конечном и экономические и социальные цели сводятся кувеличению потока туристов и, соответственно, к росту прибыльности,способствующей укреплению финансового состояния и конкурентоспособности.
В условиях современного экономического кризиса туристскиепредприятия столкнулись с рядом проблем, основными из которых являютсяследующие:
ужесточение условий получения кредитов на развитиебизнеса;
уменьшение платежеспособного спроса населения натуристские услуги;
ужесточение контроля со стороны государственныхучреждений;
слабо развитая система информационного обеспечения продажтурпродукта;
уменьшение объёма продаж в связи с повышением цен натурпродукт;
задержки оказания услуг от поставщиков, банкротство ряда авиаперевозчиковтуррынка;
сокращение ассортимента турпродуктов по отдельнымгеографическим направлениям и ряд других проблем.
Для решения подобных проблем на туристском предприятиишироко используются меры повышения эффективности деятельности предприятия.Данные меры можно подразделить на организационные, экономические и финансовые.
Организационные включают: реструктуризацию предприятия;переориентацию производства и сбыта на потребителя; контроль за расходами(затратами); оптимизацию производственного процесса; сокращение нерентабельныхпроизводств; повышение квалификации менеджеров.
Экономические — экономию ресурсов; переход к рыночнымусловиям хозяйствования; переход на новую ценовую политику; повышениематериальных стимулов труда; переход на экономические методы управления.
Финансовые подразумевают увеличение капитала;преобразование заемного капитала в собственный (путем участия кредиторов впредприятии); взыскание требований с дебиторов; переход на взаимозачеты;реструктуризацию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей вдолгосрочные ссуды.
Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервовразвития и роста туристских предприятий организуется по основным направлениямее деятельности. Эти направления можно подразделить на следующие группы.
Организационные.
К ним относятся мероприятия по совершенствованиюорганизационной структуры управления предприятием; совершенствованию формспециализации отдельных структурных единиц и подразделений; внедрениюпрогрессивных форм организации труда; совершенствованию режимов работы предприятияи т. п.
Технические.
Это мероприятия по повышению уровня автоматизации имеханизации труда работников; внедрению более производительных машин иоборудования; повышению коэффициентов их использования.
Технологические.
Мероприятия по внедрению прогрессивной технологиипродвижения турпродуктов, внедрению прогрессивных методов продажи туров и новыхвидов туристских услуг покупателям; совершенствованию технологии приема иобслуживания туристов и т. п.
Экономические.
Мероприятия по формированию центров ответственности набазе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельногораспоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участиянаемных работников в прибылях и т. п.
Социальные.
Мероприятия по укреплению трудовой дисциплины напредприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданиюблагоприятного психологического климата и т. п.
Одной из мер повышения эффективности работы туристскогопредприятии, его конкурентноспособности и формирования собственного имиджа, являетсякомплекс мер по работе с дополнительным туристским продуктом.
2. Дополнительный туристский продукт: понятие и особенности
Дополнительный туристский продукт представляет собой дополнительныеуслуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя врежиме его свободного выбора.
Как известно, все туристские услуги подразделяются наосновные и дополнительные. К первым относятся услуги, включенные в комплексноеобслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемыетуристом заранее, ко вторым – приобретаемые туристом во время путешествия сверхранее оплаченного комплексного обслуживания. С точки зрения потребительскихсвойств никакой принципиальной разницы между основными и дополнительнымиуслугами нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание,считаются основными услугами. Если же турист приобретает какую-либо экскурсиюдополнительно к оплаченному туру, эта услуга становится дополнительной.Следовательно, разница между основными и дополнительными услугами состоит в ихотношении к первоначально приобретенному туристом комплексу туристских услуг.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр изанимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода.
Создавать дополнительный туристский продукт могут нетолько организаторы тура (туроператоры), но и посреднические организации(турагентста, бюро путешествий и т.п.), а также предприятия вторичных услуг. Всвязи с этим можно выделить следующие основные комплексы дополнительныхтуристских услуг:
Технологические: услуги по хранению,транспортно-экспедиционному обслуживанию и др.
Коммерческие: услуги по оказании помощи в рекламированиитурпродуктов, повышенные комиссионные вознаграждения и т.п.
Посреднические: услуги по поиску поставщиков и оптовыхпокупателей туруслуг и т.п.
Организационно-консультативные: услуги по оказаниюконсультаций по вопросам ассортимента и качества туруслуг; проведениюэкскурсий; организации розничной продажи туруслуг; изучению спроса, маркетингаи др.
Информационные: услуги по сбору, накоплению, обработкекоммерческой информации о рынке туризма и передача ее контрагентам и т.п.
Финансовые: услуги по организации торгово-расчетныхопераций в туризме (кредитование сделки на льготных условиях, наличные ибезличные расчеты, авансовая оплата и т.п.).
Дополнительный туристский продукт подразделяют также наплатный и бесплатный.
Все виды дополнительных услуг требуют определенных затраттрудовых, материальных и финансовых ресурсов, то есть имеют определеннуюстоимость. Однако затраты на организацию отдельных услуг компенсируютсясоответствующим увеличением оборота турпродуктов, а, следовательно,дополнительными доходами от туристской деятельности. Такие услуги туристскоепредприятие может предоставлять на бесплатной основе.
Кроме того, затраты на отдельные услуги могут включатьсяв цену реализуемых туров, создавая видимость бесплатного их предоставленияпокупателям. Но данная практика может носить ограниченный характер, так каквозрастание цен на реализуемые туры существенно ослабляет конкурентные позициитуристского предприятия на потребительском рынке. Дорогостоящие услуги должныпредоставляться туристам исключительно на платной основе с целью формированиядополнительных доходов туристского предприятия.
Особо тщательная дифференциация услуг должна проводитьсяв турах с различной ценовой ориентацией. В турах низких цен номенклатурадополнительных услуг туристам обычно сводится к минимуму, что позволяет существенноснизить цены на реализуемые туры. В то же время в элитных, эксклюзивных турахэта номенклатура может быть значительно расширена, в первую очередь, за счетразличных платных услуг.
Для туроператоров, туристских агентств, гостиничныхкомплексов и др. дополнительный турпродукт — это залог успешной деятельности,так как подобные «околотуристические» услуги существенно улучшают имиджкомпании и позволяют привлечь повторных туристов. К дополнительным услугам,предлагаемым данными предприятиями, можно отнести: дополнительные экскурсии, невошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги;медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
В настоящее время появился ряд новых нетрадиционныхдополнительных услуг. Это страховой полис, специальные телефонные карты дляпутешественников, кредитные международные пластиковые карточки, предоставлениебанковского кредита на оплату тура, доставка туристов в аэропорт на такси, юридическиекарты, клубные карточки и др.
3. Анализ рынка дополнительных туристских продуктов
Деятельность любого туристского предприятия направлена нареализацию потребителю качественного туристского продукта и получению коммерческойвыгоды. В соответствии с данной концепцией вся деятельность фирмы должна осуществляетсяс постоянным учетом рынка (в частности, рынка дополнительных туристских услуг)и основываться на точечном знании нужд и потребностей потенциальныхпокупателей, на их оценке и учете изменений в будущем.
Сокращение платежеспособного спроса населения в 2009 г. привело к снижению годового объема выездного туристского потока на 17%. По даннымМинспорттуризма, на отечественных курортах в 2009 г. отдыхали 80% россиян, 20% отпуск проводили за рубежом, из них менее 10% — в странах дальнегозарубежья. Внутренний туристский поток в 2009 г. возрос на 1,6% — до 32 млн человек. В 2009 г. на туристском рынке наблюдались усиление ценовой конкуренции, ростдефицита ликвидности и сокращение количества мелких туристических компаний.
По прогнозам участников рынка, в 2010 г. объем рынка выездного туризма увеличится на 3,8% — до 7,9 млрд долл. Рост сегментавнутреннего туризма должен составить 4,5—5%. Положительные прогнозыосновываются на статистических данных, свидетельствующих о росте индексапотребительской уверенности, снижении уровня безработицы в стране исущественном замедлении темпов падения ВВП.
Не последнюю роль в увеличении объема рынка выездного, ине только, туризма должны сыграть дополнительные туристские продукты, реализуемыепотребителям туристскими предприятиями. Данная роль возлагается на них по тойпростой причине, что количества обязательных услуг, входящих в тур, в последнеевремя заметно уменьшилось. К такому шагу туристские предприятия толкаетконкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низких,чем у конкурентов, цен, а за счет исключения из комплексного обслуживаниянекоторых услуг у туристов создается иллюзия дешевых поездок. Также туристскиепредприятия вынуждены учитывать и психологию туристов, которые всегдадобиваются максимума свободы при выборе потребляемых услуг.
Рынок дополнительных туристских продуктов достаточно разнообразен,а их потребление происходит неравномерно и зависит от множества факторов,таких, как страна временного пребывания, вид тура, цели путешествия,платежеспособность туриста и т.п. Так, например, если рассматривать такой достаточнопопулярный дополнительный продукт как экскурсия в рекреационном туре по рядустран, то можно отметить неравномерность его потребления (см.рис.1).
/>
Рис.1. Потребление (%) дополнительного туристскогопродукта (экскурсий) в рекреационном туре
Экскурсия — это кратковременный тематический маршрут сцелью посещения и осмотра достопримечательностей, иных объектов туристскогоинтереса в сопровождении экскурсовода. В процессе экскурсии участники имеютвозможность познавать окружающий мир, природные явления и образования,исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательностиместности, города, региона, парка и др.
Исходя из данных рисунка 1 мы можем хорошо видеть, чтопотребление туристами дополнительного продукта в виде экскурсий в рекреационномтуре происходит неравномерно и зависит от таких факторов, как количество икачество экскурсионных объектов, их историческая привлекательность (пирамиды вЕгипте, храмы Древней Греции, соборы Барселоны и т.п.), стоимости экскурсионнойпрограммы, желания туристов совместить отдых с познавательным процессом.
Как было указано выше, рынок дополнительных турпродуктовразнообразен, однако все они могут быть сведены в три основные группы(см.табл.2):
1. Услуги, оказываемые клиентам в процессе покупок имитурпродуктов.
Эти услуги направлены на предоставление потребителямвозможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета затурпродукты.
2. Услуги, оказываемые клиентам в процессе их приема иобслуживания.
Эти услуги связаны, как правило, с отдельными видамиуслуг, потребленными туристами в данном туре.
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажейконкретных туров.
Будучи не связанными с реализацией конкретных туров, они,тем не менее, создают более комфортные условия для осуществления процессаобслуживания туристов (организация детской комнаты, услуги ателье и др.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Military Spending And Cost Analysis Essay Research
Реферат Основи економічних вчень
Реферат Leonhard Euler Essay Research Paper Leonhard EulerEuler
Реферат Логика Космоса (физика античной Греции)
Реферат Юрий Визбор
Реферат Малая пищуха
Реферат Учёт реализации продукции (работ, услуг), расчётов с покупателями и заказчиками
Реферат Рекламні агенції: розробка та виготовлення рекламних звернень, планування рекламний кампаній
Реферат Психолого-педагогические методы управления
Реферат Сопоставительный анализ норм федерального закона "об обществах с ограниченной ответственностью" и федерального закона "об акционерных обществах", относящихся к организации управления в обществе
Реферат Анализ финансового состояния и экономических результатов хозяйственной деятельности предприятия 2
Реферат Diamler Chrysler Merger Essay Research Paper Two
Реферат Облік доходу від операційної діяльності на підприємстві ДП Закупнянський карєр
Реферат Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города
Реферат Анализ рентабельности предприятия трикотажной фирмы Виктория и ее влияние на конкурентноспособность 8