План.
Введение
Глава 1. ВозможностиИнтернет – технологий в разработке, формировании и продвижении туристскогопродукта
Глава 2. Интернет – каксредство коммуникации и эффективной связи
2.1. Электронная почта
2.2. Поиск информации имаркетинговые исследования
2.3. Электронная реклама
Глава 3. Дополнительныевозможности Интернет
3.1. Поиск партнеров
3.2. Сервер туроператора«Академсервис»
3.3. Создание Web – страниц
3.4. Участие вмеждународных выставках и ярмарках в сети Интернет
Глава 4. Электроннаясистема бронирования и резервирования туристских услуг
Глава 5. Сайт – какинструмент продаж
Глава 6. Глобальныекомпьютерные системы бронирования
Заключение
Список литературы
Введение.
Туристический бизнесстановится все более популярным в среде малого предпринимательства,ежегодно в стране открываются тысячи новых турфирм, образуются сотнифилиалов и представительств иностранных туристических компаний.
В настоящее время сетьИнтернет является наиболее мощной Информационно-технологической системой вмире. Она используется для различных отраслей человеческой деятельности,включая потребности индивидуального пользователя.
Благодаря огромнойинформационной емкости и высокой скорости обмена данными, глобальнаякомпьютерная сеть Интернет имеет миллионы пользователей, получивших доступ куникальной информации.
Всемирная компьютернаясеть Интернет развивается столь стремительно, что ежегодно число ееподписчиков и объем информационных ресурсов практически удваиваются. Неостается в стороне от этого бума и туристский бизнес. В Интернете появились тысячисамостоятельных разделов — турагентств, гостиниц, авиакомпаний, десятки систембронирования туристских услуг. Поэтому турфирмам вряд ли стоит игнорироватьИнтернет в своей работе. Тем более, что Интернет нельзя рассматривать толькокак конкурента в бизнесе, сеть может оказать неоценимую информационную помощь идобавить к традиционным новый канал реализации туристских услуг — электронный.
В Интернете ценитсяоперативность и свежесть информации. Современные технологии позволяютобновлять информацию ежедневно.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение практического использования Интернет – технологийв туроператорской деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— изучить возможности Интернет– технологий в разработке, формировании и продвижении туристского продукта;
— рассмотретьиспользование глобальной сети для проведения маркетинговых исследований,рекламных компаний и т.д.
— ознакомление с глобальными компьютерными системами бронирования.
Глава1. Возможности Интернет — технологий в разработке формировании и продвижениитуристского продукта.
Сеть Интернет позволяет взначительной степени повысить оперативность и качество связи, снизить затратына коммуникации и командировки, расширить географию деятельности, круг клиентови партнеров. Большинство из вышеперечисленных возможностей Интернета в настоящеевремя используется в туристской сфере. Однако особый интерес у туристскихорганизаций вызывают следующие формы использования глобальной сети:
— коммуникации иэффективная связь;
— реклама и продвижениетуристского продукта;
— маркетинговыеисследования;
— электронная презентацияфирмы и ее туристского продукта;
— использованиевозможностей электронных международных и
межрегиональныхтуристских выставок, ярмарок;
— использование системыбронирования и резервирования;
— самостоятельноеформирование тура и приобретение туристской путевки;
— использованиеэлектронных каталогов туристского продукта по странам и направлениям;
— получениестрановедческой информации, оперативного прогноза погоды в различных странахмира, расписания движения различных видов транспорта;
— получение оперативнойинформации по тарифам и ценам для отелей, ресторанов, различных перевозчиков идругим туристским услугам;
— использование сетиИнтернета для взаиморасчета;
— создание виртуальноготуристского офиса и др.
Возможности Интернет могутбыть использованы для формирования и продвижения туристского продукта, аименно:
— поиска и систематизациитребуемой информации;
— маркетинговыхисследований;
— эффективной рекламытуристских услуг;
— поиска партнеров;
— бронирования ирезервирования туристских услуг;
— реализации туристскогопродукта;
— анализа эффективностипринятой рекламной стратегии и др.
Быстрые, надежныекоммуникации в глобальной мировой сети позволяют в перспективе проводитьпродвижение туристского продукта с большей эффективностью.
Глава2. Интернет как средство коммуникации и эффективной связи
2.1. Электроннаяпочта.
Самым эффективнымсредством связи между людьми на сегодняшний день является электронная почта — одна из первых коммуникационных технологий в глобальной сети. Электроннаяпочта позволяет на один – два порядка снизить затраты на связь с партнёрами иклиентами.
Важной особенностью связипо электронной почте по всему миру является то, что пользователь не нуждается вмеждународных телефонных каналах, он общается с сетью посредством толькоместных линий. Электронная почта сегодня позволяет пересылать не только тексты,но и изображения, даже аудио- и видеозаписи, а также любые иные сложныедокументы. Так, активно развивается речевая почта: можно посылать записанныезвуковые фрагменты своим адресатам.
Электронная почта — неединственное средство коммуникации в Интернете. В настоящее время стремительноразвиваются WWW — технологии, компьютернаятелефония, средства видеоконференцсвязи. Одно из наиболее значимых достижений вИнтернете — это «Всемирная Паутина» (World-Wide Web) и такназываемая Web-технология, открывшая путь вкиберпространство миллионам людей, ранее никогда не имевших дело с компьютером- что и позволяет нам говорить о Web-революции.
Эта технология даетвозможность осуществлять поиск информации в реальном времени по миллионамэлектронных офисов различных организаций по всему миру и знакомиться соткрытой информацией, предоставляемой ими. Каждое посещение может сопровождатьсяоперативной связью с администрацией. И опять та же особенность — не требуютсямеждународные телефонные каналы: связь осуществляется по местным линиям.
Электронная почтапозволяет очень быстро (за считанные секунды) передать большой объем информациина компьютер адресата или на почтовую группу. При этом нет необходимостиучитывать разницу в часовых поясах, время работы офиса партнера. Активноеприменение электронной почты позволяет сократить расходы на обмен сообщениямив десятки раз. Это могут быть условия договоров и контрактов, списки групп,извещения о приеме туристов и другая оперативная информация, не требующаяобязательного отображения на бумажном носителе с подлинными подписями ипечатями.
Можно также использоватьпочтовые системы с автоматической рассылкой сообщения (автоматическийразмножитель – mail reflector), например, о новом предложении всфере туризма, туристском продукте, туре, маршруте, услуге. В этом случае всепользователи, чьи электронные адреса имеются на данной почтовой системе,получат немедленно посланное сообщение. Соответственно и данный пользовательполучит любое сообщение, которое идет по данной группе адресов.
Оболочка Windows имеет соответствующие программныесредства для создания своего собственного списка адресов и автоматическойрассылки электронного сообщения всем указанным в данном списке.
Несмотря на то, что многиетуристские фирмы все еще скептически относятся к Интернету, плюсы отиспользования этой компьютерной сети становятся все более очевидными. Пожалуй,главная привлекательная сторона Интернета — возможность электронного распространенияинформации. Причем любого объема — от прайс-листов до целых каталогов. Так, пословам одного из руководителей лондонской тур операторской фирмы «Comet Travel», электронная рассылка информации по адресам2000 агентств теперь каждый раз экономит компании около § 5000. Вдобавок кэтому информация в Интернет доступна пользователям — агентствам или клиентам — 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Кроме этого, можнополучать льготное время для извлечения оперативной информации: данные опогоде, отелях, карты городов, описания достопримечательностей и т. д.
2.2. Поиск информациии маркетинговые исследования
Целенаправленный поисктребуемой информации и маркетинговые исследования производятся с помощьюмножества различных электронных каталогов и справочников, структурированных поразличным признакам. Многие из них являются мощными системами баз данных,состоящих из 30-50 адресов.
Популярная поисковаясистема Yahoo предлагает многоязыковую поддержкудля поиска. К сожалению, в ней отсутствует поддержка русского языка. Однако ужедостаточно много поисковых систем существует в русскоязычном варианте: Google, Rambler, Aportи т.д. Кроме того, существуют специализированные туристские справочники икаталоги.
Если поиск в мореИнтернет - информации покажется утомительным, можно заказать маркетинговыеисследования специализированным агентствам в том же Интернет, независимо оттого, где они расположены. Результаты исследований можно получить либо поэлектронной почте, либо с персональной доски объявлений, отведенной дляпользователя агентством.
Маркетинговые исследованияв динамично развивающемся информационном пространстве сети — процесс сложный итрудоемкий, но весьма эффективный. Поэтому в случае широкомасштабных исследованийрекомендуется обращаться в специализированные агентства.
Продвижение туристскогопродукта на рынке туристских услуг производится на базе маркетинговыхисследований с помощью электронной рекламы.
2.3. Электроннаяреклама
Интернет — беспрецедентное по масштабам рекламное пространство. Потенциальнымипотребителями рекламы являются более чем 70 миллионов человек, использующихИнтернет и его возможности.
Рекламная компания в Интернетвесьма эффективна как в России, так и за рубежом. Компьютер в нашей стране ужепрочно вошел в обиход офисов предпринимателей и государственных учреждений.Многие фирмы пользуются услугами электронной почты и поиска информации вИнтернете. Размещение данных о фирме, в том числе рекламы фирмы, прежде всего,поднимает имидж рекламодателя и вызывает интерес у высоко организованных предпринимателей,фирм — потенциальных партнеров, а главное — посредников, которыеспециализируются на внимательном постоянном изучении компьютерногопространства, объявлений и предложений о сотрудничестве и прямой продаже товаровна своем местном рынке. Это отличный способ продвижения своего продукта намировой рынок.
Можно определенносказать, что сеть Интернет предоставляет пользователям невиданные ранеевозможности для предоставления и продвижения своего туристского продукта вмировое сообщество. При этом даже небольшая фирма при грамотном проведениирекламной кампании может достичь значительных результатов.
Как заинтересоватьмиллионы потенциальных клиентов своей рекламой в Интернет?
Прежде всего, необходимосделать эту рекламу привлекательной, что достигается специальными приемамиоформления информации, которыми хорошо владеют профессиональные дизайнеры.
Следующим шагом попродвижению рекламы является выбор места ее размещения. Реклама Интернет неимеет территориальной привязки. Она одинаково доступна потребителям, как изданного города, так и из любой точки планеты. Информацию лучше всего разместитьна специализированном туристском WWW-сервере.В этом случае можно рассчитывать на качественное обслуживание специалистами поданной (туристской) области деятельности. Материалы в сети требуюттехнического обслуживания, сопровождения и развития. Поэтому их необходиморазмешать там, где качество этого обслуживания выше, даже если носительнаходится и в другом городе или стране.
Если клиент доверяетсопровождение и продвижение его услуг специализированному агентству, то ссылкина эти материалы могут быть профессионально размещены в нескольких десяткахэлектронных справочников и каталогов по всему миру, что обеспечит им высокуюпосещаемость. Можно разместить рекламу и на другом WWW- сервере, если он подходит рекламодателю по профилю.Стоит это относительно недорого и позволяет привлечь дополнительных клиентов.
В России уже имеютсяинформационная сеть и группа специализированных агентств по продвижениютуристского продукта в Интернет.
Электронное издательство«Стар Лайт» предлагает полный комплекс услуг по рекламе и продвижениютуристских услуг в Интернете. С их помощью туристская организация может пройтипуть от размещения персональной странички до создания представительства и дажевиртуального офиса в киберпространстве.
На страницахспециализированной онлайновой службы ИНТУРИОН (http://www.hro.ru/intour) обеспечивается рекламное и информационноеобслуживание туристских организации, а также всех организаций, участвующих вобеспечении туристской деятельности. Система ИНТУРИОН содержит следующиеразделы:
— туристские организации- электронный онлайновый справочник;
— туристские предложения- объявления о туристских программах и турах;
— поиск партнеров –объявления о поиске партнёров;
— обеспечение туристскойдеятельности — онлайновый справочник организации, занятых в обеспечениитуризма;
— виртуальные путешествия- электронные экскурсии по странам и городам, представленным в Интернет.
Электронный онлайновыйсправочник предполагает круглосуточно открытый доступ к узлам информации излюбой точки земного шара, быструю публикацию вновь поступивших материалов,оперативное внесение изменений в течение 1 — 2 дней, группировку данных постранам, городам и видам сервиса, быстрый поиск информации, оформление ссылокна персональные страницы и сервера.
Стремительное развитиеИнтернета постепенно меняет и отношение туристских фирм к рекламе. Так,например, некоторые европейские турфирмы стали сокращать объемы публикуемойгазетной рекламы, отдавая предпочтение размещению своей информации вИнтернете. Вместо больших рекламных объявлений в газетах теперь часто можновстретить маленькие блоки с указанием адреса информационной страницы вИнтернете.
Вместе с тем многиетуристские компании Европы видят в широком распространении Интернета угрозусвоему бизнесу. Открытие в Интернете систем бронирования гостиниц, авиабилетови других составляющих тура позволяет клиентам самостоятельно организовыватьсвой отдых, не прибегая к услугам агентств.
Те туроператорские фирмы,которые уже подключились к Интернету, уже оценили информационные возможностиэтой глобальной компьютерной сети в формировании, продвижении и реализациитуристского продукта.
Многие туристские центрыи компании размещают в сети Интернет большие информационные массивы с текстами,цветными фотографиями и даже фильмами, которые позволяют пользователю подробноознакомиться с туристскими ресурсами, узнать информацию о турах, расписаниях иусловиях перевозок, о движении транспорта, об отелях и экскурсиях, крупныхресторанах и меню, условиях туристского страхования, о погоде, о текущихсобытиях и развлечениях, послать запрос или непосредственно забронироватьтуристские услуги и даже рассчитаться за них, имея кредитную карту.
Глава 3. Дополнительныевозможности Интернет
3.1. Поиск партнеров
Поиск партнеров в сетиИнтернет производится в рамках разработанной стратегии продвижения иреализации туристского продукта.
Сегодня каждая компаниястремится быть представленной в Интернет. Адреса электронной почты и WWW-адреса непременно указываются нарекламных проспектах организаций, на визитных карточках их сотрудников.Несколько миллионов организаций имеют свои персональные страницы и сервера всети.
С помощью поисковыхсистем пользователь может составить список адресов по необходимой областидеятельности, например, в туризме. Путешествуя по этому списку в сети, можнопознакомиться с организациями и выбирать себе партнеров, связаться с ними поуказанным координатам и вступить в электронные переговоры.
Другой, не менееэффективный способ-размещение объявлений о поиске партнеров в специализированныхслужбах. В этом случае вы выставляете свои условия, и заинтересованные партнерысами находят вас. Для того, чтобы удостовериться в надежности потенциальногопартнера, необходимо встретиться с ним лично. Через Интернет вполне можнопровести предварительные переговоры с найденным партнером. ПреимуществоИнтернета при поиске партнеров по туризму — оперативность получения материалово потенциальном партнере.
Но самое эффективноесредство при формировании, продвижении и реализации своего туристского продукта- это открытие своей персональной страницы или представительства в Интернет. Вэтом случае возможные партнеры будут обращаться непосредственно к вам,предварительно ознакомившись с представленными материалами.
3.2. Сервертуроператора «Академсервис»
За последнее время рядкрупнейших российских туроператоров разместили свои страницы в Интернете,используя для этого имеющиеся серверы самых различных компаний. Собственныйтуристический сервер был открыт в конце 1996 года компанией «Академсервис» (http://www.acase.ru.). Он построен по двуязычной схеме: англоязычнаячасть сервера описывает услуги по приему иностранных туристов в России,русскоязычная часть содержит информацию о выездных турах, предлагаемых«Академсервисом».
Отличительнойособенностью сервера является возможность формирования и отправки заявки нанужную гостиницу с помощью специальной формой резервирования, детальноописывающей все параметры заказа (размещение, трансфер, визовая поддержка). Ужечерез несколько секунд ответственный менеджер компании получает заказ, из какойбы точки земного шара он бы ни был отправлен.
Русскоязычная частьсодержит подробное и хорошо иллюстрированное описание туров «Академсервиса» в11 стран мира. В разделе «Текущие предложения» собранна информация о новыхпрограммах туроператора, не вошедшие в печатные каталоги.
Раздел «Горящиепутевки» позволяет получить справки и приобрести туры со значительнойскидкой. На любой турпродукт, представленный на сервере, можно оставить свойзаказ.
Каждому розничномупосетителю сервера предоставляется возможность выбора приемлемого туристскогоагентства на всей территории России. Для турагентств «Академсервис»разработал и активно внедряет целую программу привлечения туристов черезИнтернет.
На сервере активнорекламируются агенты и партнеры «Академсервиса». В разделе«Партнеры», например, представлена информация об автоматизированныхсистемах компании «Интурсофт», которые активно используются как самимоператором, так и многими российскими туристскими фирмами.
3.3. Создание Web-страниц.
Создание собственной Web-странички или специализированногосервера — наиболее эффективный способ электронной рекламы.
Информация, помещенная наэту страницу, становится доступна всем, кто пользуется Интернет. Затраты наразработку и ведение ее существенно зависят от объема информации и способа еепредоставления (только текст, текст и цветные фото, фильмы, озвученные рекламныеролики и др.). Создание странички требует определенной квалификацииработников. Она готовится на языке HTML, в котором пишутся доступные в Интернет файлы.
Примечательно, что вотличие от газет или других носителей рекламы Интернет предоставляетвозможность получать информацию о тех, кто ее просмотрел. Существуетвозможность отслеживать, из какой страны, в какое время вызывают интерес теили иные данные на рекламной странице, и с учетом этого вносить изменения.Информация может быть предоставлена на любом языке в латинице или кириллице ибудет доступна в любое время дня и ночи любому пользователю из любой страны.
После создания такойстраницы ее необходимо разместить так, чтобы ее нашло наибольшее числопользователей сети Интернет. Ведь если эта страничка не прописана в поисковыхсерверах, там, где обычно ее ищут пользователи сети, то ее никто не найдет.Это все равно, что напечатать рекламные листовки, положить их на стол и ждать,когда их придут забрать.
Наиболее рационально заказатьсоздание страниц и прописку в поисковых серверах у одной из фирм, занимающихсяпроизводством и подготовкой HTML-файлов.
Однако возможностирекламы в Интернет не полностью покрываются созданием собственныхWeb-страиичек. Широко используются и другие виды рекламы — прямая почтоваярассылка и прописка по поисковым серверам.
Прямая рекламная кампанияв Интернет — серьезное, дорогостоящее и весьма перспективное мероприятие,требующее планирования, соответствующей профессиональной подготовки и надлежащегофинансового обеспечения. Такая рекламная кампания настоятельно рекомендуетсяфирмам, которые собираются активно продвигать на рынке услуг свой туристскийпродукт, а также вновь созданным туристским фирмам.
Как правило, самаWeb-страница проектируется, многократно переделывается или корректируется сучетом пожеланий заказчика и возможности ее продвижения по сети. Важен выборрекламной фирмы, компетентной в данной области бизнеса. Например, метод direct-mail с возможностью рассылки информации по выбранной базеданных дает хороший результат на начальном этапе работы с сетью. Другим эффективнымвариантом может быть размещение информации о фирме в электронном каталоге, чтосущественно расширяет возможности фирмы и ее рекламное или иное объявлениесразу становятся видимыми для пользователей Интернет, и результата можно ждатьчерез сравнительно небольшое время. Информация группируется в тематическиеподборки и образуется мощная база информации, направленная на продвижениеоднородной продукции. Применительно к туристской сфере такие базы туристскойинформации формируются по крупным туристским центрам. Такова, например, базаинформации по туристским услугам Санкт-Петербурга (Россия) «Nota Bene» (сервер «Весь туристскийСанкт-Петербург»).
Для пользователей предоставляетсябольшой объем туристской информации по Санкт-Петербургу — туристский гид,справочник отелей, газет и средств массовойинформации. В частности, на этом сервере можно получить текущуюинформацию о справочниках «Туристские фирмы».
На сервере туристскимфирмам предлагается установить свою собственную Web-страницу с информацией.Она может содержать тексты, цветные (фотографии, рисунки, схемы, рекламныесообщения и отсылки на другие информационные источники. Если таковая страницаимеется, то возможно по заказу пользователя установить отсылки на эту страницу,даже если она не находится на данном сервере. Возможна установка ссылки на этустраницу с электронных версий газет по договоренности.
Некоммерческая информацияразмещается на сервере бесплатно. Также бесплатно можно разместить на серверекраткую информацию о своей фирме. За период существования и работы в сетисервер приобрел популярность, и сегодня регистрируется более 1000 обращенийпользователей сети в день.
3.4.Участие в международных выставках и ярмарках в сети Internet
Все наиболее знаменитыетуристские выставки уже открыли свои информационные страницы в Интернет, вкоторых даются статистика, условия участия, аккредитации и посещения выставок.
Возможности рекламытуристской продукции на международных выставках рамках сети Интернет оказываеткомпания Expo-Web. Использование системы, предлагаемой компаниейExpo-Web, позволяет экспонировать свои туристский продукт в сети, связатьсянапрямую с партнерами по отрасли, принять участие в конференциях, презентациях,пресс-клубах, получить доступ к справочникам и каталогам и др.
Возможность прямой иобратной аудио-визуальной связи через сеть Интернет позволяет:
— значительно снизитьзатраты на продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг;
— исключить в рядеслучаев затраты по участию в дорогостоящих туристских выставках и ярмарках;
— сэкономить натранспортных расходах, командировках, затратах по аренде и монтажу стендов и т.д.
Потенциальные клиенты ине попавшие на выставку посетители смогут в офисе или дома получить подробнуюинформацию об экспонатах, расположении стендов, списке участников, описаниивидов деятельности фирм.
Кроме того, здесьпредусмотрена возможность получения любого оперативного запроса, касающегося МITT, а также бронирования туристскихуслуг.
Следует также отметить,что реклама и маркетинг в сфере туризма в системе Expo-Webпроизводятся 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Глава4. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг в Интернет
Во всемирной компьютернойсети Интернет существуют разделы бронирования основных туристских услуг.
Статистикасвидетельствует, что популярность самостоятельного компьютерного бронированияпо Интернет быстро растет. Только гостиничных мест через TravelWeb ежемесячно бронируется на сумму 750тыс. долларов. В настоящее время система бронирования предлагает информацию о8000 отелях и рейсах 300 авиакомпаний.
Бронирование через TravelWeb в Internet:
За:
— действует 24 часа всутки;
— работает в режимереального времени;
— позволяет осуществлятьмгновенное бронирование и подтверждение;
— вся информациянаходится перед глазами.
Против:
— поиск необходимойинформации при отсутствии опыта может занять длительное время;
— доступны только «rack rates» (базовый тариф), поэтому цены часто завышены;
— необходимы компьютер имодем;
— не оказывается визоваяподдержка;
— для оплаты бронированиятребуется кредитная карта;
— зачастую приеминформации происходит медленно.
Как видно из проведенногоанализа, бронирование через Интернет по сравнению с традиционным обслуживаниемв агентстве (во всяком случае в России) имеет ряд существенных недостатков, впервую очередь по оплате и визовой поддержке. Хотя несложно предложить способыустранения этих проблем. Например, для оплаты использовать корпоративнуюкредитную карточку агентства. Основанием же для выдачи визы может служитьподтверждение бронирования, автоматически получаемое агентством по электроннойпочте.
В любом случае, подобныеразделы — это прекрасные информационные справочники туроператоров, расписанииавиарейсов, отелей, достопримечательностей и многих сведений, столь необходимых в работе туристских компаний.
За рубежом бронирование ирезервирование туристских услуг через Интернет стало неотъемлемой частьютехнологии продвижения и реализации туристского продукта и реальнойконкуренцией для туристских организаций.
В России угрозаконкуренции меньше, но со временем такая форма работы станет привычной и дляотечественных туристских фирм.
Принципиально различаютсябронирования, сделанные на трех типах серверов: на сервере гостиницы илигостиничной цепочки, на сервере туроператора и на сервере центрарезервирования.
Представленные на серверетуроператора гостиницы, как правило, относятся к тем городам и регионам, скоторыми туроператор имеет устойчивые связи, позволяющие ему гарантироватьразмещение клиента. По остальным направлениям туроператор может лишь принятьот турагента или частного лица заказ с обязательством дать ответ в течениенескольких дней, а это уже технология работы туроператора с индивидуальнымитурами.
Сервер туроператораобычно ориентирован либо на турагентов, либо на частных лиц.
Сервер для работы агентовпредставляет собой попытку вывести ставшую уже традиционной технологиютелефонного и факсового обмена на качественно новый уровень — электронныекоммуникации через Интернет. Для подобных серверов характерными являютсявыплата комиссионных турагентам, паролированный доступ и прочие атрибуты,подчеркивающие строго профессиональную направленность сервера.
Сервер, ориентированныйна частных лиц, как правило, будет содержать наиболее приемлемые цены средивсех описанных выше серверов. Это является следствием того, что работатуроператора, традиционно строящаяся на получении конфиденциальных цен отгостиниц с последующей перепродажей уже по более высоким ценам турагентам,изменяется при продаже номерного фонда частным лицам — наценка наконфиденциальную цену гостиницы определяется лишь нормой прибыли, заложеннойтуроператором.
Несомненным лидером средироссийских туроператоров по представлению гостиниц в Интернет является«Академсервис» — www.acase.ru.
Спектр гостиниц, представляемых другими компаниями (например, Welt Reisen — www.welt-reisen.ru),значительно уже. Ряд таких туроператоров предлагают на своих серверах гостиницытолько в составе тура (например, Intourist — www.intourist.ru).
Все многообразиетехнологии бронирования можно свести к двум принципиально различнымтехнологиям: on-line и off-line.
К большому сожалению,полностью технология бронирования online в настоящий момент не реализована нина одном из российских серверов. Ближе всех к завершению работ находится тот же«Академсервис». На его сервере уже реализованы поиск гостиниц попроизвольному набору критериев, просмотр подробной информации о гостиницах,заполнение формы бронирования. Не реализовано лишь электронное обеспечениефинансовых гарантий бронирования со стороны клиента (агента).
Интернет-бронированиеобычно сопровождается контрольным звонком в офис туроператоров. Абсолютноебольшинство российских агентов предпочитают работать по старинке: рассылаяфаксы и звоня по телефону.
Для работы с западнымисистемами у российских туроператоров нет потоков, которые бы гарантироваликвоты мест. Тем не менее представители отечественных турфирм по-прежнемусчитают Интернет-технологии весьма перспективными. В первую очередьпотребителями онлайновых услуг становятся наиболее технологичные агентства,лидерами среди которых являются участники сетевых проектов.
Глава 5. Сайт какинструмент продаж
По предпочтениямроссийских пользователей Интернета туризм стабильно входит в первую десятку. Неотстают от потребительского спроса и туристические компании. Своипредставительства в Рунете имеют уже около трети турфирм.
Отличительная чертапродвинутых операторских сайтов — наличие специальной агентской части,предусматривающей информационную и sales-поддержку партнеров. На таких сайтахдостаточно подробно выложены операторские программы, есть режим скачкипрайс-листов в форматах MS.Word или Excel. Такую возможность предоставляют,например, компании «Дельфин», «Инна Тур», VKO Travel и ряддругих, причем их можно распечатать в том же виде, как они выглядят в каталогахоператора.
Все компании, за редкимисключением, предоставляют на своих сайтах возможность бронирования. Но вподавляющем большинстве случаев — это режим offline, то есть через заполнениезаявки в том или ином формате и отправка ее оператору по электронной почте.Полноценное бронирование в режиме реального времени представлено пока вединичных случаях.
С коммерческой точкизрения, хороший веб-сайт — это, в первую очередь, эффективный инструментпродаж.
Сайт должен бытьсвоеобразным магазином, на витрине и прилавках которого удобно разложеныразнообразные товары. В нашем случае это туры. Причем с реальными ценами, а неабстрактные «направления». Многие заходят на сайт, уже определившисьс местом отдыха. Им нужна конкретная информация о его стоимости в понятнойформе. На первом этапе достаточно сведений типа «Египет, Хургада MakadiClub 4*, HB, 7 дней — цена $ xxx — вылет xx.xx». Можно даже без картинки.В таком предложении есть все необходимое. Приведенные цены на гостиницы разныхкатегорий на разных курортах гораздо больше помогут туристу определиться сотелем, чем описания в стиле «чарующие пляжи и неповторимая природа».В любом случае информацию о наиболее выгодных и горящих турах следует выноситьна первую страницу. И лучше это делать сразу с минимальными подробностями, а нессылкой на прайс-лист.
Сопутствующая информацияпо странам будет дополнительным плюсом, особенно если у агентства есть своинаработки в этой области. Очень полезны бывают тексты — памятки, которыеклиенты могут скачать, распечатать и взять с собой в поездку (тем более, чтоони должны быть у турагентства по каждой стране).
Просто необходим на сайтесписок возможных экскурсий (в идеале — с ценами реальными илиориентировочными). Очень удобны «информеры» с текущей погодой покурортам и ее прогнозом. Объем сопутствующей информации в конечном итоге определяется,конечно, амбициями агентства. Для компаний, работающих с большим числомнаправлений, более целесообразной может быть ссылка на крупный информационныйресурс, располагающий обширными сведениями по стране. Часто это могут бытьсайты национальных представительств по туризму.
Если же речь идет обузкоспециализированном продукте, то, кроме цен на сервере агентства, нужнамаксимально подробная информация по стране в контексте предлагаемоготурпродукта. Особенно, если направление не является местом массового туризмадля россиян
Глава 6. Глобальные компьютерные системы бронирования
С марта 2005 года вРунете работает новая система бронирования туруслуг «Профтурпортал» (www.proftourportal.ru).Разработчики называют «ПрофТурПортал» «независимой туристическойторговой площадкой, интегрированной с профессиональными, информационнымиинтернет-ресурсами и он-лайновой интернет-системой бронирования». Сейчас вэлектронном каталоге портала представлена информация о более, чем 800 турах, всистеме представлены программы других крупных туроператоров, базы и гостиницыКраснодарского края. Причем многие зарубежные направления будут выставлены напродажу напрямую европейскими, а не российскими компаниями.
Туроператоры могутразмещать в системе свои программы в неограниченном объеме и даже с настройкамисвоих агентств. Работа с «ПрофТурПорталом» для агентств и поставщиковпродукта не бесплатна — при выполнении трансакции взимается 1% его стоимости ис оператора, и с агентства.
«ПрофТурПорталом»- первая российская глобальная система бронирования (GDS), через которуюагентства могут покупать весь спектр услуг: уже сейчас возможны продажи с оплатой в режиме реального времениавиабилетов «Аэрофлота», чартеров, программ «Интуриста»,объектов размещения Кубанской Ривьеры. Реализована стыковка с«Сиреной» и «Экспрессом» по авиа и ж/д перевозкам. Вкачестве поставщиков могут выступать все игроки туротрасли России. Оченьбольшой интерес к системе проявляют зарубежные туроператоры — размещение у насдает им прямой выход на агентов и конечного потребителя, минуя крупныхроссийских операторов. Плюс ко всему мы предоставляем оригинальный контент исопровождение их продукта на русском языке. Особенно уникальна возможностьвыполнения online платежей. Она в туризме реализована впервые.
Четырьмя основнымифункциями системы называются:
— автоматический сборпредложений от разных туроператоров и их передача агентствам,
- автоматизацияпроцесса поиска необходимого покупателю тура,
— автоматизация процессабронирования тура,
— созданиесопроводительных документов.
Функционирование системы заключаетсяв следующем: туроператор формирует и выставляет на продажу предложения потурам. Объем информации, закладываемой в систему, и количество ее обновлений — неограниченны.
Программный комплекс«Мастер-Тур» разработан компанией «Мегатек» и предназначен для полнойавтоматизации деятельности как турагентских, так и туроператорских фирм,создающих и реализующих индивидуальные и групповые туры.
В этом программномкомплексе основным структурным элементом любого тура считается понятие услуги,а совокупность взаимосвязанных услуг формирует турпродукт. Выделены основныевиды услуг: авиаперелет, трансфер, проживание, экскурсии, виза, страховка.Однако можно задавать дополнительные виды услуг, например прокат автомобилей ит. п. Такой подход позволяет менеджеру во время работы с клиентом формироватьили видоизменять тур по его желанию.
«Мастер-Тур»осуществляет практически все функции, характерные для деятельности туроператорскогоофиса:
Автоматизированное рабочееместо по формированию турпродукта предусматривает создание готовых к реализациипакетов услуг и программ туров, калькуляцию их стоимости, расчет прибыли,комиссионных и т. д. Причем каждая услуга, например стоимость проживания вотеле, может быть разной и зависеть от принимающего туроператора или тогопакета, в котором эта услуга используется. Таким образом, менеджер имеетвозможность оценить конкурентоспособность тура и сформировать оптимальный тур.Предусмотрен гибкий аппарат расчета цен, позволяющий различать цены на услуги,предлагаемые разными партнерами, а также размер комиссионных, даваемыхпартнерам при продаже тура.
«Мастер-Тур» —универсальная и очень гибкая программа, позволяющая работать как с групповыми,так и с индивидуальными турами любой сложности.
В программу включен такжесправочный раздел, в котором содержится информация по странам, городам иотелям.
В программе реализованавозможность удаленного доступа агентство — оператор, позволяющая менеджерутуристского агентства, подсоединившись к серверу туроператора, оценить наличиесвободных мест и произвести бронирование.
Программный комплекс«Мастер-Web» позволяет туроператору организовать продажу своих туров агентствамчерез Интернет, другими словами, создавать свой собственный интернет-магазин попродаже туров в режиме реального времени. Вся необходимая информация длябронирования автоматически берется из базы данных «Мастер-Тур». При такойработе турагент получает возможность резервирования туров оператора в режимереального времени.
Заключение
Таким образом,возможности использования Интернет – технологий в туроператорской деятельностиогромны.
В странах Западной Европыи США туристические услуги занимают первое место по объему продаж в Интернет.
Использование агентамиресурсов туроператора через глобальную сеть Интернет (удаленное оформлениезаявки) позволяет ускорить процесс взаимодействия тур-агент — туроператор.
Все большее участие Интернет-технологийв реальной жизни дает такие возможности, как:
— выход внутри офисныхпрограмм в Интернет;
— удаленный доступ к базепринимающей стороны для подтверждения услуг в реальном масштабе времени;
— доступ клиентов кофисной базе (необязательно напрямую) из Интернета.
Как следствие, создание нарядус интернет-маркетами своих интернет-магазинчиков у каждого серьезноготуроператора.
Интернет позволяет экономитьвремя на: отправку заявки туроператору,
время подтверждениязаявки, время выписки документов и т.д.
Основные тенденции втурбизнесе:
создание сетейтурагентств туроператорами на основе единых технологий;
создание стандартовобмена информацией между участниками туристического рынка.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что Интернет — технологии позволяют в значительной степениповысить оперативность и качество связи, снизить затраты на коммуникации,расширить географию деятельности, круг клиентов и партнеров.
Список литературы
1. Г.А. Карпова,«Современный туризм», Москва, «Финансы и статистика», 2005 год;
2. Адров Д. Internet в России. Компьютер пресс, № 1, 1997г.
3. Бизнес в режиме on-line. Вестник РАТА (Российская ассоциация туристскихагентств)” № 7, 1997 год.
4. Биржаков М. Б.,Биржаков К. М., Ушаков М. В. Internet в туризме. Туристские фирмы, № 13, Санкт-Петербург, 1997 г.
5. Гуляев В. Г.,Морозов И. В. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализациитуристского продукта. Туризм. Практика, проблемы, перспективы, № 3, 1997 г.
6. Гуляев В. Г.,Морозов И. В. Информационное обеспечение в туризме. Туризм. Практика, проблемы,перспективы, № 3, 1997 г.
7. www.proftourportal.ru;
8. www.tourbusiness.ru.