СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО¬СТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХ¬НИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ 2. ЗАЯВКИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕ¬НИЯ 1. УРОВЕНЬ ОАО «РЖД» 2. УРОВЕНЬ ДОРОГИ. КОНФИГУРАЦИЯ ЗАКУПОК ДОРОГИ 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА
НА ПО¬СТАВКУ 1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАКУПКИ П и НДРП 2. ЗАКУПКИ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО¬СТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ЖЕ¬ЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 3.1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗАПАСОВ 4. ПРОГРАММА РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОАО «РЖД» НА 2006-2008 гг. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необхо¬димыми ему материалами в соответствии с выявленной потреб¬ностью, организуется ма¬тери¬ально-техническое снабжение пред¬приятия.
Его задача заключается в опре¬делении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изы¬скании воз¬можностей покрытия этой потребности, организации хранения мате¬риалов и вы¬дачи их в цехи, а также в проведении контроля за правиль¬ным ис¬пользованием ма¬териально-технических ресурсов и содействия в их экономии. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учи¬ты¬вать спрос и предложение на все потребля¬емые предприятием мате¬риаль¬ные ре¬сурсы, уровень и изме¬нение
цен на них и на услуги посредни¬ческих организа¬ций, выбирать наиболее экономичную форму товародви¬жения, оп¬тимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы. Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов пред¬приятия. Оборотные фонды — это те средства произ¬водства, которые пол¬ностью потребляются в каждом производст¬венном цикле, целиком пере¬носят свою стои¬мость на готовую про¬дукцию и в процессе производства ме¬няют или
теряют свои потре¬бительные свойства. В состав оборотных фондов включаются: 1) основные и вспо¬могатель¬ные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, полу¬чаемые со стороны; 2) мало¬ценные и быстро¬изнашивающиеся инст¬рументы и запасные части для ремонта обо¬рудования; 3) незавер¬шенное производство и полуфабрикаты соб¬ственного из¬готовления; 4) тара. Нужно отметить, что при делении средств производства на ос¬новные и обо¬ротные в практике
допускаются некоторые вполне оп¬равданные условно¬сти. Ин¬струмент и инвентарь делятся на две части. В первую из них входят малоцен¬ные и быстроизнашивающиеся (со сроком службы менее одного года) инстру¬менты и инвентарь. Они относятся к оборот¬ным фон¬дам. Другая же часть, в ко¬торую вклю¬чается весь осталь¬ной инстру¬мент и инвентарь, от¬носится к основ¬ным фондам. Для бесперебойного функционирования производства не¬обходимо
хо¬рошо налаженное материально-техническое обес¬печение (МТО), кото¬рое на предпри¬ятиях осуществляется через органы материально-техниче¬ского снабже¬ния. В условиях рынка у предприятий возникает право выбора постав¬щика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресур¬сов. Это за¬став¬ляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качест¬венные ха¬рактеристики продукции, изготовляемой различ¬ными постав¬щи¬ками.
Сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и прочие матери¬альные цен¬но¬сти на заводах и фабриках хранятся на складах. Состав, число и раз¬меры по¬след¬них зависят от номенклатуры и количества потребляемых мате¬риальных ценно¬стей. На крупных предприятиях количество складов нередко достигает не¬скольких десятков. Количество, состав, емкость и специализация складов образуют струк¬туру складского хозяйства предприятия. Организация скла¬дов, их техниче¬ское оснаще¬ние и размещение на территории завода и фабрики имеют
суще¬ственное значение для работы и экономики предприятия. Организация склад¬ского хозяй¬ства оказы¬вает влия¬ние на пропускную способность складов, трудоемкость и се¬бестоимость складских работ, на величину внутризавод¬ских транспорт¬ных рас¬ходов и т. д. Успех экономического развития России и эффективность функциониро¬ва¬ния федерального транспорта зависят от гибкого и оперативного реагиро¬вания на складывающуюся экономическую ситуацию.
В связи с этим необ¬ходимо повы¬шать эффективность функционирования железнодорожного транспорта на основе обеспечения его устойчивой, рентабельной работы, предотвращения кри¬зисных ситуаций и особенно – улучшения состояния его материально-производ¬ственной базы. Значительная часть материальных ценностей, прежде чем попасть на склад отраслевого линейного предприятия поступает на склады органов ма¬тери¬ально-технического обеспечения железных дорог.
Так через главные ма¬териаль¬ные склады дорог и склады отделений осуществляется 80 – 82% всех поставок мате¬риалов и изделий линейным предприятиям. Более того, увели¬чение транзит¬ных норм поставок, необходимость повышения ритмичности и комплектности снабже¬ния предприятий при минимальных материальных за¬пасах и издержках на их со¬держание требуют расширения объемов поставок через материальные склады ор¬ганов снабжения. Практика показывает, что сосредоточение матери¬альных запасов на складах дорог и отделений обеспе¬чивает
лучшую маневрен¬ность при использо¬вании материальных ресурсов, а распыление их по предпри¬ятиям не создает этого преимущества и приводит к замедлению оборачиваемо¬сти материалов. Решению этой задачи способствует такая организация работы Службы мате¬риально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги (МТС), при ко¬торой обеспечивается высокая оборачиваемость оборотных средств, уско¬ренные переработка поступающих материальных ценностей
и доставка их по¬требителям, снижение уровня переходящих остатков матери¬альных ценностей на складе, уст¬ранение причин появления неходовых, из¬лишних материалов, а также не допус¬каются недостачи, пересортицы, убытки от не сохранности и т.д. Немаловажное значение имеет постоянное повышение уровня квалифи¬ка¬ции работников службы материально-технического снабжения, развитие складского хозяйства сокращение мало¬произ¬води¬тельного труда при выполнении погрузочно-разгрузочных и дру¬гих работ, вне¬дрение научной организации труда,
широкое использование вычислительной тех¬ники и автоматизированных систем управления. Целью дипломного проекта является повышение эффективности мате¬ри¬ально-технического обеспечения Куйбышевской железной дороги. Объектом исследования является служба материально-технического снаб¬жения Куйбышевской железной дороги. В работе были решены следующие задачи: • показана характеристика производственной деятельности службы мате¬ри¬ально-технического снабжения
Куйбышевской железной до¬роги; • проделан анализ и оценка основной деятельности службы матери¬ально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги; • разработаны мероприятии по повышению эффективности матери¬ально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги. Роль и значение материальных складов материально-технического снабжения железнодорожного транс¬порта все более повышаются в связи с рядом объективно действующих фак¬то¬ров.
Не¬прерывно возрастающий объем перевозок грузов и пассажиров на желез¬ных доро¬гах сопровождается увеличением потребления материальных ценностей на ремонт подвижного состава, производство запасных частей и другие, эксплуа¬тационные и производственные нужды. Рост поставок мате¬риалов железнодо¬рожному транс¬порту вызывает увеличение товарооборота материальных складов и требует улучшения организации их работы. Практическая ценность заключается в возможности использовать дан¬ную работу в качестве рекомендаций
материально-технического снабжения Куйбышевской желез¬ной дороги в целях оптимизации материально-технического обеспечения. В работе использованы статистические данные работы службы материально-технического снабжения, методиче¬ские материалы, отечественные литературные источники, учебная литера¬тура для сту¬дентов экономических ВУЗов. 1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Для бесперебойного функционирования производства не¬обходимо
хо¬рошо налаженное материально-техническое обес¬печение (МТО), кото¬рое на предприятиях осуществляется через органы материально-техниче¬ского снабже¬ния. Главной задачей органов снабжения предприятия являет¬ся своевре¬мен¬ное и оптимальное обеспечение производства необходимыми матери¬альными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учи¬тывать спрос и предложение на все
потребля¬емые предприятием мате¬риальные ресурсы, уровень и изме¬нение цен на них и на услуги посредни¬ческих организа¬ций, выбирать наиболее экономичную форму товародви¬жения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы. Содержание функций органов снабжения предприятия включает три на¬правления. 1. Планирование, которое предполагает: - изучение внешней и внутренней среды предприятия, а так¬же рынка от¬дельных товаров; - прогнозирование и определение потребности всех видов материаль¬ных ресурсов,
планирование хозяйственных оптимальных связей; - оптимизацию производственных запасов; - планирование потребности материалов и установление их лимита на от¬пуск цехам; - оперативное планирование снабжения. 2. Организация, которая включает: - сбор информации о потребной продукции, участие в яр¬марках, вы¬став¬ках-продажах, аукционах и т. п.; - анализ всех источников удовлетворения потребности в материаль¬ных ре¬сурсах с целью выбора наиболее оптималь¬ного; - заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку
про¬дукции; - получение и организацию завоза реальных ресурсов; - организацию складского хозяйства, входящего в состав ор¬ганов снабже¬ния; - обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми матери¬аль¬ными ресурсами; 3. Контроль и координация работы, в состав которых входят: - контроль за выполнением договорных обязательств постав¬щиков, выпол¬нение ими сроков поставки продукции; - контроль за расходованием материальных ресурсов в про¬изводстве; - входной контроль за качеством и комплектностью посту¬пающих ма¬тери¬альных
ресурсов; - контроль за производственными запасами; - выдвижение претензий поставщикам и транспортным орга¬низациям; - анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприя¬тий по координации снабженческой деятельностью и повышение её эф¬фективности. В условиях рынка у предприятий возникает право выбора постав¬щика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресур¬сов. Это застав¬ляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные ха¬рактеристики
продукции, изготовляемой различ¬ными постав¬щиками. Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, воз¬можность выбора способа доставки, время на осу¬ществление заказа, возмож¬ность предоставления кредита, уро¬вень сервиса и др. Причем соот¬ношение зна¬чимости отдель¬ных критериев с течением временем может меняться. Организационное построение, характер и методы работы служб снаб¬же¬ния на предприятиях отмечаются своеобра¬зием.
В зависимости от объе¬мов, ти¬пов и специализации про¬изводства, материалоемкости продукции, и территори¬ально¬го размещения предприятия складываются различные усло¬вия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, потреб¬ляющих малые объемы матери¬альных ресурсов в ограниченной номенкла¬туре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдель¬ных работни¬ков хозяйственного отдела пред¬приятия. На большинстве средних и крупных предприятий эту фун¬кцию
вы¬пол¬няют специальные отделы материально-техничес¬кого снабжения (ОМТС), кото¬рые построены по функцио¬нальному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, за¬готовка, хра¬нение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снаб¬женческих органов по ма¬териальному признаку определенные группы работни¬ков выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.
Характерный тип структуры службы снабжения — сме¬шанный (рис. 1.1), когда товарные отделы, группы, бюро спе¬циализированы на снабже¬нии конкрет¬ными видами сырья, материалов, оборудования. Однако на¬ряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные под¬разде¬ления: плановое, дис¬петчерское. Смешанный тип структуры отдела снабжения — наиболее рациональ¬ный метод строения, который способствует повы¬шению ответственности работников, улучшению материально-техническое
обеспечение произ¬водства. Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определе¬нию потребности в матери¬альных ресурсах, оптимизации ры¬ночного поведения по наиболее выгод¬ному обеспече¬нию, фор¬мированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением постав¬щиками договорных обяза¬тельств. Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкрет¬ными
видами материаль¬ных ре¬сурсов: планированию, учету, завозу, хранению и отпуску мате¬риала в производ¬ство, т.е. регулирует работу материальных складов. Товарные группы (бюро) Плановое по видам продукции Диспетчерское бюро (группа) бюро (группа) А Б В Склад Склад Склад №1 №2 №3 Рис. 1.1. Организационная структура отдела материально-технического снабжения (смешанный тип) Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное ре¬гулирование и контроль
за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и мате¬риалами; устраняет не¬поладки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов на пред¬приятие. На предприятиях машиностроения служба снабжения кро¬ме отдела материально-технического снабжения включает и отдел внешней кооперации (или бюро, группу), который может вхо¬дить в состав отдела материально-технического снабжения. Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечива¬ют производство полуфабрикатами (заготовками,
деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку. Для осуществления технического перевооружения и ре¬конструкции про¬изводства предприятие создает отделы обо¬рудования, которые обычно входят в состав капитального стро¬ительства. Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, представ¬ленный на рис. 1.2. Особенностью этого типа структуры является то, что под¬разделения имеют
свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения про¬изводственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением. Формирование нормативной базы, прогнозирование и раз¬работка планов материально-технического снабжения, установление хозяйственных связей, и координация работы служб снаб¬жения, входящих в предпри¬ятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предпри¬ятия.
Взаимодействие подразделений службы снабжения пред¬приятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного под¬чинения. Одним из звеньев организации материально-технического снабжения является складское хозяйство, ос¬новная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подго¬товке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходи¬мыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на: ма¬териальные,
производствен¬ные, сбытовые. Заместитель директора предприятия (объдинения) Руководство Начальник Начальник ОМТС цеха №1 цеха №2 Планновое бю- ро (группа) Товарное бюро (группа) по ви-дам продукции Диспет-черское бюро (группа) Бюро (группы) организации складского хозяйства Бюро (группа) снабжения Товарные группы по видам продукции
Бюро (группа) снабжения Исполнители по видам продукции Административное подчинение Функциональное подчинение Склады Склады Рис. 1.2. Схема организационной структуры службы снабжения Принятые материалы хранятся на складах по номенкла¬турным группам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.
Завоз материалов и работа складов организуются на ос¬нове оперативно-заготовительных планов. Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой со¬вокупность экономических, организа¬ционных и правовых взаимоотноше¬ний, которые возни¬кают между поставщиками и потребителями средств производ¬ства. Рациональ¬ная система хозяйственных связей предпола¬гает минимизацию издержек произ¬водства и обращения,
пол¬ное соответствие количества, качества и ассортимента постав¬ляемой продукции потребно¬стям производства, своевремен¬ность и ком¬плектность ее поступления. Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опо¬средованными (косвенными), длительными, и краткосрочными. Прямые представляют собой связи, при которых отноше¬ния по по¬ставкам продукции устанавливаются между пред¬приятиями-изготовите¬лями и предпри¬ятиями-поставщика¬ми прямо, непосредственно.
Опосредованными считаются связи, когда между этими предпри¬ятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потреби¬телю могут осу¬ществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников (ди¬стрибь¬юторов, джобберов, агентов, брокеров) (рис. 1.3.). Производитель Потребитель Прямая связь Производитель Посредник Потребитель Опосредственная связь Посредник
Смешанная (гибкая) связь Производитель Потребитель Рис. 1.3. Схемы хозяйственных связей материально-технического снабжения Дистрибьюторы и джобберы — это фирмы, осуществля¬ющие сбыт на ос¬нове оптовых закупок у крупных промышленных предприятий — производи¬те¬лей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джоббе¬ров — относи¬тельно круп¬ные фирмы, располагающие собственными скла¬дами и ус¬танавли¬вающие длительные контрактные отношения
с про¬мыш¬ленными предприятиями. Джобберы, напротив, скупа¬ют отдельные круп¬ные партии товаров для быстрой пере¬продажи. Агенты и брокеры — это фирмы или отдельные предпри¬ниматели, осу¬ществляющие сбыт продукции промышленно¬го предприятия на основе комисси¬онного вознаграждения. Прямые хозяйственные связи для предприятий являют¬ся наиболее эко¬номичными и прогрессивными по сравне¬нию с косвенными, так как они, исклю¬чая посредников, умень¬шают издержки обращения, документо¬оборот, укрепляют
вза¬имоотношения между поставщиками и потребите¬лями. По¬ставки продукции становятся более регулярными и ста¬бильными. Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они тре¬буют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посред¬ников между предприятиями-потреби¬телями и предприятиями-изготови¬телями. Потребность в косвенных связях объясняется тем, что
пря¬мые связи вы¬годны и целесообразны в условиях потребле¬ния материальных ресурсов в круп¬ных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и мате¬риалы в незначи¬тель¬ных количествах, не достигающих транзитной формы отгруз¬ки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние за¬пасы материальных ценностей, целесо¬образны связи и через услу¬ги по¬средников. Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Хозяйственные длительные связи — прогрессив¬ная форма материально-техни¬ческого
снабжения. В этом случае предпри¬ятия имеют воз¬можность развивать на долгосрочной основе сотрудниче¬ство по совершенст¬вованию выпускаемой продукции, снижению ее мате¬риалоемкости, доведению до мировых стандартов. С классификацией связей на прямые и косвенные тесно связано деле¬ние их по формам организации поставок про¬дукции. С этой точки зрения различают транзитную и склад¬скую формы поставок. При транзитной форме снабжения материальные ресур¬сы переме¬ща¬ются от поставщика к потребителю прямо,
минуя промежуточные базы и склады по¬среднических организа¬ций. Кроме того, предприятие, получая материал непо¬средственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-загото¬вительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использова¬ние этой формы снабжения для материалов с небольшой потребнос¬тью приводит к увеличению
запасов и связанных с этим рас¬ходов. При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно по¬требителям. Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потре¬бителям требуются материальные ре¬сурсы в больших количествах, что дает воз¬можность отгру¬жать их полногрузными вагонами или другими средства¬ми транспорта. При транзитной форме завоза значительно снижаются из¬держки, и по¬вышается скорость
обращения, улучшается ис¬пользование транспортных средств. Складская форма снабжения играет большую роль в обес¬печении мел¬ких потребителей. Она позволяет им заказывать необходимые материалы в количе¬ствах меньше установлен¬ной транзитной нормы, под которой понимается мини¬мально допустимое общее количество продукции, отгружаемое пред¬приятием изготовителем потребителю по одному заказу. При складской форме снабжения продукция со складов посред¬нических
организаций может завозиться малыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов матери¬альных ресурсов у потребителей. Однако в этом слу¬чае последние несут допол¬нительные расходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с баз посредничес¬ких организаций. Поэтому в каждом конкретном случае тре¬буется экономическое обоснование выбора форм снабжения. Для технико-экономического обоснования выбора фор¬мы снабжения ис¬пользуется формула:
Рmax K (Птр – Пскл) / (Сскл – Стр), где Рmax — максимальное количество материала, которое эко¬номиче¬ски целе¬сообразно получить от складских организа¬ций, натур, ед. измере¬ния; К — коэффициент использования производственных фондов и содер¬жа¬ния производственных запасов, %; Птр и Пскл — средняя величина партии поставки соответственно при тран¬зитной и складской формах снабже¬ния, натур, ед. измерения; Стр и Сскл — величина расходов по доставке и хранению материалов со¬ответственно
при тран¬зитной и складской формах снабжения, % к цене. Важные этапы в организации материально-технического снабжения про¬мышленности — специфицирование ресурсов и заключение хозяйст¬венных до¬говоров по поставкам про¬дукции. Под специфицированием ресурсов понимается расшиф¬ровка укруп¬нен¬ной номенклатуры по конкретным видам, маркам, профилям, сор¬там, типам, размерам и прочим при¬знакам.
От того, насколько правильно составлена специ¬фика¬ция материальных ресурсов, во многом зависит ма¬териаль¬ное обеспечение производства. Если в спецификации допу¬щена не¬точность, то это может при¬вести к тому, что фактичес¬кие поставки не бу¬дут соответствовать действитель¬ной по¬требности. Тем самым предприятие будет поставлено под уг¬розу невы¬полнения производственной программы и сбыта своей продукции. Поставляется продукция по договорам, ко¬торые служат документом, определяющим права
и обязанно¬сти сторон. В договорах указываются наименование продукции, ко¬личество, ас¬сор¬тимент, комплектность, качество и сортность продукции с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставки продук¬ции, общий срок действия договора, цена на поставляе¬мую продук¬цию и общая ее стоимость, условия оплаты, предусматривает¬ся ответственность сторон за со¬блюдение условий договоров. После за¬ключения договоров отделы снабжения предприя¬тий должны обеспечить своевременное
и комплектное полу¬чение мате¬риалов, их количественную и качественную прием¬ку, правильное хранение на складах предприятия. Оператив¬ная работа по завозу материалов осуществляется на основе ме¬сячных планов, в которых указываются календарные сро¬ки и объ¬емы по¬ставок по важнейшим видам материальных ресурсов. Копии таких планов передаются на соответствую¬щие склады и используются ими для органи¬зации подгото¬вительных работ. Существует два варианта организации завоза материаль¬ных ресурсов: самовывоз
и централизованная доставка. Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечи¬ваю¬щего оптимальное использование транспорта. Предприятие самостоя¬тельно до¬говаривается с транспортны¬ми организациями, не предъявляет жестких требова¬ний к типам используемого транспорта — главное вы¬везти мате¬риальные ре¬сурсы. При этом применяются исторически сло¬жившиеся технологические про¬цессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Отсутст¬вует необхо¬димость использова¬ния строго определенных
видов тары, часто от¬сутствуют условия для бес¬препятственного подъезда транс¬порта, быстрой раз¬грузки и приемки мате¬риальных ресур¬сов. При централизованной доставке предприятие-поставщик и предпри¬ятие-получатель создают единый орган, цель кото¬рого оптимизировать со¬вокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, опре¬деля¬ются рациональные размеры партий поставок и час¬тота за¬воза; разрабаты¬ваются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк
специализированных ав¬томобилей и выполня¬ется ряд других мероприятий. Таким образом, централизованная доставка позволяет: - повысить степень использования транспорта и складских площадей; - оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и у потре¬би¬теля продукции; - повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства; - оптимизировать размеры партии поставок продукции. Обеспечение материальными ресурсами производствен¬ных цехов, участ¬ков и
других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций: - установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование); - подготовка материальных ресурсов к производственному потребле¬нию; - отпуск и доставку материальных ресурсов со склада служ¬бы снабже¬ния на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка; - оперативное регулирование снабжения; - учет и контроль за использованием материальных ресур¬сов в подразде¬лениях предприятия.
Снабжение цехов материалами осуществляется в полном соответствии с установленными лимитами и конкретными особенностями производства. По¬следние учитываются при разработке графиков подач, на основе которых мате¬риалы доставляются в цехи. Лимит устанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированных норм расхода. Расчет лимита осуществляется по формуле: Л = Р Рнз. п + Нз – О, где Л — лимит данной номенклатуры продукции;
Р — по¬требность цеха в материалах для выполнения производственной программы; Рнз п — потребность цеха в материалах для изменения незавершенного производства (+ увеличение, — уменьшение); Нз — норматив цехового запаса данной про¬дукции; О — расчетный ожидаемый остаток данной продук¬ции в цехе на начало планового периода. Расчет выполняется в натуральных показателях. Потреб¬ность в материа¬лах для выполнения производственного за¬дания определяется путем умножения программы
производ¬ства на нормы расхода по соответствующим изделиям. Та¬ким же образом рассчитывается потребность в материалах для изменения неза¬вершенного производства, т.е. путем умноже¬ния производственных норм расхода на изменение программы не¬завершенного производства в плановом периоде. Цеховой запас определяется в необходимых случаях и зависит от вели¬чины партии продукции, доставляемой в цех, среднесуточного ее расхода, а также от цикличности произ¬водства.
Расчетный ожидаемый остаток материальных ресурсов в цехе определя¬ется по результатам работы цеха в периоде, предшествующем плановому: О = Оф + Вф – (Ро.п + Рэ.н + Рнз. п + Рбр), где Оф — фактический остаток на первое число по данным инвентаризации или бухгалтерского учета; Вф — количе¬ство отпущенных цеху материалов за весь период; Ро.п — фактический расход на основное производство;
Рэ.н — фак¬тический расход на ремонтно-эксплуатационные нужды; Рнз. п — фактический расход на изменение незавершенного производства; Рбр — расход на брак (оформленный актом списания). Фактический расход на основное производство и ремонтно-эксплуатаци¬онные нужды рассчитывается путем умноже¬ния фактических объемов работ на действующие в данном периоде нормы расхода материальных ресурсов.
Установленный лимит фиксируется в планкарте, лимит¬ной карте, лимит¬ной или заборной ведомости, которые на¬правляются складу и цеху-потребителю. Планкарта обычно применяется в массовом и крупносе¬рийном производ¬стве, т.е. в условиях стабильной потребности и четкой регламентации производ¬ства. В ней указываются установленный цеху лимит по каждому виду материа¬лов, сроки и величина подачи партии. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами достав¬ляет партии материалов каждому
цеху в установленные сроки. Отпуск их оформляется приемно-сдаточными наклад¬ными. В бланке планкарты ведется текущий учет выполнения пла¬на поставок. Лимитная карта используется в тех случаях, когда жест¬кая регламентация поставок внутри месяца по срокам и объемам затруднительна (серийное и инди¬видуальное про¬изводство). В лимитной карте указываются месячная потреб¬ность в материале, величина запаса и месячный лимит расхо¬да.
В случаях появления необходимости принятия решений по изменению лимита службой снабжения оформляется разо¬вое требование или требование на замену, которое согласовы¬вается с технической службой и подписывается ответ¬ствен¬ным лицом (главным инженером, главным конструктором, главным меха¬ником и т.д.). В лимитную ведомость включаются обычно группа одно¬родных мате¬риалов или все получаемые с данного склада материалы. Заборные ведомости (карты) вводятся при лимитирова¬нии расхода вспо¬могательных материалов,
обычно в случаях, когда потребность в них неравно¬мерная и отсутствуют дос¬таточно точные нормы расхода. Отпуск материалов по забор¬ным картам (ведомостям) регламентируются заранее уста¬новленными сро¬ками (обычно раз в месяц или квартал). В заборной карте указываются количе¬ство материала, который может расходовать цех, и сроки его получения. Служба снабжения отвечает за своевременную и качествен¬ную подго¬товку материальных ресурсов к производственно¬му потреблению, для чего вы¬полняет работы по распаковке, расконсервации,
комплектовке, которые согласо¬вываются с технологической службой предприятия. Целенаправленный и экономный расход материальных ре¬сурсов в цехах находится под постоянным контролем служ¬бы снабжения и периодически про¬веряется путем ревизии материального учета. По результатам проверки прини¬мают¬ся конкретные меры по устранению вскрытых недостатков. Работа органов материально-технического обеспечения прямо или косвенно влияет на уро¬вень основных
технико-экономических показателей предпри¬ятия. К числу показателей материально-технического обеспечения относятся количественные и качественные по¬казатели плана завоза материальных ресур¬сов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов); транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания — расходы на дос¬тавку материалов до склада предприятия; наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п.); расходы на хранение, выдачу в производ¬ство и отгруз¬ку
потребителю материальных ресурсов; административно-хозяйст¬венные расходы (расходы на содержание аппарата отдела материально-технического обеспечения) и т.п. Основанием для положительной оценки деятельности ор¬ганов материально-технического обеспечения слу¬жат: отсутствие перебоев в снабжении произ¬водства, сверхнормативных запасов и неликвидов, своевре¬менное заключение договоров, снижение снабженческих зат¬рат и т.д.
Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами за¬висит от величины и комплектности производ¬ственных запасов на складах пред¬приятия. Производственные запасы — это средства производ¬ства, поступившие на склады предприятия, но еще не вов¬леченные в производственный процесс. Соз¬дание таких запасов позволяет обеспечивать отпуск материалов в цехи и на ра¬бочие места в соответствии с требованиями техно¬логического процесса.
Следует отметить, что на создание запасов отвлекается значительное количество матери¬аль¬ных ресурсов. Уменьшение запасов сокращает расходы по их содержа¬нию, снижает из¬держки, ускоряет оборачиваемость оборот¬ных средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рен¬табельность производства. Поэтому очень важно опти¬мизи¬ровать величину запасов. Управление производственными запасами на предпри¬ятии предполагает выполнение следующих функций: -
разработку норм запасов по всей номенклатуре потребля¬емых предпри¬ятием материалов; - правильное размещение запасов на складах предприятия; - организацию действенного оперативного контроля за уров¬нем запа¬сов и принятие необходимых мер для поддержания нормального их состояния; - создание необходимой материальной базы для размеще¬ния запасов и обеспечения количественной и качественной их сохранности. Нормирование производственных запасов — это опреде¬ление их мини¬мального размера по видам материальных
ре¬сурсов для бесперебойного обеспе¬чения производства. При нормировании производственных запасов сначала оп¬ределяются нормы производственных запасов в днях, а затем в на¬туральном и денежном выражении. Норма запаса в днях устанавливается на основе следую¬щих данных. 1. Нахождение материалов в пути (транспортный запас Нтр). Определя¬ется как разница между временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем
оборота платежных документов. 2. Приемка, разгрузка, складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас Нп). Оп¬ределяется на основе расчетного или фактического времени за отчетный период, скорректированного с учетом организа¬ционно-технических мероприятий по механизации погрузо-разгрузоч¬ных работ. 3. Технологическая подготовка материалов к производ¬ству (технологиче¬ский запас Нт). Образуется в том случае, если до начала производства требуется предварительная обработка материалов
(сушка древесины на мебельных фаб¬ри¬ках). Определяется на основе нормативов времени для данных операций. 4. Пребывание материалов на складе (текущий запас Нтек). Удовлетворяет текущую потребность производства, обеспечи¬вает ритмичную работу между очередными поставками ма¬териалов. Определяется умножением среднесуточной нормы потребления материала на плановый кратный интервал меж¬ду двумя оче¬редными поставками.
5. Резерв на случай перебоев в снабжении и увеличения выпуска продук¬ции (страховой или гарантийный запас Нс). Характеризуется относительно по¬стоянной величиной и вос¬станавливается после получения очередной партии ма¬териа¬лов. Норматив страхового запаса материалов определяется по интервалу отставания поставок или по фактическим дан¬ным о поступлении материалов. Общая норма производственных запасов по видам мате¬риальных ресур¬сов в днях определяется суммированием
ука¬занных видов запасов: Ндн = Нтр + Нп + Нт + Нтек + Нс. Норматив производственных запасов в натуральном вы¬ражении по каж¬дому виду материальных ресурсов Ннат оп¬ределяет произведение норматива в днях на их однодневный расход Мдн в натуральном выражении: Ннат = Ндн . Мдн Норматив в денежном выражении Нст, т.е. норматив соб¬ственных обо¬ротных средств на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты,
опре¬деляется произведением сто¬имости однодневного расхода сырья, основных ма¬териалов и полуфабрикатов (См) на норматив в днях. Нст = Ндн . См = Ндн . Мдн . Ц Стоимость однодневного расхода См определяется путем умножения среднедневного расхода в натуральном выраже¬нии на цену материальных ресур¬сов, включая заготовитель¬ные расходы и стоимость отходов Ц по плановым нормам. 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ 1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХ¬НИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Служба материально-технического снабжения Куйбышевской железной до¬роги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги» (далее Служба) является подразделением ор¬гана управления
Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские Железные Дороги». В своей деятельности Служба материально-технического снабжения Куй¬бышевской железной дороги (МТС) руководствуется Конституцией Российской Федерации, Феде¬ральными Законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нор¬матив¬ными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, уставом ОАО «Российские Железные Дороги», прика¬зами и дру¬гими нормативными документами ОАО «Российские Железные Дороги», а также настоя¬щим положе¬нием. Служба имеет печать, штампы и иные реквизиты со своим наименова¬нием. Предметом деятельности службы является: • снабжение предприятий и организаций, дороги материально-техниче¬скими
ресурсами путем централизованных поставок, осуществляемых служ¬бой материально-технического снабжения дороги и по прямым договорам с другими поставщиками; • складская переработка материально-технических ресурсов, хранение и ком¬плектование; • хранение, учет и обновление материально-технической продукции госу¬дар¬ственного запаса; • создание текущего страхового запаса товарно-материальных ценностей для бесперебойного снаб¬же¬ния дороги; • контроль за хранением и использованием материально-технических
ре¬сур¬сов на материальных складах всех предприятий и организаций дороги; • виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензиро¬ва¬ния) могут быть реализованы только при наличии таких разрешений (лицен¬зий). Распоряжение имуществом, находящимся в пользовании Службы, про¬из¬во¬дится в порядке, установленном ОАО «РЖД» и в соответствии с законо¬да¬тельст¬вом Российской Федерации. Служба материально-технического снабжения организует и обеспечивает бесперебойное
материально-техниче¬ское снабжение всех подразделений и предприятий Куйбышевской железной дороги. Основными задачами и функциями материально-технического снабжения являются: • создание условий для бесперебойного снабжения и организация обеспе¬че¬ния материально-технических ресурсами (МТР) деятельно¬сти железной дороги и при наличии экономической целесообразно¬сти, функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в пре¬делах границ железной до¬роги; • организация и осуществление
мероприятий по снижению затрат на за¬купку потребляемых материально-технических ресурсов и содержание инфраструктуры склад¬ского хозяй¬ства; • координация деятельности структурных подразделений железной до¬роги по вопросам материально-технического снабжения; • организация работы по управлению качеством материально-техниче¬ского снабжения железной дороги; • обеспечение линейных предприятий организаций структурных подраз¬деле¬ний отделений Куйбышевской железной дороги оборудо¬ванием, мате¬риа¬лами, запасными
частями и другими изделиями по установленной но¬менклатуре; • своевременная и полная реализация выделенных фондов, как с глав¬ного ма¬териального склада, так и от предприятий промышленности и снабженче¬ских организаций; • определение общей и специфицированной потребностей предприятий структурных подразделений отделений Куйбышевской железной до¬роги в мате¬риалах, оборудовании, запасных частях, разработка тех¬нико-экономи¬ческих рас¬четов и обоснований этой потребности, прием и рассмотрение заявок; • рассмотрение
составленных спецификаций на материалы, оборудова¬ние и запасные части по выделенным предприятиям структурных подразделений от¬делений Куйбышевской железной дороги; • разработка годовых заданий с распределением по кварталам планов то¬варо¬оборота по заготовке и завозу материалов в подразделении для пред¬приятий и организаций подразделений отделений Куйбышевской железной дороги; • разработка нормативов переходящих запасов материалов и оборудова¬ния, запасных частей и изделий в подразделении; • складская переработка
товарно-материальных ценностей, организация и осуществление количест¬вен¬ной и качественной приемки, хранения, отпуска и учета материа¬лов, обору¬дования, запасных частей и изделий, поступающих в под¬разделение, обес¬пече¬ние сохранности материальных ценностей; • сбор балансов доходов и расходов подразделений, планов капиталь¬ного; • контроль за состоянием учета, правильным использованием и хране¬нием материальных ресурсов, своевременной и качественной разра¬боткой диффе¬ренцированных норм расхода материалов и запасных
частей по отделе¬ниям; • выявление сверхнормативных остатков материалов, оборудования и за¬пас¬ных частей на складах подразделений Куйбышевской железной дороги и пе¬рераспределение их между предприятиями Куйбышевской железной до¬роги и реализации излишних и ненужных материалов в установленном по¬рядке; • утверждение расчетов по определению размеров складских наценок на то¬варно-материальные ценности; • разработка и осуществление мероприятий по улучшению складского хо¬зяй¬ства, внедрение технически обоснованных
норм. Обеспечение техники безопасности и охраны труда работающих, противопожарной безопасности и ох¬раны подразделения; • организация и проведение отделом кадров материально-технического снабжения работу по повыше¬нию тех¬нической квалификации работников подразделения и изуче¬нию ими но¬вой техники и технологий, внедряемых на железнодорож¬ном транспорте, а также подбор и правильное использование трудо¬вых ресурсов; • проведение эффективной экономической политики, повышающей рен¬та¬бельность работы и конкурентоспособность
железной дороги; • оказание коммерческих, посреднических услуг, посредническая дея¬тель¬ность по складированию, хранению, транспортировке, экспеди¬рованию то¬варно-материальных ценностей; • обеспечение мобилизационной готовности подразделения; • обеспечение режима секретности и своевременное осуществление необ¬хо¬димых мероприятий по защите секретных и служебных сведе¬ний от раз¬глаше¬ния. Управление запасами материально-техническими ресурсами железной до¬роги.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет сле¬дующие функции: • осуществляет оперативно-техническое управление и организацию ра¬боты материальных баз и Главного материального склада, входящих в состав же¬лезной дороги в качестве структурных подразделений и на¬ходящихся в ве¬дении Службы (подразделения находящиеся в ведении Службы), в целях снабжения железной дороги необходимым объемом материально-техниче¬ских ресурсов; •
организует прием и обработку поступающих от структурных подразде¬ле¬ний железной дороги заявок на материально-технические ресурсы; • определяет общую потребность железной дороги в материально-техни¬че¬ских ресурсах; • передает сведения об общей потребности в материально-технических ре¬сурсах, с выделением централизованных и децентрализованных по¬ставок в Росжелдорснаб ОАО «РЖД»; • ведет мониторинг рынка материально-технических ресурсов, осуществ¬ляет по согласованию с Росжелдорснабом закупки материально-технических ресурсов,
а также представ¬ляет на конкурсную комиссию железных дорог необ¬ходимые материалы для проведения конкурсных торгов в части заку¬пок материально-технических ресурсов; • осуществляет взаимодействие с юридическими лицами по вопросам приоб¬ретения материально-технических ресурсов; • участвует в подготовке бюджета запасов и закупок материально-технических ресурсов; • формирует планы закупок материально-технических ресурсов для железных дорог; • осуществляет планирование, организацию сбора, отгрузки и реализа¬ции
лома черных цветных и драгоценных металлов, а также учет и отчетность по движению лома на железной дороги. Осуществляет планирование для под¬разде¬лений находящихся в ведении Службы показателей по нормам произ¬водствен¬ных запасов эксплуатационных расходов, контингенту, темпа роста производи¬тельности труда, по доходам от прочих видов деятельности, ис¬пользование скла¬дов и кон¬тролирует их выполнение; • осуществляет анализ претензий по качеству и ритмичности поставок материально-
технических ресурсов, передает информацию в Росжелдорснаб, участвует в разработке и реа¬лиза¬ции мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в снаб¬жении; • готовит для руководства ОАО «РЖД» статистические данные и управ¬лен¬ческие отчеты, а также аналитические материалы по расходу материально-технических ресурсов, за¬тратам на материально-техническое снабжение; • обеспечивает создание запасов материально-технических ресурсов. Организует работу по соблюде¬нию ус¬тановленных
ОАО «РЖД» для железных дорог норм и норма¬тивов по за¬пасам материально-технических ресурсов, бюджета и лимитов финансирования по цен¬трализованным и децентрали¬зованным закупкам материально-технических ресурсов; • участвует в реализации мероприятий по сокращению эксплуатацион¬ных за¬трат и совершенствованию системы управления деятельностью железных до¬рог; • организует подготовки и переподготовку работников Службы и подраз¬де¬лений, находящихся в ведении Службы по повышению ква¬лификации (инсти¬туты, различного
рода обучения курсы); • осуществляет контроль за платежами закупаемых МТР в пределах и в по¬рядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД»; • организует работу по внедрению информационных технологий и авто¬мати¬зированных систем управления в части учета движения ма¬териальных ре¬сурсов; • осуществляет ежеквартальную сверку и подписание акта сверки по центра¬лизованным поставкам материально-технических ресурсов через
Росжелдорснаб; • организует контроль за проведение работ по обеспечению безопасных ус¬ло¬вий и охраны труда работников Службы и подразделений, нахо¬дящихся в ведении Службы; • обеспечивает ведение делопроизводства и хранение документов с со¬блюде¬нием установленного на железной дороге порядка; • Служба имеет право запрашивать и получать от подразделений ор¬гана управления железной дороги отделений и других структурных подразделе¬ний железной дороги статистические и иные
данные доку¬менты и мате¬риалы, необ¬ходимые для выполнения возложенных на службу задач и функ¬ций. 1.3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ Служба материально-технического снабжения дороги 1. Объемные показатели 2. Качественные показатели 3. Экономические показатели, в том числе: • лимиты на содержание штата; • фонд оплаты труда; • эксплуатационные расходы, включая расходы на капитальный ремонт
ос¬новных фондов; • контрольные цифры по производительности труда; • задание по темпу роста производительности труда. Финансирование Подразделения производится согласно утвержденного пла¬тежного баланса. Технико-экономические показатели характеризуют содержание и объем ра¬боты материального склада, его пропускную способность, вооруженность ос¬нов¬ными фондами, качество работы склада и эффективность использова¬ния тех¬ниче¬ских средств и т.д. Они применяются на всех стадиях управления матери¬альных складом: при разработке
плана показатели выступают как рас¬четные, при установ¬лении заданий – как плановые, при оценке выполнения плана – как от¬четные, при определении направлений развития складского хо¬зяйства на дли¬тельную перспек¬тиву – как прогнозируемые. Все эти показа¬тели могут быть вы¬ражены в стоимост¬ных, натуральных или в смешанных единицах измерения. На¬пример, складской товарооборот выражается в руб¬лях, грузооборот – в тоннах, продолжительность хранения запасов – в днях, использование складской пло¬щади – в тоннах на квад¬ратный
метр, издержки – в рублях на тонну товарообо¬рота. По технико-экономическим показателям производится анализ и оценка экс¬плуатационной работы складов, а также выбор наиболее выгодного вари¬анта при проектировании строительства новых и реконструкция действую¬щих скла¬дов. С учетом этого технико-экономические показатели можно раз¬делить на две большие группы: показатели, характеризующие эффективность эксплуатации складов, и показатели, характеризующие проектные решения
строительства но¬вых и рекон¬струкции существующих объектов складского хозяйства. От совер¬шенства этих показателей и их обоснованности зависит эффективность прини¬маемых решений по строительству складов и оценка их эксплуатации. К основным показателям первой группы относятся: объем складского то¬ва¬рооборота, величина запаса и оборачиваемость материалов на складе, произ¬води¬тельность труда работников, себестоимость переработки 1 т. груза, из¬держки об¬ращения склада, обеспечение сохранности
материальных ценно¬стей, простой под¬вижного состава и других транспортных средств под грузо¬выми операциями и т.д. Основными показателями второй группы являются: коэффициент ис¬пользо¬вания складских помещений, вместимость складов, пропускная спо¬соб¬ность или мощность, эффективность капитальных вложений, сокращение рабо¬чей силы за счет внедрения механизации и др. Планирование и анализ работы материальных складов осуществляются по технико-экономическим показателям, характеризующим эксплуатацион¬ную ра¬боту.
Планирование складской работы должно быть направлено на обеспече¬ние своевременного и бесперебойного материально-технического снабжения предпри¬ятий железных дорог. При этом издержки обращения не должны быть высокими. Показатели выполнение погрузо-разгрузочных ра¬бот представлены в таблице 1.2.1. Таблица 1.2.1. Выполнение погрузо-разгрузочных работ
Подразделения 2003г. Кол-во ва¬гонов от¬правлен. в адрес НОДХ 2004г. Кол-во ваго¬нов отправ¬лен. в адрес НОДХ 2005г. Кол-во ваго¬нов отправ¬лен. в адрес НОДХ НОДХ-1 (Пенза) 171196,9 105 219330,5 121 }360467 215 НОДХ-2 (Рузаевка) 114455,6 73 131137,4 89 НОДХ-4 (Дема) 321952 202 482427 230 487422 232 НОДХ-5 (Ульяновск) 149305,4 96 213585,4 124 218535 130
НОДХ-6 (Сызрань) 156018,1 103 253734,7 127 273534 136 НОДХСМ (Абдулино) 26973 21 19210 22 27693 24 Всего 939901 600 1319425 713 1367651 737 В целом по Службе материально-технического снабжения грузооборот в 2005 году увеличился на 4% по сравнению с 2004 годом и увеличился на 31% по сравнению с 2003 годом. Погрузо-разгрузочные работы в основном выполняются механизирован¬ным способом.
Общий объем переработанного груза за 2005 год составляет 1367651 тонн, т.е. на 48226 тонн больше предыдущего года. Увеличение объема погру¬зочных работ связано с централизованными поставками материально-техниче¬ских ресурсов в соответствии с принятыми заявками службы материально-технического снабжения. В целом погрузка увеличилась за 2003-2005 годы. Динамика погрузочных работ представлена на рисунке 1.2.1. Рис. 1.2.1. Динамика погрузочных работ НОДХ - 1 – Пенза
НОДХ - 2 – Рузаевка НОДХ – 4 – Дема НОДХ – 5 – Ульяновск НОДХ – 6 – Сызрань НОДХСМ – Абдулино Выполнение основных производственно-финансовых показателей пред¬ставлено в таблице 1.2.2. Таблица 1.2.2. Основные производственно-финансовые показатели Службы материально-технического снабжения № п/п Показатели Ед. изм. 2003 год 2004 год 2005 год 1 2 3 4 5 6 1 Завоз материалов, всего т.р.
3428048 4894466 5051196 2 В т.ч. от поставщиков т.р. 1391535 1957153 1793018 3 Транзит т.р. 2036513 2937313 3258178 4 Отпуск материала, всего т.р. 3438507 4888166 5058340 5 В т.ч. городским организациям т.р. 2858 1040 179 6 Ж/д. организациям без наценки т.р. 456597 630388 619093 7
Транзит сторонним организациям т.р. 0 8 Транзит ж/д. организациям т.р. 1857548 2730924 3058971 9 Транзит НОДХ т.р. 178965 206389 199207 10 Предприятиям не основной деятельно¬сти т.р. 2638 0 0 11 НОДХ т.р. 939901 1319425 1180890 12 Расходы, всего т.р. 26916 30597 30039 13 В т.ч. з/плата т.р. 14113 15480 12976 14
Отчисления во внебюджетные фонды т.р. 4653 5021 3271 15 Материалы т.р. 854 1847 2085 16 Топливо т.р/тн. 216/25,4 419 410 17 Эл/энергия т.р. 1049 647 526 18 Амортизация т.р. 2541 3667 4772 19 Кап. ремонт т.р. 1735 1159 321 20 Прочие т.р. 1755 2357 5999 21 Прибыль от ПВД т.р. 312 275 -73 22 Оборачиваемость дн 16 11 14 23
Контингент чел 109 105 104 24 Среднемесячная з/плата тыс. руб 6823 8889 9722 25 Производительность труда тн 1034,5 1357,2 1140,3 26 тыс. руб 31546 46554 48638 27 Дебиторская задолженность 01.01.03г 01.01.04г 01.01.05г 01.01.06г. т.р. 24293 16738 13143 28 Кредиторская задолженность01.01.03г 01.01.04г 01.01.05г 01.01.06г. т.р. 88166 91816 20561 29 Остатки на 01.01.03г 01.01.04г 01.01.05г 01.01.06г. т.р.
47881 51337 43338 Темпы роста производительности труда можно определить по диаграмме 1.2.1. Диаграмма 1.2.1. Темпы роста производительности труда Рост производительности труда 2005 года составил 104,5%, среднемесяч¬ной зарплаты – 109,4% по отношению к 2004 году. Из данных показателей видно, что опережающий темп роста производительности труда к среднемесяч¬ной зарплате составил 4,9%. Динамика основных производственно-финансовых показателей по материально-техническому
снабжению показана на графике 1.2.1. График 1.2.1. Динамика основных производственно-финансовых показателей 2. ЗАЯВКИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ 2.1. УРОВЕНЬ ОАО «РЖД» Существует ряд договоров, которые используются на дороге, например: договор на выполнение работ, договор на оказание услуг, договор на поставку по графику с транспортными услугами, договор на
поставку по графику без транс¬портных услуг. Для заключения договора с дорогой необходимы документы «пе¬речень документов для заключения договора» (формы всех договоров и перечень документов для заключения договора прилагаются в файлах) Настоящее Положение определяет порядок размещения заказов, в т.ч. пу¬тем организации и проведения конкурсных торгов (процедуры по размещению заказов) на закупку товаров, выполнения работ и оказания услуг (продукция) для обеспечения основных видов деятельности
ОАО « РЖД». Росжелдорснаб ОАО «РЖД» - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является обособленным подразделением откры¬того акционерного общества «Российские железные дороги». Филиал осуществляет управленческую деятельность в области матери¬ально-технического обеспечения и организации поставок материально-техниче¬ских ресурсов для нужд ОАО «РЖД». Филиал в своей деятельности руководствуется
Конституцией, Федераль¬ными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, актами Федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными нормативными актами, международными договорами Российской Федерации, внутренними доку¬ментами ОАО «РЖД». Филиал осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД».
Росжелдорснаб ОАО «РЖД» осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе: • формирование политики ОАО «РЖД» в области материально-техниче¬ского обеспечения (МТО); • обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД» матери¬ально-техническими ресурсами (МТР); • участие в мероприятиях по снижению затрат на потребляемые матери¬ально-технические ресурсы и содержания инфраструктуры складского хозяй¬ства; • ведение комплексного изучения рынка материально-технических ресурсов. • организация и проведение
конкурсных процедур с целью выбора опти¬мального поставщика материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД". Разработка и предоставление рекомендаций и методических материалов по условиям проведения конкурсных процедур на закупку материально-технических ресурсов структурным подразделением системы материально-технического обеспечения. • организация работ по техническому перевооружению и управлению каче¬ством в системе материально-технического обеспечения
ОАО "РЖД". • организация внешнеэкономической деятельности в части закупок и реали¬зации материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД". Осуществление по поручению ОАО "РЖД" и самостоятельно внешнеэкономической деятельности. • осуществление функций генерального заказчика материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД": • нормирование потребностей ОАО "
РЖД" в материально-технических ресурсах: • формирование предложений и методических рекомендаций по порядку проведения конкурсных процедур по поставкам материально-технических ресурсов. • сбор и анализ информации о новообразовании и образовании вторич¬ных ресурсов. • разработка и реализация программ по рациональному и эффективному ис¬пользованию образующихся вторичных ресурсов и их поставок. • реализация вторичных ресурсов, не задействованных в процессе воспро¬изводства материально-технических ресурсов
для нужд ОАО "РЖД" через систему открытых конкурс¬ных торгов в форме аукциона. • оказание услуг по реализации лома черных и цветных металлов, а так же прочих вторичных ресурсов. • анализ затрат, анализ производительности труда в сфере материально-технического обеспечения. • осуществление функций по приобретению материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД": Многолетние связи с предприятиями - поставщиками сырья, материалов и оборудования,
в том числе специального оборудования для железнодорожного транспорта позволяют нам обеспечивать поставки качественной продукции бо¬лее 150 тыс. наименований непосредственно от традиционных и проверенных поставщиков. Закупка материально-технических ресурсов ведется на основе конкурсных процедур, таких как откры¬тые конкурсные торги, метод запроса котировок, закупка у единственного ис¬точника. Объявления о конкурсах, организуемых Росжелдорснабом, публику¬ются в официальном печатном издании «Конкурсные
торги» и его версии в Ин¬тернете, а также в других печатных и электронных средствах массовой инфор¬мации. Росжелдорснаб стремится к налаживанию долгосрочных отношений с производителями, сотрудничая с целым рядом холдингов и компаний. Это Се¬версталь, Череповецкий сталепрокатный завод (ЧСПЗ) и Орловский сталепрокатный завод (ОСПАЗ), входящие в Северсталь-групп; предприятия Евраз-Холдинга – Западно-
Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК), Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), Кузнецкий металлургический комбинат (КМК); Магнитогорский калибровочный завод (МКЗ) и Магнитогорский метизно-металлургический завод (МММЗ) в группе Магнитогорский металлургический комбинат (ММК); Чусовской и Выксунский металлургические заводы, входящие в Объединенную металлургическую компанию (ОМК), а также
Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ), Се¬верский и Синарский трубные заводы, входящие в Трубную металлургическую компанию; предприятия Трансмашхолдинга - Бежицкий сталелитейный завод, Новочеркасский Электровозостроительный завод (ЭВЗ), Брянский машиностроительный завод. Поставщиками РЖД являются Чебоксарский «Промтрактор-
Промлит», Первоуральский ново¬трубный завод и Новосибирский Металлургический завод (МЗ) им. Кузьмина и многие другие. Организационно в состав Росжелдорснаба ОАО "РЖД" входят несколько структурных подразделений, оказывающих услуги по складской переработке грузов, транспортной обработке подвижного состава: • Специализированное управление по поставкам железнодорожному транс¬порту запасных частей "
Спецжелдорснаб", (Москва); • Северо-Западное управление по поставкам продукции железнодорож¬ному транспорту "Севзапжелдорснаб", (Санкт-Петербург); • Восточно-Сибирское управление по снабжению топливно-энергетиче¬скими ресурсами предприятий железнодорожного транспорта "Восттранстоп", (Иркутск). в том числе склад временного хранения и таможенный склад в Москве, оказывающих полный комплекс складских услуг, включая перевалку с железно¬дорожного транспорта
на автомобильный и обратно, отправку сборных грузов. Основная номенклатура поставляемых материально-технических ресур¬сов. • запасные части для подвижного состава, • материалы верхнего строения пути, • лесоматериалы, • строительные и отделочные материалы, • прокат черных и цветных металлов, • кабельная и электротехническая продукция и оборудование, • транспортные средства, • подъёмно-транспортное оборудование, • дорожно-строительная техника, • котлы и котельно-вспомогательное
оборудование, • энергетические угли, нефтепродукты, • Форменная и специальная одежда и обувь, постельные принадлежно¬сти. Другие направления деятельности: • Импорт оборудования, запасных частей и материалов для железнодо¬рожного транспорта, • Экспорт подвижного состава и запасных частей, оборудования, мате¬риалов, нефтепродуктов, • Сбор и реализация металлолома, • Участие в разработке новых моделей форменной и специальной оде¬жды
и обуви, и многое другое. 2.2. УРОВЕНЬ ДОРОГИ. КОНФИГУРАЦИЯ ЗАКУПОК ДОРОГИ. Закупки ж/д имеют обширную область: товарно-материальные ценности, топливо, масла и смазки, материалы верхнего строения пути, строительные ма¬териалы, дорогостоящее оборудование и т.д. Закупки могут производить службы, линейные предприятия под выделенные лимиты финансирование через конкурсную комиссию Куйбышевской железной дороги. Служба материально-технического снабжения (далее
НХ) состоит из отделов: материалов, оборудования, запасных частей, топливного отдела. Закупки службы НХ подразделяются на централизованные и децентрали¬зованные. Централизованные закупки определяются указанием Росжелдорснаба (РЖДС) № 501у . Децентрализованные закупки все остальное, но все же те и эти закупки определяются окончательно при защите заявки поквартально в РЖДС. Децентрализованные закупки производятся со строгим уровнем цен, ко¬торые
рекомендует РЖДС. Одной из важнейших задач в системе материально-технического обеспе¬чения в условиях централизованных поставок про
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |