Секретывоинских искусств (бу-дзюцу, или бу-до), самураи, как и все прочие смертные наДальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю).Система школ, дожившая до наших дней, например, в каратэ, уходит корнями враннее средневековье и имеет аналогии в воинских искусствах Китая, Кореи,Вьетнама, Бирмы. Слово рюха состоит из двух иероглифов, где рю означает«течение» в прямом и переносном смысле, а «ха» — «школа», «секта», «группировка». Здесьподразумевается передача традиций бу-дзюцу во времени.
Японскоеслово «бу-дзюцу» образовано двумя иероглифами: «бу» — «воинский, военный, относящийся к военному делу», и «дзюцу»- «искусство, умение, способ, средство, уловка, магия». Под бу-дзюцуследует понимать всю совокупность военного искусства, в западном пониманииэтого термина, во всех его проявления — в сфере столкновений государств, армийили индивидуумов.
ДалееВы можете ознакомиться с основными направлениями Бу-дзюцу средневековой Японии.
Мидзоку-бу-дзюцу
Подмидзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовалидо появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших времен до рубежаXIII-XIV веков.
Мидзоку-бу-дзюцупредставляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведениябоевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Онибыли слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому доконца XIII века окончательно сложился только один вид будзюцу - сумо (борьбабез оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого уровня развитиядостигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в доспехах ( кумиути,ёрои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим периодом,были крайне примитивны.
Говоряо воинском искусстве этого периода стоит упомянуть еще кэмбу — ритуальные танцыс мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в японской национальнойрелигии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они служили идля обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае позже танцы-кэмбубыли канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в некоторых школахфехтования на мечах кэн-дзюцу.
Привсей недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода вистории японской воинской традиции нельзя.
Во-первых,в это время был заложен теоретический фундамент будущих классических бу-дзюцу.Это было связано, прежде всего, с активным заимствованием достижений военноймысли древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных трактатов — «Сунь-цзы», «У-цзы», «Лю тао», «Сымафа», «Сань люэ», «Вэй ляо-цзы», «Ли Вэй-гунвэньдуй» и других. Начиная с VIII века они служили надежным подспорьем дляяпонских военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие будзюцуотталкивалось от идей китайских классиков. Во всех без исключения классическихбу-дзюцу мы находим различные интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы обизменениях, о полноте и пустоте, о мощи.
Во-вторых,именно в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в дальнейшемпревратилось в основного носителя воинской традиции в стране Восходящего солнцаи стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.
В-третьих,войны с айнами, сражения между самурайскими дружинами, столкновения с монголамипослужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболееэффективные методы ведения войны — от стратегии и тактики крупномасштабныхсражений до рукопашного поединка.
Рюги-бу-дзюцу
Перваяполовина XIV века в истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновениемпервых школ (рюха, рюги) воинских искусств. Споры о том, какая школа быласоздана первой, продолжаются по сей день, но большинство японскихисследователей отдают предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзенским монахомДзионом и ставшей истоком для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу. После Нэн-рюшколы будзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX века их число, понекоторым оценкам, достигло 9000.
Возникновениешкол воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В это время вЯпонии окончательно утвердилась власть военного сословия самураев во главе сродом Асикага, представителям которого в войне удалось сорвать последнююпопытку императорского двора восстановить свое былое господство. Установлениесёгуната как формы правления самурайского сословия способствовало роступрестижа военного дела и переосознанию его как особого военного искусства илидаже священнодейства.
Раздробленностьстраны на многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайновели непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению изобщего объёма древнего «национального» военного искусства особыхтерриториально-родовых традиций и превращению их в отдельные самостоятельные школы,обслуживающие те или иные феодальные дома.
Сильнаяконкуренция во всех областях военного дела в условиях войн, когда военноепревосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от японскихсамураев колоссальных мозговых и физических усилий по совершенствованиюсобственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне анализировались,совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялсяотбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали ипередавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотенсмертельных передряг.
Различныеусловия, в которых возникали школы боевых искусств — временные,территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям илиприверженность прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя(конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженныйпехотинец-асигару) — привели к тому, что сложилось большое количество внешнемало похожих школ будзюцу.
Сдругой стороны для всех будзюцу, вне зависимости от конкретного предмета, былахарактерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскимисоединениями, фехтование мечом, или любым другим видом оружия, военный шпионажи разведка — все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами,психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегияи фехтование мечом обозначались одним термином «хэйхо» — «законвойны».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.aikido.km.ru/