Рыночная экономика в
РоссийскойФедерации
Мы живем в стране с рыночной экономикой, которая предполагает ориентацию на потребителя,доведения до него товаров и услуг. Донедавнего времени границы рынка в нашей стране были значительно сужены. Это не позволялоорганизовать свое дело, сохраняло многие годы монополию государственныхпредприятий в производственной сфере, что и привело к тяжелым экономическимпоследствиям.
Несмотря навышесказанное, в эпоху социализма физическая культура и спорт внедрялись в массы. Высокие результаты вспорте достигались, в основном, благодаря идеологической работе Партии и патриотизма советского народа. Целью политики советскогогосударства была мировая победа социализма над «загнивающим» капитализмом, в том числе и в спорте.
В настоящее время в нашей стране произошликардинальные перемены, и обозначился процесс «вступления в рынок» –распространение рыночных отношений навсе виды экономической деятельности.Государство утратило монополию в спорте. Эту нишу заполнили многочисленныекомпании, управляющие и финансирующие российский спорт, и конкурирующие друг сдругом. Примером являются такие виды спорта как теннис, хоккей, баскетбол,шахматы, футбол. Так, генеральными спонсорами сборной России по футболуявляются пивоваренный концерн «Старый мельник», нефтяная компания «Сибнефть», всемирно известная «Nike» и др. Внутри странывладельцами команд являются:
1. «Газпром»- (Зенит);
2. «Лукойл»-(Спартак);
3. ОАО «Лужники» — (Торпедо);
4. Завод ЗИЛ –(Торпедо–ЗИЛ);
5. Телеканал«REN-TV» (Сатурн–REN TV).Но далеко не во всех видах спорта ситуация такова. Те виды, которые финансируются с бюджета государства,находятся в плачевном состоянии: в стране нет соответствующих условий дляразвития лыжного и санного спорта, фигурного катания, плавания и т.д. Успехинаших спортсменов на Олимпиаде в Солт — Лейк — Сити в лыжных гонках и фигурном катании, исключениеиз правил. Но оно обусловлено тем, что наши олимпийцы имели возможностьтренироваться за границей, благодаря личным спонсорам.
Внеклассная работа по
физическойкультуре
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могутпроводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внекласснойработы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков,физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.
В комплексной программефизического воспитания учащихся 1-11классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятийфизкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группахОФП и кружках по физкультуре. Этозначит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполненияучителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программныхтребований, а учениками сдачи нормативовпо повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.
В разделы других школьныхпрограмм не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школыимеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.
Главная цель внекласснойработы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивныхсекциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеютобразовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место;ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя изпедагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитываетзанимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решениянамеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден.Однакотакие занятия характеризуются иопределяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выборпредмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и силпрямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также отособенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такойситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитаниязачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четкоупорядоченное формирование знаний,умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных исвязанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует изсказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.
Занятия, организуемые вусловиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны.Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении,добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальнымустремлениям (спортивноесовершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные нареализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменныхобстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможностивыделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) Этообусловливает своеобразие используемыхформ урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, вчастности, по соотношению структурных элементов, способам организацииактивности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему ихарактеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда естьсоответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальныхуроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокогокласса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий попонятным причинам не может быть основной в массовой практике.
К внеклассной работе пофизической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта(футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки,художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг,различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивныеклубы, команды и т.п.
В школьной бухгалтериивыделяются средства на организацию и функционирование спортивных секций;существует отдельная ставка педагога дополнительного образования. Организация внеклассной работы
собственного исследования
Объект исследования – внеклассная работав средней школе по физкультуре и спорту. Как уже было отмечено в предыдущей главе, внекласснуюработу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций,спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. В нашем случаемы избираем организацию спортивной секции. Это удобно тем, что, как правило,спортивная секция функционирует по урочному типу (определенные цели, задачи,структура, методы и методика, средства, относительно постоянный и однородный контингент занимающихся) и, следовательно, нам будет понятней и проще организовать внеклассную работу.
Как уже такжеотмечалось, одной из составляющих школьного бюджета является выделение средств на организациювнеклассной работы, в том числе и на заработанную плату педагогудополнительного образования. Но, в общем как и во всей школе, ставка педагоганичтожно мала (порядка 30 рублей за 1 час работы). Кроме того, в годовом планеработы школы по комплексной организации учащихся отведено определенноеколичество времени на ВСЕ виды внеклассной работы (соответственно ограниченасумма на заработанную плату работникам).
Так, придя в школу сцелью работы в секции, можно услышать ответ, что лимит на организациювнеклассной работы исчерпан, и предложат работать на добровольных началах.
Организовывая секциюпо футболу, нужно учитывать, что время, выделяемое под внеклассную работу врежиме школы, насчитывает, как правило, 3-4,5 часа в неделю. Естественно, насне устраивает столь малое количество занятий. Для достижения какого либоэффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделюплюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах исоревнованиях.
Найти выход из этойнепростой ситуации можно следующим путем. Пойти на контакт с дирекцией школы сцелью организации внеклассной работы наплатной основе. Для этого требуется согласие директора школы на открытиеподобной секции, сдачи в аренду помещения, оборудования и инвентаря, а такжеобслуживание ее техническим персоналом. Это не в коем случае не предполагает,что учебное заведение является лишь местом для занятий людей посторонних, неучащихся в этой школе. Выгода дирекции школы очевидна: во-первых, в школу ежемесячно отчисляется процент отзанятий в секции; во- вторых, в занятиях участвуют учащиеся школы;
в-третьих, футбольная командабудет защищать честь школы в различных соревнованиях.
Возможно,работа в секции будет второстепенной для педагога, основная же – работа учителя физкультуры. Этосильно облегчает организационные вопросы и создает дополнительные гарантии дирекции школы. Ведущий же спортивнойсекции будет иметь возможность изнутри ознакомиться с работой школы.
Идеяорганизации подобного вида внеклассной работы отнюдь не нова. В Москве большоеколичество учебных заведений используетданный метод, иногда на базе какой–либо футбольной команды иликлуба, который зарекомендовал себя с лучшей стороны. Необходимо отметить, чтооплата занятий в секции относительно невысока (около 200 рублей в месяц счеловека). Создав подобную организацию, можно быть уверенным, что удастсясобрать необходимое количествообучаемых.Руководство внеклассной
работойв школе
Непосредственное руководство секцией возлагается напедагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, аименно:
· самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
· несет ответственность за безопасность занимающихся;
· проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
· назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);
· принимает решение об участии (или не участии) в каком-либосоревновании;
· несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях передлицом дирекции.В права и обязанности руководства школы входит:
· создание условий для беспрепятственной работы секции;
· несение ответственности за создание и функционирование секции передмуниципальными органами;
· по необходимости прекратить работу секции.
Педагогдополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя необходимуюметодику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю по 1-2 часа.Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическимизадачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональныхспортсменов.
Планирование внеклассной
работы
Планирование внеклассной работы – одна из важнейшихпредпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников.Занятия в секции требуют у занимающихсямобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Тренеру необходимо знатьи рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а такжеумело применять их на практике. «Не навреди!» — гласит первая заповедь тренера– воспитателя.
Планирование – это первая ступень в построениитренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. Впланировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки,а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднееточно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем,если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезаетперспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено ипроанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того,в процессе планирования важно учитывать конкретно – предпосылочныеданные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и ихподготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностныеустановки.
Для того, чтобы успешно решать задачи физическоговоспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагаласьдостаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной.Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста,физического состояния и пр.
Таким образом, кроме общих педагогических принципов,которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципывоспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физическоговоспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качествспортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже кпатологиям.
Перечислим специфические принципы физическоговоспитания и их характеристику:
1. принцип сбалансированногоповышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, всоотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаясяодинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметрынагрузки должны постоянно повышаться;
2. принцип соответствияпедагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, иформирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронностифизического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периодыразвития физических качеств;
3. принцип системногочередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередованиеактивности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состоянийпереутомления — перетренированность;в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут ктренировочному эффекту;
4. принцип постепенногонаращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема иинтенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач помере роста функциональных возможностейорганизма. Контроль внеклассной работы
Как уже отмечалосьранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания,т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, всоответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но напрактике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее.Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированнымии, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом,контроль занятий.
Процесс воспитанияшкольников (не только физического, а именно воспитанияв целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногдарасходятся с действительными результатами практической работы. Стоит толькокакому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своимобязанностям – все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, неприменимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаяхответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбратьподходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятиянесут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика.
В современнойлитературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностейконтроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический,биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный,текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченностисвязанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реальносуществующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причемпедагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.
Термин«педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляетсяпедагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям сиспользованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированноприменять на основе полученного специального образования и практического опытапо профилю специальности. Основные аспекты педагогического контроля:
· контроль направляющих начал и параметров воздействий;
· контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять ипрослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов,оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);
· контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых креализации поставленных задач;
· педагогический самоконтроль;
· контроль внешне-средовых факторов;
· контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействийвоспитываемых;
· контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся,эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;
· контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитиеспособностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.Контроль за внекласснойработой собственного исследования будет таков:
1. главными критериями отбора всекцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях ивыполнять требования тренера; естественно, навыки игры в футбол (если детистарше 10 лет; если младше – то навыки не берутся в расчет); а также согласие врача на занятия футболом. В отличиеот других видов спорта такие показатели, как развитие каких-либо двигательныхкачеств, антропометрические данные и др. имеют второстепенное значение;
2. контроль за эффектомнагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различныеметоды врачебного наблюдения: показатели пульсометрии,контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
3. проведение контрольныхзанятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовностизанимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решениявыбранной методики тренировок;
4. контролирование тренеромсобственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательнойинформации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;
5. важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильномпостроении тренировок выступают дополнительными средствами физическоговоспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистомпроветренном зале;
6. проводится контроль знанийтеоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать спартнерами в процессе командной игры.
Субъективныйконтроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания.Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенныезакономерности формирования двигательных навыков.
Согласнотеории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:
1. ориентировочная;
2. исполнительная;
3. контрольно-корректировочная.
Ориентировочнаячасть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняетсяисполнительная часть. А контрольно-корректировочная – осуществляет контроль заисполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы иоценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной иисполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. Присогласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результатудействия, коррекция направлена на ориентировочную часть.
Обучение наиболееэффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочной основой действия.Экономика и финансы
внеклассной работы
Финансы – это совокупность денежныхотношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работы,услуг).
Школа, как правило, не в состояниирешить полностью организационные вопросы. Материальные средства, выделяемые государственнымбюджетом в школьные учреждения, не позволяют полностью обеспечить внекласснуюработу всем необходимым (зарплата персоналу, закупка инвентаря и т.д.), поэтомузатраты на нужды школьных секций ложатся на потребителя, т.е. на учеников.
Известны случаи,когда в секцию, на базе футбольной команды или клуба, вкладывались спонсорскиесредства, либо средства меценатов. Такие случаи не единичны и всяческуюподдержку спортивной секции оказывают люди не безразличные к спорту, вчастности к детскому. Спонсоры проявляют интерес к сотрудничеству сперспективными командами. С их стороны входит полное материальное обеспечениеработы футбольной секции, включая участие в коммерческих турнирах (возможно свыездом за границу). Со стороны руководства команды, в свою очередь, включаетсяиспользование лейбла спонсора (нашивки на футбольную форму, выставлениерекламных щитов на соревнованиях, реклама в СМИ и т.д.).