Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта

Кандидат педагогических наук, доцент Р.Н. Волховских,кандидаты педагогических наук В.Б. Карпенко, Д.В. Логинов, Московскаягосударственная академия физической культуры
Экологическаятематика приобретает в современном мире все более актуальный характер. Один изглавных вопросов, рассматриваемых экологией человека, — это адаптация кразличным условиям. Очевидно, что адаптация лиц, занимающихся физическойкультурой и спортом, к местным климатическим и социальным условиям и кразличным режимам двигательной активности лежит в плоскости нового направленияэкологической науки о человеке — экологии физической культуры и спорта.
Экологическийподход в теории и практике физической культуры и спорта поможет, на наш взгляд,по-новому посмотреть на уже известные положения.
Несмотряна большое количество исследований, посвященных проблеме физического воспитанияшкольников, в настоящее время все еще нет конкретного решения вопроса онеобходимости повышения эффективности средств и методов физической подготовкиподрастающего поколения в связи с изменением экологической обстановки как вотдельных регионах, так и по всей стране.
Актуальностьисследований в данном направлении обусловлена недостаточной обоснованностью идефицитом разработок по развитию физических качеств школьников с учетомконкретных условий организации процесса их физического воспитания. Кроме того,обоснование характеристик двигательной подготовленности и физического развитияучащихся в совокупности с экологическими факторами даст возможностьосуществлять дифференцированный подход при планировании учебно-тренировочныхнагрузок в зависимости от уровня подготовленности учащихся и ихвозрастно-половых особенностей. А разработка системы педагогического контроляза развитием выносливости, быстроты, силы и скоростно-силовых качеств позволиткорректировать учебный процесс не только на школьных уроках физическойкультуры, но и во внеурочных формах занятий.
Результатымассового тестирования школьников 5-11-х классов кавказского региона показали,что в большинстве случаев выполнение контрольных нормативов находится на уровне50%. В силовом упражнении, каким является подтягивание на перекладине длямальчиков, самые низкие показатели наблюдались в 6-х и 7-х классах(соответственно 23 и 25%), самый высокий — в 5-х (47%) и в 11-х классах (45%),что объясняется онтогенезом силовых качеств. У девочек же показатель силы порезультатам сгибания и разгибания рук в упоре лежа снижался к 11 -му классу,что говорит о недостаточной двигательной активности старшеклассников, связаннойи с этническими особенностями.
Самыйнизкий процент выполнения норматива был выявлен в беге на выносливость у юношей11-х классов (15%). Резкое снижение результатов по сравнению с 8-ми и 9-миклассами (соответственно 42 и 40%) объясняется тем, что на возраст 15-16 летприходится пик максимального прироста массы тела, обусловленного в основномростом жирового и мышечного компонентов (Н.Ж. Булгакова с соавт., 1982).
Изобследуемых девушек норматив по кроссу в 8-м классе выполнили 23%, в 9-м — 18%,а в 11-м — только 8%. У девушек в этом возрасте прирост массы тела превалируетнад приростами двигательных качеств. Раннее половое созревание отрицательновлияет на их физическую работоспособность, приводит к избыточному накоплениюподкожного жира, ограничивает двигательные возможности, особенно в упражненияхна выносливость (Л.М. Куземко, Р.Т. Бородай, 1984; М.Ф. Сауткин, 1978).
Проведенныемноголетние исследования позволили проанализировать изменения, происшедшие вфизическом развитии и подготовленности школьников 5-6-х классов за 10 лет.
Установлено,что показатели силовой (прыжки на одной ноге) и скоростной (бег 60 м)выносливости, быстроты (бег на 20 м с хода), скоростно-силовых качеств (метаниенабивного мяча и подскок вверх) у современных школьников ниже (от 5 до 14%) посравнению с их сверстниками, обследованными 10 лет назад.
Нарядус ухудшением двигательной • подготовленности школьников в целом основныепоказатели физического развития улучшились (длина, масса тела, ОГК).По-видимому, в этом сказался процесс акселерации. Что же касается ЖЕЛ, ЧСС,силы спины и кисти, уровень развития которых в известной степени зависит отсредовых факторов, то они, по нашему мнению, ухудшились из-за снижениядвигательной активности школьников, связанной и с ухудшением экологическойобстановки.
Исследования,проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что люди одного итого же возраста, проживающие в разных регионах, имеют различия в физическомразвитии и уровне двигательной подготовленности.
Свидетельствомтому является установление стандартов, и составление оценочных таблицфизического состояния, которые не пригодны для оценки двигательных качеств упредставителей других регионов и групп.
Проведенныеисследования показали, что двигательная активность школьников на урокахфизической культуры должна строиться, исходя из климатических и местныхусловий. Необходимо учитывать, что на возрастную динамику развития физическихкачеств помимо наследственных факторов существенное влияние оказываетсоциоэкологическая среда, включающая в себя биоэкологические особенностиданного региона (климатические и природные факторы), уровень антропогенноговоздействия на среду (загрязнения, урбанизация), а также социальные факторы(экономические, национальные и др.).
Адаптацияк разным режимам двигательной активности наиболее наглядно проявляется вспорте. При занятиях спортом, когда двигательная активность становится высокой,организм должен приспосабливаться к новому состоянию, возникают модификационныеизменения. В этих случаях развивается специфическая адаптация, сводящаяся кперестройке мышечной ткани в соответствии с повышенной функцией.
Интересные,на наш взгляд, исследования были проведены с участием тяжелоатлетов юношескойсборной России.
Известно,что тяжелоатлеты обладают несколько большим весом по сравнению с незанимающимися спортом и представителями других спортивных специализаций… Это впервую очередь объясняется большими величинами мышечного компонента.Проведенное нами антропометрическое исследование, по Матейке, подтверждает это.У юношей-тяжелоатлетов показатель относительной мышечной массы в среднемсоставлял 52,1%, а относительное содержание жировой ткани в организме — 11%. Поданным Т.А. Енилиной (1968), мышечная масса даже у тяжелоатлетов высокойквалификации не превышала 48-49%, а жировая достигала 22,2%. Эти различия можнообъяснить влиянием гораздо более интенсивных физических нагрузок, которымподвергаются спортсмены в настоящее время. В этой связи особо остро встаетвопрос недопустимости форсированного прироста результатов.
Нанаш взгляд, здесь важно не допустить дезадаптации, когда объем мышечных волоконвозрастает до такой степени, что кровоснабжение не будет справляться с, задачейстоль высокого обеспечения мышц, ослабеет энергетика мышечного сокращения.Здесь свое слово должна сказать методика тренировок в тяжелой атлетике. Другимисловами, проявление мышечной силы, которое отражает спортивный результат,зависит не только от уровня мышечной массы, но и от межмышечной ивнутримышечной координации, т.е. от композиционного состава мышечных волокон,от степени гипертрофированности как отдельных мышечных волокон, так и целыхмышечных пучков, мышц и мышечных групп. В связи с этим предлагался показатель«усилие на 1 кг мышечной массы», определяемый как отношение суммытяжелоатлетического двоеборья и абсолютной мышечной массы, т.е. количество поднятыхкилограммов, приходящихся на 1 кг активной мышечной ткани. В проделанныхработах было доказано, что данный параметр изменяется незначительно в течениемногих лет спортивных выступлений. Этот показатель является индивидуальным. Онотражает степень межмышечной и внутримышечной координации, которая практическине тренируема. Мышечный фактор в отличие от координационного гораздо легчеподдается тренировке, адаптационным перестройкам, поэтому те спортсмены, укоторых показатель усилия на 1 кг мышечной массы больше, могут быть признаныболее перспективными. Наиболее простым способом определения мышечного усилияявляется динамометрическое измерение становой тяги. В связи с этим можнопредложить показатель «становое усилие на 1 кг мышечной массы». Данный'параметр позволяет косвенно судить о композиционном составе мышц, о степениразвития внутримышечной и межмышечной координации. Его можно рекомендовать каккритерий отбора в секции тяжелой атлетики, силового троеборья, толкания ядра идругих видов спорта, где силовые качества играют определяющую роль.
Следуетпомнить, что адаптационные перестройки организма носят все же ограниченныйхарактер. Велика роль наследственных факторов и, следовательно, спортивногоотбора. Однако хорошо дозированные нагрузки способствуют повышениюспецифической резистентности организма к физической деятельности, а такженеспецифической резистентности к действию самых различных факторов окружающегомира.
Такимобразом, приведенные нами примеры указывают на необходимость примененияэкологического подхода в физической культуре и спорте, который предполагаетразработку учебных и тренировочных программ с учетом социоэкологи-ческихособенностей регионов. Биосоциальная среда оказывает существенное влияние наразвитие физических качеств.
Факторвоздействия повышенных нагрузок также следует рассматривать как экологический.Он приводит к заметным морфологическим перестройкам в составе тела спортсменов,причем в связи с интенсификацией за последние десятилетия тренировочногопроцесса эти сдвиги заметно увеличились. В то же время не следует забывать, чтоадаптационные возможности человека не безграничны, поэтому наивысшихрезультатов следует ожидать от спортсменов, наиболее генетически эндогенноприспособленных к данному виду спортивной деятельности, в определенныхусловиях.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.