Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Анализ эффективности работы туристических предприятий различных организационно-правовых форм

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Туристическое предприятие: понятиеи виды
1.1 Туристское предприятие каксубъект хозяйствования
1.2 Виды туристских предприятий
2. Туристические предприятияразличных форм собственности и организационно — правовых форм
3. Преимущества и недостаткиорганизационно-правовых форм турфирм на примере г.Тюмень
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире туризм выступает как сложноемногогранное социальное явление. Его основой является историко-культурныйпотенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями иобычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Сам термин«туризм» должен восприниматься обществом как благо для страны, для территории,где он развит, поскольку главная его функция — оживление жизни в регионах,востребованность большого количества рабочих рук в сфере услуг, перспективаразвития для целого ряда ныне депрессивных районов страны, собственный,реальный заработок для жителей этих районов.
Туризм все более становится источником финансовыхпоступлений для восстановления и сбережения историко-культурных ценностей.
Развитие туризма указывает на неразрывную связьтуризма и культуры. Туризм способствует сохранению культурного достояниярегионов, их традиций, промыслов, самобытности, восстановлению и сохранениюисторико-культурных памятников.
Туризм является одной из наиболее доходных иинтенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьеготысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объемамирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы навнутренний и международный туризм составляют 12% мирового национальногопродукта. Например, в 2003 году европейские страны по оценкам Всемирнойтуристской организации (ВТО) в целом получили от туризма 476,0 млрд. долларовСША (57% мирового дохода от индустрии туризма). По этим же данным, доходностьсредств, вложенных в развитие туризма, составляет 1:4,8, т.е., один рубль даетдоход в 4,8 рубля, что делает туризм рентабельной отраслью. По уровню доходовмировой туризм занимает 2 место в мире после нефтедобывающей промышленности[1].
Одними из важнейших действующих лиц в сфере туризмаявляются туристские предприятия. Туристское предприятие представляет государствона международном туристском рынке и, следует заметить, что имидж государствачастично зависит от самого туристского предприятия. Поэтому необходимо, чтобытуристские предприятия имели правильную организационную, нормативно-правовуюструктуру, развитый менеджмент и маркетинг, высококвалифицированный персонал,обеспечивающий качественное обслуживание туристов. Вышесказанное весьмаактуально в настоящее время, именно поэтому данная курсовая работа посвящена выбраннойтеме.
Целькурсовой работы — провести анализ и оценку эффективности работы туристическихпредприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.
Такимобразом, задачи представленной работы предполагают изучение:
1.понятия туристское предприятие,
2.виды туристских предприятий;
3.особенностей туристского предприятия в зависимости от его организационно-правовойформы.
Вкурсовой работе используются материалы из многочисленных литературныхисточников, что позволяет познакомиться с этим важнейшим направлением сферыуслуг.
1.ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫорганизационная правовая форма туристическийфирма1.1ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Туристскоепредприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица,который на основе использования имущества трудовым коллективом производит иреализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги [2, c. 92].
Юридическимлицомпризнается организация, которая имеет в собственности, хозяйственномведении или оперативном управлении обособленное имущество, несетсамостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должноиметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, туристское предприятиекак юридическое лицо имеет следующие признаки:
— организационное единство;
— наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленного имущества;
— самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам;
— выступление в гражданском обороте от своего имени.
Организационноеединствопредполагает наличие внутренней структуры, органовуправления юридическим лицом, структурных подразделений и структурных единиц,входящих в его состав, трудового коллектива, штатного расписания, правилвнутреннего трудового распорядка и подчинения его нижестоящих органоввышестоящим. Организационное единство юридического лица отражается в егоуставе.
Наличиев собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленногоимущества означает, что имущество юридического лица обособлено от имущества егоучредителей, в связи, с чем юридическое лицо по общему правилу не несетответственности по долгам учредителей, а учредители в свою очередь не несутответственности по долгам юридического лица. Юридическое лицо несет самостоятельнуюответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ономожет приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде от своего имени.
Главнойзадачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность,подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и экономическихинтересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристскоепредприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации,отдыха и лечения населения, посещение знакомых и родственников и др.), которыене запрещены законом и соответствуют уставу.
Целитуристского предприятия можно условно разделить на две группы — экономические исоциальные.
Экономическиецели — основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечениеработоспособности предприятия в рыночной экономике (табл.1). Среди нихвыделяются предметные цели, охватывающие материальную базу достижениярезультативных и финансовых целей. Главная из финансовых целей — поддержаниепостоянной платежеспособности и ликвидности предприятия, иначе ему грозитразорение. Для обеспечения ликвидности предприятие должно обладать определеннымколичеством ликвидных ресурсов (в зависимости от степени существующего риска нарынке). Одновременно объем ресурсов влияет на поведение предприятия в условияхриска.

Таблица 1
Экономическиецели туристического предприятия
Экономические цели
Предметные
Результативные
Финансовые
Вид и структура производства и реализации.
Количество производимого и реализуемого товара.
Производственные мощности.
Качество.
Местоположение.
Каналы реализации.
Объем и структура оборота.
Прибыль и рентабельность.
Величина и структура издержек производства.
Размер вновь созданной стоимости.
Распределение прибыли.
Платежеспособность.
Объем и структура ликвидных ресурсов.
Оставляемая прибыль.
Структура капитала (собственный – заемный).
Структура и объем инвестиций и финансирования.
Получениеприбыли представляет собой результативную цель. В то же время ее использованиеоказывает непосредственное воздействие на финансы предприятия: прибыль,выплачиваемая собственнику, не может быть использована предприятием дляфинансирования. Поэтому определение размера оставляемой прибыли представляетсобой важную финансовую цель. За счет заработанных предприятием средств могутобеспечиваться будущие капиталовложения.
Социальныецели многообразны,но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии, ориентированына создание атмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям иодновременно — увеличению его прибыльности и конкурентоспособности.
Вконечном итоге все они сводятся к увеличению потока туристов и соответственно — к росту прибыльности, способствующей укреплению финансового состояния иконкурентоспособности.
Такимобразом, под туристским предприятием следует понимать такуюорганизационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединениянеобходимых производственных средств (труда, денег, земли и др.) осуществляетподготовку, исполнение и предоставление услуг туристам, используя для этоговесь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая,оказывая и предлагая свои услуги, служат для удовлетворения туристскихпотребностей.1.2ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
Туристскиепредприятия представляют собой третий важный компонент, создающий туристскоепредложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отраслифункционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляютклиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм — это одно изнескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности.Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскимипредприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не толькоот туристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Такимобразом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляютоснову его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишьнекоторую часть туристского спроса, так как туризм для них — лишь один измногих источников существования и их услугами пользуются не только туристы.
Следуетиметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемыхими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например,туристские гостиницы и туристские бюро всегда оказывают только первичныетуристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха — этопредприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже неявляются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняютвторичную туристскую функцию. Классификация туристских предприятий показана нарис. 1.
Воснове приведенной классификации лежат такие признаки, как общность спросаклиентов, функциональная роль предприятий в системе туризма, объем и удельныйвес предлагаемых ими туристских услуг.
/>

Рис1. Классификациятуристских предприятий
Рассмотримкаждый тип туристских предприятий.
Туроператор-туристическая организация, имеющая собственные или арендованные средстватуристского обслуживания и предлагающая своим клиентам комплекс услуг [5,с.15].
Туроператоркомбинирует свои собственные и чужие услуги в новый — самостоятельныйтуристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным)туром. Туроператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свойриск и за свой счет.
Паушальный(комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих. Туроператорсоставляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему потребителя ипредлагает его за одну общую стоимость. Туроператор собирает в пакетдополняющие друг друга услуги, которые производятся чаще всего разнымипредприятиями (исполнителями услуг). Результат комбинирования — получениенового продукта. В этот продукт входят также услуги турпосредника поконсультированию и сбыту.
Словопаушальный указывает по крайней мере на два признака: комплексный тур,представляющий собой пакет, который состоит из нескольких услуг и продается заобщую стоимость; тур является серийным, готовым и самостоятельным продуктом.При этом всем потребителям предлагаются одинаковые услуги.
Всехтуроператоров, работающих на туристском рынке, можно классифицировать по их размерам,региону деятельности, ширине и глубине программы и экономическим целям [4, c.94].
Поразмерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К крупнымтуроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс.человек в год, а их оборот составляет около 35 млн. долларов. В группу среднихтуроператоров входят предприятия с клиентурой от 30 до 100 тыс. человек в год.Чаще всего они имеют узкую специализацию деятельности: заполняют только одну изрыночных ниш. К категории мелких туроператоров относятся самые разнообразныетипы предприятий: специализирующиеся на походном или молодежном туризме,занимающиеся организацией путешествий, автобусные предприятия, одно изнаправлений деятельности которых — перевозка туристских групп.
Порегиону деятельности различаются международные, межрегиональные, региональные иместные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь немногие крупныетуроператоры предлагают свои продукты в нескольких странах. К группемежрегиональных туроператоров следует отнести предприятия, обслуживающиебольшую территорию (несколько регионов). Региональные туроператоры предлагаютсвои услуги только на определенной географической территории, но по обороту иколичеству туристов их можно отнести к крупным туроператорам. Местныетуроператоры работают в радиусе досягаемости местной рекламы.
Туроператорыразличаются также и по экономическим целям. Не все предприятия при организациитуров стремятся получить в первую очередь максимальную прибыль. В данной группевыделяются коммерческие туроператоры, общеполезные (некоммерческие)туроператоры и предприятия «черного туризма». Основная цель коммерческихтуроператоров — получение постоянной и большой прибыли. Некоммерческиетуроператоры хоть и стремятся к экономичности, но интересы увеличении прибылине стоят для них на первом плане. Намного большее внимание они уделяюторганизационным и воспитательным целям, могут носить социально-политическую,идеологическую или иную направленность.
Вгруппу туроператоров «черного туризма» входят предприятия, которые занимаютсятуристской деятельностью не постоянно, а по обстоятельствам.
Турпосредник-предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительнойдеятельности выступают как посредники. Пожалуй, ни в одной другой отраслипосреднической деятельности не придается такое большое значение, как в туризме.Это объясняется большой территориальной удаленностью между производителями ипользователями услуг (например, между гостиницей и отдыхающим), отсутствиемпредставлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями страны, вкоторой он ни разу не бывал), необходимостью предварительного бронирования приограниченных мощностях производителя услуг.
Ассортиментуслуг турпосредников — важнейший критерий, позволяющий различатьтурпосредников. Он определяется тем, с какими и со сколькими туроператорами иисполнителями услуг сотрудничает посредническое предприятие. В этом отношениивыделяется восемь различных типов предприятий:
1) турбюро, предлагающее полный набор туристских услуг. Предприятиеимеет лицензию международной ассоциации воздушного транспорта на продажуавиабилетов, часто также лицензию на продажу железнодорожных билетов,представляет интересы не только крупных, но и многих средних и мелкихтуроператоров;
2) бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специализируются на продажепаушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;
3) специализированные турбюро. Занимаются сбытом определенного видатура, обладая при этом высокой профессиональной компетенцией в своемнаправлении;
4) турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых билетов на
самолет (не имеют лицензии на продажу авиабилетов);
5) турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализацию, иногдарасположен за границей;
6) отдел бронирования продает туры одного туроператора, можетсуществовать как одна из структур туроператора или относиться к любому типупредприятий;
7) турбюро по приему туристов (въездного туризма) продаст
туристские услуги, которые регион предлагает туроператорам из
других регионов или приезжим гостям;
8) туристский отдел не является туристским предприятием.
Этоотдел предприятия, основная деятельность которого не связана с туризмом.
Взависимости от величины предприятия различаются крупные, средние и мелкиепосредники. В туристской отрасли главным образом работают предприятия мелких исредних размеров.
Такимобразом, важнейшее различие турпосредников заключается в разнообразиипредлагаемого ими ассортимента. Важнейшими типами туристских посредниковявляются турбюро, предлагающие полный набор туристских услуг, и бюропутешествий и экскурсий. Турпосредники имеют различные правовые и хозяйственныестатусы и выполняют разный объем работ и услуг.
Существуюттранспортные предприятия, которые специализируются на перевозке туристов, тоесть транспортные предприятия специального назначения к этой группе относитсякак чартерная авиакомпания, перевозящая туристов из Европы в Новую Зеландию,так и предприятие, эксплуатирующее лифты и подъемники для горнолыжников. К нейже принадлежат железные дороги, паромные переправы, экскурсионные и круизныекорабли, канатные дороги.
Третьягруппа туристских предприятий первичных услуг — гостиницы. Гостиничныекомплексы существуют исключительно за счет прибыли, полученной от размещениятуристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничныекомплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостиничноготипа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).
Крометуроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц существуетеще целый ряд предприятий, которые также относятся к туристским. Важнейшими изних являются кредитные учреждения, страховые компании, станции прокатаспортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма иотдыха, рекламные агентства и др.
Какуже отмечалось ранее, предприятия первичных и вторичных услуг различаются невидом предлагаемой услуги или товара, а большим их объемом и большей значимостьюпо сравнению с остальными направлениями их деятельности. Если предприятиепредлагает продукт, который используется как туристами, так и не туристами, тов данном случае следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и услуги на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичныхуслуг. Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятияобщественного питания, некоторые транс/>портные предприятия, а такжепроизводственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.
Вгруппу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары,услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортныепредприятия вторичных услуг отличаются от туристских транспортных предприятийтем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные жители.Второстепенный оборот от туризма получают некоторые промышленные и торговые предприятия(хлебопекарня, обеспечивающая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также предприятиясферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг ит.п.).
Общимпризнаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможностьточного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы.Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильноколебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степенипричастности предприятия к туризму важную роль играет место расположенияпредприятия.
Такимобразом, все туристские предприятия классифицируются по различным функциональнымпризнакам и направлениям, что позволяет менеджменту произвести их эффективноеразделение.
Связьмежду субъектом и объектом туризма устанавливается посредством туристскихпредприятий, которые заранее разграничили предлагаемые ими услуги и установилисвязи между собой. Это, прежде всего турбюро и турорганизации, которые, с однойстороны, выступают как посредники (посредники по туризму, агенты по туризму,розничные продавцы), а с другой — как организаторы туров (туроператоры).2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Всоответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую, в том числетуристскую, деятельность могут вести физические лица (граждане) без образованияюридического лица с момента государственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя и юридические лица.
Юридическимилицами в туризме могут быть коммерческие и некоммерческие организации (рис. 2).
/>

Рис. 2.Организационно-правовые формы туристских предприятий
Всвязи с участием в образовании имущества туристского предприятия его учредители(участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридическоголица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которыхих участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственныетоварищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Участникитаких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое онипередали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
Кюридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственностиили иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, атакже финансируемые собственником учреждения.
Кюридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеютимущественных прав, являются общественные и религиозные организации (объединения),благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации исоюзы).
Коммерческиеорганизации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ,производственных кооперативов и унитарных предприятий.
Некоммерческиеорганизациимогут создаваться в форме потребительскихкооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемыхсобственником учреждения, благотворительных и иных фондов, а также в другихформах, предусмотренных законодательством.
Втуризме работают в основном коммерческие организации, являющиеся резидентами. Крезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии сзаконодательством, с местонахождением, в том числе юридические лица синвестициями нерезидентов.
Всекоммерческие юридические лица и некоммерческие, осуществляющие производствопродукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности — субъектами хозяйствования.
Субъектхозяйствования — это субъект права, являющийся участникомхозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) ив предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя.
Ксубъектам хозяйствования относятся: коммерческие юри/>дические лица, которые ведутпредпринимательскую деятельность и отвечают по обязательствам товариществасвоим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколькоучастников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных сдеятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и непринимают участия в осуществлении товариществом предпринимательскойдеятельности. Вкладчик товарищества на вере имеет право получать часть прибылитоварищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале. Хозяйственныеобщества создаются в форме акционерного общества с ограниченной илидополнительной ответственностью. Акционерным обществом (АО) является общество,уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участникиакционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несутриск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимостипринадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.
Открытымакционерным обществом (ОАО) является общество, участники которого могутотчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое обществовправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободнуюпродажу на условиях, устанавливаемых законом и другими правовыми актами.Публичная финансовая (бухгалтерская) отчетность открытого акционерного обществаподлежит обязательной аудиторской проверке.
Закрытымакционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которогораспространяются только среди его учредителей. Такое общество не вправепроводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Акционеры закрытогоакционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций,продаваемых другими акционерами этого общества.
Обществомс ограниченной ответственностью (ООО) является учрежденное одним илинесколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на долиопределенных учредительными документами размеров. Участники общества неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Обществомс дополнительной ответственностью (ОДО) является учрежденное одним илинесколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на долиопределенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарнонесут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом водинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительнымидокументами общества. При банкротстве одного из участников его ответственностьпо обязательствам общества распределяется между остальными участникамипропорционально их вкладам.
Хозяйственноеобщество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество илитоварищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо всоответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеетвозможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее обществоне отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество илитоварищество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные длянего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключеннымпоследним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности(банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарнуюответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправетребовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных поего вине дочернему обществу. Хозяйственное общество признается зависимым, еслидругое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акцийакционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченнойответственностью.
Унитарнымпредприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделеннаяправом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам,в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могутбыть созданы государственные либо частные унитарные предприятия. Имуществочастного унитарного предприятия находится в частной собственности физическоголибо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственноговедения. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всемпринадлежащим ему имуществом.
Однойиз наиболее распространенных форм сотрудничества с зарубежными партнерами вобласти предпринимательской деятельности являются предприятия с иностранными инвестициями.Это коммерческие предприятия, в которых частично (совместное предприятие) илиполностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал.
Совместнымпредприятием (СП) является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фондкоторого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических илиюридических лиц Республики Беларусь. Согласно законодательству республики,совместные предприятия могут создаваться в любых организационно-правовыхформах, допустимых для предприятий.
Иностраннымпредприятием (ИП) является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фондекоторого иностранные инвестиции составляют 100%. Это предприятие может бытьобразовано путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранныминвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии безиностранных инвестиций, либо приобретения такого предприятия полностью.Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором,подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующейрегистрации. Предприятие со 100 %-м иностранным капиталом образуется в формеунитарного предприятия. Таковы организационно-правовые формы коммерческихорганизаций, функционирующих в системе туризма.
Вцелях координации предпринимательской деятельности, а также представления и лящиты общих имущественных интрпр сов туристскими предприятиями по договору междусобой могут создаваться объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихсянекоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз)возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциацияпреобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать дляосуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество илиучаствовать в таком обществе.
Членыассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несутсубсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке,предусмотренным учредительными документами ассоциации.
Перваятуристская ассоциация появилась на белорусском рынке около 10 лет назад. Онаобъединила несколько отечественных частных туристских фирм. Надо признать, чточастные фирмы настороженно смотрели на ее появление, опасаясь быть поглощеннымиею. Позже возникло еще пять ассоциаций. Главной их задачей по уставу значиласьзащита интересов входящих в объединение туристских фирм. Однако решить ее неудалось, так как ассоциации не имели реального влияния на туристский рынок и непроявили должной активности в отстаивании интересов своих членов.
Исходяиз уставных целей, союз туристских организаций осуществляет работу по следующимнаправлениям:
1) разработка законодательных инициатив и проектов нормативных актов посовершенствованию условий развития туризма в Республике Беларусь;
2) работа с общественностью, направленная на создание благоприятнойатмосферы для развития туристского бизнеса;
3) определение корпоративных интересов туристской индустрии иформирование устойчивого лобби в политических кругах и обществе;
4) информационная поддержка туристского бизнеса;
5) урегулирование тарифных отношений с другими сектора
ми туристской индустрии для обеспечения условий создания конкурентоспособныхтуристских продуктов;
6) способствование развитию агентской деятельности на туристском рынке;
7) создание условий, гарантирующих прозрачность туристического рынка,защиту от недобросовестной конкуренции и недобросовестных производителей;
8) защита интересов национальных производителей и туристских агентствперед лицом внешней экспансии на рынок;
9) развитие прямых контактов с аналогичными организациями за рубежом.
Изассоциативных форм, свойственных крупномасштабному бизнесу (корпорации,хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, холдинговые компании), втуризме наибольшее распространение получают холдинги.
Холдинговыекомпании характеризуются тем, что контролируют другие компании за счетвладения их акциями и денежным капиталом либо в связи с правом назначатьдиректоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений позволяетхолдингу влиять на хозяйственные и коммерческие решения предприятий, входящих вобъединение. Хотя предприятия остаются самостоятельными в правовом отношении,холдинг может направлять их действия и русло, соответствующее интересамкомпании как большой целостной структуры. Холдинг может также осуществлять рядфункций связанных с общей предпринимательской деятельностью. В случае, когда этовызвано необходимостью и общей пользой, холдинг вправе централизовать иперераспределить финансовые средства своих участников.
Такимобразом, для туристского холдинга необходимо Наличие еще двух признаков:
1) одна из его компаний должна выполнять исключительно
контролирующие функции;
2) каждая компания должна осуществлять все необходимые
мероприятия по формированию туристского продукта.
Втуристские предприятия в основном (90,5%) являются частными. Среди них 22,5% — общества с дополнительной ответственностью, 22,2% — унитарные предприятия,20,9% — общества с ограниченной ответственностью, 19,4% — индивидуальныепредприниматели. Достаточно низок удельный вес совместных (4,7%) и иностранных(3,6%) предприятий.
Туристскиепредприятия государственной формы собственности составляют 9,5%. Поорганизационно-правовой форме их структура выглядит иначе. Наибольший удельныйвес занимают унитарные предприятия — 57,8%, общества с дополнительнойответственностью — 10,9% и прочие -29,7 %.
Вцелом в структуре организационно-правовых форм туристских предприятий лидерствопринадлежит унитарным предприятиям (25,4%). На долю обществ с дополнительнойответственностью приходится 21,4%, обществ с ограниченной ответственностью — 19,1%, индивидуальных предпринимателей — 17,6 %.
 

3.ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ТУРФИРМ НА ПРИМЕРЕГ.ТЮМЕНЬ
Рази навсегда установленной выбранная организационно-правовая форма не является.Ее можно изменять по мере корректировки представлений собственников о путяхразвития компании. В некоторых случаях изменения организационно-правовой формытребует законодательство. Так, если в рамках существующей консалтинговойкомпании принято решение развивать аудиторскую деятельность, то компания неможет оставаться в форме открытого акционерного общества (ОАО).
А,например, фондовые биржи могут существовать только в форме открытых акционерныхобществ или некоммерческих партнерств. Закрытые акционерные общества (ЗАО) иобщества с ограниченной ответственностью (ООО) должны быть реорганизованы вОАО, когда количество их акционеров (участников) превысит 50.
Втаблице 2 содержится информация о коммерческих организациях – юридических лицахпо состоянию на 01.01.2009 года.
Таблица2
Статистикакоммерческих организаций по данным ФНС РФ
на01.01.2009года
Всего юридических лиц: 2 240 732 Организационно-правовая форма
Создано в 2009 г. новых
Создано в 2009 г. путем реорганизации
Зарегистрированных до 01.01.2009 688 872 24 166 1 527 694
В том числе:
коммерческих организаций (всего) 570 073 15 901 1 062 968 полные товарищества 26 13 443 товарищества на вере 124 7 566 общества с ограниченной ответственностью 536 796 10 433 780 091 акционерные общества (открытые, закрытые) 27 379 3731 137 473 производственные кооперативы 1804 628 21 886 унитарные предприятия 1260 414 12 792
Всегок 2010 году было зарегистрировано 2240732 юридических лица. Как видим, из570073 созданных в 2009 году коммерческих организаций -539796 организацийявляются обществами с ограниченной ответственностью, что составляет 94,67%, аиз созданных до 2009 года — 780091 организация также являются обществом сограниченной ответственностью, что составляет 73,39%. На долю остальных формприходится от 0,1 до 12,9%.
Нарис. 3 показаны данные об организационно-правовых формах туристических фирм,зарегистрированных в едином федеральном реестре туроператоров на 01.01.2009года.
Согласнопредставленным данным, из 4336 турфирм, 4009 или 92% — Общества с ограниченнойответственностью, 6% турфирм являются закрытыми акционерными обществами (261фирма) и по 1% турфирм, имеющих такие организационно-правовые формы какоткрытые акционерные общества и государственные унитарные предприятия.
/>
Рис.3Структура организационно-правовых форм турфирм РФ
Какпоказал опрос руководителей турфирм г.Тюмень, в городе также преобладает такаяорганизационно-правовая форма деятельности турфирм, как общество с ограниченнойответственностью.
Разработаннаянами анкета — опросник руководителей турифрим содержала следующие вопросы.
1. Назовитеорганизационно-правовые формы организации туристских организаций.
Данныйвопрос был открытым и целью данного вопроса было выяснить, имеют лируководители турфирм г.Тюмень понятие о том, что такое организационно-правоваяформа организации бизнеса и какие виды форм существуют, согласно российскомузаконодательству.
Нарисунке 4 представлены варианты ответов.
Согласно,данным диаграммы, 5 из одиннадцати руководителей назвали 4 из 11организационно-правовых форм — ИП, ООО, ОАО и ГУП, трое руководителейперечислили такие формы как ООО, ОАО и ЗАО и считали, что турфирма не можетбыть другой организационно-правовой формы, кроме перечисленных; один руководительуказал на такие формы как ИП, ООО и ОАО.
/>
Рис.4. Виды организационно-правовых форм
турфирмпо мнению респондентов
Такимобразом, основная масса предпринимателей знает только 2 организационно-правовыеформы — ООО и ОАО, что свидетельствует о невысокой юридической грамотности руководителейтурфирм г.Тюмени.
2.Какой организационно-правовой формы Ваше предприятие и почему Вы выбрали даннуюформу?
Напервую половину данного вопроса ответили все предприниматели, что касаетсяпричин выбора организационно-правовой формы, то здесь встречались следующиеответы (рис. 5).
Каквидим, лишь один руководитель из 11 ответил, что причиной выбора явилосьисследование возможностей различных организационно-правовых форм в туристскойдеятельности, анализ их положительных и отрицательных сторон и что выбранная имформа — общество с ограниченной ответственностью — является наиболееоптимальной и гибкой формой ведения турбизнеса.
/>
Рис.5Причины выбора респондентами той или иной организационно-правовой формы
Основнаяже масса предпринимателей выбрала организационно-правовую форму своей турфирмыпо причине существования такой фирмы у друзей и знакомых (37%) и по советуконсультантов (27%).
2предпринимателя зарегистрировали свою турфирму как ИП, отметив, что выбралиданную форму ведения турбизнеса по причине более легкой регистрации даннойорганизационно-правовой формы.
Такимобразом, в целом, при выборе организационно-правовой формы ведения туристскойдеятельности предприниматели не задумывались о положительных и отрицательных сторонахданных форм, считая это неважным.
3.Возникали ли проблемы при регистрации Вашей фирмы?
Наданный вопрос все респонденты ответили отрицательно, отметив, что регистрацияпрошла быстро, так как практически все респонденты (7 человек) воспользовалисьуслугами консультантов юридических фирм, остальным помогали знакомые иродственники.
Вцелом, предприниматели при регистрации своих турфирм применяли необходимыенормативно-правовые акты, приводя свои документы о регистрации с требованиями действующегозаконодательства.
Однако,такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ отметили всего двареспондента, а Гражданский кодекс РФ — основной документ, регулирующийдеятельность турфирм, отметили только 5 респондентов, что свидетельствует оневысокой юридической грамотности руководителей турфирм.
Анализответов показывает, что в основном, владельцы турфирм видят преимущества организационно-правовыхформ своих турфирм. Однако не все владельцы турфирм с организационно-правовойформой — общество с ограниченной ответственностью – назвали такое преимуществоданной формы как возможность не принимать ответственных решений владельцупредприятия, а предоставить право решения всех финансово-хозяйственных вопросовспециалисту — директору турфирмы, тогда как руководитель ИП должен приниматьвсе решения самостоятельно на свой страх и риск.
Владельцышести фирм — ООО — отметили такое преимущество данной организационной формы,как более быстрая выдача кредитов данным организациям и владельцы трех ОООотметили, что данная форма, на их взгляд, дает больше возможностейсотрудничества с юридическим лицами.
Ниодин из владельцев турфирм не отметил такое преимущество как помощь со стороныгосударства, поскольку государство принимает различные концепции помощи маломупредпринимательству, однако на деле никакой помощи турфирмам со стороныгосударства не оказывается. Тем не менее, при более тщательном изучениизаконодательства, на наш взгляд, турфирма, как ИП, так и ООО могутвоспользоваться своим правом на поддержку государства в развитии своегобизнеса.
Чтокасается недостатков обществ с ограниченной ответственностью, то и здесьвладельцы, в целом, верно, оценили недостатки данной организационно-правовойформы, отметив такие как: возможность возникновения несовместимых интересов вуправлении, так как у общества, к примеру «МТА» два учредителя; возможностьнесогласованных действий между учредителями и руководством турфирмы; возможностьриска распада общества при выходе одного из владельцев, к примеру из ООО«РосТур», где один из учредителей обладает наибольшей долей уставного капитала.
Частьвладельцев ООО, таких как «Tropical tour» и «Discovery» не отметиливышеназванных недостатков ООО, поскольку в своем составе имеют одногоучредителя и сами владельцы являются директорами данных турфирм.
8.Влияет ли организационно-правовая форма организации Вашего турбизнеса на выборклиента?
Какотметили все респонденты при работе с физическим лицами организационно-правоваяформа турфирмы никакой роли не играет, поскольку физических лиц большеинтересует как долго турфирма существует на рынке туристских услуг, каковуровень обслуживания клиентов, цены на туры.
Чтокасается работы с юридическими лицами, то здесь мнения разделились.
Владельцытрех турфирм считают, что ООО дает больше возможностей для работы с юридическимлицами, чем ИП так как, в случае работы с ООО, юридические лица имеютвозможность возврата из бюджета суммы НДС, уплаченной при приобретениитуруслуги, вследствие чего юридические лица охотнее идут на сотрудничество сООО чем с ИП.
Владельцы7 турфирм считают, что организационно-правовая форма их турфирм никаким образомне влияет на выбор юридических лиц при покупке туров, поскольку в настоящеевремя все турфирмы — ООО — пользуются упрощенной системой налогообложения исоответственно не являются плательщиками НДС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучениелитературных источников, периодических изданий и картографического материала потеме выпускной квалификационной работы позволило сделать следующие основные выводы:
1.Туристское предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающийправами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективомпроизводит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
2.Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность,направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономическихинтересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества, атакже общественных потребностей.
3.Различают туристские предприятия первичных услуг: туроператоры и турпосредники,транспортные предприятия специального назначения, гостиничные предприятия и прочиепредприятия только туристического профиля, а также туристские предприятиявторичных услуг: предприятия питания, транспортные предприятия общегоназначения и прочие предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. kt.mosreg.ru/main/, сайтКомитета по туризму Московской области.
2. З.Н.Горбылева «Экономика туризма»,Минск, БГЭУ, 2004г.
3. Е. А. Соболева, И. И. Соболев «Финансово — экономический анализ деятельности турфирмы»,Москва, Финансы и статистика, 2009г.
4. Н.И.Кабушкин «Менеджмент туризма»,Минск, «Новое знание», 2001г.
5. А.Т.Кириллов, Л.А.Волкова«Маркетинг в туризме», Спб.: Издательство С.-Петербургского университета,2006г.
6. Базылев Н.И. Экономическая теория.Мн.: БГЭУ, 2009 г.
7. Гайдукевич Л.М. Состояние иперспективы развитию туризма //Туризм и региональное развитие: Материалы IIМеждународной научно-практической конференции. Смоленск, 2002г.
9. Гуляев В.Г. Организация туристскойдеятельности: Учебное пособие. Мн.: КНИПД, 2006г.
10. Закон РФ «Об акционерныхобществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах сдополнительной ответственностью» от 09.12.1992г.
13. Закон РФ «О туризме» от25.11.1999г.
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма.Мн.: БГЭУ, 2009г.
16. Марачевская Л.Г. Создание,реорганизация, ликвидация юридических лиц. Мн.: Изд. Коротаева, 2009г.
17. Национальная программа развитиятуризма на 2006-2010 год.
18. Положение «О лицензированиитуристской деятельности» от 28.06.2000г.
19. Смирнов В.С. Менеджмент втуризме: Курс лекций. Мн.: КНИПД, 2009г.
20. www.mst.by


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.