Министерство транспорта РоссийскойФедерации
Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО«Дальневосточный государственный
университетпутей сообщения»
Кафедра: «Социально-культурный сервис и туризм»
Контрольнаяработа
подисциплине: «Транспортное обслуживание»
Автобусныйтуризм
Хабаровск
Содержание
Введение
1.Теоретические основы автобусного туризма: состояние, тенденции развития,география маршрутов
1.1Сущность автобусного туризма
1.2Современное состояние и география направлений в автобусном туризме
2. Практикаразвития автобусного туризма в России
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Насегодняшний день автобусные туры – самый демократичный и общедоступный способпутешествия. Наиболее полно насладиться красотами Европы, подробно ознакомитьсяс историей, культурой, традициями и обычаями народов Европы дают именноавтобусные туры. Автобусные туры предполагают непосредственное «погружение» вповседневную жизнь и дают возможность лучше почувствовать современный ритмЕвропы. Кроме того, автобусные туры не предполагают значительных финансовыхзатрат.
Главное и неоспоримоепреимущество автобусных туров — низкая цена. В стоимость тура включены услуги гида-экскурсовода,наличие которого является гарантией того, что автобусный тур будет интересенвсем участникам путешествия. Стоимость билетов в музеи, питание и проживание вотелях (если тур многодневный) также включены в стоимость путевки.
Еще одним плюсом в пользуавтобусных туров является то, что за одну поездку можно посмотреть сразунесколько городов. Переезды из города в город проходят ночью, что значительноэкономит время: туристы спят — автобус едет.
Цельюнаписания контрольной работы является рассмотрение состояния, тенденцийразвития и географии маршрутов автобусного туризма.
1. Теоретические основыавтобусного туризма: состояние, тенденции развития, география маршрутов
1.1 Сущность автобусноготуризма
Автобусныетуры — путешествия групптуристов на собственных или арендованных автобусах. Они могут проводитьсяповсеместно и практически без ограничений. Благодаря своей мобильности иотносительной независимости от транспортных коммуникаций и расписанийавтобусные путешествия позволяют организовывать маршруты по интересным местам внаиболее удобные для туристов сроки. Маршруты автобусных путешествийподразделяются на городские, пригородные и междугородные.
Автобусный туризмстановится все более перспективным направлением российского туристическогобизнеса.
История популярностиавтобусного туризма началась еще в семидесятых. Считается, что родоначальникамиавтобусного туризма стали молодые британцы, оценившие возможность за однупоездку в динамичном режиме посмотреть сразу несколько стран континентальнойЕвропы, притом за небольшие деньги. Российские туристы начали активнопользоваться этим видом услуг на двадцать позже этот вид туризма стал в новойРоссии одним из пионеров всей отрасли. Основными преимуществами автобусныхтуров на тот момент были дешевизна, быстрота, а еще возможность купить заграницей дефицитные товары в больших количествах: ведь автобус не самолет,платить за перевес не нужно, да и перевозить багаж из страны в страну куда какпроще. Сегодня туры за покупками имеют резко снижающуюся динамику, хотя,преимущества использования автобусов в этом бизнесе по-прежнему актуальны [4].
Напротяжении последних десяти лет динамика спроса на автобусный туризм почти неменяется, резких падений и взлетов не происходит. Пик потребительскойактивности традиционно попадает на начало мая, затем продажи держатся настабильно высоком уровне с июня по сентябрь (самый «жаркий» месяц – август), апотом оживляются во время ноябрьских школьных каникул и новогодних праздников.С середины ноября по конец декабря, а также со второй половины января досередины марта наступает низкий сезон. Путешествуют лишь единицы.
Преимуществаавтобусных туров заключаются в их относительной дешевизне: автобусноепутешествие стоит примерно в 1,5-2 раза дешевле, чем обычный тур савиаперелетом и в том, что цена на автобусные туры не меняется в течение всегосезона, независимо от спроса.
При этом можно запростопосетить и посмотреть до 8 стран (поездка в Европу), а в каждом посещаемомгороде проводятся разнообразные экскурсии, уже включенные в стоимость тура.Более того, появляется уникальная возможность организовывать маршруты поинтересным местам в удобные для туристов сроки, так как автобусные путешествиямобильны и относительно не зависят от транспортных коммуникаций и расписаний.Если кто думает, что автобусный тур — занятие утомительное, то глубокоошибается. Большинство турфирм предлагают комфортабельные автобусы, имеющиекатегорию. Это значит, что в автобусе есть видео, аудиоаппаратура, кипятильник,мини кухня, биотуалет, кондиционер, удобные откидывающиеся назад и в стороныкресла. Надо заметить, что расстояние между сидениями в автобусе равняется 87 см. В общем, приятное скольжение по идеальной поверхности западноевропейских автобанов ибеззаботное созерцание изумительных пейзажей каждой из пересекаемых стран вамобеспечены. Как правило, автобусный тур включает в себя проезд накомфортабельном автобусе, проживание в отеле в двухместном номере с завтраком(отели, обычно, 2-3-х звезд) и медицинскую страховку. Стоимость виз в путевкуне входит. На цену могут также повлиять выбранные вами места — на первый этаж ина второй в первом ряду билеты обойдутся на 20 долларов дороже. Кстати говоря,всегда следите за тем, чтобы в вашей программе было поменьше ночных переездов,которые очень здорово утомляют, хотя с другой стороны они также значительноснижают стоимость тура. Организаторы автобусных путешествий советуют туристамбрать с собой небольшую подушечку, плед и удобную обувь. Что касается багажа,то его лучше разложить в несколько сумок: с продуктами, с вещами необходимыми вавтобусе и с вещами, которые понадобятся только в гостинице. В поездке оченьудобно иметь при себе влажные спиртовые салфетки и индивидуальную аптечку.Необходимо заметить, что существуют некоторые правила поведения, которыеследует соблюдать во время движения. Так, например, во время пути нельзя ходитьпо салону без необходимости или заговаривать с водителем. Биотуалетомразрешается пользоваться только во время движения автобуса (рассчитан на 40-50посещений). В автобусе запрещено курить и распивать спиртные напитки. В автобусеимеется кипятильник, емкость которого ограничена (обычно 5л). Во избежаниетравм кипяток раздается или во время стоянки, или за 5-10 минут перед стоянкой.Кроме того, учитывайте, что перерывы между остановками могут достигать 4-5часов, так что запасайтесь терпением. Во время поездки туристов на всеммаршруте сопровождает опытный представитель фирмы, руководитель маршрута,который решает все технические и организационные вопросы, например, помогаетвам пройти границы, разместиться в отеле, а также знакомит туристов со всемидостопримечательностями или обеспечивает встречи с гидами. Свободное время вгородах дается для осмотра достопримечательностей, поэтому не увлекайтесьшопингом, а самое главное — не заблудитесь. Итак, автобусные путешествия являютсяодним из самых недорогих видов туризма.
Положительной сторонойавтобусного туризма является следующее.
Во-первых, этовозможность увидеть сразу несколько стран, столиц и городов за одну поездку.Во-вторых, автобусные туры стоят намного меньше, чем другие туры. Этогополучается достичь в том числе и из-за экономии на стоимости авиабилетов.В-третьих, неоспоримое преимущество автобусных туров — это «доставка от дверидо двери»: путешественникам приходится ходить совсем мало: автобус привезет ина экскурсию, и в торговый центр, и заберет прямо от дверей отеля. Идеальныйтранспорт для тех, кто боится авиаперелетов [2].
Но есть и отрицательнаясторона в автобусном туризме. Автобусный экскурсионный туризм в два разаопасней железнодорожного и в четыре раза — авиационного. В дороге могутслучаться неожиданности. Например, поломка автобуса. Иногда возникаюторганизационные неточности. Например, недочет мест в гостинице. Но этослучается не чаще, чем в обычных турах. Как правило, в стоимость путешествия изпитания входят только завтраки в гостиницах — обедать и ужинать приходится впопутных кафе и ресторанах. Поэтому с собой нужно взять необходимую вам длянормального питания сумму денег. В любом случае, стоит понимать, что, выбираяавтобусный тур по Европе, вы получаете детальный и идеально прописанныймаршрут, где вас в любой момент будет сопровождать гид, к которому можно обратитьсяс любыми интересующими вас вопросами. А благодаря насыщенности экскурсии,автобусный тур по странам Европы станет источником множества новых впечатлений.
1.2 Современное состояниеи география направлений в автобусном туризме
Безусловно, успехавтобусных туров во многом обусловлен их доступной ценой. Но клиентовпривлекают не только ценовой фактор, обширные познавательные возможности такихтуров. Путешествие на автобусе к тому же является приемлемой альтернативой длятех, кто отказывается от авиаперелетов.
Как отмечают специалистытурбизнеса, увеличился спрос на автобусные туры с комбинированными программамиавиаперелет «плюс» автобус.
Несомненным преимуществомявляется достаточно высокий уровень комфорта при относительно низкой цене посравнению, к примеру, с авиаперелетами. Таким образом, спрос на автобусныйтуризм в целом остается не только стабильным, но и имеет тенденцию кувеличению.
О стабильности этого видабизнеса говорит тот факт, что, когда автобусные операторы перевели цены в евро,объем продаж практически не изменился, хотя любое увеличение тарифов зачастуюведет к уменьшению спроса. Как отметили тогда специалисты, туристический потокдаже увеличился. Эксперты считают, что этому способствовало расширение российскоготуристического рынка в целом и рынка автобусного туризма в частности.
Основными операторами нарынке автобусного туризма являются такие турфирмы, как «Туртранс-Вояж»,«Анкор», «Нева», «Старый город», «Бюро интересных путешествий», «Интерс»,«Кругозор» и др.
Существующая системаиспользования автобусного парка ведущими фирмами отличается некоторымконсерватизмом. Во-первых, господствующей формой использования остается арендаавтобусов. Не имеют собственного парка практически все фирмы, работающие навнешних рынках. Техника в этом случае арендуется, как правило, у фирм, наиболееблизко расположенных к месту пересечения границы.
Большая часть автобусоварендуется в Беларуси, хотя некоторые компании сотрудничают с фирмами из Литвы(«Интерс»), Финляндии («Туртранс-Вояж»), Германии («Анкор», «Интерс»), Польши(«Интерс»). В пик спроса эксплуатации находится порядка 40 единиц автобуснойтехники. При минимальном спросе в рейсах работают менее 10 автобусов. Назарубежном направлении используются, как правило, 50-местные автобусы марокMercedes, Setra, Neoplan, Bova, Scania, «стаж работы» техники составляет от 2до 7 лет [6].
Одной из тенденций вразвитии европейского автопарка является вывод из эксплуатации двухэтажныхавтобусов. Исключение могут составлять только самые дешевые маршруты. Нежеланиеиспользовать двухэтажные автобусы вполне объективно. Посадка и высадкапассажиров может занимать до 15 минут. Если тур подразумевает частые остановки,то не трудно посчитать, как в данном случае снижается эффективность туристическихперевозок. Такова точка зрения большинства компаний-туроператоров.
Но кроме соображенийэффективности со стороны представителей бизнеса есть еще и мнение потребителей.Желание клиента, как известно, закон. По мнению большинства «автобусных путешественников»,двухэтажные автобусы менее комфортабельны, чем полутораэтажные. Дело не тольков преодолении многочисленных ступеней на второй этаж, но и в более тесномсанузле, неудобстве пользования мини-кухней и т.д.
Из Москвы на автобусеможно отправиться на экскурсии в Европу, по городам России или же на отдых кЧерному морю (Крым, Кавказ). Однако, дешевизна таких туров (2 недели от $200)достигается не столько экономией на дороге, сколько чрезмерно экономичнымразмещением, поскольку переезд на железнодорожном транспорте стоит ненамногодороже.
Есть двух- илитрехдневный «классический» вариант автобусных экскурсионных туров по Россиимаршруты Владимир Суздаль или Мышкин Тверь. За 56 дней можно посмотретьнесколько городов Золотого кольца или, например, проехать по маршруту ПсковПушкинские горы Новгород с посещением по дороге мелких городков.
Однако до 90% автобусныхтуров продолжительностью свыше 4 дней приходится именно на зарубежныепутешествия. При этом исключительно автобус из Москвы сейчас почти не предлагают:как правило, до «стартовых точек» — Минска, Бреста, Мюнхена, Калининграда,Берлина и обратно туристов отправляют поездом или самолетом. Это позволяет нетолько на день-два сократить время в пути, но и избавиться от сложных ночныхпереездов.
География автобусныхнаправлений охватывает практически все европейские страны Скандинавию(Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу (Италия, Португалия, Испания,Хорватия, Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию, Великобританию; естьинтересные программы по Альпийским и Балканским странам. Но где бы ни пролегалмаршрут, важно с самого начала определиться с программой: спринт по основнымточкам на карте или более короткий маршрут, но с относительно вдумчивымосмотром каждой страны или города. Впрочем, автобусный тур это не обязательноспешная прогулка по городам. Предлагаются путевки и с авиаперелетом в какую-тоодну страну (чаще всего это Италия или Франция) и автобусным путешествием ужевнутри ее границ. Кроме того, в начале 2008 г., например, был открыт совершенно новый тур в Иорданию по маршруту Акоба Амман Петра.
У российского турбизнесаесть своя специфика, связанная в основном с категориями клиентов и структуройспроса на автобусные туры. В конечном итоге все это отражается на состоянииавтопарка туристических компаний.
Операторов российскогоавтобусного туризма можно разделить на три категории.
Первая группа работаетпреимущественно на заграничном направлении. По информации туристических фирм, ксамым популярным европейским направлениям относятся Франция, Германия, Испания,Италия, Австрия, Швейцария и Голландия; высок спрос на Скандинавские страны,все большую популярность приобретает Великобритания. Клиенты этой группыкомпаний граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются в основном ценовымфактором, а также уровнем сервиса.
Разница в цене назаграничные и российские автобусные путешествия такова, что нашисоотечественники все чаще делают выбор в пользу заграничных маршрутов.Соответственно, туроператоры, работающие на зарубежных направлениях, используютавтобусы преимущественно иностранного производства. Выбор в пользу иномарокочевиден. Во-первых, за рубежом без особых проблем можно будет исправить любуюнеполадку уровень развития СТО там не в пример российской практике. Во-вторых,допуск российских автобусов на заграничные, в частности европейские, маршрутыпо-прежнему тормозится высокими экологическими нормами.
Вторая группа турфирмработает в основном на локальном рынке. Клиентами являются как россияне, так играждане других стран. Наиболее прибыльным сегментом являются, естественно,иностранцы. Стремясь не потерять этот сегмент потребителей, для их перевозкироссийские компании используют преимущественно технику иностранногопроизводства.
Однако стоит отметить,что если некоторое время назад интерес иностранных граждан к России постоянноувеличивался, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Специалистытуриндустрии связывают это прежде всего с ухудшением криминогенной обстановки встране, а именно, с терроризмом, а также с общим ростом цен.
У третьей группы фирм нетчеткой специализации только локальный рынок или только зарубежье. В портфелеэтих операторов имеются заказы как российских, так и зарубежных клиентов.Соответственно, в парке также нет жесткой приверженности к иностранным либоотечественным маркам.
Говоря об «автобусныхвкусах» российских туроператоров следует иметь в виду, что напрямую о брэндовыхпредпочтениях можно говорить, когда компания располагает собственным парком.Однако многие компании прибегают к услугам транспортных организаций. В этомслучае они ограничены предложением данного рынка аренды.
Как утверждаютспециалисты, высокий сезон для автобусных путешествий с апреля по октябрь, анаивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и июль-августтрадиционное время отпусков и каникул. И если в среднем в сезон цена недельноговояжа варьируется от 200 (Польша, Чехия) до 900 евро (Великобритания, длинныетрансъевропейские маршруты), то в «пиковые даты» может повышаться на 25% ибольше. Вообще же, определить оптимальное время года для автобусных туров вцелом невозможно. Если, например, июль во Франции или Скандинавии хотя ижарковат, но в современном кондиционированном автобусе вполне переносим, то,например, поездка в те же сроки в Иорданию может стать весьма сложной для неслишком привычного к ближневосточной жаре россиянина. Опытные автобусныетуристы стараются ездить в мае-июне или сентябре: оптимально и по погоде, и поденьгам [3].
Туроператоры, какправило, не скупятся на различные новшества и средства привлечения клиентов.Так, система интернет-бронирования некоторых компаний позволяет заранее выбратьконкретное место в автобусе.
2. Практика развития автобусного туризма в России
Современныйавтобусный туризм характеризуется в настоящее время не только количественнымростом, но и постоянным качественным изменением, выражающийся в широкомразнообразии использования автобусов в международном туризме. Традиционнымвидом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущностькоторых состоит в том, что программы для них составляются с учетоммаксимального использования автобусов в течение всей поездки. В последнее времяполучил развитие комбинированный автобусный туризм — маршрутный туризм и отдых,привлекающий туристов сочетанием познавательного и оздоровительного отдыха.
Автобусные перевозки вмеждународном сообщении пользуются огромной популярностью среди туристов вразличных странах. По данным специалистов туристического рынка, наибольшейпопулярностью пользуются маршруты по странам Европы — Чехия, Польша, Австрия,Венгрия, Германия, Франция, Италия и т. д. Компания «Троя Тревел», однако,исключает из списка самых востребованных на сегодня стран страны ЗападнойЕвропы. В связи с кризисом больше пользуются спросом туры в страны ближней,центральной и северной Европы. Автобусные туры в страны дальней Европы непользуются популярностью из-за высоких местных цен. Соответственно стоимостьтуров по этим направлениям выше и при себе туристу нужно иметь больше денег.
В конце 2008 годакомпания «Феерия» прогнозировала спад продаж на 2009 год на 40 %, по сравнениюс 2007 годом, но эти прогнозы не оправдались. Пиковые даты — период новогодних праздников,майские праздники, период летних отпусков — не перестают пользоватьсяажиотажным спросом. В компании замечена тенденция — бронирование туров на 2010год.
В условиях кризиса спросна автобусные туры значительно снизился. Так как именно автобусные турысчитаются турами экономного отдыха, основная целевая аудитория такихпутешествий — люди со средним уровнем достатка. Из-за неуверенности взавтрашнем дне они опасаются тратить свою зарплату на заграничные поездки,потому откладывают их до лучших времен. С другой стороны, у автобусных туровпоявился новый сегмент потребителей — туристы, которые ранее могли себепозволить дорогой отдых, сместились на более экономный вариант.
Как отмечают в компании«Сага», летом наиболее популярными направлениями были автобусная Австрия,Италия, а также автобусная Хорватия и Черногория. На Новый год туристы выбираютПрагу, Париж и альпийские курорты.
Однако, несмотря на общийоптимизм, зима все же не является лучшим периодом для совершения автобусныхтуров по Европе. Несмотря на всю заложенную «продуманность и комфортность»зимних программ, комфорт отелей и транспорта, объективные причины — погода,вернее непогода, короткий световой день, сезонное закрытие многих экскурсионныхобъектов (замков, дворцов) с 1 ноября по 1 апреля, не дают туристам в полноймере насладиться Европой. Поэтому многие турфирмы сосредотачивают свои усилияна создании праздничных программ, в которых туристы знакомятся именно с яркимпраздничным обликом европейских столиц в период новогодних и рождественскихканикул, когда приятно гулять по украшенным улицам городов, делать покупки вовремя зимних распродаж, посещать те или иные праздничные шоу.
С целью сгладитьнедостатки зимних путешествий туроператоры всячески стараются адаптировать своипрограммы к существующим условиям. Так, например, целесообразно корректироватьпрограммы туров с учетом продолжительности светового дня и зимнего режимаработы экскурсионных объектов. Компания «Артекс 94», помимо вышеперечисленныхмер, улучшает уровень комфортности для туристов, используя и другие методы. Вчастности это: и повышение звездности отелей (70 % отелей во многих турах — 4*), и транспортное обслуживание только проверенным, новым 4* транспортом.
Безусловно, спрос назимние туры в нынешнем году заметно упал по сравнению с предыдущим. Очень многообъективных и субъективных факторов влияют на желание и возможность людейпутешествовать зимой. Как правило, зимняя поездка — это вторая поездка в году,так как большинство туристов отдыхает летом. И не многие могут позволить себеподобное удовольствие, поскольку в каникулы люди путешествуют, в основном,семьями. Плюс — преддверие выборов, плюс — эпидемия гриппа, плюс вынужденныйдлительный карантин в учебных заведениях, во время которого многие семьивнепланово, срочно уехали в теплые края. Все это не может не сказываться нанаборе групп.
В основном туроператорыпредлагают комбинированные туры, в которых задействована не одна страна, асразу несколько. Таким образом, туристы получают возможность ознакомиться скультурой, обычаями, традициями, памятками архитектуры одной страны и заодномогут поехать в однодневные экскурсии в соседние страны. Более популярны турыбез ночных переездов, в которых программа путешествия предполагает ночевки вгостиницах.
Например, самойвостребованной страной в автобусном туризме является Чехия. Особенно возрослоколичество туристов по данному направлению после вхождения Чехии в Евросоюз и вединую Шенгенскую зону. Теперь туристы, получая чешский шенген, без проблеммогут посетить граничащие с Чехией страны. Это связано с тем, что для полученияшенгенской визы в Чехию не нужен такой большой пакет документов, как в другиестраны. Так, пребывая в Чехии, туристы могут поехать на один день в Вену или вДрезден, а по дороге в Чехию посетить Краков или Будапешт. Кстати, с началомвыдачи шенгенских виз чешским посольством в 2008 году большинство туристов,совершающих евротуры с посещением таких стран, как Италия, Испания, Франция идругие, начали запрашивать комбинированные туры и с Чехией. Потому на данныймомент практически не существует проблем попасть в любую страну шенгенскогосоглашения.
Также пользуютсяпопулярностью туры в Польшу и Венгрию. Но, к сожалению, работа посольств этихстран налажена не так хорошо, как чешского. И в сезон виза у них можетоформляться около двух недель, а то и больше.
Предложения по автобуснымтурам компании «Артекс 94» условно делятся на три блока:
1) демисезонныепредложения — это стандартные программы в даты осенних, зимних, весеннихканикул (сроки наиболее наполняемых групп);
2)специальные предложения«Новый год в ...». В этом году предлагается встретить Новый год в такихгородах, как Париж, Амстердам, Лондон, Ницца, Прага, Будапешт, скандинавскиестолицы;
3) эксклюзивный продукткомпании «Артеке» — программы Ski-Safari, которые сочетают в себе небольшойобъем экскурсий с 7-10-дневным отдыхом на лучших горнолыжных курортах Европы — в Австрии, Франции, Италии, Швейцарии.
Отдельным блоком выпускаютсяпредложения на майские праздники. Это — самый «бумовый» период в автобусномтуризме, период премьер, эксклюзивных программ, встреч с постоянными клиентами.Набор на эти программы активен уже с осени. Многие майские туры, такие как«Дорогами пилигримов», «Сказки датского короля», «Легенды Ирландского моря»,«Французский калейдоскоп», на данный момент набраны уже на 50%.
Что касается главногоконкурента зимних автобусных туров — морских курортов в теплых странах, топоездки в Европу имеют свои преимущества. Здесь турфирмы целиком зависят отпредпочтений туристов. Благо, многие среди них — любители горнолыжного отдыха.Высокой популярностью у туристов пользуются и другие предложения «Артекс 94»:«5 столиц объединенной Европы», «Европейская мозаика», «Круиз по Европе», «Сагао викингах».
Как утверждают в компании«Инкомартур», преимущество путешествий на автобусах перед турами с отдыхом наморе в новогодний период заключается и в том, что стоимость туров не меняетсяпо сравнению с регулярным сезоном.
Они охватывают в своихпрограммах практически все страны Европы, кроме некоторых стран Балканскогополуострова: от близлежащих Чехии и Венгрии до Британии и Скандинавии, идаже… Африки! На Новый год неизменно пользуется популярностью Париж(«Праздник, который всегда с тобой»), Скандинавия и Швейцария.
Самые востребованныенаправления компании «Весь CBІT» в зимний период — Чехия и Венгрия. В этистраны турфирма организовывает автобусные туры еженедельно, тогда как туры повсей Европе совершаются 1-2 раза в месяц.
В новом сезоне «Зима 2010-2011»турфирма «Феерия» предлагает как экскурсионные туры, так и туры с посещениемгорнолыжных курортов Европы. Кроме того, популярен и внутренний туризм: каждуюнеделю выезжает группа для ознакомления с западным регионом страны.
К каждому сезонутуроператоры стараются предложить туристам что-то новое.
В этом году у компании«Троя Тревел» появились новые туры в балтийские и скандинавские страны. Такжеготовим новые туры на 2010 год в страны СНГ. Один и тот же тур каждый разпроходит по-разному — со временем расширяется экскурсионная программа, вселучше становятся условия проживания.
Туроператор «Сага»разработал несколько групповых автобусных туров на новогодний период. Новинкановогоднего сезона — тур «Новогодняя Сага — Чехия, Австрия, Швейцария» скатанием на лыжах в австрийских и швейцарских Альпах. Тур недорогой — EUR755 надве недели.
Туристам предлагаетсянасыщенная экскурсионная программа и почти неделя катания на лыжах. Изюминкойтура является «легкая» чешская виза! Таким образом, сейчас покататься в Альпахмогут себе позволить и туристы со средним уровнем дохода, и туристы с «чистым»паспортом.
Также интерес представляетбеспрецедентный в Украине тур от «Саги» — «Северная сказка — три столицыПрибалтики, Хельсинки, Санкт-Петербург». Желающие смогут съездить в гости кСанта-Клаусу за полярный круг.
Средняя стоимость насамые популярные туры в компании «Троя Тревел» колеблется в пределах от EUR145до EUR22O. В стоимость тура, как правило, входят: проезд автобусом по всемумаршруту, проживание в трехзвездочном отеле с завтраками, несколько экскурсий,сопровождение руководителя группы и страховка. Факультативные экскурсии иконсульский сбор оплачиваются дополнительно.
Расценки на новогодниепраздники, как всегда, более высокие. Ведь именно в этот период все иностранныепартнеры поднимают цены в связи с высоким воздействием сезонности наформирование цен в туризме. Так, гостиницы, экскурсии, трансферы и дажесувениры в новогодний период вырастают в цене. Иногда незначительно, иногда вполтора раза, а иногда в два раза и больше. К тому же в европейских отелях чащевсего доплата за новогодний и рождественский ужин является обязательной, чтозначительно влияет на общую стоимость тура. Что касается скидок, то они всегдабыли и будут. Компания предоставляет скидку от 3% до 5 % для туристов, которыеобращаются впервые, в зависимости от тура. Для постоянных клиентов размерскидки возрастает с увеличением количества поездок. А если турист набралмаксимальную скидку — 10 %, тогда при покупке нового тура преподносят емуприятные подарки.
Средняя стоимостьэкскурсионного дня в туре от компании «Инкомартур» составляет от EUR50-60. Вэту стоимость входит проживание в уютном отеле с завтраком (а при отдыхе наморе добавляется ужин), переезд по маршруту, экскурсионное обслуживание нарусском языке.
Расценки по основнымнаправлениям компании «Весь CBІT» следующие: Чехия и Венгрия на 6-8 дней — отEUR145, туры по другим странам Европы на 10-15 дней — от EUR399. В стоимостьвключено: проезд автобусом по всему маршруту, проживание, питание — завтраки,экскурсионная программа, сопровождение руководителя группы, медицинскаястраховка. Дополнительно оплачивается — виза, входные билеты в музеи,дополнительные экскурсии, проезд ж/д транспортом (если он необходим). В периодпраздников туры в Чехию и Венгрию будут стоить от EUR220, тур по Европе — EUR495 на Новый год и EUR399 на Рождество.
В «Феерии» напротив — цены на новогодние праздники не будут повышаться. В компании это объясняют тем,что в связи с экономической ситуацией в мире многие отели не повышают стоимостьсвоих услуг, и поэтому цены большинства туров остаются прежними. К стоимоститура лишь суммируется празднование новогодних торжеств.
Компания «Сага»предлагает своим клиентам такие расценки на отдых: Чехия, Венгрия, Польша,Прибалтика от EUR250-EUR300, Западная Европа от EUR550 — EUR570, болеекомфортные туры и без ночных переездов от EUR750. В стоимость включено:транспортное обслуживание, ночлеги в отелях 2-4*, питание ВВ — завтраки, услугисопровождающего, базовые экскурсии с лицензированными русскоговорящими гидами.
Сложно называть «среднюю»цифру, так как цены на туры колеблются в диапазоне от EUR165 до EUR1195. Лучшимпоказателем является стоимость за один день. В их случае это — EUR49 — EUR58 вдень, в зависимости от сложности и емкости программы. В эту стоимость входит:проезд комфортабельным автобусом по маршруту, оплата дорог, паркингов, въездовв города, ночлеги в отелях 3-4*, питание — завтраки (в программах с отдыхом наморе включены и ужины), экскурсии по программе (минимум одна обязательнаяэкскурсия в день), услуги местных лицензионных гидов, гид — сопровождающий повсему маршруту.
Цены новогодних программпрактически не отличаются от стоимости стандартных программ. Этот балансдостигается нашим ранним бронированием базовых отелей, транспорта и пр. К томуже при определенном подъеме цен на отели в новогодний период мы сознательно неповышаем пропорционально стоимость туров, так как прекрасно понимаем ситуацию вгрупповом туризме на данный момент.
Безусловно, в компаниидействует гибкая система скидок, это и процентные скидки для постоянныхклиентов, и поощрительные скидки для компаний более 5-ти человек, скидки длядетей, а также скидки при раннем бронировании туров».
Туроператоры, несмотря науже сформированные программы, идут навстречу своим клиентам. К примеру,компания «Феерия» предоставляет своим туристам возможность выбора категорииотеля в городах, где туристические группы проводят большее количество дней втуре.
Заключение
Автобусные турыпользуются популярностью у молодежи, людей среднего возраста, так и упенсионеров. Причина этому доступные цены и большой ассортимент разнообразныхтуров: спортивных, религиозных, экскурсионных, насыщенные многообразнымиразвлекательными программами. Автобусы удобны для длительных поездок, так какони оборудованы туалетом, кухней, удобными сиденьями. Благодаря таким тураммногие люди, которые никогда не бывали в других странах, позволили себе этоудовольствие. Автобусный тур настоящая находка для людей, страдающих боязньюлететь на самолете. Но такие туры имеют свои недостатки: поломка автобуса,дешевые отели, ночные переезды, дорога есть дорога, на ней может произойти всечто угодно. Поехать можно в любую страну Европы. Лучше всего первый развыбирать тур, который позволит увидеть как можно больше стран, и я думаю можнопосле определить, где больше всего понравилось и в следующее турне поехатьименно туда. Автобусные путешественники, как правило, интересуют болееподробные варианты с новыми городами. При этом ночные переезды для многихопытных туристов уже не проблема, а наоборот — заметный «плюс», посколькуоставляют больше времени для дневных экскурсий.
Будучи экономичным видом путешествий,доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. Досих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдаетсяавтобусным турам выходного дня — довольно популярны 2-3-дневные поездки погородам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте попопулярности — маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европытакже с экскурсионно-познавательными целями.
Сезонность приорганизации автобусных туров не играет такой большой роли, как в другихпоездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года.Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцевобычно на одном маршруте «занят» один автобус.
По мнению специалистов,при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туровнаблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.
Список использованнойлитературы
1. Биржаков М.Б.Индустрия туризма. Перевозки /М.Б. Биржаков, В.И. никифоров. – СПб.: Герда,2007. – 400 с.
2. Бутко И.И.Транспортное обслуживание туризма: учеб. пособие /И.И. Бутко. –Ростов-на-Дону.: МарТ, 2007. – 336 с.
3. Бутко И.И.Туризм. Транспортные туры и круизы: учеб. пособие /И.И. Бутко. –Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. – 332 с.
4. Голомолзин Е.Автобусный вояж: достоинства и недостатки / Е. Голомолзин // Турбизнес. — 2007.- №6. — С. 24-25.
5. Осипова О.Я.Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие /О.Я. Осипова. – М.:академия, 2007. – 368 с.
6. Степанов М. Что мешает развитию автобусного туризма?/ М. Степанов // Турбизнес. — 2006. — №7 — С. 33-34.
7. Экономика иорганизация туризма. Международный туризм /Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева,Е.Л. Драчевой. – М.: Кнорус, 2008. – 576 с.