Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Cамоорганизация в реформе вузовского физического воспитания

Мывступили в эру, которая призывает нас к уравновешенности в общественномустройстве, к сбалансированности в отношениях с окружающей средой, к достижениюгармонии и внутреннему равновесию в каждом из нас.
Осуществлениеповорота от материального прогресса к духовному человеку, к личности какглавному созидательному мотиву человеческой деятельности — важнейшая глобальнаяпроблема современности, разрешение которой способно снова наполнить смысломнашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишнимстремлением к материальной пользе [1]. Как подойти к решению этой задачи?
Аначинать следует с изменения сознания живущих, с гуманитаризации всей сферыобразования народа и прежде всего — высшего образования. «Если вы верите вгуманность вообще, — писал малоизвестный у нас английский писатель, философД.Г. Лоуренс, — то сегодня нет более важного дела, чем сохранить живойдеятельность университета, главная функция которого связана с идеей образованияи культуры народа. Университет, а затем институт или колледж долженпревратиться в храм науки, искусства и культуры, в центр, от деятельности которогозависят судьба науки и судьба человечества»[8].
Тотфакт, что образование выдвигается в число центральных факторов социальногоразвития, приводит к мысли о необходимости трансформации учебных учреждений вболее «ответственную образовательную среду», строящуюся всоответствии не с механистическим мировоззрением ХХ века, а в логике концепциисамоорганизующегося мира.
Постижениемеханизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий уходящего столетия.Было доказано, что закон физики о росте энтропии справедлив и для замкнутыхсистем. Система образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуацийвнешнего мира: экономических, политических, социальных, технологических; и витоге она вышла из состояния равновесия. Вернуться к прежнему, устойчивому,состоянию сегодня уже невозможно, т. к. для этого надо было бы заново строитьзамкнутую систему, привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условияхоткрытой системы действовать уже не сможет [6]. Настоятельным требованием всегодняшних условиях становится разработка отечественных теоретических основуправления системой образования.
Человекпознан еще крайне неудовлетво рительно, и только он сам (конечно, с помощьюспециалистов) может попробовать строить свое образование, самостоятельнорисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемойсреде, поэтому образование должно быть центрированным вокруг личности (а ненаправленным или ориентированным на нее). Некогда Кант, абсолютизировавший рольсамосознания, утверждал: личность — «это то, что человек делает сам изсебя» [2].
Вузовскоефизическое воспитание как подсистема также выбито из кокона стабильности, иособое внимание должно уделяться налаживанию диалога с внешним миром, т. е.коммуникации. А внешнему миру сегодня важны те знания и такое воспитание,которые могли бы влиять на поведение, потому что сегодня речь идет не опроцветании (экономичес ком и любом другом) общности «российскийнарод», а об ее физическом существовании. Вот факты. 70% населения России живутв загрязненных городах; 50% пьют воду, не соответствующую санитарным нормам;более 6 млн человек подверглись радиационному воздействию; алкоголь, наркотики,табакокурение захватили 70% населения России. Что касается психоэмоциональногостресса, то его испытывает все население страны. В России сформировалась нетипичная ни для одной страны структура смертности: 672 тыс. чел. (1/3 умерших)в год уходят из жизни в трудоспособном возрасте, причем 80% — мужчины. Не имеетаналогов и смертность мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев,отравлений и травм. Каждый третий юноша не может по состоянию здоровья бытьпризван на военную службу (в 1985 г. — только каждый двадцатый). Средипризывников стало в 2 раза больше алкоголиков; 12% лиц, которые подлежат призыву,страдают хроническим алкоголизмом; 8% принимают наркотики. Если ситуация неизменится, то лишь 54% ребят, которым сегодня 16 лет, доживут до пенсионноговозраста. Россию ждут и уже захлестывают четыре эпидемии: табакокурение,наркомания, СПИД и алкоголизм [6].
Сегоднярешающими факторами улучшения здоровья населения являются созданиеблагоприятной для человека среды обитания, обеспечение безопасности пищевыхпродуктов и воды, охрана труда и соблюдение техники безопасности напроизводстве, проведение продуманной демографической политики, пропагандаздорового образа жизни. А образование должно стать не только доступным, но ипривлекательным, это для России и лекарство, и путь к спасению. Итак, сегоднядоказано, что основные «факторы риска» имеют поведенческую основу,которая вырабатывается воспитанием. Но исследования показали, что сегодняшнийучитель и преподаватель, так же как школьники и студенты, не имеют четкогонаучного представления о сущности здорового образа жизни. Они сами не заботятсядолжным образом о своем здоровье и не владеют обоснованными технологиямиобучения здоровому образу жизни и его воспитания.
Напрашиваетсявывод, что реформировать прежде всего следует физическое воспитание в вузах,хотя в основе лежит образование первичное, начальное, школьное. И причин здесьнесколько: во-первых, его объем меньше; во-вторых, результат будет полученскорее; в-третьих, высшее образование формирует преподавательский корпусобразования начального и среднего; в-четвертых, в процессе высшего образованияему подвергаются люди уже относительно взрослые, могущие иметь свое собственноемнение о том, как, чему и зачем их учат. Именно здесь, в стенах учебногозаведения, т. е. в студенческие годы, молодой человек развивает свойчеловеческий талант, чтобы реализовать себя для себя, для своей страны, длячеловечества в целом.
Однакорешать проблемы сегодняшнего дня вчерашними методами невозможно. И если пришлопонимание, что нормативный метод, привнеся много положительного в развитиефизического воспитания, исчерпал себя, то постепенно, а не сокрушая все насвоем пути, высшая школа должна выстроить новые модели воспитания физическойкультуры, в самом широком понимании слова культура.
Нашимглубоким убеждением является то, что это должны быть личностно-центрированныемодели, которые делают акцент на самоуправлении и снятии внешнего принуждения.На сегодня нет ни одной разработанной подробно, и мы предлагаем как вариантсоздание сельфцентров (от английского слова self-organizing — самоорганизация)- синтетических структур, которые используют все возможные достижения различныхсфер жизни: медицины, науки, культуры, спорта. Уже в самом названии — точный,научно обоснованный смысл усиления процесса самоорганизации. Толькодобровольно, комплексно и избирательно можно привить физическую культуру ипоместить ее достояния не в память, а в душу и интеллект.
Государственныеобразовательные стандарты ставят перед физическим воспитанием задачу — сформировать стиль жизни студента, и только путь научения самоорганизации исаморазвития способен решить ее в полной мере.
Сегодняидет поиск форм занятий, отвечающих характеру реально существующихпотребностей. Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания,отраженные в концепции физкультурного образования студентов [5],предусматривают кардинальное изменение содержания физического воспитания. Весьпредшествующий опыт работы в высшей школе приводит к мысли, чтоличностно-центрированная модель образования именно в физическом воспитаниимогла бы прижиться и показать свою самостоятельность. Идея создания такназываемых центров самоорганизации (ЦСО), предложенных В.Н. Компаниченко [3],показалась нам привлекательной. Здесь, и «либерализация», и«гуманизация», и «гармонизация», и «непрерывноеразвитие физкультурного воспитания».
Авторидеи закладывает в название научно обоснованный смысл: центр долженспособствовать усилению процесса самоорганизации в людях.
Центрсамоорганизации и медицина. Задача — предупреждение заболеваний, т.е. этопрофилактическая структура. Возможность заниматься должна быть предоставленавне зависимости от того, здоров студент или болен и чем болен.
Центрсамоорганизации и наука. Хотя наука и не все объясняет, тем не менее онамаксимально приближает нас к объективной картине мира, ибо опирается на факты — реальные наблюдения. Деятельность центров должна быть пронизана ясной исвободной научной мыслью.
Центрсамоорганизации и спорт. Особое внимание должно быть уделено телеснойорганизации как основе для выявления высших человеческих способностей. Спортукрепляет физические кондиции человека. Методики, используемые в центре, должныбыть компактными и включать комплексы разнообразных упражнений [3, 4].
Винформационном центре самоорганизации должна быть сосредоточена информация (впечатных, электронных, видео- и аудио- материалах) об особенностяхчеловеческого организма, о безграничных возможностях каждого из нас ксовершенствованию, о взаимосвязи живых существ и т.д. Нужно повысить тонусмышления оригинально подобранной информацией, научить студента размышлять.
Основнаяидея — создание образовательного пространства, в котором все максимальноприспособлено для усвоения теоретических основ физической культуры и практикидвижения, предложение максимальной свободы выбора.
Деятельностьцентра должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны,предоставить студенту возможность принять воздействия (или самовоздействия)любого вида, с другой — помочь ему самому составить индивидуальную программусаморазвития (то есть определить наиболее желаемый набор воздействий и ихпропорции).
Изложенныепредставления о центре — это «программа максимум», но начать можно сзародышевых структур, в которых осуществлялась хотя бы часть возможныхвоздействий, позволяя постепенно уходить от утилитарно -прикладной направленностивузовского физического воспитания.
Списоклитературы
1.Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе /Под ред. Л.В. Уварова.Наука и техника, 1990. — 158 с.
2.Гуанский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М.: Издательскаякорпорация «Логос», 2000. — 224 с.
3.Компаниченко В.Н. Цикл и смысл существования человечества. — Вестник ДСО РАН,1993, № 6.
4.Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности — путь к расцвету человечества,Хабаровск, 1994. — 51 с.
5.Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов.//Теор. и практ.физ. культ. 1991, № 12, с.15.
6.Пальцев В. Образование как лекарство // Alma mater. 1998, № 7, с.19.
7.Соловьенко К., Пугачева Е. Открытость в реформе высшей школы // Alma mater.1998, № 5, с. 3 — 5.
8. Lawrence D.H. Assorted Article/ London, 1932.
9.Е.П. Оськина,  аспирантка, С.Б. Нарзулаев, доктор медицинских наук, профессор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Persuasion Essay Research Paper Persuasion is the
Реферат Организация работы "Азиатско-Тихоокеанского Банка"
Реферат Проектирование и методика использования информационной системы оценки знаний по информатике учащихся средней школы
Реферат Захист навколишнього середовища Інтегроване заняття
Реферат Radiographic Technique And Interpretation Essay Research Paper
Реферат Йемен
Реферат Хрущев против Сталина. Анализ доклада на ХХ съезде КПСС
Реферат Скрытый саботаж и его выявление
Реферат Именины Наташи Ростовой. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. I, ч, I, гл. XV-X
Реферат Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе "Герой нашего времени"
Реферат Профилактика общественно опасных действий психически больных в Новгородской области
Реферат Організація та забезпечення прокурорського нагляду за додержанням
Реферат Отечественные историки о государе Иване IV Грозном: митрополит Макарий (Булгаков)
Реферат Статистический анализ валового регионального продукта федеральных округов Российской Федерации
Реферат Nylon Essay Research Paper THE NYLON POLYMERWHO