Мывступили в эру, которая призывает нас к уравновешенности в общественномустройстве, к сбалансированности в отношениях с окружающей средой, к достижениюгармонии и внутреннему равновесию в каждом из нас.
Осуществлениеповорота от материального прогресса к духовному человеку, к личности какглавному созидательному мотиву человеческой деятельности — важнейшая глобальнаяпроблема современности, разрешение которой способно снова наполнить смысломнашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишнимстремлением к материальной пользе [1]. Как подойти к решению этой задачи?
Аначинать следует с изменения сознания живущих, с гуманитаризации всей сферыобразования народа и прежде всего — высшего образования. «Если вы верите вгуманность вообще, — писал малоизвестный у нас английский писатель, философД.Г. Лоуренс, — то сегодня нет более важного дела, чем сохранить живойдеятельность университета, главная функция которого связана с идеей образованияи культуры народа. Университет, а затем институт или колледж долженпревратиться в храм науки, искусства и культуры, в центр, от деятельности которогозависят судьба науки и судьба человечества»[8].
Тотфакт, что образование выдвигается в число центральных факторов социальногоразвития, приводит к мысли о необходимости трансформации учебных учреждений вболее «ответственную образовательную среду», строящуюся всоответствии не с механистическим мировоззрением ХХ века, а в логике концепциисамоорганизующегося мира.
Постижениемеханизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий уходящего столетия.Было доказано, что закон физики о росте энтропии справедлив и для замкнутыхсистем. Система образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуацийвнешнего мира: экономических, политических, социальных, технологических; и витоге она вышла из состояния равновесия. Вернуться к прежнему, устойчивому,состоянию сегодня уже невозможно, т. к. для этого надо было бы заново строитьзамкнутую систему, привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условияхоткрытой системы действовать уже не сможет [6]. Настоятельным требованием всегодняшних условиях становится разработка отечественных теоретических основуправления системой образования.
Человекпознан еще крайне неудовлетво рительно, и только он сам (конечно, с помощьюспециалистов) может попробовать строить свое образование, самостоятельнорисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемойсреде, поэтому образование должно быть центрированным вокруг личности (а ненаправленным или ориентированным на нее). Некогда Кант, абсолютизировавший рольсамосознания, утверждал: личность — «это то, что человек делает сам изсебя» [2].
Вузовскоефизическое воспитание как подсистема также выбито из кокона стабильности, иособое внимание должно уделяться налаживанию диалога с внешним миром, т. е.коммуникации. А внешнему миру сегодня важны те знания и такое воспитание,которые могли бы влиять на поведение, потому что сегодня речь идет не опроцветании (экономичес ком и любом другом) общности «российскийнарод», а об ее физическом существовании. Вот факты. 70% населения России живутв загрязненных городах; 50% пьют воду, не соответствующую санитарным нормам;более 6 млн человек подверглись радиационному воздействию; алкоголь, наркотики,табакокурение захватили 70% населения России. Что касается психоэмоциональногостресса, то его испытывает все население страны. В России сформировалась нетипичная ни для одной страны структура смертности: 672 тыс. чел. (1/3 умерших)в год уходят из жизни в трудоспособном возрасте, причем 80% — мужчины. Не имеетаналогов и смертность мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев,отравлений и травм. Каждый третий юноша не может по состоянию здоровья бытьпризван на военную службу (в 1985 г. — только каждый двадцатый). Средипризывников стало в 2 раза больше алкоголиков; 12% лиц, которые подлежат призыву,страдают хроническим алкоголизмом; 8% принимают наркотики. Если ситуация неизменится, то лишь 54% ребят, которым сегодня 16 лет, доживут до пенсионноговозраста. Россию ждут и уже захлестывают четыре эпидемии: табакокурение,наркомания, СПИД и алкоголизм [6].
Сегоднярешающими факторами улучшения здоровья населения являются созданиеблагоприятной для человека среды обитания, обеспечение безопасности пищевыхпродуктов и воды, охрана труда и соблюдение техники безопасности напроизводстве, проведение продуманной демографической политики, пропагандаздорового образа жизни. А образование должно стать не только доступным, но ипривлекательным, это для России и лекарство, и путь к спасению. Итак, сегоднядоказано, что основные «факторы риска» имеют поведенческую основу,которая вырабатывается воспитанием. Но исследования показали, что сегодняшнийучитель и преподаватель, так же как школьники и студенты, не имеют четкогонаучного представления о сущности здорового образа жизни. Они сами не заботятсядолжным образом о своем здоровье и не владеют обоснованными технологиямиобучения здоровому образу жизни и его воспитания.
Напрашиваетсявывод, что реформировать прежде всего следует физическое воспитание в вузах,хотя в основе лежит образование первичное, начальное, школьное. И причин здесьнесколько: во-первых, его объем меньше; во-вторых, результат будет полученскорее; в-третьих, высшее образование формирует преподавательский корпусобразования начального и среднего; в-четвертых, в процессе высшего образованияему подвергаются люди уже относительно взрослые, могущие иметь свое собственноемнение о том, как, чему и зачем их учат. Именно здесь, в стенах учебногозаведения, т. е. в студенческие годы, молодой человек развивает свойчеловеческий талант, чтобы реализовать себя для себя, для своей страны, длячеловечества в целом.
Однакорешать проблемы сегодняшнего дня вчерашними методами невозможно. И если пришлопонимание, что нормативный метод, привнеся много положительного в развитиефизического воспитания, исчерпал себя, то постепенно, а не сокрушая все насвоем пути, высшая школа должна выстроить новые модели воспитания физическойкультуры, в самом широком понимании слова культура.
Нашимглубоким убеждением является то, что это должны быть личностно-центрированныемодели, которые делают акцент на самоуправлении и снятии внешнего принуждения.На сегодня нет ни одной разработанной подробно, и мы предлагаем как вариантсоздание сельфцентров (от английского слова self-organizing — самоорганизация)- синтетических структур, которые используют все возможные достижения различныхсфер жизни: медицины, науки, культуры, спорта. Уже в самом названии — точный,научно обоснованный смысл усиления процесса самоорганизации. Толькодобровольно, комплексно и избирательно можно привить физическую культуру ипоместить ее достояния не в память, а в душу и интеллект.
Государственныеобразовательные стандарты ставят перед физическим воспитанием задачу — сформировать стиль жизни студента, и только путь научения самоорганизации исаморазвития способен решить ее в полной мере.
Сегодняидет поиск форм занятий, отвечающих характеру реально существующихпотребностей. Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания,отраженные в концепции физкультурного образования студентов [5],предусматривают кардинальное изменение содержания физического воспитания. Весьпредшествующий опыт работы в высшей школе приводит к мысли, чтоличностно-центрированная модель образования именно в физическом воспитаниимогла бы прижиться и показать свою самостоятельность. Идея создания такназываемых центров самоорганизации (ЦСО), предложенных В.Н. Компаниченко [3],показалась нам привлекательной. Здесь, и «либерализация», и«гуманизация», и «гармонизация», и «непрерывноеразвитие физкультурного воспитания».
Авторидеи закладывает в название научно обоснованный смысл: центр долженспособствовать усилению процесса самоорганизации в людях.
Центрсамоорганизации и медицина. Задача — предупреждение заболеваний, т.е. этопрофилактическая структура. Возможность заниматься должна быть предоставленавне зависимости от того, здоров студент или болен и чем болен.
Центрсамоорганизации и наука. Хотя наука и не все объясняет, тем не менее онамаксимально приближает нас к объективной картине мира, ибо опирается на факты — реальные наблюдения. Деятельность центров должна быть пронизана ясной исвободной научной мыслью.
Центрсамоорганизации и спорт. Особое внимание должно быть уделено телеснойорганизации как основе для выявления высших человеческих способностей. Спортукрепляет физические кондиции человека. Методики, используемые в центре, должныбыть компактными и включать комплексы разнообразных упражнений [3, 4].
Винформационном центре самоорганизации должна быть сосредоточена информация (впечатных, электронных, видео- и аудио- материалах) об особенностяхчеловеческого организма, о безграничных возможностях каждого из нас ксовершенствованию, о взаимосвязи живых существ и т.д. Нужно повысить тонусмышления оригинально подобранной информацией, научить студента размышлять.
Основнаяидея — создание образовательного пространства, в котором все максимальноприспособлено для усвоения теоретических основ физической культуры и практикидвижения, предложение максимальной свободы выбора.
Деятельностьцентра должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны,предоставить студенту возможность принять воздействия (или самовоздействия)любого вида, с другой — помочь ему самому составить индивидуальную программусаморазвития (то есть определить наиболее желаемый набор воздействий и ихпропорции).
Изложенныепредставления о центре — это «программа максимум», но начать можно сзародышевых структур, в которых осуществлялась хотя бы часть возможныхвоздействий, позволяя постепенно уходить от утилитарно -прикладной направленностивузовского физического воспитания.
Списоклитературы
1.Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе /Под ред. Л.В. Уварова.Наука и техника, 1990. — 158 с.
2.Гуанский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М.: Издательскаякорпорация «Логос», 2000. — 224 с.
3.Компаниченко В.Н. Цикл и смысл существования человечества. — Вестник ДСО РАН,1993, № 6.
4.Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности — путь к расцвету человечества,Хабаровск, 1994. — 51 с.
5.Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов.//Теор. и практ.физ. культ. 1991, № 12, с.15.
6.Пальцев В. Образование как лекарство // Alma mater. 1998, № 7, с.19.
7.Соловьенко К., Пугачева Е. Открытость в реформе высшей школы // Alma mater.1998, № 5, с. 3 — 5.
8. Lawrence D.H. Assorted Article/ London, 1932.
9.Е.П. Оськина, аспирантка, С.Б. Нарзулаев, доктор медицинских наук, профессор