Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


"Теория здоровья" как новая учебная дисциплина в академиях физической культуры

«Теория здоровья» как новая учебнаядисциплина в академиях физической культуры
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Васильков
Внастоящее время ведущее место в научных исследованиях занимает системныйподход, получивший всеобщее признание в качестве интегрального способасовременного научного познания. Значительный вклад в разработку методологиисистемного подхода внесли А.А. Богданов-Ма диновский (1913-1917), H. Винер(1952), Л. Берталанфи (1968), П. К. Анохин (1978), К В. Судаков (1987), А. Г.Щедрина (1992).
Системныйподход исследует целостность объекта материального мира методами«системного синтеза» и «системного анализа». Системныманализом исследуются компоненты и части целого объекта, но не изолированно,сами по себе, а во взаимосвязи этой части с каждой другой частью объекта.Изучаются место, вклад, значимость и связи этой части в целом. Системный синтезпредполагает исследование интегральных уровней и систем целостного организма,которые являются результатом совместной деятельности большинства или всехструктурно-функциональных единиц организма человека, объединенных одной общейидеей — сохранения и продления жизни в условиях постоянного воздействия внешнихи внутренних факторов, способствующих или мешающих жизнедеятельности.
Впоследние 12 лет много говорят о валеологии, но что же нового привнес И.И.Брехман (1987) в науку о здоровье, если он обращает внимание только напитательную, психическую и двигательную системы организма? До валеологии ужесуществовали «науки о здоровье»: гигиена (
Системныйподход в курсе «Теория здоровья» предполагает рассмотрение всех 12интегральных систем человеческого организма (известных на сегодняшний день) ивведение «новых».
Существует5 уровней «первопричин», от которых зависит, в каком состоянии будетнаходиться организм: здоровом или больном. Первый уровень,«Духовный», — причина несчастий и болезней каждого человека, народа ичеловечества — лежит в «невежестве», «гневе» и«страсти» (Чжуд-ши). Под «невежеством» понимается: а)незнание законов Природы, б) нежелание знать законы Природы, в) нежеланиеследовать законам Природы. Миром правят законы, несоблюдение их ведет к болезнии преждевре менной смерти. Под «гневом» понимается крайнее проявление«нетерпимости»: к человеку с другим разрезом глаз, цветом кожи,нетерпимость к «чужому языку», «чужим мыслям» и прочее.
В«нетерпимости» черпают силы: фашизм, расизм, национализм, шовинизм ипрочее. Они — причина всех войн, насилий и бедствий. Под «страстью»понимается незнание меры в дыхании, питании, работе и отдыхе, эмоциях, чувствахи прочем. «Мера — лучше всего». Любой недостаток или избыток ведет кболезни.
Второйуровень первопричин, «Телесный» (физический), — болезней не будет,если для них нет условий (Чжуд-ши). Если жизненные силы (питание, дыхание,движение и др.) восполняются полностью и в срок, а нечистоты (кал, моча, пот идр.) выводятся из организма полностью и в срок, то не будет условий дляболезни. В принципе это своеобразная интерпретация «системы гомеостаз — гомеокинез».
Третийуровень первопричин, «Межорганных связей», — все органы находятся в 5группах (У Синь — в «5 фазах»), между органами внутри «фаз»и между «фазами» существуют «жесткие» связи, описанныеучениями: Инь-Ян, У Синь, Чжан-Фу, И цзинь (Хуан ди Нэй цзинь — китайскаямедицина). В западной медицине отсутствует учение о взаимосвязи между органамив том виде, в котором они описаны в китайской медицине.
Четвертыйуровень первопричин — «Стереотипов». И.М. Сеченов открыл, чтомонотонно повторяющиеся физические нагрузки ведут к быстрому утомлению, апереключение на другой ритм или вид деятельности вызывает эффект«активного отдыха», или «феномен Сеченова». Образованиедыхательных, пищевых, нейропсихических, двигательных, температурных и прочихстереотипов создает условия для развития патологии.
Пятымуровнем первопричин является блок из 12 интегральных систем организма(«Интегральных систем»). Среди них выделяют: «основные»,без которых немыслима жизнь (дыхательная, питательная, нейропсихическая) и«способствующие здоровью» — без них возможна непродолжительная жизнь,но невозможно состояние здоровья (позно-тоническая, терморегуляторная,двигательная, репродуктивная, выделительная, информационная,регуляторно-координирую щая, защитная, наследственная).
Пятьуровней первопричин охватывают все проявления жизнедеятельности человека, онинастолько тесно связаны между собой, что порой их трудно отличить друг отдруга. Описанием пяти уровней первопричин занимается «системныйсинтез».
«Системныйанализ» подробно и всесторон не характеризует каждый из пяти уровней икаждую из 12 интегральных систем.
Дляпримера охарактеризуем «дыхатель ную» интегральную систему. Ееосновная задача — доставка кислорода из окружающей среды в ткани (митохондрии)для преобразования АДФ в АТФ (последняя является аэробным источников энергии).Существует три пути поставки кислорода: через легкие (55-77%), кожу (3-20%),пищевые продукты (20-25%). Легочное дыхание зависит от следующих фкторов:1)перфузно-вентиля ционного дебита; 2) ритма блуждающего нерва; 3) механикидыхания (в норме дыхание носом, низом живота и диафрагмой и пр.); 4)соотношения фаз дыхания (вдох — пауза на вдохе — выдох — пауза на выдохе) исостояния симпатической и парасимпатической иннервации индивида; 5)качественного показателя кардиореспираторной системы как транспортной функциибиологического окисления. Эти пять характеристик имеют центральные коридоры«нормальности» и отклонений при различных режимах: двигательных,температурных, питательных, психоэмоциональных (и прочих интегральных систем)режимах, которые встречаются в повседневной жизни.
Таковойпредставляется структура «Теории здоровья», в основе которой лежитновая наука — этиопатофизиология.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.