Костанайскийгосударственный педагогический институт
Факультет физическойкультуры, спорта и туризма
Кафедра менеджментатуризма и спорта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:«Туризм»
Тема:
«Государственноерегулирование развития туризма в Республике Казахстан»
Выполнила:
Студентка 3-го курса,
заочная форма обучения
Кинжигужина Надежда Викторовна
Преподаватель:
Сальменова С.К.
г. Костанай, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы государственного регулирования туристскойдеятельности
2. Государственные органы по регулированию туризма
3. Нормативно-правовая база по регулированию туризма
Заключение
Список использованных источников
Приложение
1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Историческая практикапоказывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе,регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государствовыступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органыпринуждения, регулировал отношения между производителями и потребителями услуг,задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности,ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной видуслуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способнаподдерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы вэкономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло [1].
В последние годы сфературистского бизнеса выходит на качественно новый уровень. В Концепцииразвития туризма в Республике Казахстан (Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333) говорится: «Данная Концепция предполагает формирование целостнойгосударственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных иэкономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособнойиндустрии туризма» [2].
Следует признать, что всовременной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемойтеме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случаеречь может идти о «государственной поддержке» то в другом — о государственномуправлении туризмом. Анализ понятий «регулирование» и «управление»показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но ипротивопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно сторонойдругого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять заоснову наиболее общее понятие. Управление — это функция организованныхсистем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры,поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [3].
Государственноерегулирование развития туризма — это воздействие государства на деятельность хозяйствующихсубъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условийфункционирования рыночного механизма, реализации государственныхсоциально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развитиятуристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработкигосударственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели,задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения [4].
Одним из приоритетныхпутей осуществления функции регулирования является разработка и принятиегосударством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих илиограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма и сервиса. Важнойвехой на этом пути стало вступление в силу Закона Республики Казахстан от 13июня 2001 г. № 211-II «О туристской деятельности в РеспубликеКазахстан». Данный нормативный акт раскрывает принципы и сущность государственногорегулирования туристской деятельности в РК.
Прежде чем перейти кописанию основных принципов госрегулирования туристской деятельности, дадимопределение самого понятия «принцип».
Согласно словарю С.И.Ожегова «ПРИНЦИП, -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-н.теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки.Эстетические принципы. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов.Отказаться от чего-н. из принципа. 3. Основная особенность в устройстве чего-н.Механизм действует по принципу насоса. * В принципе — в основном, в общем, вцелом. В принципе я согласен» [5].
Таким образом, принцип — (от лат. Principium) начало, основа.
В Законе РеспубликиКазахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II «О туристской деятельности вРеспублике Казахстан» чётко указаны принципы (основы) государственногорегулирования турдеятельности.
2. Государственное регулированиетуристской деятельности
Статья 8. Принципыгосударственного регулирования туристской деятельности
Основными принципамигосударственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстанявляются:
1) содействие туристскойдеятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение иподдержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формированиепредставления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
4) обеспечениебезопасности, защиты прав туристов и туристских организаций РеспубликиКазахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
Статья 9. Цели,приоритетные направления и способы государственного регулирования туристскойдеятельности
1. Основными целямигосударственного регулирования туристской деятельности являются:
1) обеспечение правграждан на отдых, свободу передвижения в области туристской деятельности;
2) охрана окружающейсреды;
3) создание условий для деятельности,направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристскойиндустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочихмест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счетразвития туристской индустрии;
6) развитие международныхтуристских контактов.
2. Приоритетныминаправлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:
1) становление туризмакак высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
2) учет государственныхинтересов, защита природного и культурного наследия Республики Казахстан прииспользовании туристских ресурсов;
3) введение льготныхусловий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков,молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
4) создание благоприятныхусловий для инвестирования туристской индустрии;
5) поддержка и развитиетуристских организаций, занимающихся въездным и внутренним туризмом натерритории Республики Казахстан;
6) создание эффективнойсистемы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего имеждународного туризма.
3. Государственноерегулирование туристской деятельности осуществляется посредством:
1) определения политикипо развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;
2) принятия нормативныхправовых актов, направленных на совершенствование отношений в облаституристской деятельности;
3) лицензированиятуристской деятельности, стандартизации в области туристской деятельности в соответствиис законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
4) выделения бюджетныхассигнований на разработку и реализацию государственных программ развитиятуризма в соответствии с бюджетным законодательством;
5) содействия кадровомуобеспечению туристской деятельности;
6) содействия участиюотечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений вмеждународных туристских программах;
7) содействия впродвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
8) обеспечениярационального и эффективного использования, учета и защиты туристских ресурсовстраны [6].
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПОРЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
Регулирование развитиятуризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
— координацию исодействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляетсяпосредством Всемирной туристской организации при участии международныхфинансовых организаций;
— согласованностьтуристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается черезрегиональные туристские организации и специальные органы межгосударственныхобъединений (например, Европейское Сообщество);
— согласованностьполитики в области туризма на национальном и региональном уровнях, котороеосуществляется через специально созданные государственные органы и общественныеассоциации туристских организаций.
Систему государственногорегулирования развития туризма можно представить следующими компонентами:
· Субъекты регулирования;
· Государственные органы и общественныеорганизации;
· Формирование единой государственнойполитики регулирования развития туризма;
· Методы государственногорегулирования;
· Инструменты государственногорегулирования [4].
В 1989 г. былликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферутуризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственногоза развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культурыи туризма РК, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельныхведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.
Дальнейшая реорганизацияаппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенноеведомство — Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем — Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 г стал функционироватьГосударственный комитет РК по физической культуре и туризму [7]. Деятельностьгосударственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируетсяЗаконом Республики Казахстан «О туристской деятельности в РеспубликеКазахстан»:
Статья 10.Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство РеспубликиКазахстан:
1) принимает нормативные правовые акты,регулирующие отношения в области туристской деятельности;
2) утверждает правила лицензированиятуристской деятельности и квалификационные требования к туристскойдеятельности;
3) определяет объекты и территории,запрещенные для посещения туристами;
4) определяет государственнуюинвестиционную политику в области туристской деятельности;
5) создает государственную системунаучного обеспечения в области туристской деятельности.
Статья 11. Компетенцияуполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) осуществляет функции государственногоуправления в области туристской деятельности;
2) разрабатывает программы развитиятуристской отрасли в Республике Казахстан;
3) принимает участие в подготовкепроектов нормативных правовых актов по вопросам туристской деятельности;
4) в пределах своей компетенцииразрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обобщает практикуприменения законодательства и вносит предложения по егосовершенствованию;
5) проводит исследования туристскогорынка, готовит и распространяет информацию о Казахстане и его туристскихвозможностях на международном туристском рынке и внутри государства;
6) в пределах своей компетенцииразрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в облаституристской деятельности, представляет Казахстан в международных туристскихорганизациях и на международных мероприятиях по туризму;
7) координирует деятельностьисполнительных органов, туристских и других организаций независимо от формсобственности в области туристской деятельности;
8) содействует развитию конкуренции нарынке туристских услуг, создает равные условия на нем для всех субъектовтуристской деятельности независимо от форм собственности;
9) совместно с уполномоченным органом вобласти технического регулирования регулирует вопросы стандартизации;
10) осуществляет контроль за исполнением законодательстваРеспублики Казахстан и нормативных правовых актов в области туристскойдеятельности;
11) оказывает субъектам туристской деятельности иобластным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органамметодическую и консультативную помощь в вопросах, связанных с организациейдеятельности субъектов туристской деятельности
Статья 12. Компетенцияобластных (города республиканского значения, столицы) исполнительныхорганов
Областной (городареспубликанского значения, столицы) исполнительный орган:
1) развивает и поддерживаетпредпринимательство в области туристской деятельности как меру увеличениязанятости населения;
2) разрабатывает и исполняетрегиональные программы развития туризма;
3) разрабатывает и внедряет меры позащите местных туристских ресурсов;
4) анализирует рынок туристских услугадминистративно-территориальных единиц;
5) анализирует и представляетуполномоченному органу необходимые сведения о развитии туризма вадминистративно-территориальных единицах;
6) осуществляет лицензированиетурагентской, туроператорской деятельности и услуг инструктора туризма;
7) рекламирует туристские услуги иобъекты туризма, предоставляет туристскую информацию, учреждает туристскиеинформационные центры;
8) оказывает содействие в деятельностидетских и молодежных лагерей;
9) оказывает субъектам туристскойдеятельности методическую и консультативную помощь в вопросах, связанных сорганизацией их деятельности.
Статья 13. Совет потуризму
1. Совет по туризмусоздается в качестве консультативно-совещательного органа при ПравительствеРеспублики Казахстан.
2. Совет по туризмусостоит из пятнадцати членов, семь из которых представляют уполномоченный органи иные государственные органы, восемь членов представляют ассоциации и иныеобъединения туристских организаций.
3. Совет по туризму:
1) вырабатываетпредложения по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в даннуюотрасль экономики, обеспечения благоприятного режима въезда в РеспубликуКазахстан и создания условий для выезда туристов за границу, формированиятуристского имиджа республики, подготовки специалистов в области туристскойдеятельности;
2) для целейинформирования потребителей туристских услуг о качестве услуг ведет рейтингтуристских организаций по утвержденному им порядку.
4. Положение о совете потуризму утверждается Правительством Республики Казахстан по представлениюуполномоченного органа в области туристской деятельности.
Статья 14.Туристский информационный центр
1. Туристскийинформационный центр является организацией, создаваемой в порядке, определяемомПравительством Республики Казахстан, для формирования и распространенияинформации о Казахстане и его туристском потенциале, для продвижениятуристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства.
2. Туристскийинформационный центр осуществляет свою деятельность в соответствии сположением, утвержденным уполномоченным органом [6].
Одним из основных органоврегулирования развития туризма в РК является Министерство туризма и спортаРеспублики Казахстан. Свою деятельность Министерство осуществляет согласноПоложению, утвержденного Правительством РК от 26 апреля 2006 года №329 (см.Приложение 1) [8].
/>
На сегодняшний день в руководство МТиС РКвходят:
— Ответственныйсекретарь: Мусин Хобланды Нургалиевич назначен Ответственным секретаремМинистерства туризма и спорта Республики Казахстан в соответствии сраспоряжением Президента Республики Казахстан от 28 октября 2007 года № 159 «Обответственных секретарях министерств Республики Казахстан».
— Вице-министр: УскенбаевКаирбек Айтбаевич назначен в соответствии с постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 26 сентября 2007 года № 836.
— Вице-министр:Ермегияев Талгат Амангельдиевич назначен в соответствии с постановлениемПравительства Республики Казахстан от 2 февраля 2008 года № 87.
Министерство туризма испорта Республики Казахстан разработана и реализуется Программаразвития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на2010 – 2014 годы, цель которой — устойчивое развитие индустрии туризма дляформирования конкурентоспособного туристского продукта и повышениепривлекательности Казахстана как туристского направления [9].
Специфическое отличиесовременной модели государственного регулирования развития туризма от другихотраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуютобщественные организации, представленные туристскими ассоциациями [4].
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПОРЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
ЗаконодательствоРеспублики Казахстан о туристской деятельности основывается на КонституцииРеспублики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан,настоящего Закона, иных нормативных правовых актов РеспубликиКазахстан. Если международным договором, ратифицированным РеспубликойКазахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотренызаконодательством Республики Казахстан о туристской деятельности, топрименяются правила международного договора, за исключением случаев, когда измеждународного договора следует, что для его применения требуется изданиезакона [6].
Специфика туристскогобизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов:транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большоеколичество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскуюдеятельность.
Например,административным законодательством регламентируется вопрос получения въездныхвиз, валютным законодательством — форма расчетов, таможенным — порядок пропускачерез границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РК осертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов оприменении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей ит.д. [7].
Правовые основыгосударственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются вследующих нормативно-правовых актах:
· Конституция Республики Казахстан, принятая30 августа 1995 года,
· Закон Республики Казахстан от 13 июня2001 г. № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;
· Государственная программа развития туризма на 2007-2011годы;
· Концепции развития туризма вРеспублике Казахстан;
· Закон Республики Казахстан «О частномпредпринимательстве» (от 12 января 2007);
· Законы «О стандартизации»,«О сертификации продукции и услуг»;
· Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правиллицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской,турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;
· Программа развития перспективных направленийтуристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
· Постановление Правительства РК«Правила предоставления гостиничных услуг в РК»;
· Постановление Госстандарта РК«Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуггостиниц»;
· Нормативно-правовые Акты Министерстватуризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.
По состоянию на декабрь2002 г. туристская деятельность в Республике Казахстан регулировалисьследующими международным и казахстанским законодательством, подзаконнымиактами, межправительственными соглашениями, решениями международныхнеправительственных туристских организаций:
1.Хартия туризма. Одобрена в 1985 г. наVI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации.
2.Гаагская декларация межпарламентскойконференции по туризму. Гаага, 10-14 апреля 1989 г.
3.Инструкция о порядке выдачи пропускови разрешений на въезд в пограничную зону и пребывания в ней. УтвержденаПриказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 4 апреля 1994 г. №92.
4.Закон Республики Казахстан «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Указ президентаРеспублики Казахстан 8 июля 1994г. №110-XIII.
5.Закон Республики Казахстан «Отранспорте в Республике Казахстан». Утвержден президентом РеспубликиКазахстан 21 сентября 1994г. №156-XIII.
6.Инструкция о порядке примененияправил пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан. Утвержденаприказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 31 октября 1994г.№286.
7.Ташкентская декларация, подписанная21 октября 1996 г. в г.Ташкенте президентами Азербайджанской Республики,Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Туркменистана, РеспубликиУзбекистан.
8.Указ президента Республики Казахстан«О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проектаЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма наВеликом Шелковом пути в Республике Казахстан» от 30 апреля 1997 г. № 3476.
9.Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан «О мерах по реализации Указа Президента РеспубликиКазахстан» «О реализации Ташкентской декларации, проекта ЮНЕСКО и ВТОпо развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в РеспубликеКазахстан» от 7 июля 1997 г. № 1067.
10. Указ президента Республики Казахстан«Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение ипреемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, созданиеинфраструктуры туризма» от 27февраля 1998г. от 3859.
11. Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан «Об акционерном обществе „Национальнаякомпания“ Шелковый путь — Казахстан» от 10 августа 1998г. №758.
12. Постановление Правительства РК«О плане мероприятий по реализации Государственной программы РеспубликиКазахстан „Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение ипреемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, созданиеинфраструктуры туризма“ от 28 октября 1998 г. №1096.
13. Глобальный этический кодекс туризма.Принят на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристскойорганизации 27 сентября -1 октября 1999г.
14. Инструкция о порядке выдачи визРеспублики Казахстан. Утверждена приказом Министерства иностранных делРеспублики Казахстан 11 июля 2000г. №65 и Приказом Министерства внутренних делРеспублики Казахстан 11 июля 2000г. №388.
15. Об утверждении Плана мероприятий поформированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы. ПостановлениеПравительства Республики Казахстан от 26 октября 2000 г. № 1604.
16. Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан „Об образовании Координационного совета потуризму“ от 30 октября 2000 г. № 1631.
17. Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан „Об организации ежегодного Международного фестиваля“Шелковый путь-Казахстан» в городе Алматы" от 27 ноября 2000 г.№1763.
18. Протокольное решение заседанияПравительства Республики Казахстан №31 «О реализации Государственнойпрограммы Республики Казахстан „Возрождение исторических центров Шелковогопути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычныхгосударств, создание инфраструктуры туризма“ от 28 ноября 2000 г.
19. О первоочередных мерах развитиятуристской отрасли. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29декабря 2000г. №1947.
20. Концепция развития туризма вРеспублике Казахстан. Одобрена постановлением Правительства РеспубликиКазахстан от 6 марта 2001г. №333 [10].
Отечественная историяхозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмырегулирования сферы услуг всегда выступали важными факторами развития обслуживания,особенно в условиях динамизации экономического и общественного развития. Однакоочень важно, чтобы в преобразованиях были заинтересованы сами предприниматели иработники данной сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рыночнойэкономики в Республике Казахстан усилило интерес к формам и методамтуристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускореннымитемпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализациитуристской деятельности привели к пониманию необходимости государственногорегулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительнаячасть населения пользовалась туристскими услугами, в результате чегопотребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частьюнациональной культуры.
Туризм, являясьсоциально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как«экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы«туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства.Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развитиятуризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка,анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления испецифики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народногохозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурноеразвитие страны.
Масштабность и важностьтуризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслямэкономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования,с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевыхнароднохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспеченияроста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.
Государственноерегулирование развития туризма — это воздействие государства на деятельность хозяйствующихсубъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условийфункционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономическихприоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы.
Основными принципамигосударственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:
1) содействие туристскойдеятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение иподдержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формированиепредставления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
4) обеспечениебезопасности, защиты прав туристов и туристских организаций РеспубликиКазахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
Регулирование развитиятуризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
— координацию исодействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляетсяпосредством Всемирной туристской организации при участии международныхфинансовых организаций;
— согласованностьтуристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается черезрегиональные туристские организации и специальные органы межгосударственныхобъединений (например, Европейское Сообщество);
— согласованностьполитики в области туризма на национальном и региональном уровнях, котороеосуществляется через специально созданные государственные органы и общественныеассоциации туристских организаций.
Деятельностьгосударственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируетсяЗаконом Республики Казахстан „О туристской деятельности в РеспубликеКазахстан“. Одним из основных органов регулирования развития туризма в РКявляется Министерство туризма и спорта Республики Казахстан. Своюдеятельность Министерство осуществляет согласно Положению, утвержденногоПравительством РК от 26 апреля 2006 года №329.
Правовые основыгосударственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются вследующих нормативно-правовых актах:
· Конституция Республики Казахстан,принятая 30 августа 1995 года,
· Закон Республики Казахстан от 13 июня2001 г. № 211-II „О туристской деятельности в Республике Казахстан“;
· Государственная программа развития туризма на 2007-2011годы;
· Концепции развития туризма вРеспублике Казахстан;
· Закон Республики Казахстан «О частномпредпринимательстве» (от 12 января 2007);
· Законы „О стандартизации“,»О сертификации продукции и услуг";
· Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правиллицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской,турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;
· Программа развития перспективныхнаправлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
· Постановление Правительства РК«Правила предоставления гостиничных услуг в РК»;
· Постановление Госстандарта РК«Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг иуслуг гостиниц»;
· Нормативно-правовые Акты Министерстватуризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.
Многочисленные связитуризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические,экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастуюнаходится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственноерегулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативныхи увеличение положительных последствий внешних воздействий.
В последние годы и вКазахстане стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развитиятуристского комплекса во многом зависят от усиления государственногорегулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должносочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов [4].
Целью развития туризма вРК «Концепция развития туризма в Республике Казахстан» определяет: а)превращение туризма в доходную отрасль экономики путем созданиявысокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовыватькачественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынкапродукт; б) увеличение туристского потенциала республики; в) сохранение ирациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационныхресурсов; г)обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоевнаселения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; д)стимулирование занятости населения; е) повышение эффективности взаимодействия государственныхи частных структур в сфере туризма; ж)развитие малого и среднегопредпринимательства [2].
Государственноерегулирование развития туристской деятельности в РК осуществляется на основеуказанных и других целей с учётом мирового опыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесова Т.А. Сервисная деятельность: Историческая исовременная практика, предпринимательство, менеджмент. Учебное пособие длястудентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Концепции развития туризма в Республике Казахстан(Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333).
3. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечениетуризма: учебное пособие – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
4. Ильина Н.И. Государственное регулирование развития туризмав России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономическихнаук. – Ульяновск, 2000.
5. www.ozhegov.ru/
6. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II»О туристской деятельности в Республике Казахстан" (внесены измененияот 22.02.02 г. № 296-II, от 04.12.03 г. № 503-II, от 20.12.04 г. № 13-III, от31.01.06 г. № 125-III, от 12.01.07 г. № 222-III).7. www.kazatur.narod.ru/zakon/4.HTML
8. www.mts.gov.kz
9. Программа развития перспективных направлений туристскойиндустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
10. Вуколов В.Н. История и теория международноготуризма. – Алматы, 2002.
Приложение 1
Издокумента «Положение о Министерстве туризма и спорта Республики Казахстан»
1.Общие положения
1.Министерство туризма и спорта Республики Казахстан (далее — Министерство)является центральным исполнительным органом Республики Казахстан,осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренныхзаконодательством, межотраслевую координацию в сфере туризма, игорного бизнеса,физической культуры и спорта.
2.Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией изаконами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан,иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
2.Основные задачи, функции и права Министерства
13.Основными задачами Министерства являются:
— формированиепредставления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
— становлениетуризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
созданиеблагоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
14.Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет:
1)стратегическиефункции, осуществляемые аппаратом Министерства:
— осуществляетфункции государственного управления в области туристской деятельности;
— разрабатываетпрограммы развития туристской отрасли в Республике Казахстан;
— в пределахсвоей компетенции разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры вобласти туристской деятельности, представляет Казахстан в международныхтуристских организациях и на международных мероприятиях по туризму;
— разрабатываетпредложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан обигорном бизнесе, туризма и физической культуре и спорта;
2)регулятивныефункции, осуществляемые аппаратом Министерства:
— принимаетучастие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам туристскойдеятельности;
— в пределахсвоей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты,обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по егосовершенствованию;
— проводитисследования туристского рынка, готовит и распространяет информацию оКазахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке ивнутри государства;
— координируетдеятельность местных исполнительных органов, туристских и других организацийнезависимо от форм собственности в области туристской деятельности;
— содействуетразвитию конкуренции на рынке туристских услуг, создает равные условия на немдля всех субъектов туристской деятельности независимо от форм собственности;
— создаетусловия для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровлениетуристов;
— содействуетразвитию туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан присовершении путешествий;
— содействуетв создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и гражданРеспублики Казахстан за счет развития туристской индустрии;
— содействуетразвитию международных туристских контактов;
— содействуетсозданию благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
— содействуетсоздание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностейвнутреннего и международного туризма;
— вырабатываетпредложения по формированию политики по развитию индустрии туризма, инвестицийв туризм;
— осуществляетсодействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
— содействуетучастию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений вмеждународных туристских программах;
— содействуетв продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
— обеспечиваетрациональное и эффективное использование, учет и защиту туристских ресурсовстраны;
— совместно сзаинтересованными министерствами и другими исполнительными органамиразрабатывает и организует выполнение программы обеспечения защиты ибезопасности туристов;
— определятпорядок аттестации работников туристских организаций;
— совместно суполномоченным органом в области технического регулирования регулирует вопросыстандартизации;
3)регулятивные функции, осуществляемые ведомствами:
— информируеттуроператоров, турагентов и туристов о возможных опасностях для туристов встране (месте) временного пребывания;
— оказываетсубъектам туристской деятельности и областным (города республиканскогозначения, столицы) исполнительным органам методическую и консультативную помощьв вопросах, связанных с организацией деятельности субъектов туристскойдеятельности;
5)контрольные функции, осуществляемые ведомствами: осуществляет контроль заисполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актовв области туристской деятельности;