Реферат по предмету "Астрономия"


Политический конфликт 7

содержание

Введение

Понятие «политический конфликт»

Типология конфликтов

Политический кризис

Функции конфликта

Способы разрешения конфликтов

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Определяемый в общей в форме конфликт (от латинского conflict – столкновение) означает столкновение, борьбу двух или более сил , преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.

В силу своей первостепенной значимости для судеб общества политические конфликты занимают одно из центральных мест не только в политологии, но и в конфликтологии – науке о конфликтах как таковых в многообразии их различных типов. Конфликтология как наука о конфликтах, причинах их возникновения, формах протекания и путях разрешения сложилась сравнительно недавно – в 50-х – 60-х годах нынешнего столетия. Однако лежащее в её основе учение о противоречиях (диалектика) существует свыше двух тысячелетий, восходя к идеям Гераклита о противоречиях как источнике, движущей силе непрерывных изменений мира.

Важнейший вклад в современную теорию конфликтов внесли К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Фон Штайн, Э. Дюркгейм, а также такие более поздние авторы, как Л. Козер, К. Боулдинг, Р. Даренндорф, Л. Крисберг, Р. Коллинз, Л. Рапопорт и другие. В социологии и политологии сложились два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалисткое и социологическое(диалектическое). В рамках первого из них (его видный представитель – Т. Парсоне) общество рассматривает как устойчивая, интегрированная система, которой каждый из элементов выполняет свои специфические функции и тем самым способствует её сохранению. Конфликты дисфункциональны, означают дисбаланс и сбой в функционировании системы и представляют угрозу для её существования в данном качестве. Поэтому задача политики и управления состоит в предотвращении конфликтов или же в установлении гармонии, баланса интересов конфликтующих групп.

Второе, социологическое направление в трактовке конфликта и его последствий рассматривает его как неотъемлемый момент политической жизни, её развития, мотивации политического участия. Конфликты присутствуют во везде и во всём и служат источником обновления, развития. Задача политики состоит не в недопущении конфликтов ( это в принципе невозможно), а в контроле над процессом их возникновения и разрешения. Как функционалистский, так и социологический подходы к конфликтам имеют свои основания. Первый отражает статику социальной системы, условия её самосохранения, второй – динамику общества, источники его изменения. Конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Имея во многом общую природу, конфликты существуют на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между государственными объединениями и т.п. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр.523).


ПОНЯТИЕ «политический конфликт»

Как и любые другие общественные, политический конфликт является собой определённый вид общественных отношений, но не всяких, а только тех которые возникают и существуют по поводу политической власти и её функционирования в обществе. Такие отношения многообразны, однако их можно разделить на две основные группы: отношения сотрудничества и участия людей в системе данной власти и отношения борьбы за власть, её использование, за определение направлений, форм и методов её деятельности. Отношения борьбы составляют поле политического конфликта.

Политический конфликт – этостолкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, взглядов и целей.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за всё то, что составляет власть и политическое государство.

Как вид политических отношений и одновременно специфический процесс их функционирования и развития политический конфликт отличается от иных типов социальных конфликтов тем, что это – взаимодействие между субъектами по поводу общих, обязательных для всех граждан интересов игосударственной власти – орудия защиты и реализации последних. Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - всё это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Таким образом, противоречие между политическим обществом как единством, как целостной системой, и неравенством включенных в неё индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта. Отсюда понятна его объективность, закономерность для всякого общества, будь то капиталистическое, социалистическое или какое-то переходное. В свою очередь, объективность и закономерность не означают фатальность любых политических конфликтов. Конкретные конфликты в политической сфере, как и в других, возникают в силу действия комплекса причин и условий.

Анализируя природу политического конфликта, нельзя впадать ни в вульгарно-экономический материализм, ни в идеализм. Первое проявляется в том случае, когда политический конфликт пытаются объяснить только или прежде всего экономическими противоречиями (согласно известному тезису: политика есть концентрированное выражение экономики). Второе при анализе политического конфликта заключается в стремлении игнорировать объективные социальные и экономические факторы и свести проблему только к субъективным причинам ( в частности, к социально-психологическим). Трудно оспорить тот факт, что всякий политический конфликт проявляется прежде всего, или, точнее сказать, в первую очередь как столкновение представлений, взглядов по тем или иным вопросам политической жизни, а также воль и действий лидеров, партий, элит. При этом опять же на поверхности конфронтации фигурируют личные групповые. Кажется, что политическое поведение конфликтующих всецело продиктовано корыстью, только субъективным стремлением одних нанести поражение другим в конкурентной борьбе за господство.

Политические конфликты, как и социальные, имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона – это глубинные общественные интересы субъектов, противоречия между ними. В первую очередь, противоречия между политическими интересами, а также, в конечном счете, между социальными и экономическими. Кроме того, на конфликтный политический процесс оказывают влияние потребности и интересы культурного прогресса, духовного самоопределения социальных общностей, включая конфессиональность. Какой из отмеченных факторов будет определяющим, зависит от конкретных условий и конкретного типа конфликта.

Политический конфликт в значительной степени, а чаще всего решающей, определяется тем, как осознаются субъектами объективные противоречия в той или иной сфере жизни, являющиеся его источником. Это субъективная сторона конфликта. Определённый тип представлений о противоположности интересов, позиций и целей своего противника, уровень осознания собственных интересов, позиций и целей в противостоянии и вытекающие отсюда установки сторон – не менее важная реальность, составляющая комплекс причин конфликта. Другой уровень субъективной стороны политического конфликта – оформление организованности конфликтующих сторон. Политический конфликт отличается от других не только своей сложностью, многомерностью, особо значимой ролью субъективного начала, но и тем, что это всегда так или иначе организованный, институциональный конфликт. Во всяком случае, в качестве сложившегося института может быть представлен один из субъектов, а другой – в виде организующегося института. Это в ситуации развития стихийного политического движения в сознательное, организованное.

Политический институт – специфическая организация противоборствующих субъектов. Особенность его в том, что через его посредство разобщенные граждане становятся единым сообществом в смысле публичного выражения своих общих требований, взглядов, интересов. Только виде института, организации они выступают в качестве политического субъекта (партии, движения, представительного органа власти и т.п.).

Политический конфликт характеризуется ещё одной немаловажной особенностью: он имеет нормативно-ценностное измерение. Политические ценности закреплены в нормах, в политике в основном – в юридических (конституция, закон), определяющих правила игры (поведения и действий) политических агентов. Политические отношения и институты строятся и функционируют на основе присущих им ценностей и норм. Поэтому политический конфликт, его поле обязательно включает противоположное отношение агентов либо в целом к тем или иным ценностям и нормам, либо к их интерпретации, либо к средствам и методам реализации властными структурами.

В числе характерных черт политического конфликта – монополия властвующей стороны на применение насилия. Имеется в виду свойство государственных институтов. Если конфликт угрожает существованию господствующего режима, то применение им насилия в качестве средства защиты всегда будет законным с позиций правил игры, легитимных в его политическом пространстве.

Любой политический конфликт, именно любой, в конечном счете выражает противоречие между общими интересами каких-то крупных социальных групп, включая классы. Классовый аспект политического конфликта закономерен, хотя конфликтующими сторонами могут выступать не только классовые элементы, но вместе с ними и другие социальные группировки.

Действующий субъект политического конфликта формируется в процессе политической активности, а не дан объективно, не существует до этого процесса. Субъект становится агентом конфликта только тогда, когда он обретает и занимает определённую позицию (общественно-политическую) в системе политических отношений и коллективных действий. Народ как субъект конфликта не есть некая неорганизованная масса населения, а есть общность людей, объединенных понимание своих общих политических интересов и целей борьбы; общность, способная к сознательным и организованным действиям по реализации этих интересов и целей; общность, обладающая суверенностью, самостоятельностью политического действия. А также саморегуляцией своего коллективного поведения. (см.: Д.П. Зеркин «Политология для студентов колледжей» Ростов-на-Дону 2000г стр.403)


ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

С разнообразием форм проявления связана типология конфликтов. Она делит конфликты по различным основаниям: числу участников; степени остроты; скорости протекания; широте конфликтного взаимодействия; объектам; целям и т.д.

В зависимости от областей проявления конфликты делятся на внутренние и внешние. Внутренние конфликты характеризуют отношения внутри политического или социального объединения, внешние – между различными объединениями или людьми.

По масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран ; региональные (конфликты между государствами одного региона); международные (конфликты между двумя или несколькими государствами); внутригосударственные, т.е. между объединениями внутри государства: классами, партиями и т.д.

С точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические – разрешение конфликта невозможно без устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон.

По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками ( горизонтальный конфликт), например между двумя субъектами федерации или парламентариями; между нижестоящими и вышестоящими субъектами (вертикальный конфликт), например, конфликт между федеральными и местными властями.

В зависимости от количества причин выделяют однофакторные (одна причина), и многофакторные ( две или более причин) конфликты, а также конфликты кумулятивные, когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

С точки зрения нормативной регуляции конфликты делятся на институциализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституциализированные, протекающие вне установленных правил.

По сферам проявления различают канализируемые конфликты, предполагающие ограниченность сферы соперничества и активности участников, и эскалирующие конфликты, характеризующиеся неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия. Последняя разновидность конфликтов плохо поддаётся урегулированию и влечет за собой наиболее разрушительные последствия.

По временным параметрам конфликты делятся на единичные, периодические и частые , а также скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.

Учет специфики конфликта, а также его причин и возможных последствий – необходимый компонент культуры обращения с конфликтами, позволяющей использовать его с минимальными издержками для участвующих сторон. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр.531)


ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в политологии используется понятие «политический кризис» (греч. кrisis – решение, поворотный пункт, исход).

Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

Правительственный кризис – особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.

Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом будет роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нём примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. В итоге парламент распускается и назначаются новые выборы.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, т.е. законность, и требуется её качественный пересмотр.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как:

а) кризис идентичности;

б) кризис участия;

в) кризис легитимности;

г) кризис распределения;

д) кризис проникновения.

( см.: М.А. Василик, М.С. Вершинин «Политология элементарный курс» Москва 2001г стр.216)

а) Кризис идентичности проявляется прежде всего в том, что граждане не идентифицируют себя с государством и нацией (народом), рассматривают государственную власть как чуждую или даже враждебную им силу. Результатом такого отношения к власти может быть аполитичность, абсентеизм, сепаратизм и другие негативные для политической системы явления. Преодоление кризисов идентичности возможно на пути большей ориентации властей на интересы и требования граждан, демократизацию политического участия, развитие политических и других коммуникаций граждан, патриотическое воспитание населения.

б) Кризис участия возникает тогда, когда политические институты оказываются не способны адаптировать политическую активность населения, обеспечить её проявление в предусмотренных законом формах. Обычно это происходит из-за неэффективности политических структур, их несоответствия ожиданиям граждан. В таких случаях политический протест населения может вылиться в различного рода радикальные насильственные действия: бунты, революции и т.п . Предотвращение и разрешение кризиса участия возможно с помощью обеспечения соответствия политических институтов политической активности граждан. Это обеспечивается прежде всего за счёт совершенствования самих политических институтов, учета ими требований различных групп населения, институциализации политического участия, перевода стихийных, неорганизованных или руководимых экстремистами выступлений в правовое русло. Институциализация политического участия предполагает создание и использование различного рода законных механизмов представительства интересов граждан: партий, групп интересов, общественных приемных, телефонов доверия и т.п., а также соблюдение конституционных процедур артикуляции интересов.

в) Кризис легитимности выражается в несоответствии деятельности правительства ценностным представлениям граждан. В этом случае действия властей оцениваются как аморальные, несправедливые, неправомерные и т.п. Это проявляется, например, в том случае, когда достоянием общественности становятся сведения о коррумпированности руководителей государства. Кризисы легитимности предотвращаются и преодолеваются через доказательство властью приверженности общепринятым ценностям, своей эффективности, а также с помощью целенаправленного пропагандистского и иного воздействия на ценностные представления общества.

г) Кризис распределения возникает при неспособности правительства обеспечить приемлемый для граждан уровень (стандарт) потребления вследствие экономических трудностей или чрезмерно непропорционального распределения доходов, поляризации богатства и бедности. Кризисы распределения особенно часто возникают в слаборазвитых государствах, а особенно после революции, порождающих в народе завышенные ожидания. Причиной этого рода кризисов может служить экономическая некомпетентность, радикализм и коррумпированность политиков и чиновников, несправедливое распределение доходов. Лучшие средства по недопущению и преодолению кризисов распределения – постепенность и осторожность преобразований, эффективная экономическая и социальная политика, недопущение чрезмерной дифференциации доходов и обеднения широких слоев населения. Требования этого рода слабо учитывались в политике реформирования и демократизации российского общества последних лет, что вызывало широкое недовольство граждан.

д) Кризис проникновения проявляется в неспособности правительства реализовывать принятые решения. Это может быть вызвано целым рядом причин: расхождениями между декларируемыми политическими лозунгами, целями и решениями и неадекватными им фактическими действиями, преследующими лишь личные интересы политиков и чиновников; неэффективностью или саботажем бюрократии; слабостью центрального правительства и сопротивлением местных властей; отсутствием понимания и поддержки государственной политики населения и т.д. Недопущение такого рода фактов или их устранение – необходимое условие предотвращения или разрешения кризиса проникновения.

В периоды социальных преобразований отмеченные выше кризисы часто присутствуют одновременно, что вызывает эффект их аккумуляции – резкого усиление их дезорганизующего влияния на власть, и, как следствие, парализации государственного управления и обострения конфликтов. Аккумуляция кризисов чревата политической дестабилизацией и сменой режима.

Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

От остроты конфликта непосредственно зависят его последствия, особенно негативные. В литературе сложилось своеобразное «разделение труда» в выявлении негативных и позитивных последствий конфликтов: на первых акцентируют внимание исследователи функциалистической школы, на втором – авторы социологического направления. Как уже отмечалось, функцианолисты рассматривают конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование государства и любой другой политической организации или группы, снижающее эффективность их деятельности. Можно выделить следующие негативные последствия конфликтов (или функции):

дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;

рост (главным образом у сторонников проигравшей стороны) фрустрации, депрессий стрессов и т.п. и как следствие, повышение их политической апатии и абсентеизма, снижение их политической активности;

нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к соперникам и окружающим;

ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем, традиции вражды будут долго тормозить его;

отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных экономических и иных задач и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом. Особенно разрушительные последствия влекут за собой межгосударственные и внутриполитические конфликты с массовым применением насилия (революции, гражданские войны). При использовании ядерного оружия глобальные международные конфликты могут привести к уничтожению человечества и среды обитания.

При определённых условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для общества и политической системы результаты:

инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, и поскольку как за новым , так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определённые люди, то любое обновление невозможно без конфликтов;

артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую общественную проблему и создаёт благоприятный климат для её решения;

мобилизация внимания, интереса и ресурсов общества для решения проблем и, как следствие, нормализация ситуации, устарение тех или иных недостатков. Очень часто назревшие общественные и политические вопросы не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт;

формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает реализацию такого решения;

стимулирование активности участников конфликта, их более продуманных и обоснованных действий. Нередко в ходе конфликта для того, чтобы доказать правоту и избежать поражения, стороны быстро находят оптимальные решения, подготавливают проекты, требующие больших усилий и длительного времени;

побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или её значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта,

развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем в случае урегулирования конфликта в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;

разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;

преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие у людей свободомыслия, индивидуальности, чувства собственного достоинства, умения отстаивать свои ценности и интересы. В результате этого возрастают включенность (ангажированность) обычно пассивной части граждан в политику, их способность к политическому участию, нахождению оптимальных путей решения общественных проблем;

выработка у участников конфликта умения и навыков защиты своих интересов и решения возникающих в будущем проблем;

выявление политических группировок и их лидеров. Это может быть использовано правительством для получения адекватной информации о соотношении политических сил в стране и повышения эффективности политики и управления;

усиление внутренней политической сплочённости в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и т.д.) конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения общества (группы) и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора – нахождение общего врага. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность и остроту и забываются. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр .540)


СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ


Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над ним и его регулирование).

Под регулированием конфликта понимается разработка и применение системы мер направленных на ограничение интенсивности, пространственных и временных границ конфликта. То есть урегулирование означает прекращение конфликтных действий, а вот разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта.

Приспособление. Оно обычно диктуется пониманием бесперспективности борьбы и опасениями эскалации конфликта. Приспособление означает жертвование своими интересами в пользу оппонента, выполнение его требований и отказ от собственных целей. Последовательное осуществление этого способа ведёт к победе одной стороны. Этот способ применим странами-кредиторами. Диктующим им линию поведения.

Компромисс. Его суть состоит в частичных, до известных пределов уступках оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны с целью избежать обострения конфликта, которое черевато большими потерями, чем отдельные уступки. Это один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Во многих ситуациях компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или же предотвратить его. Компромиссы наиболее приемлемы по отношению к второстепенным вопросам. Что же касается жизненно важных проблем, то в этом случае компромиссы часто являются неэффективными. При использовании на ранней стадии компромисс может блокировать выяснение источника конфликта, предотвратить глубокий анализ сути проблемы и нахождение оптимальных путей ее разрешения. Кроме того. Он консервирует отношения противостояния и взаимного недовольства, поскольку означает вынужденные, неприятные для каждой из сторон уступки. В силу этого у оппонентов может сохраняться негативное отношение друг к другу, а также чувство проигрыша или обманутости. Если при компромиссе были пожертвованы жизненно важные цели или ценности, то недовольство может возрастать и привести к возобновлению и обострению прежнего конфликта. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр .551)

Консенсус. Смысл данного термина (от лат.consensus) – выражение согласия с аргументами противника в споре. Для оценки степени консенсуса в конкретном обществе предлагаются три основных параметра: система правил и регулирующих механизмовразрешения политического конфликта; природа конфликтов, возникающих внутри данной системы; методы разрешения этих конфликтов. Итак, политический консенсус как способ взаимодействия политических субъектов (сил) представляет собою их согласие относительно: а) принципов функционирования политической сиситемы, что воплощается в демократических системах власти и управления обществом ( назовём это условно системным консенсусом; б) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных политических конфликтов.

Политический консенсус может быть охарактеризован с содержательной стороны (качественный аспект) и уровня достижения – степень консенсуса (количественная сторона). Консенсус становится принципом взаимодействия политических сил в системах, основанных на демократических началах. Поэтому степень консенсуса – показатель развитости политической демократии. Технология достижения консенсуса очень сложна, её существенные элементы: а) анализ спектра политических интересов и выражающих их политических сил, вышедших на общественную арену в данных условиях; б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих политических сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие; в) системная деятельность институтов власти и общественно-политических организаций с целью обеспечения общественного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования политических отношений и достижения тех целей, которые призваны общезначимыми. (см.:Д.П. Зеркин «Политология» Ростов-на-Дону 2000г стр.426).

Сотрудничество. Оно означает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта. Это внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию.

Поддержание статус-кво ( мирное сосуществование). Суть состоит в совместном поддержании, консервации занимаемых позиций с целью не допустить невыгодное для обеих сторон разрастание конфликта. Разрешение спора отодвигается на неопределенное время. Этот стиль применяется, когда противоречия между сторонами достаточно глубоки, но допускают их относительно нормальное сосуществование. В то же время каждый из участников не уверен в своей победе и опасается разрушительного противоборства или даже поражения. В политике стиль мирного существования обычно осуществляется в форме соглашения, разделяющего сферы действия или оговаривающего недопустимость край них форм соперничества, а нередко и предусматривающего совместные акции по отношению к третьей силе, посягающей на существующий порядок. (см.: В.П.Пугачев «Политология» Москва 2003г стр .552)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Каждой политической системе присуща своя иерархическая структура политических статусов: одни господствуют, другие подчиняются, одни управляют, другие управляемые и т.д. В каждой из этих моделей отношений заложено противоречие между субъектом власти и её объектом – властвующими и подвластными. Оно суть основной, первичный источник политического конфликта. Реализация же его зависит от разнообразных объективных субъективных причин и обстоятельств.


ЛИТЕРАТУРА

Василик М.А., М.С. Вершинин «Политология элементарный курс» Москва 2001г стр.268

Зеркин Д.П. «Политология» Ростов-на-Дону 2000г стр.447

Пугачев В.П. «Политология» Москва 2003г стр .570

Фельдман Д.М. «Политология конфликта» учебное пособие Москва 1998г стр.200


17




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы сравнительного анализа, эволюционизма и релятивизма
Реферат Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития
Реферат Металлы и металлические изделия
Реферат Законы организации 4
Реферат Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США
Реферат 1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь
Реферат Грибоедов. Лермонтов. Пушкин
Реферат Искажения в понимании армейской дедовщины, их причины и практические следствия
Реферат Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях
Реферат Технологии передачи аудиоинформации через Интернет
Реферат Взгляд на события начала XVII века как на гражданскую войну в России
Реферат Airline Deregulation Essay Research Paper On October
Реферат Принципы Джона фон Неймана
Реферат Каково будущее международной миграции
Реферат Фаллада Ганс