Содержание
1. Классификация гидротурбин
2. Использование различных типовгидротурбин в соответствии с напорами
3. Применение гидротурбин в соответствиис напорами
4. Новые типы гидротурбин и обратимыегидроагрегаты
5. Заключение
Список используемой литературы
1. Классификациягидротурбин
Гидравлической турбиной называется двигатель,преобразующий энергию движущейся воды в механическую энергию вращения егорабочего колеса. Из основного закона механики жидкости — закона Бернуллиследует, что удельная энергия, т. е. энергия единицы массы, Н на входе врабочее колесо составляет
/>, (1)
на выходе из рабочего колеса
/>, (2)
В зависимости от того, какие из трех членовуравнения Бернулли главным образом использованы в конструкции машины,различаются типы турбин.
Отданная водой рабочему колесу энергия равнаразности энергий в потоке до и после рабочего колеса
/>. (3)
Таким образом, вся энергия потока состоит из энергии положения z1-z2, энергии давления (образующихвместе потенциальную энергию), а такжекинетической энергии />.
Турбины, хотя бы частично использующиепотенциальную энергию, называются реактивными. В таких турбинах
/> (4)
и, следовательно, процесс преобразования энергиина рабочем колесе происходит с избытком давления. Кроме того, в рабочем колесечастично используется и кинетическая энергия потока.
Если в гидротурбинах используется толькокинетическая энергия потока, то они называются активными.
В таких турбинах z1=z2, p1=p2, т. е. вода поступает нарабочее колесо без избыточного давления. Для достижения высокого КПД в нихпочти весь напор преобразуется в скорость.
Мощность турбины может быть выражена
NT=9,81QTHTηT (5)
В практике принято гидротурбины подразделять наклассы, системы, типы и серии. Существует два класса гидротурбин: активные иреактивные.
Класс реактивных турбин объединяет следующиесистемы: осевые-пропеллерные и поворотно-лопастные, диагональные, поворотно-лопастныеи радиально-осевые турбины.
В класс активных турбин входят системы ковшовых,наклонно-струйных турбин и турбин двойного действия. Последние две системы неимеют столь широкого распространения, как ковшовые.
Каждая система турбин содержит несколько типов,имеющих геометрически подобные части и одинаковую быстроходность, норазличающихся по размерам. Геометрически подобные турбины различных размеровобразуют серию.
Кроме того, все турбины условно делятся нанизко-, средне- и высоконапорные. Низконапорными принято считать турбины,работающие при Н80 м.
Турбины подразделяются на малые, средние икрупные.
К малым турбинам относятся те, у которых диаметррабочего колеса D1
К средним — те турбины, у которых 1,2
К крупным турбинам относятся те, которые имеют D1 и N1 больше, чем у средних.Подчеркнем, однако, условность и историчность такого деления гидротурбин.
2. Использованиеразличных типов гидротурбин в соответствии с напорами.
Современноегидротурбостроение развивается с учетом следующих основных тенденций:
· повышенияэкономичности и надежности в эксплуатации;
· дальнейшегоувеличения быстроходности гидротурбин с целью обеспечения требуемой расчетноймощности при меньших габаритах и весах гидроагрегатов, что обеспечиваетснижение стоимости энергетического оборудования и здания ГЭС;
· улучшенияэнергетических характеристик гидротурбин и повышения среднезксплуатационногоКПД агрегатов при работе на нерасчетных нагрузках и напоре;
· улучшениякавитационных характеристик с целью уменьшения разрушений проточной части иснижения отметки установки турбины по отношению к нижнему бьефу, что приводит ксущественному уменьшению стоимости строительных работ по зданию ГЭС;
· уменьшенияпульсаций давления в проточной части (особенна за рабочим колесомрадиально-осевой гидротурбины) и сопутствующих им вибраций агрегата;
· дальнейшего ростаединичных мощностей гидроагрегатов; применение на ГЭС мощных гидроагрегатовпозволяет уменьшить их число, повысить КПД и снизить стоимость энергетическогооборудования и здания.
Разработкувысокоэффективного энергетического оборудования ведут в двух направлениях:
1. Дальнейшеесовершенствование проточной части, технико-экономических характеристик иувеличение быстроходности обычных типов гидротурбин — вертикальных осевыхповоротнолопастных, радиально-осевых и ковшовых турбин.
2. Разработка новыхсхем проточной части и конструкций гидротурбин с улучшенными энергетическими икавитационными характеристиками.
Впоследние годы достигнуты большие успехи в расширении диапазона примененияобычных реактивных гидротурбин по напорам. В настоящее время вертикальныеосевые поворотнолопастные гидротурбины применяют на напоры 10 ÷ 80 м.Следует заметить, что целесообразность применения вертикальных осевых турбин на низкие (Н 60 м)не является бесспорной. Так, применение вертикальных осевых гидротурбин на низкие напорыН =3 м – 10м связано с чрезмерным увеличением размеров и веса агрегата,удорожанием здания ГЭС. Поэтому для диапазона напоров Н = 3 ÷ 15 мв последние годы разработаны более быстроходные и экономичные горизонтальные капсульныеагрегаты. Применение вертикальных осевых поворотнолопастных гидротурбин на относительновысокие напоры (Н = 50 ÷ 80 м)объясняется стремлением повыситьсреднеэксплуатационный КПД агрегатов в том случае, если на станции имеют местобольшие колебания нагрузки и напора. У радиально-осевых гидротурбин в такихусловиях падает среднеэксплуатационный КПД и уменьшается выработка энергии. Сдругой стороны, высоконапорные вертикальные осевые гидротурбины имеют худшиекавитационные качества, что ограничивает их применение на высокие напоры.Экономически целесообразно устанавливать их на ГЭС только при заглублении подуровень нижнего бьефа, не превышающем 6 м — 8 м.В связи с этим возникла потребность в новом типе гидротурбины, которая объединяла бы в себепреимущества осевой поворотнолопастной (малое изменение КПД при значительныхколебаниях напора и нагрузки) и радиально-осевой гидротурбины (хорошиекавитационные качества, небольшое заглубление турбины). Такие гидротурбины,называемые диагональными поворотнолопастными, были созданы и получают внастоящее время все большее применение в практике гидроэнергостроительствапри напорах Н = 50 ÷ 200 м. Радиально-осевые гидротурбины в настоящее время используют при напорах от 30 до 700 м.Причем продвижение радиально-осевых гидротурбин в зону высоких напоров (Н = 300÷ 700 м), более быстроходных по сравнению с ковшовыми, стало возможнымблагодаря улучшению их кавитационных характеристик, что позволило вытеснить иззоны напоров Н = 300 ÷ 650 мменее экономичные ковшовые гидротурбины.
Ковшовыегидротурбины в настоящее время применяют главным образом при напорах свыше 500 м(Н = 500 ÷ 2000 м). Их конструкции также претерпели существенныеизменения. Современные мощные ковшовые гидротурбины выполняются вертикальными многосопловыми;они имеют более высокие значения КПД (т) = 91 ч- 92%) по сравнению с ранееприменявшимися горизонтальными турбинами. Если на заданные диапазон напоров иусловия работы ГЭС возможно применение нескольких различных типов гидротурбинили рабочих колес, то необходимо провести технико-экономический анализразличного энергетического оборудования и выбрать оптимальный вариант. Общаяклассификация гидротурбин различных типов по напорам представлена в таблице.
3. Применение гидротурбин всоответствия с напорамиТипы гидротурбин Диапазон напоров Н, м Единичная максимальная мощность N, Мет
Диаметр турбины максимальный
di, М Реактивные гидротурбины Осевые капсульные, трубчатые и другие гидроагрегаты 2—20 До 50 8 Вертикальные поворотно-лопастные турбины 6-80 250 10,5 Пропеллерные 6—80 150 9 Двухперовые 30—100 .250 8 Диагональные 30—200 300 8 Радиально осевые 30—700 800 10 Обратимые Осевые 2-15 30 8 Диагональные 20—100 300 7,5 Радиально-осевые одноступенчатые 30—600 450 9,5 Активные гидротурбины Ковшовые 300—2000 350 7,5 Наклонно- струйные 50—400 50 4 Двукратные 10—100 «Сфиндекс» 200-1500
4.Новые типы гидротурбин и обратимые гидроагрегаты
Рассмотримосновные типы гидротурбин, созданных или разрабатываемых в настоящее время:
Осевыегоризонтальные поворотнолопастные гидротурбины (на напоры Н = 3 ÷20 м).Вертикальные гидроагрегаты низконапорных ГЭС (Н
/>
Рис.1. Схемы проточных частей горизонтальных осевых гидротурбин: а — шахтная; б —трубчатая.
/>
Рис.2. Капсульный гидроагрегат ПЛ15/984-Г-600 Киевской I 1 — капсула; 2 — статор; 3 — направляющий аппарат; 4- рабочее колесо; 5 – отсасывающая труба.
Наиболееширокое применение среди горизонтальных поворотно-лопастных гидротурбинполучили капсульные (рис. 2). Генератор капсульного агрегата расположен вкапсуле. Габариты блока по высоте и в плане значительно меньше по сравнению свертикальной осевой гидротурбиной такой же мощности, что приводит к снижениюстоимости здания на 25—40%. При тех же напорах и диаметрах рабочих колесмощность капсульных гидротурбин на 10— 25% больше, чем осевых вертикальных ихКПД в оптимуме выше на 2—3%, а при режиме номинальной мощности разница в КПДеще больше. Работа вертикальной осевой гидротурбины при форсированных расходахсопровождается вибрацией и большими потерями энергии, особенно в отсасывающейтрубе, в то время как в капсульных гидроагрегатах при больших расходах этиявления проявляются значительно меньше.
Нанизкие напоры (Н = 3 ÷ 15 м)применяются в основном капсульныегидроагрегаты, как более совершенные.
Осевыедвух-перовые вертикальные поворотно-лопастные гидротурбины (для средних ивысоких напоров, Н = 40 м — 80 м).Для уменьшения высоты отсасывания изаглубления турбины необходимо улучшить ее кавитационные характеристики. Этогоможно достичь, в частности, путем увеличения числа лопастей рабочего колеса.Однако при увеличении числа лопастей возрастают диаметр втулки рабочего колесаи скорости потока в рабочем колесе, что может привести не к улучшению, а кухудшению кавитационных качеств осевой гидротурбины. Чтобы избежать чрезмерногоувеличения втулки при числе лопастей г = 8, была разработана двух-пероваягидротурбина, у которой на каждом фланце лопасти размещены два пера (рис. 3).Модельные и натурные испытания двух-перовой гидротурбины подтвердили еепреимущества по сравнению с обычной осевой гидротурбиной при тех же напорах (Н =40 ÷ 60 м).На большинстве режимов работы двух-пероваягидротурбина имеет хорошие кавитационные характеристики и малуюнестационарность потока в проточной части.
/>
Рис.3. Рабочее колесо двухперовой гидротурбины:
1 —фланец; 2 — перо.
Контрроторныегидротурбины. Контрроторная гидротурбина имеет два последовательнорасположенных рабочих колеса противоположного вращения (рис. 4). Вначале потокпоступает на первое осевое рабочее колесо (ротор), а затем на второе рабочееколесо (контрротор). Таким образом, напор на гидротурбине можно распределитьмежду двумя рабочими колесами, что позволит применить контрроторнуюгидротурбину на более высокие напоры (Н = 80 ÷ 100 м). Конструкция контрроторного гидроагрегата предусматривает установку ротора гидротурбины сротором генератора на одном валу, а контрротора гидротурбины со «статором»генератора — на другом. Поскольку ротор и «статор» генератора вращаются впротивоположных направлениях, оборотность генератора существенно увеличивается,что приводит к уменьшению его веса и размеров. Однако проблема съема мощности свращающегося «статора» генератора, значительное усложнение конструкции агрегатаи его регулирования не позволяют пока применять на ГЭС контрроторные гидротурбины.
/>
Рис.4. Схема контрроторной гидротурбины:
1 —спиральная камера; 2 — статор; 3 — промежуточная опора; 4 — ротор; 5 — контрротор;6 — отсасывающая труба; 7 — вал ротора; 8 — вал контрротора.
Диагональныеповоротно-лопастные вертикальные гидротурбины. Эти гидроагрегаты находят внастоящее время все большее применение при напорах Н = 50 ÷ 200 м.Известно, что поворотно-лопастная гидротурбина имеет высокий КПД на различных режимахее работы. У диагональной гидротурбины камера и втулка рабочего колеса имеютсферическую форму, что позволяет поворачивать лопасти на нужный угол. Первыедиагональные турбины имели конический направляющий аппарат и развернутуюспиральную камеру, что приводило к усложнению конструкции блока. Более поздниегидравлические исследования показали, что переход к радиальному направляющемуаппарату не приводит к ухудшению характеристик турбины и упрощает еекомпоновку. В Советском Союзе опытная диагональная поворотно-лопастная турбинауспешно эксплуатируется на Бухтарминской ГЭС; еще более мощные диагональныетурбины устанавливаются на Зейской ГЭС.
Радиально-осевыегидротурбины специальной конструкции. С целью дальнейшего увеличениябыстроходности, уменьшения нестационарности потока в проточной части и вибрацийгидроагрегата, а также для обеспечения плавного изменения КПД при изменениинапора и нагрузки разработаны новые конструктивные схемы рабочего колеса инаправляющего аппарата радиально-осевых гидротурбин и проведены гидравлическиеиспытания их моделей (рис. 5). Быстроходные радиально-осевые гидротурбины (Н =35 ÷ 170 м).Радиально-осевая гидротурбина с изменяющейся высотойнаправляющего аппарата и рабочего колеса и поворотными лопатками направляющегоаппарата (рис. 5, а).Гидротурбина такой конструкции обеспечиваетдвойное регулирование расхода при неизменном положении лопастей рабочегоколеса. Изменение высоты направляющего аппарата и рабочего колеса происходитпри помощи подвижных верхнего кольца направляющего аппарата и втулки рабочегоколеса, что возможно при наличии цилиндрического участка лопасти, примыкающегок верхнему ободу (втулка рабочего колеса опускается или поднимаетсяодновременно верхним кольцом направляющего аппарата).
/>
Рис.5. Новые схемы радиально-осевых гидротурбин: а — с изменяемой высотой ирегулируемым направляющим аппаратом; б — с промежуточным кольцевым крылом врабочем колесе; в — высоконапорная радиальная поворотно-лопастная; г — споворотными входными элементами лопастей рабочего колеса.
Проведенныев СССР опытные исследования модели этой гидротурбины (рабочее колесо Р0170 нанапор Тмах = 170 м)показали, что при ее работе на различныхнагрузках обеспечивается более высокий КПД и его плавное изменение по сравнениюс обычной радиально-осевой гидротурбиной. Однако конструкция такой гидротурбинызначительно сложнее. Радиально-осевая гидротурбина, рабочее колесо которой имеетпромежуточное кольцевое крыло (двухъярусное рабочее колесо, разработанное ЛПИим. М. И. Калинина).Особенностью данной конструкции является наличиекольцевого крыла, разделяющего полость рабочего колеса на две части, иотсутствие наружного обода (рис. 5, б). Кольцевое крыло предназначено дляуменьшения неравномерности и скоростей пульсаций давления в потоке, чтоповышает КПД гидротурбины на нерасчетных режимах. Это особенно важно длярабочих колес высокой пропускной способности, у которых пульсации давления впотоке представляют большую опасность для механической прочности всего агрегатаи, прежде всего сварного рабочего колеса. Результаты энергетических испытаниймоделей двухъярусных рабочих колес, предназначенных на напоры Н = 75 ÷ 115 м, которые были проведены на кафедре гидромашин ЛПИ им. М. И. Калинина, показали, что КПДих на оптимальном режиме примерно такой же, как и обычных рабочих колес, астепень нестационарности потока меньше.
/>
Рис.6. Принципиальная схема обратимой гидромашины:
а— разрез пообратимому гидроагрегату; б — общий вид рабочего колеса; 1 — затвор; 2— генератор-двигатель; 3 — обратимая гидромашина.
Тихоходныерадиально-осевые гидротурбины на высокие напоры (H = 400 м — 700 м).Гидротурбина, рабочее колесокоторой имеет поворотные лопасти, предложена профессором B.C. Квятковским.Полость рабочего колеса этой гидротурбины имеет такую форму,при которой лопасти заключены между параллельными ободьями, что даетвозможность осуществить одновременный поворот лопастей рабочего колеса илопаток направляющего аппарата (рис. 5, б). Как показали модельные исследования,двойное регулирование расхода через гидротурбину значительно улучшает ее КПД нанерасчетных режимах. Однако на оптимальном режиме работы КПД и кавитационныекачества такой турбины ниже, чем у жестколопастной с обычной формой полости.
Гидротурбинас поворотными входными элементами лопастей рабочегоколеса. В этом случае лопасти выполняютсяразрезными.
Поворотвходной части лопасти, расположенной между параллельными участками верхнего инижнего ободьев рабочего колеса (рис. 5, г), обеспечивает более высокий КПД при изменении расхода через гидротурбину, поскольку потери на входе в рабочееколесо уменьшаются.
Обратимыегидромашины (турбины-насосы). Для обеспечения максимального КПД энергетическогооборудования в насосном и турбинном режимах на ГАЭС устанавливают отдельногидротурбины и насосы, которые рассчитывают на заданные условия независимо другот друга. Однако трех-машинный агрегат (гидротурбина—генератор —двигатель—насос), являясь оптимальным с гидравлической точки зрения,—громоздкий и дорогой. При применении обратимой гидравлической машины,соединенной с двигателем-генератором, стоимость энергетического оборудования издания ГАЗС существенно уменьшается.
/>
Рис.7. Сравнение рабочих колес радиально-осевой турбины и обратимой насосной турбины (данные фирмы Эшер — Висе): а — план рабочих колес; 1 — турбинноерабочее колесо; 2— насосное рабочее колесо; б — меридиональная проекциярабочих колес.
Обратимаягидромашина может работать и как насос, и как турбина; для этого надо изменитьнаправление вращения ротора агрегата (рис. 6). Таким образом, один агрегат (гидро-машина— электрическая машина) может аккумулировать гидравлическую энергию, работая внасосном режиме, или вырабатывать электрическую в турбинном режиме. Получениевысокого КПД в насосном и турбинном режимах при общей проточной части и одинаковойчастоте вращения электрической машины — задача довольно сложная.
Конструктивнообратимая гидромашина подобна обычной гидротурбине. При проектированииобратимых гидро-машин основное внимание уделяется созданию эффективнойпроточной части агрегата, прежде всего в насосном режиме работы. Рабочее колесообратимого агрегата в основном рассчитывается как насосное колесо.
Известно,что поток в рабочем колесе насоса замедленный (диффузорная решетка), а втурбинном ускоренный (конфузорная решетка) (рис. 7, а, б). Замедлениепотока в обычном турбинном колесе, имеющем короткие лопастные каналы, при егоработе в насосном режиме было бы чрезмерным и привело бы к отрывным явлениям,падению КПД и ухудшению кавитационных характеристик гидроагрегата. Поэтомунасосное рабочее колесо лучше приспособлено к работе в турбинном режиме, чемтурбинное в насосном.
Напор,развиваемый в насосном режиме работы, как правило, должен быть больше, чем втурбинном режиме. Вследствие этого при выбранном диаметре рабочего колесачастота вращения агрегата в насосном режиме должна быть больше (примерно на 10÷ 15%) по сравнению с турбинным режимом. Если величина КПД в турбинномрежиме имеет первостепенное значение, возможно изготовление обратимого агрегатас двухскоростной обратимой электрической машиной.
Однаков современных конструкциях обратимых гидро-машин удается обеспечить приемлемыезначения КПД в насосном и турбинном режимах при одинаковой частоте вращения.Поэтому двухскоростные обратимые агрегаты, как более дорогие, применяются редко.
Эффективностьработы ГАЭС возрастает по мере увеличения их напора, поэтому средне- ивысоконапорные радиально-осевые одноступенчатые обратимые агрегаты (Н = 100 ÷ 600 м)находят широкое применение.
Вотдельных случаях целесообразно применение диагональных и осевых обратимыхгидромашин, а также многоступенчатых обратимых гидроагрегатов.
Капсульныегидроагрегатыприливныхэлектростанций выполняют обратимыми для обеспечения подачи воды в бассейн вчасы провала графика нагрузки системы (насосный режим) и последующегоиспользования аккумулированной энергии в часы покрытия пиков графика нагрузки(турбинный режим). Обратимый агрегат ПЭС может работать в турбинном и насосномрежимах при любом направлении вращения рабочего колеса, а также в качествеводопропуска. Этого удалось достичь благодаря применению лопастей специальной S-образной формы и механизма поворота,осуществляющего поворот лопастей на большие углы по сравнению с обычнымиосевыми рабочими колесами поворотно-лопастных гидротурбин. Прямоточная схемакапсульного агрегата целесообразна при перемене направления движения потока,связанного с переходом из турбинного режима в насосный (или наоборот).
Принципиальнаяконструкция агрегата аналогична показанной на рис. 2. Капсульные обратимыеагрегаты в настоящее время применяютна напоры Н = 2 ч- 15 м.
Диагональныеповоротно-лопастные обратимые гидроагрегатыиспользуют для установки на ГАЭС приболее высоких напорах Н = 25 ÷ 100 м.Поворот лопастей рабочего колеса улучшает рабочие характеристики обратимого гидроагрегата, особенно приработе в насосном режиме. Во-первых, при работе на нерасчетных режимахсущественно увеличивается КПД насоса с поворотными лопастями по сравнению сжестколопастными рабочими колесами. Во-вторых, при развороте лопастей рабочегоколеса на больший угол увеличиваются диаметры расположения входных и выходныхкромок рабочего колеса, что обеспечивает рост расхода и увеличение напора. Этообстоятельство очень важно для работы агрегатов в насосном режиме на станциях,где наблюдается большое колебание уровня воды в верхнем бассейне. На рис. 8показан вертикальный разрез по обратимому диагональному агрегату одной издействующих ГАЭС.
/>
Рис. 8. Диагональная обратимая гидротурбина для ГАЭС:
1 — спиральная камера; 2 —статор; 3 — направляющий аппарат; 4 — рабочее колесо; 5 —отсасывающая труба; 6 — крышка турбины; 7 — подшипник турбины; 8— вал турбины.
Применениеобратимых диагональных гидроагрегатов на напоры Н > 100 мограничено кавитационными и прочностными характеристиками агрегата. Радиально-осевыеобратимые гидроагрегаты специальных конструкций. С целью дальнейшего улучшениятехнико-экономических показателей обратимых радиально-осевых гидро-машин ирасширения зоны их применения по напорам был разработан ряд новых конструкций.Чтобы избежать падения КПД гидроагрегата, особенно при работе в турбинномрежиме, швейцарскими инженерами разработана оригинальная конструкция обратимойгидромашины с постоянным направлением вращения ротора (рис. 9), получившейназвание «Изод-жир». Агрегат имеет два рабочие колеса — насосное и турбинное,установленные на общем валу. На входе в рабочее колесо гидротурбины и выходе изнасоса имеются независимые цилиндрические затворы. Если, например, агрегатработает в турбинном режиме, то затвор после рабочего колеса насоса закрыт ивода отжата из полости насоса. Для перехода в насосный режим при сохранениинаправления вращения ротора закрывают затвор перед турбиной, отжимают воду изее рабочего колеса и открывают затвор после рабочего колеса насоса.
/>
Рис. 9.Обратимая гидромашина «Изоджир»:
1 —турбинное рабочее колесо; 2 — спиральная камера; 3 — насосное рабочееколесо; 4 — вал гидроагрегата; 5 —— всасывающий патрубок; 6 — цилиндрическийзатвор; 7 — отсасывающая труба.
Такимобразом, переход из одного режима работы в другой существенно упрощается итребует меньшего времени. Экспериментальный агрегат «Изоджир» установлен на ГЭС«Роби» (Швейцария).
Другимподходом к решению вопроса об улучшении КПД и характеристик обратимойгидромашины при работе в турбинном и насосном режимах является конструкцияагрегата «Хайвар», разработанная английской фирмой «Инглиш Электрик» (рис. 10).Отличительной особенностью рабочего колеса такого агрегата являются поворотныеэлементы разрезных лопастей. Регулирование положения выходных частей лопастей взависимости от открытия направляющего аппарата позволяет существенно улучшитьхарактеристики агрегата при переменных напоре и нагрузке. С другой стороны, приработе в насосном режиме поворотные элементы лопастей позволяют обеспечить нетолько высокий КПД, но и требуемую величину напора, так как при поворотевыходной части лопасти изменяется диаметр рабочего колеса.
/>
Рис. 10.Рабочее колесо обратимой радиально-осевой гидромашнны «Хайвар» с поворотными элементамилопастей:
а — общий вид рабочего колеса; б —схема лопастного канала рабочего колеса: / — поворотная часть лопасти; 2 —поворотное кольцо; 3 — цапфа; 4 — фиксирующий штифт.
Заключение
Современнойтенденцией в развитии обратимых гидромашин является дальнейшее их продвижение взону более высоких напоров Н =500 ÷ 1000 м.Работы ведутся в двух направлениях: разработка двухступенчатых или многоступенчатыхрадиально-осевых обратимых гидромашин; последовательное соединение двух обычныхобратимых радиально-осевых машин (сдвоенные обратимые агрегаты).
Списоклитературы:
1. А.М. Антонова,Б.Ф. Калугин, М.А. Вагнер. Общая Энергетика. Томск 2003 г. 387 с.
2. В.В. Парлит.Гидравлические турбины. М. 1987 г. 328 с.
3. www.uhm.chat.ru
4. www.biblus.ru