Содержание:
Введение…………..………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы уголовнойответственности за экологические преступления……………………………………………………………………..4
2. Характеристика преступлений против окружающейсреды……………..10
3. Уголовное наказание за экологическиепреступления…………………...15
Заключение……..…………………………………………………………….....18
Список литературы………...………….………………………………………..20
Введение.
Охрана окружающейприродной среды — одна из наиболее актуальных проблем современности.Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природнуюсреду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасыприродных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественнаясвязь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшаетсяфизическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая иполитическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается РоссийскойФедерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убыткиэкономического характера, не принимая во внимание вред экологического характераи здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равнуюполовине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ — загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей.Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятыйребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения нагенном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. Вбольшинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различныеформы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФнаходится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоныэкологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20%жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативамкачества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечаетгигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но иизложенное свидетельствует, что нам всем — жителям необъятной и богатойресурсами России — пора осознать, что время нерегулируемого безлимитногопользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введениемжестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человекрасплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений,ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожениебиологической основы существования человека, современная форма каннибализма.
В связи с этим,государство вынужденно использовать для предотвращения этих негативныхпоследствий, один из самых строгих рычагов воздействия на неправомерноеповедение человека – уголовную ответственность.
1. Понятие и принципы уголовной ответственности
за экологическиепреступления
«Юридическаяответственность – обязательный элемент механизма правового регулированияобщественных отношений и защиты сложившегося правопорядка. Она побуждает,«принудительно стимулирует» правообязанных, правоуполномоченных лиц кповедению, предписанному законом. Способы и меры такого побуждения многообразныи, как правило, конкретны. Вся их совокупность составляет общеправовой институтюридической ответственности»[1].
Юридическаяответственность наряду с экологическим контролем и другими средствамивоздействия на правонарушителей природоохранного законодательства являетсяодним из действенных рычагов защиты прав и законных интересов граждан,общества и государства в сфере обеспечения экологической безопасности и охраныокружающей среды в целом. «Для уяснения и общей характеристики юридической ответственностив сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей природной среды исходным является понятие экологическогоправонарушения, под которым разумеется виновное, противоправное деяние,нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающейприродной среде, экологической безопасности и здоровью человека.
Экологическоеправонарушение является основанием возложения юридической ответственности навиновного. При этом под юридической ответственностью понимаютсяпредусмотренные законом неблагоприятные последствия за совершениеэкологического правонарушения»[2].Данное определение, однако, не является единственным в науке экологическоеправо. Так, в частности, М.М. Бринчук[3]определяет юридическую ответственность за экологические правонарушения как«отношение между государством в лице специально уполномоченных органов вобласти охраны окружающей среды, правоохранительных органов, инымиуполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом(физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителюсоответствующего взыскания».
«Юридическаяответственность за экологические правонарушения рассматривается в трехвзаимосвязанных аспектах:
- как государственное принуждение к исполнению требований, предписанныхзаконом;
- как правоотношение;
- как правовой институт, то есть совокупность юридических норм.
Юридическаяответственность как вид государственного принуждения обеспечивается различнымимерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения.
Какправоотношение юридическая ответственность за экологические правонарушениявключает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов иправонарушителем.
Эколого-правоваяответственность как правовой институт представляет собой систему юридическихнорм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мервоздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового институтаответственности является его комплексность. В систему норм юридическойответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслейправа: земельного, лесного, водного, горного, природоохранного,административного, гражданского, уголовного и др.»[4]
Ответственностьза экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
- -стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
- -компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде ивозмещение вреда здоровью человека;
- -превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
- -карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершенииэкологического правонарушения.
Юридическаяответственность за экологические правонарушения представляет собой комплексныйинститут экологического права, состоящий из двух частей: первая объединяетправоотношения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм(земельных, водных, лесных, по охране атмосферного воздуха); вторая –правоотношения по применяемым санкциям за эти правонарушения (уголовным,административным, гражданско-правовым, дисциплинарным и т.д.).
Обе частисуществуют в органическом единстве, ибо при отсутствии первой части (нарушения)существование второй (санкции) становится излишним. Однако отсутствие санкцийпревращает институт эколого-правовой ответственности в обычную декларацию.
Распространенытри классификации юридической ответственности за экологические правонарушения:по видам охраняемых правом природных объектов; способам причинения вредаокружающей природной среде; применяемым санкциям и т.п.[5]
Основнойсчитается классификация по видам природных объектов, охраняемых законом, всоответствии с которой выделяют административную, дисциплинарную, материальную,гражданско-правовую и уголовную ответственность.
«Уголовнаяответственность – это вид юридической ответственности, заключающейся вограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления,предусмотренного УК. При этом лицо подлежит уголовной ответственности только зате общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасныепоследствия, в отношении которых установлена его вина».[6]Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительногоприговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом.
Уголовнаяответственность наступает за совершение экологических преступлений, которыепредставляют собой повышенную общественную опасность и предусмотрены уголовнымзаконодательством. При этом уголовная ответственность при наличии всехэлементов состава экологического преступления может наступить не только заоконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление ипокушение на преступление.
Понятиеуголовной ответственности за экологические преступления дается в ст.85 Законаоб охране окружающей природной среды. Она гласит: должностные лица и граждане,виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасныхдеяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок,экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде издоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.
Следует, однако,отметить, что сфера применения уголовной ответственности за нарушенияэкологического законодательства в сравнении с другими видами и группамипреступлений весьма незначительна. На практике уголовная ответственностьникогда не играла существенной роли в обеспечении выполнения требованийприродоохранительного законодательства, а в последние годы вовсе наблюдаетсячетко выраженная тенденция к постоянному снижению числа осужденных заэкологические преступления, особенно по статьям, предусматривающимответственность за загрязнение окружающей среды. Уголовные дела о самыхмассовых и опасных нарушениях – загрязнениях водного и воздушного бассейновсоставляют лишь 0,96% общего числа экологических преступлений, загрязненииземли – 0,75%. Само количество таких дел уменьшилось за 1996г. соответственнона 22 и 32,8%. Низкая эффективность применения уголовной ответственностиобъясняется, в частности, отсутствием методик определения уровней загрязнения.[7]В большем размере обычно применяются нормы об уголовной ответственности заправонарушения, связанные с браконьерством, незаконной порубкой леса и другиминезаконными захватами природных ресурсов.
Экологическиепреступления относятся в России к категории наиболее распространенных. Но приэтом латентность экологических преступлений достигает 95-99%.[8]
Что касаетсяпринципов уголовной ответственности за экологические преступления, то Уголовнымкодексом РФ предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охранеокружающей среды.
Прежде всего,преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствиямогут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, втом числе и об охране среды, не могут предусматривать уголовнойответственности помимо УК РФ.
Законодательствомпредусматриваются задачи УК РФ, и хотя их немного, в них присутствуютэкологические цели. Так, задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человекаи гражданина (в том числе экологические), собственности (в том числе наприродные ресурсы), общественного порядка и общественной безопасности (в томчисле экологического правопорядка), окружающей среды, конституционного строяРоссийской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира ибезопасности человечества (например, путем установления уголовнойответственности за экоцид), а также предупреждение преступлений (в том числеэкологических).
Для обеспеченияпредупреждения и пресечения экологических преступлений немаловажное значениеимеют принципы справедливости привлечения к ответственности и применениянаказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественноопасных действиях (бездействии) и наступлении общественно опасных последствий.Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновноепричинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым:соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления,обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Никто не может нестиуголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Основаниемуголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признакисостава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовное законодательство должнообеспечивать безопасность человека.
2. Характеристикапреступлений против окружающей среды
Составы экологическихпреступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовнымзаконодательством, по двум основным признакам – объекту и наличию вреда,причиненного природной среде. Непосредственным объектом экологическогопреступления является компонент природной среды, органически связанный сокружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступленияххарактерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула – объектов природы,объектов собственности и объектов хозяйствования. Другой важной особенностьюэкологических преступлений является причинение вреда природной среде. Поэтомудеяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющиенепосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологическиепреступления. Уголовный кодекс РФ предусматривает 17 составов экологическихпреступлений.
Все составыпреступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемыхими функций, относящихся к природопользованию, и охране окружающей среды, можноподразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные,дополнительные.[9]
Специальные экологическиесоставы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления»(гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступленияпротив общественной безопасности». Условно данные составы можноклассифицировать по нескольким группам – соответственно объекта охраныокружающей среды.
Преступления общегохарактера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правил охраныокружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения сэкологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности приобращении с микробиологическими агентами или токсинами, нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов (ст.246 – 248, 262).
Посягательства наобщественные отношения в области рационального использования и сбережения землии ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр(ст.254, 255).
Охрана водных отношений.Это – загрязнение вод, загрязнение морской среды, нарушение законодательстваРоссийской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономическойзоне Российской Федерации (ст.250, 252, 253).
Защита растительногомира (флоры). Это – незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение илиповреждение лесов, нарушение установленных для борьбы с болезнями и вредителямирастений правил, незаконная добыча водных растений (ст.249, 256, 260, 261).
Наконец, преступления,посягающие на общественные отношения в области охраны животного мира иатмосферного воздуха. Это незаконная добыча водных животных, нарушение правилохраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил,нарушение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгуРФ, загрязнение атмосферы (ст.249, 251, 256-259).[10]
К специальнымэкологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях,содержащихся в других главах Уголовного кодекса:
— нарушение правил безопасностина объектах атомной энергетики (ст.215);
— сокрытие информации обобстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);
— жестокое обращение с животными(ст.245);
— экоцид (ст.358).
Родовымобъектом указанных экологических преступлений является экологическаябезопасность человека, населения, государства.
«Под экологическойбезопасностью понимается состояние защиты жизненно важных интересов личности,населения, государства и международного сообщества в процессе взаимодействияобщества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественныесвойства которых существенно изменены путем загрязнения, засорения или истощенияв результате противоправной и виновной антропогенной деятельности».[11]
«Предмет экологическихпреступлений — различные элементы окружающей среды (природные комплексы, тоесть экологические системы, природные ресурсы)».[12]
Эти составы по своемусодержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологическихпреступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:
1) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательствявляются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированногообъекта правового регулирования использования и охраны. По Уголовному кодексу кданному виду преступлений относятся составы, сформулированные в статьях 215,237, 247-249, 259, 262, 358;
2) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это –преступления, предусмотренные ст.245, 250-258, 260-261 УК РФ.
Заметим, чтодиспозиции всех статей об ответственности за специальные экологическиепреступления являются бланкетными и отсылают к различного рода законам иподзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требованияэкологической безопасности.
В зависимостиот последствий экологическое законодательство предусматривает три категориипреступлений: нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб, нарушение,повлекшее смерть человека. Смерть человека вследствие экологическогопреступления оценивается законом как неосторожность.
С точки зрениясанкций, установленных за специальные экологические преступления, их можноотнести к менее тяжким преступлениям. Только по двум составам может бытьприменено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет: за нарушениеправил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее понеосторожности смерть человека или массовое заболевание людей, и за уничтожениеили повреждение лесов либо насаждений, не входящих в лесной фонд, путемподжога, иным общеопасным способом или в результате загрязнения вреднымивеществами, отходами, выбросами, отбросами (ст.247, 261 УК РФ).
Смежнымисоставами преступлений в области природопользования и охраны окружающей средыследует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь приопределенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлениигражданину информации (ст.140); регистрация незаконных следок с землей(ст.170); терроризм (ст.205); нарушение правил безопасности при ведении горных,строительных или иных работ (ст.216); нарушение правил безопасности навзрывоопасных объектах (ст.217); нарушение правил учета, хранения, перевозки ииспользования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехническихизделий (ст.218); нарушение правил пожарной безопасности (ст.219); незаконноеобращение с радиоактивными материалами (ст.220); хищение либо вымогательстворадиоактивных материалов (ст.221); незаконный оборот сильнодействующих илиядовитых веществ в целях сбыта (ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологическихправил (ст.236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатацииили ремонте магистральных трубопроводов (ст.269); планирование, подготовка,развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353); производство илираспространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенныхсредств и методов ведения войны (ст.356). Эти составы приобретают экологическоезначение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действийнарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.
Некоторые составы, неявляясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах такжемогут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительнымследует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления:злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностныхполномочий (ст.286); служебный подлог (ст.292); халатность (ст.293).Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к темдолжностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовалипричинению вреда окружающей среде.
При рассмотренииуголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства,следует иметь в виду руководящие разъяснения, сформулированные в ПостановленииПленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства обответственности за экологические правонарушения».[13]В частности, необходимо отграничивать экологические преступления отэкологических проступков. В случае возникновения трудностей в разграниченииуголовно наказуемых деяний от административных проступков особое вниманиеследует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих составэкологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размерананесенного вреда и причиненного ущерба (п.13).
Преступления,предусмотренные ст.256 (незаконная добыча животных и растений), ст.258(незаконная охота), считаются оконченными с момента начала добычи,выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактическидобыты водные животные и растения, рыба или иные животные Преступления,связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь приналичии реального ущерба (п.17 Постановления).
Следуетотметить, что «в Уголовном кодексе расширяются и дифференцируются параметрыуголовно-правовой ответственности за экологические преступления, в том числепреступления, связанные с опасными для общества и окружающей среды вреднымивоздействиями на различные объекты экологической системы – землю, атмосферу,воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается(что очень важно) уголовно-правовая ответственность за нарушение правилэкологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве ивводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природнуюсреду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие илиискажение экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения обобязанности должностных лиц соответствующих государственных органовсвоевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией,особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точкизрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширениявозможности предъявлять к государственным органам требования о возмещениипричиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».[14]
3. Уголовное наказание за экологические преступления
Уголовным кодексом РФпредусматриваются за совершение экологических преступлений (как в главе«Экологические преступления», так и в других главах) различные виды наказаний:от штрафа до лишения свободы. Ответственность за экологические преступленияразнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовногонаказания.
За совершениеэкологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:
— штраф, то есть «денежноевзыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере,соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда,установленных законодательством Российской Федерации на момент назначениянаказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного заопределенный период».[15]Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления.Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размерштрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700минимальных размеров оплаты труда.
— лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью. «Данный виднаказания используется в виде основного или дополнительного в тех случаях,когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либохарактером его профессиональной деятельности».[16]Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногдаустановлен и срок действия данного наказания.
— обязательные работы, которыезаключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебывремя бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органамиместного самоуправления. Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов иотбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, вчастности, за незаконную порубку деревьев и кустарников.
— исправительные работы.Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятсяудержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, впределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушениеветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями ивредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчуземли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий иприродных объектов (до 2 лет).
— ограничение свободы. Онозаключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судомприговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляцииот общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказаниепредусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитанийдля организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).
— арест. Он заключается всодержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества.Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морскойводы (до 4 месяцев).
— лишение свободы на определенныйсрок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в томчисле за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении смикробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); запорчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний дляорганизмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); зауничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовнаяответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительногои животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступлениенаказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Применение уголовнойнаказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами — дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела.Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть толькофизические лица, достигшие 16-летнего возраста.
«Уголовное наказаниеприменяется только судом за совершение преступления и объявляется в техслучаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляютсянедостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителейприродоохранного законодательства предполагает применение более строгихуголовных санкций».[17]
«Уголовный кодекс РФзначительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды:норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планканаказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественнойопасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценкесовременного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всегокомплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно».[18]
Заключение.
В заключении хотел быотметить, что не смотря на ранее сказанное, обращают на себя вниманиенезначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этогокроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздоглубже.
По мнению большинствакриминологов, декриминализация некоторых экологических преступлений можетспособствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой инеотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудовая практикасвидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанноекомплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того,необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение,может снизить их эффективность.
«Экологические проблемы,тесно связанные с экономическими, трудно решить с помощью лишь уголовнойрепрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскостиконцептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а ужепотом — юридического, уголовного. Установление в законе и применение напрактике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные,более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными».[19]
Список использованной литературы:
1. Уголовныйкодекс Российской Федерации.
2. БоголюбовС.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000.
3. Веденин Н.Н. Экологическое право:Учебник. – М.: Право и закон, 2000.
4. Бринчук М.М. Экологическое право(право окружающей среды): Учебник. – М.: Юристъ, 1999. С. 475.
5. Комментарий к Уголовному кодексуРоссийской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. –М.: НОРМА, 1998.
6. Плешаков А.М. Уголовно-правоваяборьба с экологическими преступлениями. – М., 1994.
7. Постановление Пленума Верховного СудаРФ «О практике применения судами законодательства об ответственности заэкологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. №14 // Российская газета.1998г. 24 ноября.
8. Чубуков Г.В. Понятие и видыответственности за нарушение экологического законодательства. / Актуальныепроблемы теории права и государства и экологического права: Сб. научных статей.Вып. 1. / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения,2000.
9. Экологическое право РоссийскойФедерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
10. Экологическоеправо: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред.В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000.