ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Орган дознания как объекта прокурорского надзора
1.1. Понятиеоргана дознания
1.2. Различиемежду органами дознания и лицом, производящим дознание
1.3. Предмети задачи прокурорского надзора за органами дознания и предварительногоследствия
РАЗДЕЛ 2. Прокурор и его полномочия при осуществлении надзора задеятельностью органов дознания
2.1 По делам когда предварительноеследствие обязательно
2.2 По делам когда предварительное следствие не обязательно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованнойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная.Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Какорган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратуранаправляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка,охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц играждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей ит.п.
Прежде всего, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законоворганами, должностными лицами, осуществляющими дознание. Именно этому виду еедеятельности и посвящена данная дипломная работа.
Дипломная работа состоит из введения, двух частей и заключения. В первойее части освещено понятие органов дознания, как объект прокурорского надзора.Во второй части рассмотрена законность действий, а также полномочия прокурорапри осуществлении надзора за органами дознания.
Надзор за единообразным и точным исполнением законов являетсяединственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем - государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государствадеятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) пообеспечению точного исполнения и единообразного применения законовгосударственными и общественными образованиями путем выявления и своевременногоустранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной закономответственности.
Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнениемзаконов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определениепонятия законности как социального явления.
Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге,воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтомуисполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, являетсянепременным условием соблюдения законов.
Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнениезаконов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорскийнадзор. Это также является составным элементом понятия законности.
Целью моейдипломной работы является раскрытие принципов осуществления прокурорскогонадзора за органами дознания. Рассмотрение проблем при осуществлениипрокурорского надзора и анализ деятельности органов дознания, а такжеполномочия прокурора в данной отрасли прокурорского надзора.
РАЗДЕЛ1. ОРГАН ДОЗНАНИЯ, КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКРГО НАДЗОРА.
1.1.Понятиеоргана дознания и их полномочия.
К органам дознанияотносят: “милицию; командиров воинских частей; соединений и начальниковвоинских учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненнымивоеннослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; поделам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связис исполнение служебных обязанностей или в расположении части, соединения,учреждения); Федеральную службу безопасности — по делам, отнесенным законом ких ведению; начальников исправительно-трудовых учреждений, следственныхизоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по деламо преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенныхсотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных врасположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора(по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничнойохраны (по делам о нарушениях государственной границы); капитанов морскихсудов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствиятранспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции — поделам, отнесенным к ее ведению, таможенные органы РФ — по делам опреступлениях, отнесенных законом к их ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ).”1
Из этого перечняорганов дознания видно, что дознание осуществляется различными органами исвязано с основными функциями этого органа.
На органы дознаниявозлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренныхуголовно-процессуальным законом
мер, необходимых дляпредупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).
Устанавливаяобязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию какпостоянно действующий орган дознания.
Оперативно-розыскнаядеятельность, имея важное значение для успешного осуществленияуголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальнойдеятельности не входит.
Основнаяобязанность милиции при производстве
дознания состоит в выполнениинеотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий дляпроизводства предварительного следствия по делам, по которым предварительноеследствие обязательно и в расследовании в полном объеме в форме дознания поделам, не требующим предварительного следствия.1
В соответствии сзаконом РФ “О милиции” от 18 апреля 1991г. предупреждение, пресечение ираскрытие преступлений по делам, по которым обязательно предварительноследствие, возлагается на криминальную милицию. Предупреждение, пресечение ираскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительногоследствия не обязательно, возлагается на милицию общественной безопасности — местную милицию. Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольнойформе по делам, не требующим предварительного расследования (ст. 119, 127 УПК).
1.2.Различие между органом дознания
илицом, производящим дознание.
Закон различаетпонятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.
Орган дознанияпредставляет его руководитель – начальник отдела дознания, который вправепроизводить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, иосуществлять отдельные следственные действия. Выполняет непосредственнуюорганизацию работы специализированных подразделений.
Основными задачамиспециализированных подразделений дознания являются:
· обеспечениеличной безопасности граждан и защита собственности от противоправныхпосягательств путем предупреждения и раскрытия преступлений, по делам по которымпредварительное следствие не обязательно.
· Производстводознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
· Осуществлениепротокольной формы досудебной подготовки материалов.
· Организацияконтроля и принятие мер по обеспечению законности при производстве дознания. [1]
Будучисамостоятельным субъектом процесса, лицо, производящее дознание тщательноисследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оцениваетдоказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом иправосознанием.
Лицо, производящеедознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий.Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена чем следователя.Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и спрокурором.
Если следовательвсе решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкцияпрокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решенияпринимает с согласия начальника органа дознания.
“Наиболее важныедействия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Орган дознаниявправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо,подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратитьпроизводство по делу.”1
В круг обязанностейоргана дознания входит выявление причин и условий, способствовавшие совершениюпреступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21 п. 1 УПК).Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органадознания либо им утверждаются: постановления о передаче заявления или сообщенияо преступлении по подследственности или подсудности; о возбуждении или отказе ввозбуждении уголовного дела; о производстве выемки, обыска,освидетельствования; о наложении ареста на имущество; о привлечении в качествеобвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о приводе обвиняемого илисвидетеля; об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого мерыпресечения; о направлении обвиняемого, не находящегося под стражей, вмедицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской илисудебно-психиатрической экспертизы; об этапировании; о продлении срока дознанияили срока содержания под стражей и т.д.2
В отличие отследователя на орган дознания и лицо, производящие дознание, нераспространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК. Все указания прокурора для нихобязательны. При несогласии с ними орган дознания вправе обжаловать этиуказания, не приостанавливая их выполнение.
1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за органамидознания.
“Предметом надзораявляется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядкаразрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия.”1
Под отраслью прокурорского надзора понимается относительносамостоятельная его часть, характеризующая специфическим предметом иполномочиями.
Особенностьюпрокурорского надзора является то, что кроме надзора за исполнением действующихзаконов прокуратура осуществляет надзор и за исполнением указов ПрезидентаРоссийской Федерации. Это и является принципиальным отличием прокурорскогонадзора от иных видов надзора и контроля и отражено в законе.
“Направления прокурорской деятельности подразделяют четыре отраслипрокурорского надзора:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствамии ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного контроля и их должностнымилицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека игражданина;
- надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознания и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов иучреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры пресечения и т.д.”1
Прокурорский надзорявляется лишь одним из направлений прокурорской деятельности. Формойосуществления этого направления по реализации правозащитной функции прокуратурыявляется надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание ипредварительное следствие. Выделение этой деятельности прокуратуры всамостоятельную отрасль обусловлено прежде всего тем, что при производстведознания и предварительного следствия затрагиваются гарантированныеКонституцией права и законные интересы граждан.
При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстведознания внимание должно быть обращено на защиту прав и законных интересовпотерпевших от преступлений, обеспечено внимательное рассмотрение их жалоб изаявлений, приняты все необходимые меры по восстановлению нарушенных прав, квозмещению материального и морального ущерба, обеспечению личной безопасностипотерпевших и членов их семей. Деятельность эта должна быть организована такимобразом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по немубыло произведено полное, объективное и всестороннее расследование, чтобы ниодно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ниодно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.Потому что ни в какой другой сфере деятельности органов государственной властии управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, какв сфере уголовного судопроизводства. Никакие другие нарушения законов непричиняют людям таких нравственных и физических страданий как нарушениясвязанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениямик ответственности и осуждение невиновных.
Прокурордолжен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии заявлений и сообщений опреступлениях и решения по ним принимались в трехдневный срок, а в некоторыхслучаях и в десятидневный. Однако анонимные заявления и сообщения осовершающихся преступлениях не могут служить основанием для возбужденияуголовного дела, но являются сигналом для проведения оперативно-розыскных мероприятий,особенно когда речь идет о террористических актах, убийствах, взрывах, поджогахи т.д.
Хорошоорганизованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемыйпрокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собойодну из существенных гарантий четкого выполнения поставленных задач.
Задачи, стоящиеперед прокурором, осуществляющим надзор за органами дознания и предварительногоследствия, сформулированы в Законе “О прокуратуре РФ”, вУголовно-процессуальном кодексе, приказах Генерального прокурора РФ и состоят втом, чтобы:
- ни однопреступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление,не избежало установленной ответственности;
- задержаниелиц по подозрению в совершении преступления производилось в порядке и пооснованиям, установленным законом;
- никто неподвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовнойответственности или иному ограничению в правах;
- никто неподвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;
- соблюдалисьустановленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, срокирасследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;
- прирасследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона овсестороннем, полном, объективном исследовании все обстоятельств дела,выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие исмягчающие его ответственность обстоятельства;
- выявлялисьпричины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры ких устранению.
Эти задачи будут успешно выполненыпри условии, что прокуроры и лица, производящие дознание и предварительноеследствие будут строго придерживаться требований закона и норм уголовногопроцесса. Принцип законности в уголовном процессе является одним изосновополагающих принципов организации и деятельности органов дознания ипредварительного следствия.
Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когдаона будет осуществляться в условиях гласности и демократии.
Цельюпрокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства иукрепления законности, социально-экономических, политических и иных прав исвобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов Федерации и т.д.
“Однако вдеятельности правоохранительных органов допускается существенное количествонарушений законности. Поэтому Генеральный прокурор РФ потребовал решительнопокончить с проявлениями предвзятости, тенденциозного подхода при проведениипредварительного следствия и дознания в приказах №7 от 11 марта 1992г. и № 20от 28 мая 1992г.”1
Порядокпредварительного расследования преступлений как по форме дознания, так ипредварительного следствия регламентируется уголовно-процессуальным кодексом.Прокурорский надзор служит одной из гарантий обеспечения прав и законныхинтересов участников уголовного процесса, неукоснительного соблюденияпроцессуальных норм при расследовании преступлений.
Некоторыелица ведущие расследование преступлений считают что для раскрытия преступленияпригодны любые средства, даже те которые противоречат закону. К задачепрокурорского надзора относится пресечения таких противоправных действийорганов дознания и предварительного следствия.
Каждоепроцессуальное действие, выполненное органом дознания и предварительногоследствия которое относится к выявлению любого обстоятельства по делунеобходимо выполнять с повышенными требованиями к их исполнителям, так как прималейшем отступлении от установленного порядка может повлечь, а зачастую влечетза собой грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве.
Повышение ролипрокурорского надзора в обеспечении законности в расследовании преступленийневозможно без использования в полной мере предоставленных прокурорузаконодательством полномочий.
Прокуратуре принадлежитважнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживатьзаконность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законностиотразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуророввлияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц.“Многие прокуроры не смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконныеи необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном игражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей,прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающейтребованиям времени и задачам по построению в РФ правового государства.”1
При раскрытии темыдипломной работы мы остановимся на прокурорском надзоре за порядкомрасследования преступлений органами дознания и предварительного следствия иосуществления полномочий прокурора.
РАЗДЕЛ2. ПРОКУРОР И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВДОЗНАНИЯ.
С цельюустранения и предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраныправ и законных интересов граждан прокурору в сфере уголовного судопроизводствапредоставлены весьма существенные полномочия.
Преждевсего прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправеотменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранитьлюбое лицо, производящее расследование от дальнейшего производства по делу,передать уголовное дело другому следователю или принять его к своемупроизводству, избрать изменить или отменить избранную следователем мерупресечения в отношении обвиняемого.
Являясьучастником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудитьуголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку, отстранить обвиняемого отзанимаемой должности, а также участвовать в выполнении следователем любогопроцессуального действия или самостоятельно расследоватьпреступление.
Все этиразноплановые функции, соединенные в одном должностном лице, делаютпроцессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве очень сложным иответственным при осуществлении предоставленных ему полномочий.
Полномочия прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание,установлены уголовно-процессуальным кодексом РФ:
“Полномочияпрокурора на стадии предварительного расследования:
· Требует оторганов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела,документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях и лицсовершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнениетребований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений осовершенных или готовящихся преступлениях;
· изымает уоргана дознания и передает следователю любое дело одного органапредварительного следствия другому, а также от одного следователя другому вцелях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
· отстраняетлицо, производящее дознание или следователя от дальнейшего ведения дознания,или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона прирасследовании дела;
· отменяетнеобоснованные и незаконные постановления следователей и лиц, производящихдознание;
· даетписьменные указания о расследовании преступлений, об избрании или отмене мерыпресечения, квалификации преступления;
· поручаеторганам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении подстражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления,выполнении других следственных действий;
· санкционируетотстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органадознания в случаях, предусмотренных УПК РСФСР,
· продлеваетсроки расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения вслучаях и порядке, установленном законом;
· возвращаетуголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниямио производстве дополнительного расследования;
· возбуждаетуголовные дела или отказывает в их возбуждении;
· прекращаетили приостанавливает производство по уголовным делам;
· утверждаетобвинительное заключение (постановление);
· направляетуголовные дела в суд.”1
В отраслипрокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствияполномочия прокуроров носят властно-распорядительный характер. Прокурор обязанбыстро без промедления устранить любое нарушение закона. Полномочия прокурора вэтой стадии процесса сформулированы в УПК, в Законе “О прокуратуре РФ”, вприказах Генерального прокурора РФ. Они по своему назначению подчинены однойцели это обеспечить законность в стадии дознания и предварительного следствия.
Дознание как видпроцессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется толькопо возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальнымзаконом.
Изпрактики работы органов дознания должны быть полностью исключены фактынеобоснованных задержаний и арестов, незаконного привлечения граждан куголовной ответственности. Каждый случай нарушения закона должен быть расцененкак чрезвычайное происшествие и должна быть проведена проверка спринципиальными строгими выводами.
Критериямиоценки работы каждого следственного аппарата является обоснованностьвозбуждения уголовных дел, соблюдение требований закона о всесторонности,полноте и объективности расследования, обеспечение конституционных гарантийнеприкосновенности личности. За последние годы качество деятельности органовдознания и предварительного следствия значительно снижено. Таким показателемкачества является количество возвращенных прокурором дел на дополнительноерасследование:
“11.04.99 г.возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения и ношения холодногооружия
гр-на Б. 30.04.99 гр-нуБ. было предъявлено обвинение по ст. 222 ч. 4 УК РФ, мера пресечения избрана –подписка о невыезде. 17.05.99 г. данное уголовное дело должно было быть направленов районный суд. Органом дознания неверно были установлены фактическиеобстоятельства совершенного гр-ном Б. правонарушения, его действия лишьформально подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 4 УКРФ, однако при утверждении обвинительного заключения формальность подходадознавателя к установлению фактических обстоятельств дела установить былоневозможно. При рассмотрении данного дела по существу выяснилось, что гр-н Б.состоит в казачьем обществе Кузнецкого района и был приглашен АдминистрациейКузнецкого района на исторический памятник – Кузнецкую крепость дляпразднования. Гр-н Б. был в костюме казака и при нем была сабля. В связи снеполнотой произведенного дознания данное уголовное дело было направлено дляпроизводства дополнительного расследования.
В ходе дополнительногодознания дознаватель Кузнецкого РОВД П. сделала вывод, что несмотря на то, чтодействия гр-на Б. формально и образуют состав преступления по ст. 222 ч. 4 УКРФ, однако его деяния не обладают достаточной степенью общественной опасностидля решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. 29 июля 1999г. по вышеуказанным основаниям было вынесено постановление о прекращенииуголовного дела в соответствии со ст. 14 ч. 2, ст. 5 п. 2 УК РФ.
Таким образом, причинами необоснованного привлечения к уголовнойответственности гр-на Б. по ст. 222 ч. 4 УК РФ явились не принятие всехпредусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективногоисследования обстоятельств дела и как следствие формальный подход кобстоятельствам правонарушения, совершенного гр-ном Б.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Закона РФ “Опрокуратуре РФ”. Прокурор потребовал:
1.Безотлагательно рассмотреть настоящеепредставление
2..За нарушение уголовно-процессуальногозакона виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности.
3.Принять конкретные меры по устранениювыявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
4.О результатах рассмотрения представлениясообщить в прокуратуру в письменной форме и в установленный законом месячныйсрок.”1
Установленныйзаконом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избраниямеры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишаетих исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу. Правильноеприменение закона обеспечивает успешное раскрытие преступления и привлечение куголовной ответственности виновного, что соответствует требованиям законодательстваи тем самым гарантирует защиту прав и свобод граждан.
Известныразличные случаи, когда из-за небрежного отношения следователей и лиц,производящих дознание к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованияхи других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в этовремя безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило преждевсего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когдазаявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальныхдействий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенномупреступлению, полностью игнорировались и нарушались различные права граждан.
Практикаподтверждает, что участились случаи, вследствие утраты лицами, производящими дознаниеи прокуратуры личной ответственности за выполнение своих обязанностей,пренебрежительного отношения к сбору, закреплению и проверке доказательств идоводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорирования обстоятельств,опровергающих или ставящих под сомнение обвинение, допускаются нарушенияконституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны перепискителефонных и иных переговоров и т.д.
Генеральныйпрокурор РФ предлагает руководителям органов прокуратуры обеспечить строгий надзорза соблюдением требований закона и норм уголовного судопроизводства в периодвсего расследования преступления и проведения оперативно-розыскных мероприятий.Контроль за соблюдением законности с момента возбуждения уголовного дела досоставления обвинительного заключения должен проводиться непрерывно. Оченьважное значение имеет исполнение законов при выполнении тех процессуальныхдействий, которые обеспечивают движение уголовного судопроизводства от стадии кстадии. Имеется ввиду соблюдение норм процесса при выполнении такихпроцессуальных действий как прием, регистрация и проверка заявлений и сообщенийо совершенных преступлениях; возбуждение уголовного дела; задержаниеподозреваемого и избрание ему меры пресечения, в особенности содержание подстражей; производство выемки, обыска и наложение ареста на почтово-телеграфнуюкорреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение обвиняемого от занимаемойдолжности; ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела; составлениеи утверждение обвинительного заключения.
Приосуществлении своих полномочий прокурор использует предусмотренные законом ивыработанные практикой формы прокурорского реагирования на установленныенарушения закона. В своей дипломной работе я раскрою некоторые наиболееэффективные формы прокурорского реагирования на нарушение закона.
Одной изформ прокурорского надзора является санкция прокурора на производствоследственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законныеинтересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство существеннорасширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следователем,которые приобретают силу после санкции прокурора. Суть состоит в том, чтопроизводство этих следственных действий возможно только тогда, когда на их выполнениедает согласие прокурор. К ним относятся: санкции на арест, на обыск, на арест иизъятие почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных и иныхпереговоров, применение следователем денежного или имущественного залога вкачестве меры пресечения, применение оперативно-розыскных мероприятий. Толькопосле утверждения прокурором обвинительного заключения законченноепроизводством уголовное дело может быть направлено в суд для рассмотрения посуществу.”*
Любоепроцессуальное действие требует санкции прокурора, может быть практическиреализовано лишь после тщательного изучения и всестороннего обсуждения, чтобы,с одной стороны, это способствовало полному, всестороннему и объективномуисследованию обстоятельств совершенного преступления, с другой – чтобы это неповлекло за собой нарушения или ограничения прав и законных интересовучастниковпроцесса.
Вуголовно-процессуальном законе есть и другие действенные формы реагирования,однако не все из них используются достаточно полно и точно.
В практическойдеятельности формы прокурорского реагирования используется нечасто, при этомнередко происходит их подмена, смешение элементов, хотя эти формы весьмаразличны, как по основаниям их применения, так и по процессуальнымпоследствиям. К примеру, как изъятие дела у органа дознания и отстранение лицапроизводящего дознание. Эти полномочия определены в статье 211 УПК РСФСР ипроизводятся прокурором на всех стадиях предварительного расследования.
“Прокурор,осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания и предварительногоследствия, вправе отстранить лицо производящее дознание от дальнейшего веденияследствия, если им допущены нарушения закона при расследовании дела.”1
Изъятиедела возможно при обнаружении обстоятельств влекущих отвод лица, производящегодознания, при обнаружении оснований считать то, что дознаватель прямо иликосвенно, заинтересован в этом деле. Их участие в дознании, котороепроизводилось ранее по данному делу, не является основанием для отвода от дела.Основаниями для
отвода могут быть заявленияподозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и егопредставителем.
Для изъятия деланеобязательно наличие самого нарушения, главное — его предупреждение (приналичии оснований для предположения о нарушении).
Отстранение лица,производящего дознание, от дальнейшего ведения дела, представляет собойпроцессуальную санкцию за допущенные нарушения закона при расследовании. Этамера своего рода крайняя, которая необходима тогда, когда есть сомнения в том,что лицо, производящее дознание, соблюдает принципы полноты и объективностивыполнения законов. Обычно эта мера применяется прокурором в тем случаях, когдалицо, производящее дознание, совершает серьезный служебный проступок, являющийсяпроцессуальным нарушением и препятствием дальнейшему развитию расследования.
Прокурор обладаетвластно-распорядительными полномочиями. Это проявляется, в частности, в том,что прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления следователейи лиц, производящих дознание. В первую очередь это относится к постановлениям,влияющим на движение дела: о возбуждении уголовного дела или об отказе в еговозбуждении (ст. 146 УПК), о привлечении гражданина в качестве обвиняемого (ст.144 УПК), об избрании меры пресечении (ст. 92 УПК), о прекращении дела либо оего приостановлении (ст. 209, 195 УПК).*
Довольно частовстречаются такие случаи как неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела:
Пример:“Прокуроромрайона был рассмотрен отказной материал по факту причинения телесныхповреждений гр-ки К,
Между гр-кой К. и ее мужем – К.произошла ссора, в ходе которой гр-н К. умышленно толкнул гр-ку К., онаударилась о дверной проем и произошел перелом левой ключицы. Гр-ка К.обратилась в РОВД Кузнецкого района г. Новокузнецка с заявлением о привлечениик уголовной ответственности гр-на К. за причиненные ей повреждения.
Дознаватель РОВД П. вынесла постановление об отказе в возбужденииуголовного дела, мотивируя свое решении нецелесообразностью возбуждения дела всвязи с лечением гр-ки К. Данное постановление незаконно и подлежит отмене, таккак в действиях гр-на К. усматриваются признаки состава преступления,предусмотренного ст. 112 ч. 1 УК РФ – перелом ключицы по медицинским критериямотносится к средней тяжести вреда здоровью. Мотив нецелесообразности вуголовном законе не предусмотрен”1
“Прокурором могутбыть отменены и другие незаконные или необоснованные постановления о приводеобвиняемого, о наложении ареста на имущество”[2]
Постановлениепрокурора должно быть мотивировано с указанием оснований для отменыпостановления следователя либо лица, производящего дознание.
Прокурор наделенправовыми средствами для осуществления процессуального руководстварасследования преступлений: он вправе давать письменные указания обрасследовании преступления, об избрании либо отмене меры пресечении, оквалификации преступления, производстве отдельных следственных действий,способствующих раскрытию преступлений.
Указание прокурорадается в письменной форме и является обязательным для органов дознания.Согласно ст. 212 УПК возможно обжалование этих указаний вышестоящему прокурорулицом производящим дознание.
Прокурор вправедавать поручение органам дознания об исполнении отдельных следственных действий– задержании, приводе, заключении под стражу, производстве выемки, розыске лиц,совершивших преступление, допрос свидетелей.
При осуществлениинадзора за законностью, прокурор может участвовать в производстве дознания ипредварительного следствия. Он составляет планы расследования, в участии вдопросах свидетелей и обвиняемых, в осмотре места происшествия, проводитсовещания о ходе расследования наиболее сложных опасных преступлений и т.д.Отдельные следственные действия прокурор может выполнять и лично, неважно от тогов производстве какого органа дознания или следствия находится уголовное дело.
Прокурор имеетправо лично производить расследование преступлений в полном объеме. Участиепрокурора в производстве дознания и предварительного следствия – одно из особоважных средств выявления и устранения уже выявленных нарушений прав и законныхинтересов участников уголовного процесса и других граждан.
Целямсвоевременного выявления и устранения нарушений закона в процессуальнойдеятельности органов дознания служит право прокурора требовать от них дляпроверки уголовного дела документы, материалы и иные сведения о совершенныхпреступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц,совершивших преступление.
На прокуроре лежитобязанность осуществлять надзор за соблюдением сроков расследования исодержания под стражей в качестве меры пресечения. Эффективным средствомпредупреждения нарушений прав и законных интересов граждан в уголовном процессеявляется санкционирование прокурором некоторых действий органов дознания иследствия.
Решение опроизводстве обыска, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу ипроведении некоторых других акций, указанных в законе, принимает следовательили лицо, производящее дознание. Прокурор проверяет законность этих действий идает согласие (санкционирует) или не соглашается. В случае не согласияпрокурора с некоторыми действиями они не могут быть выполнены.
Закон неустанавливает особых правил производства следственных действий и принятиярешений на дознании, распространяет на них правила производствапредварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК).
“Прокурорскийнадзор за законностью расследования состоит из надзора за соблюдением органами,ведущими расследование, следующих норм Конституции РФ:
а)решения и действия (бездействия) органов государственной власти могут бытьобжалованы в суд (ст.46);
б)обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнениявиновности толкуются в пользу обвиняемого (ст.48);
в) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близкихродственников, круг которых определен законом (ст.51);
г)права потерпевших от преступления и злоупотребления властью охраняютсязаконом;
д)государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсациюпричиненного ущерб (ст.52).”1
Согласно ст. 118УПК предусмотрено два вида дознания, а именно:
- Дознание поделам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119УПК).
- Дознание поделам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.120 УПК).
2.1.Прокурорский надзор по делам, когда предварительное следствие обязательно.
В соответствии с ч.1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производствопредварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовноедело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производитнеотложные следственные действия по установлению и закреплению следовпреступления. Статья 119 УПК РФ относит к числу следственных действий, которыев качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку,освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших исвидетелей.
“Переченьнеотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, покоторым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиваниемтелефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случаенеобходимости назначением экспертизы.”1
К неотложнымследственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплениюдоказательств, которые совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно,так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу,утрату, фальсификацию доказательств.
Переченьследственных действий, которые органы дознания вправе производить в качественеотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Это означает, чтопо делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания невправе производить другие следственные действия.
Практика органовпредварительного расследования показывает, что законодательство,регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложныхследственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бызакрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось быправо производить следственные действия по установлению и закреплению следовпреступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзязаранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае.Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены наотыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.
В целях обеспеченияпрокурорского надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомитьпрокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). Всоответствии с законом, а именно со ст. 121 УПК дознание в этой форме должнобыть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлениидела следователю и до истечения десятидневного срока.
Если орган дознаниявыполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязаннемедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора илиистечения десятидневного срока.
После того как делопередано следователю, орган дознания действует в зависимости от результатапроведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившеепреступление, орган дознания может производить розыскные или следственныедействия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившеепреступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, органдознания и после передачи дела следователю обязан продолжатьоперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляяследователя об их результатах (ст. 119 УПК). Следственные же действия органдознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.
Анализ закона,регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствиеобязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формыдознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждаетуголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходеего деятельности и по нему требуется производство неотложных следственныхдействий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не можетприступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь самвозбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу непроизводится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указанияследователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий.1
“Орган дознания невправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствиеобязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпываетсяпроизводством неотложных следственных действий и вынесением постановления онаправлении дела следователю.”2
Таким образом,дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:
- в возбуждении уголовного дела ипроведении неотложных следственных действий, когда в этом возникаетнеобходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;
- в выполнениипоручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных иследственных действий;
- в оказаниисодействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.
2.2 Прокурорский надзор по делам,по которым предварительное следствие не обязательно.
Это дознаниесостоит в полном расследовании дела. К расследуемым в форме дознания относятсядела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторымперечисленным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414протокольная форма досудебной подготовки материалов или производство в порядкечастного обвинения.
В форме дознаниярасследуются, например, дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 112, ст.121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.
В соответствии сзаконом по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, органдознания возбуждает дело и принимает все предусмотренныеуголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств,подлежащих доказыванию по уголовному делу.1
При производстведознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, органдознания руководствуется правилами, установленными для предварительногоследствия, за следующими исключениями:
- Потерпевший, гражданский истец,гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания инаправлении дела прокурору, но материалы дела им для ознакомления непредъявляются.
На органы дознанияне распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии суказаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящемупрокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
Эти различия неимеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца игражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончаниядознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса,которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица,производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основнымвопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательствпо внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо,проводящее дознание.
“Защитник припроизводстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявленияобвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления,или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу допредъявления обвинения — с момента объявления ему протокола задержания илипостановления о применении этой меры пресечения.”1 Еслидело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых,глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психическихнедостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, невладеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитникаобязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечениязаключения под стражу.
Еслипредварительное следствие не обязательно, расследование от начала до концапроизводится органами дознания, которое должно быть закончено не позднее одногомесяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составлениеобвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлениидела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором,непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не болеечем на один месяц.
В исключительныхслучаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст.133 УПК, установленным для предварительно следствия.
Дознание вуказанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях,перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрениядела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметьместо в случаях: возбуждения уголовного дела начальником органа дознания, еслив десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершенияпреступления; возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительныхобстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенныхдополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). Вэтих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срокасо дня возбуждения или возвращения уголовного дела.
Дознание можетпроводиться и по делам, возбуждаемым по жалобам потерпевших, если прокурорнайдет необходимым возбудить дело по основаниям, указанным в законе.
Надзор назаключительном этапе расследования обязывает прокуроров обеспечить обязательнуюпроверку всех уголовных дел. При этом должны быть исключены фактыприостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сборадоказательств и изобличения преступников. Прокурор получив дело с обвинительнымзаключением или постановлением о прекращении дела и обнаружив нарушения закона,возвращает его в орган дознания или предварительного следования со своимиуказаниями о производстве дополнительного расследования.
Уголовно-процессуальныйзакон наделил прокуроров и рядом иных правовых средств надзора за исполнениемзаконов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор вправевозбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; вправе прекращатьили приостанавливать производство по уголовным делам; право давать согласие напрекращение уголовного дела в тех случаях, когда это предусмотрено законом;вправе утверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд, атакже осуществлять другие полномочия, предоставленные уголовно-процессуальнымзаконодательством.
Заключение.
Таким образом, поддознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительногорасследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицамии органами и состоящие:
- в совершении неотложныхследственных действий по установлению и закреплению следов преступления, ввыполнении поручений и указаний следователя о производстве следственныхдействий по делам, по которым проводится предварительное следствие;
- в полном расследовании по делам,по которым предварительное следствие не обязательно.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельностьпрокуратуры в РФ является Закон “О прокуратуре от 17 ноября 1995 г. сизменениями и дополнениями.”
Прокурорский надзор — один из важнейших методов охранения законности. Отего успешного проведения во многом зависит процесс построения правовогогосударства в республике, поскольку законность — неотъемлемый, если не основнойего атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура — единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируетсяКонституцией РФ и Законом РФ “О прокуратуре”. В нем подробно разъясняются общиеположения об органах прокуратуры, дается определение органам прокуратуры, ихместо в системе государственных органов, правовые основы деятельностипрокуратуры и ее основные направления. В отдельном разделе Закона “Опрокуратуре” рассматривается тема надзора за исполнением законов органами,осуществляющими предварительное следствие и дознание. Полномочия прокурора приосуществлении надзора за соблюдением законности должностными лицами прираскрытии преступления и за охранной прав и свобод человека и гражданина.
Реализация полномочий прокурора направлена на то, чтобы не были нарушеныправа и законные интересы участников уголовного процесса и других граждан; ниодно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившеепреступление, не избежало уголовной ответственности; задержание граждан поподозрению в совершении преступлений производилось только в порядке и пооснованиям, которые установлены законом; чтобы никто не подвергался необоснованному привлечению к уголовной ответственности.
Нок сожалению, прокурорский надзор далеко не всегда обеспечивает своевременноевыявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Зачастую ссогласия прокуроров принимались решения об отказе возбуждении и прекращении делс применением мер общественного воздействия без учета реальных возможностей ихосуществления. Нередко такие решения принимались в целях улучшениястатистических показателей и выполнения плана.
Вступивши в законную силу новый УК РФ и УПК РСФСР с внесенными в негоизменениями и дополнениями потребовали изменения организации прокурорскогонадзора за расследованием и раскрытием преступлений, а также за лицами,производящими дознания, и предварительное следствие.
“Допускается применение незаконных методов расследования, некоторыепрокуратуры районного звена не выполняют свои профессиональные обязанности о своевременнойотмене незаконных постановлений следователей и дознавателей, не проявляютнастойчивости и принципиальности в привлечении начальников следственныхподразделений и органов дознания к ответственности за ненадлежащий контрольдеятельности подчиненных им следователей. Недостаточно используются возможностипрокурорского надзора в повышении эффективности оперативно-розыскной работы прираскрытии преступлений. В некоторых прокуратурах отсутствует четкая системанадзора и контроля, вдумчивый анализ состояния законности при расследованииуголовный дел”[3].
Прокурорский надзор является гарантией соблюдения законов, наказаниялиц, совершивших преступления, предупреждения совершения новых преступлений, новажно как и внесение изменений в закон, так и более важно его исполнение.Многие законодательные акты, которые усовершенствуют систему прокурорскогонадзора остаются только на бумаге и не исполняются должнымилицами.
В своей дипломной работе я постаралась раскрыть все задачи стоящие передпрокурором в этой отрасли прокурорского надзора, все проблемы связанные с этойдеятельностью. Сделать вывод о правильности четкого и строго контроля заорганами дознания и предварительного следствия.
Списокиспользованной литературы:
1 КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г. М.1997
2 Комментарийк Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г., М., Юр.лит. 1995
3 Уголовно-Процессуальный Кодекс РСФСР.,М., Юр.лит., 1997
4 Комментарий кУголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., Спарк,1995
5 Уголовный кодекс РФ. от 13 июня1996г. М.,1998
6 Федеральный Закон РФ “Опрокуратуре РФ” от 29 января 1993 г. (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ1995г. №47 Ст.4472
7 Федеральный Закон “О внесенииизменений и дополнений в закон “О прокуратуре РФ”. №168 от 17 ноября 1995г//Российская газета 5 декабря 1995
8 Приказ Генерального прокурора РФ№33 от 30 июля 1992г. “О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приемаграждан в органы прокуратуры РФ” // Российская газета 21 августа 1992г.
9 Приказ Генерального прокурора РФ№31 от 18 июня 1997г. “Об организации прокурорского надзора за предварительнымследствием и дознанием”// Российская газета. 10 августа 1997
10 Приказ Генерального прокурора РФ№7 от 11 марта 1992г. “О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона РФ“О прокуратуре РФ”//Российская газета. 5 апреля 1992.
11 Приказ МВД России № 386 от 16октября 1992г. “О мерах по укреплению подразделений дознания исовершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствиене обязательно”//Российская газета. 10 ноября 1992.
12 Примерное положение оборганизации работы специализированных подразделений дознания милицииобщественной безопасности. Приложение к приказу МВД России № 368 от 16 октября1992г.// “Вопросы расследования преступлений”, справочное пособие 2-еиздание., М., 1997.
13 Собрание Законодательства РФ.1995г. № 47. Ст.4472.
14 Уголовно-пр оцессуальное правоРФ/ Под ред. Лупинской П.А. Москва. 1997. С. 64
15 Акты прокурорского надзора/Подред. Скуратова Ю.И. М., 1997. С.63
16 Беркович Е.Ф. Прокурорский надзорза исполнением законов, М: Экспертное бюро 1998. С.73
17 Басков В. И. Курс прокурорскогонадзора, М., 1998. С.45
18 Жалин Н.В. Прокурорский надзор запредварительным расследованием уголовных дел, М., 1980. С.55
19 Ковалев М.А. Прокурорский надзорза обеспечением прав личности при расследовании преступления, М., 1981. С.84
20 Бакаев Д.М. Надзор прокурора зарасследованием уголовных дел, М.,1980. С.54
21 Соломичев В.И. Прокурорскийнадзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание ипредварительное следствие, М.,1997. С.34
22 Правоохранительные органы РФ.М.: Щит. 1999. С.83
23 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительныеорганы, М., 1997. С.59
24 Божьев В.П. Правоохранительныеорганы РФ, изд. М., Спарк, 1997. С.17
25 Мартинович И.И. Наше правосудие,Мн.,1983. С.56
26 Вопросы расследованияпреступлений. Справочное пособие. 2-е издание, М.,1997. С.41
27 Наумов А.В. Дознание ипредварительное следствие. М., Бек. 1995. С.48
28 Болдырев Ю.Д. Прокурорсий надзорза органами дознания. М., Юр.лит., 1994. С.77
29 Козлов Ю.М. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами дознания и предварительного следствия,М., 1996.
30 Архив прокуратуры Кузнецкогорайона г.Новокузнецка. Наряд № 15-2/99г.