Реферат по предмету "Уголовное право и процесс"


Cудебная психолого-психиатрическая экспертиза

Содержание.
I. Содержание
II. Введение
III. Комплексная судебная психолого-психиатрическая
экспертиза
1. Связь КСППЭ с другими науками и областями
знаний.
2. Преимущества комплексной судебной психолого-
психиатрической экспертизы (КСППЭ).
3. Предмет, объекты и основные задачи КСППЭ. 4. Назначение КСППЭ.
5. Источники и правила сбора фактической
информации. Права и обязанности экспертов.
6. Производство КСППЭ. Функции, роли и принципы взаимодействия экспертов-психиаторов и экспертов-психологов.
IV. Заключение
V. Сноски
VI. Список использованной литературы

Введение.
В начале 70-х годов в области судебной экспертизы возникло новое направление, основывавшееся на достижениях и исследованиях психиатриии и психологии – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Она сочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования.
1. Связь КСППЭ с другими науками и областями знаний.
Возникновение комплексных экспертиз – закономерный результат научно-технического прогресса. В ходе развития научных знаний дифференциация и интеграция наук диалектически взаимосвязаны. Первый процесс непрерывно приводит к все более узкой специализации научных знаний. Второй вызывает постоянное взаимодействие их различных областей, определяет взаимное проникновение и синтез наук.
Возникающие на стыках наук новые отрасли знания, различаясь своими предметами и методами, средствами плзнания, как правило, остаются связанными с базовыми науками напрвленностью на общий объект, который в результате исследуется все глубже и разностороннее. Известно, что такое изучение одного и того же объекта методами различных наук представляет собой комплексный метод исследования, комплексный подход к изучаемому объекту.
Одну из самых сложных и ответственных проблем современной науки составляет проблема человека. Особое значение она имеет для юриспруденции, использующей при разработке своих научных положений достижения различных уровней знания о природе человека: от молекулярно-биологического до социально-психологического. К наиболее распространенной процессуальной форме использования этих знаний относится судебная экспертиза.
Динамика экспертных наук отражает общие тенденции развития соответствующих областей «материнских знаний». Их дифференциация, появление новых методов исследования сопровождаются и расширением числа судебных экспертиз. Противоположная тенеденция, выражающаяся в интеграции экспертных наук, привела к новой методологической разновидности и процессуальной форме применения экспертных знаний – к комплексным судебным экспертизам. Их основное содержание составляет решение пограничных проблем методами смежных экспертных наук. 1
В ряду наук о человеке видное место занимают психология и медицина. Особенно следует отметить такие конкретные науки, как психиатрия и медицинская психология. Общим объектом их научного изучения является психика человека, причем одна из ветвей медицинской психологии – патопсихология, как и психиатрия, исследует в основном психическую патологию. Именно на стыке экспертного приложения психиатриии и психологии в начале 70-х годов во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского возникла комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ).
2. Преимущества комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).
КСППЭ – это наиболее эффективная процессуальная
форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного).
КСППЭ обладает основными достоинствами каждой из базовых экспертиз. Как и и при судебно-психиатрической экспертизе, при КСППЭ эксперты компетентны оценивать нозологическую приролду и степень выраженности психических отклонений, распознавать их патологический или неболезненный характер. Однако, в отличие от судебно-психиатрической экспертизы, устанавливающей лишь наличие или отсутствие принципиальной способности лица к волеизъявлению, рефлексии и правильному психическому отражению, КСППЭ позволяет более дифференцированно определять конкретную меру проявления этой способности у лиц с болезненными «пограничными» психическими отклонениями в зависимости от актуального созревания личности, ее структурно-динамических и содержательных особенностей, наличия ситуационных эмоциональных сдвигов (реакций).
Но КСППЭ не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопаталогических факторов, раскрыть их системные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность.
3. Предмет, объекты и основные задачи КСППЭ.
Судебно-психиатрическая и судебно-психологоическая экспертизы в общей классификации экспертных наук относятся к одному классу и рассматриваются в качестве пограничных родовых экспертных дисциплин. Это определено единой направленностью этих наук на исследование особенностей психического функционирования человека.
Специфику предмета судебно-психиатрической экспертизы образуют устанавливаемые в экспертном исследовании фактические данные о патологических отклонениях в психическом функционировании лица и выяснене их влияния на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свои действия, прежде всего – инкриминируемые ему деяния.
Также, специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного исследования на установление эффекта взаимодействия болезненных и не болезненных психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица в интересующий следователя момент. 2
КСППЭ не только частично включает в себя содержание предметов родовых базовых экспертиз, но и существенно отлтчается от них возможностью исследования системных качества психики, что повышает полноту, надежность и точность экспертных выводов.
КСППЭ необходима для надежной оценки результатов влияния возрастного, эмоционального и личнностного факторов на психическое отражение и регуляцию у лиц с «пограничными» вариантами психического здоровья, так как вопрос о системном взаимодействии предпатологического фона и перечисленных психологических причин остается актуальным и в этих случаях.
В теории судебной экспертизы под объектами экспертизы понимают закрепленные в материалах дела предусмотренные уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством источники информации. Источниками информации в КСППЭ могут быть как сами субъекты, так и данные о состоянии их психической сферы, поведении, полученные из других процессуальных источников. В качестве таковых могут быть названы показания иных свидетелей, потерпевших или соучастников обвиняемого, справки, истории болезни, другая медицинская документация, служебные характеристики, акты предшествующих экспертиз, протоколы следственных экспериментов, приобщенные к делу письма, дневники, рисунки. К объектам КСППЭ должны быть отнесены и те материалы дела, которые раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития обвиняемых, потерпевших или свидетелей, ситуацию их криминального или виктимного поведения, условия и факторы, влияющие на их поступки.
4. Назначение КСППЭ.
Назначение любой судебной экспертизы является потребность в специальных познаниях при решении вопросов, имеющих значение для дела. Поэтому первое условие обоснованного выбора КСППЭ – правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психиатра и медицинского психолога в каждом конкретном случае.
Второе условие – установление необходимости применения специальных знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы.
Третье условие обоснованного назначения КСППЭ – адекватное решение вопроса о необходимости одновременного совместного обсуждения и интегративной оценки результатов примернения специальных психологических и психиатрических знаний. При отсутствии такой необходимости по делу назначаются последовательно проводимые судебно-психиатрическая и судебно-психололгическая экспертизы, т.е. используется комплекс экспертиз, а не КСППЭ.
При решении вопроса о назначении КСППЭ, кроме перечисленных содержательных признаков, должны быть приняты во внимание также степень сложности решемых задач, их общая правовая значимость. Другими словами, должно быть учтено наличие дополнительных обстоятельств, делающих необходимым проведение максимально полных, всесторонних исследований. Именно такими преимуществами обладает комплексная экспертиза.
Четвертое условие – обязательность исключения вопросов, требующих сугубо правовых оценок, например наличие в действиях лица умысла, в мерах наказания с учетом особенностей его личности, нравственном облике, мотивах, целях инкриминируемых деяний.
И, наконец, пятое условие обоснованности назначения КСППЭ – постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции эксперта, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту КСППЭ. 3
На современном этапе развития КСППЭ к этому кругу вопросов относятся следующие:
1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, перенесших нервно-психические вредности и имеющих признаки пограничной психической паталогии, выяснение их влияния на поведение в интересующий следователя и суд момент.
2. Установление у лиц с признаками психической паталогии или перенесших нервно-психические вредности вида из глубины эмоциональных реакций в интересующий следователя и суд момент.
Необходимость в назначении КСППЭ эмоциональных
состояний может возникнуть тогда, когда у следователя
и суда возникает предположение, что эти состояния могли
повлиять на способность субъекта преступления в полной
мере сознавать значение своих действий или руководить
ими.
3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и опрдедление, в какой мере они способны руководить ими. Основанием для назначения экспертизы в этих случаях являются симптомы замедленного психического развития несовершеннолетнего.
4. Установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, перенесших те или иные нервно-психические вредности и обнаруживающих признаки психической патологии, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Здесь основанием для экспертизы может быть наличие внешних условий, затрудняющих восприятие и осмысление определенных событий.
5. Установление спосоности малолетних и несовершеннолетних и иных потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих признаки психических отклонений или перенесших нервно-психические вредности, правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление.
Основанием для назначения экспертизы является
пассивное поведение потерпевшей в период изнасилования,
неадекватное ее отношение к случившемуся, заявление о
применении обвиняеым средств психологического давления,
о наступившем изменении состояния, лишавшем
возможности оказывать сопротивление.
6. Установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и возможных причин возникновения этого состояния. Назначением экспертизы является наличие фактических данных о конфликтной обстановке или, наоборот, внешней безмотивности суицидального поступка, признаков изменения поведения суицидента, о проявлениях у него накануне содеянного и в прошлом подавленности, отчаяния, замкнутости и внутренней растерянности. 4
5. Источники и правила сбора фактической информации.
Права и обязанности экспертов.
Cведения об объекте КСППЭ – обвиняемых, свидетелях и потерпевших – могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном исследовании названных лиц в экспертном учреждении, в кабинете следователя или суде; либо посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертного, о его личности, характере, индивидных и индивидуальных свойствах в разные периоды жизни.
Второй путь имеет особенно важное экспертное значение. Он позволяет всесторонне и объективно рассмотреть целостную динамику психического состояния и личности подэкспертного, в том числе в самый существенный для дела момент – при совершении преступногодеяния.
В некоторых случаях без материалов уголовного дела экспертная оценка психического состояния исследуемого в момент криминала в принципе невозможна. Так, при патологическом аффекте и других временных болезненных расстройствах психики, тяжелых черепно – мозговых травмах в момент совершения преступления, в силу имевшего место нарушения сознания и явления ретроградной амнезии лицо не способно воспроизводить содеянное и свое состояние в период его совершения. По существу составить мнение о не эксперты могут только на основании показании свидетелей или потерпевших.
Для КСППЭ особую ценность имеют показания свидетелей, потерпевших, самого обвиняемого, его соучастников, медицинские характеристики, акты ранее проводимых экспертиз протоколы следственных экспериментов, приобщенные к делу письма и т.п.. Оценка личности является обязательным, основополагающим моментом любой КСППЭ.
Напрвляя материалы уголовного дела на КСППЭ, следователь прежде всего должен позаботиться о достаточно полном освещении в них возможно большего числа субъективных отношений личности: к себе, к близким, к окружающим, к работе, к досугу, к содеянному и т.д.
Раскрывать личность в материалах уголовного дела необходимо посредством изложения основных деятельностей подэкспертного, системы его доминирующих отношений, типичных поступков в тех или иных ситуациях, актуализирующих определенные мотивы.
Только при достаточно полном отражении фактических данных следователем в материалах дела, правильном извлечении и верной интерпретации их экспертами можно установить действительную истину по делу. Поэтому при недостаточном раскрытии личности исследуемого в материалах дела эксперт может и должен поставить вопрос о необходимых дополнениях, указав, какие именно сферы личности нуждаются в уточнении.
Особый экспертный интерес и практическую важность для КСППЭ представляют неофициальные личные документы и продукты творчества исследуемых : дневники, заметки, записные книжки, письма, стихи, проза, мемуары, рассказы, рисунки, наиболее полно раскрывающие их внутренний мир. Они нередко служат лучшими информативными источниками, проливающими свет на особенности психического состояния исследуемого накануне или в момент самоубийства, позволяют понять его причины.
Всю перечисленную информацию, имеющую важное значение для КСППЭ, эксперты могут получить тольео в виде соответствующим образом оформленных материалов уголовного дела и только через следователя (суд)
При невозможности дачи заключения эксперты в письменной форме сообщают об этом органу, назначившему КСППЭ. Это составляет одну из форм выполнения экспертами-психиатрами или экспертами-психологами их основной процессуальной обязанности – осуществлять полное, всестороннее, основанное на достижениях передовой науки исследование психики подэкспертного и дать объективные, достоверные ответы на поставленные следователем, судом вопросы в строгом соответствии со своей экспертной компетенцией, действительным состоянием психики исследуемого в момент освидетельствования и материалами уголовного дела, характеризующими психическую сферу подэкспертного.
6. Производство КСППЭ.
Функции, роли и принципы взаимодействия
экспертов-психиаторов и экспертов-психологов.
Юридическим основанием производства КСППЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы.
В постановлении (определении) о назначении КСППЭ указывается учреждение, которму поручено её производство. В случае, когда производство КСППЭ поручается нескольким учреждениям, указывается, какое из них является ведущим – осуществляющим организацию производства экспертизы и координацию проводимых специалистами исследований.
При производстве КСППЭ в одном учреждении экспертные исследования поручаются соответствующим психиатрическим и психологическим подразделениям с указанияем ведущего подразделения. Его руководитель осуществляет координацию проводимых исследований и назначает ведущего эксперта. При производстве КСППЭ несколькими учреждениями комиссия экспертов формируется руководителем редущего учреждения. Он же назначает ведущего эксперта.
Выделяются следующие периоды КСППЭ:
1. В подготовительный период эксперты знакомятся с материалами уголовного дела, обсуждают поставленные перд ними вопросы, уточняют их суть, определяют конечные цели и частные задачи исследования, намечают его общий план, последовательность выполнения отдельных методик, устанавливают функции каждого эксперта. Подготовительный период завершается принятием общей, согласованной программы исследований.
2. Исследовательский период КСППЭ состоит из двух этапов: предварительного и основного. В зависимости от выполнения того или иного этапа роли и функции экспертов-психологов и экспертов-психиатров различаются.
Главным содержанием предварительного этапа исследовательского периода составляет квалификация психического состояния подэкспертного, и установление его вменяемости. Исследование начинается с выдвижения диагностических «экспертных гипотез». Инициатива и прерогатива их формулирования здесь принадлежит эксперту-психиатру. 5
Основной принцип взаимодействий экспертов-психологов и экспертов-психиатров на предварительном этапе состоит в последовательной смене функций и передаче обязанностей по достижению тех или иных промежуточных экспертных задач на пути к конечной цели КСППЭ.
Более активную и важную роль играет эксперт-психолог в решении другой первоначальной задачи КСППЭ – измерении глубины психической патологии, тех или иных психических особенностей, выяснении их влияния на отражательные, рефлексивные и регулятивные, волевые психические процессы и функции. Обмениваясь информацией с другими членами экспертной комиссии, сопоставляя и указывая ее с критериями вменения, выявленными экспертами – психиатрами, эксперт – психолог существенно способствует правильному решению вопроса.
Основной этап исследовательского периода. Главная цель и содержаниеосновного этапа исследования – разработка и содержание промежуточных выводов КСППЭ. Эксперт-психиатр и эксперт-психолог формулируют их отдельно. После формулирования промежуточных выводов КСППЭ вступает в третий, заключительный период. Он в свою очередь условно распадается на два этапа: окончательное соотнесение, анализ и синтез промежуточной информации и формулирование на этой основе окончательных синтетических интегративных выводах, являющимся ответом на поставленные экспертам вопросы.

Сноски.
1. Судебная медицина, «Юридическая литература», Москва, 1974 г.
2. Кудрявцев,М.А. «Судебная психолого-психиатрическая экспертиза». «Юридическая литература». Мфосква, 1988 г.
3. По материалам «Судебной психолого – психиатрической экспертизе».
4. По материалам о «Комплексной судебной психолого – психиатрической экспертизе».
5. «Судебная медицина». «Юридическая литература». Москва,1974 г.
и
Список использованной литературы.
1. М.А.Кудрявцев .«Судебная психолго-психиатрическая экспертиза». «Юридическая литература». Москва. 1988.
2. «Экспертизы в судебной практике». Изд-во при Киевском университете. 1987 г.
3. Е.В.Виноградов «Экспертизы на предварительном следствии». «Госиздат». Москва 1959 г.
4. Р.С. Белкин «Криминалистика». МГУ. Москва, 1995 г.
5. Я.Л. Яковлев и др. Душанбе, 1989 г «Подготовка и направление следователем материалов на криминалистическую экспертизу.»
6. «Судебная медицина». «Юридическая литература»Москва, 1974 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.