Введение
Терроризмявляется одной из наиболее опасных проблем ХХI века. Для достижения своих целейтеррористы, путем совершения террористических актов (взрывов, захватовзаложников и т.п.): запугивают мирных жителей, создают атмосферу страха инеуверенности в завтрашнем дне, влияют на общественное мнение и борются заизменение политики стран мира. В глобальности современного терроризма изаключается основное отличие от явлений века ХIX и начала ХХ. Сегодня невозможнорешить эту проблему в рамках одной страны, поступательное развитиеинформационных технологий позволяет в режиме реального времени передаватьинформацию о террористических актах по всему миру, преодолевать любыегосударственные границы, а значит, позволяет террористам достигать свои цели.
Послетеррористических акций в Нью-Йорке и Вашингтоне была создана международнаякоалиция по борьбе с терроризмом, т.к. задачей любого государства являетсяобеспечение мира, спокойствия и свободного развития своих граждан, то в еёсостав вошло абсолютное большинство государств мира. Антагонизм ситуациикроется в громадном экономическом и социально — политическом разрыве междуразвитыми и развивающимися странами. Как же решить данную проблему? Опыт такихстран, как США и Израиль показывает, что победить терроризм силовыми методаминевозможно. Другой метод – ликвидация причин терроризма: бедности, социальногонеравенства, агрессии более успешных сообществ в отношении менее успешных. Насегодняшний день, в силу нехватки ресурсовудовлетворить потребности каждого человека, сохраняя текущий уровень ихрасходования в развитых странах, представляется невозможным. Если решитьпроблему невозможно, нужно хотя бы преодолеть её негативные последствия, т.е.предотвращать террористические акты и наказывать террористов. В этой связи становится актуальнойдеятельность правоохранительных органов, а значит и совершенствованиезаконодательной базы. Для четкого понимания основных принципов рассматриваемоговопроса важно грамотно сформулировать понятие терроризма.
Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работыявляется анализ российского и международного законодательства на предметопределения понятия терроризма, его историко – правовая характеристика, а такжевыделение некоторых проблем связанных с терроризмом.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили трудыотечественных юристов по уголовному праву. Информационную основу составилинормативно – правовые акты по даннойтематике.
Объектом исследования является терроризм как социально– правовое явление.
Предметом исследования стало определение уголовно –правовой характеристики терроризма.
Новизна исследовательской работы заключается в комплексном исследованииэффективности российского и международного опыта уголовного законотворчества врамках борьбы с терроризмом.
Структура и объем курсовой. Курсовая работа включает в себявведение, три главы, вывод и список использованных нормативных актов илитературы, включающих 11 наименований.
Исследование изложено на 28страницах машинописного текста.
Во введении обозначены цели изадачи работы, отношения, исследуемые по теме, а также обоснована актуальностькурсовой работы.
В первой главе дается характеристикатерроризма с исторической и уголовно — правовой стороны. Проводится анализроссийского и международного законодательства.
Вторая глава посвящена проблематикеприменения законодательства по борьбе с терроризмом.
В третьей главе рассматриваютсянекоторые практические аспекты в связи с опасностью проведения террористическихактов.
В заключении обозначены основныесодержательные выводы полученные в результате исследования.
Глава 1.Характеристика терроризма
1.1. Историко – правовая характеристика
Понятия «терроризм» и«террорист» появляются в конце ХVIII в. В одном из словарей говорится, чтоякобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе –и всегда с положительным смыслом. Однако уже в ходе Великой французскойреволюции слово «террорист» приняло оскорбительный оборот, превратившись всиноним слова «преступник».
Вдореволюционной России употреблялось слово «террор», как убийствогосударственных деятелей, которые воспринимались террористами, как политическиепротивники.
Эти понятия зачастуюидентифицируются и употребляются, как синонимы не только в обиходе, но и внаучной литературе. В переводе с латинского слово террор означает«страх», «ужас», а значит практически любой акт насилия,убийства, захвата заложников можно отнести к категории террористического,поскольку этот акт преследует цель кого-то устрашить, запугать, повергнуть вужас. В данном случае понятия «террор» и «терроризм»являются вполне идентичными по своему смысловому значению. Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение)имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями,которые могут, как нельзя лучше отразить суть терроризма.
В словарях«террор» определяется как «физическое насилие, вплоть дофизического уничтожения, по отношению к политическим противникам». ВТолковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, нацеленностьтерроризма — устрашать смертью, казнью, насилием. Трактовка В.И. Далем слова«терроризм» ближе к современному понятию «терроризировать»:1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физическогоуничтожения; 2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями,расстрелами и т.п. Такие определения также не позволяют четко разграничитьтакие понятия как «террор» и «терроризм».
Многие российские ученыепытались внести ясность в этот вопрос. С.А. Эфиров считает, что понятиетерроризма в широком смысле можно употреблять как объединяющее нелегальнуюподрывную деятельность, все виды государственного террора, террористическойполитики и геноцида, а в узком смысле — в отношении нелегальных террористическихактов.
Известный криминолог Ю.М.Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, таки отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различениикриминологического (более широкого) и уголовно — правового понятий терроризма.С этой точки зрения представляется возможным выделить такие виды терроризма какполитический, государственный, религиозный, националистический, военный,криминальный, корыстный и т.д.
Под террором Ю.М. Антонянпредлагает понимать: «реализацию терроризма в течение достаточно длительноговремени, на значительной территории и в отношении большого количества людей»1.
В.И. Замковой и М.З. Ильчиков предлагают различатьтерроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, ипо «адресату» такого террористического акта. С этой точки зренияболее правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическимсилам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивныйаппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то естьобъективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие жетерроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающимпротив официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной вконфликте.
Кроме того, Замковой иИльчиков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогдакак терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная формареализации.
В большинстве случаев влитературе террор понимается как одна из разновидностей терроризма.
Наиболее предпочтительнойпредставляется позиция В.П. Емельянова, который предлагает отличать террор оттерроризма по следующим признакам:
Террор, в отличие оттерроризма, не одноразово совершаемый акт или серия подобных актов, он носитмассовый характер, воздействуя на неограниченно большой круг лиц, состоящий нетолько из политических противников, но и случайно подвернувшихся людей,стремится к достижению повиновения всей массы населения на данной территории;
Террор применяетсясубъектами, которые обладают официально установленной (выборным путем, путемвоенной интервенции) властью над определенным социальным контингентом;
Террор — социально-политический фактор действительности, в то время как терроризм — явление уголовно-правового свойства. По мнению В.П. Емельянова, террор итерроризм — разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствийдля общества, которые они могут причинить.
В России наиболее бурнотерроризм стал проявляться в 90-х годах ХХ в. В условиях недостаточнойэкономической, политической, национальной стабильности, в условиях становленияновой государственности терроризм стал одним из наиболее часто применяющимсяинструментом воздействия преступных групп на общество и государство, а также наотдельных граждан.
В УК РСФСР, действовавшем натерритории РФ до 1994 г. существовало понятие только террористического акта, всвязи с ведением Россией первой Чеченской контр-террористической операции, в 1994 году были внесены изменения,упоминающие в качестве преступления терроризм.
В 1996 году был принятУголовный Кодекс Российской Федерации в котором в ст.205 было определенонаказание за «терроризм».
Концепцией Национальнойбезопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17декабря 1997 № 1300 терроризм признается одним из явлений, представляющихнациональную угрозу. В связи с этим возникла необходимость в разработке ипринятии законодательного акта, которым были бы урегулированы вопросы,определяющие правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядоккоординации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,общественных объединений и организаций независимо от форм собственности,должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности граждан в связис осуществлением борьбы с терроризмом. Таким законодательным актом сталФедеральный Закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
На международном уровнеРоссийской Федерации по наследству от бывшего СССР перешли различные конвенциипо борьбе с терроризмом во всех его проявлениях, это обогатилоправоприменительную практику, способствовало формированию национальногозаконодательства по борьбе с терроризмом.
В связи с произошедшими в2004 году террористическими актами в Северо — Осетинском городе Беслан, былпринят новый Федеральный Закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействиитерроризму», дающий определение терроризму, регламентирующий порядок применениявооруженных сил в борьбе с этим явлением и т.д.
В этой связи рассмотримболее подробно уголовно — правовые аспекты данной тематики и проанализируемситуацию с законодательством о противодействии терроризму на сегодня.
1.2. Уголовно –правовая характеристика
В России в 2004 г. было зарегистрировано 265актов терроризма. Данное преступление обладает весьма высокой степенью общественной опасности, т.к. приводит к многочисленным жертвам и разрушениям. Очень важно четкопредставлять объективные и субъективные признаки терроризма и отграничивать его отсмежных преступлений.
Терроризм как преступление имеет, как и любое преступление вообще,четыре элемента:
- объект;
- объективную сторону;
- субъект;
- субъективную сторону.
Объектомпреступления является общественная безопасность,затрагивающая интересы широкого круга юридических и физических лиц. Общественная безопасность представляет собойсовокупность общественных отношений, в рамках которой осуществляется безопасная жизнедеятельность общества, граждан нормальная деятельностьучреждений, предприятий.
Объективная сторонапреступлениязаключена в деянии, которое находит свое выражение вразличных формах действий. Речь идет о совершении взрывов,поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей,причинения значительного имущественного ущерба, либонаступления иных общественно опасных последствий.
Уголовная ответственность за терроризм наступаеттакже и за угрозу совершения названных действий. При этом под угрозой следует понимать не только высказывание, но и совершениедействий, характеризующих угрозу как реальную и действительную.
Наиболее распространенной формой терроризма является совершение взрывов. Вспомним: взрывы домов в Москве,Каспийске, Волгодонске и др.; взрывы в общественных местах — на улицах, остановках общественного транспорта, рынках, например во Владикавказе,Невыномыске, Воронеже; взрывы электричек и метро в Москве и Кисловодске.
Субъективнуюсторонутерроризма составляет вина в форме прямого умысла и цели. Лицо,совершившее акт терроризма, осознаетобщественно — опасный характер своего действия и желает его совершить
Субъект преступления — физическое,вменяемое лицо, достигшее 14 летнего возраста.
Терминологическая неразбериха в нормативномматериале существенно затрудняет уяснение понятия терроризма как такового. Вроссийском уголовном законодательстве понятие, основные принципы,организационные основы, методы борьбы, а также определенные права и гарантиилицам, противодействующим, а также пострадавшим от терроризма даны в ФЗ «Опротиводействии терроризму».
Со значительными ограничениями до 1 января 2007года остается в действии ФЗ «О борьбе с терроризмом».
В хронологической последовательности прогрессотечественного законотворчества налицо:
«Терроризм,то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасностьгибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступленияиных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целяхнарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказаниявоздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершенияуказанных действий в тех же целях»1.
«Терроризм — насилие или угроза егоприменения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение(повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и другихматериальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинениязначительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасныхпоследствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности,устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами властирешений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерныхимущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственногоили общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственнойили иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;нападение на представителя иностранного государства или сотрудникамеждународной организации, пользующихся международной защитой, а равно наслужебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международнойзащитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнениямеждународных отношений»1.
(прим. авт. — не действует)
«Терроризм – идеологиянасилия и практика воздействия на принятия органами государственной власти,органами местного самоуправление или международными организациями, связанные сустрашением населения и (или) иным формам противоправных насильственныхдействий»2.
Проведем аналогию понятий данных в УголовномКодексе и Федеральных Законах. Законодатель решил отойти от позицийперечисления террористических действий. Создал более широкое понятие не стольказуистичного характера (оно уже есть в УК РФ), сколь применимого дляпрактических нужд правоохранительных органов, руки которых до сих пор былисвязаны исчерпывающими формулировками УК РФ и ФЗ «О борьбе с терроризмом».Кроме вышеперечисленных понятий законодатель ввел такие изменения:
— в рамках нового закона, произведеноперераспределение компетенции по определению основных направлений политики попротиводействию терроризму от Правительства РФ к Президенту РФ. ПравительствоРФ – орган коллегиальный, а потому применять основной военный закон –единоначалие, в его рамках, невозможно. Роль Президента РФ в деятельности попротиводействию терроризму повысить согласованность действий федеральныхорганов государственной власти, а также определить компетенцию каждого из них.Это решение очень актуальной проблемы, ведь ни для кого не секрет, что многихчеловеческих жертв можно избежать, при грамотном проведении операций исогласованных действиях служб, уполномоченных для борьбы с терроризмом;
— в рамках нового закона, новеллой являетсяправовое оформление применения Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе стерроризмом на территории России и за её пределами, дается развернутаяхарактеристика этого применения в зависимости от того, где они должныприменяться: в воздухе, на воде или на суше. Большую дискуссию вГосударственной Думе и обществе вызвало положение закона об уничтожениивоздушного судна захваченного террористами. Здесь встает извечный вопрос:«Можно ли для защиты интересов большинства, пренебречь меньшинством?», т.к.закон принят, можно считать, что законодатель ответил на него утвердительно. Ненарушает ли это положение закона ст.2 Конституции РФ, которая гарантирует каждому человеку и гражданину егоправа и свободы, объявляя их защиту обязанностью государства? В ходе обсуждениязаконопроекта в Государственной Думе высказывались предложения при захватетеррористами заложников, в ответ захватывать их родственников, такоепредложение как не гуманное и противное основам сложившегося правопорядка былоотвергнуто. Хватит ли мужества для принятия решения: «об уничтожении воздушногосудна», окажись в захваченном самолете дети или родственники уполномоченныхлиц, ответ на этот вопрос может дать только правоприменительная практика;
— необходимо также отметить, что в отличие от ФЗ «Оборьбе с терроризмом» материальная и социальная защита лиц, осуществляющихборьбу с терроризмом, а также лиц пострадавших от террористических актовпроработана значительно лучше, что любопытно бремя компенсации морального вредажертвам террористических актов, законодатель перекладывает на самихтеррористов;
— законодатель объявляет правомерными действия полишению жизни лица, совершающего террористический акт, фактически ставятеррористов вне закона;
— с 1 января 2007 года вступит в силу ст. 25 ФЗ «Опротиводействии терроризму», устанавливающая вознаграждение за содействие вборьбе с терроризмом. Власти в который раз призывают население бытьбдительными, облекая призыв в норму права, как сложится эта основательноподзабытая форма взаимодействия населения с уполномоченными органами, будетвидно впоследствии.
Уголовно – правовая характеристика терроризма былабы не полной, если бы мы остановились на анализе национальногозаконодательства, в этой связи необходимо вспомнить ФЗ «О противодействиитерроризму»: «Правовую основупротиводействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации,общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договорыРоссийской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы,нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовыеакты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии сними нормативные правовые акты других федеральных органов государственнойвласти».[1]
Вмеждународной классификации терроризм представляет собой тяжкое преступлениепротив человечества. В настоящее время существует 12 универсальных конвенций поборьбе с терроризмом и 7 региональных. Современное международное сообществопока не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработатьвсеобъемлющую конвенцию относительно терроризма, которая содержала бы этоопределение, не увенчались успехом. Отмечается несколько причин невозможностиквалификации терроризма на международно — правовом уровне: различные подходыразных государств к понятию «терроризм»; большое влияние политическогофактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов.
Несмотряна отсутствие общепринятого международно — правового понятия«терроризм», ни у кого, однако, не возникает сомнений, что предметом12 универсальных конвенций является борьба с проявлением, одного и того жеявления — совершения незаконных насильственных актов, сопряженных с устрашениеми с запугиванием населения.
Вмеждународно — правовой литературе встречаются мнения, согласно которым затеррористическими деяниями отрицается разнообразие форм. «В различныхисточниках к актам международного терроризма относят: захват заложников,пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а такженезаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особоймеждународной опасности, распространенности и многообразия форм совершения дляборьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их вотдельные преступления международного характера. Такая точка зрения не получилаподдержки среди экспертов ООН и других международных организаций, занимающихсясистематизацией конвенций по борьбе с международным терроризмом.
РоссийскаяФедерация является участником 10 универсальных соглашений по борьбе стерроризмом и 2 региональных. Еще 2 универсальных соглашения были подписаныРоссийской Федерацией, и в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о правемеждународных договоров она должна воздерживаться от действий, которые лишилибы такие договоры объектов и целей. Следует отметить, что подавляющее большинствоуниверсальных конвенций по борьбе с терроризмом перешли к Российской Федерацииот Советского Союза в порядке правопреемства.
Такимобразом, большая часть существующих универсальных конвенций по борьбе стерроризмом была разработана и принята в 70 — 80-е годы прошлого столетия.
Морская безопасность
Вмарте 2001 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о борьбе снезаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства(1988) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными противбезопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (1988). Данныесоглашения были разработаны в рамках Международной морской организации ипризваны усилить безопасность на морских судах и стационарных платформах путемкриминализации деяний, способных отрицательно отразиться на безопасностиморского судоходства: совершение актов насилия, телесные повреждения илиубийства лиц на морском судне или стационарной платформе, незаконный захват илинезаконное осуществление контроля, разрушение морского судна или стационарнойплатформы, разрушение навигационного оборудования, сообщение ложных сведений сцелью создания угрозы безопасности морскому судну или стационарной платформе.
Всоответствующих статьях Конвенции и Протокола содержится требование,адресованное государствам — участникам, предусмотреть в национальном уголовномзаконодательстве данные составы преступлений.
Несмотряна то что Россия стала участником этих соглашений совсем недавно, ее уголовноезаконодательство в целом охватывает данные виды преступных деяний. Терроризм(ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)), угон воздушногосудна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211УК РФ), пиратство (ст. 227 УК РФ), приведение в негодность транспортных средствили путей их сообщения (ст. 267 УК РФ) — все это составы преступлений УК РФ,которые позволяют привлекать к уголовной ответственности лиц, создающих своимидействиями угрозу безопасности морскому судоходству и функционированию стационарныхплатформ. Статья 205 УК РФ (терроризм) вообще самая всеохватывающая по своемуобъему. Фактически любое противоправное деяние (нападение, насилие, сообщениеложных сведений или разрушение навигационного оборудования), содержащееся вКонвенции и Протоколе, может подпадать под ее действие при условии, что ононаправлено на подрыв общественной безопасности, устрашение населения илиоказание воздействия на органы власти. Именно так следует понимать слова«иные действия», присутствующие в тексте данной статьи.
Единственное,что хотелось бы отметить, — в УК РФ отсутствует упоминание о стационарныхплатформах, что неудивительно, поскольку в момент принятия Уголовного кодексаРоссия не была участником Протокола. В статьях 211 (угон воздушного судна иливодного транспорта) и 227 (пиратство) речь идет только о морских судах,представляющих собой другой объект. Кроме того, статья 211 УК РФпредусматривает наказание за действия, представляющие собой угон или захват сцелью угона воздушного или морского судна, что неприменимо к стационарнымплатформам.
Всвязи с ратификацией Протокола 1988 г., необходимо включить в УК РФ некоторыесоставы преступлений, такие, как незаконный захват и осуществление контроля надстационарной платформой. В этом случае стационарные платформы будут защищены отнападения и захвата наравне с морскими судами.
Следуетотметить, что в соответствии с нормами международного права УК РФ действует настационарных платформах Российской Федерации независимо от наличия в немспециальных составов преступлений, относящихся к ним. Статья 60 Конвенции ООНпо морскому праву гласит, что прибрежное государство осуществляетисключительную юрисдикцию над морскими платформами и установками, что означаетраспространение соответствующим государством своего национальногозаконодательства на них, включая и уголовное, в полном объеме. То есть нужноставить вопрос только о включении в УК РФ некоторых составов преступлений,предусматривающих наказание за совершение противоправных действий настационарных платформах.
Воздушная безопасность
70и 60-е годы ХХ в. были отмечены участившимися случаями захвата воздушных судови совершением иных противоправных актов на их борту. В результате международноесообщество отреагировало разработкой и принятием 3 универсальных конвенций, нацеленныхна укрепление безопасности на гражданских воздушных судах: а) Токийскаяконвенция о преступлениях и некоторых других незаконных актах, совершаемых наборту воздушных судов (1963); б) Гаагская конвенция о борьбе с незаконнымзахватом воздушных судов (1970); в) Монреальская конвенция о борьбе снезаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации(1971).
Нарядус воздушными судами местом совершения противоправных актов стали аэропорты.Поэтому возникла необходимость распространить и на них действие норммеждународного права, что выразилось в принятии Римского протокола о борьбе снезаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международнуюгражданскую авиацию, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации (1988).
Всеперечисленные документы были ратифицированы в свое время Советским Союзом.Соответственно, Российская Федерация продолжает оставаться их участником впорядке правопреемства.
Чтокасается их заимствования в российском законодательстве, то дело обстоитследующим образом. Фактически только статья 211 УК РФ «Угон воздушногосудна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»напрямую связана с положениями международного соглашения. Ее юридическимисточником является Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов(1970). Монреальская конвенция 1971 г. и Римский протокол 1988 г. не нашлисвоего прямого выражения в УК РФ. Это, по всей видимости, связано с тем, чтосовершение актов насилия на борту воздушного судна и в аэропорту, помещение навоздушном судне устройства, могущего вызвать разрушение, уже подпадают подсоответствующие статьи УК РФ (в частности, «Терроризм» — ст. 205), ипоэтому законодатель не стал выделять их в отдельные составы преступлений. Приэтом необходимо принять во внимание один момент — статья 205 будет действоватьтолько в том случае, если эти действия совершены в целях нарушения общественнойбезопасности и устрашения населения, что является признаком субъективнойстороны этого преступления. При отсутствии признаков данной субъективнойстороны ответственность должна возникать по УК РФ, предусматривающему наказаниеза преступления против личности, или по статье 267 «Приведение внегодность транспортных средств». Указанное обстоятельство носит тем неменее чисто гипотетический характер применительно к воздушным судам и может вдействительности иметь отношение только к аэропортам. Как показывает практика,незаконные акты, совершаемые на борту воздушных судов, имеют цельюдестабилизировать прежде всего общественный порядок через устрашениепассажиров. Очень часто совершение этих действий связано с политическимимотивами. Терроризм вообще в значительной степени превратился в политическийфеномен, и мотивы совершения террористических акций тоже в значительной степениполитические. Особенно это относится к преступлениям, направленным противбезопасности воздушных судов.
Вотличие от Римского протокола 1988 г., Монреальской и Гаагской конвенций,Токийская конвенция 1963 г. не содержит требований заимствовать ее положения внациональное законодательство государств — участников. Соответственно меры пообеспечению ее заимствовании должны носить правоприменительный характер:сотрудничество в обмене информацией, экстрадиция или уголовное преследованиелиц, виновных в совершении преступлений на борту воздушных судов в случаеневозможности их выдачи.
Следуетотметить, что это не единственный пример самоисполнимой конвенции, в которойотсутствуют требования предусмотреть ее положения в национальномзаконодательстве государств — участников. То же самое можно встретить и врегиональных соглашениях Российской Федерации: Договор о сотрудничествегосударств — участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999) и Европейскаяконвенция о пресечении терроризма (1977), которые устанавливают режимсотрудничества и взаимодействия между их участниками по таким вопросам, какэкстрадиция, обмен информацией, выполнение запросов о проведении оперативно — розыскных действий, обмен опытом борьбы с террористическими актами и так далее.
Защита ядерногоматериала
3марта 1980 г. в Вене и в Нью — Йорке была открыта для подписания разработаннаяпод эгидой МАГАТЭ Конвенция о физической защите ядерного материала. НормыКонвенции требуют от ее участников установить в национальном законодательствеуголовное наказание за получение, владение, использование, передачу,уничтожение или распыление ядерного материала с целью причинения смерти илисовершение иных противоправных действий: кража, захват или присвоение ядерногоматериала обманным путем, требование о выдачи ядерного материала, угрозасовершения вышеуказанных действий (статья 7). В развитие положений Конвенции вУК РФ была включена часть 3 статьи 205, предусматривающая уголовнуюответственность за посягательство на объекты использования атомной энергии,ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников радиоактивногоизлучения.
Такимобразом, статья 7 Конвенции нашла свое отражение в статье 205 УК РФ отерроризме. Помимо этого в УК РФ содержится также статья 221 «Хищение либовымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»,устанавливающая ответственность за данные деяния в соответствии с положениямиКонвенции 1980 года.
Вцелом можно констатировать, что уголовное законодательство России обеспечиваетзаимствование Конвенции о физической защите ядерного материала 1980 года.
Кроменорм уголовного права заимствование указанной Конвенции в определенной степениобеспечивается Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»N 170-ФЗ от 21.11.95 г. и подзаконными актами, такими, как постановленияПравительства Российской Федерации и приказы Минатома. Указанные нормативныеакты, создавая режим государственного контроля за атомной энергией,обеспечивают заимствование статей 3 и 4 Конвенции, в которых говорится обобязанности государств — участников добиваться безопасности перевозки ихранения ядерных материалов.