ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РФ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: “Незаконное получение и разглашения сведений,составляющих коммерческую или банковскую тайну”
Выполнил: __________________________
__________________________
Проверил: __________________________
__________________________
2003
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc59893362 h 3
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ… PAGEREF _Toc59893363 h 4
ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ… PAGEREF _Toc59893364 h 8
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮИЛИ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ… PAGEREF _Toc59893365 h 10
АНАЛИЗ СТАТЬИ 183 УК РФ… PAGEREF _Toc59893366 h 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. PAGEREF _Toc59893367 h 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc59893368 h 27
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа написана на тему «Незаконное получениеи разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну». Основнымисточником ее написания явились книга Клебанов Л.Р. с одноименным названием(«Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую илибанковскую тайну») и Корчагина А.Г, Иванова А.М, и Щербакова А.В.«Экономические преступления», хотя использовались и другие источники. В работеподробно проанализирована ст. 183 УК РФ, а также другие нормативно-правовые акты,в которых дается понятие «коммерческая (банковская) тайна», т.к. ст. 183 УК РФявляется бланкетной и это понятие в ней не раскрывается. Данная статья являетсяновой, и ее появление весьма своевременно, т.к. построение нормальнофункционирующей рыночной экономики без создания условий охраны основной еесоставляющей – коммерческой тайны (необходимой для здоровой конкуренции) – непредставляется возможным.
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Развитие свободного предпринимательства и связанной с нимконкуренции настоятельно требует правового обеспечения защиты информации,представляющей коммерческую ценность, разглашение которой может причинить вредсубъектам экономической деятельности. Закон «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» относит получение,использование и разглашение информации, составляющую коммерческую тайну, ктипичным проявлениям недобросовестной конкуренции.
Специалисты указывают, что в настоящее время в России всфере правового регулирования отношений, связанных с защитой коммерческой тайны,действует более ста законодательных и иных нормативных актов. К ним, в частности,относятся: Конституция РФ (ст.34), Гражданский кодекс РФ (ст.139, 727),Таможенный кодекс РФ (ст.16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344),Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.9), Федеральные законы «Об информации,информатизации и защите информации» (ст.8, 10, 21), «О конкуренции иограничении монополистистической деятельности на товарных рынках» (ст.10, 15),«О государственной тайне» (ст.10), «О частной детективной и охраннойдеятельности в Российской Федерации» (ст.3), «О средствах массовой информации»(ст.4, 20, 40, 41, 58), «О федеральных органах правительственной связи иинформации» (ст.10, 11, 18, 23), «О государственной налоговой службе РоссийскойФедерации» (ст.7), «О федеральных органах налоговой полиции» (ст.10), «Остандартизации» (ст.4), «О недрах» (ст.27, 43, 49), «О естественных монополиях»(ст.13), «Об основах государственной службы» (ст.10, 12, 21), постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. №3«О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Положениео Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации,утвержденное Указом Президента РФ от 31 января 1994 г. № 228 и др[1].
Само понятие коммерческой тайны раскрывается в ч.1 ст.139Гражданского кодекса РФ, согласно которой информация составляет коммерческуютайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальнуюкоммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нетсвободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимаетмеры к охране ее конфиденциальности[2].
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну,порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческаятайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса иноу-хау. Коммерческой тайной могут являться и другие «секреты» хозяйствующихсубъектов, как-то: сведения о производстве, планах развития предприятия,финансах, сроках и сумме кредитования, состоянии рынка, партнерах, переговорах,контрактах и др[3].Вместе с тем существует перечень сведений, который не могут составлять коммерческуютайну. В настоящее время такой перечень установлен постановлением ПравительстваРФ от 5 декабря 1991 г. № 35. В него входят: учредительные документы и Устав,документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью(регистрационные удостоверения, лицензии и патенты), сведения по установленнымформам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения,необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательныхплатежей, документы о платежеспособности, сведения о численности и составеработающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободныхрабочих мест, документы об уплате налогов и обязательных платежей, сведения озагрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства,несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вредздоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерахпричиненного при этом ущерба и др.
Кроме того, в целях предупреждения злоупотреблений впроцессе приватизации указанное постановление Правительства запретило государственными муниципальным предприятиям относить к коммерческой тайне данные о размерахимущества предприятия и его денежных средствах, о вложении средств в ценныебумаги других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставный фондысовместных предприятий, о кредитных, торговых и иных обязательствахпредприятия, о договорах с кооперативами, иными негосударственнымипредприятиями и отдельными гражданами[4].
Нужно отметить, что сведения, которые не могут составлять коммерческуютайну, не исчерпываются указанным Перечнем. В ряде других нормативных актовтакже можно встретить положения, что соответствующие сведения не могутсчитаться коммерческой тайной. Например, в ст.32 Федерального закона от 12января 1996 г. «О некоммерческих организациях»[5]подчеркнуто, что не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структурадохода такой организации, сведения о ее расходах, численности и составеработников, об оплате труда, использовании безвозмездного труда граждан вдеятельности некоммерческой организации. Чрезвычайно важным являются положенияст.30 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»[6],где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информациина рынке ценных бумаг.
Таким образом, организация, предполагающая придатькаким-либо сведениям режим коммерческой тайны, должна определить круг сведений,составляющих такую тайну, установить порядок ознакомления с этими сведениями икруг лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями, т.е. обеспечить ихконфиденциальность.
ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
Применительно к деятельности банков и других кредитных организацийследует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений каккоммерческих организаций и банковскую тайну. «Под банковской тайной понимаютсяпрофессиональное обязательство банка держать в строжайшей тайне всю информацию,относящуюся к финансовым и личным аспектам деятельности клиентов и некоторыхтретьих лиц при условии, что такая информация получена в результате нормальногобанковского обслуживания этих клиентов»[7].В отличие от коммерческой тайны, когда круг относящихся к ней сведенийустанавливается самой организацией, круг сведений, являющихся банковскойтайной, определен законом и одинаков для всех банков, их клиентов икорреспондентов. Законом определяется также круг лиц, которые в соответствующихслучаях имеют право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Самакредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить ниперечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих правополучать эти сведения. На мой взгляд, прав О. Олейник, полагающий, чтобанковская тайна – это компромисс частных интересов и потребностей банка иклиента с публичной необходимостью обеспечения прозрачности или открытостибанковской или иной предпринимательской деятельности[8].
Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющихбанковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст.857 ГК РФ и в ст.26 ФЗ «Обанках и банковской деятельности» (в ред. от 7 июля 1995 г.)[9]
Так, ст.857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайнубанковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самимклиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицамтакие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке,предусмотренном законом.
Это положение конкретизируется в ст.26 ФЗ «О банках ибанковской деятельности», согласно которой кредитные организации и Центральныйбанк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов икорреспондентов. Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, атакже сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций,полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольныхфункций. Аудиторские организации также не в праве раскрывать третьим лицамсведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов икорреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок.
Таким образом, банковскую тайну составляют сведения обоперациях, счетах и вкладах клиентов банка и его корреспондентов, а также сведенияо самих клиентах.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙКОММЕРЧЕСКУЮ ИЛИ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ
В интересах борьбы с преступностью, осуществленияправосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательстварядом нормативных актов определен круг организаций и лиц, которые всоответствующих случаях имеют право на получение информации, составляющейкоммерческую или банковскую тайну.
Применительно к банковской тайне в общем плане это положениесформулировано в ч.2 ст.857 ГК РФ: «Сведения, составляющие банковскую тайну,могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям.Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут бытьпредоставлены в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном законом».ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст.26) конкретно предусмотрено: «Справкипо операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющихпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаютсякредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетнойпалате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенныморганам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об ихдеятельности, а при наличии согласия прокурора – органами предварительногоследствия по делам находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаютсякредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора – органампредварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцеввыдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вкладакредитной организации в завещательном распоряжении, нотариальным конторам, понаходящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умершихвкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан – иностранным консульскимучреждениям».
О праве судебных органов запрашивать и получать у банков всюнеобходимую информацию, имеющую значение для рассмотрения дела, говориться вГПК, АПК и УПК РФ.
Наиболее распространенное для банков действие –предоставлять сведения налоговым органам. Закон РФ от 22 декабря 1991 г. «Обосновах налоговой системы в РФ»[10]обязывает банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия представлятьналоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков– клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке,установленном Министерством финансов РФ (ст.15). Закон РФ от 21 марта 1991 г.«О государственной налоговой службе РСФСР»[11]предоставляет право налоговым органам получать от предприятий, учреждений,организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документыи копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков инеобходимые для правильного налогообложения (п.3 ст.7). По закону РФ от 24 июня1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»[12]последним предоставлено право получать безвозмездно от министерств, ведомств, атакже предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности,физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на нихобязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальныйпорядок такой информации (п.9 ст.11). Особо следует упомянуть Указ президентаРФ от 23 мая 1994 г. №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременномуи полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», которымустановлено, что банки и другие кредитные организации обязаны информироватьналоговые органы о совершениифизическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10тыс. долл. США и выше[13].
При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельностилиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ,таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль закоторой возложен на таможенные органы РФ, должностные лица этих органов вправетребовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любой документацией(включая банковскую) и информацией, касающейся осуществлениявнешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение ктаможенному делу и функциям таможенных органов (ст.186 ТК РФ).
Особый интерес вызывает проблема получения сведений, составляющихбанковскую тайну, правоохранительными органами. Из процитированного выше текстаст.26 Закона «О банках и банковской деятельности» следует, что составляющиебанковскую тайну справки по операциям, счетам и вкладам юридических ифизических лиц могут выдаваться органам предварительного следствия только поделам, находящимся в их производстве, при наличии специального на то разрешенияпрокурора. Предварительное следствие по уголовным делам, как известно, в настоящеевремя производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органовФСБ и федеральных органов налоговой полиции. Таким образом, исходя избуквального текста ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности»,получается, что органы дознания, производящие расследование, не вправедобиваться получения сведений, составляющих банковскою тайну, точно так же, каки органы прокуратуры, производящие проверку материалов при отсутствиивозбужденного уголовного дела, и органы, осуществляющие оперативно-розыскнуюдеятельность[14].
Однако имеется и противоположная точка зрения, основанная натолковании уголовно-процессуального законодательства и законов, регламентирующихдеятельность органов прокуратуры, милиции и оперативно-розыскную деятельность.Так, А. Федоров, приводя положения ст.109 УПК, где говорится о праве в ходедоследственной проверки сообщений и заявлений о совершении преступленияистребовать необходимые материалы и получать объяснения, ст.11 Закона РСФСР «Омилиции» о праве милиции для выполнения возложенных на нее обязанностейполучать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения,справки, документы и копии с них, а также ст.1 УПК РСФСР, согласно которым порядокпроизводства по уголовным делам, установленный уголовно-процессуальным законодательством,является единым и обязательным по всем делам, утверждает, что противоречиймежду законодательством о банковской тайне и уголовно-процессуальнымзаконодательством нет и во всех этих случаях следует руководствоваться толькоУПК, а не ФЗ «О банках и банковской деятельности»[15].
Думается, что это излишне категоричное заключение.Противоречия, бесспорно, имеются[16],если тем более считать, что законодательство об уголовно-процессуальнойдеятельности, прокуратуре и милиции – это общие нормы о правах и полномочияхправоохранительных органов, а ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности»регламентирует частный, специальный случай. Не зря же руководители МВДпостоянно поднимают вопрос об обеспеченности более широкого доступаправоохранительных органов к информации о профессиональных участниках рынкаценных бумаг, а также сведениям, составляющим коммерческую и банковскую тайну, содновременным усилением ответственности должностных лиц правоохранительнойсистемы, виновных в утечке конфиденциальной информации[17].
Порядок получения информации, представляющей коммерческую тайну,установлен различными законодательными актами, регулирующими деятельностьконтролирующих и правоохранительных органов. Несколько примеров. Так, ФЗ «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(ст.13-15) закреплено право доступа к любой информации, в том числе иявляющейся коммерческой тайной, необходимой для осуществления законнойдеятельности антимонопольных органов, для сотрудников этих органов. Согласност.344 ТК РФ должностное лицо таможенного органа, в производстве или нарассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, имеет правона основании письменного запроса бесплатно получать от государственных органов,а также лиц, необходимую для разрешения дела информацию, включая информацию,представляющую коммерческую или охраняемую законом тайну. ПостановлениемПравительства РФ от 29 июля 1994 г. №834 «Вопросы Государственного комитета РФпо статистике»[18]Госкомстат России наделен правом получать государственную отчетность (в томчисле, составляющую коммерческую тайну), а также необходимые данные и материалыпо всем статистическим работам в любой стадии их разработки и пояснения кпредставляемой отчетности бесплатно в установленных объемах и в установленныесроки от всех юридических лиц и других хозяйствующих субъектов.
АНАЛИЗ СТАТЬИ 183 УК РФ
Статья 183. Незаконное получение и разглашениесведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.
Собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскуютайну, способом путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно инымнезаконным в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений –
Наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальныхразмеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок додвух лет.
Незаконное разглашение или использование сведений, составляющихкоммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные изкорыстных побуждений или иной личной заинтересованности и причинившее крупныйущерб –
Наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальныхразмеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы до трех летсо штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одногомесяца либо без такового[19].
Статья 183 УК РФ, направленная на защиту коммерческой ибанковской тайны, состоит из двух частей, предусматривающих различные преступления,объединяемые лишь предметом посягательства – сведения, составляющиекоммерческую или банковскую тайну. Она построена по аналогии ст.65 УК РСФСР,предусматривавшей ответственность за похищение и собирание с целью продажисведений, составляющих государственную или военную тайну.
Цель состава – уголовно-правовая охрана установленныхгосударством условий и порядка осуществления как предпринимательской в целом,так и банковской в частности деятельности от незаконного проникновения влегальную деятельность лиц для совершения преступлений[20].Таким образом, объектом преступления, предусмотренного ст.183 УК РФ, являютсякоммерческие и банковские правоотношения, обеспечивающие защиту коммерческойили банковской тайны[21].
В ч.1 ст.183 УК предусмотрена ответственность за собираниесведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищениядокументов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашениялибо незаконного использования этих сведений. Хотя в тексте закона назван лишьодин конкретный предмет – документы, сведения, составляющие коммерческую тайну,могут быть материализованы и в других носителях: чертеж, модель, дискеты,промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау,физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов,образов, сигналов, технических решений и процессов и др.
Объективная сторона преступления может быть выражена различнымидействиями, объединяемыми понятием «собирание». Оно охватывает похищениедокументов и других материальных носителей коммерческой (банковской) тайны,завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажав отношении лиц, владеющих коммерческой (банковской) тайной, или их близких,перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документамиили их копирование иными способами, использование подслушивающих приборов ииных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему идругие незаконные способы. Собирание сведений, отнесенных к коммерческой илибанковской тайне, путем неправомерного доступа к охраняемой компьютернойинформации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копированиеинформации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следуетквалифицировать по совокупности ч.1 ст.183 и ст.272 УК.
Похищение предполагает незаконное изъятие документов, составляющихкоммерческую или банковскую тайну у их владельца[22].Похищение документов и иных носителей коммерческой (банковской) тайны можетбыть совершено тайно, открыто, с применением обмана или физического насилия. Впоследнем случае насильственные действия должны получить самостоятельнуюквалификацию.
Подкуп предполагает склонение лиц, обладающих коммерческойили банковской тайной, к ее разглашению или передаче путем предложения или дачиим денег, иных материальных ценностей либо предоставления услуг имущественногохарактера[23].Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую или банковскуютайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой илииной организации, или должностных лиц, думается, что виновного следует привлечьк ответственности не только по ч.1 ст183 УК, но и по ч.1 или ч.2 ст.204 илист.291 УК.
Угроза означает применение психологического насилия(реального, непосредственного или направленного в будущее), выражающегося в угрозенанесения побоев, причинения вреда здоровью, убийства, распространения сведенийпозорящего характера, причем как в отношении лиц, владеющих коммерческой илибанковской тайной, так и в отношении их близких, уничтожении или повреждении ихимущества.
Иные незаконные способы собирания коммерческой илибанковской тайны могут составлять действия по использованию документов, содержащихданную информацию без ее обращения в свою собственность; использованиекомпьютерной техники или иных технических средств для обеспечения доступа кнезаконному получению интересующей информации[24].
Состав преступления формальный; наказуемы сами действия по собираниюсведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступлениякаких-либо последствий этих действий.
Собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскуютайну – это преступление, совершаемое с прямым умыслом. Виновный осознает, чтособираемая им информация является коммерческой или банковской тайной, имеетдействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности еетретьим лицам, что к ней нет свободного доступа, поскольку обладательинформации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Элементом состава преступления является и цель совершения данныхдействий – разглашение сведений, составляющих тайну предпринимателя, либонезаконное использование этих сведений.
Мотивы преступления различны. Это могут быть мотивы,связанные с конкурентной борьбой, корысть, зависть и месть, связанные сжеланием причинить вред владельцу коммерческой или банковской тайны, клиентамили корреспондентам банка, и др.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнеговозраста, которое не являлось владельцем коммерческой (банковской) тайны и небыло допущено к ней по профессиональной или служебной деятельности.
Часть 2 ст.183 УК регламентирует ответственность занезаконное разглашение или использование коммерческой или банковской тайны безсогласия ее владельца, совершенное из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности,причинившее крупный ущерб.
Коммерческую (банковскую) тайну должны соблюдать все работникиорганизации и иные лица, которым эта тайна стала известна в связи с профессиональнойили служебной деятельностью. Это могут быть рядовые работники и руководителиорганизаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия идознания, налоговых и таможенных органов, арбитражного суда, нотариата, органоввалютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций,Госстандарта и др. В соответствующих нормативных актах установлена ихобязанность соблюдать коммерческую (банковскую) тайну. Тайна должна соблюдатьсялицами, ею владеющими, и после увольнения их с работы, конечно, до тех пор,пока эти сведения не перестали быть охраняемой тайной, к которой нет свободногодоступа[25].
Способы разглашения и использования коммерческой(банковской) тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия,знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.Разглашение – это незаконное предание огласке конфиденциальных сведений,вследствие чего они без согласия владельца стали известны посторонним лицам,т.е. тем, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями. Незаконноеиспользование сведений, являющихся чужой коммерческой или банковской тайной,будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической(предпринимательской) деятельности без разрешения владельца всеми, кому этатайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью.
Из текста ч.2 данной статьи вытекает, что виновный законно,т.е. в силу своих полномочий или по иным основаниям, обладает сведениями,составляющими коммерческую или банковскую тайну, но не имеет согласия владельцаэтих сведений на их разглашение или использование. Согласие владельца не можетустранить незаконность разглашения или использования коммерческой илибанковской тайны, если такое разглашение или использование запрещеныдействующими нормативно-правовыми актами или затрагивают законные права иинтересы других лиц. Согласие владельца должно быть дано в форме, котораяопределяется характером сведений и содержанием прав на них владельца.Недостаточно, например, устного разрешения на использование банковской информациио вкладах клиента и т.п.
Вывод о том, что согласие не должно быть устным,подтверждается ч.2 ст.857 ГК РФ, в соответствии с которой сведения,составляющие банковскую тайну, могут получить только сами клиенты или ихпредставители. В этой ситуации представители действуют в рамках гражданского закона(ст.182, 184, 185 ГК РФ), т.е. на основании доверенности, акта уполномоченногона то органа, письменного договора[26].
В отличие от деяния, предусмотренного ч.1 ст.183 УК, данноепреступление имеет обязательный признак – причинение крупного ущерба,находящегося в причинной связи с разглашением или использованием чужойкоммерческой (банковской) тайны. Это могут быть большие материальные убытки,понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадомпроизводства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры и т.д.
Мотивы и цели разглашения или использования коммерческой (банковской)тайны могут быть корыстные, связанные со стремлением получить из этогоматериальную выгоду, или такими, которые свидетельствуют о личнойзаинтересованности виновного в совершении этих действий и причинении крупногоущерба: месть, зависть, обида, родственные и товарищеские побуждения, желаниеугодить близкому человеку и т.д.
Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую(банковскую) тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинениекрупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает либобезразлично относится к такому последствию.
Субъект преступления – специальный. Им может быть вменяемоефизическое лицо, которому по характеру выполняемой работы или служебныхобязанностей стали известны сведения, составляющие коммерческую или банковскуютайну, но не владелец данной инфо