ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУХОЗЯЙСТВУ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ФАКУЛЬТЕТ ПОПЕРЕПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
«ВТОРОЕ ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ»
Допущен кзащите
_________________
_________________
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
на тему: «Легализация(отмывание) доходов, полученных преступным путем»
Выполнил: Позов А.Ш.
Научный руководитель: доц. к.ю.н. Посельская Л.Н.
Москва 2006
Содержание:
TOC o «1-2» h z u Введение:PAGEREF _Toc135757918 h 3
Глава1. Понятие и юридическое содержание легализации (отмывания) доходов, полученныхпреступным путем. PAGEREF _Toc135757919 h 5
1.1.Понятие и формирование легализации (отмывания) доходов, полученных преступнымпутем. PAGEREF _Toc135757920 h 5
1.2.Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем. PAGEREF _Toc135757921 h 11
Глава2. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) доходов, полученныхпреступным путем. PAGEREF _Toc135757922 h 18
2.1.Анализ объективных признаков преступлений, предусмотренных статьями 174 УК РФ и174.1 УК РФ… PAGEREF _Toc135757923 h 18
2.2.Характеристика субъективных признаков преступлений, предусмотренных статьями174 УК РФ и 174.1 УК РФ… PAGEREF_Toc135757924 h 25
2.3.Квалифицированные виды легализации (отмывания) доходов, полученных преступнымпутем, предусмотренные статьями 174УК РФ и 174.1 УК РФ 50 PAGEREF _Toc135757925 h 32
Глава3. Криминологическая характеристика и правовые средства противодействиялегализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. PAGEREF _Toc135757926 h 36
3.1.Причины и условия, способствующие легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем. PAGEREF _Toc135757927 h 36
3.2.Формы и методы противодействия развитию преступности, связанной с легализациейпреступных доходов. PAGEREF _Toc135757928 h 46
Заключение. PAGEREF _Toc135757929 h 54
Библиография. PAGEREF _Toc135757930 h 58Введение:
Темапротиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,приобрела актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций,проникающих в легальную экономику нашей страны. Однако тенденция увеличениядоли преступного капитала в экономике актуальна не только для России. Многократновозросшая в современном мире общественная опасность данного преступлениявызывает озабоченность подавляющего большинства стран мирового сообщества. Помере глобализации мировой финансовой системы встает вопрос о необходимостикоординации усилий самых разных государств в противодействии отмываниюпреступных доходов на международном уровне.
Даннаядипломная работа будет носить теоретический характер, поскольку на сегодняшнийдень мы не можем говорить о существовании в нашей стране сложившейся судебнойили даже обширной следственной практики по рассматриваемому виду преступлений.Причинами этого можно назвать сложность доказывания субъективной стороныданного преступления, сложность доказывания происхождения предмета преступленияот преступной деятельности, ряд несовершенств действующего законодательства, атакже в целом общую неготовность правоохранительных органов к работе со стольсложным составом преступления.
Целями настоящейработы является уяснение легализации (отмывания) денежных средств или иногоимущества, приобретенных преступным путем, существующих национальных и международных механизмов противодействияданному преступлению, определение основных тенденций развития национальных имеждународных уголовно-правовых средств борьбы с ним.
Достижениеперечисленных целей обеспечивается в результате решения следующих задач:
·
·
·
·
·
Объектом дипломнойработы является легализация (отмывание) преступных доходов, а такжеуголовно-правовые средства борьбы с ним, существующие на национальном имеждународном уровнях.
Предметомисследования являются уголовно-правовые и социально-экономические проблемы,возникающие в связи с ростом числа преступлений, связанных с легализациейпреступных доходов, нормативные правовые акты Российской Федерации,регламентирующие противодействие исследуемым видам преступлений,международно-правовые акты, создающие международные механизмы борьбы сотмыванием «грязных» денег.Глава 1. Понятие и юридическое содержаниелегализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем1.1. Понятие и формирование легализации (отмывания)доходов, полученных преступным путем
Термин«отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 80-хгг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесспреобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено многоопределений этого понятия. Президентская комиссия США по организованнойпреступности в 1984 году использовала следующую формулировку: «Отмываниеденег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконноепроисхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходымаскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение»[1].
Вмеждународном праве определение легализации («отмывания») доходов отпреступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе противнезаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующегозаконодательства западных стран.
Согласно ст.3Конвенции, под легализацией(«отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:
·
·
·
·
ВенскаяКонвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления «отмывание»денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитиеорганизованной преступности привело к росту доходов преступных организаций,получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов такжестала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальнуюэкономику.
КонвенцияСовета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискациидоходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990 года призналапреступлением действия, связанные с «отмыванием» денег, полученных нетолько от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с«отмыванием» средств.
Различия взаконодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний,являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источникамимогут признаваться:
·
·
·
·
Как следует изположений Страсбургской конвенции и рекомендаций Специальной финансовойкомиссии по проблемам отмывания денег, подготовленных в 1990 году, отмываниеденежных средств и иного имущества — это процесс, в ходе которого средства,полученные в результате незаконной деятельности, то есть различныхправонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются черезфинансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них(вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются вэкономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином«воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученныхдоходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившегодоходы, а также противозаконности источников этих средств.
В проектеФедерального Закона РФ «О противодействии легализации(»отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" речь идет одоходах, полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы.В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяютсякак «вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числеимущественные права, приобретенные в результате совершения преступления илииного правонарушения».
Легализация (отмывание) доходов, полученныхнезаконным путем — придание правомерного вида владению, пользованию илираспоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомонезаконным путем.
Основные цели легализации доходов,полученных преступным путем.
К важнейшимцелям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:
·
·
·
·
·
·
Важной задачейпреступника является также согласование этих целей. Вместе с тем, одновременнообеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступникможет поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к ним ипользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна инаяситуация, при которой преступник обеспечивает себе возможность легкого доступак незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегальнозаработанной наличностью и свое участие в совершении преступлений, приведших кобразованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатомна арест.
Движениенелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легальнополученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, взависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников.Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторыерасходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно впринадлежащий кому-либо бизнес.
Отмываниеденег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности,важным звеном криминального экономического цикла.
Операции, подобные отмыванию денег.
Существуютспецифические виды действий, которые также направлены на обеспечение прямогодоступа к денежным средствам, полученных незаконным путем. Их особенностьсостоит в том, что они не включают операции, специально направленные насокрытие и маскировку источников происхождения, владельцев, местонахождения,существования денежных средств, а также планов их дальнейшего использования.Данные виды действий не подпадают под определение отмывания денег в узкомсмысле. К ним относятся расходование наличных средств и сокрытие доходов путемоставления на месте.
Расходованиеналичных средств. Преступник может установить дистанцию между собой и правомсобственности на нелегальные доходы, тратя их на товары и услуги, вместо того,чтобы инвестировать их или превратить в другие фонды, удерживаемые надлительный срок. Преступники тратить наличные средства в больших размерах илибо оставляя при этом либо крайне скудную документацию, либо не оставляяникакой документации, что затрудняет усилия правоохранительных органов повосстановлению подобных операций.
Быстрая тратапреступником своих доходов на приобретение потребительских товаров можетзатруднить его обнаружение путем прослеживания последовательности владениясредствами.
Сокрытиедоходов путем сохранения их без движения. История организованной преступностиполна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепах или даже набитых вматрасы. Подобное поведение может быть не характерным для«предпринимателей», действующих в области торговли наркотиками илиорганизованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом, еслиони зарабатывают больше того, что способны потратить или просто хотятсосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогда они неиспытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих их ценныхбумагах.
Подобноеэкономическое поведение соответствует запросам тех преступников, которыхотличает более консервативная манера тратить деньги, например, таких, которыемогут позже потратить свои деньги в меньших количествах, вызывая при этомменьше подозрений.1.2. Правовыеосновы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем
Противодействиеотмыванию доходов, полученных преступных путем, является одной из приоритетныхзадач мирового сообщества на современном этапе развития. Объемы легализациипреступных доходов в настоящее время, по подсчетам экспертов, составляют от 500миллиардов до триллиона долларов США в год[2]. Чтобы получить болеечеткое представление об указанных суммах, достаточно заметить, что 500миллиардов долларов – это годовой оборот бизнеса во «всемирной паутине», или,например, 1 триллион долларов – это внешнеторговый оборот развивающейся бурнымитемпами экономики Китая в 2004 году. Размах указанного явления вызываетозабоченность мирового сообщества не только из-за уменьшения налоговыхпоступлений в связи с укрытием части доходов различными организациями ичастными лицами, но и из-за того, что значительная доля укрытых доходов, порезультатам проведенных исследований, являются доходами, полученными отнезаконной деятельности (чаще всего, от торговли наркотиками, людьми и пр.) ипоступает в распоряжение террористических группировок по всему миру. Поэтомумногие государства, особенно это касается развитых стран мира, принимают меры,направленные на борьбу с легализацией преступных доходов. С развитием экономикисовершенствуются не только правовые методы борьбы с экономической преступностью,но и появляются новые методы легализации преступных доходов: применяются всеболее сложные схемы с участием целой цепочки юридических лиц, созданных, как натерритории одного, так и нескольких государств, разрабатываются все новыемодели сокрытия доходов с использованием банковских продуктов, все новые видыдеятельности вовлекаются в процесс отмывания преступных доходов. Однако послеанализа результатов борьбы с отмыванием отдельных государств стало очевидным,что борьба будет более эффективна, если государства объединят свои усилия, и вборьбу с этим получившим такое широкое развитие явлением вступят международныеорганизации, способствующие разработке политики по борьбе с отмыванием денег ифинансированием терроризма.
С этой целью в1989 году была создана Международная организация по борьбе с отмываниемпреступных доходов (ФАТФ)[3], членами которой внастоящий момент являются 31 страна, включая и Россию. Ежегодно ФАТФ составляет«черный» список государств, не принимающих «достаточных мер» для противодействиялегализации преступных доходов. ФАТФ рекомендует «соблюдать особуюосторожность» в отношениях с такими государствами, в том числе ограничиваядеятельность банков-резидентов «неблагоприятных» стран путем, например,ограничения на открытие корреспондентских счетов. До недавнего времени Россиявходила в число таких стран, но после посещения нашей страны представителямиФАТФ и анализа законодательной базы, а также мер, принимаемых руководствомстраны для усложнения процесса отмывания денег, на очередном своем заседанииФАТФ приняла решение исключить РФ из «черного» списка, а позднее и принять ее всвои полноправные члены. Согласно процедурам, разработанным целевой группойразработки финансовых мер ФАТФ, для подтверждения политики борьбы с отмываниемгосударство должно привести свое законодательство в соответствие с требованиямиСорока рекомендаций ФАТФ, разработанными в 1990 году с учетом внесенных в нихизменений. Структурно Рекомендации делятся на следующие группы:
А. Правовыесистемы,
Б.Обеспечительные меры и конфискация,
В. Меры,которые следует принять финансовым учреждениям и нефинансовым предприятиям илицам определенных профессий в целях предотвращения отмыванию денег ифинансирования терроризма,
С.Институциональные и прочие меры, необходимые в системах противодействияотмыванию денег и финансированию терроризма,
D.Международное сотрудничество.
Рекомендации группы А касаются, в основном,законотворческой деятельности органов власти, направленной на противодействиеотмыванию денег. Основным критерием соответствия законодательства странымеждународным нормам является отнесение любого способа отмывания доходов кпреступным деяниям. За подобные деяния должна быть предусмотрена как уголовная,так и гражданская и административная ответственность. Что касается РФ, тоуголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иногоимущества, приобретенных другими лицами преступным путем не была предусмотренавплоть до принятия нового УК в 1996 году. Однако наличие статьи в УК РФоказалось недостаточным для эффективной борьбы с отмыванием, поэтомузаконодательная база и по сей день продолжает пополняться новыми нормативнымиактами в этой области (о некоторых из них речь пойдет в блоке, касающемсяборьбы с отмыванием в нашей стране).
Усложнениюпроцесса отмывания должны способствовать, по мнению ФАТФ, меры, направленные наконфискацию отмываемого имущества. Поэтому группа Б содержит переченьполномочий, рекомендуемых для передачи компетентным органам с целью ограниченияпользования отмываемым имуществом. Кроме того, странам рекомендуетсяпредусмотреть нормы, регулирующие производить конфискацию имущества и безосуждения правонарушителя в уголовном порядке, т.е. ввести конфискациюимущества и в гражданский процесс.
Наибольшийинтерес представляют Рекомендации группы В, относящиеся к деятельности банков.Прежде всего, ФАТФ устанавливает общие принципы организации работы банковскихучреждений. Так, по мнению, представителей ФАТФ, поскольку банки являютсяинструментом, который чаще всего используется при отмывании преступных денег всилу своей доступности при проведении платежных операций, органам властирекомендуется устанавливать жесткие процедуры регистрации банковских учрежденийс обязательным получением соответствующей лицензии. Порядок регистрации илицензирования подобных учреждений должен предусматривать «прозрачность» ихдеятельности для того, чтобы обеспечить возможность постоянного контроля имониторинга со стороны контролирующих органов.
Основнойобязанностью банковских учреждений, возложенной на них Рекомендациями ФАТФ,является надлежащая проверка клиентов и информирование компетентных органов обовсех подозрительных сделках, совершаемых клиентами банка.
Надлежащаяпроверка клиентов заключается в идентификации и подтверждении личности не толькосамого клиента, но и бенефициара, а также в постоянном отслеживании деловыхотношений (в т.ч. сделок) клиента. С целью идентификации бенефициара банкунеобходимо установить, в чью собственность перейдут денежные средства илиимущество. Если бенефициаром является юридическое лицо, следует выяснить, ктоявляется его учредителем, и не являются ли стороны такой сделкивзаимозависимыми лицами. Особое внимание предлагается уделять разовым сделкам.
Следуетзаметить, что Рекомендации группы В относятся не только к банковскимучреждениям. Хотя банковская сфера и является наиболее привлекательной для лиц,занимающихся отмыванием денег, ФАТФ среди возможных участников схем приводитказино, компании, занимающиеся недвижимостью, дилеров по драгоценным металлам икамням, а также адвокатов, нотариусов и независимых бухгалтеров.
Понятно, чтодля обеспечения экономической безопасности государства и соблюденияРекомендаций ФАТФ необходим аппарат, наделенный соответствующими полномочиями испособный противостоять отмыванию преступных средств. Поэтому, неудивительно,что Рекомендации группы С касаются создания и функционированияправоохранительных органов, а также создания системы «прозрачности» юридическихлиц. По мнению ФАТФ, государству следует позаботиться о том, чтобы предоставитьправоохранительным органам достаточно широкий спектр полномочий, которые, содной стороны, препятствовали бы отмыванию преступных средств, но, с другойстороны, не затрагивали бы законные права и интересы граждан, предусмотренныемеждународным правом и законодательством страны. С целью исключения коррупции излоупотребления полномочиями государство должно предоставлять своим органамадекватные людские и технические ресурсы. Для поддержания «адекватности»рекомендуется предусмотреть процедуры, обеспечивающие лояльность идобросовестность работников.
Дляэффективной работы правоохранительных органов необходима достаточно прозрачнаясистема регистрации и лицензирования юридических лиц, а также доступностьполучения необходимой информации в базе данных. Особо следует отметить, что, позаключению экспертов ФАТФ, наиболее благоприятными для отмывания денегявляются, так называемые, особые экономические зоны или оффшоры. Государствамрекомендуется постепенно отказаться от установления каких-либо послаблений вналогообложении и контроле отдельных территорий. Создание и функционированиетаких зон оправданно в условиях становления экономики страны либо вгосударствах, имеющих достаточно большой опыт в противодействии с отмываниемденег.
Заключительнаягруппа Рекомендаций (группа D) касается международного сотрудничества в областиборьбы с отмыванием денег. Для эффективной борьбы с этим явлением странамнеобходимо координировать свою работу и объединить усилия, в т.ч. иправоохранительных органов. Поскольку отмывание денег признается международнымпреступлением, в законодательстве необходимо предусмотреть возможностьэкстрадиции обвиняемых лиц, и обязанность компетентных лиц представлять ответына запросы органов других стран, касающиеся расследования подобныхпреступлений.
РекомендацииФАТФ являются базовым документом, на основе которого и разрабатываетсянациональное законодательство.
В 2001 году в России былпринят ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма», а также приведены всоответствие с ним другие законодательные акты, регулирующие отдельные вопросыборьбы с отмыванием денег. Однако, согласно Рекомендациям ФАТФ, принятие дажетакого детализированного нормативного акта как вышеупомянутый ФЗ от 07.08.2001 г.,является недостаточным для признания эффективной деятельности государства всфере противодействия легализации преступных доходов. Кроме того, способыотмывания не остаются неизменными на протяжении даже пары месяцев: лица, занимающиесяотмыванием денег, осваивают новые механизмы с участием новых структур, а такжесовершенствуют проверенные и зарекомендовавшие себя способы легализациидоходов. Вот почему так важен постоянный мониторинг действующегозаконодательства и анализ информации, предоставленной организациями,осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Россия не являетсяисключением из общих принципов, выработанных международной практикой, и поэтомуосновным инструментом отмывания денег являются банковские продукты. Банк России(ЦБ РФ), как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконныхактов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализациейпреступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующихинструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный кругпользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере,которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковскихслужащих, но и права и законные интересы граждан (например, право на соблюдениебанковской тайны). Стоит заметить, что свою работу в данном направлении ЦБ РФкоординирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая являетсяосновным контролирующим органом у нас в стране в области борьбы с отмываниемденег. Глава 2. Уголовно-правовая характеристикалегализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем2.1. Анализ объективных признаков преступлений,предусмотренных статьями 174 УК РФ и 174.1 УК РФ
Состав легализации расположен в главе 22УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII«Преступления в сфере экономики», однако средиученых нет единства мнений по поводу его групповой принадлежности. Одни относитлегализацию (отмывание) к преступлениям в сфере обмена[4], другие — к преступлениям,посягающим на общественные отношения, регулирующие предпринимательскую и инуюэкономическую деятельность юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов[5], третьи — к преступлениям,посягающим на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельностьили к преступлениям в сфере финансовой, предпринимательской и банковской, естьи другие мнения на этот счет[6]. Также нет единства мненийи относительно объекта преступленийв сфере экономической деятельности. Кто-то полагает, что родовым объектомявляются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельностьэкономики страны как единого хозяйственного комплекса; видовым — общественныеотношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономическойдеятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальныхблаг и услуг[7].Другие родовой объект преступлений, входящих в раздел VIIIУК, и объект уголовно-правовой охраны определяют какустановленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающийсоблюдение согласованных интересов личности, общества, государства. Групповымобъектом преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, выступает общий порядок предпринимательской деятельности[8].
Очевидно, что сами по себе экономическиеотношения объектом преступлений в сфере экономической деятельности неявляются, так как выступают объектом регулирования других отраслей права.Уголовное же право охраняет нормы, правила, принципы экономическойдеятельности. Разные авторы по-разному определяют эти принципы: генеральные,рыночные правила, нормы экономической деятельности и экономического поведения,принципы рыночной экономики; принципы хозяйственного права; принципы предпринимательскогоправа и т. д. Эти принципы лежат в основе экономических (хозяйственных) отношений;последние, каким бы ни было их конкретное содержание, строятся с учетомуказанных принципов. По сути, это принципы организации отношений в сфереэкономической деятельности или принципы ее осуществления. Поэтому именно общественныеотношения, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности,являются родовым объектом анализируемых преступлений. При этом общественныеэкономические отношения, основанные на принципах законности, свободыэкономической деятельности, добросовестной конкуренции, добропорядочностисубъектов экономической деятельности охраняются методами уголовной политики иуголовного закона от наиболее опасных видов посягательств на них. Такимобразом, видовыми объектами преступлений в сфере экономической деятельностивыступают общественные отношения, отвечающие принципу свободы экономическойдеятельности; принципу осуществления экономической деятельности на законныхоснованиях; принципу добросовестной конкуренции субъектов экономическойдеятельности; принципу добропорядочности субъектов экономической деятельности.
Непосредственный объект легализации можно определитькак общественные отношения, основанные на принципе запрета криминальных формповедения в экономической деятельности[9]. Общественные отношения,складывающиеся в сфере экономики, предпринимательства, кредитно-денежного обращенияи т. п., чрезвычайно многообразны, поэтому при определении непосредственногообъекта необходимо указывать, какие конкретно из них подвергаются преступномувоздействию. Порядок совершения финансовых операций и сделок также не можетбыть признан непосредственным объектом легализации (отмывания), ведь таковойпорядок — это своего рода процедура, последовательность их совершения. Чтобыосуществить какую-либо финансовую операцию, необходимо в установленном порядкеоткрыть счет в банке, поместить туда деньги, дать банку поручение об ихпереводе и т. п. Поэтому при легализации (отмывании) порядок совершения финансовых операций или сделоквиновным не нарушается. Более того, если субъект захочет его нарушить, то он нетолько не сумеет провести ни финансовую операцию, ни сделку, но и привлечет ксебе внимание со стороны банка или контролирующего органа.
Запрет на использование заведомо криминальныхформ экономического поведения, как принцип осуществления экономическойдеятельности, означает, что ни при каких условиях субъекты экономическойдеятельности не могут совершать деяния, носящие явно преступный характер, дажеесли они способны принести высочайшую прибыль или любую другую выгоду,например, такие, как подделка каких-либо документов, денежных знаков, кредитныхкарт, применение насилия к партнерам, использование имущества, полученного врезультате преступной деятельности, применение обмана, причиняющего ущерб партнеруили государству, и т. д.
Понимание объективной стороны легализациивстречает наибольшие трудности в правоприменительной практике. В значительнойстепени этим может объясняться и низкая раскрываемость легализации.
Статистическиеданные о выявленных фактах легализации не отражают реальной картины состоянияэкономической преступности и показывают значительное расхождение междуколичеством зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 1 УК РФ, иколичеством лиц, их совершивших: в 1999 г. — 965 зарегистрированныхпреступлений против 105 выявленных лиц (из них осуждено 22 человека); в 2000 г.- 1784 преступления против 146 выявленных лиц[10]. В 2001 г. количествозарегистрированных преступлений снизилось до 1439, но чуть выросло числовыявленных лиц их совершивших, — 176 человек; в 2002 г. количество зарегистрированныхпреступлений еще более снизилось — до 1129, а число выявленных лиц сократилосьдо 89, хотя вместо одной статьи о легализации в Уголовном кодексе стало две.
Даже беглоеознакомление со способами легализации, описанными в специальной литературе,показывает, что «отмывание» может совершаться практически во всех сферах жизниобщества. Высокая латентность не позволяет точно оценить реальные масштабыданного явления и достоверно установить, какие способы являются наиболеераспространенными в тех или иных регионах. Поэтому ориентироваться можно лишьна различные экспертные оценки и криминологические исследования.
Согласно закону,объективная сторона легализации заключается в совершении финансовых операций идругих сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретеннымипреступным путем, а также в использовании их в предпринимательской и инойэкономической деятельности.
«Совершение» («вершить» — выполнять,распоряжаться, управлять ) — это выполнение юридически значимых, в том числеконклюдентных действий, т. е. действий, свидетельствующих о волеизъявлениилица совершить какую-то операцию или сделку. Действия направлены либо насовершение финансовых операций (напр