Московский Государственный Университет Сервиса
Институт Туризма и Гостеприимства
Контрольная работаПо дисциплине: Экскурсионно-выставочная работаПо теме: Оружейная палата
Выполнил: студентка 4 курса
Специальность: 2305
Вишневская Екатерина
Проверил: Малышкин С.А.
Москва 2001 г.
/>/>/>Почти пять столетий минуло с того времени, как в древниеакты было занесено первое, дошедшее до наших дней упоминание об Оружейнойпалате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году.
Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московскогокнязя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданиювеликокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценныхметаллов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие.
Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленныеценности, хранившиеся в подклетах кремлевских дворцов и соборов. К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественныхремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранныхмастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли всостав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили имзавязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада.Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары:серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, параднуюконскую упряжь.
В период правления Ивана IIIвеликокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году вКремле, между Архангельским и Благовещенским соборами былоспециально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатнойкрышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор».Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительнуючасть ценностей Казенного двора составляли изделия, изготовленные на территорииМосковского Кремля, в художественных мастерских, или «палатах».
Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской,Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельноеоружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени
/>/>/>
дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскомуоружейному мастерству.
На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой — седлам,попонам — отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний:царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах,также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошныеодежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные покрасоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли вКремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.
Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правлениясамозванца — Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийстваразграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег вгосударстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распорядитьсяпеределывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изделия. Во времяпребывания в Москве польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищницабыла почти полностью опустошена.
Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевскихмастерских, и уже во второй половине XVII века онипереживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического иполитического роста государства, было создано множество высокохудожественныхпроизведений, ставших гордостью русского искусства. В конце XVII- начале XVIII века деятельность художественныхмастерских Московского Кремля постепенно сокращалась.
По приказу Петра I лучшие московские мастера былиотозваны в новую столицу — Петербург. И тем не менее Петр стремился не толькосохранить, но и приумножить накопленные веками сокровища. В декабре 1709 года,вскоре после победы под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие,знамена и другие трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718году он же приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы,чтобы "… все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этимне ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелеваеткнязю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав,обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москвупоступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием«Мастерской и Оружейной палаты» и передать в ведение Сената. Прошло,правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем.
В 1754 году первый ректор Московского Университета А.Аргамаков послетщательного обследования и изучения древних ценностей предложил Сенату сделатьспециальную галерею для хранения сокровищ и назначить один день в неделю, чтобыпоказывать всем желающим. И осенью 1756 года в Кремле, возле Благовещенскогособора, под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского были заложены первыекамни будущего здания Оружейной палаты. Через 12 лет строительство этозакончилось. Но древние реликвии никогда не были размещены в этом помещении: всвязи с закладкой нового дворца В.И.Баженова только что отстроенное здание поповелению Екатерины II было снесено. Новое зданиедля музея возвел в Кремле в 1806-1810 годах архитектор И.В.Еготов — возлеТроицких ворот, на месте бывшего дворца Бориса Годунова. Отделочные работыпродолжались до лета 1812 года.
Накануне Бородинского сражения все ценности Оружейной палаты были вывезены вНижний Новгород. Ответственность за сохранность кремлевской сокровищницы лежалана действительном статском советнике И.П. Поливанове.Он с честью выполнил возложенную на него миссию и после бегства Наполеонаиз Москвы вернул в Кремль все без исключения экспонаты.
В 1814 году в семи залах здания, выстроенного И.В. Еготовым,была создана постоянная музейная экспозиция. В 1844 году петербургский архитекторК.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания,завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого зданияразместились реликвии Оружейной палаты.
/>/>/>
После Октябрьской революции музею было передано множествопроизведений из частных коллекций, монастырей, храмов, из Патриаршей ризницыМосковского Кремля. В конце 1924 года Оружейная палата, носившая название Музеяприкладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. Вследующем году по решению Ученого Совета палаты издается первый сборник научныхтрудов по музейному собранию.
Работа старейшего в стране музея, изучение его памятников были прерваны ВеликойОтечественной войной. Все коллекции Оружейной палаты в июне 1941 года быливывезены на Урал, где и хранились до февраля 1945 года. Летом 1945 года онивновь предстали перед посетителями музея.
Оружейная палата досих пор хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду икоронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви,крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров,западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства,собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысячпамятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайшийхудожественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейнойпалате Московского Кремля мировую известность./> />/>/>/>/>/>/>/>/>/>
/> ЗАЛЫ 1-2.Русские золотые и серебряные изделия XII — начала XXвека
/> ЗАЛ 3. Европейскоеи восточное парадное вооружение XV-XIXвеков
/> ЗАЛ 4. Русскоевооружение XII — начала XIXвека
/> ЗАЛ 5.Западноевропейское серебро XIII-XIXвеков
/> ЗАЛ 6. Драгоценныеткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIIIвкеов. Светский костюм в России XVI— начала XXвека
/> ЗАЛ 7. Древниегосударственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIIIвеков
/> ЗАЛ 8. Предметыпарадного конского убранства XVI-XVIIIвеков
/> ЗАЛ 9. Экипажи XVI-XVIIIвеков
Европейское и восточноепарадное вооружение XV-XIXвеков
ВИТРИНЫ 22-26
Собрание европейского оружия и пластинчатыхдоспехов (витрины 22-24) знакомит с основными этапами развития вооружения напротяжении нескольких столетий. В коллекции восточного оружия (витрины 25-26)преобладают изделия мастеров Ирана и Турции, богато украшенные драгоценнымикамнями, золотом и серебром.
План – схема
/> Витрина 22. Европейские доспехи и оружие XV — XIX веков
/> Витрина 23. Европейские доспехи и оружие XV — XIX веков
/> Витрина 24. Европейские доспехи и оружие XV — XIX веков
/> Витрина 25. Турецкое вооружение XVI — XVII веков
/> Витрина 26. Иранское вооружение XVI — XVII веков
/>
Русское вооружение XII— начала XIXвека
ВИТРИНЫ 27-29
Коллекция шлемов, кольчатых доспехов, холодногооружия ХII-XVII веков даетпредставление об основных видах и национальных особенностях древнерусскоговооружения (витрина 27).
Произведения мастеров Оружейной палаты XVII века (витрины 27-28) отличают высокий техническийуровень и богатство художественной отделки, о чем свидетельствуют охотничьиружья, пистолеты, парадные доспехи.
Развитие оружейного производства в России в XVIII-XIX веков связано с заводамиТулы, Олонца, Сестрорецка, Петербурга, Златоуста (витрина 29). Здесь жепредставлена коллекция русских орденов.
План – схема
/> Витрина 27. Русское вооружение XII — XVII веков
/> Витрина 28. Русское вооружение XII — XVII веков
/> Витрина 29. Русское вооружение XVIII — начала XIX века. Ордена XVII — XX веков
/>
Западноевропейскоесеребро XIII-XIXвеков
ВИТРИНЫ 30-43
Широкой известностью пользуется крупнейшее вмире собрание западно-европейского серебра XIII-XIX веков. Оно знакомит с эволюцией стилей художественногосеребра от готики до ампира. Основу коллекции составляют дипломатическиеподарки иностранных государств российским государям. Экспозиция раскрываетнациональные особенности развития серебряного дела Голландии (витрина 30),Англии (витрина 31), Польши (витрина 32), Германии (витрины 33-35, 37, 39-40).Наиболее ранние в собрании европейского художественного серебра изделияотносятся к XIII — началу XVIвека (витрина 36).
Разнообразны по технике исполнения ииспользованию драгоценных материалов ювелирные украшения мастеров Европы XVI — начала XIX века (витрина 38).Произведения искусства французских серебряников (витрины 41-42) исполнены встилях классицизм и ампир.
«Олимпийский» сервиз, выполненный на Севрской фарфоровоймануфактуре, — дипломатический подарок Наполеона IАлександру I по случаю заключения Тильзитского мирногодоговора (витрина 43).
План – схема
/>
/> Витрина 30. Посольские дары. Голландия
/> Витрина 31. Посольские дары. Англия
/> Витрина 32. Посольские дары. Польша
/> Витрина 33. Посольские дары. Швеция
/> Витрина 34. Посольские дары. Дания
/> Витрина 35. Изделия златокузнецов Нюрнберга
/> Витрина 36. Произведения европейских мастеров XIII — начала XVI века
/> Витрина 37. Коллекция изделий из натуралий и редких материалов
/> Витрина 38. Ювелирные изделия европейских мастеров XVI — начала XIX века
/> Витрина 39. Произведения Гамбургских серебряников
/> Витрина 40. Аугсбургское серебро эпохи барокко XVII — начала XVIII века
/> Витрина 41. Искусство Французских серебряников XVII — начала XVIII века
/> Витрина 42. Французское ампирное серебро
/> Витрина 43. Олимпийский сервиз
Драгоценные ткани, лицевое иорнаментальное шитье XIV-XVIIIвкеов. Светский костюм в России XVI— начала XXвека
ВИТРИНЫ 44-46
Экспозиция включает лучшие образцы ручноготкачества Византии, Ирана, Турции, Испании, Италии, Франции, России и состоитиз парадных облачений высшего духовенства (витрина 46). Значительную ценностьпредставляют памятники русского лицевого и декоративного шитья, выполненногомногоцветными шелками, золотными нитями и жемчугом (витрина 46). Редкоесобрание царской одежды XVI-XVIIвеков (витрина 44) позволяет выявить национальные особенности покроядревнерусского платья. Парадный коронационный костюм XVIII-XIX веков (витрина 45) показан в комплекте с аксессуарами.
План – схема
/> Витрина 44. Светская одежда на Руси XVI -XVII веков
/> Витрина 45. Светский костюм в России XVIII — XIX веков
/> Витрина 46. /> Драгоценные ткани Византии, Ирана, Турции XIV — XVII веков. Драгоценные ткани Италии, Испании, Франции, России. Изобразительное художественное шитье
Древние государственныерегалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIIIвеков
/>ВИТРИНЫ 47-51
Редкая коллекция тронов и тронных кресел XVI-XVIII веков (витрины 47-49, 51)включает произведения с драгоценным и искусно выполненным декором.
Древние символы государственной власти: царскиевенцы, корона, скипетры, державы (витрина 50) являются национальной гордостьюРоссии, памятниками политической истории и произведениямидекоративно-прикладного искусства.
План – схема
/> Витрина 47. Троны
/> Витрина 48. Трон двойной
/> Витрина 49. Тронное кресло
/> Витрина 50. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала
/> Витрина 51. Троны
Предметы парадного конскогоубранства XVI-XVIIIвеков
ВИТРИНЫ 52-55
Богато украшенные седла, паперсти, поводныецепи, решмы, попоны, стремена работы мастеров России (витрина 52), странВостока и Западной Европы (витрины 53-55) составляли Государеву Конюшеннуюказну.
План – схема
/> Витрина 52. Предметы парадного конского убранства русской работы XVI — XVIII веков
/> Витрина 53. Предметы парадного конского убранства Турции XVIII века
/> Витрина 54. Предметы парадного конского убранства Турции XVIII века
/> Витрина 55. Предметы парадного конского убранства иранской, турецкой и европейской работы XVI — XVII веков
/>
Экипажи XVI-XVIIIвеков
Одна из лучших в мире,коллекция экипажей состоит из произведений, выполненных в крупнейшиххудожественных центрах России и Западной Европы, дает представление обизменении формы, декора и конструкции экипажей с XVI поXVIII столетие.
План – схема
/> Колымага
/> Каретка летняя «потешная»
/> Возок зимний «потешный»
/> Коляска садовая
/> Карета
/> Карета
/> Карета
/> Карета
/> Карета
/> Карета-берлина
/> Коляска летняя
/>
Список литературы:www.moscowkremlin.ru www.museum.ru www.moscow.ru www.russia.com