Зарождения элементов путешествий
Каксвидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древностипервобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поискипищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироватьсяна местности. При этом человек следовал определёнными путями, нередко используятропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.
Почтиу всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычайвзаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам.Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностяхсообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия,чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыгралиогромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями исредствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени,когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезонусозревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.Путешествия в древнем мире
Есличеловек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представленияоб окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическомразвитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизациигеографических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих вприроде. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях,путешествиях, походах.
Египетскиепапирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкиепутешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от насболее чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание вдалёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись вюжные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта,откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».
Китайцыс доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовалоособое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древнихкитайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга оморях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».
Расцветэкономики и культуры периода Римской империи нашёл отражение в развитии ивнешних политических, экономических и культурных связей. К этому времени можноотнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовалипациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или наводы.
Путешествияв Римской империи были безопасны и в какой-то степени удобны. Путник покидалГадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии похорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большиерасстояния за короткие промежутки времени.
Ещёв I в. до н. э. В Римской империи возникли государственныепостоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади.Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которымпроезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии иГалиции.
Ужеу древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства.Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из нихпредназначался только для патрициев (мансионас), другой- дляплебеев(стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальнымикартами- путеводителями.
Римскаягостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню,колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела. Некоторыегостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые тебрали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор:существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах,портах, на вокзалах.
Походы и путешествия средневековья
Знаменитымпутешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который нетолько совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворевеликого хана почти 25 лет.
Большоевпечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всеймонгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведенапрактически до совершенства.
ОтХанбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями.На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до 28 км впустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошооборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. МаркоПоло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и поперёк, сообщает, что эти «ямы»были так хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тутостановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шёлковые постели,чистое шёлковое бельё и все необходимые принадлежности, которые моглипонадобиться путешественнику.
Прикаждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда в пустынях вместо нихсодержались верблюды. В каждом таком станционном доме-яме был смотритель,следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.
Междубольшими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от другой былирасположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежатьболее 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладныхлошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь,первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая знать о своёмприбытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную длянего лошадь и мчался дальше.
Половернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленён и,сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу позаключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразиимира».
Путешествия и открытия XV- XVI вв.
Х.Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Неизвестно,учился ли Х. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, чточитал он по крайней мере на четырёх языках- итальянском, испанском,португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этомсвидетельствует пометки Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди», подвлиянием которой в значительной степени сложились географические представленияКолумба. Известно также, что он участвовал в нескольких плаваниях к берегамГвинеи, но не эти плавания влекли его. Он вынашивал проект кратчайшего пути изЕвропы в Азию через Атлантический океан.
Раноутром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 тонн,«Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 тонн снялись с якоряи, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пустились в неведомую даль поволнам Атлантического океана.
12октября 1492г. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был остров,которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот деньсчитается днём открытия Америки.
Колумбсовершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытиюматерика- Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты всеБольшие Антильские острова- Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная частьБагамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики доВиргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибскомморе.
Инымисловами, Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья иположил начало открытию двойного западного континента, который позднее получилназванпие Америки.Туризм в дореволюционной России и СССР
Первыетуристические организации в России возникли на Кавказе.
В 1877г. в Тифлисе при Кавказском обществе впервые возник альпийский клуб.
Вконце XIX в. вРоссии появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885 г. в Петербургеоткрывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательствоознакомить туристов во время путешествия со всеми достопримечательностями впути следования.
Вконце XIX в. среди россиян всё большую популярность получаетвторой горный район – Крым. До которого легко можно было добраться как по суше,так и морем. Кроме того, Крымские горы притягивали путешественниковдоступностью своих высот, близостью тёплого моря. К этому времени Крым стализвестен и своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниямидыхательной системы. Это и сделало его наиболее посещаемым районом отдыха вРоссии.
ВЯлте в конце 80-х гг. возник «Кружок любителей природы, горного спорта икрымских гор», много сделавший для развития туризма и путешествий. 25 января1890 г. на его основе был образован Крымский горный клуб, на собрании которого избраноправление из 15 человек. Таким образом в конце XIX – начале XXвв. в России ( по примеру некоторых европейских стран) были образованы первыеорганизации по туризму, которые положили начало ознакомлению и изучениюКавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкогоразмаха, они способствовали становлению туристско-экскурсионной работы.
Вовторой половине XIX в. в России появляется ряд туристских и экскурсионныхобществ. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), членыкоторого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии,геологии, этнографии, флоры и фауны.
Наиболеемассовой туристкой организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб.Он являлся членом международной туристкой организации, поддерживал связи сзарубежными обществами и имел там своих представителей. С отдельнымитуринг-клубами европейских стран были заключены соглашения о взаимном приёме иобслуживании членов этих туристских организаций. Клуб издавал журналы «Русский турист»,а также ежегодник.
ПостепенноРусский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ),деятельность которого распространилась через отделения и на многие регионыРоссии. География деятельности общества была достаточно широкой. Так, в 1903г.его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Турции,Италии, Корее. Японии. Основными задачами общества являлись проведение коллективныхпоездок, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов,издание журналов.
Экскурсииорганизовывались также и за границу.
Такимобразом, туристские и экскурсионные организации содействовали более широкомуразвитию туристского движения в России, носившему не только развлекательный, нои практический характер. Однако это движение не стало массовым, а начавшаясяпервая мировая война вообще прекратила всякую туристскую деятельность.Первые кругосветные путешествия
15августа 1894 г. рижанин Константин Константинович Ренгартен с детства увлекалсяпутешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке. Но заветной мечтой былокругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет. И вот в четыречаса утра начал путешествие, рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрутапо европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орёл,Ростов –на — Дону, Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России.
71день Ренгартен шёл по Персии на восток. Обойдя с юга Каспийское море иКопет-Даг, он снова пересёк границу Российской империи и через пустыни иоазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился вТомск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейшихэтапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Какодну тёмную безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней,проведённых в пустыне.
ПройдяСеверный Китай, Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которойпутешествовал четыре месяца. Переплыв на пароходе Тихий океан, он прибыл вСША, затем отправился во Францию и достиг самой западной точки на полуостровеБретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден,Берлин.
Триумфальнойаркой из цветов, возведённой в честь Ренгартен, встретили путешественников нарусской границе.
Особыйслед в истории российского туризма оставил Анисим Петрович Панкратов – человек мирнойпрофессии, часовых дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило егооставить свои дела, сесть на велосипед и отправился 10 августа 1911г. впутешествие вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратовпроехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км. За времяпребывания в пути были сменены 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4седла, 2 руля и большое количество спиц.
Развитие туризма в СССР
В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР.Первый (1917 – 1936гг.) – характеризуется созданием социально-экономическихусловий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристскогодвижения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства,развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма,призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить ихпотребности в изучении культурных ценностей и природы Родины. В областимеждународного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителямпрогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходомсоциалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездоксоветских трудящихся за рубеж.
Второй этап развитиятуризма (1936 – 1969гг ) характеризуется внедрением новых организационных формуправления. В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшееразвитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать.Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалосьВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, накоторое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, атакже вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальныхТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входилипропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственноеобслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов,горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждёнУстав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.Московский государственный университет путейсообщенияГуманитарный институт
Социально- культурный сервиси туризм.Реферат
на тему: «История туризма»
ученицы ГСТ-114Ильиной Марии
Москва 2003г.