1. Понятие труда и формы общественнойорганизации труда. Роль права в регулировании трудовых отношений как одного извидов общественных отношений.
Труд – целенаправленная деятельностьчеловека, реализующего его физические и умственные способности для полученияопределенных материальных или духовных благ, именуемых на производствепродуктом труда, продуктом производства.
Общественная организация труда – существующаяв данном обществе, государстве связь м/у людьми в процессе совместного труда,включающая их отношения по собственности к средствам производства и продуктутруда. Эти исторически определенные для каждого государства, общества отношениялюдей, т.е. их связи по участию в общественной организации труда, и являютсяпредметом правового регулирования, т.е. предметом отрасли трудового права.
2. Отграничение трудового права от смежныхотраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, аграрного).
Отрасль права– регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционированиярынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности этиотношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового праваРоссии. Важнейшие положения, относящиеся к предмету, методу и системе ТП Россиидают возможность отграничить эту отрасль права от других, смежных отраслейправа Российской Федерации. К числу смежных относятся такие отрасли права,которые имеют сходные предметы и методы регулирования. Применительно ктрудовому праву России смежными отраслями права выступают: гражданское право,сельскохозяйственное право, административное право, право социальногообеспечения. В предмет гражданского права входят общественные отношения,которые близко примыкают к трудовым отношениям, базирующимся на трудовомдоговоре (контракте). Это отношения по выполнению договоров бытового подряда,поручения, литературного заказа и т.п. Различия, обусловливающие их разнуюотраслевую принадлежность. Во-первых, предметом и основным содержаниемтрудовых отношений выступает процесс труда, живой труд, в то время какпредметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказувыступает овеществленный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношениюработник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности,квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношенияхтруд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания и проч. Смежныйхарактер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Этопроявляется, во-первых, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве —организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административномправе — отношения в сфере государственного управления) и, во-вторых, всходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способагосударственно-властных предписаний). Государственно-управленческаядеятельность Российской Федерации, составляющая предмет административногоправа, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъектыадминистративных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном)положении, то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, адругой обязан их выполнять. Так, например, строятся отношения между ПрезидентомРФ и Правительством, между Правительством РФ и министерствами, между прокуроромобласти (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческиеотношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действияхравноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах.(характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, междуадминистрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлениидеятельности по организации труда и управлению производством). Как известно,возникающие при производстве материальных и духовных благ общественныеотношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. Приэтом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойстваобщественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективномприменении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет чертыорганизованного труда. Таким образом, совместный труд представляет собойсистему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюденияопределенных правил применения труда в коллективе. В зависимости отэкономического положения участников совместного труда (то есть от их отношенияк средствам производства), следует различать две его основные разновидности:самостоятельный труд (труд сособственников) и наемный труд (труд не собственников).Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работникови необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной частирыночных экономических отношений. Наряду с указанными основнымиразновидностями совместного труда существует и смешанная форма, предполагающаяколлективный труд собственников и не собственников. При этом важно подчеркнуть,что трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, асоциальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового праваявляется не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство,или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде.
3. Понятие трудового права. Роль и задачитрудового права на современном этапе. Развитие рынка труда. Трудовоезаконодательство.
Трудовое право– одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права РФ, играющаяосновную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями.
Основная рольтрудового права – урегулирование его нормами поведения людей по их труду напроизводстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства вданные период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшениюусловий их труда и быта и, наконец, укрепляло социальное партнерство, согласие,а следовательно, социальный мир.
Основнымизадачами трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТКРФ, являютсясоздание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласованияинтересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовоерегулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с нимиотношений.
Задачитрудового права – одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачинаправлены на достижение целей правового регулирования труда и ихосуществление.
(Степа, нужныли здесь цели и функции ТП?)
Тенденцииразвития ТП
— меры посодействию занятости
— демократизация трудового законодательства
— расширениесферы действия трудового законодательства
— закреплениенорм международно-правового регулирования труда
— углубление ирасширение дифференциации правового регулирования труда
— усилениеправовой защищенности работников
— развитиеправового регулирования социально партнерских отношений
4. Понятие предмета ТП. Круг общественныхотношений, являющихся предметом ТП. Стороны этих отношений. Трудовые отношениякак центральные в этом круге.
Если предметтрудового права отвечает на вопрос, что или, иначе, какой круг общественныхотношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечаетна вопрос, как, каким образом осуществляется это регулирование. Метод трудовогоправа России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками: 1.сочетанием централизованного и локального регулир-я общ. отношений,составляющих предмет этой отрасли права; 2. сочетанием договорного,рекомендательного и императивного способов регулир-я; 3. участием врегулировании обществ. отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов: 4.своеобразием способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.1. Этотпризнак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом,ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и дифференциацияусловий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных организациях. Посредствомцентрализованного регулирования в настоящее время устанавливается обычноминимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда— продолжительность рабочего времени; и пр. С помощью локального правовогорегулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, вучреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондовпредприятия и пр.2. Названный признак метода трудового права России наиболеенаглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовыеотношения. В соответствии с действующим законодательством договор здесьвыступает основным юридическим фактом. Через его посредство устанавливаются,изменяются и прекращаются трудовые правоотношения, то есть реализуетсяконституционное право граждан на труд. Рекомендательный способ регулированияпредполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественныхотношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует«мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства поведениесубъектов общественных отношений. Оба указанные способа на практике нередкосочетаются с государственно-властным (императивным) способом регулирования.Такое сочетание диктуется необходимостью установления строгого порядка втрудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответственностилиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель (предприниматель,администрация предприятия) наделяется правом применять меры дисциплинарногонаказания, привлекать к материальной ответственности, увольнять поопределенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания повопросам качественного выполнения его трудовой функции. Специфическим признакомметода трудового права является активное участие в регулировании общественныхотношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов. Всоответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерациитрудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости заключения сработодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива всоответствии с уставом организации; и пр.
Трудовыеотношения как предмет ТП. Складываются как в самом процессе производстваматериальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, гдеприменяется труд работников, организованных на началах общественной кооперациитруда. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, тоесть деятельность, связанная с непосредственной реализацией способностиграждан к труду (рабочей силы). Вследствие этого, главным предметом трудовогоправа являются общественные отношения по поводу применения и организации живоготруда или работы. Участниками (субъектами) трудовых отношений выступаютработник и работодатель (организация, собственник-предприниматель). которыесвои взаимоотношения строят, как правило, на договорной (контрактной) основе ина возмездных началах. За свои труд работники получают либо заработную плату позаранее установленным нормам (тарифам), либо часть дохода организации. Трудовыеотношения как предмет трудового права характеризуются следующимиспецифическими чертами: во-первых, эти отношения протекают в условияхвнутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированнымусловиям совместной деятельности; во-вторых, работник включается в трудовойколлектив конкретной организации; в-третьих, включение работника в трудовойколлектив опосредовано особым юридическим фактом (трудовым договором(контрактом), актом об избрании на должность и т.п.); в-четвертых, содержаниетрудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы всоответствии с его специальностью, квалификацией, должностью. Говоря отрудовых отношениях как предмете трудового права, следует иметь в виду, чторечь в данном случае идет лишь о тех из них, которые базируются на наемномтруде. Трудовые отношения, основанные на самостоятельном труде (трудесобственников), в соответствии с действующим законодательством не включаются впредмет трудового права. Подводя итог, можно сделать вывод, что трудовыеотношения как предмет труд. права представ. собой звено производств. отнош-й,складывающихся в процессе применения труда в общественной кооперации труда,когда гражданин включается в коллектив организации для выполнения определенногорода работы (трудовой функции) с подчинением установленному трудовомураспорядку Отношения, тесно связанные с трудовыми, как предмет ТП. В системуобщественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимособственно трудовых, входят также отношения, которые тесно связаны с ними —предшествуют, сопутствуют им, либо вытекают из них. Этоорганизационно-управленческие отношения в сфере труда, отношения потрудоустройству, по профессиональной подготовке и повышению квалификациикадров непосредственно на производстве, по надзору за охраной труда исоблюдением трудового законодательства, по рассмотрению трудовых споров(индивидуальных и коллективных).Организационно-управленческие отношения в сферетруда. Как правило, эти отношения складываются в процессе организации иуправления трудом между работодателем, с одной стороны, и трудовым коллективом,либо профкомом — с другой. Они касаются, главным образом, установления иприменения условий труда в конкретной организации, улучшения материально-бытовыхи культурных форм обслуживания трудящихся, рационального использования фондоворганизации, нормирования и оплаты труда и других вопросов, затрагивающихколлективные и индивидуальные интересы работников. Отношения потрудоустройству. Они возникают в связи с обращением граждан к органам,ведающим трудоустройством (органам Государственной службы занятости наместах), с просьбой подыскать им подходящую работу. Отношения попрофессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно напроизводстве. Эти отношения возникают в связи с получением гражданами рабочихспециальностей в ходе индивидуального, бригадного либо курсового ученичества,которое обычно предшествует периоду их самостоятельной работы, а также в связис углублением трудящимися своих профессиональных навыков на курсах повышенияквалификации. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудовогозаконодательства. Указанные отношения складываются в процессе надзорнойдеятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда исоблюдением трудового законодательства в организациях (Рострудинспекции,специализированный надзор за охраной труда на предприятиях и в учреждениях –Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, а также органы Государственного надзораза ядерной и радиационной безопасностью.) Отношения по рассмотрению трудовыхспоров. Они складываются в связи с разрешением в органах по рассмотрениютрудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установленияусловий труда работников. Участниками этих отношений выступают спорящиесубъекты (работник — работодатель; трудовой коллектив — работодатель), с однойстороны, и орган по рассмотрению трудового спора — с другой.
Участникитрудовых правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, обладающиетрудовыми правами и обязанностями и имеющие возможность реализовать являютсясубъектами трудового права.
1) Граждане(работники). Субъектом трудового права в лице работника является тот, с кемзаключается трудовой договор, т.е. лицо принятое по найму. В ст. 173 КЗоТустанавливается трудовая нраводееспособность с 15 лет. В статье 2 КЗоТустанавливает основные права и обязанности работника. В соответствии с КЦ РФкаждый имеет право на труд который он свободно выбирает или на который онсвободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду,выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.Каждый работник имеет право:
1) На условиятруда отвечающие правилам гигиены и безопасность.
2) Навозмещения за равный труд без какой бы то ни было расовой дискриминации и нениже установленного законом минимального размера.
4) На отдых,обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени,сокращённым рабочим днём для ряда профессий и работ, предоставлениемеженеднльных выходных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков.
5) Наобъединение в профсоюзы.
6) На соц.обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в других установленныхзаконом случаях.
7) На судебнуюзащиту своих трудовых прав.
5. Система отрасли трудового права исистема трудового законодательства. Предмет, метод и система науки трудовогоправа.
Системаотрасли трудового права представляет ее структуру как совокупность вопределенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в институты взависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет даннойотрасли.
Систематрудового законодательства – это отбор важнейших норм трудовогозаконодательства и нормативных актов для включения их в Свод законов о труде(пока еще не созданный) с одновременной отменой устаревших.
Отношения,складывающиеся между участниками пр-ва, регулируется правом, причём нормы праварегулирует не сам процесс труда, а именно отношения, которые возникаютлибо в процессе трудовой деятельности, либо только в связи с получением еёрезультатов.
Предметомтрудового права является трудовые отношения которым характерно: 1) Участиев процессе труда. 2)Совместная трудовая деятельность с другими работникамиодного предприятия или учреждения. Регулирование процесса предполагает вкачестве обязательного признака подчинение внутреннему трудовому распорядкупредприятия, учреждения. Это отличный специфический признак позволяющийограничить собственно трудовые отношения от иных, тоже связанных с трудом, норегулирующихся с гр. пр.
Метод Т.Пр.- отличает комплексность включающая элементы диспозитивности (методдоговорного автономного регулирования) и императивного воздействия в сочетаниис участием трудовых коллективов в регулировании трудовых и тесно с нимисвязанных отношениями. 1) Методдиспозитивности, договорной. 2) Императивный метод — коллективов. 3) Участиетрудовых коллективов.
6. Общая характеристика основных принциповтрудового права. Соотношение принципов правового регулирования трудовыхотношений с субъективными правами и обязанностями.
Исходя изобщепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии сКонституцией Российской Федерации основными принципами правового регулированиятрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношенийпризнаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободновыбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещениепринудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы исодействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника насправедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающиетребованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничениерабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочихпраздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав ивозможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную ив полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающейдостойное человека существование для него самого и его семьи, и не нижеустановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации напродвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажаработы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовкуи повышение квалификации; обеспечение права работников и работодателей наобъединение для защиты своих прав и интересов, включая право работниковсоздавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работниковна участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетаниегосударственного и договорного регулирования трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, включающееправо на участие работников, работодателей, их объединений в договорномрегулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с нимиотношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи сисполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий пообеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственногонадзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защитугосударством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров,а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и инымифедеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условиязаключенного договора, включая право работодателя требовать от работниковисполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществуработодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения егообязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иныхактов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права представителей профессиональныхсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудовогозаконодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечениеправа работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечениеправа на обязательное социальное страхование.
7. Понятие источников трудового права и ихвиды. Классификация и общая характеристика источников трудового права.
Регулированиетрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционнымизаконами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство обохране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормытрудового права: настоящим Кодексом; иными федеральными законами; указамиПрезидента Российской Федерации; постановлениями Правительства РоссийскойФедерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительнойвласти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления илокальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормытрудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящемуКодексу.
Указы ПрезидентаРоссийской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречитьнастоящему Кодексу и иным федеральным законам.
ПостановленияПравительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должныпротиворечить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам ПрезидентаРоссийской Федерации.
Нормативныеправовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормытрудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральнымзаконам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям ПравительстваРоссийской Федерации.
Законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормытрудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральнымзаконам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям ПравительстваРоссийской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органовисполнительной власти.
Акты органовместного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормытрудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральнымзаконам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям ПравительстваРоссийской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органовисполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектовРоссийской Федерации.
В случаепротиворечий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновьпринятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральныйзакон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений внастоящий Кодекс.
8. Декларация прав и свобод человека игражданина РФ от 22.11.91 г. и Конституция РФ от 12.12.93 г. как правоваяоснова регулирования социально-трудовых отношений.
Статья 23.Декларации
(1) Каждыйимеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободносоглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду ивыбирать профессию и род занятий.
(2) Каждыйимеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, наравное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и нениже установленного законом минимального размера.
(3) Каждыйимеет право на защиту от безработицы.
(4)Принудительный труд запрещен.
Статья 37Конституции
1. Трудсвободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями ктруду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещен.
3. Каждыйимеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не нижеустановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а такжеправо на защиту от безработицы.
4. Признаетсяправо на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованиемустановленных федеральным законом способов их разрешения, включая право назабастовку.
5. Каждыйимеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируютсяустановленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходныеи праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актовтрудового законодательства Российской Федерации и республик в составеРоссийской Федерации. В соответствии сКонституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданинанаходится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательствонаходится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти исубъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливаетсубординацию этих актов.По предметамведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы,которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия.Федеральныезаконы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционнымзаконам.Законы и иные нормативные актысубъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четкоследовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальномуопубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
9. Общее и специальное законодательство отруде и формы его выражения.
К общемузаконодательству относится Конституция РФ и Трудовой Кодекс. Кспециальному законодательству относится Закон от 10 июля 1992 г. и изданные на егооснове другие нормативные акты.
10. Разграничение полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовыхотношений.
Кведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений ииных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательныхдля применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативныхправовых актов, устанавливающих:
основныенаправления государственной политики в сфере трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулированиятрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемыйгосударством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включаядополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения,изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства,порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективныхдоговоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективныхтрудовых споров; принципы и порядок осуществления государственного надзора иконтроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащихнормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органовгосударственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; порядокрасследования несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
системуи порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификациипроизводственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
порядоки условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числепорядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи сисполнением им трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядоких применения; систему государственной статистической отчетности по вопросам
труда иохраны труда; особенности правового регулирования труда отдельных категорий
работников.
Органыгосударственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативныеправовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным кполномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокийуровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленнымфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий кувеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечиваетсяза счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Органыгосударственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать
законыи иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случаепринятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этимвопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится всоответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
11. Система законов и иных актов,регулирующих социально-трудовые отношения; сфера их действия и значение.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актовтрудового законодательства Российской Федерации и республик в составеРоссийской Федерации. В соответствии сКонституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданинанаходится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательствонаходится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти исубъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливаетсубординацию этих актов.По предметамведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы,которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия.Федеральныезаконы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционнымзаконам.Законы и иные нормативные актысубъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четкоследовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию.Неопубликованные законы не применяются.
12. Подзаконные акты, регулирующие трудовыеотношения.
Вторуюгруппу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторуюподгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряженияПравительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерстватруда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомстви государственных комитетов РФ. Кромеуказанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников иработодателей регулируются соответствующими видами соглашений.
13. Коллективные и иные нормативные договоры, локальные нормативные акты,регулирующие трудовые отношения.
Колдоговор — это правовой акт регулирующий трудовые, соц.-экон. и проф. отношения междуработодателем и работником на предприятии, учреждении, организации.
Порядок разработки и заключения колдоговорарегулирующиеся законом РФ «О колдоговорах и соглашениях» принятый в1992г. с изменениями и дополнениями на 1995г.
Закон «О колдоговорах исоглашениях» регулирует отношения между работодателем и работником.
Понятие «Органы общественнойсамодеятельности» даётся в ФЗ РФ «Об общественных объединениях».
ООС являются не имеющие членства общественныеобъединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем,возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное наудовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны сдостижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту егосодержания и соглашения:
— соблюдениенорм законодательства
— полномочность представителей сторон
— равноправиесторон
— свободавыбора и обсуждения вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений
— добровольностьпринятия обязательств
— реальностьобеспечения реальных обязательств
— систематичность контроля и неотвратимость ответственности
Стороныколлективного договора.
-это работникиорганизаций в лице их представителе