МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных иправовых дисциплинРЕФЕРАТ
По дисциплине:«Право социального обеспечения»
Тема: «Понятие и виды трудового стажа»
Выполнил: студент
Группы 702
Петр
( ) Петр
Руководитель:
( )
Колпашево 2008
Содержание
TOC h z t «Стильный777;1» Введение. PAGEREF _Toc185245251 h 3
1.Понятие трудового стажа. PAGEREF _Toc185245252 h 4
2.Виды трудового стажа. PAGEREF _Toc185245253 h 6
2.1.Страховой стаж… PAGEREF _Toc185245254 h 7
2.2.Специальный стаж… PAGEREF _Toc185245255 h 9
2.3.Непрерывный стаж… PAGEREF _Toc185245256 h 12
Заключение. PAGEREF _Toc185245257 h 17
Списоклитературы… PAGEREF _Toc185245258 h 18
Введение
Одним из важнейших юридических фактов, с которымзаконодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социальногообеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объемправ нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовымстажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы,учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности,имеет количественную и качественную характеристику.
Количественной характеристикой трудового стажа является егопродолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, вкоторых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).В зависимости от качественной и количественной характеристики выделяютследующие виды трудового стажа:
а) общий трудовой (страховой);
б) специальный трудовой;
в) непрерывный трудовой.
Задача реферата состоит в том, чтобы рассмотреть понятие ивиды трудового стажа.
При написании реферата былиспользован широкий круг учебной литературы и журналов по праву социального обеспечения и трудовомуправу, а также законодательные и нормативные правовые акты.
1. Понятие трудового стажа
Трудовой стаж(франц. stage, от позднелат.stagium — временное пребывание), время(продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельностиработника.
Трудовой стаж- продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности,исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовыепоследствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.
Обратимсятеперь к легальному определению трудовогостажа, которое дается вФедеральном законе от 15 декабря 2001 г.№166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (сизменениями от 25 июля 2002 г.)[1].Трудовой стаж — учитываемая приопределении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионномуобеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности,которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотреннойФедеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В настоящеевремя институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов,который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных иподзаконных актов. Это:
Во-первых,международно-правовые акты.Так, если международным договором Российской Федерацииустановлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажадля установления трудовых пенсий, применяются правила международного договораРоссийской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделитьСоглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы ворганах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СодружестваНезависимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).
Во-вторых,это законодательные акты.
— Трудовойкодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.).[2]Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни дажеего определение.
Одна изнемногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет,что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого дляполучения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РоссийскойФедерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает кдругим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 2июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001г.).
В третьих,этоподзаконныенормативные акты: Постановления Правительства РФ.
В четвертых,это десяткиактов министерств и ведомств.
Регулированиетрудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, вчастности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации,федеральными конституционными законами осуществляется в том числе иконституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актамисубъектов Российской Федерации.
Итак, направовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплексразноуровневых нормативных актов. Однако это больше недостаток, чемдостоинство.
В первуюочередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем большепротиворечий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать рядустаревших нормативных документов.
Во-вторых,большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении напрактике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работниковюстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал всеобщий опрос, до90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, чтопонятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляютпорядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальномобеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, какоснову для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, изаключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие видысоциального обеспечения.
2. Виды трудового стажа
Классически втеории социального обеспечения выделяются несколько видов трудового стажа.Среди них: общий (в настоящее время – страховой), специальный и непрерывный.
Традиционноевыделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическимиюридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те илииные виды социального обеспечения.
Так, общийтрудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовомудоговору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных взаконе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж являетсяюридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающемвозникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовыхпенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а такженекоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Специальныйтрудовой стаж – уже из самого определения понятно, что законодатель ведет речьо специфической работе. Под специальным трудовым стажем понимаетсяпродолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных ит.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатическихрайонах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению идругих периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам)обеспечение трудовыми пенсиями.
Непрерывныйтрудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы, инойобщественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.
Для каждогоиз трех видов трудового стажа законодатель предусмотрел особый порядокисчисления, утраты и т.д., которые будут рассмотрены мною ниже.
2.1. Страховой стаж
С 1 января2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ»,[3]установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурируетпонятие общего трудового стажа,но вводится новое понятие – «страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарнаяпродолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которыхуплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемыхв страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).
Болеекороткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионногозаконодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельностизастрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховыевзносы.
Введение иукрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современнойпенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобыперевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельноупрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, незаработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.[4]
Всоответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стажвключаются:
а) периоды работы и (или) инойдеятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами,застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации обобязательном пенсионном страховании (далее именуются — застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности,указанные в подпункте «а» настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованнымилицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации или международными договорами РоссийскойФедерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательномупенсионному страхованию;
Наряду свышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:
1) периодпрохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы,предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственнойпротивопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,и их семей»;
2) периодполучения пособия по государственному социальному страхованию в периодвременной нетрудоспособности;
3) периодухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полуторалет, но не более трех лет в общей сложности;
4) периодполучения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественныхработах и период переезда по направлению государственной службы занятости вдругую местность для трудоустройства;
5) периодсодержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовнойответственности, необоснованно репрессированных и впоследствииреабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишениясвободы и ссылке;
6) периодухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы,ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Периоды,предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если импредшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) инойдеятельности (независимо от их продолжительности).
Принципиальнымотличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсиюпо старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарнойпродолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которыхуплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов,засчитываемых в страховой стаж.
2.2. Специальный стаж
Специальныйтрудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности(независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенныхотраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и вопределенных местностях, а также некоторые виды общественно полезнойдеятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».[5]
В обновленномзаконодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственномпенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях иорганах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальныйтрудовой стаж фактически уже не фигурирует.
Однако, то,что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовымстажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошелпо пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из новогозаконодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчислениястажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специальноготрудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслугелет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущемон будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
С учетомспециального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определеннойтрудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи сособыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугулет.
Так,например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
- пенсии по старости в связи с особымиусловиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствиепрофессионального заболевания или увечья, связанного с производством, накотором получено указанное увечье или заболевание);
- времени начала выплаты пенсии в связис работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и вгорячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились неменее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет,а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы свредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшениемвозраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательствопредусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
Страховой испециальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; моментназначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видовстажа.
В специальныйтрудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезнойдеятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности вспециальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами,предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориямграждан.
Особым видомспециального трудового стажа являетсяи выслуга лет. Но в отличие отспециального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служитюридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условииувольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Кругсубъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В неговходят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работникигражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и инойработой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческихработников; военнослужащие; государственные служащие.
В настоящеевремя законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования.Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход нафинансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы.С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда,работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетомвредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Правона пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть отпродолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.
2.3. Непрерывный стаж
Действующеезаконодательство не содержит легального определения непрерывного трудовогостажа, однако анализ ряда нормативных актов позволяет сделать вывод, что непрерывныйтрудовойстаж — это продолжительностьпоследней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации)или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельностине превысил установленных законодательством сроков.
Непрерывныйтрудовой стаж имеет ряд существенных отличительных признаков от страхового испециального стажа.
Во-первых,при определении размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывностьстажа не учитывается.
Во-вторых,рассматриваемый вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленныепределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник неосуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству.Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.
Как верноотмечает С.Г. Кулюхин, непрерывный трудовой стаж является самостоятельнойоценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общуюпродолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажаработника.[6]
Юридическоезначение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он являетсяосновным критерием при определении размера пособия по временнойнетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияетна размер пособия по временной нетрудоспособности. В зависимости отнепрерывного стажа работы определяется социальное обеспечение и в отношенииодиноких матерей. Действует особый порядок выплаты пособий по уходу за больнымидетьми. Так, пособие по уходу за больным ребенком в размере от 60 до 100%(конкретный размер которого как раз определяется в зависимости от непрерывногостажа). В зависимости от непрерывного стажа определяются «северные надбавки».
В настоящеевремя действует целый комплекс разноуровневых нормативных актов регулирующихпорядок исчисления непрерывного трудового стажа.
Непрерывныйтрудовой стаж у работника, уволенного в связи с истечением срока трудовогодоговора, по общему правилу, сохранится, если перерыв между датой увольнения идатой поступления на новую работу не превысит одного месяца. Например, еслиработник уволен 5 января (последний день его работы), то его трудовой стаж непрервется, если он поступит на работу не позднее 6 февраля.
Согласноп.п.2-10 Правил непрерывный трудовой стаж сохраняется:
1) При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию безуважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерывв работе не превысил трех недель. Причины, признаваемые уважительными при увольнении пособственному желанию, определяются Государственным комитетом СССР по труду исоциальным вопросам и ВЦСПС.
2) Если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:
- поступления на другую работу лиц,работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, послеувольнения с работы по истечении срока трудового договора;
- поступления на работу в РоссийскойФедерации после освобождения от работы в учреждениях, организациях и напредприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях;
- поступления на работу в РоссийскойФедерации граждан, переселившихся из стран, с которыми Россия заключиласоглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работыв учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран (двухмесячный период вэтом случае исчисляется начиная со дня приезда в Россию).
3) Если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:
- поступления на работу лиц,высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ихреорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращениючисленности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих ислужащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций из предприятийВооруженных Сил Российской Федерации в связи с проведением мероприятий посокращению их в соответствии с решениями Правительства РФ;
- поступления на работу после окончаниявременной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующимзаконодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении наработу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольненияинвалидов по другим основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих сохранениенепрерывного стажа), по которым не установлены более льготные условиясохранения непрерывного трудового стажа (трехмесячный период в этих случаяхисчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности, дня вынесениязаключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо дня, покоторый была установлена инвалидность);
- поступления на работу послеувольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемойдолжности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующемупродолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному вустановленном порядке);
- поступления на работу учителейначальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе всвязи с переводом 4-х классов на систематическое преподавание основ наук ивременным сокращением числа учащихся начальных классов.
4) Независимо от продолжительности перерыва в работе в случае:
- поступления на работу послеувольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу вдругую местность;
- поступления на работу послеувольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либопосле увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме оснований,не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа (это правило распространяетсятакже на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, например завыслугу лет, если они одновременно имеют право на пенсию по старости).
У работников,которые увольняются в связи с переходом на пенсию по старости, при последующемпоступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже не имеетзначения для исчисления непрерывного стажа. Стаж, имевшийся у них к моментуувольнения, сохраняется и присоединяется к стажу по новому месту работы.
Согласнодействующему законодательству непрерывный стаж у работника прерывается, если онв течение года дважды увольняется по собственному желанию без уважительныхпричин. Если работник уволился по собственному желанию первый или (и) второйраз по уважительной причине, непрерывный стаж у него не прервется, еслиперерывы между днем увольнения и днем поступления на новую работу не превысилиустановленных сроков, в течение которых непрерывный стаж сохраняется.
Всоответствии с данным нормативным актом трудовойстаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращениятрудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Работа подоговору подряда выполняется в рамках гражданско-правового договора,заключаемого в соответствии с правилами гл. 37 ГК РФ «Подряд». Работа же, окоторой идет речь в Правилах, предполагает выполнение работником трудовыхфункций по трудовому договору (контракту), заключаемому в соответствии со ст.56 ТК РФ. Что касается иных видов деятельности, перечисленных в Правилах изасчитываемых в непрерывный трудовой стаж, то работа по договору подряда такжене включена в указанный перечень.
Такимобразом, работа по договору подряда не включается в непрерывный трудовой стаждля назначения пособий по государственному социальному страхованию.
Заключение
Итак, взаключение работы я подведу итоги по проделанному исследованию.
Рассмотрениетрудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только врусле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И средисущественных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают,что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника.Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяливеличину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы,которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.
Принципиальнымотличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсиюпо старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарнойпродолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которыхуплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов,засчитываемых в страховой стаж.
Во многомсовременное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативныхактах, которые уже давно морально устарели (И это несмотря на принятие целогокомплекса законов). Несомненно, что необходимо их обновление и систематизация.Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу)«разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, чтоидеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих акта, которыебы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательнымиактами.
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. -7 января 2002 г. (Часть I). — №1. — Ст. 3.
2. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезданародных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. — 6 декабря 1990 г.
3. Постановление Правительства РФ от 24июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления трудовых пенсий» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 5 августа 2002 г. — №31.
4. Постановление Правительства РФ от 4июля 2002 г. N 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслейпромышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона приисчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы егопродолжительность в соответствующем календарном году составила полный год»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 8 июля 2002 г.
5. Постановление Минтруда РФ от 24 июня1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утратедокументов в результате чрезвычайных ситуаций» // Российские вести. — 28июля 1994 г.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря2001г. — №51. — Ст. 48317. Винслав. Ю.Н Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // М.: Юнити, 2004 г.8. Колосова, Моисеенко. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений. М.: Феникс, 2003 г.9. Коровкин А. Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование — М.: Просвещение, 2003 г.
10. КулюхинС.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. — №5, 6. — май, июнь 2005 г.
11. НиколаевИ.П. Что изменилось в персонифицированном учете // Российский налоговый курьер.-№7. – апрель 2002 г.
12. ХаритоновВ.А. Права человека на социальное обеспечение. М.: Линко пресс, 2004 г.
[1]Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001г. — №51. — Ст. 4831
[2]Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собраниезаконодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). — №1. — Ст.3.
[3]Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 24 декабря 2001 г. — №52 (Часть I). -Ст. 4920
[4]Николаев И.П. Что изменилось в персонифицированном учете // Российскийналоговый курьер. -№7. – апрель 2002 г., С. 26.
[5] ЗаконРСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РоссийскойФедерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. — 6 декабря1990 г. — №27. — Ст. 351
[6]Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. — №5,6. — май, июнь 2005 г.