Министерство транспорта Российской Федерации
Волжскаягосударственная академия водного транспортаКафедра гражданско-правовых дисциплинКурсоваяработапо дисциплине
«Трудовое Право РФ»
натему:
«Общаяхарактеристика порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров»
Выполнил:
Студент
Группы Ю-12
Шифр Ю-06-809
Панов А.А.
Проверил:
Новоселов М.И
Н.Новгород
2007ПЛАН
Введение
1. Трудовые споры
2. Индивидуальные трудовые споры
3. Организация и порядок деятельностикомиссии по трудовым спорам (КТС)
4. Трудовые споры, рассматриваемые всуде
Заключение
ЛитератураВведение
Ведущая роль врегулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежитправу. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет РФ какдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российскогозаконодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человекаи гражданина.
Новое содержание получилов ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним изсамых принципиальных, а способы его реализации в значительной степенихарактеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане РФ могут реализоватьэто свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этомсущественно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеетвозможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать роддеятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Каждый имеет право натруд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, навознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленногофедеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защитуот безработицы.
Каждый имеет право наотдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленныефедеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничныедни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Конституция признаетправо на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованиемустановленных федеральным законом способов их разрешения, включая право назабастовку.
Однако эти очень важныедля каждого человека конституционные гарантии вовсе не автоматическиреализуются в конкретных трудовых правоотношениях, в которые вступает человек,поступая на работу в качестве наемного работника и заключая трудовой договор.Они конкретизируются с учетом законов, иных нормативных правовых актов (в томчисле заключаемые в рамках конкретных организаций) в индивидуальном трудовомдоговоре.
Интересы работодателя инанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновениеэтих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в своюочередь, приводит к возникновению конфликтов.
В настоящее время в сферетрудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовыхправ работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) иослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел всудах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда,причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу,невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом отзаключения трудового договора и другие.
Судебная защита– конституционное право каждого гражданина. Оно, в своюочередь, является гарантией защиты других его прав и свобод, закрепленных вКонституции РФ, Трудовом кодексе РФ и иных законах.
Обращаясь к вопросу оразрешении индивидуальных трудовых споров, начнем с понятия трудового споравообще, и индивидуального трудового спора, в частности.
Трудовые споры
Трудовой спор– это поступившее на разрешение юрисдикционного органаразногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудовогозаконодательства или об установлении между ними новых условий труда.
Иначе можно сказать, что трудовые споры – это неурегулированныепутем непосредственных переговоров разногласия между работником (работниками) иработодателем по поводу установления новых или изменения закрепленных вправовых актах и соглашениях условий труда; а также применения норм трудового и иного социального законодательства, окоторых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган, то есть орган,уполномоченный государством принять юридически обязательное для сторон решение.
Возникновению трудовыхспоров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иных социальныхправ работников в сфере трудовых или иных отношений, которые являютсянепосредственным поводом (причиной) спора.
Разногласиявозникают в случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когдатрудовое правонарушение не совершено, но одна из сторон считает, что поотношению к ней были совершены неправомерные действия.
Трудовым правонарушениемназывается виновное невыполнение илиненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сферетруда, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данногоправоотношения.
Трудовыеправонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тожедействие может быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценкахесть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права можетперерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самимисторонами, а вынесено на рассмотрение юридического органа, иными словами однасторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей еетрудовое право.
Нижепредставлена схема трудового спора в развитии:
1. Трудовое правонарушение.
2. Разногласие (различная оценкатрудового правонарушения субъектами правоотношений).
3. Непосредственные переговоры спорящихсторон с целью самостоятельного урегулирования разногласия.
4. Возникновение трудового спора(обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган).
Регулирование трудовыхспоров рассматривается в главах 60 и 61 Трудовогокодекса РФ (ст. 381-397 «Рассмотрениеиндивидуальных трудовых споров» и ст. 398-418 «Рассмотрение коллективныхтрудовых споров»).
Трудовые споры могутклассифицироваться:
1. по спорящему субъекту все трудовыеспоры делятся на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальнымможно относить «неурегулированныеразногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудовогозаконодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права,коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудовогодоговора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условийтруда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовыхспоров» (в ред. ФЗ от 30.06.2006 № 90-ФЗ).
Коллективными считаются неурегулированныеразногласия между работниками (их представителями) и работодателями (ихпредставителями) по поводу установления и изменения условий труда (включаязаработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров,соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборногопредставительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (в ред. ФЗ от 30.06.2006 № 90-ФЗ).
2.по характеру спора трудовые споры делятся:
ü на споры о применении норм трудовогозаконодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное правоработника;
ü на споры об установлении новых илиизменении существующих социально-экономических условий труда и быта, неурегулированных законодательством. Они могут возникать из трудовогоправоотношения – об установлении работнику в локальном порядке новых условийтруда, к примеру, нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифногоразряда, а также вытекающие из коллективного организационно-управленческогохарактера правоотношений.
3. по виду спорного правоотношения,трудовые споры можно разделять на:
ü споры из трудовых правоотношений;
ü споры из правоотношений потрудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брониинвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовойдоговор;
ü споры из правоотношений по надзору иконтролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, кпримеру, оспариваются действия санитарного, технического или правовогоинспектора, наложившего штраф на должностное лицо;
ü споры из правоотношений по подготовкекадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направления наповышение квалификации в другую местность;
ü споры из правоотношений по возмещениюматериального ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размерапроизведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
ü споры из правоотношений по возмещениюпредприятием ущерба работнику, в связи с повреждением его здоровья на работе;
ü споры из правоотношений профкома сработодателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры осроках пересмотра норм выработки;
ü споры из правоотношений трудовогоколлектива с работодателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственныхруководителей и др.;
ü споры из социально-партнерскихправоотношений.
При возникновениитрудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определитьего подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный иликоллективный спор, о применении трудового законодательства или же обустановлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какогоправоотношения возник трудовой спор.
Индивидуальные трудовые споры
Напомним,что Индивидуальные трудовые споры – это неурегулированные разногласия,возникающие между работником и работодателем по вопросам применениязаконодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора идругих соглашений о труде.
В индивидуальных трудовыхспорах (ст. 381 Трудового кодекса РФ) участвуют, с одной стороны, работник, сдругой – работодатель.
Не всеспоры, возникающие между работником и работодателем, являются трудовыми.Например, если работник, проживающий в заводской квартире, самовольно занялосвободившуюся в ней комнату, а предприятие предъявило к нему иск о выселении,то такой спор не является трудовым. Отношения, в связи с которыми он возник,регулируются нормами не трудового, а жилищного права.
Как правило,трудовой спор возникает тогда, когда субъект трудового правоотношения считает,что его право нарушено в результате неправильного применения в данномконкретном случае тех или иных норм трудового законодательства. Наряду с этиммежду субъектами трудового правоотношения могут возникнуть споры в связи сустановлением новых или изменением действующих условий труда.
Трудовые споры можно классифицировать в зависимости от характера спорногоправоотношения на:
1. Трудовыеспоры, имеющие материальный характер.
2. Трудовыеспоры, имеющие нематериальный характер (организационные, процедурные,процессуальные).
Причинывозникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на двеосновные группы:
а)субъективные причины (незнание, неправильное толкование норм трудовогозаконодательства и т.п.);
б)объективные причины (плохая организация труда, упущения ворганизационно-хозяйственной деятельности предприятия, нечеткие формулировкиотдельных норм трудового законодательства, пробелы в законодательстве о труде ит.п.).
В рядеслучаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестногоотношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей ипредъявления ими незаконных требовании, а также вследствие сознательногонарушения отдельными работодателями законодательства о труде.
Законодательствоо труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:
1)между работником и работодателем по поводу применения действующих условий труда(например, споры, связанные с увольнением работника, выплатой заработной платы,предоставлением отпуска и др.);
2)между работником и работодателем по поводу установления новых или изменениясуществующих условий труда (например, споры о присвоении новых тарифныхразрядов, окладов, об установлении новых норм выработки и др.);
3)между профсоюзным комитетом и работодателем по поводу установления новых илиизменения действующих условий труда (например, споры, возникающие призаключении коллективного договора).
Предметом индивидуальноготрудового спора являются права и законные интересы работника, нарушенные, поего мнению, администрацией при применении трудового законодательства, иныхнормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения,трудового договора, то есть при неисполнении или ненадлежащем исполненииназванных актов. В таких случаях заявление о рассмотрении трудового спораподается работником или от его имени профсоюзным органом (профкомом).
Предметом индивидуальныхтрудовых споров между администрацией и работником может быть обязанностьвозмещения материального ущерба организации неправомерным поведением работника.В таких случаях заявление подается администрацией организации.
Несколько слов окомпетенции и подведомственности органов по рассмотрению индивидуальныхтрудовых споров.
Компетенция– это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа вопределенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременноявляются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора естьправо и одновременно обязанность соответствующих органов, если к ним обратилисьс надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправеотказать в приеме заявления или в рассмотрении спора.
Подведомственность– это определенная компетенция определенных органов порассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственностьопределяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный иликоллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по ихприменению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные.Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо знатькуда, в какой именно орган следует подать заявление.
Подведомственностьюрисдикционного органа определяется законодательным актом (Трудовым кодексом иГражданским процессуальным кодексом) как круг трудовых споров о праве, нарассмотрение и разрешение которых правомочен орган. Именно по кругу техтрудовых споров, которые каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать иразрешать, проводится разграничение подведомственности каждого органа в областирассмотрения споров. Решение органа по трудовому спору только тогда имеетюридическую силу, когда оно вынесено по подведомственному ему вопросу.
Поэтому необходиморазличать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и ввышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающиедействия, но различным порядком.
Подведомственность определяется в зависимости от участников спора.Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФрассматриваются КТС и судами. Однако сегодня Трудовой кодекс РФ предполагаетвозможность обращения работника с жалобой (просьбой разрешить возникшуюпроблему) в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Однако такаяинспекция не является основным органом для рассмотрения индивидуальных трудовыхспоров.
Термин подведомственность обычно определяют как круг споров разрешениекоторых отнесено к ведению того или иного органа либо должностного лица. Терминподведомственность применяется по виду спора либо по виду органа, которыйрассматривает спор. В первом случае мы говорим о праве органов рассматривать теили иные споры. Например, споры о восстановлении на работе работников подлежатрассмотрению только в судебном порядке.
Трудовой кодекс РФ в ряде статей прямо предусматривает обжалованиеотдельных решений работодателя в государственной инспекции труда, например, ст.193 Трудового кодекса РФ. Таким образом, можно сказать, что государственнаяинспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров (коллективныхи индивидуальных) между работниками и работодателем.
Компетенция специализированных органов по разрешению трудовых споров – ихТрудовой кодекс РФ называет в ст. 382 (КТС и суд). Сейчас никто не вправеотменить решение КТС, и прокурор может обратиться с жалобой либо в суд, либо вКТС.
КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры за исключением тех,которые отнесены к компетенции судов. Для этого надо выяснить, является ли спориндивидуально-трудовым, и определить подведомственность, во-вторых, определитьне относится ли спор к исключительной компетенции суда.
Споры, связанные с трудовыми договорами:
1. Связанные с приёмом на работу,например, вопросы о дате приема на работу, об изменении названия, наименованиядолжности, профессии, специальности. Особенно это актуально для тех работников,чьи профессии связаны с определенными льготами, например, с пенсией за выслугулет.
2. Применение и изменение условийтрудового договора, ст. 381 Трудового кодекса РФ включила в числоиндивидуальных трудовых споров разногласия по вопросам изменения условий труда(в том числе и условия оплаты труда). Споры по заявлению работников о переводена другую работу, о выплате компенсации за выполнение нижеоплачиваемой работыпосле перевода относятся к компетенции суда. Ст. 394 Турдового кодекса РФговорит о вынесении решения о переводе на другую работу. Соотнося статьи 391 и394, можно говорить о переводах осуществляемых вопреки интересам работника, итаким образом можно признать, что КТС вправе рассматривать споры о переводе,если администрация не соблюдает требования закона о переводе. Сюда относятсяпереводы беременных, женщин с малолетними детьми, лиц с пониженнойтрудоспособностью и т.д., т.е. та группа людей, которые переводятся только поих согласию.
3. Расторжение трудового договора. Пообщему правилу, споры о восстановлении незаконно уволенного работника должнырассматриваться в суде, однако есть некие правила, которые обязывают приопределенных в законе условиях уволить работника, который желает прекратитьтрудовые отношения с работодателем. Например, работник поступил на обучение вВУЗ и желает расторгнуть трудовой договор, а работодатель не желает расторгатьдоговор и утверждает то, что работник должен проработать еще две недели — тогдаможно обращаться в КТС для решения этого вопроса. Также если работнику непредставляется работа, которая обусловлена трудовым договором, можно обращатьсяв КТС.
Главным вопросом является вопрос оплаты труда. Определениеподведомственности таких споров сомнений не вызывает.
Общие вопросы оплаты труда: по ст. 133 Трудового кодекса РФ месячнаязарплата работника отработавшего за месяц выполненную норму труда и отработавшегонорму времени не может быть ниже МРОТ. Также базовая тарифная ставка не должнабыть меньше МРОТ.
КТС могут рассматриваться споры связанные с премиями, которые входят всостав зарплаты работника, вопросы премирования по другим основаниям не относятсяк компетенции КТС (например, премии по результатам соревнования, связанные сюбилейными датами, за рационалистическую деятельность). КТС как правилорассматривает споры связанные с премиями, если право на получение этой премиивозникает у всех работников выполнивших условия положения о премировании.Нередко отдельные вопросы стимулирования труда работника решаются вколлективном договоре, например, в него может быть включено обязательство овыплате премий не с учетом, а по согласованию с профсоюзом. Премиальноеположение становится локальным нормативным актом, а соответственно работодательне может в одностороннем порядке отступить от условий положения и работникможет обжаловать данные действия работодателя. Может существовать фондначальника цеха, мастера, премии из этого фонда могут выплачиваться с согласованиемс профгрупоргом. Потребовать выплаты такой премии через КТС практическиневозможно, т.к. эти премии – чистый субъективизм. Однако КТС отказать в приеметакого заявления по причине неподведомственности не в праве. Но они могутработнику объяснить бесполезность такого разбирательства.
Оплата труда при отклонении от норм труда (за сверхурочную работу и т.д.)- это споры связанные с применением трудового законодательства поэтому ониподведомственны КТС. К ведению КТС относятся вопросы, связанные с оплатойтруда, с выпуском бракованной продукции во время простоя. В браке можетотсутствовать вина работников, также определяется полный или частичный брак, аопределение степени уменьшения расценок к компетенции КТС не относится, т.к.это спор об установлении условий труда.
Удержание из зарплаты – это значительная доля проходящих через КТСвопросов оплаты труда. В общем виде их подведомственность можно определить так– все споры связанные с удержанием зарплаты предусмотренной в трудовомзаконодательстве могут быть рассмотрены КТС, т.е. споры об удержании, которыепопадают под действие других отраслей права, например, споры об удержанииалиментов, КТС рассматриваться не могут.
Спор по рабочему времени и времени отдыха. Например, лица, работающие погибкому графику, могут при нарушении переводиться на жесткий график до трехмесяцев, при повторном нарушении до двух лет, споры в таких случаях такжеподведомственны КТС.
Помимо обжалования взысканий, работники могут обжаловать применениедругих мер правового воздействия, например, если работник считает, чтодисциплинарное взыскание возложено на него неправомерно или он не согласен сразмером меры взыскания или ее вида. Кроме того, в КТС может быть оспоренотакое взыскание, как устное замечание. Требования по досрочному снятиюдисциплинарного взыскания в КТС не рассматриваются.
Поскольку КТС является органом досудебного рассмотрения трудовых споров,значит, любой вопрос подведомственный КТС может рассматриваться в судебномпорядке. Ст. 391 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность работникарешать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор. Однако есть группаспоров, где усмотрение работника сужено только до одного органа – суда. Ст. 391называет случаи, исключительной подведомственности судам индивидуальныхтрудовых споров:
1. Индивидуальныетрудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе, независимо отоснований увольнения.
2. Оформулировке основания и причин увольнения.
3. Обоплате за время вынужденного прогула и т.д.
4. Спорыпо заявлениям работодателя о возмещении вреда причинённого организацииработником.
5. Позаявлениям лиц, которым отказано в принятии на работе.
6. Лица,которые считают, что они подверглись дискриминации.
Организация и порядокдеятельности
комиссии по трудовым спорам (КТС)
Индивидуальныетрудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами(ст. 382 ТК РФ).
Установленныйпорядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров доступен и удобен, обеспечиваетреальное восстановление нарушенных трудовых прав. Он основан на следующихдемократических началах: равное право всех работников на защиту своих трудовыхправ; доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров;гласность, объективность и полнота исследования дела; быстрота рассмотрениятрудовых споров; обеспечение исполнения решении по трудовым спорам.
Порядок рассмотренияиндивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым Кодексом РФ (ст. 381-397),Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими нормативными актами.
Комиссиипо трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительногооргана работников) и (или) работодателя (организации, индивидуальногопредпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 384 Трудового кодекса РФ) (в ред. Федерального закона 30.06.2006 № 90-ФЗ).
Представителиработодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Представителиработников избираются общим собранием работников организации или выдвигаются вкачестве делегатов представительным органом работников с обязательнымутверждением на общем собрании работников организации. (в ред. Федерального закона 30.06.2006 № 90-ФЗ).
Целесообразнов состав комиссии по трудовым спорам выделять не менее 2-3 представителей откаждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявленийработников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечиваетпроведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей.
Тот илииной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этомслучае он должен быть заменен другим представителем. Следует выделять в составКТС лиц, имеющих опыт работы с кадрами, знающих трудовое законодательство,вопросы заработной платы, пользующихся уважением и доверием в коллективе.
Пописьменному соглашению между профсоюзом и работодателем либо в случаях,предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в структурныхподразделениях предприятий (ст. 384 Трудового кодекса РФ). Эти комиссиидействуют на тех же началах, что и комиссии по трудовым спорам организации.Индивидуальные трудовые споры в КТС структурных подразделений организации могутрассматриваться в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссияпо трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретарякомиссии. КТС организации имеет свою печать.
Техническоеобслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколовзаседания и пр.) осуществляется работодателем. Своим приказом работодательназначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии.Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы пообслуживанию КТС.
Комиссиярассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Работодатель невправе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.
Пообщему правилу трудовой спор рассматривается комиссией, если работник неурегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячныйсрок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС (ст. 386Трудового кодекса РФ). Закон не устанавливает специальной формы заявления вКТС.
Отказ вприеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор ужерассматривался в КТС, и по нему было принято соответствующее решение либостороны не пришли к соглашению.
Комиссияобязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи работникомзаявления (ст. 387 Трудового кодекса РФ). Заседания КТС проводятся в нерабочеевремя. На предприятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются натакое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели моглиприсутствовать на заседании комиссии в нерабочее для них время.
Назаседании комиссии не обязательно участие всех представителей сторон,выделенных в состав КТС. Но заседание КТС считается правомочным, если на немприсутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менееполовины членов, представляющих работодателя (ст. 387 Трудового кодекса РФ).
Всеспоры должны рассматриваться комиссией в присутствии работника, подавшегозаявление. Заочное рассмотрение трудового спора допускается только пописьменному заявлению работника. Если работник не явился на заседание комиссии,рассмотрение его заявления откладывается. При повторной неявке работника безуважительных причин комиссия может снять данное заявление с рассмотрения, чтоне лишает работника права подать заявление вновь, но только в пределах срока,установленного Трудовым кодексом РФ.
Вначале заседания комиссии председатель объявляет состав КТС, знакомитприсутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителяработодателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи рассмотрением спора.
В целяхвыяснения всех обстоятельств рассматриваемого спора комиссия имеет правоприглашать на свое заседание свидетелей, поручать отдельным лицам проведениетехнических и бухгалтерских проверок, требовать от работодателя представлениянеобходимых документов и расчетов. КТС вправе совершать и другие действия,необходимые для всестороннего и полного исследования всех материалов дела.Решение КТС принимается тайным голосованием простым большинством голосовприсутствующих на заседании членов комиссии (ст. 388 Трудового кодекса РФ).
Решение КТС имеетобязательную силу. Обязательность решений КТС заключается в необходимостиисполнения их администрацией, а в случае отказа добровольно исполнить вобеспечении принудительного исполнения. Комиссия не вправе пересматривать своирешения. Решение комиссии должно быть мотивированным, основываться назаконодательстве, коллективном или трудовом договорах, правилах внутреннеготрудового распорядка и других нормативных актах. Оно должно соответствоватьдействительным обстоятельствам дела, а также исчерпывающим образом разрешатьтрудовой спор по существу. Решение комиссии должно быть конкретным, не нуждающимсяв каких-либо уточнениях или разъяснениях. Постановляющая часть решения КТСдолжна излагаться не в виде каких-либо ходатайств, а в повелительной форме(например: «признать перевод незаконным и восстановить на прежней работе»,«отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания» и т.д.). В решенияхкомиссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма,причитающаяся работнику. На каждом заседании КТС ведется протокол поустановленной форме. Он подписывается председателем и секретарем заседания изаверяется печатью комиссии.
Копиярешения комиссии в 3-дневный срок вручается работнику и работодателю.
Вслучае неисполнения работодателем решения КТС в установленный срок работникувыдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа (ст. 389 Трудовогокодекса РФ).
Удостоверение невыдается, если работник или работодатель обратились в установленный срок сзаявлением о перенесении трудового спора в суд.
Комиссии по трудовымспорам вправе рассматривать только те споры, которые законом или инымнормативным актом отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им.
Вотнекоторые споры, подведомственные КТС:
1. КТС подведомственны споры работниковпо поводу соблюдения установленного законом порядка введения и пересмотра норми нормативов по оплате труда. Кроме того, КТС подведомственны споры по вопросамсоблюдения работодателем условий труда, обеспечивающих выполнение нормвыработки.
2. КТС является обязательным первичныморганом по рассмотрению разногласий по оплате труда в случаях невыполнения нормвыработки. Комиссии подведомственны споры о причинах невыполнения нормвыработки, об обеспечении работодателем нормальных условий для работы и т.п.
К компетенции КТС законом отнесеныспоры работников по вопросам оплаты труда при простое и браке продукции:причины простоя и брака продукции, вина в этом работника, размер оплаты трудаза время простоя, степень годности изготовленной продукции, объем и оплатазатраченного труда и др.
3. Оплата сверхурочных работ и работ вночное время, компенсации за работу в выходные и празд