Содержание работы
Введение
1.Основные данные автомобиля.
2.Характеристикирабочего места
3.Размещениеорганов управления4.Размещение средств отображения информации
5.Освещение салона
6.Обзорность
7.Маневренность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конструкцииоборудования и организации рабочего места необходимо предусматриватьвозможности регулирования отдельных элементов, чтобы обеспечить оптимальноеположение работающего. Проектирование оборудования должно обеспечить его соответствиеантропометрическим и биомеханическим характеристикам человека на основе учетадинамики изменения размеров тепла при его перемещении, диапазона движений всуставах. Для учета в конструкции оборудования антропометрических данныхнеобходимо: — определить контингент людей, для которых предназначенооборудование; — выбрать группу антропометрических признаков; — установитьпроцент работающих, которому должно удовлетворять оборудование; — определить границыинтервала размеров (усилий), которые должны быть реализованы в оборудовании.При проектировании используют антропометрические размеры тела, причемучитываются различия в размерах тела мужчин и женщин, национальные, возрастные,профессиональные. Для определения границ интервалов, в которых учитывается процентнаселения, используется система перцентелей. Конструкция оборудования должнаобеспечивать возможность использования по меньшей мере для 90% потребителей.
1.Основные данныеавтомобиля
TOYOTASURF
Год выпуска: 1994.
Кузов: универсал.
Двигатель: 3.0 дизель.
Мощность: 150 л.с.
Снаряженная масса: 1559кг.
Максимальная допустимаямасса: 1905 кг.
2. Характеристикирабочего места
Для удобствапосадки и высодки установлина подножка с ребристой поверхностью,расположенная на 200мм ниже основания пола и прикреплена с наружи машины кпорогу. Так же для посадки и высадки на передней стойки крыши установленаручка. Попасть внутрь TOYOTASURF можно, даже не наступая на подножку. Кресло оператора жестко закреплено кполу машины с возможностью регулирования вперед-назад с шагом регулировки 2-5ммручка для регулировки располагается в передней правой части и по высоте поотдельность передней и задней части сидения регулировка плавная ручки длярегулировки расположены с правой стороны. Спинка кресла с развитой регулируемойбоковой поддержкой для удержания тела оператора в рабочем положении,установлена регулировка кривизны спинки которая обеспечивает подержаниепозвоночника оператора в зависимости от физиологических особенностей оператора.В верхнию часть спинки кресла вставляется подголовник с регулировкой от 0 до 10мм от верха спинки. Роль подлокотников выполняет с левой стороны бардачокимеющей ширину 10мм, высота подлокотника не превышает 23 см над уровнем опорной поверхности сиденья с правой стораны ручка двери ширеной 6мм и длинно 50см. Размеру сидения ширина поверхности сиденья 50см, глубинасиденья 60см. Спинка кресла регулироваться в горизонтальной (вперед-назад)плоскости. Угол наклона спинки для работы составляет 95-110°. В необходимыхслучаях предусмотрено увеличение угла наклона спинки для отдыха в кресле до135°. Высокийпол, из-за чего ноги оператора и переднего пассажира располагаются почтигоризонтально, а задним пассажирам приходится поджимать их чуть ли не кподбородку. Передние кресла очень удобные, с развитой боковой поддержкой, всеминеобходимыми механическими регулировками и приличным запасом хода вперед-назад.Так что человек любого роста и комплекции будет чувствовать себя за рулем HILUXSURF без серьезных неудобств. Задним пассажирам, с комфортом повезло меньше(высокий пол и массивный центральный тоннель).
Сидение пассажира имееттакие же размерные характеристики, но на нем отсутствуют регулировки высотысидения, кривизны спинки и боковой поддержки.
Симметричноскладывающееся заднее сиденье добавляет в полезный объем багажника свой вклад,позволяя перевозить длинномерные грузы. Вместительность багажника в литрах я неизмерял, но и без этого видно, что он весьма впечатляющих размеров. Его полпрактически ровный, с чуть выступающими колесными арками. Под сиденьем – своегорода тайничок, используемый для некоторых инструментов. Например, дляспециального ключа, домкрата.
Проемы дверейоборудованы двойной степенью зашиты от загрязнения. Одно резиновое уплотнениеприклеено к проему, другое на специальных клипсах прикрепляется к двери.Уплотнение герметизирует салон, защищает от влаги, грязи, и шума для комфортнойработы оператора. Двери машины открываются легко и при закрытии нетнеобходимости прилагать излишние усилия: замки срабатывают надежно даже еслидверь закроет случайный порыв ветра. Наличие центрального замка делает удобнойпосадку нескольких пассажиров сразу и избавляет от необходимости при покиданииавтомобиля проверять закрыты ли остальные двери. Дверные ручки, как снаружи таки внутренние, также срабатывают легко, что дает возможность открыть дверь дажеребенку без посторонней помощи. Изнутри каждая дверь имеет подлокотник, чтопридает дополнительный комфорт пассажирам при поездке, а водителю позволяет не напрягатьлевую руку во время вождения. В подлокотник встроены: дверная ручка и кнопкаэлектропривода стекла. Также, в передних дверях есть вещевые отделения, кудаможно складывать вещи частого применения (средства по уходу за салоном,перчатки и т.д.). Центральный замок срабатывает не только снаружи, но иизнутри. Что дает возможность не тянясь со своего сидения при необходимостизаблокировать (если к примеру на заднем сидении находятся маленькие дети) иразблокировать все двери салона.
Дверь задка открываетсянажатием кнопки из салона или ключом. Открывается плавно, без рывков. Длязакрытия – на внутренней двери находится специальная ручка.
3. Размещениеорганов управления
В первой зонедосягаемости моторного поля находится трехспицевый рулевоеколесо на расстоянии 300мм, рулевая колонка регулируется по высоте на 400 ввертикальной плоскости. За рулем расположены справой стороны рычажоквыполняющей две функции управления указателями поворотов и включения-выключениявнешних световых приборов, с правой стороны рычажок управления дворником иомывателем ветрового стекла и дворником и омывателем заднего стекла.
Во второй зонедосягаемости моторного поля с правой стороны находится пультуправления четырьмя стеклоподъемниками, расположен на подлокотнике водительскойдвери расстоянии 300мм по горизонтали и 650мм по вертикали. Водительскийстеклоподъемник снабжен функцией AUTO, то есть полностью открывает илизакрывает стекло одним нажатием клавиши. Здесь же – управление блокировкой стеклоподъемников,центральным замком и электроприводами наружных зеркал. А вот заднее стекло,можно привести в движение нажать клавишу, расположенную около коробки передач,с левой стороны на расстоянии 250мм в горизонтальной плоскости, на высоте 500ммв вертикальной плоскости, отдалении 150мм.
Управление трансмиссиейвозложено на рычаги АКПП и раздаточной коробки находящейся с левой стороны нарасстоянии 250мм в горизонтальной плоскости, на высоте 500мм в вертикальнойплоскости, отдалении 200мм. Высота рычага переключения раздаточной КПП 150мм,он выполнен в грушевидной форме. А АКПП 230мм, он выполнен в форме полумесяца скнопкой сверху для блокировки от неосторожного включения. Раздаточная КПП имееттри положения: 2Н, 4Н и 4L.
На расстояний 300мм навысоте 800мм приборная панель, с справа находится кнопки, включения повышенияоборотов холостого хода, регулировки жесткости амортизаторов (HARD &NORMAL). Щиток приборов расположен по центру расположения оператора чтообеспечивает хорошую считываемость показаний с приборов. С правой стороны отщитка приборов расположена центральная консоль на которой располагаетсямагнитола «TOYOTA». Кроме «музыкального центра», на концоле расположилисьчетыре ползуна системы отопления и кондиционирования воздуха, а также сама клавишавключения кондиционера. Над ползунами – узкая вставка, потянув за которую,можно извлечь два удобных подстаканника.
Педаль приводадроссельной заслонки расположены в третей зоне досягаемостимоторного поля на расстоянии 500мм и высоте 150мм справой стороны от 0 линиирис1,2 выполненная в форме прямоугольника изогнутого в вертикальной плоскости,педаль тормоза располагается по 0 линии в горизонтальной плоскости, педальимеет прямоугольную. С левой стороны от педали тормоза установлена подножка подправую ногу.
Ручка управлениястояночным тормозом располагается с левой стороны от рулевой колонки подприборной панелью имеет т-образную форму и находится на удалении от оператора350мм. А с правой стороны от рулевой колонки расположен центральный включатель питанияи стартера («замок зжегания»).
При размещении органовуправления необходимо выполнять следующие эргономические требования:
1. органыуправления должны располагаться в зоне досягаемости моторного поля;
2. наиболее важныеи часто используемые органы управления должны быть расположены в зоне легкойдосягаемости моторного поля;
3. органыуправления, связанные с определенной последовательностью действий оператора,должны группироваться таким образом, чтобы действия оператора осуществлялисьслева направо и сверху вниз;
4. расположениефункционально идентичных органов управления должно быть единообразным на всехпанелях рабочего места;
5. расположениеорганов управления должно обеспечивать равномерность нагрузки обеих рук и ногчеловека-оператора.
При работе двумя рукамиорганы управления размещают с таким расчетом, чтобы не было перекрещивания рук.
Органы управления нарабочей поверхности в горизонтальной и вертикальной необходимо размещать сучетом следующих требований:[13]
1. очень частоиспользуемые и наиболее важные органы управления должны быть расположены в зоне1 (рис. 1-2);
2. частоиспользуемые и менее важные органы управления не допускается располагать запределами зоны 2 (рис. 1-2);
3. редкоиспользуемые органы управления не допускается располагать за пределами зоны 3(рис. 1-2).
/> /> Рис. 1. Зона досягаемости моторного поля в горизонтальной плоскости при работе сидя Рис. 2. Зона досягаемости моторного поля в вертикальной плоскости при работе сидя
1 — зона для размещенияочень часто используемых и наиболее важных органов управления (оптимальная зонамоторного поля);
2 — зона для размещениячасто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторногополя);
3 — зона для размещенияредко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)
Органы управления и ихфункции должны быть сконструированы, выбраны и расположены так, чтобы онисоответствовали физиологическим особенностям человека (особенно еговозможностям движения) и частям его тела (рукам, пальцам, ногам или другимчастям тела), которые участвуют в управляющих воздействиях. При этом следуетучитывать скорость и точность усилий, а также требования к их приложению.Правильная конструкция органов управления ведет к уменьшению ошибок человека (ЕН 894-3).
Конструкция органовуправления должна учитывать:
1)требуемуюточность и скорость движений при осуществлении управления, а также частотуиспользования органа управления;
2)допустимыединамические и статические нагрузки на двигательный аппарат человека;
3)антропометрическиехарактеристики двигательного аппарата человека;
4)необходимостьбыстрого распознавания органов управления, формирования и закрепления навыковпо управлению.
При конструированииорганов управления и их размещении в моторном поле рабочего места должны бытьучтены следующие физиологические особенности двигательного аппарата человека:
1) скоростьдвижения рук больше при движении в направлении «к себе», меньше — придвижении «от себя»;
2) скоростьдвижения правой руки больше при движении слева-направо, левой руки — справа-налево;
3) линейнаяскорость вращательных движений рук больше скорости поступательных движений;
4) скоростьплавных криволинейных движений рук больше скорости прямолинейных движений рук срезким изменением направления;
5) точностьдвижений рук больше при работе в положении сидя, меньше — при работе вположении стоя;
6) точностьдвижений рук больше при небольших (до 10 Н) нагрузках;
7) точностьдвижений, совершаемых пальцами рук, больше точности движений кистью;
8) наибольшаяточность движений, совершаемых пальцами рук, достигается в горизонтальнойплоскости при положении рук, согнутых в локтевом суставе на 50-60° и в плечевомсуставе на 30-40°;
9) максимальноеусилие, развиваемое правой (рабочей) рукой, на 10-15% больше максимальногоусилия, развиваемого левой рукой;
10) усилиядавления и тяги, развиваемые руками при движении их перед корпусом, больше, чемпри движении рук в стороны;
11) максимальноеусилие, развиваемое стопой ноги в положении сидя, достигается, если угол междуголенью и бедром составляет 95-120°;
12) максимальноеусилие при движении ноги достигается в положении сидя при наличии упора дляспины;
13) скоростьи частота движений, совершаемых стопой ноги, больше в положении сидя, чем вположении стоя.
Усилия, необходимые дляосуществления управляющих действий, должны устанавливаться с учетом способаперемещения органа управления (пальцами, кистью с предплечьем, всей рукой,стопой и т.д.), частоты использования и в некоторых случаях с учетом продолжительностинепрерывного воздействия на органы управления, скорости выполнения управляющегодействия и положения человека в процессе управления.
Места возможныхконтактов органов управления с руками и ногами работающего должны бытьвыполнены из нетоксичных, а в необходимых случаях и из нетеплопроводных иэлектроизоляционных материалов.
Форма и размерыприводных элементов органов управления должны обеспечивать надежный захват ихруками и предотвращать соскальзывание ног.
Для обозначенияфункционального назначения органов управления следует применять надписи и (или)символы, которые должны быть расположены на элементах конструкции рабочегоместа в непосредственной близости от органов управления или на их приводныхэлементах.
Органы управлениядолжны кодироваться формой, цветом, размером или другими видами алфавита кодаили их комбинациями.
Ножные органыуправления должны применяться при необходимости разгрузки рук для осуществленияуправляющих действий, требующих небольшой точности. Допустимые усилия нажатияна педали приведены в приложении 4.
Размеры, форму,значение перемещения педали определяют с учетом особенностей производственногооборудования конкретного вида (типа), при этом при управлении стопойперемещение педали должно быть не более 80 мм и ширина опорной поверхности — не менее 60 мм./>
4. Размещение средств отображения информации
Средства отображенияинформации необходимо группировать и располагать относительно друг друга всоответствии с последовательностью их использования или с функциональнымисвязями элементов систем, которые они представляют. При этом средстваотображения информации необходимо размещать в пределах групп так, чтобыпоследовательность их использования осуществлялась слева направо или сверхувниз.
Очень частоиспользуемые средства отображения информации, требующие точного и быстрогосчитывания показаний, следует располагать в вертикальной плоскости под углом±15° от нормальной линии взгляда и горизонтальной плоскости под углом ±15° отсагиттальной плоскости (рис.3 и 4).
/>Рис.3. Зоны зрительногонаблюдения в вертикальной плоскости
/>Рис.4. Зоны зрительногонаблюдения в горизонтальной плоскости
Часто используемыесредства отображения информации, требующие менее точного и быстрого считыванияпоказаний, допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±30° отнормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±30° отсагиттальной плоскости.
Редко используемыесредства отображения информации допускается располагать в вертикальнойплоскости под углом ±60° от нормальной линии взгляда и в горизонтальнойплоскости под углом ±60° от сагиттальной плоскости (при движении глаз иповороте головы).
Требования кспидометрам
1. На каждомтранспортном средстве категории L,M и Nдолжен находиться спидометр.
2. Шкала спидометрадолжна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами.
3. Показания спидометрадолжны быть видны в любое время суток.
4. Скоростьтранспортного средства по показаниям спидометра не должна быть меньше егофактической скорости.
Комбинация приборов находящиесярасполагаетсяв вертикальной плоскости под углом ±30° от нормальной линии взгляда и вгоризонтальной плоскости под углом ±30° от сагиттальной плоскости,бесхитростна: спидометр от 0 до 160 км/ч, с ценой деления 5км/ч, тахометр от 0до 6500 об./мин с красной зоной с 5500 об./мин, цвет знаков белый, фон черный.Указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости находятся с левойстороны от спидометра и тахометра и заряда аккумулятора, уровня топлива справой стороны горизонтального расположения с секторной разбивкой в виде белойсетки, цвет фона черный. Остальная информация о работе автомобиля (BREAK, O/DOFF, CHECK ENGINE и пр.) появляется в нижней части приборной панели в видесветящихся надписей. С левой стороны от щетка приборов установлены цифровыечасы, с зеленым цветом цифр. Все символы хорошо читаемы и распознаваемы.
Акустические индикаторыв машине присутствуют. Сигнал на открытую дверь оператора, он работает в цикличномрежиме 1сек сигнал – 1сек пауза. На не выключенные внешние световые приборы онсрабатывает при открытой двери, остановленном двигателе и включенных внешнихсветовых приборах, работа в постоянном режиме.
автомобильспидометр обзорность маневренность
5. Освещениесалона
Освещение должноспособствовать выполнению рабочего задания. Если анализ задания показывает, чтоокружающего освещения недостаточно, то следует предусмотреть дополнительноеместное освещение, например для установки, регулировки оборудования. Освещениедолжно быть организовано так, чтобы исключить принятие операторомнеестественных поз. При использовании регулируемого освещения средстварегулирования должны быть удобно расположены и не должны подвергать опасностиоператора.
Особенно следуетучитывать следующие факторы:
а) избегать мерцающегосвета;
б) избегать затемненияили слишком сильной освещенности;
в) избегать образованиятеней;
г) избегатьстробоскопического эффекта;
д) контрасты должныбыть соизмеримы с рабочим заданием;
е) должна сохранятьсяцветопередача.
Освещение салона, как иподобает настоящему японскому внедорожнику, не ограничивается лишьрасположенным в центре потолка плафоном: над зеркалом заднего вида есть лампыоператорского и пассажирского света. Подсветка приборной панели. Оба светильникаимеют два режима – включение при открытых дверях с плавным затуханием при ихзакрывании, и «постоянный режим». Предусмотрена подсветка замка зажигания, аего звуковой сигнализатор не даст вам забыть выключить фары или оставить ключив замке зажигания. Внутренняя подсветка всех клавиш, кнопочек. Не имеетподсветку надписи положения рычага АКПП.
6. Обзорность
Обзорность сводительского места не идеальная, но вполне достаточная. Большое внутрисалонноезеркало, огромные наружные зеркала и высокая посадка позволяют уверенноманеврировать, стоит лишь привыкнуть к габаритам машины. Единственное, чтовызывает некоторые опасения – широкие передние стойки крыши, из-за которых вмомент поворота не всегда видно, что делается впереди.
Большие лобовое изаднее стекла и регулировки водительского кресла обеспечивают водителюнаилучший обзор дороги. Воздушный обогрев лобового стекла и электрическийзаднего позволяют стеклам быстро оттаять, что бывает часто необходимо вхолодное время года. Боковые каналы системы отопления салона позволяютнаправить теплый воздух на передние боковые окна. Электропривод боковых зеркалдает возможность водителю точно поставить зеркала в оптимальное для негоположение не вставая с водительского кресла.
Требования кпередней обзорности, действию стеклоочистителей и стеклоомывателей
1 Водитель, которыйбудет управлять транспортным средством, должен иметь возможностьбеспрепятственно видеть дорогу впереди себя, а также иметь обзор справа и слеваот транспортного средства.
2. Не допускается наличиедополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с меставодителя, за исключением: воздухозаборников, зеркал заднего вида, деталейстеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн,нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла.
3. Не допускаетсяналичие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очисткистеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.
4. Транспортноесредство должно быть оборудовано встроенной на постоянной основе в конструкциюсистемой, способной очищать ветровое стекло от обледенения и запотевания.
Система, использующаядля очистки стекла нагретый воздух, должна иметь вентилятор и подвод воздуха клобовому стеклу через сопла.
5.Транспортное средство должно быть оснащено хотя бы одним стеклоочистителем ихотя бы одной форсункой стеклоомывателя ветрового стекла.
6. Каждая из щетокстеклоочистителя после выключения должна автоматически возвращаться в исходнуюпозицию, располагающуюся на границе зоны очистки или ниже ее.
7.Стеклоомыватель должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.
7.Маневренность
В городском потокеавтомобиль держится уверенно. В основном из-за своих размеров и внушительноговида. Он позволяет хорошо стартовать и быстро набирать скорость, но в затяжныхподъемах бывает, выдыхается. Маневренность тоже на высоте: иногда дажеудивляешься, как такой большой автомобиль умудряется развернуться едва ли не наместе. Подвеска не обращает никакого внимания на ямы и колдобины, оттаявшие сприходом весны: мелкие проглатывает не глядя, а ямы посерьезнее, напоминают осебе лишь глухим стуком и легким покачиванием кузова.
А вот на скорости выше110 км/час машина начинает «плавать», требуя постоянного подруливания. Основнаяответственность за такое поведение лежит, скорее всего, на гидроусилителе руля– из-за отсутствия переменного усиления руль на большой скорости становитсяпрактически невесомым, а реакции на нем замедленными.
Заключение
В целом TOYOTASURF можно назвать хорошим внедорожником. Мощности в 150 л.с. вполне достаточнодля веса автомобиля, даже при полной загрузке. Расход топлива за городом можносвести к минимуму (примерно 10 л) при выборе оптимальной скорости и передачи;Расход топлива по городу составляет примерно 10-15 л. Распространенные сетисалонов делают возможным легко достать фирменные запчасти. Высокая надежностьвсех основных узлов и приемлемый комфорт оправдывают вполне цену за автомобиль,хотя он дешевле других авто того же класса.
Список использованнойлитературы
Конспект лекций по дисциплине«Автотранспортная эргономика»
для студентов специальностей 190601,190500, 1290201.: Т.В. Арбатская. Издательство СибАДИ.2011г.
Методические рекомендации к описаниюавтомобиля категории М1.: Т.В. Арбатская.Издательство СибАДИ. 2011
r01.twirpx.net/131/131885_26E4D_stadnichenko_l_i_ergonomika_uchebnoe_posobie.pdf
www.twirpx.com