Реферат по предмету "Транспорт"


Устройство парусного корабля

СПбГМТУ
Курсвая работа по дисциплине “Морскаяэнциклопедия”
по теме:
Парусные суда
Преподаватель:       ЛяховицкийА.Г.
Выполнил:                студент гр.91кс1     
Михеев Пётр Ваджихович
2003/2004 уч. год

 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление:
1. Введение…………………………………3
2. Типыпарусных судов…………………..3
3. Рангоутпарусного корабля…………….6
4. Стоячийтакелаж парусного корабля….9
5. Бегучийтакелаж……………………….12
6. Парусноевооружение…………………15

Введение
На протяжении столетий неоднократно предпринимались попыткиболее или менее рационально разграничить типы судов. Вследствие бурногоразвития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по ихназначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла.Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие –сюрвейеры – должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием вовремя эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международныминормами.
Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений являетсяанглийское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в.Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, гденачиная с 1687 года судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки,страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 году было решено составитьсписки судов – регистры – с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобылегче было оценивать качества судна и, следовательно определять суммустраховки.
В 1834 году общество было реорганизовано в Регистр Ллойда.
Не менее знаменито французское классификационное обществоБюро Веритас, основанное в 1828 году в Антверпене и с 1832 года по настоящеевремя находящееся в Париже..
Типы парусных судов
К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимыев движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нестипаруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.
В зависимости от вида парусного вооружения различаютследующие парусные суда:
Щелкните по ссылке, чтобы увидеть силуэт.
пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);
пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, накорме, с косыми);
четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);
четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна скосыми);
корабль (три мачты с прямыми парусами);
барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);
баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косымипарусами);
 джекасс -шхуна,точнее, трехмачтовая марсельная шхуна  (все мачты с косыми парусами и нескольковерхних прямых парусов на фок мачте);
бриг (две мачты с прямыми парусами);
бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, однас косыми);
бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямымипарусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);
шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косымипарусами);
шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косымипарусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);
каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами,остальные – с латинскими);
“трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми,парусами);
шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами,бизань мачта с косыми);
фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскимипарусами);
тартана (одна мачта с большим латинским парусом);
тендер (одна мачта с косыми парусами);
“бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя сгафельным или латинским парусом);
“нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильнонаклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту;грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);
“баланселла” (одна мачта с латинским парусом);
шлюп (одна мачта с косыми парусами);
иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта — стоит позади руля);
кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоитперед рулем);
динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);
люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется воФранции в прибрежном плавании).
Кроме перечисленных парусников существовали еще большиесеми-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американскогопроисхождения, несущие только косые паруса.
Продольный разрез двухдечногопарусного линейного корабля конца XVIII века.:
1 — киль; 2 — форштевень; 3 — княвдигед; 4 — старнпост ахтерштевня; 5 — кормовой дейдвуд; 6 — носовой дейдвуд; 7 — адмиральская каюта; 8 — кают-компания; 9 — руль; 10 — рулевое управление; 11 — кормовая крюйт-камера; 12 — кормовой бомбовой погреб; 13 — канатный ящик; 14 — носовая крюйт-камера; 15 — носовой бомбовой погреб.
Носовая и кормовая части набора парусного судна:
1 — фальшкиль; 2 киль; 3 — фортимберсы; 4 — носовой дейдвуд; 5 — кильсон; 6 — фальстем-кница; 7 -  фальстем; 8 — форштевень; 9 — греп; 10 — княвдигед; 11 — лисель-индигед (опора носовойфигуры); 12 — бимсы; 13 — пиллерсы; 14 — кормовой дейдвуд; 15 — пятка киля; 16- ахтерштевень; 17 — старн-кница.
 Средняя часть корпуса в  поперечномсечении имеет почти круглые обводы. Фальшборт несколько завален внутрь, т.е.ширина ватерлинии несколько больше, чем в районе верхней палубы. Сделано этодля того, чтобы орудия, установленные на верхней палубе, не выходили за ширинуватерлинии.
1 — киль; 2 — фаль орта шкиль; 3 — кильсон; 4 — первый бархоут; 5 — второй бархоут; 6 — третий бархоут; 7 — наружная обшивкафальшбота; 8 — внутренняя обшивка; 9 — бимсы; 10 — лац-порты.
 Фальшборт парусного корабля XVIII века:
1 — ватервейс; 2 — бимсы; 3 — фальшбортныйбархоут; 4 — стойки фальшборта; 5 — коечная сетка; 6 — подвесные койки.
Главной частью набора корпуса парусного суднаявляется киль — продольная балка прямоугольного сечения, идущая от носа докормы. Вдоль боковых сторон киля проходят длинные выемки (шпунты), в которыезаходит первый ряд досок наружной обшивки, которые называются шпунтовым поясом.
Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляликрепкую дубовую доску, фальшкиль. Носовая часть киля заканчивается форштевнем,представляющим из себя брус призмообразной формы. Нижняя часть форштевня моглабыть изогнутой по дуге или под углом. К форштевню с внутренней стороныприкреплена внутренняя часть штевня — дейдвуд — сложная конструкция из толстыхбрусьев, образующая плавный переход от киля к корпусу. Спереди форштевняукреплен водорез, верхняя часть которого называется княвдигед. В верхней частикнявдигеда устанавливали носовое украшение — фигуру.
В задней части киля вертикально к нему или снебольшим наклоном в корму установлен брус, называемый ахтерштевнем. Внешняячасть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешенного наахтерштевень. Ахтерштевень и форштевень деревянного парусного судна состоят изнескольких деталей.
Поверх и вдоль киля накладывали резенкиль. К немуи дейдвудам крепили шпангоуты, которые на старинных судах были составными.Посредине корпуса корабля, несколько ближе к носу, ставили наиболее широкийшпангоут — мидельшпангоут. Для поперечного крепления корабельного набораслужили бимсы, на них настилали палубу. В продольном направлении шпангоутыскрепляли стрингерами. 
После окончания сборки судового набора приступалик обшивке корпуса дубовыми досками. Размеры досок зависели от размеров корабля:длина их была 6-8 м., ширина 10-25 см. Во времена Колумба обшивка судовпроизводилась внакрой (кромка на кромку), а к концу XVI века стали обшиватьвстык (вгладь). Крайние концы досок входили в шпунты фор- и ахтерштевня икрепились нагелями из оцинкованного железа или меди. В районе ватерлинии и подпушечными портами доски обшивки чередовались с утолщенными досками — бархоутами. 
Палубный настил делали из сосновых или тиковыхдосок, к бимсам их крепили при помощи металлических нагелей или болтов, которыесверху утапливали и закрывали деревяннымит пробками.
Для обшивки фальшборта на деревянных судахиспользовали сравнительно тонкие доски, укрепленные на стойках. Опоройфальшборта является фальшбортный бархоут, его внешнюю поверхность принято былорасписывать. Над фальшбортом находилась коечная сетка, в которую матросыскладывали скатанные подвесные койки, защищавшие в бою от вражеских пуль.Рангоут парусного корабля

 
Рангоутом называются все деревянные детали,служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоутуотносятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спиртыи выстрелы.
Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного кораблясередины XIX века.
1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — бом-утлегарь; 4- мартин-гик; 5 — блинда-гафель; 6 — бушпритный эзельгофт; 7 — гюйс-шток; 8 — фок-мачта; 9 — топ фок-мачты; 10 — фор-трисель-мачта; 11 — стеньги; 12 — мачтовый эзельгофт; 13 — фор-стеньга; 14 — топ фор-стеньги; 15 — фор-салинг; 16- эзельгофт фор-стеньги; 17 — фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево сфор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 — топ фор-бом-брам-стеньги; 20 — клотик; 21 — фока-рей; 22 — фор-марса-лисель-спирты; 23 — фор-марса-рей; 24 — фор-брам-лисель-спирты; 25 — фор-брам-рей; 26 — фор-бом-брам-рей; 27 — фор-трисель-гафель; 28 — грот-мачта; 29 — топ грот-мачты; 30 — грот-трисель-мачта;31 — грот-марс; 32 — мачтовый эзельгофт; 33 — грот-стеньга; 34 — топгрот-стеньги; 35 — грот-салинг; 36 — эзельгофт грот-стеньги; 37 — грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 — топ грот-бом-брам-стеньги; 40 — клотик; 41 — грота-рей; 42 — грот-марса-лисель-спирты; 43 — грот-марса-рей; 44 — грот-брам-лисель-спирты; 45- грот-брам-рей; 46 — грот-бом-брам-рей; 47 — грот-трисель-гафель; 48 — бизань-мачта; 49 — топ бизань-мачты; 50 — бизань-трисель-мачта; 51 — крюйс-марс; 52 — мачтовый эзельгофт; 53 — крюйс-стеньга; 54 — топкрюйс-стеньги; 55 — крюйс-салинг; 56 — эзельгофт крюйс-стеньги; 57 — крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 — топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 — клотик; 61 — бегин-рей; 62 — крюйс-марса-рейили крюйсель-рей; 63 — крюйс-брам-рей; 64 — крюйс-бом-брам-рей; 65 — бизань-гик; 66 — бизань-гафель; 67 — кормовой флагшток;Мачта
Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в кормурангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута(стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямымвооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
Мачты делались составными из несколькихпродолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колоннойили просто мачтой, а продолжение стеньгами.
В зависимости от размеров судна и типа парусноговооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет своенаименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачтаназывается фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, — бизань-мачтой.
Рис: Устройство мачты.
1 — Нижняя мачта (колонна); 2 — цапфа; 3 — железные бугели; 4 — чиксы; 5 — лонг-салинги; 6 — краспицы; 7 — эзельгофт; 8 — стеньга; 9 — брам-стеньга; 10 — бом-брам-стеньга; 11 — флагшток; 12 — клотик;13 — вулинг; 14 — деревянный бугель; 15 — шкало; 16 — крепление шкало; 17 — вязка вулинга.
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта.Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длинойкорабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам.Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты.Так длина фок-мачты составляла 8/9, а бизань-мачты — 6/7 длины грот-мачты. Этипропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Слово «фор», прибавляется к названиямрангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, ноукрепленных выше марсовой площадки. «Брам» — слово, добавляемое кназваниям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность ктретьему колену снизу. «Бом» — указывает на принадлежность кчетвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делалисоставными из нескольких брусьев, стянутых бандажами — тросовыми вулингами.Нижний конец мачты — шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс — гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На еговерхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту состеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, кним — два продольных бруса — лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовуюплощадку или просто марс.Марс
Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел видкруглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почтипрямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда неслипо три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: нафок-мачте был фор-марс, на грот-мачте — грот-марс и на бизань-мачте — крюйс-марс.
Рис. 1. Детали марса:
1 — нижняя мачта (колонна); 2 — чиксы; 3 — лонг-салинги; 4 — краспицы; 5 — собачьи дыры; 6 — марс; 7 — топ мачты; 8 — эзельгофт; 9 — стеньга.
Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:
1 — стеньга; 2 — чиксы; 3 — лонг-салинги; 4 — краспицы; 5 — брам-стеньга; 6 — эзельгофт; 7 — брам-ванты; 8 — швиц-сорвень-строп.
Все стеньги между собой тоже соединялись припомощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.
Эзельгофт представляет собой деревянную обойму сдвумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, икруглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, взависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия:фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт,крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) ит.д.Бушприт
Бушприт — это горизонтальный или несколько наклонный брус(наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесенияпрямых парусов — блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял толькоиз одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется спомощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже неставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепленияносовых треугольных парусов — кливеров и стакселей.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощиватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
Рис. Бушприты.
а — XVIII в.; б — конца XVIII в.; в — первойполовины XIX в.; 1 — бушприт; 2 — кница; 3 — бушпритный эзельгофт; 4 — марс; 5- блинда-стеньга; 6 — блинда-брам-стеньга; 7 — флагшток; 8 — клотик; 9 — утлегарь; 10 — бом-утлегарь; 11 — эзельгофт; 12 — блинда-гафель; 13 — мартин-гик; 14 — гюйс-шток; 15 — тросовый вулинг.Стоячий такелаж парусного корабля
 
Бушприты, мачты и стеньги на парусном суднезакрепляются  в определенном положении с помощью специальных снастей,называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты,фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегдаостается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.

Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечноголинейного корабля XVIII — XIX веков:
1 — ватер-штаги; 2 — мартин-штаг; 3 — мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 — фока-штаг; 5 — фок-лось-штаг; 6 — фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7- фор-стень-штаг; 8 — кливер-леер; 9 — фор-брам-стень-штаг; 10 — бом-кливер-леер; 11 — фор-бом-брам-стень-штаг; 12 — грота-штаг; 13 — грот-лось-штаг; 14 — грот-лось-стень-штаг; 15 — грот-стень-штаг; 16 — грот-брам-стень-штаг; 17 — грот-бом-брам-стень-штаг; 18 — бизань-штаг; 19 — крюйс-стень-штаг;20 — крюйс-брам-стень-штаг; 21 — крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 — ватер-бакштаги; 23 — утлегарь-бакштаги; 24 — бом-утлегарь-бакштаги; 25 — фок-ванты; 26 — фор-стень-ванты; 27 — фор-брам-стень-ванты; 28 — фор-стень-фордуны; 29 — фор-брам-стень-фордуны; 30 — фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 — грот-ванты; 32 — грот-стень-ванты; 33 — грот-брам-стень-ванты; 34 — грот-стень-фордуны; 35 — грот-брам-стень-фордуны;36 — грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 — бизань-ванты; 38 — крюйс-стень-ванты; 39- крюйс-брам-стень-ванты; 40 — крюйс-стень-фордуны; 41 — крюйс-брам-стень-фордуны; 42 — крюйс-бом-брам-стень-фордуны.
Вантами называют снасти стоячего такелажа,которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. Взависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительноеназвание: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъемаматросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант наопределенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлическиевыбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом нарасстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусныхкораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делалитоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаютсяс боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят намачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты,стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одногокуска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждогоборта  нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е.одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависитот высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовымиталями на юферсах — особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросовоготалрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупныхкупеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуныидут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укреплялимощные деревянные площадки — руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованнымииз железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхнимконцам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижнейчастью с русленями.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны спомощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как инижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающиерангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами,которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажуотносятся и перты — растительные тросы на реях, на которые становятся матросыво время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к нокурея, другой — к середине рея. Перты поддерживаются подпертками — отрезкамитроса, прикрепленными к рею.
Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки иукрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов,пертов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стоячий такелаж бушприта:
1 — ватер-штаги; 2 — ватер-бакштаги; 3 — утлегарь-штаг; 4 — утлегарь-бакштаг; 5 — бом-утлегарь-штаг; 6 — мартин-бакштаги; 7 — бом-утлегарь-бакштаги; 8 — верхний блинда-бакштаг; 9 — нижний блинда-бакштаг; 10 — перты бом-утлегаря; 11 — перты утлегаря; 12 — лоп-штаги.
Ватер-штаги — стоячий такелаж, удерживающий бушприт снизу,преднахначающийся для противодействия тяге фока и фок-стеньгаштагов ипредставляющий собой тали. Ватер-бакштаги — снасти стоячеготакелажа бушприта, удерживающие его с боков. Утлегарь-штаг ибом-утлегарь-штаг — снасти поддерживающие утлегарь и бом-утлегарьснизу. Утлегарь-бакштаг, мартин-бакштаги, бом-утлегарь-бакштаги,верхний и нижний блинда-бакштаги — снасти, удерживающие рангоутныедеревья бушприта с боков. Перты утлегаря и бом-утлегаря, лоп-штаги- снасти, служащая леером при передвижении матросов по бушприту.Cнасти для управления парусами
 
Совокупность всех парусов корабля называютпарусным вооружением. Все парусные корабли по типу их парусного вооруженияделят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельным называют парусноевооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косыевспомогательными. Классическим примером прямого парусного вооружения являлисьлинейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабля — фрегаты, корветы ибриги.
Косым называют вооружение, в котором основнымиявляются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты. 
К судам смешанного вооружения относятся баркентиныи бригантины. 
Парусное вооружение корабля:
I — бом-кливер; II — кливер; III — фор-стеньги-стаксель; IV — фор-стаксель; V — фок — нижний прямоугольный парусна фок-мачте; VI — фор-марсель — второй снизу прямой парус, расположенный нафор-брам-стеньге; VII — фор-брамсель — третий парус, расположенный нафор-брам-стеньге фок-мачты; VIII — фор-бом-брамсель — четвертый парус,расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX — грот-стаксель; X — грот-стеньги-стаксель; XI — грот-брам-стаксель; XII — грот — нижнийпрямоугольный парус на грот-мачте; XIII — грот-марсель; XIV — грот-брамсель; XV- грот-бом-брамсель; XVI — апсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами;XVII — крюйсель — прямой парус; XVIII — крюйс-брамсель; XIX — крюйс-бом-брамсель; XX — бизань — нижний косой парус (косая бизань).Бегучий такелаж  — снасти для управления парусами:

1 — бом-кливер-фал; 2 — бом-кливер-шкот; 3 — кливер-шкот; 4 — фор-стеньга-стаксель-шкот; 5 — фор-стаксель-шкот; 6- фока-шкот; 7 — фока-галс; 8 — фоковые нок-гордени; 9 — фоковыебык-гордени; 10 — фока-гитовы; 11 — фока-булинь; 12 — фор-марса-гитовы; 13 — фор-марса-булинь; 14 — риф-шкентель талей — конец снасти, основанный междублоками, для подтягивания парусов при взятии рифов; 15 — фор-брам-гитовы; 16 — фор-брам-булинь; 17 — фор-бом-брам-гитовы; 18 — риф-сезни (риф-штерты); 19 — грота-шкот; 20 — грота-галс; 21 — грот-нок-гордень; 22 — грота-бык-гордень; 23- грота-гитовы; 24 — грота-булинь; 25 — грота-марса-гитовы; 26 — грота-марса-булинь; 27 — грота-брам-гитовы; 28 — грота-брам-булинь; 29 — грота-бом-брам-гитовы; 30 — бизань-гитовы; 31 — крюйсель-гитовы; 32 — крюйсель-булинь; 33 — крюйс-брам-гитовы; 34 — крюйс-брам-булинь; 35 — крюйс-бом-брам-гитовы;
К бегучему такелажу управления парусами относятсяфалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы и булини.
Фалами называют снасти, при помощи которыхподнимают и опускают паруса (кливера и стаксели), флаги и сигналы.
Шкоты служат для управления прямыми(нижними)  и косыми парусами, которые тянут их к корме. Кливера и стакселиимеют по два шкота, проходящих с одной и другой сторон борта или лееров. Этишкоты делаются обычно двойные. У косых парусов с гиком, где шкотовый уголпаруса крепят к ноку гика, для управления парусом служит гика-шкот,прикрепленный к гику.
Шкотовые углы фока и грота тянут помимо шкотагалсами, которые предназначают для тяги углов нижних парусов в направлении кносу, противоположно к шкотам. Галсы бывают двойные (и тогда их проводятподобно шкотам) или одинарные. В последнем случае коренной конец галса крепят вшкотовом углу. Грота-галсы протягивают у бортов около фок-мачты, а фока-галсына баке, через блок на галсе-боканце (коротком рангоутном горизонтальномдереве, выступающем в носу судна с каждого борта для вытягивания наветренногоугла фока посредством фока-галса).
Гордени и гитовы служат для подбирания нижних ибоковых шкаторин и шкотовых углов при уборке парусов и взятии рифов. 
Булини — снасти, расположенные на боковыхшкаторинах внизу прямых парусов, предназначены для растягивания паруса наветер, чтобы судно могло идти круто к ветру. 
 Парусное вооружение
Совокупность всех парусов корабля называют паруснымвооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят насуда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельнымназывают парусное вооружение, в котором прямые парусаявляются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямогопарусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, ивоенные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги.
Косымназывают вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятсяшхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты.
К судам  смешанного вооруженияотносятся баркентины и бригантины.

Рис.Парусное вооружение корабля:
I — бом-кливер; II — кливер; III — фор-стеньги-стаксель; IV — фор-стаксель; V — фок — нижний прямоугольный парусна фок-мачте; VI — фор-марсель — второй снизу прямой парус, расположенный нафор-стеньге; VII — фор-брамсель — третий парус расположенный нафор-брам-стеньге; VIII — фор-бом-брамсель — четвертый прямой парус,расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX — грот-стаксель; X — грот-стеньги-стаксель; XI — грот-брам-стаксель; XII — грот — нижнийпрямоугольный парус на грот-мачте; XIII — грот-марсель; XIV — грот-брамсель; XV- грот-бом-брамсель; XVI — апсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами;XVII — крюйсель — прямой парус; XVIII — крюйс-брамсель; XIX — крюйс-бом-брамсель; XX — бизань — нижний косой парус (косая бизань).
Прямыепаруса.
Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольнуюили трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям. Такие парусаустанавливают поперек судна. Нижняя часть паруса обычно несколько изогнутакверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или кпалубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветрапроизводят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленныхна ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены. 
Паруса фок, грот и бизань называютнижними парусами, а остальные (марсели, брамсели и бом-брамсели)- верхними.
С ростом водоизмещения кораблей, мощности иколичества артиллерии на них увеличивалась и площадь парусного вооружения. Кпримеру, в начальный период петровского кораблестроения (конец XVII века)корабли несли на фок- и грот-мачтах только по два прямых паруса, в начале XVIIIвека их ставили уже по три, а с конца XVIII века и первой половины XIX века — по четыре на трех мачтах. На чайных клиперах и барках количество прямых парусовдостигало 6-7 на каждой мачте.
В петровские времена и вплоть до конца XVIII векав носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижнийблинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом наблинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. Сконца XVIII века эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаряи бом-утлегаря) стаои поднимать треугольные косые паруса — кливеры истаксели.
К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя,которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их посторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах,выдыигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах.
Рис. Лиселяс левого борта:
I — ундер-лисель; II — марса-лисель;  III- брам-лисель; 1 — выстрел; 2 — реек ундер-лиселя; 3 — марса-лисель-спирт; 4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 -реек брам-лиселя.
 

Рис. Детали прямыхпарусов:
а — нижний парус; б — верхний парус; 1-ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняяшкаторина; 6 — ванты; 7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсыриф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта буленей; 12-13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем.
Рис. Креплениепрямого паруса к рею:
а — в XIX веке; б — в XVII веке; в — наложениешлагов вокруг рея; 1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс; 7 — бензель нокового кренгельса; 8- ликтрос.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Buckingham Palace (Букингемский Дворец)
Реферат Основные направления развития торговли Республики Беларусь на современном этапе
Реферат Транспортная система (Восточного Казахстана)
Реферат Такое долгое, никем не понятое детство
Реферат Нравственные качества человека в рассказе Чехова Ионыч
Реферат Автоматизированная система управления технологическими объектами хранения и реализации продукции нефтепереработки
Реферат І. А. (Харків) професійний інтелект та його характеристики
Реферат Типы и функции государства
Реферат Бизнес-план аптеки
Реферат Ресурсное обеспечение. Особенности прогнозирования материально-технического снабжения в переходный период.
Реферат Бюджетно-налоговая политика
Реферат The Growth Of A Nation Canada Essay
Реферат Інкорпорація та консолідація як первинні форми систематизації банківського законодавства України
Реферат Общество потребления в постсоветском контексте
Реферат CRM. От концепции к технологии