.Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики. Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный ры¬нок) — система экономических, правовых и
организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обыч¬ными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода
информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современ¬ном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и по¬купки информационных услуг. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: • центры, где создаются и хранятся базы данных,
а также производится постоянное на¬копление и редактирование в них информации; • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; • службы телекоммуникации и передачи данных; • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; • коммерческие фирмы; • информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица,
решающие задачи. История развития рынка информационных услуг С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учереждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в уда¬ленных
от пользователя базах данных. Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Структура рынка информационных продуктов и услуг Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов
обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, ад¬министративных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информа¬ционных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются: 1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные
компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации. Пример. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения: • возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вы¬вести информационные ресурсы России на мировой рынок; • технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды; • электронная
почта в компьютерной сети РЕДКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов. 2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Пример . Закон "Об информации, информатизации и защите информации". Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". Закон " О правовой охране топологий интегральных схем". 3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структу¬ры, помогающие находить нужную информацию. Пример. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обоб¬щены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и рас¬пространителей.
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагаю¬щих однородные информационные продукты и услуги. Инфраструктуру информационного рынка можно представить следующим образом:
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей: • биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками явля¬ются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компа¬нии, банки; • статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по эко¬номической, социальной,
демографической областям. Поставщиками являются госу¬дарственные службы, компании, консалтинговые фирмы; • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям рабо¬ты и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специаль¬ные информационные службы. 2-й сектор —информация для специалистов содержит следующие части: • профессиональная информация — специальные
данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; • научно-техническая информация — документальная, библиографическая, рефератив¬ная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; • доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному
абонементу в различных формах. 3-й сектор—потребительская информация, состоит из следующих частей: • новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; • потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; • развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образо-вания: дошкольное,
школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие сис¬темы, методики обучения и пр. 5-й сектор —обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: • программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от про¬фессионала
до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспе¬чение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типо¬выми математическими методами и др.; • технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтех¬ника, сопутствующие материалы и комплектующие; • разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка
концептуаль¬ных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, со¬здание и сопровождение баз данных; • консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую при¬обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель¬ность и т.д.; • подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, облас¬ти, явлению
и т.п. Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: • непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; • дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении ком¬пьютерным базам данных. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информа¬ционных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Можно представить следующие функции информационного бизнеса: управление финансами и ведение учета; управление кадрами; материально-техническое снабжение; организация производства; маркетинговые исследования; лизинговые операции; консультационное обслуживание; страхование имущества и информации; организация службы информационной безопасности; сервисное обслуживание.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |