Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильного транспорта
Допускаю к защите
Руководитель _________________
Бойко А.В.
Тяговый расчет автомобиля.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине
«Автомобили»
Выполнил студент группы АТ-04-1 ________ Саблин Д.Е.
подпись
Нормоконтролер ________ ________ ____________________
подпись И.О. Фамилия
Курсовой проект защищен
с оценкой _______________
Иркутск 2007 г.
Содержание
Исходные данные
3
Задача тягового расчета
4
1
Определение полной массы автомобиля
5
2
Подбор размера шин и расчета радиуса качения
6
3
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя
9
Частота вращения коленчатого вала
9
Максимальная мощность двигателя
10
Построение внешней скоростной характеристики двигателя
10
Вращающий момент двигателя
11
4
Выбор передаточных чисел
13
Определение передаточного числа главной передачи
13
Подбор передаточных чисел коробки передач
13
Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач
14
5
Построение тяговых характеристик автомобиля
15
6
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией
18
Динамический фактор
18
Ускорение автомобиля
20
Время разгона
23
Путь разгона
26
7
Построение графика мощностного баланса
28
8
Построение экономической характеристики автомобиля
31
Исходные данные:
Прототип автомобиля – ЗИЛ – 130 — 76
Грузоподъёмность и пассажировместимость – 6000 кг.+3 чел.
Максимальный коэффициент сопротивления дороги – 0,35
Обороты кол. вала при максимальной мощности – 3200 мин-1
Максимальная скорость – 90 км/ч
Удельный расход топлива gN– 327 г/кВт ч
Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.
Тяговый расчет автомобиля:
Определение полной массы автомобиля.
Подбор размера шин и расчета радиуса качения.
Подбор внешней скоростной характеристики двигателя.
Выбор передаточных чисел трансмиссии.
Построения тяговой характеристики автомобиля.
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии.
Построение графика мощностного баланса.
Построение топливной экономичности автомобиля.
1 Определение полной массы автомобиля.
Полную массу автомобиля определяют как сумму масс снаряженного автомобиля mб и груза mг по номинальной грузоподъемности и числу мест пассажиров включая водителя:
Снаряженная масса автомобиля
:
/>,(1)
где:
mг – масса груза;
/>, кг
Полная масса автомобиля
:
ma = mб+mг+ 80·z , (2)
где:
z– число мест для сидения;
mб– снаряженная масса;
mа = 5000+6000+80·3 = 11240, кг
2 Подбор размера шин и расчет радиуса качения.
Для подбора шин и определения по их размерам радиусов качения колеса необходимо знать распределение нагрузки по мостам.
Развесовка для заднеприводного грузового автомобиля: на заднюю ось 74%, на переднюю 26% от полной массы автомобиля.
Модуль сил тяжести автомобиля:
Gа = mа·g, (3)
где:
g – ускорение свободного падения;
Gа = 11240·9.81 = 110152, Н
Нагрузки от полной массы на переднюю и заднюю ось автомобиля:
/>/>(4)
где:
б — при классической компоновке принимаем на задний мост равным 74%;
/>Н
G1 = Ga – G2(5)
G1 = 110152-81512 = 28640, H
База автомобиля: Основываясь на данных краткого справочника НИИАТ, принимаем: L=3800 мм.
L = a + b (6)
где:
a — расстояние от передней оси до центра масс;
b — расстояние от задней оси до центра масс;
/>(7)
/>мм
b = L – a (8)
b = 3800 – 2812 = 988, мм
Радиус качения колеса rк выбирается в зависимости от нагрузки на одно колесо. Наибольшая нагрузка на колесо определяется положением центра масс автомобиля.
Нагрузка на каждое колесо передней и задней оси автомобиля:
/>,(9)
/>,
где:
nk1— число колес на передней оси;
nk2— число колёс на задней оси;
/>Н
/>Н
Таблица 1 – Шины автомобилей:
Обозначение шины
Max нагрузка, H
Обозначение шины
Max нагрузка, H
155-13/6,45-13
3870
240-508 (8,15-20)
20400
155/82 R13
4250
260-508Р(9,00Р-20)
20500
175/70 R13
4500
320-508 (12,00-20)
28000
165/80 R13
4750
370-508 (14,00-20)
42600
185-14/7,35-14
5600
430-610 (16,00-24)
61500
205/70 R14
6300
500-635 (18,00-25)
85000
185/80 К15
8750
570-711 (21,00-78)
88500
220-508P
14000
570-838 (21,00-33)
118000
240-381
19000
760-838 (27,00-33)
155000
.
Из таблицы 1, по нагрузки на заднюю ось выбираем обозначение шины: 260-508Р (9,00Р-20) с максимальной нагрузкой которую выдержит резина 20500 Н.
b = 260,
d = 508,
где:
b— ширина профиля;
d- диаметр обода шины;
Свободный радиус колеса:
/>(10)
/>м
Радиус качения (определяется с учетом деформации зависящей от нагрузки):
rк =0,5 · d + (1-k) · b (11)
rк = 0,5 · 508 + (1-0,12) · 260 = 482,8, мм = 0,4828, м
где:
k— коэффициент радиальной деформации. Для стандартных и широкопрофильных шин принимаем k= 0,12.
/>
Рисунок 1 – Эскиз автомобиля.
3 Расчет внешней скоростной характеристики двигателя.
Расчет начинается с определения мощности Nеvнеобходимый для обеспечения
движения с
заданной максимальной скоростью Vmax:
/>; (12)
где:
Vmax— максимальная скорость (м/с), Vmax=90 км/ч=25 м/с;
KB— коэффициент обтекаемости, принимаем: Кв= 0,3 Н с2 м4;
kР — коэффициент коррекции, принимаем kР= 0,75;
т– КПД трансмиссии, принимаем т= 0,9;
Коэффициент дорожного сопротивления для легковых автомобилей:
v = (0,01 – 0,02) + 6·10-6· V2max(13)
v = 0,015 + 6·10-6·252 = 0,02
Лобовая площадь для грузового автомобиля:
FA= B·Hг, (14)
где:
В — колея, В = 1,8 м;
Hг — габаритная высота, Нг = 2,4 м;
FA =1,8·2,4 = 4,32 м2
Подставляя в формулу (12) полученные значения по формулам (13)и(14), получаем:
/>кВт.
3.1 Частота вращения коленчатого вала двигателя.
Частота вращения коленчатого вала двигателя на максимальной скорости движения:
nv= Vmax·n, (15)
где:
n— коэффициент оборотистости двигателя, для грузового автомобиля, принимаем n = 37;
nv = 90·37 = 3330 мин-1
3.2 Максимальная мощность двигателя.
Максимальная мощность двигателя:
/>, (16)
где:
nv/nN– отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости движения автомобиля частоте вращения при максимальной мощности двигателя;
a,b,c – коэффициент постоянные для каждого двигателя, (для бензиновых двигателей a = b = с = 1);
/>кВт
3.3 Построение внешней характеристики двигателя.
Внешняя характеристика двигателя рассчитывается по формуле Лейдермана:
/>, (17)
где:
nT– текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя.
nmax= nN* 1,2
nmax= 3200*1,2= 3840 мин-1
nmin= nN * 0,13
nmin = 3200 * 0,13=416 мин-1
по формуле (17) при 400 об/мин Neсоставляет:
/>, кВт
далее решаем аналогично, меняя nт, заносим значения в табл. 2.
3.4 Вращающийся момент двигателя.
Определим вращающийся момент двигателя:
/>(18)
по формуле (18) при 400 об/мин MBсоставляет:
/>кН·м
Текущие значения частоты вращения коленчатого вала двигателя выбирают произвольно через определенный интервал, как заданно в Таблице 2, эти значения подставляют в формулы 17 и 18.
Параметры двигателя.
Скоростной режинм работы двигателя, n мин-1.
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
Ne, кВт
15,5
37,87
61,06
82,5
99,7
110,1
111,1
100,1
Ме, Н·м
370
402
416,7
415
397
363
312,2
245,3
Таблица 2 – Внешняя скоростная характеристика двигателя.
По значениям таблицы 2 строим график внешнескорстной характеристики двигателя рисунок 2.
4 Выбор передаточных чисел.
4.1 Определение передаточного числа главной передачи.
Передаточное число главной передачи из условий обеспечение Vmaxна высшей передаче:
/>(19)
где:
Uдк– передаточное число высшей передачи дополнительной коробки, принимаем Uдк = 1. (отсутствие).
Uкв– высшее расчетное передаточное число коробки передач, принимаем Uкв =1.
/>--PAGE_BREAK--
4.2 Подбор передаточных чисел коробки передач.
Передаточное число первой передачи Uk1 находим из уравнения преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги
max:
/>(20)
где:
Условно считаем, что rg= rk.
max– максимального сопротивления дороги, принимаем max = 0,35,
/>
Полученное значение UК1проверяем по условию отсутствия буксования.
Для заднеприводных автомобилей должно выполняться неравенство:
/>, (21)
где:
x– коэффициент сцепления, на сухом шоссе принимаем x=0,7,
hg– высота центра масс, принимаем hg=1300 мм.
/>;
9,79 19,06
4.3 Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач.
Число ступеней зависит от типа, удельной мощности и предназначения автомобиля. Общее число ступеней от диагноза передаточных чисел трансмиссии.
Определение структуры ряда передач:
/>(22)
/>
где:
n– число передач.
Передаточные числа последующих передач:
Uk2= Uk1 · g(23)
Uk3= Uk1· g2
Uk4= Uk1· g3
Uk5= Uk1· g4
Uk2 = 9,79· 0,56= 5,48
Uk3 = 9,79· 0,562 =3,07
Uk4 = 9,79· 0,563= 1,72.
Uk5 = 9,79· 0,564= 0,963≈1
Передаточные числа трансмиссии:
UТ1 = Uk1 · UГ = 9,79 · 6,75 = 66,08
UТ2 = Uk2 · UГ = 5,48 · 6,75 = 36,99
UТ3 = Uk3 · UГ = 3,07 · 6,75=20,72
UТ4 = Uk4 · UГ = 1,72 · 6,75 = 11,61
UТ5 = Uk5 · UГ = 1 · 6,75 = 6,75
5 Построение тяговых характеристик автомобиля.
Тяговое усилие на первой передаче:
/>(24)
Тяговое усилие на первой передачи при n=400 мин-1:
/>Н
аналогично рассчитываем PТ1, PТ2, PТ3, PТ4, PТ5, изменяя значение MВ и UК. Результаты приведены в таблице 3.
Скорость движения автомобиля на данной передаче при данной частоте вращения коленчатого вала двигателя:
/>(25)
Скорость движения автомобиля на первой передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя nт=400 мин-1:
/>м/с
Скорость движения автомобиля на следующих передачах рассчитывается таким же образом, но с учётом соответствующих, данной скорости, значений UТi и nТ. Результаты приведены в таблице 3:
Передача
Параметр
Частота вращения коленчатого вала, мин-1
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
1
Pt, Н
34184,14
37140,61
38498,74
38341,67
36678,66
33537,42
28844,03
22663,16
Va,, м/с
0,307
0,697
1,074
1,46
1,84
2,22
2,6
2,99
2
Pt, Н
19134,74
20789,64
21549,85
21461,94
20531,06
18772,73
16145,58
12685,82
Va,, м/с
0,55
1,23
1,92
2,6
3,3
3,93
4,66
5,3
3
Pt, Н
10719,6
11646,75
12072,64
12023,4
11501,89
10516,84
9045,062
7106,835
Va,, м/с
0,978
2,2
3,42
4,65
5,87
7,09
8,3
9,5
4
Pt, Н
6005,79
6525,2
6763,8
6736,23
6444,055
5892,17
5067,59
3981,68
Va,, м/с
1,74
3,93
6,113
8,29
10,48
12,66
14,8
17,03
5
Pt, Н
3491,74
3793,73
3932,4
3916,4
3746,5
3425,68
2946,27
2314,9
Va,, м/с
3,01
6,76
10,51
14,27
18,02
21,78
25,53
29,29
Таблица 3 – Тяговая характеристика двигателя.
По данным таблицы строим график тяговой характеристики двигателя, рисунок 3.
Тяговое усилие, подводимое к ведущим колёсам автомобиля, расходуется на преодоление сопротивлений качению, воздуха, подъёму, инерции.
Сопротивление воздуха определяется соотношением:
Рв = Кв · F · Va2(26)
Сопротивление воздуха на первой передаче при nТ=400 мин-1:
Pв = 0,3 · 4,32 · 0,3072 = 0,122, H
аналогично рассчитываем PB для всех передач и nТ, изменяя значение Va, Результаты приведены в таблице 4.
Определим свободную силу тяги автомобиля:
Рсв = Рт — Рв(27)
Свободная сила тяги на первой передаче при nТ=400 мин-1:
Рсв = 34184,14 – 0,122 = 34184 H,
Передача
Параметр
Частота вращения коленчатого вала, мин-1
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
1
Va, м/с
0,307
0,69
1,07
1,46
1,84
2,22
2,61
2,99
Рв, Н
0,122
0,62
1,492
2,752
4,392
6,42
8,812
11,62
Рсв, Н
34184,022
37139,99
38497,24
38338,92
36674,27
33531
28835,21
22651,56
2
Va, м/с
0,55
1,23
1,92
2,6
3,29
3,97
4,66
5,3
Рв, Н
0,39
1,97
4,77
8,78
14,02
20,47
28,14
37,02
Рсв, Н
19134,35
20787,66
21545,08
21453,15
20517,04
18752,26
16117,44
12648,79
3
Va, м/с
0,98
2,2
3,4
4,65
5,87
7,09
8,32
9,54
Рв, Н
1,241
6,28
15,2
27,99
44,67
65,23
89,66
117,9
Рсв, Н
10718,4
11640,47
12057,44
11995,39
11457,21
10451,61
8955,4
6988,8
4
Va, м/с
1,74
3,93
6,113
8,29
10,48
12,66
14,84
17,03
Рв, Н
3,95
20,01
48,43
89,19
142,32
207,8
285,63
375,8
Рсв, Н
6001,84
6505,2
6715,39
6647,03
6301,73
5684,37
4781,95
3605,85
5
Va, м/с
3,004
6,76
10,51
14,27
18,02
21,78
25,53
29,29
Рв, Н
11,69
59,21
143,27
263,8
421,04
614,7
845,02
1111,8
Рсв, Н
3480,04
3734,52
3789,18
3652,5
3325,5
2810,9
2101,25
1203,09
аналогично рассчитываем Рсв, изменяя значение Рв и Рт (значение Рт берём из таблицы 3), для каждой из передач для следующих значений оборотов коленчатого вала двигателя и результаты расчётов сводим в таблицу 4.
Таблица 4 – Сила сопротивления воздуха.
По данным таблицы строим график тяговой характеристики двигателя, рисунок 4.
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией.
6.1 Динамический фактор.
Универсальным измерителем динамических качеств автомобиля служит динамический фактор, представляющий отношение свободной тяговой силы к силе тяжести автомобиля, который находится по формуле:
/>(28)
Динамический фактор на первой передачи при частоте вращения коленчатого вала nТ = 400 мин-1:
/>,
аналогично рассчитываем D для каждой передачи и для всех частот вращения коленчатого вала (nТ), изменяя значение Pсв.
Результаты приведены в таблице 5.
.Передача
Параметр
Частота вращения коленчатого вала, мин-1
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
1
Va, м/с
0,307
0,6944
1,074
1,44
1,84
2,22
2,61
2,99
D
0,31
0,34
0,349
0,348
0,333
0,304
0,262
0,205
2
Va, м/с
0,55
1,23
1,92
2,6
3,29
3,97
4,66
5,34
D
0,17
0,188
0,1956
0,1947
0,186
0,17
0,146
0,115
3
Va, м/с
0,98
2,201
3,42
4,65
5,87
7,09
8,32
9,54
D
0,097
0,105
0,109
0,109
0,104
0,094
0,081
0,06
4
Va, м/с
1,74
3,93
6,113
8,29
10,48
12,66
14,84
17,029
D
0,05
0,059
0,061
0,06
0,057
0,051
0,043
0,033
5
Va, м/с
3,004
6,76
10,5
14,27
18,02
21,78
25,53
29,29
D
0,0316
0,034
0,0344
0,033
0,03
0,025
0,019
0,011
Таблица 5 – Динамический фактор
На основании значений динамического фактора строится диаграмма (рисунок 5)
6.2 Ускорение автомобиля.
Ускорение на горизонтальной дороге определяется из выражения:
/>(29)
где:
Ψ– коэффициент сопротивления дороги, принимаем Ψ = 0,015,
— коэффициент учета вращающихся масс.
Коэффициент учета вращающихся масс:
/>= />+ 1 +/>·/>, (30)
где:
/>= 0,05, />= 0,07
1 =0,05 + 1 + 0,07 · 9,792=7,76
2 =0,05 + 1 + 0,07 · 5,482=3,15
3 =0,05 + 1 + 0,07 · 3,072=1,71
4 =0,05 + 1 + 0,07 · 1,722=1,257
5 =0,05 + 1 + 0,07 · 12=1,12
Ускорение на первой передаче при скорости автомобиля Vа=0,307 м/с:
/>м/с2
аналогично рассчитываем Jaпо формуле (29) для всех передач и всех nТ, подставляя соответствующие значения />и D, данные расчёты сводим в таблицу 6:
Передача
Параметр
Частота вращения коленчатого вала, мин-1
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
1
Va,м/с
0,307
0,6944
1,074
1,44
1,84
2,22
2,61
2,99
Ja, м/с2
0,373
0,407
0,423
0,421
0,402
0,366
0,312
0,241
1/Ja, с2/м
2,6781
2,455
2,36
2,37
2,487
2,733
3,205
4,149
2
Va,м/с
0,55
1,23
1,92
2,6
3,29
3,97
4,66
5,34
Ja, м/с2
0,494
0,54
0,562
0,559
0,533
0,483
0,408
0,31
1/Ja, с2/м
2,024
1,849
1,78
1,787
1,876
2,069
2,44
3,22
3
Va,м/с
0,98
2,201
3,42
4,65
5,87
7,09
8,32
9,54
Ja, м/с2
0,47
0,52
0,542
0,538
0,511
0,458
0,38
0,278
1/Ja, с2/м
2,117
1,922
1,845
1,856
1,958
2,18
2,628
3,59
4
Va,м/с
1,74
3,93
6,113
8,29
10,48
12,66
14,84
17,029
Ja, м/с2
0,308
0,344
0,358
0,353
0,329
0,285
0,22
0,138
1/Ja, с2/м
3,245
2,908
2,788
2,826
3,036
3,501
4,51
7,22
5
Va,м/с
3,004
6,76
10,5
14,27
18,02
21,78
25,53
29,29
Ja, м/с2
0,145
0,165
0,17
0,159
0,133
0,09
0,036
1/Ja, с2/м
6,88
6,039
5,885
6,287
7,516
10,85
28,01
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 6 – Ускорение автомобиля.
По значениям таблицы 6 строим график ускорений и график обратных ускорений автомобиля (рисунок 6 и 7).
6.3 Время разгона.
Графически интегрируем график значений обратных ускорений. По графику величин обратных ускорений строим огибающую. Отрезок на промежутке от 0 до 36 м/с делим на равные части и из центра этих отрезков проводим линии до пересечения с огибающей, проецируя их на ось обратных ускорений. Далее значения отрезков на оси 1/ja и разницу между концом и началом отрезков оси ординат подставим в формулу:
/>, (31)
Результаты измерений и расчетов по формуле (31) заносим в таблицу 7:
1/Ja, мм
∆V, мм
∆t, мм2
0
0
0
2,025
1
2,025
1,8
1
1,8
1,77
1
1,77
1,84
1
1,84
1,85
1
1,85
1,91
1
1,91
2,05
1
2,05
2,3
1
2,3
2,75
1
2,75
2,92
1
2,92
3,04
1
3,04
3,2
1
3,2
3,45
1
3,45
3,75
1
3,75
4,25
1
4,25
5,2
1
5,2
6,5
1
6,5
7,23
1
7,23
7,8
1
7,8
8,4
1
8,4
9,15
1
9,15
10,3
1
10,3
13,3
1
13,3
17,7
1
17,7
22,9
1
22,9
Таблица 7 – Интегрирование графика обратных ускорений.
Из таблицы 7 имеем значение:
Σ∆t=147,4 мм2
Определим время разгона до 25 м/с по формуле:
t= Σ∆ t ·a · b (32)
где:
а – масштаб скорости МVa, м·с-1/мм, принимаем МVa=1 м/с-1/мм.
b – масштаб обратного ускорения М1/ja, с2·м-1/мм, принимаем М1/ja= 1 с2·м-1/мм
t = 147,4 с.
Время разгона от скорости Vдо скорости V1определяется по формуле:
t1 = ∆t1· a · b, (33)
t1 = 0· 1· 1 = 0 c.
Время разгона от скорости V1до скорости V2определяется по формуле:
t2 = (∆t1 +∆t2) · a · b, (34)
t2 = (0 + 2,025) · 1 · 1 = 2,025 с.
аналогично находим t3, t4 и т.д. до скорости 25 м/с.
По полученным значениям t и графику обратных ускорений определяем значения Va и результаты приводим в таблицу 8:
t, с
Vа, м/с
0
0
2,025
1
3,825
2
5,595
3
7,435
4
9,285
5
11,195
6
13,245
7
15,545
8
18,295
9
21,215
10
24,255
11
27,455
12
30,905
13
34,655
14
38,905
15
44,105
16
50,605
17
57,835
18
65,635
19
74,035
20
83,185
21
93,485
22
106,785
23
124,485
24
147,4
25
Таблица 8 – Время разгона.
По данным расчёта строим график времени разгона (рисунок 8)
6.4 Путь разгона
Путь разгона определяется по формуле:
S = ti· Vai, (35)
меняя значения t и Va, результаты измерений заносим в таблицу 9:
t, с
Vaм/с
S, м
0
0
0
2,025
1
2,025
3,825
2
7,65
5,595
3
16,785
7,435
4
29,74
9,285
5
46,425
11,195
6
67,17
13,245
7
92,715
15,545
8
124,36
18,295
9
164,655
21,215
10
212,15
24,255
11
266,805
27,455
12
329,46
30,905
13
401,765
34,655
14
485,17
38,905
15
583,575
44,105
16
705,68
50,605
17
860,285
57,835
18
1041,03
65,635
19
1247,065
74,035
20
1480,7
83,185
21
1746,885
93,485
22
2056,67
106,785
23
2456,055
124,485
24
2987,64
147,385
25
3684,625
Таблица 9 – Интегрирование графика пути разгона.
По данным расчёта строим график пути разгона (рисунок 9)
7 Построение графика мощностного баланса
Используя внешнюю скоростную характеристику, для каждой передачи определяем Ne как функцию от скорости Va.
Чтобы учесть несоответствие между мощностями, тяговую мощность определяют как:
NТ=Ne·T·kP(36)
Тяговая мощность при частоте вращения коленчатого вала nT= 400 мин-1.
NT =15,5· 0,9·0,75 = 10,5, кВт
аналогично рассчитываем NT, изменяя значение Ne в соответствии с заданными требованиями. Результаты заносим в таблицу 10.
Мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивление воздуха, определим по формуле:
/>(37)
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивление воздуха на первой передаче при nТ = 400 мин-1:
/>кВт.
аналогично рассчитываем NB, изменяя значение Va в соответствии с заданными требованиями.
Мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивления дороги, определим по формуле:
/>(38)
Мощность затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги на первой передаче при nТ = 400 мин-1:
/>кВт
аналогично рассчитываем NД, изменяя значения Va в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 10,
По данным таблицы 10 строится график мощностного баланса – рисунок 10.
Передача
Параметр
Частота вращения коленчатого вала, мин-1
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
1
Va, м/с
0,307
0,6944
1,074
1,44
1,84
2,22
2,61
2,99
Рв, Н
0,122
0,62
1,492
2,752
4,392
6,42
8,812
11,62
NB, кВт
0,000037
0,00043
0,0016
0,004
0,0081
0,0143
0,023
0,035
Nе, кВт
15,5
37,87
61
82,5
99,7
110,1
111,1
100,11
Nт, кВт
10,46
25,56
41,17
55,69
67,29
74,32
74,99
67,57
Nд, кВт
0,507
1,141
1,77
2,41
3,04
3,67
4,31
4,94
2
Va, м/с
0,55
1,23
1,92
2,6
3,29
3,97
4,66
5,3
Рв, Н
0,39
1,97
4,77
8,78
14,02
20,47
28,14
37,02
NB, кВт
0,0002
0,002
0,009
0,023
0,046
0,08
0,13
0,198
Nе, кВт
15,5
37,87
61
82,5
99,7
110,1
111,1
100,11
Nт, кВт
10,46
25,56
41,17
55,68
67,29
74,32
74,99
67,57
Nд, кВт
0,906
2,038
3,17
4,3
5,43
6,567
7,699
8,83
3
Va, м/с
0,98
2,2
3,4
4,65
5,87
7,09
8,32
9,54
Рв, Н
1,241
6,28
15,2
27,99
44,67
65,23
89,66
117,9
NB, кВт
0,0012
0,014
0,05
0,13
0,26
0,463
0,74
1,125
Nе, кВт
15,5
37,87
61
82,5
99,7
110,1
111,1
100,11
Nт, кВт
10,46
25,56
41,17
55,68
67,29
74,32
74,99
67,57
Nд, кВт
1,617
3,64
5,659
7,68
9,7
11,72
13,74
15,76
4
Va, м/с
1,74
3,93
6,113
8,29
10,48
12,66
14,84
17,03
Рв, Н
3,95
20,01
48,43
89,19
142,32
207,8
285,63
375,8
NB, кВт
0,007
0,078
0,297
0,747
1,497
2,637
4,247
6,4
Nе, кВт
15,5
37,87
61
82,5
99,7
110,1
111,1
100,11
Nт, кВт
10,46
25,56
41,17
55,68
67,29
74,32
74,99
67,57
Nд, кВт
2,88
6,49
10,1
13,71
17,31
20,92
24,53
28,13
5
Va, м/с
3,004
6,76
10,51
14,27
18,02
21,78
25,53
29,29
Рв, Н
11,69
59,21
143,27
263,8
421,04
614,7
845,02
1111,8
NB, кВт
0,035
0,4
1,5
3,76
7,59
13,39
21,58
32,56
Nе, кВт
15,5
37,87
61
82,5
99,7
110,1
111,1
100,11
Nт, кВт
10,46
25,56
41,17
55,68
67,29
74,32
74,99
67,57
Nд, кВт
4,96
11,17
17,37
23,58
29,78
35,98
42,19
48,39
Таблица 10 – Мощностной баланс автомобиля. продолжение
--PAGE_BREAK--
8 Построение экономической характеристики автомобиля
Текущее значение использования мощности в % определяется по формуле:
/>(39)
где:
NД, NВ берутся для высшей передачи коробки передач,
NД рассчитывается при трёх значениях Ψ: Ψ = 0,01, Ψ = 0,02, Ψ = 0,03.
Значение использования мощности при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01:
/>%
аналогично рассчитываем И, изменяя значения Nд, NB и Ne в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11.
Коэффициент использования мощности двигателя:
Ки =А — В · И + С · И2 (40)
где:
А, В, С – коэффициенты А = 1,7; В = 2,63; С = 1,92
Коэффициент использования мощности двигателя при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01:
Ки = 1,7 — 2,63 · 0,319 + 1,92 · 0,31962 = 1,05
аналогично рассчитываем Ки, изменяя значения И в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11.
Отношение текущего значения частоты вращения коленчатого вала к частоте вращения коленчатого вала при максимальной мощности:
/>; (41)
Полученные отношения заносим в таблицу 11.
Для каждого значения отношения />находим коэффициент корректировки расхода топлива Кr по графику Кr = f(nt/nN), который берем в методических указаниях по курсовому проектированию. Значения сводим в таблицу 11.
Определим расход топлива на 100 км по формуле:
/>(42)
где
qN – удельный расход топлива, qN =327 (г/кВт*ч),
/> — плотность топлива, />= 750 г/л=0,75 кг/л
Расход топлива на 100 км при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01:
/>л/100 км
аналогично рассчитываем Qs, изменяя значения в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11:
Параметры
Частота вращения коленчатого вала, мин-1
400
900
1400
1900
2400
2900
3400
3900
Vа, м/с
3,004
6,76
10,51
14,27
18,02
21,78
25,53
29,29
NB, кВт
0,035
0,4
1,5
3,76
7,59
13,39
21,58
32,56
Nе, кВт
15,5
37,87
61
82,5
99,7
110,1
111,1
100,11
Nд, кВт
/>
3,31
7,44
11,58
15,72
19,8
23,99
28,13
32,26
/>
6,62
14,89
23,16
31,43
39,71
47,98
56,25
64,52
/>
9,93
22,3
34,74
47,15
59,56
71,97
84,38
96,79
И,%
/>
31,96
30,69
31,78
34,98
40,78
50,298
66,28
95,94
/>
63,59
59,81
59,91
63,21
70,28
82,58
103,78
143,68
/>
95,22
88,94
88,04
91,44
99,78
114,86
141,29
191,43
Ки
/>
1,05
1,073
1,058
1,0148
0,94
0,86
0,8
0,94
/>
0,804
0,814
0,813
0,805
0,8
0,84
1,04
1,885
/>
0,93
0,879
0,87
0,9
0,98
1,21
1,82
3,7
nТ/nN
0,124
0,278
0,433
0,587
0,74
0,897
1,05
1,206
Kr
1,15
1,05
1,015
0,975
0,96
0,985
Qs, л/100км
/>
24,24
23,48
23,98
24,24
24,83
26,17
/>
36,74
34,68
34,76
34,73
36,16
41,7
/>
64,084
55,75
54,8
56,2
63,36
83,96
Таблица 11 – Топливная экономичность автомобиля.
По данным таблицы 11 строится график топливной экономичности автомобиля – рисунок 11.
Список
литературы
Глазунов А.В. Методические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 150200-«Автомобили и автомобильное хозяйство». – Иркутск: 2003.-Ч.1. 24с.
Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплутационных свойств. — М.: Машиностроение, 1989.-240 с.
Краткий автомобильный справочник. — НИИАТ, 1983.-223 с.