Реферат по предмету "Транспорт"


Транспортные аварии и катастрофы

Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПОСаратовский государственный социально-экономический университет
Кафедра экологиии безопасности жизнедеятельности
Курсовая работана тему:
«Транспортныеаварии и катастрофы»
Выполнил: студент
3 курса 5 группы
Лихтин Ю.Ю.
Проверила: доц. кафФедотова Е.В.
Саратов 2010 г.

Содержание
Введение.
Глава1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1Понятие аварии и катастрофы, их отличия.
1.2Особенности транспортных аварий (катастроф)
Глава2. Особенности транспортных аварий и катастроф
2.1Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)
2.2Аварии на железнодорожном транспорте.
2.3Аварии на авиационном транспорте.
2.4Аварии на водном транспорте.
Глава3. Модернизация транспортной системы и её этапы.
3.1Модернизация транспортной системы и её этапы.
Заключение.
Списокиспользованной литературы.

Введение
В Российской Федерации,как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовыхотраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальнойинфраструктуры.
Транспортныекоммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием еетерриториальной целостности, единства ее экономического пространства. Онисвязывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основойобеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальнуюэкономическую систему.
Выгодное географическоеположение страны позволяет России получать значительные доходы от экспортатранспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежныхстран по своим коммуникациям.
О месте и значениитранспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует такжеего значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006г. – 27,0%), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте(в 2007 г. — 8%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006 г.-10,4%) и в численности занятых на них работников (в 2007 г. – 6,3%), а также впотреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей,характеризующих экономику страны.
Целью данной работыявляется рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.
Исходя их поставленнойцели можно выделить следующие задачи:
— выделить сущностьаварий и катастроф, критерии и отличия;
— рассмотреть видытранспортных аварий и катастроф, их причины и характеристики;
В настоящее время любойвид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека.Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес изначительную степень угрозы.

Глава 1. Транспортныеаварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1 Понятие аварии икатастрофы, их отличия
Авария – этоповреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственнаяавария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процессапроизводства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которыеприводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению илигибели людей.
Катастрофа – этокрупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьматрагическими последствиями.
Главный критерий вразличии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличиичеловеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являютсяпожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилыездания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызываютзагазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостейи АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийныебедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений имонтаже технических систем, нарушения технологии производства, правилэксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространеннымипричинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процессапроизводства и правил ТБ.
1.2 Особенноститранспортных аварий (катастроф)
Днем и ночью в ж/дпоездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут,плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные заведения, накурорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, которыене пользуются услугами различных видов транспорта.
Однако развитиетранспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативнымифакторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровеньаварийности транспортных средств и ДТП. Любое транспортное средство – источникповышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариямипассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке втранспортное средство и в процессе его движения.
В целомтранспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешеходаобеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей(машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств,составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительнымвыполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видамитранспорта и правил дорожного движения. Вместе с тем участники транспортногопотока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасныедорожно-транспортные ситуации как на самом транспортном средстве, так и внеего. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающиенепосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот ит.п.), пассажир транспортного средства, пешеход.
Не все опасные ситуацииразрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортнымиавариями. Транспортная авария – это происшествие, повлекшее за собой гибель илителесное повреждение людей либо повреждения транспортных средств сооружений игрузов.
Лучший способ повыситьличную транспортно-дорожную безопасность – это не создавать аварийные ситуации,а в случае их возникновения (не зависимо в следствие чего они возникли) успешноим противодействовать.

Глава 2. Особенноститранспортных аварий и катастроф
2.1 Аварии наавтомобильном транспорте (ДТП)
Причины дорожно-транспортныхпроисшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правилдорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышениескорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом,слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становитсяменеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезнымдорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозкиопасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.
Всем памятен случай,который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовозврезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя.Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящиефакелы. Другие сгорали в этом месте же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем неповинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.
Другой причинойдорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда напроезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участкиремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это всовокупности приводит к огромным потерям.
Только в Москве надорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают1000 — целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожныхавариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девятьлет войны в Афганистане.
По сведениям Всемирнойорганизации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий вЗападной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200тыс. получают серьезные травмы.
При автокатастрофеглавное — своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должнобыть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.
Что делать? Каждыйшофер проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять всевозможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи,особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работникиГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофыограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие послеоказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебныеучреждения.
Для ликвидациипоследствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные,взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированныеневоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
2.2 Аварии нажелезнодорожном транспорте
Основными причинамиаварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средствсигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатностьмашинистов.
Чаще всего происходитсход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия напереездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывыжелезнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасныхгрузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые ирадиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.
Ликвидировать такиеаварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. Виюне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленнойвзрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушенывокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26м, диаметром 53 м.
Ровно через год в июнев Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 мпути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностьюсгорели.
В октябре 1988 г. настанции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошелвзрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека,87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.
К сожалению, количествоаварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.
2.3 Аварии наавиационном транспорте
При авиационных аварияхпроисходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеютсячеловеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. врезультате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.
К тяжелым последствиямприводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушениеработы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостатоктоплива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй,наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являютсяпожар и взрыв.
Спасательные иаварийные работы можно разделить на два вида: первые — проводимые членамиэкипажа, вторые — организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер,как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипажподает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самойпосадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Кактолько самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей набезопасное расстояние.
Пострадавшим немедленнооказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командиркорабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всехпассажиров.
2.4 Аварии на водномтранспорте
Большинство крупныхаварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов,туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа.Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании истроительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы ипожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работе по ликвидациипоследствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все членыэкипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам,находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан,как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба заживучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасениюсудна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера,экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных,судоподъемных и подъемно-технических работ.
Глава 3. Модернизациятранспортной системы и её этапы
авариякатастрофа транспортный
Модернизациятранспортной системы относится к приоритетным задачам государственногорегулирования в Российской Федерации и должна в соответствии с Транспортнойстратегией Российской Федерации на период до 2020 года обеспечить благоприятныеусловия для развития экономики и социальной сферы страны, снижение транспортныхиздержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международноепроизводственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
Целью Программыявляется повышение сбалансированности, эффективности и безопасноститранспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.
Для достиженияуказанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
совершенствование иразвитие опорной транспортной сети;
повышение эффективностисистемы товародвижения;
повышениеконкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализациитранзитного потенциала страны;
обеспечениегарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующихсубъектов;
повышение комплекснойбезопасности и устойчивости транспортной системы.
Для решения этих задачпредусматривается осуществить модернизацию производственной базы транспорта,внедрить новые технологии и виды технических средств, обладающие повышеннойбезопасностью и экономичностью.
При решении программныхзадач должны учитываться требования по обеспечению экономической безопасностистраны в части, зависящей от сферы транспорта, предусматривающие:
транспортноеобеспечение жизненно важных потребностей экономики страны, Вооруженных СилРоссийской Федерации и населения в перевозках (как в обычных, так и вэкстремальных условиях);
сохранениеэкономического единства Российской Федерации путем создания условий дляразвития транспортно-экономических связей между ее регионами;
уменьшение зависимостистраны от использования транспортных средств и инфраструктуры других стран, атакже от поставок зарубежных технических средств для отечественного транспорта;
защиту интересовроссийских перевозчиков и производителей транспортных средств, а такжевнутреннего транспортного рынка.
Программу предусматриваетсяреализовать в два этапа.
На первом этапе (2002 — 2007 годы) развитие транспортной системы будет ориентировано на болееэффективное использование имеющихся мощностей, на втором этапе (2008 — 2010годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы,направленное на значительное повышение эффективности и качества транспортногообслуживания.
Указанные выше цель иосновные задачи Программы являются общими для всей транспортной системы России.
Задачи модернизацииотдельных видов транспорта
С учетом спецификиотдельных видов транспорта соответствующими подпрограммами предусматриваются:
а) на железнодорожномтранспорте:
поэтапное обновление имодернизация основных производственных фондов, повышение безопасности движенияи качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров игрузов;
внедрениеинформационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики,телемеханики, связи и энергоснабжения;
расширение полигонаэлектрификации до 44,5 тыс. км;
увеличение среднеговеса и средней участковой скорости грузовых поездов соответственно до 4008 тонн(брутто) и 43,8 км/час;
усилениежелезнодорожных подходов к существующим и строящимся морским портам;
рационализациявзаимодействия с другими видами транспорта и развитие мультимодальныхперевозок;
б) в дорожномхозяйстве:
обеспечение сохранностисуществующей дорожной сети, приоритетное выполнение работ по ее содержанию иремонту;
увеличениепротяженности автомобильных дорог общего пользования (в действующейклассификации) до 605,1 тыс. км;
доведение протяженностифедеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, до 18,7 тыс. кми территориальных дорог — до 125,9 тыс. км;
в) в областигражданской авиации:
повышение роливоздушного транспорта в транспортной системе страны, обеспечение надежноговоздушного сообщения между всеми ее регионами и стабильного функционированиявоздушных линий в районах, слабо обеспеченных другими видами транспорта,увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения;
обеспечениеконкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке воздушныхперевозок за счет повышения безопасности, качества и экономическойэффективности перевозок в результате модернизации и переоснащения паркавоздушных судов их современными типами, развитие на этой основе региональныхперевозок и авиации общего назначения;
формирование опорнойсети аэропортов федерального значения (крупных пересадочных узлов ирегиональных аэропортов), модернизация объектов инфраструктуры воздушноготранспорта, внедрение современных технологий и новых типов наземной техники;
повышение безопасностигражданской авиации;
повышение эффективностиметодов государственного регулирования деятельности по обеспечениюфункционирования и развития гражданской авиации;
г) на морскомтранспорте:
улучшениематериально-технической базы отрасли, приведение ее в соответствие стребованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли, а также смировыми стандартами за счет обновления и пополнения морского торгового флота,атомного ледокольного флота, реконструкции существующих и создания новыхперегрузочных мощностей в морских портах, развития систем, обеспечивающихнавигационное обслуживание и безопасность судоходства, развития соответствующихучебных заведений;
увеличение объемапереработки грузов в российских морских портах до 542 млн. тонн в год и общеготоннажа транспортного флота, контролируемого Российской Федерацией, до 16,8млн. тонн;
повышение долиотечественных морских портов в обеспечении переработки российскихвнешнеторговых грузов до 90 процентов;
повышение уровнябезопасности мореплавания и экологической безопасности на морском транспорте,надежности гидротехнических сооружений в морских портах;
снижение среднеговозраста судов под российским флагом с 20 до 14 лет;
д) на внутренних водныхпутях:
повышение пропускнойспособности внутренних водных путей на направлении международного транспортногокоридора «Север — Юг» и направлениях завоза грузов на Крайний Север;
обеспечение стабильногои надежного функционирования внутренних водных путей и гидротехническихсооружений;
обновление флотагосударственных бассейновых управлений водных путей и судоходства дляпроведения путевых работ, обслуживания судоходной обстановки, обеспеченияэкологических требований и др.;
развитие инфраструктурывнутренних водных путей в интересах удовлетворения транспортных потребностейнаселения, судоходства, энергетики, а также поддержания экологическогоравновесия;
проведениереконструкции системы технологической связи;
е) в области развитияэкспорта транспортных услуг:
увеличение объематранзитных перевозок через территорию России на 25-30 млн. тонн в год;
увеличение объемаперевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах до 3 — 4 млн. пассажиров;
увеличение долироссийских автоперевозчиков на рынке международных перевозок до 50 процентов;
увеличение объемаэкспорта транспортных услуг до 13,1 млрд. долларов США в год.
Целевые и объемныепоказатели Программы приведены в приложении № 1.

Заключение
Современный транспорт –зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенностьэнергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус,троллейбус, трамвай, метрополитен.
За последнее время (посравнению с предыдущим годом) количество аварий техногенного характераувеличилось на 28%. Растёт и количество техники, но количество аварийувеличивается несравнимо с ростом количества техники. Это стремление посравнению с предыдущими годами увеличилось даже не на 28%, а гораздо больше.
Остается низкойбезопасность транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном ивоздушном видах транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегоднопогибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах ЕС этотпоказатель составляет 9-10 человек.
Главные меры (усилия)человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на ихпрофилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либолокализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечениенадежности технологического процесса.
Уместно отметить, чтотранспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и длянаселения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по нимперевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических,радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозужизни и здоровью людей.

Список использованнойлитературы
1. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А.Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебноепособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. – М.: Ассоциациястроительных вузов, издательство, 1998 г. – 208 с.
2. Пантюхин В. В. Классификациякатастроф и ЧП, — М.: Инфра М, 2004
3. Горай В. Ф. Безопасность и защитанаселения в ЧС, — М.: НЦ ЭНАС, 2001.
4. Транспортная стратегия РоссийскойФедерации на период до 2030 года.// Министерство транспорта РоссийскойФедерации. – М., 2008.
5. Н. Лямов. «Об итогах работыРостранснадзора в 2008 году и задачах на 2009 год» // Доклад исполняющегообязанности руководителя
Федеральной службы по надзору в сферетранспорта 27 февраля 2009 года
6. Прогноз техногенных чрезвычайныхситуаций в 2009 году. // Q-протектор, 27.12.2008. [оригинал статьи:www.q-protektor.ru/blog/98/]
7. Сибиряков В. Г., Системный подход канализу аварий и катастроф. www.trizland.ru/trizba.php?id=51
8. www.spasaisya.ru/CHS/chs2.html
9. www.mchs.gov.ru/
10. otipb.ucoz.ru/publ/8-3-2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конфискация земельного участка
Реферат Ділові папери. Обліково-фінансові документи. Розписка. Доручення
Реферат Беларусь у ХVІ-ХVІІІ cтагодзях
Реферат 1. Вступ. Основні поняття та методологія до історія розвитку та використання методів дослідження операцій (ДО). Наукова суть до
Реферат Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу
Реферат Многообразия алгебраических систем
Реферат Речевые штампы в текстах белгородских журналистов
Реферат Радиотехнические координаторы как элемент построения РЛС
Реферат Black Holes Essay Research Paper Our universe
Реферат Общая долевая и совместная собственность
Реферат «Государственные и муниципальные финансы»
Реферат Статистика. Индексы
Реферат Греция История, Географическое положение, Туристические точки
Реферат Небольшой сборник по разделам правового регулирования за весенний семестр 2001 года
Реферат Волга на полотнах Азария Трапицына