Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО«Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра«Эксплуатация автомобильного транспорта»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Транспортноеобеспечение в агропромышленном комплексеВыполниластудентка I курса
экономического отделения
заочного факультета
Иванова Оксана Владимировна
(Ф.И.О. студента)
2010 год
Содержание
1. Общее устройство и принципы работытормозного механизма
2. Расчет производительности КамАЗа55111
3. Расчет потребности транспортныхсредств на уборке кукурузы
4. Перевозка грузов цистернами
5. Перечень средств механизациипогрузочно-разгрузочных и транспортных работ в СХК «Атлашевский» Чебоксарскогорайона ЧР
1. Общееустройство и принципы работы тормозного механизма
Задан узелавтомобиля-тормозной механизм.
Тормозная система (рис.1) предназначена для уменьшения скорости движения и остановки автомобиля(рабочая тормозная система). Она также позволяет удерживать автомобиль отсамопроизвольного движения во время стоянки (стояночная тормозная система).
/>
Рис. 1. Общая схематормозной системы:
1 — передний тормоз; 2 — педаль тормоза; 3 — вакуумный усилитель; 4 — главный цилиндр гидроприводатормозов; 5 — трубопровод контура привода передних тормозов; 6 — защитный кожухпереднего тормоза; 7 — суппорт переднего тормоза; 8 — вакуумный трубопровод; 9- бачок главного цилиндра; 10 — кнопка рычага привода стояночного тормоза; 11 — рычаг привода стояночного тормоза; 12 — тяга защелки рычага; 13 — защелкарычага; 14 — кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 15 — возвратныйрычаг; 16 — трубопровод контура привода задних тормозов; 17 — фланецнаконечника оболочки троса; 18 — задний тормоз; 19 — регулятор давления заднихтормозов; 20 — рычаг привода регулятора давления; 21 — колодки заднего тормоза;22 — рычаг ручного привода колодок; 23 — тяга рычага привода регуляторадавления; 24 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 25 — заднийтрос; 26 — контргайка; 27 — регулировочная гайка; 28 — втулка; 29 — направляющаязаднего троса; 30 — направляющий ролик; 31 — передний трос; 32 — упорвыключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 — выключательстоп-сигнала.
транспортноесредство сельское хозяйство
Рабочая тормозная системаприводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается всалоне автомобиля. Усилие ноги водителя передается на тормозные механизмы всехчетырех колес. Стояночная тормозная система нужна не только на стоянке, онатакже необходима для предотвращения скатывания автомобиля назад при старте наподъем. С помощью рычага стояночного тормоза, который располагается междупередних сидений автомобиля, водитель рукой может управлять тормознымимеханизмами задних колес. Рабочая тормозная система состоит из:
— тормозного привода;
— тормозных механизмовколес.
Привод тормозов служитдля передачи усилия ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозныммеханизмам колес автомобиля. На современных легковых автомобилях применяетсягидравлический привод тормозов, в котором используется специальная тормознаяжидкость.
/>
Рис. 2. Схемагидропривода тормозов:
1 — тормозные цилиндрыпередних колес; 2 — трубопровод передних тормозов; 3 — трубопровод заднихтормозов; 4 — тормозные цилиндры задних колес; 5 — бачок главного тормозногоцилиндра; 6 — главный тормозной цилиндр; 7 — поршень главного тормозногоцилиндра; 8 — шток; 9 — педаль тормоза
Привод тормозовгидравлический (рис. 2) состоит из:
— педали тормоза;
— главного тормозногоцилиндра;
— рабочих тормозныхцилиндров;
— тормозных трубок;
— вакуумного усилителя.
Когда нога водителянажимает на педаль тормоза, то ее усилие, через шток передается на поршеньглавного тормозного цилиндра. Давление жидкости, на которую давит поршень, отглавного цилиндра по трубкам передается ко всем колесным тормозным цилиндрам,заставляя выдвигаться их поршни. Ну, а они, в свою очередь, передают усилие натормозные колодки, которые и выполняют основную работу тормозной системы.
Современный гидроприводтормозов состоит из двух независимых контуров, связывающих между собой паруколес. При отказе одного из контуров, срабатывает второй, что обеспечивает,хотя и не очень эффективное, но все-таки торможение автомобиля.
К примеру, на автомобиле«Жигули» ВАЗ 2105, один контур объединяет тормозные механизмы передних колес, адругой – задних. На автомобиле «Жигули» ВАЗ 2109, между собой связаны: переднеелевое колесо с задним правым, и переднее правое с задним левым.
Для уменьшения усилия принажатии на педаль тормоза и более эффективной работы системы, применяетсявакуумный усилитель. Усилитель явно облегчает работу водителя, так какиспользование педали тормоза при движении в городской цикле носит постоянныйхарактер и довольно быстро утомляет.
/>
Рис. 3. Схема вакуумногоусилителя:
1 — главный тормознойцилиндр; 2 — корпус вакуумного усилителя; 3 — диафрагма; 4 — пружина; 5 — педаль тормоза.
Вакуумный усилитель (рис.3) конструктивно связан с главным тормозным цилиндром. Основным элементомусилителя является камера, разделенная резиновой перегородкой (диафрагмой) надва объема. Один объем связан с впускным трубопроводом двигателя, где создаетсяразряжение около 0,8 кг/см2, а другой с атмосферой (1 кг/см2). Из-за перепададавлений в 0,2 кг/см2, благодаря большой площади диафрагмы, «помогающее» усилиепри работе с педалью тормоза может достигать 30 — 40 кг и больше. Этозначительно облегчает работу водителя при торможениях и позволяет сохранить егоработоспособность длительное время. Тормозной механизм предназначен дляуменьшения скорости вращения колеса, за счет сил трения возникающих междунакладками тормозных колодок и тормозным барабаном или диском. Тормозные механизмыделятся на барабанные и дисковые. На отечественных автомобилях барабанныетормозные механизмы применяются на задних колесах, а дисковые на передних. Хотяв зависимости от модели автомобиля могут применяться только барабанные илитолько дисковые тормоза на всех четырех колесах.
/>
Рис. 4. Схема работыбарабанного тормозного механизма:
1 — тормозной барабан; 2- тормозной щит; 3 — рабочий тормозной цилиндр; 4 — поршни рабочего тормозногоцилиндра; 5 — стяжная пружина; 6 — фрикционные накладки; 7 — тормозные колодки.
Барабанный тормозноймеханизм (рис. 4) состоит из:
— тормозного щита;
— тормозного цилиндра;
— двух тормозных колодок;
— стяжных пружин;
— тормозного барабана.
Тормозной щит жесткокрепится на балке заднего моста автомобиля, а на щите, в свою очередь,закреплен рабочий тормозной цилиндр. При нажатии на педаль тормоза поршни вцилиндре расходятся и начинают давить на верхние концы тормозных колодок.Колодки в форме полуколец прижимаются своими накладками к внутреннейповерхности круглого тормозного барабана, который при движении автомобилявращается вместе с закрепленным на нем колесом. Торможение колеса происходит засчет сил трения, возникающих между накладками колодок и барабаном. Когда жевоздействие на педаль тормоза прекращается, стяжные пружины оттягивают колодкина исходные позиции.
/>
Рис. 5. Схема работыдискового тормозного механизма:
1 — наружный рабочийцилиндр (левого) тормоза; 2 — поршень; 3 — соединительная трубка; 4 — тормознойдиск переднего (левого) колеса; 5 — тормозные колодки с фрикционныминакладками; 6 — поршень; 7 — внутренний рабочий цилиндр переднего (левого)тормоза.
Дисковый тормозноймеханизм (рис.5) состоит из:
— суппорта;
— одного или двухтормозных цилиндров;
— двух тормозных колодок;
— тормозного диска.
Суппорт закреплен наповоротном кулаке переднего колеса автомобиля. В нем находятся два тормозныхцилиндра и две тормозные колодки. Колодки с обеих сторон «обнимают» тормознойдиск, который вращается вместе с закрепленным на нем колесом. При нажатии напедаль тормоза поршни начинают выходить из цилиндров и прижимают тормозныеколодки к диску. После того, как водитель отпустит педаль, колодки и поршнивозвращаются в исходное положение за счет легкого «биения» диска. Дисковыетормоза очень эффективны и просты в обслуживании. Даже дилетанту заменатормозных колодок в этих механизмах доставляет мало хлопот. Стояночный тормоз(рис. 1) приводится в действие поднятием рычага стояночного тормоза (в обиходе– «ручника») в верхнее положение. При этом натягиваются два металлическихтроса, последний из которых заставляет тормозные колодки задних колес прижатьсяк барабанам. И как следствие этого, автомобиль удерживается на месте внеподвижном состоянии. В поднятом состоянии, рычаг стояночного тормозаавтоматически фиксируется защелкой. Это необходимо для того, чтобы не произошлосамопроизвольное выключение тормоза и бесконтрольное движение автомобиля вотсутствии водителя.
2. Расчетпроизводительности КамАЗа 55111
Техническиехарактеристики КамАЗа 55111:
Тип грузовика Самосвал
Колесная формулаавтомобиля 6x4
Снаряженная массаавтомобиля, кг 9150
Грузоподъемность автомобиля,кг 13000
Полная масса грузовика,кг 22300
Полная масса буксируемогоприцепа, кг 12800
Полная масса автопоезда,кг 35100
Объем кузова, м3 6,6
Размер шин 10.00R20
Ошиновка задних колес Двухскатная
Максимальная скорость,км/час 90
Максимальныйпреодолеваемый подъем, ° 25 (18)
Радиус поворотаавтомобиля, м 9
Высота грузовика, мм 2765
Длина автомобиля, мм 6700
Ширина автомашины, мм 2500
Передний свес, мм 1320
Внутренние размеры(объем) платформы, м3 6.6
Колея передних колес, мм 2043
Колея задних колес, мм 1890
Двигатель (модель,мошность) КАМАЗ 740.31 240 л.с
Расход топлива а/м КАМАЗ,л/100 км. 28
Коробка передач (модель) 152
Вместимость топливногобака, л. 250
Рассчитаемпроизводительность КамАЗа 55111 при перевозке силосной массы в одномнаправлении на расстояние 20 км. Время пребывания в наряде 7 часов.
1. Определим массугруза в кузове по формуле:
/>
где /> -вместимость кузова по технической характеристике, м3;
/> -объемная масса груза, т/м3;
/> -коэффициент использования объема кузова, для силоса насыпью-1,1.
/>= 6,6 * 0,8 * 1,1 = 5,808
2. Рассчитаем времяездки автомобиля:
/>
где /> - расстояние перевозки, км;
/> - коэффициент использованияпробега; в случае перевозки груза в одном направлении — />=0,5; в случае перевозкигруза в двух направлениях — />=1,0;
/> - техническая скоростьавтомобиля, км/ч;
/> - время простоя автомобиля подпогрузкой-разгрузкой, мин;
/>=/>/>, мин.
где /> - норма времени простоя припогрузке-разгрузке, мин/т.
/>=(2,6+4)*5,808=38,33 мин
te= 20 / 0,5 *90 + 38,33 / 60 = 1,1 ч
3. Количество ездокавтомобиля за время пребывания в наряде вычислим по выражению:
/>
Расчетное значение = 7 / 1, 1 = 6
4. Уточним времяпребывания автомобиля в наряде:
/>, ч
где /> - уточненное время пребывания внаряде, ч;
/> - принятое количество ездок.
/>= 6 * 1,1 = 6,6 ч
5. Вычислимпроизводительность автомобиля в т/ч по формуле:
/>т/ч
где /> - номинальная грузоподъемность,т;
/> - коэффициент статическогоиспользования грузоподъемности,
/>=/>//>= 5,808 / 13 = 0,45
/>т/ч
6. Производительностьавтомобиля в т. км/ч вычисляют по формуле:
/>, т·км/ч
где /> - коэффициент динамическогоиспользования грузоподъемности; при перевозке одного груза, одним автомобилем />=/>
/>
Вывод.Приперевозке силосной массы на расстояние в 20 км автомобиль-самосвал КамАЗ 55111за время пребывания в наряде выполняет 6 рейсов, при этом время пребывания внаряде уменьшается на 0,4 часа по сравнению с заданным. Производительность заодин час составляет 0,15 т, выполняется за час 3,02 ткм/ч. Следует отметить, чтопри номинальной грузоподъемности 13 т автомобиль загружен лишь на 5,8 т (45%),что не эффективно. Поэтому необходимо дополнительно нарастить борта автомобиля.
3. Расчетпотребности транспортных средств на уборке кукурузы
Задано: убираемая культура – кукуруза на силос, урожайность – 30 т/га,марка и количество уборочных агрегатов – кормоуборочный комбайн Е281 «MARAL»-1шт, транспортное средство – КамАЗ 55102, расстояние перевозки – 8 км.
1. Краткаятехническая характеристика кормоуборочного комбайна Е-281 «MARAL»:пропускная способность на уборке кукурузы — 21,8 кг/c; ширина захвата жатки для уборкикукурузы – 2,87 м, рабочая скорость – 6,1 км/ч.
2. Транспортноесредство для транспортировки измельченной кукурузы — КамАЗ 55102 – 3 единицы.КАМАЗ-55102 – это сельскохозяйственный самосвал, имеющий возможность боковойразгрузки. Его грузоподъемность составляет 7000 кг. Снаряженная массаавтомобиля составляет 8 630 кг, а полная его масса — 15 630 кг. Оснащаютсяпредставители этой модели двигателем КАМАЗ 740.11 (240), мощность которого 176кВт (240 л. с.). Объем кузова с основными бортами – 7,9 куб. м., с надставнымибортами – 15,8 куб. м.
3. Определимпродолжительность оборота транспортного средства. Для этого вычислимпродолжительность ездки с грузом и без груза:
tг = (lег × 60 ): nг, tбг = (lбг × 60 ): nбг, мин
где lег = lбг — расстояние перевозки;
nг — скоростьдвижения с грузом, учитывая класс груза (силос – II класс), группу дорог (II группа — стерня после уборки бобовых культур) игрузоподъемность прицепа (7 т), скорость 75 км/ч;
nбг — скорость движения транспортного средства без груза, в нашем примере составит 80км/ч.
Тогда tг = (8 х 60): 75 = 6,4 мин; tбг = (8 х 60): 80 = 6,0 мин.
При уборке кукурузы вданном примере используется прямое комбайнирование. Поэтому заполнение кузоварассчитывается исходя из его вместимости и рабочей скорости комбайна.
Продолжительностьразгрузки кузова транспортного средства определим по формуле:
tр.к. = gм × t'п-р + tвзв ,
где t'п-р — норма временипростоя при разгрузке, определяется, учитывая класс груза, способ погрузки иразгрузки, а также грузоподъемность прицепа. В нашем примере — класс груза – II, способ погрузки-разгрузки-–механизированный, грузоподъемность – 7 т. t'п-р = 1,8 мин/т;
tвзв — продолжительность взвешивания, 1,5мин.
Тогда: tр.к. = (0,8 х 1,8) + 1,5 = 3 мин.
Отсюда продолжительностьоборота транспортного средства составит:
tоб = tг + tбг + tз.к. + tр.к.= 6,4 + 6,0 + 3 =15,4 мин.
4. Продолжительностьзаполнения кузова автомобиля найдем по формуле:
tз.б. = (Кв × Vб × gм × 600): ( Hо × Вр× nр), мин
где Кв — коэффициент, учитывающий потери времени на повороты,1,1;
Но -урожайность основной продукции, 30 т/га;
Нп – урожайность побочной продукции, 3 т/га;
Вр — Ширина захвата комбайна, принимаем по пункту 1, Вр= 2,87 м;
nр — рабочая скорость комбайна, км/ч :
nр= (36 qд): [(Но + Нп)] Вр =(36 х 21,8): [(30 + 3)] х 2,87 = 8,3 км/ч
где qд — допустимая пропускная способность комбайна, похарактеристике комбайна – 21,8 кг/с
21,5 км/ч – допустимая рабочая скорость комбайна.
Значит, комбайн Е 281 в заданных условиях может передвигаться по полю срабочей скоростью до 8,3 км/ч, однако с учетом того, что при такомкомбайнировании существует необходимость постоянного присутствия автомобилярядом с комбайном, рабочую скорость установим равной 7,2 км/ч. Продолжительностьзаполнения кузова КамАЗа 55102 с надставными бортами при прямом комбайнированиикукурузы составит:
tз.б = (Кв × Vб× gм×600):(Hо×Вр×nр)=(1,1* 15,8 * 0,8 * 600): (30 * 2,87 * 7,2) = 13,5мин.
5. Потребноеколичество транспортных средств для обслуживания заданного количествакомбайнов.
В нашем примере определимпотребное количество транспортных средств КамАЗа 55102 для перевозки зерна отодного комбайна, убирающего кукурузу, по формуле:
nт = (tоб×К): [(tз.б. + tр.б. ) nб] = 15,4: 13,5 = 1,1;
где К – заданноеколичество комбайнов, К = 1 единица.
Окончательно принимаемколичество транспортных средств nт = 2 единицы, т.к. первый необходимдля ездки под силосопроводом комбайна во время уборки культуры, второй — длятранспортировки силосной массы.
4. Перевозкагрузов цистернами
Еще в самом начале своейистории, сразу после освоения массового выпуска универсальных грузовыхавтомобилей, потребовалось решение ряда вопросов, связанных с перевозкойотдельных видов грузов, сыпучих, скоропортящихся и наливных. Это послужилотолчком для разработки и начала выпуска, на базе грузовиков общего назначения,специально приспособленных для этих целей машин, соответственно самосвалов,изотермических фургонов и цистерн.
Перевозка грузовцистернами, история которых началась в середине 30-х годов прошлого века,позволяет решать транспортные задачи по перемещению, в основном, наливныхгрузов. Однако при кажущейся простоте, перевозка грузов цистернами, на самомделе, имеет ряд тонкостей и нюансов. Дело в том, что для каждого из наливныхгрузов, даже однотипных, требуются отдельные, специально для нихмодифицированные цистерны. Например, сырую нефть и бензин, или другие продуктыпереработки нефти, перевозить в одинаковых цистернах нельзя. Не говоря уже омолоке, или, скажем, о живой рыбе, так как перевозка и этого груза,осуществляется именно в цистернах. Перевозка грузов цистернами, осуществляется,в подавляющем большинстве, цистернами с типичными характеристиками. Можноуказать основные из них:
• емкость от 15 до 40тыс. л;
• длина от 13,7 до 16,1м;
• масса в пределах 4,5-6т;
• от 1 до 5 отсеков вцистерне;
• рабочее давление до 25кг/см. куб;
• цистерны оснащаютсяпневматической или рессорной подвеской, в зависимости от типа груза.
• для загрузкиавтоцистерн применяются два способа: верхний (через заливную горловину) инижний (через специальный фланец). Разгрузка выполняется нижним методом.
В зависимости отперевозимых грузовцистерны могут быть разделены на две группы:
— общего назначения– для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов;
— специальные – дляперевозки отдельных видов грузов.
Цистерны общегоназначения, в своюочередь могут подразделяться на:
— цистерны дляперевозки светлых (бензин, лигроин и т.п.);
— тёмных (нефть,минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов.
Повышенная огнеопасностьсветлых нефтепродуктов при ненадёжной герметичности нижних сливных приборовобусловила оборудование цистерн для их перевозки устройствами верхнего слива(через колпак). Цистерны для тёмных нефтепродуктов оборудовались нижнимисливными приборами.
Такое разделение паркацистерн общего назначения уменьшает трудоёмкость и продолжительность операцийпо очистке внутренних поверхностей котлов перед наливом грузов, отличающихся отранее перевозимых. Однако из-за этого разделения повышается порожний пробегцистерн, увеличивается простой под накоплением на сортировочных станцияхпорожних цистерн и осложняется регулировка парка цистерн.
В связи с созданиемнижнего сливного прибора, обеспечивающего надёжную герметичность затворов, всецистерны общего назначения железных дорог СНГ имеют такие приборы.
Специальные цистерны разделяются на цистерны дляперевозки:
— вязких грузов;
— пищевых продуктов(молоко, патока, спирт, вина);
— кислот (азотная,соляная, серная и др.);
— сжиженных газов(пропан, аммиак, и др.);
— затвердевающих(пек, капролактан и др.);
— некоторых другихгрузов.
Специфические особенностиразличных кислот, газов и тому подобных грузов обуславливают соответствующиевидоизменения внутри перечисленных подгрупп. Поскольку специальные цистерныстроят в сравнительно небольшом количестве и обычно на тех заводах, что ицистерны общего назначения, они для удобства эксплуатации, ремонта и постройки имеютунифицированные с цистернами общего назначения рамы, узлы крепления котла,ходовые части и многие другие элементы.
На железных дорогах СНГмассу жидкого груза, перевозимого в цистерне, определяют не взвешиванием, как вдругих типах вагонов, а замерно-калибровачным способом. Для этого измеряютвысоту наполнения котла, учитывают плотность груза, а затем посредствомспециальных таблиц калибровки, в которых приведена ёмкость котла в зависимостиот уровня его налива, подсчитывают массу груза. Ликвидация операций взвешиванияускоряет оборот цистерн и снижает себестоимость перевозок.
Для возможностиприменения замерно-калибровочного способа цистерны различаются калибровочнымтипом, который обозначен металлическими цифрами, приваренными к котлу на обеихсторонах его цилиндрической части.
В зависимости от виданесущих элементовцистерны разделяют на конструкции, у которых все основные действующие на вагоннагрузки воспринимаются рамой кузова, и конструкции, у которых эти нагрузкивоспринимаются котлом, — безрамные цистерны.
Кроме того, цистерныподобно другим типам вагонов различаются по осности, грузоподъёмности, объёмукотла, устройству, материалу и способу изготовления котла и другим признакам.
Технические требования кцистернам регламентированы ГОСТ 10674-75.
Примеромспециализированной цистерны является автоцистерна БЦМ-139 (молоковоз)вместимостью 16000 л. (4 отсека по 4000 л.), которая предназначена дляперевозки пищевых жидкостей.
/>
Рис.6. Автоцистерна БЦМ-139(молоковоз).
В технологическом шкафу взадней части цистерны БЦМ-139 установлены насос, счетчик, пеноотделитель,автономный отопитель, сливные трубопроводы с запорной арматурой, блокпневмоуправления донными клапанами. Теплоизоляция технологического шкафаминеральной ватой толщиной 50-70 мм. Обогрев технологического шкафаосуществляется автономным отопителем. Топливный бак отопителя вынесен запределы технологического шкафа. Производительность – 30000 л/час.
Контрольно-измерительнаяаппаратура молоковоза БЦМ-139 выполняет следующие функции:
— автоматическоеотключение насоса при заполнении отсека;
— блокировка молочногонасоса при превышении верхней границы температуры молока;
— возможность передачирезультатов измерений через спутник в формате GPS;
— измерение количестваполученного молока с выводом результата на дисплее бортового компьютера;
— измерение среднейтемпературы молока;
— печать результатовизмерения;
— промывка сосудасобственным или посторонним насосом;
— регистрация в памятирезультатов измерений;
— суммирование количествасобранного молока.
5. Переченьсредств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ в СХК«Атлашевский» Чебоксарского района ЧР
В СХК «Атлашевский»Чебоксарского района ЧР для погрузочно-разгрузочных и транспортных работприменяет следующую технику:
— трактор КамАЗ ХТХ-215итрактор КамАЗ ХТХ-85- многофункциональные тракторы, которые пригодны и дляполевых работ;
— РТМ-160 – вывозит навозс МТФ;
— МТЗ-82 и Т-16 –применяются для раздачи кормов;
— МТЗ-80 – занимаетсяпогрузкой и перевозкой кормов;
— Т-160К – выполняетбульдозерные работы, перевозит разные грузы;
— МТЗ 1221 – вывозитмусор и навоз;
— ГАЗ-53, КамАЗы 55102 –занимаются транспортировкой всех видов грузов;
— ГАЗ САЗ-3307 –заправщик дизельным топливом;
— ГАЗ САЗ-3307 –выкачивает воду и навозную жижу.
Машинно-тракторный паркСХК «Атлашевский» оснащен всеми необходимыми средствами техники. Ежегоднопроисходит его обновление новой техникой, в среднем на 2 единицы.
Список использованнойлитературы
1. Учебник по устройству автомобиля:Учебник / В.А. Молоков, С.Ф. Зеленин.- М.:«РусьАвтокнига», 2000г. – 80с.;
2. Организация автомобильных перевозок:Учебник / Афанасьев Л.Л., Цукерберг М.С. — М.: Транспорт,1982u/ — 202c/;
3. Грузовые автомобильные перевозки:Учебник / Лейдерман С.Р. — М.: Транспорт,1970 – 152c.;
4. Использование транспорта в сельскомхозяйстве: Учебник / Миронюк С.К. – М.: Колос, 1982. – 287с.;
5. Транспортные ипогрузочно-разгрузочные средства: учебник для вузов. Под ред. С.А. Ширяева. –М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 848с.