департаментобразования российской федерации
Красноярскийгосударственный университет цветных металлов и золота
Институт (факультет) Экономики и Управления ЭкономическимиСистемами
Кафедра МеждународныхЭкономических Отношений и Маркетинга
Специальность Мировая Экономика
Студент Попов РоманФедорович ГруппаМЭО-00-1
дипломныйпроект
на тему «Транспортировка продукции предприятий Сибирского ФедеральногоОкруга на мировые рынки: проблемы и перспективы»
со специальной частью «Расширение транспортно-экспедиционной деятельностиООО «СибТрансАльянс» на базе собственного парка вагонов. Транспортная стратегияРоссийской Федерации»
Пояснительная записка
……………..…………..
(обозначение документа)
Заведующий кафедрой _________________ __________________________________
(подпись, дата) (звание, степень,инициалы, фамилия)
Руководитель проекта _________________ ___________________________________
(подпись, дата) (звание,степень, инициалы, фамилия)
Разработал студент ___________________ ___________________________________
(подпись,дата) (звание,степень, инициалы, фамилия)
Красноярск, 2005 г.
Исходные данные к проекту (работе)…………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Перечень графического материала(обязательных чертежей)…………………….....
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
К ЗАЩИТЕ приняты следующие разделы:
Наименование частей и разделов проекта
Звание, степень, инициалы и фамилия консультанта
Подпись
Содержание расчетно-пояснительной записки
Наименование этапов дипломного проекта (работы)
Срок выполнения
Студент-дипломник_______________________________________
Руководитель проекта (работы)_____________________________
Содержание
TOC o «1-3» h z u введение… PAGEREF _Toc103878411 h 5
1.Теоретическая часть. PAGEREF _Toc103878412 h 7
1.1.Основныевиды логистики. PAGEREF _Toc103878413 h 7
1.2.Экспортно-импортные операции. PAGEREF _Toc103878414 h 8
1.2.1.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. PAGEREF _Toc103878415 h 9
1.2.2.Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс». PAGEREF _Toc103878416 h 10
1.2.3.Импорт в Россию… PAGEREF _Toc103878417 h 11
1.2.4.Экспорт из России. PAGEREF _Toc103878418 h 11
1.2.5.Экспорт от российского производителя. PAGEREF _Toc103878419 h 13
1.2.6.Отгрузочные документы… PAGEREF _Toc103878420 h 14
1.3.Таможенное законодательство во внешнеторговой деятельности. PAGEREF _Toc103878421 h 15
1.3.1.Порядок определения таможенной стоимости товара при Экспорте из России. PAGEREF _Toc103878422 h 16
1.3.2.Таможенные режимы… PAGEREF _Toc103878423 h 16
1.4.Обеспечение логистических услуг. PAGEREF _Toc103878424 h 19
1.4.1.Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. PAGEREF _Toc103878425 h 19
1.4.2.Международные правила перевозки грузов. PAGEREF _Toc103878426 h 21
1.4.3.Доставка товара под таможенным контролем… PAGEREF _Toc103878427 h 24
1.4.4.Стоимость доставки. PAGEREF _Toc103878428 h 26
1.4.5.Взаимодействие между клиентом и экспедитором… PAGEREF _Toc103878429 h 28
1.4.6.Смешанные (интермодальные) перевозки. PAGEREF _Toc103878430 h 32
1.4.7.Страхование грузов. PAGEREF _Toc103878431 h 34
1.5.Информационные технологии для логистики. PAGEREF _Toc103878432 h 38
1.5.1Формализация предметной области. PAGEREF _Toc103878433 h 39
1.5.2. Структура логистической системы… PAGEREF _Toc103878434 h 39
1.5.3.Предварительное тестирование системы… PAGEREF _Toc103878435 h 40
1.5.4.Установка системы… PAGEREF _Toc103878436 h 41
1.5.5.Отладка системы… PAGEREF _Toc103878437 h 41
1.5.6.Модернизация системы… PAGEREF _Toc103878438 h 41
1.5.7.ElectronicDataInterchange(EDI)PAGEREF _Toc103878439 h 42
1.5.8. EDI(EDIFACT)PAGEREF _Toc103878440 h 43
Вывод. PAGEREF _Toc103878441 h 44
2. Анализ развития РАО «РЖД». Анализгеографического расположения Сибирского федерального округа по отношению косновным рынкам сбыта. Прогноз развития азиатской части страны… PAGEREF _Toc103878442 h 45
2.1.Анализ перспектив развития РАО «РЖД». PAGEREF _Toc103878443 h 45
2.1.1.Основные показатели деятельности и технического состояния российскогожелезнодорожного транспорта. PAGEREF _Toc103878444 h 45
2.1.2.Особенности российского железнодорожного транспорта. PAGEREF _Toc103878445 h 47
2.1.3.Модернизация железнодорожного транспорта. PAGEREF _Toc103878446 h 48
2.1.4.Анализ спроса и прогноз развития рынка транспортных услуг в России. PAGEREF _Toc103878447 h 48
2.1.5.Международная практика реформирования/реструктуризация ж/д. PAGEREF _Toc103878448 h 53
2.2.Анализ географического расположения Сибирского федерального округа по отношениюк рынкам сбыта основной продукции. PAGEREF _Toc103878449 h 55
2.2.1.Анализ внешней торговли Сибирского Федерального Округа. PAGEREF _Toc103878450 h 55
2.2.2.Анализ экспорта основных товаров предприятий Сибирского федерального округа(СФО)PAGEREF _Toc103878451 h 58
2.2.3.Анализ основных рынков сбыта. PAGEREF _Toc103878452 h 65
2.3.Минерально-сырьевые ресурсы СФО… PAGEREF _Toc103878453 h 67
2.3.1.Горно-металлургическая база СФО… PAGEREF _Toc103878454 h 68
2.4.Прогнозы развития по отраслям специализации СФО… PAGEREF _Toc103878455 h 69
2.4.1.Топливно-энергетический комплекс. PAGEREF _Toc103878456 h 69
2.4.2.Черная металлургия. PAGEREF _Toc103878457 h 71
2.4.3.Цветная металлургия. PAGEREF _Toc103878458 h 71
2.4.4.Лесная промышленность. PAGEREF _Toc103878459 h 73
2.5.Тенденции развития внешнеэкономических связей СФО (восточный вектор)PAGEREF _Toc103878460 h 73
Вывод. PAGEREF _Toc103878461 h 79
3. Расширение транспортно-экспедиционнойДеятельности ООО «СибТрансАльянс» на базе собственного парка вагонов.Транспортная стратегия Российской федерации… PAGEREF _Toc103878462 h 82
3.1.Общая информация о ООО «СибТрансАльянс». PAGEREF _Toc103878463 h 82
3.2.Инвестиционный проект: расширение транспортно-экспедиционной деятельности ООО«СибТрансАльянс». PAGEREF _Toc103878464 h 87
3.2.1.Проект А: Покупка б/у вагонов 1994 года. PAGEREF _Toc103878465 h 88
3.2.2.Проект B: Покупка новыхвагонов 2004 года. PAGEREF _Toc103878466 h 88
3.2.3.Проект C: Лизинг б/увагонов 1994 года. PAGEREF _Toc103878467 h 89
3.2.4.Проект D: Лизинг новыхвагонов 2004 года. PAGEREF _Toc103878468 h 91
3.2.5.Комплексная оценка инвестиционных проектов. PAGEREF _Toc103878469 h 93
3.2.6.Эффект финансового рычага (По проекту А)PAGEREF _Toc103878470 h 93
3.3.Гипотеза развития транспорта. PAGEREF _Toc103878471 h 95
3.3.1.Роль транспортной стратегии в экономике России. PAGEREF _Toc103878472 h 95
3.3.2.Формирование Северного широтного экономического пояса в Азиатской части Россиии включая СФО… PAGEREF _Toc103878473 h 97
3.3.3.Гипотезы развития транспортной сети Азиатской России. PAGEREF _Toc103878474 h 99
Заключение… PAGEREF _Toc103878475 h 103
Список используемой литературы… PAGEREF _Toc103878476 h 105
Приложение 1 «Методы государственногорегулирования ВТ». PAGEREF_Toc103878477 h 106
Приложение 2 «Инкотермс 2000». PAGEREF _Toc103878478 h 110
Приложение 3 «важнейших товаров 2002-2004годов». PAGEREF _Toc103878479 h 114
Приложение 4 «основные торговые партнеры». PAGEREF _Toc103878480 h 115
Приложение 5 «основные торговые партнеры». PAGEREF _Toc103878481 h 116
Приложение 6 «Анализ и прогноз запасов ипотребления СФо. прогноз развития различных отраслей». PAGEREF _Toc103878482 h 117
Приложение 7 «Основные показатели проектов». PAGEREF _Toc103878483 h 119
Приложение 8 «прогноз грузопотоков СФО и ДФОпо всем ИПТЗ». PAGEREF _Toc103878484 h 121
введение
Развитие экономикиРоссии, рост товарооборота между Россией и другими странами свидетельствует онекой стабилизации и выход из критического состояния экономики России. Профецитбюджета, преждевременное погашение кредитов в МВФ, МБРР и других кредитных организациях,а также кредитование этих организаций Россией, — все это говорит, что Россиявыходит на новый качественный уровень развития. Данное положение Россииподкрепляется дружественными отношениями с другими крупными державами истранами, имеющих более высокий уровень развития экономики.
Прогнозы развития Россиидо 2025 года свидетельствуют, что рост товарооборота сохранит свою тенденцию,причем рост экспорта преимуществен перед импортом, но состояние транспортнойсистемы России не обеспечит транспортировку товарного объема, который будетпроизводиться/добываться. Поэтому Правительство Российской Федерацииразработала Программу реформирования транспорта России. На завершающем этапенаходится разработка стратегии транспорта на период до 2025 года. Так какмаксимальный объем перевозок приходится на железнодорожный транспорт (причем попрогнозам его доля только увеличится), то это направление является приоритетным.
Эта тема актуальна, таккак от результатов реформирования транспортной системы зависит обеспеченностьРоссии, её безопасность и целостность границ, а также развитие России и степеньинтеграции в мировую торговлю.
Реформированиетранспортной системы и развитие транспортных предприятий началось в России в2002-2003 годах. Помимо законодательных актов для работы использовалась теория по предмету логистика.Эта наука изучена и внедрена уже давно. Из логистики для данной темы выделилитранспортную логистику, которая является в Российских условиях самой значимой,т.к. очень большие расходы приходятся именно на транспортировку, которыевключены в конечную цену товара. Основным источником теории являетсяучебно-практическое пособие Кретова И.И. и Садченко К.В. «Логистика вовнешнеэкономической деятельности» выпущенного после изменений и дополнений в2003 году. В нем рассмотрены основныевиды логистики, экспортно-импортные операции, таможенное законодательство, обеспечениелогистических услуг и информационные технологии для логистики. Также основнымисточником являлся учебник под ред. Б.А. Аникина, 2001 года, в которомзатрагиваются и описываются проблемы логистики. Также теоретическая часть дипломнойработы базировалась на статьях известных журналов Логистик& иВнешнеэкономический бюллетень и на законодательных актах и законах РоссийскойФедерации, в частности О транспортно-экспедиционной деятельности и Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Железные дороги началивыделение ремонтных предприятий, которые приносят только убытки МинистерствуТранспорта и которые находились на иждивении. Также происходит сокращениеподвижного состава (к 2010 году доля государственного подвижного состава попланам должна быть порядка 60%). На фоне сложившейся ситуации транспортныекомпании, заинтересованные в развитии должны расширять свой подвижной состав.ООО «СибТрансАльянс» утвердило инвестиционный план и бизнес-план по развитиютранспортно экспедиционной деятельности путем расширения собственного паркаподвижного состава на базе имеющегося состава. Предлагается помимо данногоплана рассмотреть другие варианты обеспечения предприятия необходимымколичеством вагонов, которое рассчитано исходя из договоров на перевозку иучитывающих тенденцию роста, а также возможности компании, в том числе и попривлечению кредитных ресурсов. Вчастности, предлагается рассмотреть варианты: а) Покупка б/у вагонов; б)Покупка новых вагонов; в) Лизинг б/у вагонов; г) Лизинг новых вагонов.
Целью работы намикроуровне является расчет проектов по обеспечению предприятия вагонов выборнаиболее эффективного инвестиционного проекта, обоснование его эффективности,расчет по данному проекту эффекта от привлечения заемных средств. Намакроуровне целью является и рассмотрение программы реформирования,реструктуризации системы транспорта, рассмотреть гипотезы развития транспорта вРоссии.
Объект работы с одной стороны являетсятранспортная компания, созданная в 2002 году и осуществляющая с 2003 годахозяйственную деятельность в виде транспортно-экспедиционных услуг. С другойстороны объектом является РАО «РЖД».
Задача работы –рассмотреть сложившуюся ситуацию и предложить пути решения данной проблемы, какна микроуровне на базе ООО «СибТрансАльянс», так и на макроуровне на базе железныхдорог России.
Данная работа состоит из3 частей, которые взаимосвязаны, и которые несут последовательность. Так в первой части рассмотрены теоретическиеаспекты транспортной логистики. Во второй части проведен тщательный анализтоварооборота Сибирского Федерального округа, анализ перспектив реформирования РАО «РЖД» (МПС), изучена материально-сырьеваябаза СФО, и рассмотрены прогноз развития СФО по отраслям.
Все расчеты былипроведены на основании данных таможенной статистики — Таможенная статистика внешней торговли по СФО,балансовой и финансовой отчетности, инвестиционного плана и бизнес-плана ООО«СибТрансАльянс». Материалы из аналитического доклада Байкальского ЭкономическогоФорума.
1.Теоретическая часть1.1.Основные виды логистики
Логистикупринято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную,транспортную и информационную. Иногда выделяют отдельно складскую логистику (логистикускладирования), однако ее вполне можно рассматривать как составную частьзакупочной, производственной, распределительной и транспортной логистики.Остановимся на кратком описании основных функциональных областей логистики.
Вовнешнеторговой деятельности России преобладают транспортная, закупочная иинформационная логистика, в меньшей степени – производственная и распределительная.Такое соотношение функциональных областей логистики вызвано тем, что Россия ещенедостаточно интегрирована в мировую экономическую систему, в систему мировогохозяйства. В товарной структуре экспорта из России преобладают топливно-энергетическиесырьевые товары, а в импорте в Россию преобладает готовая продукциямашиностроения, телекоммуникационное оборудование, машины, промышленные ипродовольственные товары. Виды логистики представлены в таблице 1.
Таблица 1 «Виды логистики»
Виды
Характеристика
Закупочная логистика
Ø Снабжение предприятия товарами, материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами;
Ø хранение товаров, управление складскими запасами;
Ø анализ и контроль товарных запасов;
Ø определение оптимального размера заказа;
Ø поиск и выбор поставщиков, субподрядчиков совместно с руководством, техническими специалистами компании и т.д.
Производственная логистика
Ø Непрерывная загрузка производства сырьем, материалами, комплектующими и их хранение;
Ø Синхронизация процессов по транспортировке в пределах производственного, технологического процесса;
Ø Оптимизация внутри производственных технологических маршрутов;
Ø Содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом и т.д.
Распределительная (маркетинговая) логистика
Ø Создание и реализация логистических схем для дистрибьюторских, дилерских сетей и продвижения товара на внутреннем и внешнем рынке в соответствии с маркетинговой стратегией компании, с существующим национальным законодательством и международными правилами торговли, перевозки;
Ø Хранение товаров, например, на консигнационных складах;
Ø Снижение логистических затрат при продаже, распределении товара;
Ø Изучение и выполнение требований, предъявляемых покупателями к условиям поставки, распределения товара;
Ø Ответственность за то, чтобы товар был там, где он востребован, в нужном количестве, в оговоренное время и надлежащего качества, в надежной упаковке, выдерживающей перевозки, перевалки и хранение при промежуточном складировании и накоплении в местах продажи и т.д.
Продолжениетаблицы 1
Транспортная логистика
Ø Обеспечение транспортировки товаров;
Ø Минимизация транспортных затрат;
Ø Нахождение оптимальных маршрутов по доставке;
Ø Создание логистических схем, поиск и выбор перевозчиков, экспедиторов;
Ø Планирование доставки;
Ø Участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи;
Ø Прохождение таможенных формальностей в стране отправления, назначения и при транзите через третьи страны;
Ø Обеспечение единой контролируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках;
Ø Консолидация (объединение) грузов в процессе доставки;
Ø Хранение на транзитных складах и складах временного хранения;
Ø Расчет транспортных расходов и стоимости доставки;
Ø Согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.
Информационная логистика
Ø Управление информационными потоками, взаимосвязанными с материальными и финансовыми потоками;
Ø Внедрение новейших информационных технологии, интегрированных информационных систем автоматизации в логистические процессы;
Ø Использование их в закупочной, производственной, распределительной и транспортной логистике и формализация этих функциональных (предметных) областей;
Ø Создание систем планирования, учета и управления, систем мониторинга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.
Решение задач логистических услуг и их последующее выполнениеосуществляется транспортно-экспедиторскими и экспедиторскими фирмами. Полному исвоевременному обеспечению транспортно-экспедиторских услуг способствуетспециализация этих фирм, направленная на снижение издержек; предоставлениеуслуг с наименьшими расходами на отдельных направлениях перевозок грузов;надлежащее знание применяемых условий в контрактах купли-продажи, существующихтребований и обычаев, подлежащих исполнению экспедитором/грузовладельцем при осуществлениитранспортно-экспедиторского обслуживания перевозок в странах отправления,транзита и назначения. 1.2. Экспортно-импортные операции
ЭкономикаРоссии является частью пространства мировой экономической системы, а процессинтеграции России в данную систему предопределен универсальными законамиэволюции, так как любая относительно открытая экономическая динамическаясистема, развивающаяся по траектории экономического роста, стремится красширению, увеличению числа и величины ее составляющих экономических структур,предприятий, фирм и т.д. Внешнеэкономические условия, степень экономическойсвободы являются факторами, влияющими на экспортно-импортные потоки, наэволюцию российской экономики как динамической экономической системы.
Под внешнеторговойдеятельностью понимается деятельность в области международного обмена товарами,услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности. Внешнеторговаядеятельность России регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г. N157-Ф3 (с изменениями от 8 июля 1997г., 10 февраля 1999 г.), другимиправовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международногоправа и международными договорами РФ.
Формулировкаосновных положений экспортно-импортных контрактов соответствует положениямВенской Конвенции ООН 1980 г. о договорах купли-продажи.
Приосуществлении внешнеторговой деятельности необходима постановка на учет втаможенных органах. Объектами учета во внешнеторговой деятельности являютсяюридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговуюдеятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу Российской Федерации. При необходимости произвести декларированиетоваров и транспортных средств участник внешнеторговой деятельности до началатаможенного оформления должен обратиться в таможню по месту своейгосударственной регистрации по поводу постановки на учет как участника внешнеторговойдеятельности. Информация о порядке учета участников ВЭД, перечне необходимыхдля этого документов может быть получена участником внешнеторговой деятельностипри обращении в таможенные органы.1.2.1. Товарная номенклатура внешнеэкономическойдеятельности
Вмеждународной торговле широко используется гармонизированная система описания икодирования товаров, основная цель – систематизировать описание товаров,стандартизировать внешнеторговую документацию, упростить сбор и анализ статистическихданных. Гармонизированная система была утверждена международной конвенцией о Гармонизированнойсистеме описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня1983 г.). Россияприсоединилась к данной конвенции 1 января 1997 г., что закрепленосоответствующим Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №372 «Оприсоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированнойсистеме описания и кодирования товаров».
Товарнаяноменклатура внешнеэкономической деятельности (далее – ТИ ВЭД) используется дляформирования Таможенного тарифа, внешнеторговой статистики, законодательных актовв области внешней торговли РФ и прочих целей.
Вовнешнеторговой деятельности РФ используется Товарная номенклатуравнешнеэкономической деятельности, основанная на ТИ ВЭД СНГ, имеющая 10-значныекодовые обозначения и приведенная в соответствие с международной гармонизированнойсистемой описания и кодирования товаров. 10-значная ТИ ВЭД РФ была введенасовместно с новым Таможенным тарифом РФ, вступившим в силу с 1 апреля 2000 г.
С 1 января2002 г. введен в действие новый Таможенный тариф РФ совместно с ТИ ВЭД, основаннойна Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), принятой 27сессией Комитета Всемирной таможенной организации по ГС (Брюссель, 8—17 мая2001 г.), и единой ТН ВЭД Содружества Независимых Государств, утвержденнойСоветом руководителей таможенных служб государств-участников СодружестваНезависимых Государств (решение от 13 сентября 2001 г. N3/32).
Последниезначение цифры кодов ТИ ВЭД могут отличаться от кодов других национальныхгармонизированных систем описания и кодирования товаров. Из-за этих отличий вкодировании и описании товаров продавец-нерезидент и покупатель-резидент РФвынуждены