Практикаэксплуатации транспортной техники показывает, что в настоящее время приминимальных затратах работоспособное состояние машины позволяют поддерживатьпринципы технического обслуживания и ремонта, которые носятпланово-предупредительный характер.
Техническоеобслуживание — этокомплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправноститранспортных средств при использовании их по назначению, хранении итранспортировании
Ремонт —это комплекс операций повосстановлению исправности или работоспособности транспортных средств ивосстановлению их ресурсов или ресурсов составных частей.
Всоответствии с руководством по эксплуатации машину ставят на техническоеобслуживание и ремонт в плановом порядке с учетом принятой периодичности играфика проведения работ, чем и обусловливается плановый порядок их проведения.Предупредительность заключается в своевременном выполнении процессов и операцийтехнического обслуживания и ремонта по принятой технологии, что предупреждаетпоявление отказов. Вид и порядок чередования технического обслуживания иремонта (график проведения работ) устанавливается по каждому типу и модельномуряду машин отдельно.
Приболее широком внедрении методов и средств технического диагностирования можноперейти от планово-предупредительной системы к стратегии техническогообслуживания и ремонта по результатам диагностирования технического состояниямашин. В этом случае в плановом порядке намечено осуществлять только контрольза состоянием сборочных единиц и составных частей, а сами работы возможновыполнять по потребности на основе диагностирования их технического состояния.
Цельтехнического диагностирования — выявить неисправности машины без ее разборки,определить ресурс безотказной работы сборочных единиц, фактическую потребностьв производстве работ при техническом обслуживании и ремонте, моментвозникновения отказа или неисправности сборочных единиц.
Техническоедиагностирование машины организуется во взаимосвязи с технологическимипроцессами технического обслуживания и ремонта, приведенными в руководстве поэксплуатации машины.
Диагностированиемашин включает в себя:
· анализ ихтехнического состояния,
· выбор методовдиагностирования сборочных единиц,
· разработку условийвыполнения диагностических операций,
· выбор средствдиагностирования,
· разработкудополнений по диагностированию к эксплуатационной документации.
В основуорганизации технической диагностики машин положен принцип специализации иразделения труда, когда диагностирование проводится не мастерами и слесарямитехнического обслуживания и ремонта, а специальной службой техническойдиагностики, которая состоит из специально подготовленных специалистов: инженера-диагноста,мастера-диагноста и звена слесарей-диагностов.
Диагностированиеявляется неотъемлемым технологическим элементом всей системы техническогообслуживания и ремонта транспортной техники, обеспечивает проведение работтехнического обслуживания и ремонта по фактическому техническому состоянию транспортныхсредств.
Техническоедиагностирование транспортных средств планируют и выполняют по потребности;производится также ресурсное диагностирование.
Плановоедиагностирование проводятпосле отработки транспортным средством установленного количества моточасов.
Таблица1 — Назначение и содержание планового диагностирования машинУсловное обозначение Периодичность Целевое назначение Основное содержание Д0 При проведении ЕО Определить готовность машины к выезду на объект применения Проверка общего состояния составных частей Д1 При проведении ТО -1 Определить работоспособность систем, обеспечивающих безопасную работу машины Проверка работоспособности сборочных единиц гидрооборудования и систем Д2 При проведении ТО- 2, ТО0 3 Определить техническое состояние машины в целом Проверка работоспособности сборочных единиц Дс При проведении СО Определить готовность машины к осеннее – зимнему или весеннее – летнему периодам Проверка работоспособности элементов машины при температуре окружающего воздуха – 40…+40◦ С Д3 При поступлении заявки на проведение ремонта Определить место, причину и вид дефекта или состояния машины в целом и отдельных деталей Поиск дефекта или проверка технического состояния машины
Цельюпланового диагностирования является установление потребности составных частей,сборочных единиц и машины в целом в техническом обслуживании и ремонте, а такжеопределение объема намеченных к выполнению технологических операций и работ.Как правило, при наличии у эксплуатационной организации 200 и более едиництехники для планового диагностирования отводят специальные посты, где имеетсясоответствующее диагностическое оборудование. Наиболее распространены хозяйствас собственным парком менее 200 машин. В этом случае диагностирование совмещаютс техническим обслуживанием или ремонтом на одном участке.
Диагностированиепо потребности проводят,когда необходимо обнаружить дефект при появлении неисправности машины. Такойвид диагностирования может выполняться на постах и участках обоих типов:специализированных и совмещенных.
Ресурсноедиагностирование проводятпри ТО-3, а также перед назначением сроков постановки машины на текущий икапитальный ремонт. Данный вид диагностирования включает в себя процессы иоперации всего состава работ по определению технического состояния, прогнозированиюостаточного ресурса сборочных единиц, составных частей и машины в целом.
Существуютдва метода диагностирования машин: внешний осмотр и диагностированиеинструментальными средствами (с помощью специального оборудования и приборов).
Внешнийосмотр начинают спроверки сборочных единиц с возможными неисправностями. При продолжениивнешнего осмотра обращают внимание на отсутствие подтекания масла, рабочей и охлаждающейжидкостей, топлива, состояние уплотнений и креплений, наличие видимыхповреждений несущих металлоконструкций рабочего оборудования. При внешнемосмотре на основании замечаний водителя выявляют наличие шумов, стуков,задымленности силовой установки и перегрева гидросистемы и трансмиссии.
Таблица2 – Возможные неисправности основных сборочных транспортных средствНеисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки Вероятная причина неисправности Способ устранения неисправности Двигатель и его системы
Двигатель не запускается
или работает с перебоями
В топливную систему
попал воздух Удалить воздух, проворачивая коленчатый вал или прокачивая воздух ручным насосом Стартер не проворачивает вал или вращает его медленно
Проверить заряд аккумуляторных батарей и
при необходимости зарядить их. Проверить
состояние контактов в цепях питания стартера и зачистить их Загрязнение топливных фильтров, трубопроводов или воздухоочистителя
Промыть фильтры грубой и тонкой очистки,
при необходимости
заменить фильтрующие элементы; прочистить трубопроводы; промыть воздухоочиститель
Неправильный угол
опережения впрыска
топлива
Отрегулировать угол
опережения впрыска Не работает топливоподкачивающий насос
Отремонтировать или
заменить исправным
Заедание рейки
топливного насоса
высокого давления То же
Двигатель не развивает
мощности, дымит Загрязнение воздухоочистителя Промыть фильтрующий элемент Рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов Проверить и отрегулировать систему тяг Неплотное прилегание клапанов газораспределения отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма Нарушение регулировки или засорение форсунки Отрегулировать, промыть и прочистить форсунку Зависание плунжера топливного насоса высокого давления Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос на стенде Изношены поршневые кольца Заменить кольца Двигатель стучит Ранний впрыск топлива в цилиндры Отрегулировать угол опережения впрыска топлива Нарушена регулировка клапанного механизма Отрегулировать тепловые зазоры Повышенный расход масла Изношены поршневые кольца Заменить кольца Утечка масла через прокладки и сальники Устранить неисправность Двигатель внезапно глохнет Загрязнение топливных фильтров Промыть фильтры и заменить фильтрующие элементы Прекращение подачи топлива Проверить работу топливоподкачивающего насоса Пониженное давление масла в смазочной системе Увеличение зазоров в коренных и шатунных подшипниках Отремонтировать двигатель Загрязнение фильтра грубой очистки Промыть или заменить фильтрующий элемент Повышенная температура масла Неисправность системы охлаждения масла Отрегулировать систему охлаждения масла В смазочную систему попадает охлаждающая жидкость
Разрушение прокладок головки
цилиндров Заменить прокладки Подтекание по резиновым кольцам гильз
Заменить неисправные
уплотнительные
кольца Повышенная температура жидкости в системе охлаждения Слабое натяжение или обрыв ремня водяного насоса
Натянуть или заменить
ремень Загрязнение внешней поверхности радиатора
Очистить сердцевину
радиатора Заедание клапана термостата в закрытом виде Заменить термостат Муфта сцепления Пробуксовывание сцепления Недостаточная величина свободного хода педали Отрегулировать свободный ход и зазор между кулачками и выжимным подшипником в пределах 3,5 ...4,5 мм Замаслены или изношены накладки дисков
Промыть накладки
дисков в бензине или
керосине, изношенные заменить Ослаблены или сломаны нажимные пружины Заменить пружины Неполное включение сцепления Большой зазор между отжимными кулачками и подшипником
Отрегулировать зазор
в пределах 3,5 ...4,5 мм Покороблен ведомый диск Выправить или заменить диск Изношен выжимной подшипник Заменить подшипник Электрооборудование Быстро разряжаются аккумуляторные батареи Аккумуляторные батареи не заряжаются от генератора
Проверить зарядный
ток
Утечка тока по поверхности
аккумулятора
Протереть поверхность
батареи 10%-ным раствором аммиака (нашатырным спиртом) Сульфатация пластин Отремонтировать батарею При проверке батареи нагрузочной вилкой в некоторых элементах напряжение равно или близко к нулю
Короткое замыкание
в аккумуляторе То же На выходе генератора зарядный ток ниже номинального
Поврежден провод между генератором, реле-регулятором и
батареей
Устранить
повреждение провода Загрязнение коллектора Протереть коллектор тряпочкой, смоченной техническим спиртом, или зачистить шлифовальной шкуркой Изношены щетки Заменить щетки, притереть их к коллектору Неисправен реле-регулятор Заменить реле-регулятор На выходе генератора большой зарядный ток Короткое замыкание проводов в цепи генератор — реле-регулятор Устранить повреждение Неисправен реле-регулятор
Отремонтировать
реле-регулятор Колебания зарядного тока Слабый нажим щеток на коллектор Подтянуть щетки Стартер не работает или слабо проворачивает коленчатый вал Нет контакта в цепи стартер — батарея Устранить повреждение Неисправно реле или кнопка включения стартера Отремонтировать или заменить реле и кнопку Разряжен аккумулятор Подзарядить батареи Стартер вращается, но не проворачивает коленчатый вал Поломка зубьев венца маховика Заменить венец Разогнут рычаг включения стартера Отрихтовать рычаг Реле стартера работает с перебоями Обрыв обмотки реле Заменить реле Не горят лампы фар, стоп-сигнала, щитка приборов Перегорел соответствующий предохранитель или лампа, нарушен контакт в патроне, обрыв провода Устранить повреждение /> /> /> /> />
Основа диагностированияинструментальными средствами — определение показателей технического состояниясборочных единиц, их замер и сравнение со значениями параметров, установленныхнормативными документами на создание машины. При техническом диагностировании спомощью приборов измеряются диагностические параметры деталей, сборочныхединиц, составных частей и машины в целом. Диагностические параметры машин,измеряемые и контролируемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3.
Врезультате технического диагностирования:
· оцениваетсятехническое состояние машины и ее остаточный ресурс,
· принимаетсярешение о ее дальнейшем использовании по назначению,
· определяетсяпотребность в техническом обслуживании и ремонте.
диагностирование машина транспортный технический
Таблица 3 – Диагностические параметрымашин, измеряемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3 (по данным Рекомендаций по организации техническогообслуживания и ремонта транспортных средств )Объект технического диагностирования Диагностические параметры ТО-1 ТО-2 ТО-3 1 2 3 4 5 1. Двигатель в целом Мощность двигателя, расход топлива, частота вращения коленчатого вала - - + Цилиндро –поршневая группа Параметры вибрации и шума в подшипниках, механизме газораспределения и т.д., количество газов, прорывающихся в картер - + + Компрессия в цилиндрах - - + Кривошипно-шатунный механизм Давление масла в главной магистрали + + + Суммарный зазор в верхних головках шатуна и пальцах, в бобышках поршня - - + Смазочная система Давление масла в главной магистрали + + + Производительность масляного насоса, осадок примесей масла, наличие воды в масле - - + Механизм газораспределения Момент затяжки шпилек крепления головки цилиндров, зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел, неплотность клапанов газораспределения, угол начала открывания впускных клапанов, утопание клапанов в гнездах головок цилиндров - - + Система охлаждения Натяжение ремня вентилятора + + + Перепад температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и на выходе из него - - +
Система очистки
и подачи воздуха Засоренность воздухоочистителя - + + Система питания двигателя Производительность насоса, равномерность подачи топлива, угол начала подачи топлива, давление впрыска топлива, перепад давления до и после фильтра - - +
2. Гидросистема в целом
Насос
Гидрораспределитель
Гидроцилиндры
Фильтры
Рабочая жидкость
Продолжительность рабочего цикла, усадка штоков гидроцилиндров
Давление, производительность
Усилие перемещения золотника и ход его от нейтрального положения, усилие затяжки гаек стяжных шпилек и болтов крепления блоков золотников управления и предохранительных клапанов, утечка жидкости по золотнику
Внутренние перетечки, объемный КПД
Давление жидкости перед фильтром
Параметры качества жидкости
-
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
+
+
+ +
+
+
+ 3. Электрооборудование
Уровень электролита аккумуляторных батарей, натяжение ремня генератора
Плотность электролита, точность встроенных контрольно-измерительных приборов Напряжение батарей, сила света фар. сила звучания сигнала, зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора и на клеммах стартера
+
-
-
+
+
-
+
+
+ 4. Ходовая система
Давление воздуха в шинах
Величина тормозного пути
Высота протектора шин, угол развала и схождения колес, осевые зазоры в подшипниках колес
+
-
-
+
+
-
+
+
+ 5. Трансмиссия и система управления Суммарный зазор в механизмах трансмиссии, усилия на педалях, люфт рулевого колеса и усилие на его ободе, зазоры в подшипниках бортовых передач, угловой зазор в подшипниках промежуточной опоры карданной передачи - - + 6. Несущая система Трещины в металлоконструкциях и сварных швах, погнутости и вмятины, степень коррозии - + +
В связис тем, что техническую диагностику при техническом обслуживании проводят безразборки машин, особое значение приобретают признаки, которые характеризуюттехническое состояние составных частей и сборочных единиц. Признаки,определяющие техническое состояние машины и имеющие количественное выражение,называют параметрами технического состояния.
Выделяюттри группы параметров технического состояния:
· структурные(зазоры, несоосности, вмятины, изгибы и т.п.);
· функциональные(мощность, расход топлива, давление в гидросистеме, напряжение и сила тока ит.п.);
· сопутствующиепараметры процессов (шум, вибрация, загазованность и т.д.).
Любой изпараметров технического состояния, используемый для диагностирования, является диагностическимпараметром. Если в результате разработки системы диагностирования будетвыделено совпадение значения диагностируемого параметра с соответствующимкритерием предельного состояния машины, ее дальнейшее использование невозможнои она выводится из эксплуатации для проведения ремонтных работ.
Процессдиагностирования машин состоит из трех последовательно выполняемых этапов:
· анализтехнического состояния машины и результатов диагностирования;
· определение видаи объема работ по техническому обслуживанию и ремонту;
· направлениемашины в соответствующие рабочие зоны технического обслуживания или ремонта.
Длякаждой сборочной единицы разрабатывают методы, средства и условиядиагностирования, позволяющие наиболее точно и полно определить ее техническоесостояние.
При техническомдиагностировании составляется специальная карта, форма которой приведена в табл3. В карту вносятся результаты диагностирования, заключение о необходимомобъеме и содержании работ по техническому обслуживанию или ремонту машины.
Библиографическийсписок
1. Стандартизация и сертификация в сфереуслуг [Текст]: учебн. пособие для вузов/под ред. А.В.Ракова. – М.: Мастерство,2010. – 208 с
2. Коммерческое товароведение иэкспертиза[Текст]: учебн. пособие для вузов/Г.А.Васильев [и др.]; отв. ред.Г.А.Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 135 с.
3. Товарная экспертиза [Текст]: учебникдля вузов / Н.М.Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева. – Ростов н / Д:Феникс, 2010. – 512 с.
4. Кравец, В.Н. Законодательные ипотребительские требования к автомобилям [Текст]/ В.Н.Кравец, Е.В. Горынин.–Н.Новгород, 2009. – 176 с.
5. Мороз, С.М. Комментарий к ГОСТ Р51709 – 2001 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию иметодам проверки» [Текст]/ С.М.Мороз.- М.: Транспорт, 2008.-240с.
6. Хазаров, А.М. Диагностированиелегковых автомобилей на станциях технического обслуживания [Текст]: учеб.пособие для вузов / А.М. Хазаров, А.М. Кривенко Е.И.– М.: Высшая школа, 2007. –146 с.
7. Андрианов, Ю.В. Оценкаавтотранспортных средств [Текст]/ Ю.В. Андрианов.– М.: Дело, 2008. – 488 с.
8. Бешелев, С.Д. Математико-статистическиеметоды экспертных оценок [Текст]/ С.Д. Бешелев, Гурвич С.Ф. – М.: Высшая школа2010. – 364 с.
9. Марков, О.Д. Автосервис. Рынок — автомобиль– клиент [Текст]/ О.Д.Марков. – М.: Транспорт, 2009. — 270 с.
10. Надежность машин [Текст]: учебн.пособие для машиностр. спец. вузов / Д.Н.Решетов [и др.]; под общ. ред.Д.Н.Решетова. – М.: Высш. шк., 2008. – 238 с.
11. Голубков, Е.П. Маркетинговыеисследования: теория, методология и практика [Текст]: учебник/ Е.П.Голубков. –Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2010. – 496 с.
12. Ротенберг, Р.В. Основы надежностисистемы водитель – автомобиль – дорога – среда [Текст]/ Р.В. Ротенберг.– М.:Машиностроение, 2007. – 216 с.
13. Волгин, В.В. Справочник подиагностике неисправностей автомобиля [Текст]/ В.В.Волгин. – М.: Транспорт,2009. — 140с.
14. Волгин, В.В. Инструментальныйконтроль [Текст]/ В.В. Волгин. — М.: Транспорт, 2009. — 95с.
15. Волгин, В.В. Автосервис и правапотребителей [Текст]/ В.В. Волгин.– М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и Ко»,2008. –160 с.