Содержание
1 Теоретические основы технического состояния автомобиля
1.1 Теория надежности автомобиля
1.2 Изменения технического состояния авто в процессе эксплуатации
1.3 Планово-предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей
1.4 Диагностика технического состояния автомобиля
2 Техническое обслуживание и ремонт
2.1 Основные неисправности стартера и их причины
2.2 Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборыих проведения
2.1 Техническое обслуживание
2.2 Операции по ремонту
2.3 Контрольно-измерительные операции
3 Охрана труда
3.1 Охрана труда и противопожарные мероприятия при ТО и ремонте
Заключение.
Используемая литература
1Теоретические основы технического состояния автомобиля
1.1 Теориянадежности автомобиля
Поднадежностью автомобиля следует понимать его свойства сохранять эксплуатационное– технические качества и безотказно выполнять свои функции при эксплуатации напротяжении установленного заводом – изготовителем (или нормативного) пробега.
Надежность– это комплексное свойство автомобиля, и оно подразделяется на более простыесоставляющие: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Под долговечностьюавтомобиля следует понимать срок безотказной работы с момента выпуска допредельного состояния, когда дальнейшая эксплуатация может привести к нарушениютребований безопасности движения, резкому снижению эффективности эксплуатации,повышенному загрязнению окружающей среды и недопустимо больших затрат навосстановление работоспособности.
Ремонтопригодностьзаключается в легкости предупреждения и обнаружения неисправностей и устраненияих путем проведения ТО и ремонта. Она характеризуется временем простоя в ТО иремонте, трудоемкостью и затратами на их проведение, включая стоимость запасныхчастей.
Подсохраняемостью обычно имею в виду свойство автомобиля сохранять исправное иработоспособное состояние не только в процессе эксплуатации, но и в течениевсего возможного периода хранения (включая консервацию) или транспортирования.
Основнойпричиной, влияющей на надежность, является изнашивание деталей, узлов,агрегатов и систем автомобиля, выражающееся в разрушении поверхностейсопряженных деталей. Возможны также и аварийные поломки, зависящие отконструкции, качества применяемых материалов и их механической и термическойобработки, различных заводских дефектов и т.д.
1.2 Изменениятехнического состояния автомобиля в процессе эксплуатации
Влияние силтрения
Одним изважнейших факторов, влияющих на процесс изнашивания, является воздействие силтрения между сопряженными деталями. Различают трение качения и скольжения. Припуке двигателя вал начинает вращаться и масло, подаваемое в узле трениямасляным насосом, налипает на вал и перемещается вниз в клинообразные зазор,где начинается уплотняться, причем чем выше вязкость и масленность масла, теминтенсивнее идет этот процесс. Когда частота вращения достигает определенногозначения, уплотненный слой масла переместится под валы приподнимает его. Придальнейшем увеличении частоты под валом стабилизируется так называемый масленыйклин, а вал при работе находится как бы во взвешенном состоянии. Таким образом,наиболее благоприятным против изнашивания является жидкостное трение, дляполучения которого необходимо соблюдение следующих условий:
Ø Между валом и подшипником должен быть нормальный зазор,достаточный для образования масленого клина;
Ø Вязкость масла и подача масленого насоса должны соответствоватьопределенным значениям;
Ø Масло должно подаваться в наименее нагруженную зону узла трения;
Ø Частота вращения коленчатого вала должна быть не ниже определеннойнормы.
Особеннонеблагоприятны условия эксплуатации в зимнее время года, когда поступлениемасла в узлы трения еще более затрудненное при пуске холодного двигателя, чтоприводят к повышенному износу. Один пуск холодного двигателя при низкихтемпературах, по данным исследований, равен по степени износа десяткам км.пробега в нормальных условиях.
Физическоестарение деталей
По мимотрения, на автомобиль влияет усталость и коррозия.
Усталость –это процесс разрушения детали под действием многократно повторяющихсязнакопеременных нагрузок, причем чем больше они превышают предел выносливостиматериала детали, тем интенсивнее идет процесс. При этом большая частьразрушений связана с образованием усталостных трещин.
Коррозия –это процесс разрушения материалов вследствие физико – химического взаимодействияс внешней средой, поэтому коррозионные поражения металлов и начинаются с поверхности.
1.3 Планово–предупредительное состояние ТО иремонт автомобилей
Сущностьюпланово-предупредедительной системы является принудительная (по плану)постановки автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид техническогообслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания ивосстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов исистем.> предусматривается :1. Ежедневное обслуживание ЕО 2. Техническое обслуживание №1 ТО — 1 3. Техническое обслуживание №2 ТО — 2 4. Сезонное обслуживание СО 5. Текущий ремонт ТР 6. Капитальный ремонт КР
Эти видыобслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемыхопераций и, естественно, периодичностью, нормативы которой приведены в видетаблице. Типы автомобилей Периодичность ТО, км ТО -1 ТО -2 Легковые 4000 16000 Грузовые 3000 12000 Автобусы 3500 14000
Ежедневноеобслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первуюочередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения),уборочно – моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных иэстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (принеобходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин ит.д)
Техническоеобслуживание №1 (ТО -1) предназначено для поддержания автомобилей в техническиисправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, атакже снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов иустанавливается комплекс работ:
ü Контрольных смотровых и диагностических;
ü Крепежно-регулировочных;
ü Смазочно-очистительных;
ü Электротехнических;
ü Арматурных и других видов работ.
Техническоеобслуживание № 2 (ТО – 2) имеет то же значение, что и ТО -1, но проводиться вбольшем объеме – с углубленной проверкой параметров работоспособностиавтомобиля (и не только в целях выявления различных неисправностей, но и дляопределения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта по ходудальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранением обнаруженныхнеисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов.
Сезонноеобслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначенодля подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих измененийклиматических условий. Его совмещают обычно с очередным проведением ТО – 2 ивыполняют на тех же постах те же работники.
Текущийремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителемв процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механика (привозвращении автомобиля с линии), а также в процессе проведения ТО -1 и ТО – 2при обнаружении сверхобъемных работ.
Капитальныйремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном наспециализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводов (АРЗ) сполной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а тех в вою очередьна отдельные детали.
1.4Диагностика технического состояния автомобиля
Комплексмероприятий по оценке и определению технического состояния автомобиля, а такжеотдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам,путем измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, с помощьюразличных стендов и прибором и сопоставление их с нормативами называетсядиагностированием.
В (Положении)планово – предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотренопроведение следующих основных видов диагностики.
· Экспресс – диагностика – проводиться ежедневно, выборочно или длявсего подвижного состава, в основном по механизмам и системам, влияющим набезопасность движения (иногда проводиться на линии организации ГАИ).
· Общей (комплексной) диагностики – имеет целью выявлениеработоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса (общеймощности, тормозному пути, проценту пробуксовки и т.д)
· Поэлементной диагностики – служит для определения конкретныхпричин неисправностей в диагностируемых механизмах и системах автомобиля.
Диагностикавходит в комплекс ТО – 1 и имеющую характер общего диагностирования, называютобычно Д -1, а поэлементную при ТО-2 или ТР ее называют Д-2.
2Техническое обслуживание и ремонт2.1Основные неисправности стартера и их причиныРассмотрим стартер автомобиля ВАЗ-2106
Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала счастотой необходимой для пуска двигателя. Пусковая частота вращения коленчатоговала бензиновых двигателей составляет 40…50 мин-1.
Стартеравтомобиля представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигательпостоянного тока со смешанным возбуждением, с электромагнитным включениемшестерни привода и дистанционным управлением.
Стартер 35.3708 в сборе
/>
1 – крышка состороны привода
2 – стопорноекольцо;
3 –ограничительное кольцо;
4 – шестерняпривода;
5 – обгоннаямуфта;
6 –поводковое кольцо;
7 – резиноваязаглушка;
8 – рычагпривода;
9 – якорьреле;
10 –удерживающая обмотка тягового реле;
11 –втягивающая обмотка тягового реле;
12 – стяжнойболт реле;
13 –контактная пластина; 14 – крышка реле; 15 – контактные болты; 16 – коллектор; 17 – щетка; 18 – втулка вала якоря; 19 – крышка со стороны коллектора; 20 – кожух; 21 – шунтовая катушка обмотки статора; 22 – корпус; 23 – винт крепления полюса статора; 24 – якорь; 25 – обмотка якоря; 26 – промежуточное кольцо.
Стартер –четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешаннымвозбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни приводастартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включается электромагнитнымтяговым реле с дистанционным управлением.
Стартерприкреплен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя. Отразогретой приемной трубы выпускной системы его защищает теплоизоляционныйщиток.
Техническаяхарактеристика стартера 35.3708* (СТ – 221) Номинальное напряжение, В 12 Номинальная мощность, кВт 1,3 Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А 290 (260**) Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А 550 (500**) Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А 60 (35**)
* Сторцевым коллектором.
** Длястартера СТ – 221.
Корпус икрышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установленыбронзографитовые подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.
Крутящиймомент от вала якоря передается на маховик коленчатого вала двигателя черезпривод стартера.
Тяговоереле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховикаи включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания вположение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле(втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового релевтягивающая обмотка отключается.
На валупривода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) сприводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении –от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо длязащиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Исправностьпривода определяем внешним осмотром после разборки стартера. Статор, ротор итяговое реле проверяем на короткое замыкание и обрыв обмоток. Неисправныйэлемент заменяем в сборе. Внешним осмотром проверяем состояние коллектора ищеток – износившиеся щетки заменяем, замасленный коллектор протираемуайт-спиритом, растворителем или бензином
Основныминеисправностями стартера могут быть следующие. При включении стартера несрабатывает тяговое реле, якорь не вращается. Причины:
· неисправность или полная разрядка аккумуляторной батареи;
· сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи инаконечников проводов;
· слабая затяжка наконечников;
· отсоединение или обрыв провода тягового реле со стороны стартераили выключателя зажигания;
· межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв илизамыкание на «массу»;
· заедание якоря тягового реле;
· неисправность контактной части выключателя.
Привключении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает иливращается недостаточно интенсивно. Причинамимогут быть:
· разрядка аккумуляторной батареи;
· окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечниковсоединительных проводов;
· ослабление затяжки крепления на контактных болтах тягового релестартера;
· подгорание коллектора;
· зависание щеток или их большой износ;
· обрыв в обмотке статора или якоря;
· замыкание изолированного щеткодержателя плюсовой щетки на «массу»;
· замыкание между пластинами коллектора;
· межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора либо замыканиеих на «массу».
Дляпроверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмоткитягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают междуограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0мм. Толщина прокладки зависит от типа стартера. Затем включают реле. Сила токапитания обмотки не должна превышать 23 А, а напряжение — 9 В. Если эти значениябольше, значит, обмотки реле или привода стартера неисправны. Если имеютсяотклонения рабочих параметров стартера от номинальных, обмотку необходимопроверить, нет ли в ней замыкания.
Проверкуобмоток стартера на отсутствие замыкания на «массу» производят при помощиконтрольной лампы или тестера. Для проверки отсоединяют вывод обмоткивозбуждения от тягового реле, приподнимают изолированные щетки, отсоединяютпровод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, вынимают щетки изизолированных щеткодержателей, для чего предварительно отворачивают винтыкрепления щеточных канатиков. Через контрольную лампу подводят напряжение 12 Вк выводу обмотки возбуждения и корпусу стартера. Если лампочка загорается,значит, обмотка возбуждения замыкает на «массу».
Таким жеспособом проверяют, нет ли замыкания на «массу» изолированных щеткодержателей.Напряжение при этом подводят к изолированному щеткодержателю и корпусустартера. Чтобы убедиться в отсутствии замыкания коллектора или обмотки якоряна «массу», приподнимают неизолированные и изолированные щетки, подводятнапряжение к пластинам коллектора и корпусу стартера. Загорание лампочкисвидетельствует о замыкании обмотки якоря на «массу». Если обнаруженынеисправности деталей, нарушающих работоспособность стартера, их разбирают иремонтируют.
Привключении стартера якорь вращается, а коленчатый вал двигателя непрокручивается. Основными причинами могутбыть:
· пробуксовка муфты свободного хода;
· поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
· поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
· заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке валаякоря стартера.
Стартер неотключается после пуска двигателя. Основнымипричинами могут быть:
· заедание рычага привода;
· заедание привода на валу якоря стартера или слипание контактовтягового реле;
· поломка возвратной пружины выключателя зажигания;
· ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода илитягового реле стартера;
· заедание тягового реле.
Еслидвигатель заработал, а стартер не выключается,необходимо немедленно выключить зажигание, открыть капот и отсоединить провод,ведущий к реле стартера. Возможной причиной неисправности может быть и перекосстартера. Тогда следует подтянуть болты крепления его корпуса к двигателю.
Основными причинамиповышенного шума стартера при вращении якоря могут быть:
· износ втулок подшипников или шеек вала якоря;
· ослабление крепления стартера;
· повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика двигателя;
· поломка крышки со стороны привода;
· ослабление крепления полюса в корпусе стартера — якорь привращении задевает за полюс.
Передразборкой стартер необходимо очистить от пыли и грязи волосяной щеткой и сухойветошью. При разборке применяют специальные съемники, тиски, прессы. Послеразборки все узлы и детали промывают и высушивают. Металлические детали моют вванне со щелочным раствором или керосином. Детали с проводами или обмоткойпротирают тряпкой, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. Послепродувки их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 95—100°С втечение часа—полутора. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают вчистом бензине.
Послеочистки и просушки узлы и детали стартера осматривают, проводят необходимыеизмерения и электрические испытания. Основными дефектами якоря являютсяразрушение изоляции и обрывы витков обмотки, износ пластин коллектора, риски,канавки и раковины на их поверхностях, задиры и царапины на железе якоря, износшеек и изгиб вала, износ шлицев у вала якоря. Чтобы обнаружить дефекты обмотокякоря и статора, пользуются специальными приборами, на которых проверяют обрывыи замыкания на «массу». Царапины, риски и задиры на железе устраняют зачисткоймелкозернистой наждачной шкуркой или шлифованием. Если у железа якоряуменьшился диаметр, то под полюсные наконечники устанавливают прокладки. Еслиизносились шейки вала под подшипники, их восстанавливают осталиванием илихромированием. Небольшой износ восстанавливают накаткой с последующимшлифованием до номинального размера.
Изношенныерабочие поверхности коллекторов и контактных колец протачивают на станке, азатем шлифуют шкуркой. Допустимое уменьшение диаметра коллекторов не должнопревышать значений, установленных техническими условиями. При меньших диаметрахколлекторы заменяют новыми. Если обмотка имеет внутренние дефекты илиразрушение изоляции, то ее снимают и на якорь наматывают новую обмотку: Безперемотки устраняют обрыв намотки или замыкание секций в местах припайки кколлекторным пластинам. Обмотку якоря стартера ремонтируют при разрушенииизоляции. Поврежденную изоляцию заменяют. Коллекторы с замкнутыми илирасшатанными пластинами не ремонтируют, их заменяют новыми. Электрические или механическиеповреждения могут иметь корпуса в сборе. Такие повреждения выявляют путемвнешнего осмотра и электрических испытаний. Основными дефектами являютсямежвитковые замыкания обмоток и замыкание на «массу», обрывы в соединенияхобмоток и обрывы выводных наконечников. Характерными механическимиповреждениями корпусов являются срыв резьбы, забоины на посадочных местахкрышек, повреждения шлицев, задиры на поверхности полюсных наконечников,повреждение шлицев винтов крепления полюсных наконечников. Поврежденную резьбувосстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или постановкойдополнительной детали — ввертыша с резьбой номинального размера. Забоины напосадочных местах крышек устраняют напильником; полюсные наконечники с задирамии вмятинами заменяют. Небольшие задиры устраняют растачиванием. Здесь важнообеспечить требуемый радиальный зазор между якорем и полюсными наконечникамипутем установки под полюсные наконечники прокладок из трансформаторного железа.
Чтобыустранить неисправности обмоток возбуждения, корпус стартера нужно разобрать.Для этого снимают клеммы и отвертывают винты крепления полюсных наконечниковпредварительно ослабив их отверткой. Катушки с отсыревшей и промасленнойизоляцией просушивают в сушильном шкафу, а затем пропитывают изоляционнымлаком. Испорченную межвитковую и наружную изоляцию в обмотках катушеквозбуждения стартеров заменяют новой.
Повреждениеизоляции и обрывы обмоток, обгорание, окисление и сваривание контактов могутбыть причинами неисправностей включателя и реле стартера. Повреждение изоляциии обрывы обмоток устанавливают при помощи контрольной лампы. На специальномстанке дефектную обмотку перематывают, а состояние контактов выявляют принаружном осмотре. Обгоревшие и окислившиеся контакты зачищают наждачной мелкозернистойшкуркой. Сваренные контакты заменяют новыми.
Основныедефекты крышек, такие как замыкания, трещины, отколы, износ подшипников,поломка или потеря упругости щеткодержателей, износ щеток подлежат ремонту, аизношенные подшипники заменяют новыми. Замыкание на крышку проверяютконтрольной лампой, щеткодержатели изолируют от крышки, трещины и отколы вкрышках заваривают, а затем зачищают заподлицо.2.2Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы их проведения
Диагностикастартеров проводится в основном при ТО-2 непосредственно на автомобиле спомощью прибора Э-214, при этом можно проверить электрическую цепь стартеравысокого напряжения на состояние изоляции. При явно неисправной работе, а присезонном ТО-2 принудительно, стартер снимается с автомобиля и передается вэлектроцех, где после очистки, производится комплексная диагностика на стендахтипа532М, Э-211, 532-2М. После установки и крепления стартера в специальномзахвате стенда производят проверку в режиме холостого хода — включают стартер,дают ему поработать 30 с и производят замер силы тока по амперметру) и частотувращения якоря (переносным тахометром). Сила тока должна быть не больше, ачастота вращения не меньше нормативных значений (например, для СТ 230 сила токане должна превышать 85 А, а частота вращения должна быть не менее 4000 мин-1).
Еслипосле проверки получены положительные результаты, стартер проверяют в режимеполного торможения, для этого на стенде Э-211 устанавливают специальноеприспособление с динамометром. Замочной шайбой закрепляют тормозной зубчатыйсектор, зацепляющийся с шестерней и делающий ее неподвижной. Кнопкой «Пускстенда» включают стартер, но не более чем на 4-6 с и снимают показанияамперметра и динамометра (например, для СТ-230 сила тока не должна превышать530 А, а вращающий момент должен быть не менее 225 кгс*м).
Еслив ходе проверки вращается якорь стартера, при заторможенной шестерне, этосвидетельствует о пробуксовке муфты свободного хода — ее следует заменить. Еслипри испытании сила потребляемого тока превышает норму, а крутящий момент ниженормы — это может свидетельствовать о замыкании обоих обмоток на корпус (“намассу”), о межвитковом замыкании в катушках обмотки возбуждения, замыканиипластин коллектора и механических неисправностях. Малый крутящий момент ипониженная сила тока могут быть при износе щеток, окислении или замасливанииколлектора и т.д.
2.3Техническое обслуживание
ТО-1 –провести очистительные, крепёжные и контрольно-осмотровые работы, обращая особоевнимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильноокисленные контакты зачитстить, при спайке или надрыве проводов в местахсоеденения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателястартером, ри рбнаружении неисправностей стартер следует сдать для проверки вэлектороцех.
ТО-2 –Выполнить объём работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; послепроведения диагностики переносными приборами или с помощью мототестеров делаютзаключение о техническом состоянии стартера.Предварительно необходимо снятьзащитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора; при замасливании егопротирают ветошью, смоченною в бензине; следы подгорания и окисления можноудалить, подсунув полоску шкурки под щётки зерном к коллектору (зернистость100-140). Затем продуть сжатым воздухом. При явной неисправности и при сезонномТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания иремонта.
2.4Операции по ремонту
Неисправностиили повреждения стартера устраняют заменой неисправных деталей. Единственнаяоперация ремонта, которая может быть выполнена, это обточка коллектора.
Разборка.Отвертывают гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединяют отнего вывод обмотки статора. Отвертывают гайки крепления тягового реле и снимаютего. Ослабляют винт крепления стяжной защитной ленты на крышке со стороныколлектора и снимают ленту с прокладкой. Вывертывают винты крепления выводовщеток и снимают последние. У стартера 35.3708 снимают стопорную шайбу с заднегоконца вала.
Отвертываютгайки стяжных шпилек, вывертывают шпильки и снимают крышку со стороны приводавместе с якорем. Отсоединяют крышку со стороны коллектора от корпуса. Вынимаютрезиновую заглушку рычага из крышки, расшплинтовывают и вынимают ось рычага 3привода стартера, вынимают рычаг и якорь из крышки.
Чтобы снятьс якоря привод, удаляют стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 1.Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорного кольца. Послеразборки продувают детали сжатым воздухом и протирают.
2.5 Контрольно-измерительныеоперации
Проверкаработоспособности порядок выполнения:
1. Замыкая выключатель при напряжении источника тока 12 В три разавключите, стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозныхмоментах 2, 6 и 10 Н·м (0,2; 0,6 и 1 кгс·м).
2. Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с,а промежутки между включениями не менее 5 с.
3. Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работасопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.
Испытание врежиме полного торможения:
1. Затормозите зубчатый венец стенда, включите, стартер и замерьтеток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть для стартера 35.3708соответственно не более 550 А, не более 7,5 В и не менее 13,7 Н·м (1,4 кгс·м).
2. Для стартера СТ-221 ток должен быть не более 500 А, а напряжениене более 6,5 В.Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.
3. Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, топричиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря илизамыкание обмоток на массу.
4. Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных вышевеличин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильныйизнос щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток вщеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление илиподгорание контактных болтов тягового реле.
5. При полном торможении якорь стартера не должен проворачиваться;если это
происходит,то неисправна муфта свободного хода.
6. Для устранения неисправностей разберите стартер и замените илиотремонтируйте поврежденные детали.
Испытаниена режиме холостого хода:
1. Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера.
2. Включите, стартер и замерьте потребляемый им ток и частотувращения якоря стартера, которые должны быть соответственно не более 60 А (35 Адля стартера СТ-221), и 5000±1000 мин–1 при напряжении на клеммах стартера 11,5–12В.
3. Если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются отуказанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.
Проверкатягового реле:
1. Установите между ограничительным кольцом 3 и шестерней прокладкутолщиной 12,8 мм и включите реле.
2. Проверьте напряжение включения реле, которое должно быть не более9 В при температуре окружающей среды (20±5)° С.
3. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле илипривода.
3 Охранатруда
3.1 Охранаи противопожарные мероприятия при Т.О. и ремонте
В целях предупреждения несчастного случая каждый рабочий впроцессе производства обязан руководствоваться технологической инструкцией,соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, изложенные внастоящей инструкции, а администрация обязана обеспечить рабочие места всемнеобходимым для безопасного производства работ и создать при этом нормальныеусловия труда
Техникабезопасности при проведении технического обслуживания автомобиля.
1. Рабочееместо содержать в чистоте и порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать чистымпеском, затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости. Обтирочный материалсобирать в железный ящик с плотной крышкой.
2.Снимаемые агрегаты тщательно очистить и оттереть, чтобы было удобно ихразбирать.
3. Во времяработы запрещается становиться на подвижные колеса и другие неустойчивые частимашины.
4. Цилиндрыи поршни нельзя класть на край стола или верстака.
5.Разбирать или собирать агрегаты в подвешенном состоянии запрещается.
6. При демонтаже или монтаже упругих спиральных пружин пользуютсяспециальными съемниками, предупреждающими вылет пружины.
Техника безопасности для слесаря ремонтника
1. При работе возможно воздействие следующих опасныхпроизводственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом,травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимойнагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использованиилегковоспламеняющейся жидкости.
2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спец. одежду.
3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечкас набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинскойпомощи при травмах.
4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдатьправила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средствпожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящикс песком.
5. Перед началом работы необходимо одеть спец. одежду.
6. Изучить порядок выполнения и безопасность.
7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособленияпроверить их исправность.
8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.
9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.
10.Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеругаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять поключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.
11.Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлицавинта.
12.При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемныеприспособления указаны в конструкционной карте.
13.Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак,длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание ихпадения и травмирования людей.
14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массойболее 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов идеталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками иупорами.
15.Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещаетсяприменять для промывки деталей бензин.
16.При обработке деталей необходимо надежно закреплять их втисках.
Пожарнаябезопасность при обслуживании и ремонте автомобиля
1. Во времяобслуживания аккумуляторной батареи нельзя курить и применять открытый огонь.Для защиты от ожогов кислоты и вредного влияния свинца работать ваккумуляторной мастерской надо в защитных очках, резиновых перчатках, врезиновом переднике и в галошах или в резиновых сапогах.
2. Привключении батареи на зарядку, аккумуляторную батарею следует располагать наспециальных стендах и надежно закреплять наконечники проводов на выводныхклеммах батареи во избежание их отсоединения, что может вызвать искрение ивзрыв гремучего газа выделяющего в конце зарядки.
3. Дляпредупреждения скопления газов и повышения давления внутри корпуса при зарядкеаккумуляторной батареи необходимо открыть пробки.
4. Впроизводственных помещениях, где производится техническое обслуживание, иремонт автомобилей существует система пожарной безопасности, которая состоит изавтоматических средств тушения пожаров (сплинкерная система) и ручных средств(пожарные краны, шланги, бранзбойты, огнетушители, химические порошки, песок, ид.р.) на территории от всего персонала требуется безукоризненное исполнениевсех правил пожарной безопасности: курить только в отведенных местах, запрещатьпользоваться открытым огнем, бензином для мойки деталей: особое вниманиенеобходимо обращать на хранение легковоспламеняющих материалов чистотупомещений и исправность электроприборов, а также производства сварочных,медницких, и молярных работ.
5. Пожары можно тушить веществами которые способствуют понижениятемпературы горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислородавоздуха (песок, огнетушительная пена)однако водой нельзя тушить горящие жидкостиплотность которых меньше плотности воды, потому что эти жидкости всплывают ипродолжают гореть.
Заключение
Выводы по улучшению Т.О. и ремонта по данной теме
Дляупрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, чтозначительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченноевремя.
Дляпроверки генератора на стенде понадобится:
1 –аккумуляторная батарея;
2 –амперметр с шунтом на 1000 А;
3 –выключатель;
4 –реостат;
5 –вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;
6 – стартер
Если естьсомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде.Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болтутягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм².
Температурастартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты кколлектору.
Дляупрощения произведения ремонта и других операций используем пневмо и электроинструмент вместо обычного.
Используемаялитература
1. Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова «Техническое обслуживание иремонт автомобилей» 2-е изд., перераб. И допол. Москва 2009г
2. Карагодин В.И., Шестопалов С К. Слесарь по ремонту автомобилей:Практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990.
3. В.А. Родичев «Грузовые автомобили» 4-изд. Перераб. И допол.Москва 2005г.
4. activeauto.ru/438.
5. automn.ru/vaz-2106/vaz-33596-10.m_id-4247.m_id2-4249.html
6. www.in-vaz-2101.ru/?page_id=22
7. www.vaz-2106.ru/index.php?part=construction