Федеральноеагентство по образованию ГОУ СПО
Рубцовскогомашиностроительного техникума
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:«Технологический расчет зоны ТО-1 для АТП, состоящего из 210 автомобилейВАЗ-21102 с фактическим пробегом с начала эксплуатации 242 тыс.км.
Выполнил: Студент гр.9ТО-06
Заика Е.С.
г. Горняк 2009 г.
Содержание
Введение
1. Исследовательская часть
1.1 Характеристика автотранспортногопредприятия
1.2 Характеристика зоны ТО-1
2. Расчетная часть
2.1 Расчет годовой производственнойпрограммы
2.1.1Выбор исходных данных
2.1.2 Корректирование периодичностиТО и ТР
2.1.3 Корректирование пробега до ТО-2и ТР
2.1.4 Корректирование нормы днейпростоя в ТО и ремонте
2.1.5 Корректирование удельнойтрудоемкости ТО-1
2.1.6 Расчет количества ТО на 1автомобиль за цикл
2.1.7 Коэффициент техническойготовности
2.1.8 Коэффициентиспользования автомобилей
2.1.9 Годовой пробег
2.1.10 Общая годоваятрудоемкость ТО-1
2.2 Расчет универсальных постов ТО-1
2.3 Расчет численностипроизводственных рабочих
2.4 Выбор и обоснование методаорганизации технологического процесса
2.5 Распределение рабочих по постамспециальности, квалификации и рабочим местам
2.6 Подбор технологическогооборудования
2.7 Расчет производственной площади
3. Организационная часть
3.1Организация АТП
3.2Организация управления технической службой АТП
3.3Организация рабочего места
4. Техника безопасности и мероприятияпо охране труда и окружающей среды
4.1 Порядок проведения инструктажа
4.2 Требования безопасности при ТО иремонте
4.3 Требования производственнойсанитарии и промышленной гигиены
4.4 Меры пожарной безопасности
4.5 Меры электробезопасности
4.6 Расчёт освещения участка
4.7 Расчёт вентиляции
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Автомобиль — самое распространенное в современном миремеханическое транспортное средство. Появлениедвигателя внутреннего сгорания, легкого, компактного и сравнительно мощного,открыло широкие возможности для автомобиля. И в 1885 году немецкий изобретательГ. Даймлер создал первый мотоцикл с бензиновым двигателем, а уже в 1886 годунемецкий изобретатель К. Бенц запатентовал трехколесный автомобиль. Началось промышленное производство автомобилей в Европе, а в1892 году американский изобретатель Г. Форд построил автомобиль конвейернойсборки. В России автомобили начали собирать в 1890 году из импортных деталей назаводах «Фрезе и К0». В 1908 году началась сборка автомобилей«Рус-со-Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге сначала из импортныхдеталей, а затем из деталей отечественного производства. Однако началом отечественного автомобилестроения считается1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ — Московский завод имени Лихачева) былиизготовлены первые отечественные грузовые 1,5-тонные автомобили АМО-Ф сдвигателем мощностью 30 л. с.
В 1927 году появился первый отечественный новый автомобильНАМИ-1 с двигателем мощностью 18,5 л.с. С введением в строй в 1932 годуГорьковского автомобильного завода началось интенсивное развитие отечественногоавтомобилестроения. Большим прорывом в производстве отечественных легковыхавтомобилей явился ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗ, 1970г.) иКамского автомобильного завода (КамАЗ, 1976г.) по производству грузовыхавтомобилей.
В настоящее время происходит интенсивное совершенствованиеконструкций транспортных средств, повышение их надежность и производительности,снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности.Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им болеевысоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям.
Ремонт автомобилей является объективной необходимостью,которая обусловлена техническими и экономическими причинами.
Во-первых, потребности народного хозяйства в автомобиляхчастично удовлетворяются путем эксплуатации отремонтированных автомобилей.
Во-вторых, ремонт обеспечивает дальнейшее использование техэлементов автомобилей, которые не полностью изношены. В результате сохраняетсязначительный объем прошлого труда.
В-третьих, ремонт способствует экономии и материалов, идущихна изготовление новых автомобилей. При восстановлении деталей расход металла в20...30 раз ниже, чем при их изготовлении.
Авторемонтное производство, получив значительное развитие,еще не в полной мере реализует свои потенциальные возможности. По своейэффективности, организационному и техническому уровню оно все еще отстает отосновного производства — автомобилестроения. Качество ремонта остается низким,стоимость высокой, уровень механизации достигает лишь 25...40 %, вследствиечего производительность труда в два раза ниже, чем в автомобилестроении.Авторемонтные и автотранспортные предприятия оснащены в основном универсальнымоборудованием большой степени изношенности и малой точности. Эти негативныестороны современного состояния авторемонтного производства и определяют путиего развития.
Анализ, расчеты и практика показывают, что структураремонтной базы автомобильного транспорта должны состоять из предприятий трехтипов, соответствующих уровню технологической сложности выполняемых ремонтныхработ:
— мастерских АТП, выполняющих мелкий текущий ремонт безразборки агрегатов;
— без централизованного наиболее сложного текущего ремонта,связанного с разработкой агрегата для замены узлов;
— заводов по капитальному ремонту агрегатов, организационнойосновой которых должен являться не обезличенный метод ремонта.
В данном курсовомпроекте, мы проводим расчет зоны ТО-1 в автотранспортном предприятии и делаеманализ организационных работ. А так же анализ работ по ТБ в зоне ТО-1.
1. Исследовательскаячасть
1.1 Характеристикаавтотранспортного предприятия
Значение автомобильноготранспорта в развитии совершенствования производства возрастает. Особоевнимание при этом уделяется повышению качества технического обслуживания итекущего ремонта – одному из важнейших условий правильного использования и техническойготовности автомобилей, снижению ремонтно-эксплуатационных расходов.
Ремонт в условиях АТПдолжен производиться при наличии квалифицированного ремонтного персонала,необходимого оборудования и запасных частей.
Данное АТП находится в г.Барнауле, занимается перевозкойпассажиров. Это предприятие содержит 210автомобилей марки ВАЗ-21102. В предприятии проводятся все виды ТО и ремонта.
В АТП следят за качеством выполнения техническогообслуживания и ремонта, а так же за выполнением требований безопасности ктехническому состоянию автомобилей и применением методов их проверки всоответствии с действующими государственными стандартами и другим нормативно — техническими документами. Принимают меры по рациональному распределениюподвижного состава, запасных частей, эксплутационных материалов, оборудования иоснастки, необходимых для своевременного и качественного выполнениятехнического обслуживания и ремонта.
Для поддержания паркаавтомобилей в исправном состоянии и обеспечении требуемой технической готовностипредприятие располагает комплексом подразделений для проведения техническогообслуживания и ремонта, в который входят необходимые здания, сооружения иоборудование. В комплекс ремонтных подразделений входит проектируемая зонаТО-1.
1.2 Характеристика зоныТО-1
Зона ТО-1 предназначенадля проведения технического обслуживания автомобилей, а также для ремонтаавтомобилей и обеспечения работоспособного состояния подвижного состава свосстановлением отдельных его агрегатов, узлов и деталей, достигших предельногосостояния. Под ТО понимают совокупность операций (регулировочные, смазочные,крепежные), цель которых предупредить возникновение неисправностей (повыситьнадежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), а,следовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постояннойтехнической готовности и исправности к работе.
Зона ТО-1 работает попятидневной рабочей неделе в одну смену с 8-00 до 17-00 с перерывом на обед с12-00 до 13-00.
Разработка проекта зоныТО-1 для автомобильного парка имеет большое значение, а выбор и расстановка оборудованияпроизведены исходя из технологического процесса ТО и капитального ремонтаавтомобилей ВАЗ-21102.
2. Расчетная часть
2.1 Расчет годовойпроизводственной программы
2.1.1 Выбор исходныхданных
Исходные данные и заданиядля проектирования:
1. Тип подвижного состава– ВАЗ-21102
2. Списочное количествоавтомобилей Аспис. = 210
3. Пробег автомобиля сначала эксплуатации Ln = 242000 км
4. Среднесуточный пробегавтомобиля Lcc = 400 км
5. Категория условийэксплуатации – 3
6. Природно-климатическиеусловия – умерено-холодный климат
7. Количество рабочихдней в году Дрг = 253 дня
8. Время в наряде – 24часа.
Исходные данные, принимаемые из нормативнойлитературы, заносим в таблицу 1.
Таблица 1 – Исходныеданные
Марка, модель
авто-ля
Lcc,
км L1, км L2, км tто-1, чел.ч
Lкр,
тыс.км
dто и тр,
дн /1000 км
dкр,
дн 1 2 3 4 5 6 7 8 ВАЗ-21102 400 4000 16000 2,3 180 0,3 18
2.1.2 Корректированиепериодичности ТО и ТР
Скорректированнаявеличина периодичности ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле:
L1 = Li*К1*К2*К3, [1,стр. 157]
где Li – нормативная периодичность ТО;
К1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости откатегории эксплуатации;
К2 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости отпериодично- климатических условий;
L1 = 4000 км; К1 = 0,8; К2 = 1,0; К3 = 0,9; L2 = 16000 км;
L1 = 4000*0,8*1,0*0,9 = 2880 км;
L2 = 16000*0,8*1,0*0,9 = 11520 км;
Скорректированнаявеличина пробега до КР находится по формуле:
Lкр = Lкр.н*К1*К2*К3, [1,стр. 157]
Где Lкр.н – норма пробега до КР;
К1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;
К2 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 – коэффициент, учитывающий климатические условия;
Lкр.н = 180000 км; К1 =0,8; К2 = 1,0; К3 = 0,9;
Lкр = 180000*0,8*1,0*0,9 = 129600 км.
2.1.3 Корректирование пробега до ТО-2 и ТР по кратностисреднесуточного пробега
Коэффициент кратностимежду значениями периодичности ТО среднесуточного пробега находится по формуле:
n1 = L1/Lсс, [1,стр. 149]
где L1 – нормативная периодичность ТО-1;
Lсс – 400 км; L1 = 2880;
n1 = 2880/400 = 7,2 (принимаем 7).
Тогда принятое значение снормативной периодичностью ТО-1 находится по формуле:
L1 = Lсс*n1, [1,стр. 150]
где n1 – коэффициент корректирования
L1 = 400*7 = 2800 км.
Коэффициент кратностимежду значениями периодичности ТО-2 и принятого ТО-1 определяется по формуле:
n2= L2/L1, [1,стр. 151]
где L1 и L2 – нормативная периодичность ТО-1 иТО-2;
n2 = 11520/2800 = 4,1 (принимаем 4).
Тогда принятое значениескорректированного ТО-2 определяется по формуле:
L2 = L1*n2, [1,стр.151]
где L1- нормативная периодичность ТО-1;
n2 – коэффициент корректирования;
L1 = 2800; n2 =4;
L2 = 2800*4 = 11200 км.Коэффициент кратности между значениями среднециклового пробега принятой периодичности ТО-2 определяется по формуле:
n3 = Lкр/L2, [1,стр. 154]
где Lкр – норма пробега до КР;
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
Lкр = 129600; L2 = 11200;
n3 = 129600/11200 = 11,57 (принимаем 12).
Тогда принятое значениесредне циклового пробега определяется по формуле:
Lкр = L2*n3, [1,стр. 154]
где L2 – нормативная периодичность ТО-2;
n3 – коэффициент корректирования;
L2 = 11200; n3 = 12;
Lкр = 11200*12 = 134400 км.
2.1.4Корректирование нормы дней простоя в ТО и ремонте
Корректированиенормы дней простоя в ТО и ремонте определяется по формуле:
dто и тр = dнто и тр * К4(ср), дн/1000 км [1, стр.155]
где К4(ср) – коэффициент корректирования нормативов удельнойтрудоемкости текущего ремонта и продолжительность простоя в ТО и ремонте взависимости от пробега с начала эксплуатации.
Таккак у нас пробег с начала эксплуатации 242000 км, а пробег для ВАЗ-21102 до КР равен 180000, то доля пробега с начала эксплуатации будетсоставлять 242000/180000 = 1,34. Тогда К4(ср) =1,4
dто и тр = 0,3 * 1,4 = 0,42 дн/1000 км
2.1.5Корректирование удельной трудоемкости ТО-1
Корректированиеудельной трудоемкости текущего ремонта определяется по формуле:
tто-1 = tнто-1 * К1 * К2* К3* К4* К5, чел-ч/1000 км [1, стр.135]
где К1 = 1,2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимостиот категории эксплуатации
К2 = 1,0 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижногосостава
К3 = 1,1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимостиот природно-климатических условий
К4 = 1,6 – коэффициент корректирования нормативов удельнойтрудоемкости текущего ремонта и продолжительность простоя в ТО и ремонте взависимости от пробега с начала эксплуатации
К5 = 0,95 – коэффициент корректирования трудоемкости
tто-1 = 2,3*1,2*1,0*1,1*1,6*0,95 = 4,6 чел-ч/1000 км
По результатампроизведенных расчетов составим таблицу корректирование пробега автомобилей доТО-1, ТО-2 и КР для автотранспортного предприятия (таксопарка).
Таблица 2 — Корректирование пробега до ТО-1, ТО-2 и КРПробег Обозначение Значение пробега в км Нормативное корректирование
Корректирование
по кратности
Принятое
для расчета До То-1 L1 2880 400*7 2800 До ТО-2 L2 11520 2800*4 11200 До КР Lкр 129600 11200*12 134400
2.1.6 Расчет количестваТО на 1 автомобиль за цикл
Количество ТО-2 находитсяпо формуле:
N2 = Lкр/L2-Nк, [1,стр. 136]
где Lкр – значение пробега до КР;
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
Nк – количество КР за цикл;
Lкр = 134400 км; L2 = 11200 км; Nк = 1;
N2 = 134400/11200-1 = 11.
Количество ТО-1 находится по формуле:
N1 = Lкр/L1-Nк-N2, [1,стр. 136]
где Lкр – значение пробега до КР;
L1 – нормативная периодичность ТО-1;
Nк – количество КР за цикл;
N2 – количество ТО-2 на 1 автомобиль;
Lкр = 134400 км; L1 = 2800 км; Nк = 1; N2 = 11;
N1 = 134400/2800-1-11 = 36.
Количество ЕО находитсяпо формуле:
Nео = Lкр/Lсс, [1,стр. 137]
где Lкр – значение пробега до КР;
Lсс – среднесуточный пробег автомобиля;
Lкр = 134400 км; Lсс = 400 км;
Nео = 134400/400 = 336
2.1.7Коэффициент технической готовности
Коэффициенттехнической готовности по каждому автомобилю на предприятии определяется поцикловому пробегу:
αт = Дэ/(Дэ + Дто и тр + Дкр), [1, стр.137]
где Дэ — дни эксплуатации за цикловой пробег:
Дэ = Lкр/ Lсс, дн [1,стр.137]
где Lкр = 134400 км – расчетная величина, скорректированная нормамежремонтного пробега
Lсс = 400 км – среднесуточный пробег
Дэ = 134400/400 = 336 дн
днипростоя в ТО и ТР за цикловой пробег:
Дто и тр = Lкр * dто и тр /1000, дн [1,стр.137]
где dто и тр = 0,42 – расчетная величина
Дто и тр = 134400*0,42/1000 = 57 дн
днипростоя в КР:
Дкр = dкр + dтранс, дн [1, стр.138]
где dкр = 18 дн – исходный норматив
dтранс = 0,15* d кр, дн– дни транспортировки [1, стр.138]
dтранс = 0,15*18 = 3 дн
Дкр = 18 + 3 = 21 дн
αт = 336 /(336 + 57 + 21) = 0,81
2.1.8Коэффициент использования автомобилей
Коэффициентиспользования автомобилей определяется по формуле:
αи = Дрг*Ки*αт /365 [1,стр.138]
где Дрг – количество рабочих дней в году
αт – коэффициент технической готовности
Ки = 0,93 – коэффициент системы использования техническиисправных автомобилей по организационным причинам
αи = 253*0,93*0,81 / 365 = 0,52
2.1.9Годовой пробег
Годовойпробег, определяется по формуле:
∑Lг = 365*Аи*lсс*αи, км [1,стр.140]
где Аи = 210 – списочное количество автомобилей АТП, шт
lсс = 400 км – среднесуточный пробег
αи – коэффициент использования автомобилей
∑Lг = 365*210*400*0,52 = 15943200 км
Коэффициент перехода от цикла к году находим по формуле:
hг = Lг/Lкр, [1,стр. 140]
где Lг = ∑Lг/ Аи – годовой пробег автомобиля;
Lкр –значение пробега до КР;
Lг =15943200/210 = 75920 км; Lкр = 134400 км;
hг =75920/134400 = 0,56
Годовая производственнаяпрограмма определяется по формуле:
Nг = åLг/Lкр; [1,стр. 147]
Nг = 15943200/134400 = 119
Сменная программарассчитывается по формуле:
Nсм = Nг/Дрг * Сcм * hг [1, стр. 147]
где Сcм = 1 – односменный режим работы;
Nсм = 119/253*1*0,56 = 1,36 (принимаем Nсм = 2)
2.1.10Общая годовая трудоемкость ТО-1
Годовой объём работ(время, которое нужно затратить производственным рабочим для выполнения годовойпроизводственной программы) представляет собой годовую трудоёмкость ремонтаизделий в человеко-часах.
∑Тто-1 = tто-1*∑Lг/1000, чел-ч [1,стр.140]
где tто-1 = 4,6 чел-ч – скорректированная удельнаятрудоемкость;
∑Тто-1 = 4,6 * 15943200/1000 = 73338,7 чел-ч
2.2 Расчет универсальныхпостов ТО-1
Такт поста определяетсяпо формуле:
τ = (tто-1*60/Рп) + tпер., [1,стр. 164]
где tто-1 – трудоемкость работ по ТО-1;
Рп – среднее количество рабочих, одновременно работающих напосту;
tпер – время передвижения автомобиля при установки его напосту;
tто-1 = 4,6; Рп = 2;tпер = 2;
τ = (4,6*60/2)+2 =140;
Зная режим работы зоны исуточную производственную программу, определяется ритм производства:
Rто-1 = Тсн*С*60/Nс то-1, [1,стр. 165]
где Тсн – кратность рабочей смены зоны ТО-1;
С – количество сменработы зоны ТО-1;
Nс то-1 – суточная производственная программа зоны ТО-1;
Тсн = 7; с = 1; Nс то-1 = 17;
Rтр = 7*1*60/2 = 210
Количество универсальныхпостов для выполнения ТР определяется по формуле:
Хто-2 = Rто-1 /τ [1,стр. 165]
где τ – такт постазоны ТО-1;
Rтр – ритм производства зоны ТО-1;
τ = 140; Rто-2 = 210;
Хто-1 = 210/140 = 1,5 (принимаем 2 поста).
2.3 Расчет численностипроизводственных рабочих
Количествоисполнителей технологически необходимых и фактически являющихся на работу взону ТО-1 рассчитывается по формуле:
Рт = ∑Тто-1 /Фм, чел [1,стр.158]
где ∑Тто-1 – годовая трудоемкость работ по зоне ТО-1;
Фм = 1860 – годовой фонд времени.
с –распределение людей, одновременно работающих на постах.
с = 8,[1, табл.27]
Рт = 73338,7/1860*5 = 4,92 чел (принимаем 5 автослесарей)
2.4 Выбор и обоснованиеметода организации технологического процесса
Выбор метода организациитехнологического процесса определяется по сменной (суточной) программе Nс то-1 = 2, что меньше рекомендованной при поточном методе (Nс то-1 = 6 – 8) обслуживаний, поэтому в данном случае долженбыть применен либо метод тупиковых специализированных постов, либо методуниверсальных постов. Метод универсальных постов приводит к частым переходамрабочих определенных специальностей между постами, к передвижению с места наместо с оборудованием и приспособлениями. Чтобы этого избежать, приходитьсябольшинство постов оснащать целым набором технологического оборудования,заведомо зная, что потребность в нем будет возникать лишь эпизодически.
Метод специализированныхпостов создает возможность для более широкой механизации работ, способствуетповышению трудовой и технологической дисциплины, снижается потребность воднотипном оборудовании, повышается качество ремонта и производительностьтруда. Таким образом выбираем метод тупиковых специализированных постов.
2.5Распределение рабочих по постам специальности, квалификации и рабочим местам
Таблица3 – Распределение по постамВиды работ ТО Распределение трудоемкости % Количество исполнителей Расчетное Принятое
Заправочно-смазочные Очистительные
Регулировочные
Шинные, крепежные Диагностические Электромеханические
По системе питания
36
14
18
10
10
6
6
1,8
/>0,7
0,9
/>0,5
0,5
/>0,3
0,3
2
1
1
1
Таблица4 – Распределение рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам№ поста
№ рабочего
места Число исполнителей Специальность Квалификация
Обслуживаемые
узлы 1 1 1 Слесарь-авторемонтник смазчик-заправщик 5 разряд Сцепление, КПП, привод колес, тормозная система 2 1 Слесарь-авторемонтник 4 разряд Рулевое управление, передняя и задняя подвеска 3 1 Слесарь-авторемонтник 4 разряд Шины и ступицы 2 4 1 Слесарь-авторемонтник 4 разряд Диагностика и регулировка автомобиля. 5 1 Слесарь-авто-электрик 5 разряд Электро-оборудование и система питания.
2.6 Подбортехнологического оборудования
В данном проектепредусмотрена организация ТО-1 на тупиковых постах специализированными звеньямирабочих, в зоне ТО-1 выполняются сопутствующие работы текущего ремонта.
Таблица 5—Переченьтехнологического оборудования № Наименование оборудования
Кол-
во
Габаритные
размеры, м
Площадь
м2 1 Аптечка 1 0,2*0,25 0,05 2 Маслораздаточный бак 1 0,5*0,5 0,25 3 Передвижной пост слесаря авторемонтника 1 0,75*0,75 0,28 4 Воздухораздаточная колонка 1 0,4*0,5 0,20 5 Установка для отсоса отработавших газов 1 0,5*0,2 0,1 6 Решётка деревянная под ноги 2 Не стандарт - 7 Комплект для проверки параметров тормозов 1 1*0,5 0,5 8 Урна для отходов 1 0,25*0,25 0,063 9 Ларь для обтирочных материалов 1 0,25*0,25 0,063 10 Верстак слесарный 2 1,4*0,8 2,4 11 Пост электрика-системщика 1 1,0*0,7 0,7 12 Шкаф для приборов и приспособлений 2 1*0,5 1,0 13 Ящик для инструмента 1 0,6*0,42 0,504 14 Тележка для транспортировки аккумуляторных батарей 1 0,47*0,47 0,221 15 Пожарный щит и ящик с песком 2 0,4*0,5 0,4 16 Бак для тормозной жидкости 1 0,85*0,5 0,425 17 Гидравлический передвижной подъемник 1 1,26*0,666 0,839 18 Компрессор для подкачки шин 1 1*0,5 0,5 19
Тележка для транспортировки
колёс 1 1*0,7 0,7 20 Осмотровая канава 2 5*1,1 11 21 Стеллаж-вертушка 1 0,75*0,75 0,56 22 Кран-балка 1 23 Электрогайковерт канавный 1 24 Стол монтажный 1 1,5*0,9 1,35 Итого: 11,159
2.7 Расчет площади зоныТО-1
Площадь зоны определяетсяпо формуле:
Fто-1 = fo*Кn+Xто-1*fa, [1,стр. 167]
где fа – площадь автомобиля в плане;
Хто-1 – количество универсальных постов;
Кn – коэффициент плотности расстановки постов учитывающихналичие проходов и проездов;
fo – площадь оборудования, м.кв.;
fа = 1,65*4,33 = 7,14 м2; Хто-1 =2; Кn = 4,5;
Fто-1 = 11,159*5,0+2*7,14 = 70,075 мкв.
Принимаем площадь зоны 71мкв, а именно 9 м в длину и 8 м в ширину.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1 Организация АТП
Перед въездом на территорию АТП автомобиль проходит через контрольно-пропускнойпункт (КПП), где его осматривает дежурный механик. Затем в зоне ЕО автомобильубирают, моют и обтирают, то есть готовят к эксплуатации на следующий день. Этиработы выполняют на нескольких последовательно расположенных площадках — постах.
/>
Рисунок 1 – Схема ТП обслуживания автомобилей в АТП
Отдельное помещение выделяется на АТП для проведения ТО-1.Одновременно в зоне обслуживают несколько автомобилей, располагают их обычноодин за другим. Большую площадь занимают зоны ТО-2 и текущего ремонта (ТР),которые объединены в одном помещении. В этих зонах автомобили стоятсравнительно долго, и поэтому их располагают так, чтобы автомобили не мешалидруг другу при въезде и выезде, а рабочим было удобно работать.
Техническое состояние автомобилей проверяют, как правило,перед направлением их в зоны ТО-1, ТО-2 или текущего ремонта. Эти работыпроводят в пункте диагностики. Повторному контролю автомобиль, может бытьподвергнут и после обслуживания и ремонта, а поэтому пункты диагностикинаходятся вблизи технических зон.
В подсобных производственных отделениях АТП производятконтроль и ремонт деталей и узлов, снятых с автомобилей. Одни отделенияобслуживают только ремонтную зону предприятия, а другие, кроме ремонтных работ,осуществляют профилактические работы.
3.2 Организация управления технической службой АТП
Техническая служба АТП призвана поддерживать подвижной составв технически исправном состоянии в течение всего срока его службы, вплоть досписания. С этой целью техническая служба организует проведение всех видовпрофилактических работ, выполнение текущих ремонтов, подготовку автомобилей иагрегатов к направлению в капитальный ремонт, хранение автомобилей и выполнениеряда других функций.
Одновременно эта служба осуществляет контроль, заправильностью технической эксплуатации автомобилей на линии.
Организационная структура управления технической службойпостроена по линейному принципу, когда у каждого подразделения имеется одиннепосредственный начальник.
Структура управления АТП представлена на рисунке 2.
/>
Рисунок 2 – Схема структуры управления АТП.
Техническую службу возглавляет главный инженер АТП, которомуподчинено несколько самостоятельных в функциональном отношении подразделений.Количество таких подразделений зависит от мощности и назначения предприятия, атакже от принятой организационной структуры управления.
Ведущая роль среди всех технических подразделений АТПпринадлежит производственному отделу (мастерским), которому подчинены всетехнические зоны, участки и цехи с рабочими. Оперативное руководство всемиработами отдел осуществляет через сменного технического диспетчерапроизводства. На предприятиях автомобильноготранспорта получила распространение централизованная система управлениятехнической службой, которая является прообразом автоматизированной подсистемыуправления всего АТП в целом. Она предусматривает четкое разделениеадминистративных и оперативных функций руководящего персонала и сосредоточениевсей оперативной работы в центре управления производства (ЦУП).
Центр управления производством состоит из двух групп: группыоперативного планирования, куда входят технические диспетчеры производства, игруппы обработки и анализа информации, которая имеет тесную оперативную связь сдругими отделами АТП. ЦУП предусматривает проведение работ, основанных натехнологическом принципе формирования производственных подразделений. При этомкаждый вид технических воздействий выполняет специализированная бригада илиучасток. Бригада и участки, выполняющие однородные по характеру работы,объединяются в производственные комплексы.
При центре управления производством созданы пятьсамостоятельных комплексов: диагностики, технического обслуживания (включая ЕО,ТО-1, ТО-2), текущего ремонта и ремонтных участков (цехов) и, наконец,комплекса подготовки производства. В состав каждого комплекса входит несколькобригад и участков. Так в состав комплекса подготовки производства включаетсяучасток комплектации (подбор оборотного фонда, запасных частей) и промежуточныйсклад.
В функции отдела технического контроля (ОТК) входит проверкакачества работ, выполняемых рабочими производственного отдела, а также контрольза техническим состоянием всех автомобилей независимо от их места нахождения. ОТК в административном отношении подчиняется либо главномуинженеру, либо директору предприятия. Последнее предпочтительней, так как этоповышает авторитет ОТК и создает его работникам более благоприятные условия дляработы. Важным этапом в организации ОТК является подбор кадров, при которомдолжен действовать принцип: превосходство знания контролирующего над знаниямиконтролируемого. Работник ОТК должен хорошо знать технологический процесс,уметь не только обнаружить дефекты продукции, но и установить причину ихпоявления, а также участвовать в разработках мероприятий по повышению качествавыпуска изделий.
3.3 Организация рабочегоместа
Место, где производятсяработы, должно быть так приспособлено, чтобы все содействовало наиболееуспешному выполнению работы. В частности:
— вся обстановка работыдолжна способствовать повышению производства труда и качества, инструментыдолжны быть под руками, для них должны быть отведены удобные места;
— все рабочиеприспособления должны быть в исправности и в достаточном количестве; дляматериалов тоже должны быть отведены соответствующие места, в которых этиматериалы не приходилось бы разыскивать;
— помещение должно бытьво всем соответствовать условиям работы в смысле освещения, температуры,влажности.
Всякая производственнаяработа должна быть предварительно подготовлена, то есть снабжена всемнеобходимым оборудованием для бесперебойного ее протекания. А именно:
— к началу работы должныбыть подготовлены вполне соответствующие ей и вполне исправные инструменты;
— должны быть доставленык месту работы все материалы и части, которые понадобятся при ее выполнении;
— если требуются чертежиили конструкции, они должны быть готовы, и выданы рабочему;
— специальныеприспособления также должны быть готовы, и подобраны в соответствии сначинаемой работой.
Могут быть в корнеизменены некоторые общепринятые способы работы с получением тех же, что иобычно, результатов, но другими, более скорыми и легкими способами. Инициативаи изобретательность отдельных рабочих могут сыграть здесь и во множествеслучаев уже сыграли выдающуюся и решающую роль. Интенсивность труда каждогорабочего должна быть такой, чтобы в условиях хорошей подготовленности всегонеобходимого работа велась без всяких перерывов, без ослабления темпов. Однимиз основных условий производительной работы являются четкое разделение труда иорганизация рабочей силы в соответствии с квалификацией и способностями. Такимобразом, чтобы высококвалифицированный рабочий производил только высококвалифицированнуюработу, соответствующую его специальности, а всю подготовленную работу, нетребующую квалификации, выполняли вспомогательные рабочие. Работа новаторапомимо высоких достижений в отношении повышении производительности труда, тоесть экономии рабочей силы, должна сопровождаться и экономией материалов. Ведьвсякий материал тоже является результатом производительности чьего-то труда.
Использование полноймаксимальной мощности оборудования является обязательным.
4. Техника безопасности имероприятия по охране труда и окружающей среды
Под охраной трудапонимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий,направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Системаорганизационных и технических мероприятий и средств, предоставляющихпредотвращение производственный травматизм, носит название техникибезопасности.
Производственнаясанитария предусматривает мероприятия по правильному устройству и содержаниюпромышленных предприятий и оборудования (надлежащее освещение, правильноерасположение оборудования и т.д.) создание наиболее здоровых и благоприятныхусловий труда, предотвращающих профессиональные заболевания рабочих. КЗоТявляется основным положением по охране труда.
Промышленная гигиенаставит целью создания наиболее здоровых и благоприятных в гигиеническомотношении условий труда, предотвращающих профессиональные заболеванияработающих.
4.1 Порядок проведенияинструктажа
На автомобильныхпредприятиях организация работ по технике безопасности и производственнойсанитарии возлагается на главного инженера. В цехах и на производственныхучастках ответственность за безопасность труда несут начальники цехов имастера. Осуществление мероприятий по технике безопасности и производственнойсанитарии контролирует старший инженер по технике безопасности и профсоюзныеорганизации ( если таковые имеются). Указания старшего инженера по техникебезопасности может отменить только руководитель предприятия или главныйинженер. Одним из основных мероприятий по обеспечению безопасности трудаявляются обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодическийинструктаж всех работников предприятия.
Инструктаж проводитглавный инженер по технике безопасности. Вновь принимаемых на работу знакомят сосновными положениями по охране труда, правилами внутреннего распорядка,требованиями пожарной безопасности, средствами защиты работающих и способамиоказания первой доврачебной помощи пострадавшим и т.п. Особое значение имеетинструктаж на рабочем месте с показом безопасных методов работы.
Все работники независимоот производственного стажа и квалификации должны один раз в шесть месяцевпроходить повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы повышеннойбезопасности (сварщики и др.) – один раз в три месяца.
4.2 Требования безопасностипри ТО и ремонте автомобиля
При техническомобслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против ихсамостоятельного перемещения. Запрещается техническое обслуживание и ремонтавтомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулировки.
Подъёмно-транспортноеоборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только посвоему прямому назначению. Во время работы не следует оставлять инструменты накраю смотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. Присборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемыхдеталях пальцами: для этого необходимо пользоваться специальными ломиками,бородками или монтажными ключами.
Во время разборки исборки узлов и агрегатов следует применять специальные съёмники и ключи.Отвёртывать гайки зубилом и молотком не разрешается. Запрещается загромождатьпроходы между рабочими местами.
Повышенную опасностьпредставляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накопленазначительная энергия.
Эти операции необходимовыполнять на стендах или с помощью приспособлений. Гидравлические ипневматические устройства должны быть снабжены предохранительными иперепускными клапанами. Рабочий инструмент следует держать в исправном и чистомсостоянии.
4.3 Требованияпроизводственной санитарии и промышленной гигиены
Помещения, в которыхрабочие выполняют техническое обслуживание или ремонт автомобиля, должнынаходиться под ним, необходимо оборудовать смотровыми канавами, эстакадами снаправляющими предохранительными ребордами или съёмниками.
Приточно-вытяжнаявентиляция должна обеспечивать удаление выделяемых паров и газов и притоксвежего воздуха. Естественное и искусственное освещение рабочих мест должнобыть достаточным для безопасного выполнения работ.
На территории предприятиянеобходимо наличие санитарно-бытовых помещений – гардеробных, душевых,умывальных.
4.4 Меры пожарнойбезопасности
Во всех производственныхпомещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования: куритьтолько в специально отведённых местах; не пользоваться открытым огнём; разлитоемасло и топливо убирать с помощью песка и т.п.
Успех ликвидации пожаразависит от быстроты оповещения, о его начале и введении в действие эффективныхсредств пожаротушения. При невозможности тушения водой горящую поверхностьнакрывают специальными асбестовыми покрывалами, используют пенные либоуглекислые огнетушители.
4.5 Мерыэлектробезопасности
Разрешается работатьтолько инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения длявключения инструмента должны иметь заземление. При переходе электрифицированныминструментом с одного места на другое нельзя натягивать провод.
Работать сэлектрифицированным инструментом, с напряжением, превышающим 42 вольта можнотолько в резиновых перчатках стоя на резиновом коврике. В помещении безповышенной опасности можно использовать переносные лампы напряжение непревышающем 42 вольта.
4.6 Расчёт освещения взоне ТО-1
Расчёт естественногоосвещения сводится к определению числа оконных проёмов при боковом освещении.
Световая площадь оконныхпролётов зоны рассчитывается по формуле:
Fок = Fто-1 * а, [1,стр. 200]
где Fто-1 = 108 м2 – площадь полазоны ТО-1;
а – световой коэффициент;
а = (0,25+ 0,30),принимаем а = 0,28;
Fок = 71 * 0,28 = 20 м².
Принимаем 4 оконныхпроёмов общей площадью 20 м², что обеспечивает необходимую освещённостьзоны ТО-1. А именно 2,5 метра высотой, 2,0 метра шириной.
Общая световая мощностьламп:
Wосв = R*Fто-1, [1,стр. 205]
где R – норма расхода электроэнергииВт*м²; принимаем равной 15 ВТ* м²
Wосв = 15 * 71 = 1065 Вт
Берем 5 ламп накаливаниямощностью каждой из них по 200 Вт, и 1 лампу на 75 Вт.
4.7 Расчёт вентиляции
В зоне ТО-1 предусмотренаестественная вентиляция, а при выполнении определённых операций с вредными дляздоровья веществами, используется искусственная вентиляция.
Исходя из объёмапомещения и кратности объёма воздуха, рассчитываем производительностьвентилятора:
W = Vц*Ка, [1,стр. 206]
Где Vц = h*Fто-1 – объём помещения, м3;
h = 4,2 м – высота цеха;
Vц = 71 * 4,2 = 298,2 м3;
Ка = 4 –кратность объёма воздуха;
W = 298,2 * 4 = 1193 м3.
Заключение
При курсовомпроектировании, я изучил структуру и методы работы АТП и в частности зоны ТО-1.Произвел расчеты для данной зоны, а именно годовой объем работ, площадь,численность рабочих. Подобрал для данной зоны ТО-1 оборудование.
Изучил организацию работыАТП и в частности зоны ТО-1, произвел расчет освещения и вентиляции зоны.
Акцентируется внимание натехнику безопасности, производственную санитарию, экологию и другиетехнологические показатели.
Количество автомобилей 210 штук
Годовая трудоемкостьработ 73338,7 чел/ч
Число производственныхрабочих 5 чел
Площадь участка 71м2
Площадь оконных проёмов 20 м2
Мощность ламп 1065 Вт
Список используемойлитературы
1. Борзых И.О., Суханов Б.Н., БедаревЮ.Ф., «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», М.: «Транспорт», 1985.
2. Анисимов А.П. «Организацияпланирования и планирование работы автопредприятий»- М.: Транспорт, 1982.
3. Баранов Л.Ф. «Техническоеобслуживание и ремонт машин», М.: «Урожай», 2001.
4. Барков Г.А. «Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей», М.: «Россельмаш», 1972.
5. Плеханов И.П. «Автомобиль», М.:«Просвещение», 1977.
6. Газарян А.А. Техническоеобслуживание автомобилей, 1989 г.
7. Никитенко Н.В. Устройствоавтомобилей. Транспорт.,1988 г.
8. Швацкий А.А. Справочник механика,М.: Транспорт, 2000г.
9. Кузнецов А.С., Глазачев С.И.«Практическое руководство по ремонту и обслуживанию автомобилей ВАЗ «Ливр»,1997г.